Когда обращаться к психиатру с ребенком. Кто такой детский психиатр и зачем его посещать

Консультация психиатра может стать одной из важных составляющих обследования ребенка с целью оценки имеющихся симптомов (в том числе соматических) и исключения нарушений внутрисемейных отношений и стрессовых ситуаций в семье. Врачи должны информировать своих пациентов и их родителей о том, что в данной ситуации необходима консультация психиатра.

Согласие ребенка на обследование легче получить, если ему объясняют причины, которые побуждают обратиться к психиатру, и сформулируют предполагаемые результаты этой консультации. Полезную информацию при обследовании психиатром получает не только врач, но и родители ребенка. Стандартизованные вопросы психиатрического обследования опубликованы академией детской и подростковой психиатрии, свободный доступ к ним и описанию психических симптомов родители могут получить в Интернете - на нашем форуме МедУнивер, а также по контактным телефонам.
Необходимость в консультации психиатра возникает в том случае, если врач или родители желают уточнить характер имеющейся патологии для лучшего ее понимания и поиска путей коррекции как врачом, так и семьей пациента.

Врач может избежать ранних диагностических ошибок , если родители ясно и четко формулируют свои мысли с самого начала беседы. Новая и важная информация поступает к врачу постоянно в процессе беседы с родителями, и пациенты иногда начинают чувствовать больше доверия к врачу, если он задает грамотные вопросы. Кроме того, значимость данных анамнеза зависит от контекста социального уровня семьи.

Важно, чтобы врачи не примеряли свою собственную систему ценностей ко всем семьям своих пациентов и не считали, что они являются образцом для подражания. Важные индикаторы неблагополучия - признаки раздражительности, тревожности, неуверенности или депрессии в семье.

Следует определить основные проблемы . Например, родители в первую очередь предъявляют жалобы на ночной у ребенка в течение нескольких лет. Почему они только сейчас решили обратиться за помощью? Важно выяснить, что послужило поводом для обращения, вероятно, они увидели какие-то новые нарушения у своего ребенка? Кстати, это можно понять по тому, насколько критично относятся родители к ребенку. Полностью собрав все представленные сведения, в некоторых случаях врач обнаруживает, что то, что родители считают проблемой, в действительности является вариантом нормы.

В таком случае необходимо определить , какие личностные, семейные, социальные требования предъявляют родители к своему ребенку. Следует развеять их опасения, разъяснив точку зрения врача.

Если ребенок не осознает своих проблем , возможна беседа с учителями и родителями. Если это уже было сделано и ситуации, дезадаптирующие ребенка, сохраняются, то ребенка и его родителей следует проконсультировать у психиатра или в психиатрической клинике. Важно, чтобы педиатры своевременно направляли таких детей к психиатру. Подобные консультации необходимы как семье пациента, так и самому врачу для специальной экспертизы, исключающей психические заболевания, для понимания дальнейших действий с целью восстановления здоровья ребенка.

За последние десятилетия во всем мире увеличилось количество детей с расстройствами психологического развития. Многие родители воспринимают это как “проблемы возрастного периода“ и пускают все на самотек, потому что у многих до сих пор присутствует боязнь психиатров.

Но при этом мало кто задумывается о том, что своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на счастливое от нее избавление. Смотри, какие особенности поведения ребенка говорят о том, что вам нужно записаться на прием:

1. Отсутствует или запаздывает развитие речи

В норме первые слова у детей появляются в год-полтора, а простые предложения – в полтора-два. Если у ребенка не так, надо идти к специалисту и искать причину.Бывает и наоборот, когда первые слова появляются к 6-10 месяцам, а потом к полутора-двум годам исчезают, или приостанавливается развитие речи. Теряется интерес к игрушкам, книжкам, общению. Родители часто пропускают этот момент, а ведь речь у детей формируется только до 5 дет.

2. Особенные игры в раннем детском периоде

Нормальная игра – это стук, бросание, кусание. Аномальная игра – это кручение, вращение игрушек или предметов. Ученые открыли, что малыши до года в норме предпочитают мягкие игрушки. Дети с аутистическим спектром развития предпочитают твердые игрушки, которые выбирают сами без помощи родителей.

3. Игры с упорядочиванием предметов

Дети с расстройствами аутистического спектра выстраивают предметы или игрушки в цепочку или башню. В горизонтальную или вертикальную. Они делают это спонтанно. При этом обычно систематизируют их по размеру, цвету и форме (треугольники, квадраты, круги).

4. Отсутствие или недостаточная реакция на свое имя, человеческую речь

Симптомом аутистического расстройства может быть, когда ребенок не тянет ручки к маме, когда она хочет взять его с кроватки, не следит за родителями.

5. Бег или ходьба по кругу

Дети с расстройством аутистического развития периодически ходят на цыпочках, бегают по кругу, кружатся на месте или у них наблюдается маятникообразный бег туда-сюда. Тут не важна частота, потому что говорят “он делает, но редко“, а важен сам факт. Надо сразу начинать искать причину, бить тревогу, потому что обычно там не только этот признак, есть и другие. У большинства детей с возрастом часть симптомов уходит, часть видоизменяется.

6. Манипулирование рукой взрослых

Ребенок берет руку и использует ее как инструмент, чтобы с ее помощью что-то достали, дали ему или сделали. При этом дети не используют речь и жесты. На самом деле, использование руки как инструмента – это тоже симптом аутизма в раннем возрасте, который со временем может исчезнуть.

7. Гримасы

Ребенок как бы прищуривается, гримасничает перед зеркалом, Чаще всего он это делает в то время, когда он находится в стрессе или расстроен.

8. Избирательность в еде

Это состояние, когда ребенок избегает каких-то видов продуктов, которые ему необходимы, либо по цвету, либо по текстуре, либо по запаху. Часто они не любят жесткое мясо, рыбу, не едят красные или оранжевые фрукты или овощи. Это тоже признаки аутистического спектра развития. Для их преодоления нужно ребенка вовлекать в процесс покупки, приготовления пищи, но делать все это очень постепенно.

9. Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям

Такие малыши остро реагируют на громкие звуки, закрывают уши, нюхают предметы или еду, не любят этикетки на одежде, колючие вещи. Также дети с аутистическими расстройствами не любят мыть голову, стричь волосы и ногти.

10. Проблемы с общением

Такие дети не могут найти общий язык со сверстниками. На улице такой ребенок рядом с детьми, но не вместе с ними. Он наблюдает и пытается общаться, хочет познакомиться, но не знает как. Эти дети предпочитают играть с более старшими детьми, чаще с девочками, которые более терпимы, не прогоняют его, берут в группу и опекают. Либо предпочитает общаться со взрослыми, а с детьми вообще не общается.

11. Не проявляют интерес к игрушкам

Дети интересуются не игрушками, а неигровыми материалами: инструментами, кухонной посудой, пластиковыми бутылками, дверями, шкафами, любят кнопки, пульты, флаконы от духов, включают – выключают свет, переливают воду.

12. Упрямство, негативизм и сопротивление любым изменениям

Любое изменение в привычном режиме, даже небольшое, вызывает у них стресс и ухудшение психического состояния (становятся капризными, плаксивыми, возбудимыми, отказываются подчиняться). Например, при смене одежды при резких изменениях погоды или при внезапной отмене запланированных мероприятий таких как поход в кино, цирк, в гости. С таким ребенком, когда надо идти на детскую площадку, всегда приходится ходить по одной и той же дороге.

Доктор Константин Емцов просит родителей не воспринимать рекомендацию педагогов показать ребенка психиатру как оскорбление.

Резня в российской школе, нападение на учителя или одноклассников - невозможные в нашей стране прежде новости, которые будоражат и ставят перед обществом, школой, медициной множество вопросов.

Некоторые из них мы задали врачу-психиатру высшей категории, заведующему отделением Тольяттинского психоневрологического диспансера Константину Емцову.

Константин Георгиевич, эти «школьные» новости задают вопросы и врачам вашей специальности. Что творится с нами? Почему такое становится возможным?

Да, мы узнаем из новостей о нападении учеников на своих одноклассников в Перми, а затем, через небольшой интервал времени, в Бурятии. И факты говорят о том, что один из подростков, совершивших преступление, наблюдался психиатром, а подросток в Бурятии пытался покончить собой. Это говорит о том, что люди, которые совершают такие вещи, требуют обязательного участия специалистов, в том числе и психиатров.

Маленькие агрессоры

- Почему выросла детская агрессия?

Здесь можно выделить несколько факторов. С одной стороны, нейробиологические факторы. Генетика, наследственность, повреждение развития нервной ткани в раннем возрасте. С другой - семейные факторы. Детские психологи и психиатры говорят, что все проблемы идут из семьи. И только изучение этой конкретной семьи позволяет понять, что происходит с ребенком. Какие психологические травмы он мог перенести? Возможно, это было грубое, жестокое отношение родителей. И наконец, третья группа причин - это то, что происходит в обществе. Такое впечатление, что мы у Запада переняли все худшее. И фильмы с агрессией, и агрессивные компьютерные игры, и телевизионные кровавые новости. Произошло изменение морально-нравственных ценностей в обществе. И это тоже играет определенную роль.

Ребенок-агрессор может оказаться и часто оказывается из вполне благополучной семьи. Но 99 процентов семей - это все-таки закрытые книги.

Да, внешне семья может быть благополучной. Но есть еще и биологические факторы. Например, семья благополучна, а ребенок имеет некие нейробиологические задатки. Знаете, если зерно обладает недостаточно хорошей генетической базой, то даже на хорошей почве оно не даст хороших всходов. Генетика очень важна. И распознавание такой генетической предрасположенности тоже важно проводить вовремя.

Высокий риск

- Как этот неблагополучный код может проявляться внешне?

Дети, которые гиперактивны, дети, которые плохо учатся, - это уже повод для беспокойства. Пропуск занятий, отклоняющееся от нормы поведение, на которое обращают внимание учителя даже в младшем возрасте, - это повод задуматься. Потому что это высокий риск возникновения проблем в подростковом и более старшем возрасте.

- Но ведь тихий ребенок может тоже выдать такой же результат, Константин Георгиевич?

- Как его, тихонького, не просмотреть тому же педагогу в школе?

Сейчас отношение в обществе такое, что педагоги порой боятся сказать слово родителям, не очень хотят жаловаться на поведение ребенка. Статус учителя утерян. Даже наш премьер по телевидению говорит о том, что надо поднять статус учителя и врача. Это говорит о том, что статус реально упал, раз говорится об этом с таких трибун. Сейчас ведь любой человек знает, как воспитывать детей, как их учить и как лечить. Поэтому учителя в сложной ситуации. А уж сказать родителям, что их ребенка надо показать психиатру, - это вообще очень сложный шаг для педагога.

- Шаг на грани риска…

Это часто воспринимается семьей как оскорбление. Что касается нас, психиатров, мы работаем по Закону о психиатрической помощи и гарантий прав граждан при ее оказании. Это закон, и там все прописано. И все, что касается детской психиатрии и освидетельствования ребенка, в том числе.
Закон есть закон

- И как по этому закону нужно лечить ребенка, у которого есть психическое расстройство?

До пятнадцати лет освидетельствование может происходить только с согласия обоих родителей. А если родители в разводе? Тогда может пройти освидетельствование с согласия органов опеки. При этом по закону родитель, который не видит этой проблемы и не согласен с опекой, может подать в суд. Закон - хороший или плохой - это закон, и его нужно соблюдать. Он очень хорошо защищает права душевнобольных. Мы не можем госпитализировать подростка без всех этих процедур. Потому что еще и суду нужно будет доказать необходимость недобровольного освидетельствования и недобровольного госпитализации ребенка.

- Но если семья все же пришла к решению, что помощь врача необходима?

Тогда она идет к детским психиатрам, которых, кстати, у нас в городе всего четыре. И они тоже загружены, в том числе всякими справками и профосмотрами. Есть серьезная проблема кадров. В детскую психиатрию идти не хотят, потому что это намного сложнее, чем взрослая. Увидеть у ребенка психопатологию - это раз. Два - нужно еще пообщаться с его родителями.

Важно сделать психиатрическую помощь более близкой к человеку. Родители с ребенком придут скорее в общую многопрофильную поликлинику, чем в психиатрическую больницу. Одно это пугает. Почему бы не организовать консультационные кабинеты психиатров в поликлиниках?

Не нагнетать

Хотя если мы говорим о правонарушениях, то не нужно нагнетать обстановку, потому что частота преступлений, совершенных психически больными людьми, ничтожно мала по сравнению со здоровыми преступниками.

- Но обществу, наверное, хочется оправдаться: больные люди - большие преступления…

Разные вещи - болезнь и патология.

- Разберемся, Константин Георгиевич?

Болезнь - это то, что имеет начало, течение и исход. А патология - это аномалия. Мы называем это расстройством личности. Человек таким родился. Он имеет такие задатки. Бывает хорошая семья, а ребенок - в дедушку или в дядю, который много раз сидел в тюрьме. Здесь каждый случай нужно разбирать индивидуально.

Каждый подобный случай рождает какие-то меры. Например, усиливается охрана в школах. А решаются ли вопросы усиления психологической помощи в образовании?

Сегодня есть тренд - мы даем знания, а воспитанием занимается семья. Учитель должен быть психологом. Но и психологи часто заняты только диагностикой. А заниматься психокоррекцией или психотерапией сложно. Обратиться в частную психотерапию? Это дорого.

- У родителей есть комплексы: что будет, если узнают, что ребенка повели к психиатру…

Статистика показывает, что с начала заболевания до обращения к психиатру проходит несколько лет. Сначала лечатся у неврологов, у психологов, у экстрасенсов. И уж когда совсем подожмет, тогда идут к психиатру. В нашем психоневрологическом диспансере есть детский дневной стационар. Но полное детское стационарное отделение есть только в Самаре.

- Это наш подход или общая тенденция?

В Европе гораздо более внимательны к психическому здоровью людей. В клиниках Германии, например, девяносто процентов сотрудников - это психологи и социальные работники. Там в больнице для душевнобольных есть бассейны, группы творческого самовыражения, эрготерапия. Там нет заборов, там думают о трудоустройстве пациентов. Все создано для реабилитации людей.

В нашей стране ведущие ученые медики еще несколько лет назад прогнозировали рост правонарушений в связи с недостаточным финансированием отрасли и сокращением коек в государственных психиатрических стационарах.

Сети

Социальные сети, по сути, это тоже воспитание. Это внушение в бодрствующем состоянии. То мы под гипнозом что-то внушали, а это внушение вне гипноза. Надо ли блокировать эти сайты? Надо. Может быть, вообще сделать платным участие в социальных сетях, тогда будет меньше всех этих вещей.

- Чем только современного школьника не грузят: кружки олимпиады, баллы…

Бывает, что родители заняты тем, чтобы как можно больше впихнуть в голову детей информации, забывая подчас о любви. Есть тренд - воспитать не хорошего, счастливого человека, а выпускника, подготовленного к ЕГЭ или к высшему образованию.

Нередко в современной семье доминирует акцент на достижение материальных благ. А нравственное при этом идет лишь вторым планом. Это страшно.

- Как же быть?

Учиться воспитывать детей.

Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
[email protected]

Занимается диагностикой и лечением различных заболеваний психоэмоциональной сферы у детей и подростков.

Кроме выраженных и заметных отклонений в развитии это могут быть и не явные расстройства поведения, которые по началу не всегда бывают очевидны даже для самих родителей ребенка, такие как аутизм, фобии и т.п.

Что входит в компетенцию врача Детского психиатра

В компетентности психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

Какими заболеваниями занимается Детский психиатр

Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, - и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму.

Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие.

Какими органами занимается врач Детский психиатр

Нервная система.

Когда следует обращаться к Детскому психиатру

- навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

Депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

Чрезвычайные взлеты и падения настроения;

Заметные изменения привычного режима еды и сна;

Неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

Чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

Неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение.

А также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

Заметное изменение личности;

Странные или грандиозные идеи;

Злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Когда и какие анализы нужно делать

Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой.

Существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Детский психиатр

- Электроэнцефалография;
- Устная речь. Наблюдение за спонтанной речью больного. «Ребенок – это исследователь. Начиная с самого раннего возраста он изучает окружающий мир, экспериментирует со всем, до чего может дотронуться. А значит, родителям нужно научиться сопровождать детей в их «отважных приключениях» вплоть до пределов опасности и отвлекать ребенка, как только возникают эти пределы, переключая внимание на другие предметы. Наказывать его в этом случае практически бесполезно, так как чем больше подавлять стремление ребенка к «приключениям», тем упрямей он становится.

Как правило, у ребенка воспитывается сильный, независимый, самостоятельный характер, если родители поощряют его тягу к познаниям, а не ограничивают его все время». Но разница между отвагой и безрассудством очень размыта и не всегда очевидна для родителей.

На первом году жизни родители поощряют самостоятельное развитие ребенка, гордятся его прогрессом, позволяют ему экспериментировать и исследовать окружающий мир. Между одним и тремя годами родители вдруг разворачиваются на 180 градусов и начинают постоянно говорить «нет». «Все разрешено» превращается во «Все запрещено». Результат: ребенок либо полностью подчиняется запретам и превращается в «забитого труса», либо развивает иммунитет к запретам и делает так, как ему хочется, часто переходя границы опасности.

Первые годы жизни малыша являются определяющими. Именно в это время родители закладывают в малыша основы воспитания и помогают развитию личности ребенка. Ключевым является период от одного до 3 лет. Поэтому вплоть до трехлетнего возраста родители должны сопровождать каждый момент жизни малыша. Сопровождать в его «приключениях», но не полностью запрещать их!

После трех лет можно мало-помалу «отпускать» малыша, постепенно предоставляя ему больше свободы и самостоятельности. Но не нужно полностью отпускать малыша, считая, что он сам научится избегать опасностей после первого же неудачного опыта. Не думайте, что раз обжегшийся малыш начнет сразу опасаться огня. Нет, если он обжегся утюгом, то будет бояться именно утюга, а не, к примеру, свечки или любого другого источника тепла. Устойчивая ассоциация «любой огонь – боль» формируется только к годам четырем-пяти.

Лучший способ избежать неприятных инцидентов - это объяснять малышу, до какого предела может простираться его смелость. Вместо того чтобы приказать «Не ходи на балкон!», лучше сказать «Это опасно, я пойду вместе с тобой». Позволять ребенку быть смелым, это значит научить его преодолевать его собственные страхи, а не передавать ему свои.

Пора вмешаться папе!

Каждый мужчина по-своему расценивает свои родительские обязанности и манеру поведения по отношению к ребенку. Но у отцов есть одна общая задача - вклиниться в эту тесную связь «мама-ребенок», чтобы период супер-сплоченности не затягивался слишком надолго. Причем отец, принимая на себя часть материнской роли, должен служить здесь как примером для малыша, так и поддержкой. В интересах матери помочь отцу побыстрее сплотиться с малышом:

1. Позвольте отцу разделить с вами часть обязанностей по уходу и воспитанию ребенка (купание, прогулка, кормление), даже если вам кажется, что вы бы это сделали лучше.

2. Позволяйте отцам делать «по-своему» то, что они считают нужным. Именно видя большую разницу между отцом и матерью, ребенок многому учится.

3. Прислушивайтесь, если муж вам говорит, что вы слишком оберегаете ребенка или делаете из него «маменькиного сынка» . Со стороны виднее, и отцы в этом часто правы.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

30.01.2019

Канадские ученые из из Университета Калгари провели исследования для определения взаимосвязи между развитием ребенка и его временем проведенным у экрана гаджета.

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Психиатрия и психология – относительно молодые науки. Поэтому вполне нормальна ситуация, когда родители не четко понимают различия между детским психологом, психиатром и психотерапевтом. Давайте попробуем разобраться, за что отвечают эти специалисты и к кому следует обращаться в определенных ситуациях.

Психолог: педагог для эмоциональной сферы

Сегодня все чаще встречаются советы обратиться к детскому психологу при, казалось бы, рядовых ситуациях в воспитании ребенка. Но у многих родителей слово «психолог» ассоциируется с психиатрией, поэтому они отказываются от визита, ведь их малыш абсолютно здоров.

Однако детский психолог - не врач, а педагог с высшим специальным образованием. Он учился не в медицинском ВУЗе, и поэтому не «лечит» детей в традиционном понимании. Он также не выписывает медикаменты, а может лишь указать на возможную необходимость приема препаратов и посоветовать обратиться по этому поводу к неврологу.

Психолог, если можно так выразиться, корректирует эмоции ребенка из-за определенных ситуаций, помогая справиться или взглянуть на них по-другому. В ходе бесед (или игр, если ребенок совсем мал) он также ищет причины неадекватного детского поведения и старается разобраться с ними.

Примеры случаев для обращения к детскому психологу:

  • Ночные страхи, подверженность фобиям;
  • Агрессия, неуправляемое поведение.;
  • Излишняя застенчивость;
  • Резкие изменения в поведении (например, внезапная неуспеваемость на фоне предыдущих хороших оценок);
  • Травмирующая ситуация в жизни ребенка.

Психиатр: врач на страже душевного здоровья

Психиатр имеет как базовое медицинское образование, так и профильную подготовку в области психиатрии. Таким образом, это врач в классическом понимании. Предмет его изысканий - не столько чувства и эмоции пациента, сколько «материальное» состояние организма. Ведь к психическим отклонениям зачастую приводят нарушения в работе головного мозга, спинного мозга, ответвлений нервов и внутренних органов в целом.

Психиатр может использовать немедикаментозные методы лечения, но фармакотерапия остается главенствующей. Важно понимать, что на прием к этому специалисту редко попадают внезапно и «с улицы», так как психиатр занимается существенными психическими нарушениями. Родители, а тем более педиатр и невролог вряд ли могут не замечать их. Как правило, маленький пациент получает направление к психиатру от врачей из детской поликлиники, в частности от невролога.

Примеры случаев для обращения к детскому психиатру:

  • Неконтролируемые, неистовые вспышки гнева;
  • Галлюцинации у ребенка;
  • Навязчивые состояния;
  • Панические атаки;
  • Длительные расстройства сна.;
  • Нарушения памяти, мышления, восприятия.

Психотерапевт: врач и педагог в одном лице

Детский психотерапевт - тоже врач с высшим медицинским образованием. Но принципиальное отличие его работы в том, что он предпочитает медикаментозному лечению методы психологического воздействия. Под этими методами подразумеваются беседы, в ходе которых выявляются и предупреждаются развития внутренних конфликтов у ребенка, а также находятся способы решения его психологических проблем.

Можно сказать, что детский психотерапевт служит симбиозом педагога и доктора, поскольку он использует комплексный подход, ставя диагноз и, при необходимости, выписывая пациенту необходимые препараты. Чаще всего это успокаивающие средства, такие как Тенотен детский , которые помогают защитить несформировавшуюся психику ребенка от перегрузок и нормализовать поведение. Случаи, с которыми обращаются к психотерапевту, во многом похожи на практику детского психолога. Но если последний занимается «мелочами жизни», то психотерапевт также прекрасно ориентируется в клинических тематиках.

Примеры случаев для обращения к детскому психотерапевту:

  • Агрессивное, асоциальное или неадекватное поведение;
  • Заниженная самооценка, перманентная неуверенность в себе;
  • Фобии и чувство вины;
  • Навязчивые состояния;
  • Пережитая глубокая психотравма.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека