Мозг и психика функции мозга. Человек, его мозг и психика

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления - отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Младенчество Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возраст Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период - яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возраст В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

Характеристика Комбинации Трансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

Возраст Характеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возраст В этот период мышление приобретает качественно другой окрас - рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возраст Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли , в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным . Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы . Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении.

Индивидуальные различия в мышлении

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления . Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов , умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума глубина, широта и последовательность также имеют важное значение . Человек глубокого ума способен “доходить до корня”, вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой.

Важной составляющей психического развития человека является его мышление. Без него невозможна социализация человека. На протяжении всей жизни существуют возможности для улучшения работы мышления. Чтобы убедиться, что развитие ребенка происходит без отклонений, в психологии принято отслеживать преобразования в мыслительной деятельности по фазам онтогенеза.

Онтогенез и его взаимосвязь с мышлением

Онтогенезом в науке принято понимать весь процесс жизненного цикла человеческого организма. Иными словами, вся жизнь человека от рождения до смерти –это онтогенез.

Важно! Мышление как высший познавательный процесс не существует отдельно от речи, восприятия и других психических видов деятельности.

В процессе мышления происходит отображение реальной действительности, в результате чего человек получает теоретический и практический опыт.

Почему мышление меняется в зависимости от этапа онтогенеза?

  • совершенствуется и развивается нервная система человека;
  • индивид получает больше опыта и знаний, в т. ч. в процессе социализации;
  • в зависимости от возраста меняются социальные роли человека, что позволяет создавать новые выводы и умозаключения;
  • накапливается словарный запас и развивается речь;
  • формируются познавательные способности для оперирования образами, а не только понятиями.

Даже по письменной речи можно понять, к какому уровню онтогенеза относится человек.

Признаки мышления

Основная задача мыслительной деятельности – помочь выявить связи между объектами, чтобы принять правильное решение по выбору действия. Это позволяет ориентироваться в пространстве и окружающей среде. Данный процесс всегда подразумевает активность. Его задача найти решение возникшей проблемы. Дополнительными признаками мышления следует считать:

Среди видов мышления можно выделить:

  • словесно-логическое;
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное.

Они определяются тем, от чего отталкивается в своих суждениях человек больше.

Основные стадии онтогенеза

Изучающие проблемы развития мышления чаще всего опираются на работы Ж.Пиаже. Ученый считал, что процесс совершенствования мыслительной деятельности происходит самостоятельно и имеет определенные закономерности. Индивидуальные сдвиги вследствие большего опыта допустимы. Ведь появление речи тоже у каждого человека начинается в разном возрасте. Отклонения не очень значительны.

В процессе совершенствования познавательной деятельности человека Пиаже выделил следующие этапы:

  • до достижения 2 лет – стадия сенсомоторных операций;
  • с 2 до 7 лет – стадия дооперационального интеллекта;
  • с 8 до 11 лет – стадия конкретных операций;
  • с 12 до 15 лет – стадия формальных операций.

Каждая стадия имеет определенные характеристики, где главными выступают элементы речи и действия ребенка.

Мышление на стадии сенсомоторных операций

Кроха не способен воспринимать себя как отдельный субъект в окружающем мире. Он отождествляет себя с членами семьи или другими людьми. Весь мир для него состоит из ощущений. Выбирая нужное действие, он ориентируется на них. Для стадии также характерно:

Внимание! Важно в возрасте до 2 лет привить малышу умение разбираться с предметами и группировать их. Это произойдет в любом случае, но опоздание в освоении приводит к задержке мышления на других стадиях.

Ребенок стадии доооперационального интеллекта

Малыш на данном этапе онтогенеза существенно преображается. Вместо беззащитного ребенка появляется яркая личность. До пяти лет нет комплексных суждений, они носят частичный и категоричный характер. Выстроить цепочку событий малышу еще тяжело.

Признаками новых мыслительных действий являются:

  • сформированная речь;
  • представления преобразуются в мысли;
  • с 6 лет активизация ;
  • в речи очень много эгоцентричных конструкций, ребенку тяжело интерпретировать ситуации, где нужно оперировать разными позициями;
  • отсутствие способности доказывать и аргументировать.

Эгоцентризм присущ любому возрасту ребенка, но проявляется по-разному. Он заставляет детей концентрировать свое внимание на отдельных объектах. Поэтому не должен вызывать сопротивление у окружающих и особенно родителей. Развитие мышления в онтогенезе многие исследователи изучают именно по признакам эгоцентризма.

Особенности освоения конкретных и формальных операций

Логика в возрасте 8–11 лет еще нуждается в подкреплении наглядными образами, что отражается в речи. В целом дети уже способны:

  • строить рассуждения;
  • делать корректные выводы;
  • выстраивать длинные цепочки связей между объектами;
  • пользоваться свойствами обратимости, когда запоминаются исходные данные об объекте, к которым нужно вернуться в процессе решения задачи или построения мысли;
  • проводить операции сериации, т. е. ребенок может расположить объекты по цепочке с учетом взаимосвязей между ними;
  • видеть неизменное в условиях меняющейся среды, например, пересыпание песка из одной емкости в другую (понимают, что объем не поменялся);
  • классифицировать предметы по различным основаниям.

Подросток характеризуется резкими переменами в характере, поведении и настроении. Гормональные изменения сказываются и на мышлении. Ему может быть тяжело формировать ранее привычные суждения. Ухудшение памяти сопровождается потерей из речи каких-то сложных понятий.

Последняя стадия детского онтогенеза формирует логическое мышление окончательно. У этой возрастной группы появляется склонность к теоретизированию. Им часто хочется создавать собственные концепции. Подросток прибегает к способности мыслить как взрослые.

Утрачивается необходимость прибегать к конкретным объектам. Наглядно-образное мышление становится вторичным, а наглядно-действенное – выходит на первый план.

Развития мышления по П.Гальперину

Популярной классификацией этапов онтогенеза является теория П.Гальперина. Он выделял пять стадий:


Если на ранних стадиях развитие мышления больше связано с предметной деятельностью, то впоследствии оно преобразуется. Ребенку не нужны предметы, чтобы оперировать ими для формирования суждений.

Действие преобразуется с возрастом по следующим параметрам:

  • уровень выполнения;
  • степень обобщения;
  • полнота выполняемых операций;
  • уровень усвоения действий или знаний.

Обретение логических навыков и совершенствование речи требует специальных занятий. В то время как основные мыслительные действия формируются самостоятельно. Если мозгу не давать почву для развития, то мышление способно упрощаться.

Очевидно, что основные этапы роста мыслительных процессов происходят в детском возрасте. После 15 лет человек уже оперирует всем арсеналом инструментов, которые предусматривает психический процесс. На каждой стадии требуется предоставить возможность ребенку самостоятельно действовать, чтобы он приобретал ценный опыт. Для этого его окружающая среда должна быть наполнена нужными по возрасту предметами, игрушками или книгами.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека