Как увеличить количество нейронных связей. Как наш мозг создает нейронные связи (упрощенно о сложном перед курсом нейрографики)

Инструкция

Улучшить нейронные связи головного мозга и тем самым стимулировать интеллектуальную активность можно при помощи зарядки для ума. Начните выполнять специальные упражнения развивающие память, займитесь изучением иностранных языков, разгадывайте кроссворды, играйте в интеллектуальные игры, решайте задачи по математике и т.д. Чтение также увеличивает концентрацию внимания, стимулирует воображение и мыслительные процессы. Старайтесь ежедневно хотя бы по полчаса в день уделять чтению отечественной или зарубежной классики, исторической литературы или поэзии.

Для улучшения работы мозга необходим сахар, но это не означает, что нужно в неограниченном количестве поглощать сладости. Употребляйте в пищу продукты с натуральным крахмалом и сахарами. Это картофель, рис, бобовые, орехи, черный хлеб и т.д.: такая пища усваивается медленнее, благодаря чему мозг получает гораздо больший заряд энергии. Пейте не менее 2 литров воды в сутки, обезвоживание также часто становится причиной потери работоспособности и переутомления мозга. Во многом деятельность головного мозга зависит от объема потребляемой пищи. По мнению ученых, сытость отрицательно действует на умственную активность. Возьмите в привычку вставать из-за стола с легким чувством голода.

Работа без полноценного отдыха также всегда приводит к снижению работоспособности. Устраивайте себе периодические передышки, а во время перерыва на обед постарайтесь полностью отвлечься от работы и поболтать с коллегами. Коммуникативное общение способствует обострению памяти и активизации функций мозга.

Не забывайте о выходных днях. Причем лучшим отдыхом считается время, проведенное на природе - ходите в лес за ягодами, грибами, рыбачьте, делайте шашлыки, ходите в походы или работайте на даче. Все это даст возможность вашему мозгу отдохнуть от тяжелых напряженных будней, подарит заряд энергии и увеличит работоспособность.

Не менее важен здоровый полноценный сон. Недосыпание приводит к преждевременному переутомлению и снижению концентрации. Старайтесь соблюдать режим: ежедневно ложитесь спать и просыпайтесь в одно и то же время. Желательно придерживаться заведенного распорядка даже в выходные дни.

Вредные привычки не позволяют сосредоточиться на работе и учебе, снижают работоспособность, сокращают объем выполненной работы и ухудшают ее качество.

Регулярные физические упражнения способствуют повышению эластичности сосудов и улучшению циркуляции крови, восстанавливают нейронные связи, что в итоге улучшает работоспособность головного мозга. Массаж головы и шеи, улучшающий кровоток в коре головного мозга, очень полезен для клеточного мозгового кровообращения. Если вы в течение нескольких недель ежедневно по 10 минут будете уделять массажу, то к вечеру способность ясно и четко мыслить не пропадет, а усталость не будет такой сильной.

Специалистами доказано, что одни цвета и запахи действуют на мозг успокаивающе, а другие, напротив, раздражающе. Так, работу мозга отлично стимулирует желтый цвет. Он тонизирует, бодрит, поднимает настроение и повышает умственную работоспособность. Что касается запахов, на мозговую деятельность отлично действуют цитрусовые и древесные ароматы.

Имеет нейронную структуру. Он зафиксирован в мозге в виде нейронного образования.

Число нейронов огромно. Ученые называют цифры от 10 до 100 миллиардов. Нейроны – это нервные клетки нашего мозга, которые проводят нервные импульсы. Импульсы несутся с громадной скоростью: расстояние от одного нейрона к другому сообщение пробегает меньше чем за 1/5000 долю секунды. Благодаря этому мы чувствуем, думаем, действуем.

Когда человек рождается, он уже имеет большое количество нейронных образований, отвечающих за работу внутренних органов, систем дыхания, кровоснабжения, выведения отходов организма и других. С рождения до двух лет количество нейронных образований у человека повышается в разы, так как он учится ходить, говорить, распознавать предметы, людей, приобретает опыт знакомства с окружающим миром. Ресурсы, внешние для новорожденного человека, быстро становятся внутренними, неотделимыми от личности.

Как формируются нейронные образования?

Каждый нейрон похож на корневую систему растений, где есть один большой корень (аксон), и есть ответвления от этого корня (дендриты).

Каждый раз, когда по мозгу проходит сообщение, с одного нейрона на другой перескакивает множество нервных импульсов.

Передача таких сообщений происходит не напрямую, а через посредника. Посредник – это химическое вещество, называемое медиатором. При передаче сообщений один нейрон аккумулирует медиаторы на кончике «корня», а затем пускает их в «свободное плавание». Задача медиаторов – перенести нервный импульс к другому нейрону через некий барьер (синапс). Медиаторы могут причаливать только к определенному месту на соседнем нейроне. А точка причаливания принимает только один вид медиаторов. Но сам медиатор может причалить не к одному нейрону.

В зависимости от сообщения, которое несет медиатор, нервный импульс либо продолжает свой путь, либо прямо здесь останавливается. Пока второй нейрон «читает» сообщение и «решает», продолжать ли нервному импульсу свой путь дальше, медиатор остается на причале.

Если нейрон «решил» что делать дальше, происходит либо бег импульса дальше по цепочке, либо нейтрализация информации в нейроне и разрушение медиатора. Такая система переноса импульсов помогает нам фильтровать на самом деле важную входящую информацию от не имеющего значения так называемого «шума».

Если сообщения повторяются, медиаторы быстрее и легче достигают точки причаливания на соседнем нейроне, формируется устойчивая нейронная связь.

Так как дендритов у нейронов много, нейрон одновременно может формировать много медиаторов с разными сообщениями для других нейронов.

Ранее ученые считали, что связи между нейронами закреплены с рождения и не подвержены влиянию человеческого опыта. Сегодня мнение изменилось. На то, сколько таких связей будет создано нервной системой, оказывают огромное влияние события нашей жизни – все огромное многообразие того, что мы впитываем в себя с младенчества. При овладении новыми навыками, при встрече с новыми чувствами в сложной нейронной сети у нас постоянно формируются новые связи. Поэтому межнейронные связи мозга у каждого из нас – структура уникальная.

При этом мы можем перестроить мозг за счет создания новых нейронных связей, эту способность мозга называют нейропластичностью.

Ресурс как нейронная связь.

Любой внутренний ресурс – это, по сути, навык, крепкая нейронная связь. А крепкая нейронная связь формируется двумя основными способами:

1. Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.

2. Постепенно, путем многократного повторения.

Например, когда человек учится водить машину, никакой структуры и нейронной связи еще нет. Навык вождения еще не сформирован, ресурс еще внешний. Для того, чтобы держать руль, нажимать на педали, включать поворотники, реагировать на знаки и дорожную обстановку, регулировать уровень страха и тревоги требуется уйма энергии.

Это энергия внимания и энергия мотивации. Туда руку, сюда ногу, смотреть в зеркала, а там пешеход, а еще знаки и другие машины. Напряжение и тревога с непривычки. Если энергия мотивации израсходована, плюс произошла колоссальная потеря энергии внимания, и они не компенсировались удовольствием от процесса вождения, то часто человек откладывает обучение до лучших времен.

Если же стресс от таких «вождений» не так уж велик и покрывается удовольствием, то человек научится водить. Раз за разом в мозгу человека нейроны будут выстраиваться в определенную конфигурацию, обеспечивающую процесс приобретения навыка вождения.

Чем больше будет повторений, тем быстрее будут формироваться новые нейронные связи. Но только в том случае, если энергия, затрачиваемая на приобретение навыка, будет скомпенсирована с превышением.

Причем нейронные связи будут формироваться не в одном месте, а в нескольких участках мозга, которые задействованы, когда человек водит машину.

В дальнейшем будет нужно меньше энергии для процесса вождения, и тем легче и приятнее будет сам процесс. Нейронные связи сформировалась, и теперь задача – эти связи «устаканить», вшить в подкорку, чтобы они превратилась в устойчивое нейронное образование. И чем лучше у человека получается, чем больше он получает удовольствия, положительного подкрепления, тем быстрее идет работа.

Когда нейронное образование сформировано, система получается автономной, энергии требуется все меньше, она начинает не расходоваться, а поступать. Именно тогда внешний ресурс становится внутренним.

И вот уже человек может слушать музыку, разговаривать, думать о своем, и его разум будет следить за дорогой, тело само выполнять нужные действия, и даже в экстремальной ситуации разум и тело справятся сами, без участия сознания, и примут нужные меры. Именно так и было со мной, когда я выпадала из реальности, и не помнила, как приезжала домой. Об этом я писала

А если внести сюда элемент творчества, то нейронная структура в мозгу станет еще более красивой, сложной и гибкой.

Любой ресурс может быть прокачан до такой степени, что станет навыком, встроенным в личность через нейронную структуру.

Нейронные связи и внутренний контроль.

Любые действия имеют какой-то развивающий эффект только тогда, когда происходят на грани потери контроля над ситуацией. И чем более выражена эта грань – тем больший эффект. Потеря контроля заставляет нас формировать новые нейронные связи, делая структуру более обширной.

А обширность эта достигается за счет захвата в сеть «открытых» нейронов.

Смотрите, постоянно работающий нейрон со временем покрывается оболочкой из особого вещества, называемого миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишней энергии. Нейроны с миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы разделяем наше мозговое вещество на «белое» и «серое». Обычно покрытие нейронов оболочкой у человека активно до двух, и снижается к семи годам.
Существуют бедные миелином «открытые» нейроны, в которых скорость проведения импульса всего 1-2 м/с, то есть в 100 раз медленнее, чем у миелиновых нейронов.

Потеря контроля заставляет мозг «искать» и подключать в свою сеть «открытые» нейроны, чтобы сформировать новый кусок нейронного образования, «ответственного» за новый опыт.
Именно поэтому действия, в которых полностью исключена возможность потери контроля нам просто неинтересно выполнять. Они скучны и рутинны, не требуют особой активности мозга. А если мозг не получает достаточной активности – он деградирует, незадействованные нейроны отмирают, человек тупеет и глупеет.

Если потеря контроля каждый раз ведет к формированию нужного результата, то говорят о положительном подкреплении.

Так дети учатся ходить, ездить на велосипеде, плавать и так далее. Причем, чем больше часов, затрачиваемых на какое-то занятие, тем больше миелиновых нейронов в мозге, а значит выше его производительность.

Одно убедительное доказательство получили после сканирования головного мозга профессионального музыканта. Проводилось много исследований по поводу того, чем мозг музыканта отличается от мозга обычных людей. В ходе этих исследований мозг был просканирован в диффузионном МРТ-аппарате, что дало ученым информацию о ткани и волокнах внутри области сканирования.

Исследование показало, что практика игры на фортепиано способствовала формированию белого вещества в областях мозга, связанных с моторикой пальцев, визуальных и слуховых центров обработки, другие же области мозга ничем не отличались от таких же у “обычного человека”.

Внутренний контроль и привычки.

Современной нейрофизиологии известно, чтовремя формирования разветвлённой структуры отростков нейрона – 40-45 дней , а время, требующееся на формирование новых нейронов – 3-4 месяца .

Следовательно, для того, чтобы ресурс из внешнего превратился во внутренний, достаточно сформировать НОВОЕ нейронное образование под конкретную задачу. На это потребуется не менее 120 дней.

Но при трех условиях.

  1. Прокачка ресурса должна идти ежедневно.
  2. Она должна сопровождаться потерей
  3. Энергия должна компенсироваться с превышением.

Вернусь к примеру с автомобилем. Потеря внутреннего контроля бывает каждый раз, когда водитель садится за руль. Причем от стажа вождения это не зависит. Всегда идет внутренняя подстройка водителя на автомобиль и дорогу, на участников дорожного движения, на погодные условия. Мобилизация внутренних ресурсов идет всегда, даже у самых опытных.

Различия между опытным и начинающим водителем будет в том, что опытный уже приобрел устойчивые нейронные связи и амплитуда потери контроля не ощущается им. А вот неопытный водитель может настолько терять контроль, что нервное напряжение будет видно невооруженным взглядом. Но чем чаще и дольше такой водитель будет ездить, тем быстрее и лучше он будет справляться с ситуацией потери контроля.

Через 120 дней навык вождения войдет в ПРИВЫЧКУ, то есть не будет забирать всю свободную энергию. Человек уже сможет включать музыку в автомобиле, или вести разговоры с пассажирами. Вновь образованное нейронное образование все еще не стабильно, но уже выполняет функцию под конкретную задачу.

Если человек будет дольше развивать навык вождения, то через некоторое время нейронное образование, отвечающее за этот навык, станет устойчивым, автономным, стабильным. Если же человек не будет пользоваться вновь созданным нейронным образованием, то через некоторое время оно распадется, разрушится. Поэтому часто люди, имеющие права, не могут водить автомобиль.

Любой другой ресурс делается внутренним по такому же принципу . Внутренний ресурс – есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных взаимосвязей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию по сравнению с другими цепочками нейронного реагирования.

Чем больше мы повторяем какие-либо действия, мысли, слова, тем более активными и автоматическими становятся соответствующие нейронные пути.

Все это справедливо для формирования «вредных» привычек. И тут я говорю не только об алкоголе и наркотиках, но и о привычке жаловаться на жизнь, ныть, обвинять всех и вся в своей нелегкой жизни, подличать, идти по головам, хитрить и изворачиваться для получения того, что нужно.

Здесь тоже условное «положительное» подкрепление, когда человек такими действиями получает то, что нужно. И запоминает это как «правильный» путь, ведущий к результату.

Есть так же нейронные образования, отвечающие за шаблонные установки, ограничивающие убеждения, устойчивые программы, от которых человек не может избавиться годами. Особенно эти нейронные образования сильны в сфере денег, уверенности в себе, и в сфере человеческих взаимоотношений. Эти нейронные образования формируются задолго до того, как ребенок может осознанно подходить к этим вопросам. Формирование ограничивающих убеждений, различных эмоциональных блоков идет под влиянием родителей, социума.

А еще это очень зависит от окружения, страны, истории, ментальности.

Эти застарелые устойчивые нейронные образования можно разрушить. Требуется на это от 1 до 5 лет ежедневной «работы». «Работы» по формированию НОВЫХ убеждений, НОВЫХ действий, НОВОГО окружения. Тогда на месте одних нейронных образований будут возникать другие.

Если учесть, что ограничивающие убеждения формируются десятилетиями, то возможность убрать их за какие-то три года кажется заманчивой.

Да, сказать легко, нелегко сделать. На «подумать» вот вам история.

Представьте, вы получили наследство - участок недр площадью 100 га для добычи алмазов.

Вступили в права наследства и тут к вам обращаются представители Алмазной корпорации. Мол, хотим взять в аренду ваш участок лет на 50, все, что добудем – наше, а вам будем платить фиксированную ренту ежемесячно в течение этих 50 лет.

Вы подумали, и согласились. Ну а что? Деньги на самое необходимое есть, голова не болит о том, где их взять.

Алмазная корпорация нагнала техники, людей, закипела работа.

Вы время от времени смотрите, как оно там у них, работается ли. И через некоторое время понимаете, что, мягко сказать, продешевили. Но договор – есть договор, ни расторгнуть раньше времени, ни отказаться уже нельзя.

Через пару лет вы понимаете, что не то, что продешевили, лоханулись вы с участком то… Судя по отчетам, дела у Алмазной корпорации идут очень хорошо. Вы понимаете, что через 50 лет вряд ли вам удастся откопать там хоть один завалящийся алмазик. Да и ренту вашу инфляция каждый год ест.

Вы нанимаете юриста для переговоров с Алмазной корпораций. Хотите или ренту повысить или, может, долю в прибыли.

Нет проблем, говорят в корпорации, мы готовы пересмотреть условия договора, и повысить вам ренту на те же 50 лет.

И тут ваш юрист говорит вам, что нашел лазейку в договоре, совершенно легальную и договор можно расторгнуть совершенно официально, и без штрафных санкций.

Теперь у вас есть два варианта:

  1. Расторгнуть договор и участок снова переходит в ваше владение;
  2. Промолчать о лазейке и согласиться на ренту.

Что вы сделаете? Напишите в комментариях или на листочке. Какова ваша логика?

Ну что, написали?

А теперь продолжение.

Алмазный участок – это вы.

И алмазы в нем – ваши . Управление своим развитием, своими привычками – это как управление своим собственным участком с алмазами. И даже если вы думаете, что у вас не участок с алмазами, а пустыня или болото, может вы плохо исследовали?

P.S. Кейс с алмазами утащила у Елены Резановой.

На протяжении многих веков человеческий организм, его жизнеобеспечивающие функции, психика и система восприятия являлись одним из самых трудоёмких объектов для всестороннего и глубокого изучения. С появлением новых направлений и исследований в медицине, генетике, нейробиологии и психологии стало возможным провести множество параллелей о взаимном влиянии наших психоментальных процессов и биологических функций организма.

В данной статье мы обзорно рассмотрим с позиции нейробиологии и ииссиидиологии взаимосвязи некоторых отделов мозга и проходящих в них нейрональных цепочек с психологическими состояниями и привычками человека.

1. Немного о нейронах

Нейронная сеть (нервная система человека) - сложная сеть структур, которая обеспечивает взаимосвязанное поведение разных систем в организме. Нейрон - это специальная клетка, состоящая из ядра, тела и многочисленных отростков - дендритов (длинные отростки называют аксонами). Зоны контакта между нейронами называются синапсами. Средний человеческий мозг располагает ресурсом в 100 млрд. нейронов. Каждая клетка, в свою очередь, может дать примерно 200 тыс. синаптических ответвлений. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации. С их помощью формируются ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения .

Одна из ключевых задач нейрона - передача электрохимического импульса по нейронной цепи по доступным (резонационным) связям с другими нейронами. При этом каждая из связей характеризуется некоторой величиной, которая называется синаптической силой. Она определяет, что будет происходить с электрохимическим импульсом при его передаче другому нейрону: усилится он, ослабеет или останется неизменным.

Биологическая нейронная сеть имеет высокую степень связности: на один нейрон приходится порою несколько тысяч связей с остальными нейронами. Однако это приблизительное значение, которое в каждом из конкретных случаев разное. Передача импульсов от нейрона к нейрону порождает некоторое возбуждение всей сети нейронов. Несколько упрощая, можно сказать, что каждая нейронная сеть представляет собой мысль, навык, воспоминание, то есть некий блок информации.

Любая наша мысль меняет работу мозга, прокладывая новые пути для электрических импульсов. При этом электрический сигнал должен преодолеть щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере повторения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся «шире и прочнее»; растёт число синапсов и связей между нейронами. Образуются новые нейронные микросети, куда «встраиваются» новые знания, убеждения, привычки, модели поведения, навыки человека.

Здесь мне бы хотелось подчеркнуть, что конкретика этих убеждений будет зависеть от того, в каком отделе головного мозга будут чаще всего задействованы нейронные цепочки.

2. Отделы мозга: неокортекс и лимбическая система

На сегодняшний день считается, что отличительной особенностью человеческого мозга от мозга животных является заметно увеличенные области лобных долей, которые представляют собой один из отделов неокортекса (от лат. neo - новая, cortex- кора). Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он едва намечен, то у современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

Другими словами, эта - человеческая - часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки. Это центр концентрации внимания, осознанности, а также контроля инстинктов и эмоций. За поведение, которое повторяется многократно и выполняется на «автопилоте», отвечает левая часть неокортекса. Правая часть «включается», когда человек сталкивается с незнакомой информацией, собирается выполнить новую задачу или делает несвойственный ему выбор.

В тоже время каждый из нас может себя узнать и в таких проявлениях как резкие перепады настроения, окрашенные пессимистичным или негативным взглядом на жизнь, снижение мотивации, устремления, самооценки, усиление чувства вины или беспомощности и многие другие подобные состояния.

Такие модели поведения регулируются архикортексом, или лимбической системой. У «людей» и у животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх, оборонительное и агрессивное поведение), так и примитивных положительных эмоций. Причём её размер положительно коррелирует с агрессивным поведением: у менее развитых «личностей» она всегда крупнее .

Почему же нам, людям, бывает так сложно контролировать степень активности нейронных сетей лимбической системы?

Одной из основных причин является ещё достаточно устойчивая сосредоточенность личности на собственных интересах. По этой причине задействуются отделы мозга, связанные с эмоциями и получением различных видов удовольствий: тактильных, вкусовых, обонятельных, эстетических и других; в корне многих мотиваций лежит получение выгоды и желание комфорта, побуждающее личность идти путём наименьшего сопротивления к данным состояниям.

Лимбическая система обуславливает автоматические (часто неосознаваемые) реакции на уровне инстинктов. Инстинкты - это совокупность сложных наследственно обусловленных шаблонов поведения, которые мы машинально используем в своей повседневной жизни . Однако многие базовые животные инстинкты: стадный, половой, инстинкт самосохранения в процессе эволюционирования были адаптированы под человеческий образ жизни и приобрели несколько иной вид. Например, инстинкт самосохранения может проявляться у людей как склонность к повышенной осторожности, мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении всего неизвестного, эгоцентричность. Всё это может стать одной из причин формирования у человека «тяжелого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, истеричность, трусость и прочие качества. Другой пример, это инстинкт продолжения рода, проявляющийся первично в воспроизводстве потомства и межполовых отношениях, однако он также изрядно трансформировался и проявляется у людей как излишнее стремление к нарядам, самоукрашению, паническая зацикленность на своей внешности и фигуре, кокетство, флирт, нарциссизм, стремление обнажать себя. Это всего лишь несколько примеров, демонстрирующих то, что в основе большинства наших повседневных интересов главенствуют нейронные цепочки архаичных животных программ выживания и зацикленности на себе.

Некоторые люди могут даже не предполагать того, что данные проявления не только являются нечеловеческим наследием, но и не позволяют нам полноценно развиваться, преодолевать свои недостатки и несовершенства с лёгкостью. Таким образом, ежедневно подкрепляя различные типы инстинктов, усиливаются и «уплотняются» подобные нейрональные цепи, являясь причиной формирования импульсивных и в большей степени негативных шаблонов поведения.

Здесь важно отметить, что наиболее действенный способ для «торможения» этих нейронных цепочек - научиться анализировать и различать собственные черты и модели поведения, стараясь подключать отделы неокортекса, посредством осознанности и наблюдением за собой. А для этого необходим контроль над своими текущими навыками и эгоистичными состояниями для усиления других нейрональных сетей, отвечающих за «новые» гармоничные шаблоны мышления .

3. Взаимосвязанность нейронных сетей

В добавление ко всему вышесказанному, хотелось бы отметить ещё несколько особенностей нейронных сетей. Одно из фундаментальных правил нейронауки гласит: нейроны, используемые вместе, соединяются. Стоит сделать что-либо один раз, и разрозненная группа нейронов образует сеть, но если вы не повторите это действие достаточное количество раз, то не «протопчете тропинку» в мозге, соответствующую подобному качеству выборов и мышления. Когда мы совершаем определённые действия снова и снова, то связь между нервными клетками укрепляется и «включить» эту нейросеть повторно становится гораздо проще. В результате даже мимолетные мысли и ощущения могут надолго оставить соответствующий след в нашем мозге.

Здесь стоит подумать о том, какие нейрональные цепочки мы закладываем своим мышлением и действиями изо дня в день. Какие тенденции мышления нам больше свойственны: гармония, созидание или деструкция, разрушение? Какую «атмосферу» мы создаём вокруг себя и что полезного и радостного несём другим людям?

Все образующиеся в нашем мозге нейросети не обособлены, а тесно и сложно взаимоувязаны между собой, и именно эти взаимосвязи образуют сложные идеи, глубокие переживания, воспоминания из жизни, образы давно испытанных эмоций. Человеческий мозг взаимодействует с миллионами бит информации каждую секунду, но сознательно мы способны воспринимать только небольшую часть из них.

Например, нейросеть, хранящая понятие «яблока» в информационном простнатсве нашего сознания, - это не один простой комплекс нейронов. Это довольно крупная сеть, соединенная с другими сетями, хранящими такие понятия, как «красный», «фрукт», «круглый», «вкусный», «сочный», «сладкий» и т. д. Эта нейросеть также соединена со многими другими сетями, поэтому, когда мы видим яблоко, зрительная область коры головного мозга (которая тоже подключена сюда) обращается к этой сети, чтобы дать нам образ яблока именно для этой конкретной ситуации. В другой ситуации в зависимости от настроения, текущего психического состояния человека, он к понятию яблока подключит абсолютно другие нейронные сети и получит соответственно другие переживания, например, «кислое», «твёрдое», «несочное» и т.д.

У каждого человека имеется собственная коллекция огромного многообразия переживаний и навыков, представленная в нейросетях его мозга. Доктор медицинских наук Д. Диспенза поясняет: «В какой семье вы росли, сколько у вас было братьев и сестер, где вы учились, какую религию исповедовали ваши близкие, к какой культуре они принадлежали, где вы жили, любили вас и поощряли в детстве или били и обижали - все это и многое другое сказалось на формировании нейросетей вашего мозга» .

Согласно концепции автора «Ииссиидиологии», на образование новых нейронных взаимосвязей оказывают влияние не только вышеназванные факторы. Одним из постулатов ииссиидиологии является теория о многовариантном, многомировом существовании всех форм, в том числе и людей. Одновременно с нами существует бесконечное количество Вселенных, миров и наших личностных интерпретаций в них. Из этого вытекает следующий принцип: благодаря постоянным взаимовлияниям друг на друга разных вариантов «нас самих», мы образуем тесную генно-волновую резонационную связь, благодаря чему происходит обмен и поступление информации в систему восприятия для дальнейшего декодирования её через ДНК с помощью нейронов и гормонов .

Таким образом происходит формирование «нейронной ткани» нашего мироощущения и в ответ на стимулы из окружающей среды включаются те или иные зоны нейросетей, вызывая определенные биохимические процессы в мозге и гормональной системе. Эти процессы, в свою очередь, влекут за собой соответствующие эмоциональные реакции, окрашивают восприятие, обусловливают отношение к людям и событиям нашей жизни.

Подобное информационное воздействие на нас всегда осуществляется по резонационному (резонанс - усиление частоты колебаний по совпадению некоторых признаков) принципу. В какой-то степени здесь уместно выражение «притяжение подобного подобным». Иными словами, задействовав новые модели поведения, человек начинает постепенно резонировать с соответствующим вариантом убеждений «другого себя», укрепляя тем самым данные нейронные цепочки.

Как уже говорилось выше, если часто реагировать одним образом, активизируется определенная нейронная сеть и соответствующее поведение превращается в устойчивую привычку. Чем чаще используется сеть, тем прочнее она становится и тем проще получить к ней доступ.

Также возможен и обратный процесс: устойчивые связи между нейронами, не используемыми вместе, ослабевают. Всякий раз, когда мы прекращаем или предотвращаем действие, ментальный процесс, оформленный в нейросеть, соединенные между собой нервные клетки и группы клеток ослабляют свою связь. При этом тончайшие дендриты, отходящие от каждого нейрона и связывающие его с другими нейронами, освобождаются для связи с другими. Этот механизм обусловлен нейропластичностью (нейрогенезом) - в зависимости от стимуляции нейронов, одни связи становятся прочнее и эффективнее, а другие ослабевают, высвобождая потенциал для формирования новых.

Авторы книги «Мозг: краткое руководство» Д. Льюис и А. Вебстер утверждают, что человеку необходима ежедневная «встряска»», иначе в мозге не будут формироваться новые нейронные связи, необходимые для сбалансированного ментально-чувственного развития .

Когда мозг привыкает не думать, не решать сложных задач и не преодолевать сложности, не трансформировать внутренние и внешние конфликты, то происходит торможение развития и постепенная деградация личности, потому что электрические импульсы задействуют уже знакомые им пути, не прокладывая новых.

В цикле книг по ииссиидиологии для развития нейронных цепочек в сторону высокочувственного и высокоинтеллектуального потенциала личности предлагается модель интеллектуально-альтруистичного развития и образа жизни. Это позволяет нам в большей степени задействовать Человеческие отделы мозга и гармонизировать активность эгоистично-импульсивных выборов и программ. Ииссиидиология и Центры Интеллекта и Альтруизма, создаваемые для её практического применения, направлены на радикальное позитивное человеческое переформатирование и трансформацию нейронных сетей, соответствующих модели нашего восприятия себя и мира вокруг нас .

4. Заключение

С точки зрения физиологии, привычки есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных взаимосвязей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию по сравнению с другими цепочками нейронного реагирования. Чем больше мы повторяем какие-либо действия, мысли, слова, тем более активными и автоматическими становятся соответствующие нейронные пути.

Разные отделы полушарий мозга играют в этом процессе свою необходимую роль. Когда их деятельность синхронизирована между собой, то передача информации между нейронами становится оптимальной.

Для человека огромное значение имеет баланс между чувственно-эмоциональной сферой (контролируется лимбической системой) и высокоинтеллектуальной активностью (отвечают отделы неокортекса). Личность развивается и действует наиболее эффективно, когда дисбаланс между «передовыми» областями мозга и более старыми (примитивными) отсутствует либо его степень незначительна.

Мозг - это более сложная структура, чем просто большой набор разных популяций нейронов, аксонов и глиальных клеток. Это один из главных механизмов адаптации поступающей к нам из внешней среды любого рода информации. Он выступает в роли её «декодировщика» и «интерпретатора» для нашей системы восприятия. Исполнительные функции этого процесса выполняются благодаря гормональной системе, которая и отражает на физиологическом уровне результат внутренней психоментальной активности человека в каждый момент времени.

С другой стороны, наше самосознание является «регулятором» любых биологических процессов и нервной системы, способствуя побуждению к деятельности тех или иных участков головного мозга. Эта закономерность всегда предоставляет нам возможность создавать необходимый образ себя, а также наиболее гармоничные привычки в своей повседневной жизни, которые станут основой для внутренней гармонии.

Известно, что мозг состоит из эмбриональной ткани, поэтому он всегда открыт для развития, обучения и перемен. Учёные убеждены, что наш мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества, и это может происходить даже без специальных, внешних воздействий, а под влиянием лишь тех мыслей, которыми он наполнен. Всё вышесказанное подводит к пониманию того, что каждому, кто задумывается о качестве своего мышления и привычек, требуется фундаментальное изменение накопленных убеждений - преодоление и смену инстинктивной генетической программы и прежнего воспитания на истинно человеческие представления, основанные на высокоинтеллектуальных и высокочувственных представлениях любого аспекта жизни.

Измените свои старые привычки через перестройку нейронных связей.

Знаете ли Вы, что Вы можете перестроить ваш мозг за счет создания новых нейронных связей? Нейропластичность – это одна из способностей нашего мозга перестраиваться путем формирования новых нейронных связей в ответ на внешние факторы, изменения в жизни, изменения в окружающей среде и т.д..

Подумайте о своем мозге, как о динамичной, взаимосвязанной энергосистеме. Миллиарды нейронных путей задействуются каждый раз, когда вы думаете, чувствуете или делаете что-то. Некоторые из путей используются чаще других - это наши привычки. Эти привычки являются базой нашего способа мышления, это то, что мы чувствуем и что делаем. Каждый раз, когда мы думаем определенным образом, выполняем задачу или чувствуем эмоцию, мы укрепляем определенный нейронный путь.
Люди могут овладеть абсолютно любым делом или профессией. Вы просто должны продолжать делать одно и то же действие\процесс, пока нейронный путь достаточно укрепится в головном мозге, и у вас выработается привычка. Подумайте об этом: например, чем чаще Вы делаете массаж, тем лучше у вас получается. Чем больше вы общаетесь с клиентом по телефону или вживую, тем выше ваши коммуникативные навыки и т.д. Таким же образом, люди могут создавать сильные нейронные связи в негативном плане: неправильное питание или сидячий образ жизни.

Хорошей новостью является то, что все мы имеем возможность изменять свои привычки с помощью перестройки нашего мозга. Если вы когда-либо меняли плохую привычку или делали что-то по-новому, вы создали новый нейронный путь в вашей голове, значит вы знаете о нейропластичности не понаслышке. Каждый раз, когда мы думаем о чем-то по-другому, делаем другой выбор, изучаем что-то новое или получаем новые эмоции, наш мозг проводит новый нейронный путь. Если мы будем продолжать следовать новому пути снова и снова, наш мозг начнет чаще использовать новый путь и реже прежний.
Вскоре этот свежий образ мышления, чувство, или дело становится более привычным. Это становится второй натурой, так как старый нейронный путь ослабевает. Этот процесс перестройки вашего мозга, когда формируются новые связи и ослабевают старые является процессом нейропластичности в действии. С самосознанием и неоднократным повторением действия или чувства, направленного на желаемый результат, Вы сможете перестроить ваш мозг и стать лучше. Просто действуйте!

Пример, как можно перестроить свой мозг.

  1. Определите, какие нейронные связи вы хотите ослабить (например, я хочу уменьшить процент работы ладонями во время массажа).
  2. Определите новые нейронные связи, которые вы хотите укрепить (например, я хочу больше использовать свои локти и предплечья во время массажа).
  3. Разместите напоминание на рабочем месте, (например, на столе поставьте табличку, на которой написано: “Без рук!”) чтобы Вы могли фокусироваться на ней и следили за своими действиями.
  4. Со временем это войдет в привычку, и Вы перестанете забывать про локти и предплечья во время массажа.

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека