Медицинская реабилитация для детей с дцп. Реабилитационный центр для детей с дцп

Детский церебральный паралич – это заболевание, которое требует прохождение всевозможных процедур и программ.

Реабилитация детей с ДЦП включает в себя физические мероприятия по восстановлению мышечной активности, социальную адаптацию, употребление медикаментов, психологическую подготовку.

Дети, которым поставлен диагноз ДЦП, на всю жизнь остаются инвалидами.

Это объясняется тем, что поражены те участки головного мозга, которые отвечают за правильную речь и мышечный тонус. После рождения для каждого ребенка составляется своя индивидуальная программа по восстановлению (реабилитации).

В первую очередь, больному малышу необходима медицинская реабилитация. Существует значительное количество медицинских методов лечения – это и употребление медикаментозных препаратов, и лечебный массаж, и специально подобранные физические упражнения, и физиотерапевтические мероприятия.

Медикаментозная терапия

Медикаменты применяются в первые шесть месяцев жизни малыша или при частых судорогах, а также для предотвращения самопроизвольных действий и снижение спастики мышц.

Медикаментозная терапия включает в себя следующие препараты: ноотропил, пирацетам, актовегин, церебролизат, церебролозин, солкосерил, агапурин, трентал, тималин, кортексин, сермион и другие.

Препараты назначаются врачом в необходимой дозировке.

Для улучшения работы нервной системы используются фолиевые и липоевые кислоты, бемитил, глицин и другие комплексные аминокислоты, рибоксин, АТФ и другие. Также с учетом особенностей организма используются аитоиммунные, гормональные и биогенные препараты.

Антиконвульсанты – это группа медикаментов, которые предохраняют от судорожной активности. Как правило, такие препараты применяются довольно продолжительное время.

Бензодиазепины – эта группа препаратов используется при очень сильных судорогах или эпилептических припадках. Наиболее распространен среди препаратов диазепам – он воздействует непосредственно на химические процессы, происходящие в головном мозгу.

Для устранения спастики (болезненного сокращения мышц) применяются следующие препараты: диазепам (расслабляет и мозг, и тело), баклофен (блокирует сигналы мозга о сокращение мышц), дантролен (имеет непосредственное влияние на сокращение мышечных тканей).

Также к медикаментозному лечению относятся инъекции ботулинового токсина А, более известного, как ботокс.

Препарат вызывает умеренный паралич мышечных тканей и снимает их напряжение. Эффект от инъекций может продержаться от 3 до 6 месяцев.

Медикаментозная терапия не дает долгого эффекта и является дополнением к другим методикам лечения.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это необходимая процедура при реабилитации ДЦП. С помощью физкультуры ребенок сможет улучшить координацию своих движений, уменьшить нарушение мышечного тонуса, приобретет необходимые навыки, необходимые для нормальной жизни.

Лечебная физкультура сформирует у малыша необходимые трудовые навыки, научит правильным телодвижениям, освоит навыки самообслуживания.

Для каждого отдельного ребенка составляется определенная программа занятий в соответствии с его степенью заболевания, возраста, особенностям развития. Важное значение имеет регулярность, непрерывность и постепенное увеличение нагрузок.

Для первых двух лет жизни ребенка с ЦП очень важно развивать его вестибулярный аппарат.

Для этого необходимы следующие упражнения:

  • ходьба с поворотом головы;
  • ходьба с размахами руками вперед-назад;
  • ходьба с закрытыми/открытыми глазами;
  • поднятие головы из положения лежа;
  • наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад;
  • «ползание» по твердой поверхности;
  • разработка шеи, конечностей и суставов.
  • «мельница»;
  • наклоны туловища влево-вправо;
  • продольные и поперечные выпады ногами;
  • приседания;
  • растяжка ног различными способами;
  • подтягивания и отжимания;
  • «лодочка»;
  • подъем ног из положения лежа.

Об основных причинах развития ДЦП в детском возрасте читайте . Первичное нарушение строения мозга, родовые травмы и другие патологии.

Массаж

Массаж также входит в обязательную программу реабилитации детей с ДЦП.

Техника выполнения массажа может быть разной: это и потряхивания, и легкие поглаживания, и растирающие, разминающие движения, и пощипывания, и катания различных предметов, и вибрация.

Выбор техники также зависит от возраста и точного диагноза маленького пациента. Массаж стимулирует некоторые изменения в организме:

  • улучшается обмен веществ;
  • нормализирует тонус мышц, улучшаются моторика;
  • укрепляются мышцы и увеличивается мышечная масса;
  • улучшается артикуляция;
  • увеличивается рефлекторное влияние на внутренние органы.

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя множество разных процедур: водолечение, электролечение, магнитотерапия, грязелечение, электростимуляция, иппотерапия, ультразвук, электрофорез и другие.

Электротерапия может назначать с первого дня жизни и длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Под воздействием этой процедуры улучшается кровообращение и работа импульсов головного мозга.

Ультразвук используется как тепловая процедура, используемая для того, чтобы расширить сосуды ребенка.

Электрический сон применяется при нарушении сна, приступах эпилепсии и противопоказания к другим методам физиотерапии.

Одной из самых популярных процедур физиотерапии являются водные мероприятия: это и соленые ванны, плавание в бассейне, морские и хвойные ванны, дельфинотерапия. Как правило, водные процедуры сочетаются с гимнастикой и подводным душем-массажем.

Психолого-педагогическая и логопедическая коррекция

В комплексное лечение ДЦП также входят занятия с педагогами-психологами и логопедами.

Основные принципы психолого-педагогической работы:

  • развитие навыков общения с окружающими: речи, эмоций, игровых и трудовых навыков;
  • организация окружающей среды ребенка, чтобы он из-за болезни не слишком отличался от своих сверстников;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • формирование представлений о пространстве и времени;
  • развитие пяти основных чувств;
  • подготовка к учебной и познавательной деятельности: чтение, овладение письмом, математические и физические представления;
  • формирование правильной координации и моторики;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Большой вклад в коррекционную работу с ребенком вносит логопедия. Основными принцами логопедической работы являются:

  • развитие правильной и понятной окружающим людям речи;
  • улучшение артикуляции;
  • устранения нарушений произношения каких-либо слов;
  • формирование речевого дыхания и голоса;
  • развития силы голоса и речевого потока.

Социально-средовая реабилитация детей с ДЦП

Социально-средовая адаптация направлена на обучение ребенка навыков общения и поведения в той или иной социальной среде: в школе, детском саду, на улице и так далее.

Как правило, программа по социальной адаптации включает в себя следующие пункты:

  • обучение ребенка навыкам поведения в социуме (обществе);
  • трудовая терапия;
  • социально-культурная адаптирование;
  • социально-бытовая реабилитация;
  • индивидуальная терапия – составляется согласно возрасту, диагнозу и уже приобретенным навыкам.

Как правило, дети с церебральным параличом намного эмоциональнее и возбудимее своих сверстников, поэтому очень важны занятия с профессиональными психологами и социологами.

В рамках социально-средовой адаптации ребенка учится отличать плохое от хорошего, позитивному отношения к своей семье, к друзьям и сверстникам, к школе и процессу обучения, к окружающими миру. Дети на примерах учатся подобающему поведению в меняющемся и иногда пугающем их мире.

Благодаря постоянным и непрерывным занятиям у разного рода специалистов и прохождением различных процедур, ребенок научится сосуществовать в окружающей его среде, учиться, развиваться и радоваться жизни.

Видео на тему

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал @zdorovievnorme

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации. В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами. Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Так, с 1993 г. работает детский реабилитационный центр в Москве, созданный при содействии Отдела по церковной благотворительности Московского Патриарха и английского христианского благотворительного общества «Барнардос», которое многие годы спонсировала принцесса Диана.

С 1999 г. в Москве создана и продолжает работать ортопедическая мастерская в сотрудничестве с благотворительным католическим немецким обществом «Либенау» и «Холдингом реабилитологов Гейдельберга». Реабилитация там проводится с использованием немецких технологий. Об основных методах реабилитации детей, больных ДЦП, расскажем в данной статье.

В Москве реабилитацией занимается также клиника восстановительной медицины и реабилитации БиАТи. В клинике имеется стационар (для госпитализации ребенка с сопровождающим лицом) и разработана методика «Мобильной реабилитации», когда ребенку после консультации подбирается индивидуальная программа занятий, а родители проходят обучение на семинарах и занимаются с ребенком дома.

С 2003 г. в бальнеологическом курорте в г. Трускавец в международной клинике реабилитационного лечения применяется методика профессора Козявкина. Эта система реабилитации получила признание, как одна из 4-х наиболее эффективных при ДЦП во всем мире.

Обработаны результаты реабилитационной терапии 12 000 пациентов с церебральным параличом по этой системе: нормальный мышечный тонус достигнут в 94%, научились сидеть 62% детей, начали самостоятельно ходить 19%, сформирован правильный контроль положения головы у 75%, могут разжать кисть (ранее сжатую в кулак) 87% детей.

Целью реабилитации, которая отличается от медикаментозного лечения, является физическая и социальная адаптация ребенка, расширение его индивидуальных возможностей. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого пациента. В реабилитационных центрах работают с каждым ребенком специалисты: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа.

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной. Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого – самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу. Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики. Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук. Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Бальнеотерапия

Хороший результат дает бальнеотерапия, или лечение водными процедурами. В воде снимается напряжение мышц (что способствует увеличению объема активных движений), уменьшаются подергивания мышц. Применяются различные виды ванн (радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные и др.), гидромассаж, подводный массаж с аэрацией струи и озонированием.

Гальванические 4-камерные ванны «Веришофен» позволяют использовать комбинированное действие воды, тока и лекарственного средства (бишофита, хвойного экстракта, скипидара и др.).

Цветодинамическая квант-камера сочетает бассейн и лазерный душ. В бассейне имеется возможность проводить вытяжение позвоночника, разрабатывать суставы, использовать для массажа различные виды душа.

Дельфинотерапия

В Евпатории и во многих других крупных городах популярностью пользуется дельфинотерапия: психофизическая реабилитация происходит в процессе плавания и общения со специально подготовленными дельфинами. Курс дельфинотерапии должен быть не менее 2 недель. Лечение проводится круглый год.

Ребенок и животное взаимодействуют в виде игры. При этом ребенок получает не только массу новых положительных впечатлений, но и развивает свои возможности. Дельфин, прикасаясь к телу ребенка, стимулирует биологически активные точки. Ребенок трогает животное руками или ногами под наблюдением тренера, если у него имеются двигательные нарушения в них.

Постепенно элементы занятий усложняются. Кроме того, дельфин, все время работая плавниками, создает движение потоков воды и оказывает, таким образом, гидромассаж ребенку. В воде снимается нагрузка на суставы, тренируются мышцы.

Немаловажно и благоприятное эмоциональное воздействие: дельфин уменьшает психологическое напряжение, уходят чувства тревоги и гнева, появляются уверенность и инициативная активность у ребенка.

Иппотерапия

Уникальной по эффективности является иппотерапия (лечение с помощью лошадей), аналогов которой нет в мире. Во время тесного контакта с лошадью всаднику передается около 100 колебательных импульсов. Это способствует развитию моторики и формированию точных движений, активации мышечных рефлексов.

Ребенок получает двойной эффект: двигательный «тренажер» рук и ног для управления лошадью и «массажер с подогревом» (температура тела у лошади выше примерно на 2 градуса, чем у людей). Развивается способность удерживать равновесие и контролировать синхронность движений. У лошадей очень сильное биополе, они подпитывают детей положительной энергетикой.

Аппаратная разработка

Широкое применение нашли ортопедические аппараты, реабилитационные тренажеры, гимнастические мячи, лесенки, ходунки. Специально разработаны современные приборы механотерапии с программным обеспечением и биологически обратной связью для лечения детей с параличами.

Активно-пассивный тренажер «Велотон», «Тренажер Гросса» помогают развивать моторику, подвижность в суставах, стимулируют мышцы. Универсальная система Гросса позволяет проводить одновременное занятие на других тренажерах (на шведской стенке, беговой дорожке, роликовых коньках или велосипеде). Тренажер может использоваться и в бассейне, позволяя расширить набор водных упражнений. Одновременно устройство предохраняет ребенка от травм и падений.

«Массажер-наездник» имитирует процесс верховой езды, передает ребенку аналогичные двигательные импульсы.

Костюм «Спираль» позволяет формировать новый стереотип движений. Ребенка фиксируют в области таза, бедер и подмышек, подвешивают в специальной сетке. Инструктор раскачивает его. В головной мозг поступает правильный сигнал от мышц, и осваиваются новые навыки движений.

Предложенный российскими специалистами ортопедический пневмокомбинезон не только фиксирует суставы, но и вызывает напряжение мышц, благодаря чему конечности двигаются правильно. Совершенствуются и другие технологии, вспомогательные приспособления.


Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Резюме для родителей

Целью реабилитационного курса лечения является улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в социальной и бытовой адаптации.

Особые дети…

Их количество увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют не только сухие статистические данные, но и специалисты, по долгу службы контактирующие с детьми - педиатры, неврологи, психотерапевты, воспитатели коррекционных детских садов.

Если вы - родитель особого ребенка , то вам необходимо понять, что любой человек от природы обладает определенными потенциальными возможностями. В некоторых случаях они подавляются врожденным или приобретенным недугом. Но не стоит опускать руки. Все, что нужно вашему ребенку - помочь ему адаптироваться в обществе. В этой связи очень важно понимать, что особые дети нуждаются в особенном комплексном подходе для решения их проблем. Чтобы вести правильную реабилитационную работу с ними, от родителей, учителей и медиков потребуется масса усилий. Причем эти усилия должны носить не эпизодический, а непрерывный характер.

Как свидетельствует статистика, порядка 2/3 всех инвалидов по России - дети, имеющие расстройства нервной системы и психики. Впрочем, важно понимать, что далеко не все особые дети имеют статус инвалида. Довольно многие страдают небольшими отклонениями в поведении, проблемами с восприятием и усвоением информации, не могут полноценно контактировать с окружающими людьми и сверстниками. Если вовремя не выяснить проблему ребенка и не обратиться за получением соответствующей помощи, вполне возможно, что в будущем он просто не сможет адаптироваться в жизни и получит статус инвалида.

Какие болезни делают детей особыми?

Особыми детьми чаще всего называют детей, имеющих неврологические и психоневрологические проблемы. Это довольно обширная категория, включающая целый спектр самых разных, в том числе по сложности и возможности преодоления, заболеваний. Вот только некоторые из них.

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - тяжелое заболевание ЦНС, при котором поражаются центры, отвечающие за развитие опорно-двигательного аппарата. Характер поражения не предполагает дегенеративных процессов. Как правило, появление болезни бывает связано с отклонениями во внутриутробном развитии, может являться следствием родовой травмы и, зачастую оно выявляется в первый год жизни маленького человека. Дети, больные ДЦП, в ряде случаев имеют сопутствующие проблемы в виде компенсированной гидроцефалии, аутических черт и задержки в психо-речевом развитии. При этом совсем не обязательно одновременное появление всех вышеозначенных проблем сразу. Возможны формы болезни без сопутствующих изменений.

РДА (ранний детский аутизм), синдром Каннера, синдром Аспергера - заболевания этого рода выражаются в нарушении развития психо-эмоциональной сферы. Для ребенка характерны следующие проблемы:

Чрезвычайная сложность во взаимодействии с окружающими людьми (легкая форма болезни).

Ограниченность аутическими интересами - при этом ребенок воспроизводит стереотипные движения, его интересы узко ограниченны и не носят познавательного характера.

Активное отрицание и отвержение среды - ребенок обнаруживает крайнюю избирательность в отношении людей, одежды, видов пищи. Нарушение привычного уклада жизни, отклонение от стандартного маршрута могут вызвать приступы истерики, иногда переходящей в аутоагрессию.

Тотальная отрешенность от мира и невозможность взаимодействия с ним (в наиболее тяжелых формах болезни). Такие дети не улыбаются, не поддерживают визуальный контакт, не владеют простейшими навыками самообслуживания.

Как правило, ребенок-аутист имеет множественные неврологические отклонения, а само заболевание может являться следствием наслоения разного рода первопричин. Часто аутические черты идут «в комплекте» с другой серьезной болезнью наподобие гидроцефалии или ДЦП. В последнее время стали появляться сведения о том, что у некоторых детей аутизм развивался после проведения вакцинации препаратами, содержащими соли ртути (мертиолят или тимеросал) в своем составе. У некоторых детей-аутистов была определена повышенная концентрация ртути в волосах и эритроцитах. Для них одним из методов преодоления проблемы может стать хелатная терапия (хелирование).

Гидроцефалия. Ее также называют водянкой головного мозга. Болезнь связана с нарушением ликвородинамики. При этом спинномозговая жидкость (ликвор) вырабатывается в избытке, а ее всасывание происходит очень медленно. В крайне тяжелых случаях окружность головы ребенка становится чрезмерно увеличенной. Больные гидроцефалией дети постоянно испытывают повышенное внутричерепное давление. Нередки такие явления как тошнота и кровь из носа, а также беспричинные истерики. При этом ребенок в раннем возрасте может тереть голову руками, биться головой о разные предметы и как-то демонстрировать, что болит именно голова. Различают гидроцефалию в тяжелой форме и более легкую компенсированную. Если для избавления от первой необходимо операционное вмешательство (шунтирование), то во втором случае достаточно следовать врачебным предписаниям. Заболевание нередко сопровождается таким явлением, как ЗРР или ЗПРР (задержка речевого или психо-речевого развития). Связано это с тем, что избыток ликвора угнетает определенные зоны головного мозга.

Полный перечень болезней, связанных с нарушением нервной и психической деятельности, гораздо шире (синдром Дауна, раннее органическое поражение головного мозга и др.). Очень важно вовремя диагностировать заболевание и обратиться в реабилитационный центр. Об этом предупреждают ведущие врачи-неврологи - чем раньше вы начнете лечение ребенка и работу с его состоянием, тем сильнее проявят себя восстановительные способности мозга.

Задачи реабилитации

Особенности развития, прежде всего, выражаются в ухудшении познавательной деятельности и в некоторых случаях тотально ослабляют волю человека (аутизм). В этой связи образовательный процесс для детей должен вписываться в систему их реабилитации (абилитации). Именно реабилитация особых детей является краеугольным камнем на пути к их дальнейшей социализации и более успешному развитию. У всех реабилитационных центров, вне зависимости от специфики болезни, по сути одна общая задача - предоставить ребенку возможность в будущем жить полностью автономной жизнью. Им приходится иметь дело с самыми сложными диагнозами, помогая особым детям максимально насколько это возможно подготовиться к обучению.

Реабилитация для тяжелых детей будет эффективной лишь в случае непрерывной работы с проблемой. В идеале она должна сопровождать пациента вплоть до периода его адаптации в социуме и трудоустройства на работу (если уровень развития и тип заболевания позволят этого достичь).

Ниже представлены некоторые реабилитационные центры Москвы, куда стоит обратиться родителям с особыми детьми.

- федеральное государственное бюджетное учреждение, подшефное Министерству Здравоохранения и Соцразвитияоказывает помощь детям из разных регионов РФ, имеющим заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата и аутического спектра. На базе центра действует школа для родителей. Методики реабилитации, задействованные в центре:

Проведение коррекционной сенсомоторной дезинтеграции;

Использование роботизированной техники «Локомат»;

Занятия с помощью тренажера Гросса;

Занятия по кондуктивной терапии;

Логоритмика;

Занятия в лечебных костюмах «Атлант», «Адели», «Фаэтон»;

Социально-бытовую адаптацию;

И многое другое.

Оплата за размещение проживающих взимается за детей старше 4х лет и их сопровождающих. При этом ее размеры составляют: в палате (обычной) - 335 р в сутки; в палате с душевой (повышенная комфортность) - 700 р в сутки, в комфортной палате без душевой - 600 р в сутки. Центр оказывает и платные услуги, если:

В программе ОМС они отсутствуют;

На руках у представителей ребенка нет направления в счет средств бюджета;

Услуга оказывается по инициативе пациента и его добровольному желанию;

Пациент не имеет российского гражданства.

При этом стоимость одного койко-дня ребенка в палате с питанием, но без лечения составляет 750 р. Стоимость пребывания сопровождающего с ним - 335 р. Курс реабилитации ребенка с ДЦП (21 день) обойдется в 56865 р. Цена первичной консультации у специалистов в рамках стационарного лечения - 800 р, повторной - 500 р (каждый специалист в отдельности).

Реабилитация -- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов. (приложение 2)

Терапия ДЦП должна быть комплексной и мультидисциплинарной. Максимально рано начатое лечение и реабилитация в ряде случаев позволяет избежать стойкой инвалидизации больных ДЦП и улучшить качество их жизни. Основной комплексной терапии ДЦП является «командный» подход с использованием медикаментозных и немедикаментозных методов.

Основные направления и задачи реабилитации

1. Подготовка

2. Разработка программы реабилитации и её реализации

3. Коррекция реабилитационных мероприятий

4. Оценка эффективности реабилитация

5. Восстановление правильной системы пусковой афферентации и рефлекторной деятельности.

6. Предупреждение повышения мышечного тонуса, выравнивание его асимметрии.

7. Предотвращение образования устойчивых патологических состояний и патологических двигательных стереотипов.

8. Профилактика контрактур и деформаций.

9. Разработка амплитуды и точности движений.

10. Концентрация внимания на правильном и последовательном «включении» мышц в двигательный акт.

11. Базисные принципы нейрореабилитации: раннее начало, непрерывность, адекватность, комплексность, этапность, преемственность.

12. Реабилитация

Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий (Шабалина Н. Б. и др., 1988):

ь адаптация больных к жизни в условиях тяжелого дефекта;

ь своевременность, взаимосвязанность, непрерывность реабилитационных мероприятий (лечение, профориентация, социально-психологическая помощь);

ь апелляция к личности больного, воспитание у него волевых качеств, целенаправленности;

ь этапность социальной и медицинской помощи больным с ДЦП в зависимости от возраста:

ь специализированные ясли-сад, школа-интернат, профессионально-техническое училище, техникум;

ь амбулаторное, стационарное, санаторное лечение (включая неврологический, ортопедический стационар, протезное предприятие и др.);

ь мультидисциплинарность участие специалистов различного профиля: врач-реабилитолог, психолог, невропатолог, педиатр, логопед и др).

Виды реабилитации

Лечебная гимнастика

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

Развитие зрительно-моторной координации.

Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения:

v растяжка;

v расслабление мышц и уменьшение тонуса;

v увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;

v укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела;

v упражнения на выработку выносливости мышц;

v тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;

v тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям;

v упражнения на увеличение силы мышц.

Санаторно-курортное лечение

Краснодарский край

Евпаторий

Железноводск

Пятигорск

Кисловодск

Иппотерапия - это особый вид лечебной физкультуры где лечение осуществляется с помощью лошади, является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями. Состоит из 4х разделов:

· Теоретические занятия с пациентами.

· Обучение общению с лошадьми

· ЛВЕ в том числе с физическими упражнениями

· Уход за лошадьми, включая их чистку, мытьё, кормление

Эрготерапия направлена на развитие или восстановление утраченных ранее элементарных навыков, в том числе двигательных функций. Это своеобразная лечебная гимнастика, позволяющая тренировать координацию движений и мелкой моторики. Она способна адаптировать человека к повседневной жизни, достичь самостоятельности в действиях, приспособить к быту, а именно ведение домашних обязанностей, приготовление пищи, самостоятельный уход за собой.

Методика Бобат- была разработана Бертой Бобат еще в 30-х годах прошлого столетия, эмигранткой из Германии совместно со своим мужем невропатологом. В основе подхода заложена стимуляция различных движений тела при помощи специальных положений корпуса и конечностей. В результате чего наблюдается укрепление слабых мышц, улучшение движения суставов, уменьшение дисбаланса в пропорциях тела. Такая восстановительная реабилитация позволяет расширить двигательные навыки и улучшить равновесие.

Войта-терапия - основная идея - воздействие на определенные части тела при помощи градуированного давления. Это помогает нервной системе максимально активизировать мускулатуру тела. Здесь также задействована мимика, движение глазных яблок, скелетная мускулатура, мышцы кишечника и мочевого пузыря. Такие раздражители способствуют формированию двигательной реабилитации, а значит нормализации движений тела.

Гидротерапия- В основе нее используется теплая вода, а сама терапия направлена на расслабление определенных групп мышц. Такой курс имеет несколько комплексов упражнений на расслабление, растяжение и укрепление мышц.Сами процедуры производятся в плавательных бассейнах. Этот вид реабилитации вместе с другими методами позволяет увеличить эффективность лечения больных детским церебральным параличом, и улучшают координацию, чувство равновесие, развивают мышечную силу.

Садовая терапия- Суть терапии заключается во взаимодействие ребенка с природой. Так, на территории всех клиник Германии имеются красивые парки. Помимо эстетической функции они также служат в качестве релаксации для пациентов. В результате у них наблюдается улучшение физического и душевного состояния.В таких парках присутствуют места для прогулок и уединения. Всем пациентам выдается специальная обувь для совершения прогулок. Вся территория парка обустроена таким образом, что имеет множество природных тренажеров - ступеней, уклонов и различных покрытий (трава, песок, дерево, щебень). Для реабилитации детей здесь предусмотрены игровые зоны, выполненные также из природных материалов. Это и пещеры, холмы и другие аттракционы.

Дельфинотерапия - это еще один вид восстановительного лечения для детей с диагнозом ДЦП. Взаимодействие с животным происходит под внимательным руководством нескольких специалистов - тренера, психолога, психотерапевта, специалиста по лечебной физкультуре, дефектолога.

Для контакта используют только специально подготовленных дельфинов. Процесс занятий строится по принципу игры. В данном случае происходит активная стимуляция тактильного, зрительного, эмоционального контакта ребенка и дельфина, что приводит к развитию речевых и двигательных навыков.

Важным фактором в применении дельфинотерапии является повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой детей к этим животным, что снижает внутренний психологический коммуникационный барьер и как следствие скованность движений. Кроме того в применении данной терапии очень важны тактильные ощущения. Осуществляя воздействие на биологически активные точки на теле ребенка, дельфин стимулирует необходимые определенные зоны нервной системы, отвечающие за соответствующие рефлексы. В отдельных случаях терапевт предлагает пациенту потрогать животное руками или ногами, если были выявлены нарушения соответственно верхних или нижних конечностей.

Еще одним, не менее важным эффектом в данной терапии является своеобразный гидромассаж кожи и внутренних органов. Это происходит за счет того, что дельфин при помощи хвостового плавника создает вокруг ребенка определенное движение воды, которое заметно снижает нагрузку на суставы и активно тренирует мышцы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека