Фиксированный спинной мозг у детей: симптомы, причины и особенности лечения. Спинномозговая грыжа у новорожденных детей

2. Своевременная и адекватная коррекция гидроцефально-гипертензионного синдрома. 3. Проведение реабилитации с целью воздействия на процессы восстановления функции спинного мозга включает: нейропротекция для стабилизации уцелевших структур, сохранения функционально полноценных волокон; использование физических факторов с целью стимуляции регенерации нервных элементов. Лечебные и физиотерапевтические мероприятия следует определять с учетом нарушений функций тазовых органов.

Проблемы при проведении лечения у детей со спинномозговыми грыжами: 1. Сложности доступа к центральным венам (инфузии, проведение седатации) и анестезиологического пособия. 2. Иммунитет не сформирован, риск инфекций. 3. Гастроэнтерологические проблемы (мукозиты,

молочница, потребность в парентеральном питании, псевдомембранозный колит). 4. Уход в до- и послеоперационном периоде.

Выводы: 1. Гидроцефалия, размеры

грыжевого мешка и вялые регенеративные возможности мягких тканей оказывают

значительное влияние на результаты и

эффективность оперативного вмешательства. 2. Выбор тактики лечения детей со СМГ определяется комплексным обследованием

пациентов. 3. При сочетании СМГ с гидроцефалией целесообразно в качестве первого этапа проведение ликворошунтирующей операции. 4. Дифференцированная хирургическая тактика при СМГ с сопутствующей гидроцефалией предусматривает соблюдение указанных диагностических и лечебных рекомендаций.

ДИАГНОСТИКА АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА У НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

М.М. Ахмедиев, Ш.Д. Махмудов

Республиканский научный центр нейрохирургии, Ташкент, Узбекистан

Первичная диагностика аномалий развития каудального отдела позвоночника и спинного мозга основывается на наличии местных изменений и степени поражения спинного мозга и его корешков. У новорожденных и детей первого года жизни нейросонография (НСГ) в диагностике аномалий развития каудального отдела спинного мозга и позвоночного столба является информативным, а так же и общедоступным методом. У этой категории пациентов возможность ультразвуковой диагностики во многом определяется наличием естественных ультразвуковых окон. На заднемедиальной поверхности позвоночника оссифицикация

заканчивается только к концу первого года жизни, что позволяет визуализировать остистые и поперечные отростки, дужки, тела позвонков, а так же детально исследовать позвоночный канал, шейное и поясничное утолщения спинного мозга, пятый желудочек и конус.

Методика исследования: для обследования ребенка используются две основные позиции. Первая: ребенок находится в положении лежа на левом боку лицом к матери (допускается кормление грудью или из рожка для релаксации и создания физиологического комфорта ребенка). Вторая: ребенок лежит на животе, на коленях ассистента с пронированной головкой. Эта позиция наиболее удобна для исследования атлантозатылочного соединения. Использование

линейных ультразвуковых датчиков частотой 3,5-5,0-7,5 MHz делает реальным визуализацию всех основных структур спинного мозга и позвоночника у новорожденных и детей первого года жизни. Ультразвуковое исследование проводится в продольном и поперечном направлениях и занимает 15-20 минут. При продольном сканировании датчик располагается вдоль остистых отростков позвонков и медленно перемещается в каудальном направлении. На эхограммах, в реальном режиме послойно визуализируются кожа, подкожная клетчатка, продольные мышцы спины, остистые отростки позвонков, оболочки, спинной мозг, спинномозговой канал и тело позвонка. Костные структуры, оболочки и стенки спинномозгового канала выглядят как гиперэхогенные образования. Белое вещество - гипоэхогенной эхоструктуры, ликвор -анэхогенный. У здорового ребенка conus medullaris содержит естественное расширение центрального канала - пятый желудочек (ventriculum terminale). Спинной мозг заканчивается на уровне L2- L3 и переходит в конский хвост (filum), который визуализируется в виде отдельных нитей. Само по себе наличие данных о толстой (более 1,0 - 1,5 мм в диаметре) терминальной нити и несколько необычно низком (L2-L3) расположении конуса спинного мозга не рассматривается как проявление патологии. При сканировании в поперечном направлении четко визуализируются

дужки, оболочки мозга и спинномозговой канал. При использовании ультрасовременных аппаратов удается визуализировать «бабочку» серого вещества, дорсальные и вентральные корешки спинного мозга. Цветное доплеровское картирование выявляет эпидуральное венозное сплетение, переднюю спино-мозговую артерию и парные задние спино-мозговые артерии. Синдром Клиппеля-Фейля, спинальные дизрафии (сирингомиелия, spina bifida occulta, spina bifida aperta) можно дифференцировать от менинго- и менингомиелоцеле, интрамедуллярных опухолей. Расширение центрального спинального канала на уровне поясничного отдела позволяет дифференцировать миелоцистоцеле от сакрококцигеальной тератомы.

НСГ определяет не только грыжевое отверстие, но и содержимое грыжи, сопут-

ствующие грыже пороки и аномалии развития черепа и позвоночника, головного и спинного мозга: гидроцефалию, деформацию и

асимметрию строения мозга и черепа, аплазию прозрачной перегородки, атрофию головного и спинного мозга, связи содержимого мешка с желудочками мозга и субарахноидальным пространством. Выраженность гидроцефалии при СМГ коррелирует с тяжестью порока спинного мозга. Больше всего гидроцефалия встречается при локализации СМГ в поясничном и поясничнокрестцовом отделах позвоночника.

Таким образом, знание нормальной эхографической анатомии спинного мозга, а также применение современной ультразвуковой техники позволяют диагностировать врожденные аномалии спинного мозга спинного мозга и позвоночного столба.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛИПОМАТОЗНЫМИ СПИНАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

Г.М. Еликбаев, В.А. Хачатрян

Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. проф. А.Л. Поленова, Санкт - Петербург, Россия

Изучены результаты обследования и лечения 34 детей с со спинальными липомами в возрасте от 4 месяцев до 18 лет, пролеченных в ФГУ РНХИ им. проф. А.Л. Поленова с 1991 по 2008 гг. Мальчиков было - 23, девочек -11. В 27 (79,4%) наблюдении липомы располагались на уровне пояснично-крестцового отдела позвоночника.

Главной клинической особенностью в диагностике спинальных липом являлись кожные стигмы в пояснично-крестцовой области и неврологические расстройства.

У 79,4% детей с липомами различные кожные изменения проявлялись гиперпигментацией, удлиненным волосом, воронкообразным втяжением, опухолеподобным образованием. В 70,6% наблюдениях выявлены нарушение функции тазовых органов, которые во всех случаях сочетались с двигательными нарушениями. Постепенно прогрессирующая косолапость отмечено у 73,5% детей и больше у детей старше 3 лет. Гидроцефалия отмечалось у 5 больных.

Спинальная липома сочеталась со spina bifida поясничных и крестцовых позвонков (32) со спинномозговой грыжей (10), с синдромом фиксированного спинного мозга поясничнокрестцовой области (18).

Липомы располагались экстра-интравер-тебрально в 30 наблюдениях и только экстравертебрально - в 4 случаях. Среди интравертебрально распространяющихся опухо-

лей эпидуральное расположение опухоли было в 13 наблюдениях, эпи- субдуральное, субду-ральное с врастанием в конус спинного мозга в - 8 наблюдениях. Среди различных форм жировых образований, относящихся к спинальному дизрафизму липоменингоцеле являлось наиболее частым типом (в 31 наблюдении).

МРТ исследование позвоночника и спинного мозга осуществлено у 24 (70,6%) детей, КТ исследование выполнено в 26% случаях. Спондилография в двух проекциях проведено у больных с липоматозными образованиями в 16 (47,1%) случаях, на котором отмечалось расширение костного канала. 7 (20,6%) пациентам выполнена миелография с водорастворимым контрастом «Омниопак», где выявлялся дефект наполнения субарохноидального пространства в месте расположения липомы. В комплекс дооперационного обследования были включены электронейромиография (10 детей), вызванные потенциалы и УЗИ (по 3 больных).

Цель хирургического лечения липом спинного мозга являлось освобождение, декомпрессия спинного мозга, нервных корешков и предотвращение повторного сдавления спинного мозга. Сопутствующие заболевания и аномалии у детей оперированных с липоматозными спинальными образованиями выявлены со стороны мочевыделительной (32,4%), костно-суставной и дыхательных систем (по 2 наблюдении).

Содержание статьи:

Знаете ли вы, что в течение первого года жизни мозг новорожденного ребенка удваивает свой размер? Биологи подтверждают, что если бы не ограничения размеров женского таза, ребенок оставался в животе еще какое-то время, чтобы иметь возможность развиваться дольше.
Но так как есть специальная биологическая программа, беременность завершается в 39 - 40 недель, а ребенок рождается с головным мозгом, развитым всего на четверть. В этом случае незрелость мозга новорожденного не считается патологией.

Некоторые эксперты называют первые 3 месяца жизни четвертым триместром.

Мозг новорожденного весит в среднем 390 грамм (340 - 430) у мальчиков и 355 грамм (330 - 370) у девочек, что составляет 10-12% от массы тела. Для сравнения: у взрослого человека масса головного мозга - всего 2,5 %. По мере взросления, к 20 - 27 годам вес головного мозга становятся максимальным: в среднем, 1355 г у мужчин и 1220 г у женщин.

Отметим, что возможна индивидуальная вариабельность в ту или в другую сторону.
Замечательно, когда ребенок по всем параметрам укладывается в нормальные показатели. Но очень важно убедиться, что в головном мозге малыша нет серьезных патологий, а если есть - мужественно принять ситуацию и приложить все усилия для нормализации состояния, если это возможно. И вот в этих случаях на помощь приходит ультразвуковая диагностика.

Нейросонография головного мозга новорожденных

Информативным и безопасным методом диагностики патологий головного мозга у малышей до 12 месяцев является ультразвуковая диагностика, или нейросонография.

До внедрения в практику этих уникальных аппаратов исследование головного мозга ребенку выполнялись по строгим жизненным показаниям с помощью томографии под наркозом. К проведению исследования существовало огромное количество противопоказаний, и также много было нежелательных последствий.

УЗИ головного мозга у новорожденного в настоящее время считается скрининговым исследованием и проводится в превентивных целях каждому вновь родившемуся малышу, чтобы выявить отклонения на ранних стадиях.

Сама процедура не требует применения анестетиков, какой-либо подготовки и длится 10 - 12 минут.

Особенности ультразвукового исследования головного мозга у детей в возрасте до года

Есть некоторые нюансы в проведении нейросонографии у грудничка. Дело в том, что визуализация осуществляется через большой родничок, который после года редуцируется. Для ультразвуковой волны являются препятствием плотные сросшиеся кости черепа, и после закрытия родничков получить достоверную сонограмму (картину ультразвукового исследования) невозможно. При необходимости, используют методы компьютерной диагностики (магнитно - резонансная томография, компьютерная томография), но проведение этих исследований весьма затруднительно, так как ни один маленький ребенок не сможет спокойно в одиночестве лежать в закрытом пространстве 35 - 40 минут, пока выполняется сканирование.

Некоторые мамы спрашивают, не вреден ли гель, который наносит доктор УЗ диагностики на головку ребенка? Специалисты утверждают, что применение гипоаллергенного геля и самого ультразвука абсолютно безвредно и используется в диагностических целях даже в отделении реанимации у самых ослабленных маленьких пациентов.

Мама присутствует на проводимом исследовании и придерживает голову малыша. Чем спокойнее ребенок, тем лучше условия для работы доктора. Поэтому чтобы ребенок не плакал и не проявлял повышенной активности, он не должен быть голодным или мокрым.

Показания к проведению к нейросонографии

Неонатолог, с целью уточнения диагноза, назначает УЗИ головного мозга ребенку при следующих показаниях:

Тяжелые роды;
задержка внутриутробного развития;
малый вес при рождении;
неврологические симптомы у новорожденного;
гипотонус;
гипертонус;
гипоксия мозга во время беременности и родов;
стигмы и видимые аномалии развития плода;
отягощенный акушерский анамнез у матери, связанный с рождением неполноценного ребенка или гибелью плода;
внутриутробное инфицирование;
при различных видимых деформациях черепа;
фетоплацентарная недостаточность;
наложение акушерских щипцов;
асфиксия;
увеличение объема головы;
отягощенная генетика;
любое подозрение на поражение мозга у новорожденного.

Норма размеров головного мозга - понятие достаточно гибкое, незначительное уменьшение или увеличение не может являться окончательным критерием диагноза. Неонатологи считают, что у 70% вновь родившихся малышей при ультразвуковой диагностике выявляется та или иная неврологическая патология, которая проходит самостоятельно к 12-14-месячному возрасту.
Этот факт нужно учитывать при получении заключения с описанными изменениями. Принимая во внимание несовершенство головного мозга ребенка при рождении, прежде чем впадать в панику и предполагать самое худшее, разумнее обстоятельно побеседовать с детским неврологом и неонатологом.

Нейросонография грудничков: нормы показателей

Во время обследования все данные и измерения заносятся в специальный протокол.

Обращают внимание на следующие аспекты:

Симметричность правого и левого полушарий;
четкость борозд и извилин;
наличие или отсутствие новообразований;
симметричное строение мозжечка;
отсутствие свободной жидкости;
однородность желудочков;
состояние сосудов;
пороки развития.

Как выглядит заключение (норма) УЗИ головного мозга у новорожденного

Безусловно, каждый специалист описывает сонограмму по-своему, но нормальное описание УЗИ головного мозга у новорожденного могло бы выглядеть так :

Смещения срединных структур нет, мозговая ткань обычной эхогенности. Дифференциация структур головного мозга удовлетворительная, рельеф коры визуализируется хорошо. Структура подкорковых ядер выражена четко. Боковые желудочки расположены симметрично.

Отверстия Монро справа и слева проходимы.

Сосудистые сплетения однородны, каких-либо новообразований не обнаружено.

Заключение: без патологии.

Какие патологии может выявить УЗИ головного мозга новорожденного

При УЗИ доктор может диагностировать следующие изменения в головном мозге новорожденного:

Кровоизлияния;
гематомы;
врожденные опухоли;
кисты;
ишемические нарушения;
изменения желудочков;
воспалительно - инфекционные заболевания, например, менингит.

Некоторые изменения не представляют угрозы для жизни и развития ребенка, при других - может понадобиться срочная госпитализация с возможным оперативным лечением.

Что такое аномалии развития головного мозга у ребенка

Если воспроизвести смысл слова «аномалия», получится «неправильность, отклонение от нормальных показателей, нарушение общей закономерности».

В неонатологии и неврологии аномалии строения головного мозга у ребенка есть структурные отклонения от нормы, которые произошли в процессе эмбриогенеза. Если аномалии слишком явственны, речь идет о пороках развития. Значимые пороки развития считаются уродствами, по понятным причинам, это название не совсем корректно для использования в педиатрической практике.

Пороки развития головного мозга

Пороки развития головного мозга у новорожденного могут быть обусловлены генетически и проявляться в самых различных комбинациях.

В отдельную группу аномалий выделяют вторичные пороки развития черепа и мозга.

Причин появления аномалий развития головного мозга у плода множество:

Перенесенные во время беременности заболевания;
первичное инфицирование вирусом герпеса, краснухи;
воздействие облучения;
хроническая алкогольная, никотиновая интоксикация, употребление наркотиков;
прием тератогенных лекарств;
генетические болезни и пр.

Остановимся на часто встречающихся патологических изменениях в головном мозге, которые не являются грубыми пороками развития и с течением времени могут нивелироваться.

Киста мозга у новорожденных

Кистозные образования делят на врожденные и приобретенные.

Врожденные кисты образуются из-за отклонений в развитии оболочек мозга, перенесенных заболеваний в период беременности, хронической гипоксии.

Причины, которые приводят к образованию приобретенных (вторичных) кист, чаще ассоциированы с травматическим действием, и выглядят так:

Кровоизлияния,
родовые травмы головы,
перенесенные болезни.

Киста - это полость, отграниченная капсулой и заполненная каким - либо содержимым, в большинстве случаев, жидкостью. Кисты головного мозга у новорожденных классифицируют по месту локализации и по периоду возникновения. Новообразование может возникнуть в любом месте, некоторые кисты возникают внутриутробно, но к моменту рождения рассасываются самостоятельно.

Предрасполагающие факторы приводят к отмиранию тканей в головном мозге и образованию полости, что может сказаться на полноценном развитии малыша.

Различают следующие виды:

Арахноидальная киста : локализация - между арахноидальной оболочкой и головным мозгом. Имеет тенденцию к агрессивному росту, что приводит к сдавливанию структур мозга и появлению соответствующей симптоматики.

Субэлендемальная киста : может увеличиваться в размерах, что требует адекватного динамического наблюдения. Возникает в результате родовой травмы или кровоизлияния. При выраженном увеличении кистозного новообразования есть вероятность оперативного вмешательства.

Кисты сосудистых сплетений : закладываются в период внутриутробного развития, могут рассасываться самостоятельно. Частая причина – внутриутробное инфицирование.

Сосудистые сплетения головного мозга у новорожденных не имеют нервных клеток, их роль заключается в производстве спинномозговой жидкости, столь необходимой для нормального функционирования и питания клеток головного мозга. При ускоренном росте головного мозга ликвор заполняет пространство между сосудистыми сплетениями, что рассматривается, как киста. Прогноз для жизни вполне благоприятный, если при обследовании головного мозга не найдено еще какой-либо патологии.

Обследование проводят каждые 3 месяца в течение первого года жизни.

Симптомы и признаки кисты головного мозга у ребенка

Какие именно проявятся симптомы, напрямую зависит от размера новообразования и его локализации.

Перечислим общие симптомы, которые не являются патогномоничными для кист, а могут быть признаками опухоли головного мозга у новорожденного, или могут представлять какие-либо неврологические расстройства. Возможные признаки неблагополучия выглядят так:

Беспокойство;
набухание и пульсация родничка;
беспокойный сон;
тремор конечностей;
отсутствие восприимчивости к болевым ощущениям;
срыгивания;
судорожный синдром;
внезапные потери сознания;
гипертонус /гипотонус мышц.

По мере взросления, может появиться следующая симптоматика:

Нарушение зрения, слуха;
головные боли;
дискоординация движений;
слабость/паралич конечностей;
отставание в развитии.

При первых признаках патологии со стороны нервной системы стоит обратиться к врачу.

Лечение кисты головного мозга новорожденных

Если патология диагностирована по УЗИ и никак себя не проявляет, показано динамическое наблюдение. Начинают лечение с консервативной терапии.

Лекарственные препараты при кистах у новорожденных:

Противовирусные и антибактериальные средства при подтвержденном вирусном или микробном генезе патологии;

Препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга, ноотропы, антигипоксанты.

Если лечение безуспешно, прибегают к оперативному вмешательству: открытому (трепанация черепа), эндоскопическому (малоинвазивный метод, когда удаление кисты у новорожденного происходит с помощью эндоскопа).

Гидроцефалия

Скопление жидкости в головном мозге у новорожденного устраняют с помощью шунтирования: вводят шунт и устанавливают дренаж.

Гидроцефалия не является самостоятельным заболеванием, это синдром. Водянка (отек) головного мозга у ребенка бывает врожденной и приобретенной. К причинам, приводящим к врожденной гидроцефалии, относят:

Пороки развития ликворнной системы;
внутриутробное инфицирование плода;
родовую травму.

Развитие приобретенной водянки мозга обуславливается следующими заболеваниями:

Все виды воспаления головного мозга и его оболочек;
сосудистые нарушения;
опухолевые процессы.

Признаки гидроцефалии у детей и лечение

У новорожденных гидроцефалия проявляется увеличением головы, выбуханием вен, отсутствием пульсации большого родничка, отставанием в развитии.

Лечение врожденной водянки головного мозга у ребенка всегда оперативное, вмешательство производят, чтобы устранить причину. Если отказаться от предложенной операции, есть риск мозгового кровоизлияния и неблагоприятного исхода. Без оперативного лечения по мере взросления страдает умственное и физическое развитие.

Что такое псевдокиста мозга у новорожденного

Псевдокиста – новообразование, которое является следствием длительной гипоксии или кровоизлияния. До настоящего времени нет четких критериев, по которым псевдокиста отличается от кисты. Некоторые специалисты считают, что разница в гистологическом строении оболочки.

Даже без терапии псевдокисты у новорожденных рассасываются без последствий. Если к году новообразование остается в тканях головного мозга, устанавливают диагноз: истинная киста, что требует пожизненного наблюдения у невропатолога.

Расширение желудочков головного мозга у новорожденных

Специалисты называют расширение желудочков вентрикуломегалией. Если желудочки у новорожденного расширены симметрично, это может быть вариантом нормы, подобное часто встречается у крупных новорожденных.

Помимо этого, причиной подобного состояния могут быть:

Внутриутробная гипоксия;
гидроцефалия – скопления жидкости в мозгу у новорожденного;
нарушения в развитии ЦНС;
недоношенность.

Если на сонограмме признаки ассиметрии желудочков, в первую очередь рассматривают вероятность кровоизлияния.

Постгипоксические изменения головного мозга у новорожденных

С кислородным голоданием во время внутриутробного развития связывают некоторые неврологические патологии.

Если гипоксия была выражена значительно и адекватная трофика была нарушена, скорее всего, беременность закончилась неблагоприятно. При длительной хронической гипоксии, имеющей некоторые признаки компенсации, повышен риск рождения маловесного ослабленного ребенка. В дальнейшем малыш может стать пациентом невролога и проходить регулярное лечение.

Последствия гипоксии зависят от длительности, степени выраженности и изменений в структуре головного мозга. Острая гипоксия может развиться во время родов. От грамотности и быстроты действий врачей зависит жизнь ребенка.

Самая благоприятная в прогностическом плане – легкая степень кислородного голодания, она может пройти самостоятельно и без последствий.

Читайте на baby.ru: размер головы новорожденного таблица

Головной мозг является самым большим органом новорожденного. Его масса составляет в среднем 1/8-1/9 массы тела, а к концу первого года жизни — 1/11-1/12, тогда как у взрослого — только 1/40 массы тела. В детском возрасте мозг растет сравнительно мало: его масса увеличивается в 3,76 раза, а масса всего тела — в 21 раз. По внешнему виду мозг ребенка в общих чертах напоминает мозг взрослого, хотя борозды выражены слабее, некоторых совсем нет. Однако по своему микроскопическому строению мозг является незрелым органом. Ткань мозга у новорожденных очень богата на воду. Почти нет миелиновых оболочек нервных волокон, на разрезе серое вещество мало отличается от белой. Эта особенность головного мозга микроскопически определяется в 4-5 лет, когда он еще развивается морфологически. Но признаки незрелости в различных отделах выражены неодинаково. Зрелые есть старые в эволюционном отношении участки, содержащие жизненно важные центры (мозговой ствол и гипоталамус). Наиболее зрелой (морфологически и функционально) является кора большого мозга . Хотя она функционирует уже у новорожденного, значение ее в этом возрасте невелико. У новорожденных в функциональном отношении преобладает влияние таламопалидарной системы, вызывает рефлекторно-стереотипный и атетозоподибний характер движений. Впоследствии все большее значение приобретает функция полосатого тела и коры большого мозга, движения становятся координованишимы и целенаправленно, в поведении ребенка все большую роль играют условные рефлексы, которые начинают формироваться в первые месяцы жизни.

Спинной мозг в момент рождения является зрелым образованием. Относительно позвоночника он больше, чем у взрослого, доходя у новорожденных до нижнего края второго поясничного позвонка.

Спинномозговая жидкость новорожденного ребенка несколько отличается от спинномозговой жидкости старших детей. В 1 мл спинномозговой жидкости новорожденного ребенка насчитывается в среднем 15 клеток. Содержание белка может достигать 600-1000 мг / л, а у недоношенных детей -1500-1800 мг / л. Содержание клеток с возрастом постепенно уменьшается и составляет в С месяца независимую от возраста количество — 4 клетки в 1 мл. Содержание белка также уменьшается, достигая минимума в возрасте 3-9 месяцев (200 мг / л). У детей до 10 лет верхняя граница нормы белка составляет 300 мг / л, а у взрослых — 400 мг / л. Поскольку ГЭБ новорожденных детей проникнишее, соотношение между уровнем глюкозы спинномозговой жидкости и крови выше, чем у детей вне периода новорожденности. Оно составляет не менее 2/3, тогда как позже уровень глюкозы спинномозговой жидкости может равняться половине его уровня в крови.

Периферические нервы. Основной особенностью является сравнительно позднее миелинизация черепных нервов, которая заканчивается в 15-месячном возрасте, а спинномозговых — в 3-5 лет. Из-за отсутствия миелиновой оболочки или неполной миелинизации скорость проведения возбуждения по нерву в первые месяцы жизни снижена.

Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рождения, когда сливаются отдельные узлы и образуются мощные сплетения симпатической части — вегетативной нервной системы.

Спинной мозг - это часть центральной нервной системы, расположенная в позвоночном канале. Условной границей между продолговатым и спинным мозгом считается место перекреста и отхождения первого шейного корешка.

Спинной мозг так же, как и головной, покрыт мозговыми оболочками (см.).

Анатомия (строение) . По длиннику спинной мозг делится на 5 отделов, или частей: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Спинной мозг имеет два утолщения: шейное, связанное с иннервацией рук, и поясничное, связанное с иннервацией ног.

Рис. 1. Поперечный разрез грудного отдела спинного мозга: 1 - задняя срединная борозда; 2 - задний рог; 3 - боковой рог; 4 - передний рог; 5-центральный канал; 6 - передняя срединная щель; 7 - передний канатик; 8 - боковой канатик; 9 - задний канатик.

Рис. 2. Расположение спинного мозга в позвоночном канале (поперечный разрез) и выход корешков спинномозговых нервов: 1 - спинной мозг; 2 - задний корешок; 3 - передний корешок; 4 - спинномозговой узел; 5 - спинномозговой нерв; 6 - тело позвонка.

Рис. 3. Схема расположения спинного мозга в позвоночном канале (продольный разрез) и выхода корешков спинномозговых нервов: А - шейных; Б - грудных; В - поясничных; Г - крестцовых; Д - копчиковых.

В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество - это скопление нервных клеток, к которым подходят и от которых отходят нервные волокна. На поперечном разрезе серое вещество имеет вид бабочки. В центре серого вещества спинного мозга находится центральный канал спинного мозга, слабо различимый невооруженным глазом. В сером веществе различают передние, задние, а в грудном отделе и боковые рога (рис. 1). К чувствительным клеткам задних рогов подходят отростки клеток спинномозговых узлов, составляющие задние корешки; от двигательных клеток передних рогов отходят передние корешки спинного мозга. Клетки боковых рогов относятся к (см.) и обеспечивают симпатическую иннервацию внутренних органов, сосудов, желез, а клеточные группы серого вещества крестцового отдела - парасимпатическую иннервацию тазовых органов. Отростки клеток боковых рогов входят в состав передних корешков.

Корешки спинного мозга из позвоночного канала выходят через межпозвонковые отверстия своих позвонков, направляясь сверху вниз на более или менее значительное расстояние. Особенно большой путь они проделывают в нижнем отделе позвоночного капала, образуя конский хвост (поясничные, крестцовые и копчиковый корешки). Передние и задние корешки вплотную подходят друг к другу, образуя спинномозговой нерв (рис. 2). Отрезок спинного мозга с двумя парами корешков называется сегментом спинного мозга. Всего от спинного мозга отходит 31 пара передних (двигательных, заканчивающихся в мышцах) и 31 пара чувствительных (идущих от спинномозговых узлов) корешков. Различают восемь шейных, двенадцать грудных, пять поясничных, пять крестцовых сегментов и один копчиковый. Спинной мозг заканчивается на уровне I - II поясничного позвонка, поэтому уровень расположения сегментов спинного мозга не соответствует одноименным позвонкам (рис. 3).

Белое вещество расположено по периферии спинного мозга, состоит из нервных волокон, собранных в пучки,- это нисходящие и восходящие проводящие пути; различают передние, задние и боковые канатики.

Спинной мозг у относительно длиннее, чем у взрослого, и доходит до III поясничного позвонка. В дальнейшем спинного мозга несколько отстает от роста , в связи с чем нижний конец его перемещается кверху. Позвоночный канал новорожденного по отношению к спинному мозгу велик, но к 5-6 годам отношение спинного мозга к позвоночному каналу становится таким же, как у взрослого. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет, вес спинного мозга увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности.

Кровоснабжение спинного мозга осуществляется передней и задними спинномозговыми артериями и спинномозговыми ветвями, отходящими от сегментарных ветвей нисходящей аорты (межреберные и поясничные артерии).


Рис. 1-6. Поперечные разрезы спинного мозга на различных уровнях (полусхематично). Рис. 1. Переход I шейного сегмента в продолговатый мозг. Рис. 2. I шейный сегмент. Рис. 3. VII шейный сегмент. Рис. 4. X грудной сегмент. Рис. 5. III поясничный сегмент. Рис. 6. I крестцовый сегмент.

Восходящие (синие) и нисходящие (красные) пути и их дальнейшие связи: 1 - tractus corticospinalis ant.; 2 и 3 - tractus corticospinalis lat. (волокна после decussatio pyramidum); 4 - nucleus fasciculi gracilis (Голля); 5, 6 и 8 - двигательные ядра черепномозговых нервов; 7 - lemniscus medlalis; 9 - tractus corticospinalis; 10 - tractus corticonuclearis; 11 - capsula interna; 12 и 19 - пирамидные клетки нижних отделов прецентральной извилины; 13 - nucleus lentiformis; 14 - fasciculus thalamocorticalis; 15 - corpus callosum; 16 - nucleus caudatus; 17 - ventrlculus tertius; 18 - nucleus ventralls thalami; 20 - nucleus lat. thalami; 21 - перекрещенные волокна tractus corticonuclearis; 22 - tractus nucleothalamlcus; 23 - tractus bulbothalamicus; 24 - узлы ствола головного мозга; 25 - чувствительные периферические волокна узлов ствола; 26 - чувствительные ядра ствола; 27 - tractus bulbocerebellaris; 28 - nucleus fasciculi cuneati; 29 - fasciculus cuneatus; 30 - ganglion splnale; 31 - периферические чувствующие волокна спинного мозга; 32 - fasciculus gracilis; 33 - tractus spinothalamicus lat.; 34 - клетки заднего рога спинного мозга; 35 - tractus spinothalamicus lat., его перекрест в белой спайке спинного мозга.

Спасибо

Нервная система ответственна за все процессы в организме человека. Благодаря нервной системе в организме человека сочетаются метаболические процессы, которые в различных тканях протекают по различной схеме, и отношения с окружающей внешней средой. Необходимо понимать тот факт, что развитие нервной системы, в частности головного мозга , не подходит к концу при рождении ребёнка.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела - большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса - в 5 раз меньше.

Спинной мозг

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка , состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками - всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.

Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов .

Двигательное развитие новорождённого

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.

Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале - более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно - изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью - пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце - с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.

  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

  • Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

    Ползание и ходьба

    Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.

    В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.

    Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев . К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.

    В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.

    В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время - за одну руку.

    Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года . Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе - наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.

    Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.

    Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет . При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.

    Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

    Развитие общения и эмоционального статуса.
    Развитие условнорефлекторной деятельности

    Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

    В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

    Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции - это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе , он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.

    Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

    Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

    • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
    • Начиная с 2-3 недели , после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери - вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
    • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
    • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
    • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
    • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев . Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
    • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка - это лепет.
    • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
    • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности - он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
    Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

    Развитие речи

    Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
    1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями - таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.

    2. Зарождение сенсорной речи. Под термином "сенсорная речь" подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия "можно" и "нельзя". Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.

    3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.

    Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека