Самые рабочие техники осознанных сновидений. Осознанные сновидения

28 ноября у православных верующих начался последний из четырех многодневных постов года - сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост. "Рождественский" - официальное церковное название зимнего поста, ведь он готовит к празднику Рождества Христова. А вот "Филиппов пост", или даже "филипки" - название народное, связанное с тем, что накануне, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа.

Спас "Благое Молчание". Фото: иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Но почему Рождественский пост сорокадневный? Принято говорить, что "сорок" - число сакральное: Моисей сорок лет водил еврейский народ по безводной пустыне, сорок дней и сорок ночей Иисус постился в пустыне - перед тем, как явить Себя миру и начать путь служения людям. Ровно сорок дней Воскресший Иисус является людям - до Своего Вознесения. И это не единственные примеры, но я сейчас приведу еще один из совершенно другого ряда: именно сорок недель, как считают физиологи, идеальный срок для развития человеческого эмбриона, идеальной срок беременности. То есть именно сорок недель необходимы для полноценного созревания человека перед рождением. Нелепо наделять цифру магическими свойствами, но, безусловно, здесь явление глубочайшего смысла, пусть нами и до конца не понятого. Можно только констатировать: Церковь, всегда чутко и крайне внимательно подходившая и к вопросам человеческого духа, и к свойствам человеческой плоти, определила Рождественскому посту длиться сорок дней. Заканчивается Рождественский пост 6 января, в Рождественский сочельник - день самого строго воздержания.

Накануне праздника Рождества Христова и в сам день праздника в храмах часто звучит образный призыв священников: "Пусть наши сердца станут теми самыми яслями, где рождается Младенец Иисус". И сорок дней Рождественского поста не просто время ограничений - в пище, увеселениях, это время нашего созревания к тому, чтобы встретить родившегося Христа. Непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно?

Хотя священники не устают объяснять: пост не диета, смысл поста не в аскетических упражнениях по укрощению плоти, воздержание только средство для того, чтобы подчинить свое телесное духовному, а главная цель - возвращение к Богу, воспитание в себе любви к ближнему, нам проще начинать свой пост, когда ограничения четко сформулированы.

Итак, существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав (он тоже бывает разной степени строгости) и ограничения, накладываемые на себя мирянами по благословению священника.

Самое строгое воздержание: "сухоядение" (отказ от вареной пищи) по понедельникам, средам и пятницам, во вторник же и четверг к вареной пище разрешается вино и растительное масло. Употребление рыбы разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников. В последнюю неделю Рождественского поста со 2 января по 6 января рыба запрещена даже в субботу и воскресенье. Самый строгий пост 6 января, в Рождественский сочельник, когда позволяется есть только "сочиво" - блюдо из зерен пшеницы, да и то только "после первой звезды".

Монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, сыра, сметаны, яиц, птицы, алкоголя, рыбу едят во все дни, кроме среды и пятницы. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

Другие ограничения, что еще нельзя в Рождественский пост?

Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения: обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач, последние годы принято выходить из социальных сетей. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее все бессмысленно), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им нелепо кичиться. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Божьей Благодати, невозможно. Поэтому так важно участие в богослужениях и Таинствах Церкви - Исповеди, Причащении.

Кстати, само слово "пост" происходит от древнегерманского "fasta", означающего "твердый, крепкий, постоянный", и это подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего он это делает, но и последовательности, верности


Какое удивительное словосочетание.

Рождество - праздник Боговоплощения Господня, и с ним - обожения человека. В этот день под воссиявшей Вифлеемской звездой в вертепе - пещере, где содержали скот, Сын Божий рождается как Сын человеческий. И приходят поклониться Ему пастухи, и волхвы приносят дары - золото, ладан и смирну - к Его яслям, и Ангел вещает Его родителям о необходимости бегства Пречистой с Богомладенцем и святого Иосифа в Египет, и исходит гневом и гибнет в муках злой Ирод.

Праздник, с которого начинается Его путь как смертного, чтобы Он «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал» в день своего Светлого Воскресения… Рождество - величайшая радость, ибо с него начинается иной, новозаветный этап человеческой истории. Начинается история Божественного человеческого спасения, осознавать все величие которого предстоит многие века и тысячелетия.

И тут же мы читаем строгое слово «пост», нацеленное на телесное воздержание и особое внимание к нашей духовной жизни. Сорок дней Рождественского поста - Четыредесятницы, менее строгого, чем Великий пост, но почти такого же продолжительного, призваны подготовить душу верующего к этому удивительному событию.

Менее строгий.. Что это означает?

В этот пост по праздникам дозволяется есть рыбу, умеренно употреблять вино, но не в пище, не в ограничении или разрешении ее суть поста. Это, прежде всего, духовное сосредоточение на смысле праздника, к которому пост ведет. Это вопросы, которые мы должны задать себе в этот период и постараться ответить на них. Что такое для меня Рождество Христово? Какое отношение к нему имею я? Какое отношение имеет оно ко мне? Сколько раз я должен возродиться, из Рождества в Рождество рождаясь вместе с Ним, чтобы и для меня настала Пасха моей собственной души? Готов ли я последовать вслед за Ним по Его пути, от Рождества Его и до Голгофы? Готов ли пережить то, что пережил Он, умудриться Его мудростью и распять в себе то, что отличает меня от Него, чтобы моя душа могла воскреснуть спасенной раз и навсегда?

Трудные вопросы поста, но нам надо на них ответить, чтобы радость Рождества озарилась за много дней предпасхальной радостью, несмотря на память обо всем, что предстоит до события Светлого Христова Воскресения…

История установления Рождественского поста

Рождественский пост возник в древние времена. С IV века мы находим упоминания о нем в творениях святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, в V веке - Льва Великого.


Длительное время Рождественский пост не имел общих для всех христиан ограничений по длительности: у одних он длился семь дней, у других долее. Общий для вcех период был установлен в XII веке, в 1166 году на Вселенском соборе в период правления византийского императора Мануила при константинопольском патриархе Луке, когда всем христианам было положено хранение поста в течение 40 дней.

Даты, ограничивающие продолжительность, были также установлены в те далекие времена: 15/28 ноября по 24 декабря/6 января . Пост назвали также Филипповским по имени апостола Филиппа, так как заговенье на пост (последний день перед постом) приходится на день его памяти - 14/27 ноября.

Этот пост призывал на особую щедрость к бедным - святитель Лев Великий рассматривал Рождественский пост как период жертвенного благодарения Богу за плоды, собранные в щедрое летне-осеннее время.
И в этом также есть особое приготовление - никто не должен был горевать в этот праздник ни от духовной, ни от телесной обездоленности. А поскольку далеко не все способны сохранять духовную радость при плотских испытаниях, то имущим надлежит облегчать участь неимущих, чтобы и они в полноте могли возрадоваться рождественской радости.

Как любое библейское событие, неоднозначное и многоассоциативное, Четыредесятница, по мнению Симеона Фессалоникийского, символически восходит к 40 дням поста Моисея, который по истечении этого срока получает Декалог - десять заповедей Божиих. Также по 40 днях Рождественского поста через Пречистую Богородицу приходит к нам Бог-Слово, несущий истины Нового Завета.

В XVII веке Никифор Каллист пишет, что в VI веке император Юстиниан установил празднование Рождества по всему христианскому миру. Рождественские песнопения создавались длительное время. Их святые авторы - в V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII - Анатолий, Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святитель Иоанн Дамаскин, Косьма Маиумский, Патриарх Константинопольский Герман, преподобная Кассия в IX веке создавали основу песнопений, звучащих через века под сводами больших храмов и малых церквей в чудесную Рождественскую ночь.

О трапезе в Рождественский пост

Мы уже говорили, что в том, что касается постной трапезы, этот пост относительно не строгий. Но для тех, кто намерен соблюдать пост, как полагается по Уставу, приведем основные ограничения в пище.

От первого дня поста до 6/19 декабря:
С 7/20 декабря по 19 декабря /1 января:

  1. по средам и пятницам - сухоядение;
  2. по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино;
  4. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
Последний период, с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января:
  1. по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение;
  2. по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла;
  3. по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом.
24 декабря /6 января, в Рождественский сочельник в старину было положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы.

Однако все эти строгости вряд ли мы сможем соблюдать сегодня в своей сильно изменившейся жизни. Достаточно будет, чтобы те, кто может себе позволить по состоянию здоровья и силе духа, отказались от мяса, яиц и молочных продуктов. Но и здесь можно взять благословение на употребление некоторых продуктов для тех, кто, например, страдая заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не может обойтись без стакана кефира в день в качестве лекарственного средства. Так же люди, занимающиеся интенсивным умственным и физическим трудом, могут просить относительного послабления, включения в рацион некоторых продуктов, которые лучше оговорить со священником и получить отдельное благословение на их употребление. И еще - больные люди, будущие матери и дети освобождаются от поста.

В пост в старину ели каши, щи, пироги с растительной начинкой - капустой, картошкой, грибами, фасолью и пр. Ели соленья, заготовленные с осени, - огурцы, помидоры, моченые яблоки. Постный стол не был скудным. Но неизменно, в любом случае основа постной трапезы носит волевой характер - смысл ее, прежде всего, в воздержании, ибо объесться можно и квашеной капустой, и кашами, а переедание, обжорство - отнюдь не постное гастрономическое поведение.

Чтобы переход к посту не был резким и обременительным настолько, что может привести к унынию и депрессии, переход к нему должен быть постепенным. Не стоит доводить себя до состояния, когда от чувства голода вы начнете есть поедом своих близких, друзей, коллег на работе. Нам не по силам мериться со святыми, которые могли вообще обходиться без пищи. Той связи с Божественной энергией, которой они были удостоены, мы, конечно, не имеем, поэтому легко себя угробить неразумным пощением, причем и духовно - тоже. Просто голодный человек становится гневливым, раздражительным. Всё должно быть по силам.

Что касается Нового года, который приходится на постный период, то привычка превращать новогоднее застолье в «праздник живота» не полезна ни для духа, ни для тела. Советуем перелистать многочисленные книги по еде в пост, которых сейчас немало в книжных киосках и на прилавках книжных магазинов. Там найдется множество постных и вкусных рецептов, о которых, опять же, стоит помнить одно - не переедать, не предаваться чрезмерному обжорству и пьянству: и то и другое противоречит принципам любого поста.

В Новый год, встречая его по светскому обычаю, хорошо вспомнить все, что он нам даровал, сказать «спасибо» тому, что даровал Бог, сделать выводы из полученных уроков, и наступление его встретить с чувствами Надежды, Веры, Любви к Тому, чьего Рождества мы ожидаем всего через неделю.

Рождественский пост и древние традиции

Кто не читал «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, не видел чудесного старого фильма, потерял немало. По поверьям, перед Рождеством нечисть выбирается наружу и начинает свои игрища. Церковь осуждает гадания, святочные традиции, но они накрепко засели в народном представлении, и лишиться этого трепетного периода, когда зажигаются перед зеркалами свечи, льется в воду воск, летят за ворота сапожки, попадая по головам незадачливых прохожих, трудно. Девушки, желая узнать имя суженого, подбегали к первому встречному, и.. помните, знаменитое пушкинское: «Как ваше имя? - смотрит он, и отвечает: «Агафон»… Эти традиции, так же, как и колядки, сохранились кое-где, но это те силы, с которыми лучше не заигрывать, а обратиться к событию, к которому мы стремимся эти сорок зимних дней…

Рождественская радость

На дворе - Рождественский пост. Зима, и мы идем за елочками, новогодними игрушками, выбираем подарки, ждем Санта-Клауса - за рубежом и Деда Мороза - у нас.

Но главное - нам стоит помнить, что все эти Рождественские сюрпризы, все наши искренние устремления доставить радость ближнему восходят к древнему пожеланию Льва Великого: в пост перед Рождеством оделить добром - духовным, душевным и материальными дарами всякого, кто рядом с нами. Пусть в Рождество никто не чувствует себя обделенным благами, которыми сполна награждает нас Господь, и, произнося слово «Спасибо!», будем помнить, что оно состоит из двух слов прекрасного пожелания: «Спаси БОГ!»

Рождественский пост является одним из 4-х многодневных постов в году. Длится он ровно 40 дней – с 28 ноября по 6 января. В народе этот пост называют Филипповками, потому как накануне него, а именно 27 ноября, верующие поминают святого апостола Филиппа. На Руси этот пост также именовали «Корочун». По предположениям историков, такое название связано с небольшой продолжительностью светового дня в это время года: «корочун» – «короткий».

Как было раньше?

Примечательно, что тогда, когда на Руси только зарождалось, Рождественский пост длился всего неделю. Однако в 1166 году патриарх Константинопольской православной церкви Лука Хризоверг сделал этот пост сорокадневным. Кстати, Армянская христианская церковь до сих пор придерживается старых традиций: ее прихожане постятся только 7 суток.

Чего нельзя в Рождественский пост?

считается одним из самых строгих православных постов. Согласно церковным канонам, весь период, начиная с 28 ноября и заканчивая 6 января, верующие не употребляют в пищу мясные блюда (в том числе птицу), молочные продукты (молоко, сыр) и яйца. В понедельник, среду и пятницу нельзя кушать рыбу и пить вино. В эти дни недели запрещено даже растительное масло. Это так называемое сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье масло вкушать разрешается. Рыбу можно есть только в выходные дни, а также в определенные праздники. Самими строгими днями Рождественского поста является период со 2 по 6 января. В это время, независимо от дня недели, рыбу употреблять вообще не рекомендуется.


Воздержание от пищи – не главное

Даже сами священнослужители утверждают, что в любой пост – это вовсе не главное. Пост тела без поста души ничего, кроме вреда, человеку не принесет, уверены служители церкви. А потому необходимо не только соблюдать умеренность в еде, но и отказаться от посещения увеселительных мероприятий, исполнения супружеского долга, просмотра телевизора и пользования интернетом. Дело в том, что пост, в отличие от праздников, - по сути своей, время печали и скорби, усмирения плоти и очищения от грехов.

Голодный и злой

К необходимо основательно подготовиться. Если вы никогда не постились, не стоит сразу отказывать себе в пище, согласно самым строгим канонам. Ведь голодный человек становится раздражительным и злым. И тогда говорить о духовном очищении, конечно, уже не приходится. Всем тем, кто только начинает поститься, священники советуют попытаться воздержаться от скоромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Постепенно вы поймете, осилите ли вы этот подвиг. Именно так служители церкви называют посты. Кроме того, перед тем, как начать соблюдать пост, не лишним будет и посоветоваться с батюшкой, спросив у него благословения.

Послабления в пост
Послабление во время поста получают больные люди и беременные женщины. В этом случае они также просят об этом священника. Что же касается маленьких детей, то они вообще могут не соблюдать пост. Однако в это время можно ограничить потребление конфет или просмотр мультфильмов, например.

Новогодние праздники и соблюдение поста

Очень трудно придерживаться поста, когда все празднуют Новый год, и стол ломится от яств. Однако не стоит злиться и ссориться с родственниками, которые не разделяют вашего воздержания. Соблюдение поста или его игнорирование – это личное дело каждого человека. Можно просто приготовить для себя постные блюда и сесть за стол вместе со всеми. Если дети прокатятся с горки или полюбуются фейерверком – тоже не страшно. Да и выпитый в кругу семьи бокал вина священники также не осуждают. Понятно, что напиваться до потери сознания плохо не только в пост.

Постные блюда

На самом деле постный стол не такой уж и скудный, как может оказаться на первый взгляд. В пост можно приготовить множество разнообразных и питательных блюд. Например, испечь пироги из постного теста, которое можно приобрести в кондитерских магазинах или замесить самостоятельно. Пироги начиняются грибами, капустой, морковью, рисом или гречей. В определенные дни в пироги разрешается класть и рыбу.

Кроме того можно приготовить всевозможные каши и множество салатов, закусок, супов из овощей, фруктов и бобовых. Да что там говорить: из постных продуктов получаются даже прекрасные десерты, которые, бесспорно, украсят ваш новогодний стол. Это и пудинги, и мармелады, и халва, и желе, и замороженный ягодный сок вместо традиционного молочного мороженого.

Пост и доброта

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным» – это написал святитель и папа римский Лев I Великий. Это значит, что во время предстоящего Рождественского поста не стоит обходить вниманием всех тех, кому повезло чуть меньше, чем нам. Впрочем, о доброте и о нуждающихся в ней людях, пожалуй, не надо забывать и в другие дни.

28 ноября начинается Рождественский Пост. Закончится он в ночь под Рождество – 6 января. Пост длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Другое название Рождественского Поста Филиппов, потому что начинается сразу после дня памяти святого апостола Филиппа, который Православная церковь празднует 27 ноября. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года, это время обновления духовного единения с Богом и приготовления к празднованию Рождества Христова.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временамхристианства. Уже с четвертого века святой Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост, то есть не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября). А также по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; в понедельник, среду и пятницу - только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например - в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются.

С 1 января до 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и вредным: если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий.

Пост - время самоанализа, возможность взглянуть на себя как бы из-за пределов собственного «я». В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются обряды венчания.

Согласно предписаниям Церковного Устава в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»). В то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Помимо этого вкушение рыбы разрешается в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) и на праздники со всенощным бдением (в любой день седмицы). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия; если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». В последние пять постных дней (период предпразднства Рождества Христова, 2 - 6 января) Устав усиливает строгость поста, и в эти дни абсолютно запрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье.

Наиболее строгим воздержанием отличается последний день поста, 6 января (по новому стилю), известный под наименованием «Сочельник». Указанное название происходит от слова «сочиво», означающее, как и «коливо», вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Последнее обстоятельство указывает на вечернее время ее совершения. Таким образом, большая часть Сочельника проходит в полном воздержании от пищи. Этот строгий пост ослабляется, если Сочельник приходится на субботу или воскресенье. В таком случае вкушение пищи разрешается ранее вечера — после литургии, которая совершается утром. Однако, по сложившейся практике, в наше время литургия в Сочельник в обоих случаях совершается в первой половине дня.

Интересно обоснование употребления сочива в канун Рождества Христова. Вспомним, что сочиво (то же самое, что и коливо) вкушается в дни поминовения усопших. Поэтому употребление данной пищи в Рождественский Сочельник напоминает нам о том, что Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей посредством Своих страданий и крестной смерти. Неслучайно в этот день за богослужением исполняются песнопения, составленные по образцу богослужебных текстов Великой Субботы.

Завершая описание устава пощения в Рождественский пост, необходимо отметить, что с благословения духовника ряду лиц, в силу объективных причин (болезнь, пожилой возраст, тяжелый физический труд и т.д.), режим соблюдения поста может быть несколько смягчен. Не следует забывать и о том, что пост заключается не только (и не столько) в воздержании от пищи животного происхождения, но и в активизации духовной жизни. Поэтому в постный период необходимо, по возможности, чаще посещать богослужение, усилить келейное молитвенной правило, активнее участвовать в делах милосердия, воздерживаться от посещения увеселительных мероприятий, находить время для чтения духовной литературы и т.д.

Согласно предпиасниям Церковного Устава в некоторые седмичные дни Рождественского поста полагается совершение богослужения с чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина и поклонами. В эти дни литургия не положена, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Однако в приходской практике подобные службы в Рождественский пост не совершаются, поэтому богослужение Рождественского поста практически не отличается по своему строю от богослужения непостного периода.

Владимир Алёшков, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека