Виды отражения психики. Понятие психического отражения

Данное понятие является философским, ведь это отражение не в буквальном смысле. Оно представляет собой некое явление, которое проявляется при помощи пропущенных через сознание образов и состояний личности.

Другими словами, психическое отражение – это особая форма динамичной связи человека с миром, в процессе которого появляются новые желания, формируются мировоззрение, позиции, а также вырабатываются конкретные решения каких-то задач. Любой индивид способен управлять своей личной реальностью, представляя ее в художественных или каких-то других образах.

Особенности и свойства

Психическое отражение имеет ряд определенных моментов, которые являются его индивидуальными проявлениями. Существуют некоторые особенности психического отражения:

  • Психические образы появляются в ходе активного времяпрепровождения человека.
  • Психическое отражение дает возможность осуществлять какую-то деятельность.
  • Имеет опережающий характер.
  • Дает возможность достоверно представлять окружающий мир.
  • Прогрессирует и совершенствуется.
  • Изменяется через индивидуальность.

Характеристика данного процесса

Личность способна воспринимать реальный мир, находить свое предназначение, иметь развитие внутреннего мира лишь благодаря этому процессу. К сожалению, не каждый индивид верно отражает эти явления – такая проблема возникает у людей, имеющих психические отклонения.

Что же касается здорового человека, то у него существуют такие критерии психического отражения:

1. Динамичность. В течение жизни у каждого человека видоизменяются мысли, установки и чувства. Именно поэтому может измениться и психическое отражение, ведь различные обстоятельства очень существенно на него влияют.

2. Активность. Данный процесс не может сосуществовать с пассивным поведением или регрессом. Благодаря этому качеству психики индивид, сам того не понимания, постоянно ищет наилучшие и самые комфортные условия.

3. Объективность. Личность постепенно развивается, поэтому и психика получает постоянный прогресс. Так как мы изучаем окружающую среду благодаря деятельности, психическое отражение объективно и закономерно.

4. Субъективность. Несмотря на то что данный процесс объективен, но на него также влияет и прошлое индивида, его окружение и собственный характер. Именно поэтому характеристика включает субъективность. Каждый из нас смотрит на один и тот же мир и события по-своему.

5. Скорость. Наше умение молниеносно решать какие-то задачи существует благодаря психике. Оно имеет право именоваться превосходящим действительность.

Стадии и уровни

Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:

1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.

Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды.

Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.

2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.

Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.

3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании. Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность.

Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.

Формы

Отражение не чуждо всем живым организмам при соприкосновении с другими объектами. Можно выделить три формы психического отражения:

1. Физическая. Это непосредственная взаимосвязь. Данный процесс имеет ограничение во временных рамках. Такие свойства незначительны для любого из объектов (неизменность следов связи), так как происходит разрушение.

2. Биологическая. Данная форма характерна лишь для живых существ, и в этом ее особенность. Благодаря ей подобные организмы могут «зеркалить» как живую, так и альтернативную природу.

Биологическая форма психического отражения подразделяется на несколько видов:

  • Раздражимость (ответ живых существ на реалии и процессы этого мира).
  • Чувствительность (умение отражать другие объекты в виде ощущений).
  • Психическое отражение (умение изменять свой характер в зависимости от ситуации).

3. Психическая. Самая непростая и прогрессивная форма отражения. Она не считается бездеятельным зеркальным дубликатом этого мира. Она четко связана со сканированием, решениями.

Прежде всего это активно отражаемый окружающий мир в связи с конкретной проблемой, опасностью или нуждой. Для этой формы свойственны:

  • Отражение как этапы преодоления индивидуумом самого себя, собственной жизни и привычек.
  • Отражение как самоконтроль и развитие.
  • Отражение как этап изучения личностью окружающих.
  • Отражение как стадия изучения индивидом общественной жизни и взаимоотношений.

Понимание психики как части определенного вида отражения позволяет утверждать, что оно не возникает внезапно или случайно, как что-то непонятное в природе. Психическое отражение можно исследовать как трансформацию производных отпечатков в субъективное переживание и на этом основании строить пространственный образ.

Таким образом, в фундаменте психического отражения находится первичное взаимодействие с окружающей средой, но для данного процесса необходима вспомогательная активность по созданию образов объектов в ноле поведения субъекта. Автор: Лена Мелисса

Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
носит опережающий характер.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Индивид – единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект– индивид как носитель активности . Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность ). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром , т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности . У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности , у человека – в форме деятельности .

Поведение – свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий , благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Отражение – философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи , поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).

Раздражимость -- (англ. irritability ) - Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).

Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности ,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды , регулирующее их поведение .

Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание ) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л . С . Выготского ,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).

Чувствительность (англ. sensitivity ) – способность к элементарной форме психического отражения - ощущению .Именно с чувствительности, согласно гипотезе А . Н . Леонтьева и А . В . Запорожца ,начинается развитие психики в филогенезе .В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.

Психика особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости , А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.

Сенсорная психика – простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность ), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Перцептивная психика -- вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие . Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия Высшие психические функции ).

Интеллект (практический) – свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей ) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно . Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.


Похожая информация.


Основные классы психических явлений.

а) определение

Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.

б) Фундаментальные свойства психики

Психические явления:

обладают длительностью, интенсивностью;

имеют состояния возбуждения и разрядки.

Кроме этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:

1. Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Психические явления не взаимодействуют физически и их нельзя физически преобразовать. Они могут взаимодействовать только друг с другом, но только опосредованно - актуализируя одни явления можно косвенно влиять на другие.

2. Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений электро-физиологических процессов. Т.е. в этом образе есть и представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же отражение имеет только образ объекта, без материала этого образа У нее есть только протяженность во времени (но не пространстве).

3. Субъективность - психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с образом другого.

4. Локализация психики. Опыты Пенфильда на открытом мозге. Он пытался локализовать определенные психические функции. Где локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте.

в) Уровни функционирования психики

Все психические явления функционируют на 2-х уровнях: сознательном и неосознаваемом. Могут быть неосознаваемые желания, ценности, переживания, познавательные явления (восприятие 25-го кадра), мышление (инсайт), эмоции (жить в стрессе). Доказательства: динамические стереотипы (Павлов), сны (в нем могут участвовать все психические сферы), гипноз (внушение на подсознательном уровне - действия уже в осознанном).

г) Связь психики с другими явлениями

Существуют психические факты (психические явления), а есть психологические (психические и все явления, факты, которые могут что-то сказать о психических явлениях). Например, плач, почерк, психосоматика, продукты материальной и духовной культуры.

Сознание

Сознание – отражение субъективного мира, со(путствующее) знание, способность знать что есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

Специфика психического отражения

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Раздражимость - это свойство всего живого, способность отвечать на внешнее раздражение. Гипотеза о возникновении чувствительности. Критерием психического отражения у Леонтьева является наличие чувствительности. Чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). Дальнейшее развитие психики у Леонтьева связано с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменению психики.

3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;

Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;

Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

Специфическая форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий:

Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Основными образующими сознания являются:

Значение

Личностный смысл

Чувственная ткань

Особенности психического отражения:

а) чисто субъективное образование;

б) имеет только временную протяженность;

в) может быть активным и пассивным (непроизвольным);

г) психическое является символом реальности;

д) психическое отражение является более или менее правильным

Условия построения образа мира:

а) взаимодействие с миром;

б) Наличия органа отражения;

в) полноценный контакт с обществом (для человека).

Основные классы психических явлений

Психика - совокупность психических явлений, составляющих внутренний мир человека (желания, познание, переживания, самосознание). Закрыл глаза - психика (факторы внутреннего субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда, мы видим не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и видит некий образ объекта).

Под психическими явлениями понимаются факторы внутреннего субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам психических явлений:

Побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность).

Самосознание (знание о себе, оценка себя, локус контроля).

Переживания, 2 классификации:

а) На основе связи с типом потребности:

собственно эмоции (переживания, связанные с удовлетворением базальных потребностей)

чувства (переживания, связанные с удовлетворением вторичных потребностей)

б) На основе их интенсивности и длительности:

настроение

Познание

Чувственное познание (на уровне явлений воспринимаемых с помощью органов чувств; психические явления мы воспринимаем с помощью рефлексии/отражения

Опосредованное познание/мышление - знание об объектах, характеристиках, которые мы не наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим (вселенная - ее никто не видел, но есть теории о ней)

Память - общепсихический процесс, который есть и на эмоциональном уровне - память на образы-представления

Воображение - создание образов несуществующих объектов или с несуществующими характеристиками

Понимание - декодирование значений, данных в знаковых системах

Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования психики, объединенные в определенные типы:

способности (познавательная сфера),

характер (мотивация и самосознание),

темперамент (эмоциональная сфера)

Другая классификация:

Психические явления могут проявляться на следующих уровнях:

– сознательные явления

Познавательные процессы

Собственно познавательные процессы, их результат – знание о мире и представление о самом субъекте

Ощущения

Восприятие

Мышление

Универсальные психические процессы (+ внимание) – необходимые условия деятельности, их результат – отличительные характеристики психического (как процесса во времени, прошлое, настоящее, будущее)

Воображение

Аффективные процессы

Потребности

Регуляционные процессы

Внимание

Личность

явления поведения

Реакции – любые внешненаблюдаемые изменения, которые происходят в организме человека под влиянием внешних раздражителей.

Действия – направлены и подчинены некоей цели (ходьба, письмо).

Поступки – действия более высокого ранга, более значимые.

Явления бессознательного

неосознаваемые механизмы сознательных действий;

а) неосознаваемые автоматизмы

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

неосознаваемые побудители сознательных действий;

надсознательные процессы.

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический.

Сенсорно–перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно–перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств. Формирующийся сенсорно–перцептивный образ выступает как "навязанный нашему уму извне" (Сеченов). В этом проявляется "непосредственность действительности" сенсорного отражения, на котором основано доверие к показаниям органов чувств.

В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно–перцептивная сфера - это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.

В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно–перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно–перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.

К числу важнейших принадлежит та система связей между разными органами чувств, которая обеспечивает пространственную ориентировку. Ведущая роль в ней принадлежит зрительному анализатору, лабиринтному аппарату статокинестетического анализатора и кинестезии, но включает и другие анализаторы.

Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации. Направление гравитации - это главная ось системы отсчета, относительно которой оцениваются так или иначе все характеристики окружающего пространства.

Поскольку в обычных условиях перемещения человека по поверхности земли гравитация постоянна по силе и направлению, вся система анализаторов подстраивается к этой константе; благодаря связям анализаторов с теми, которые обеспечивают отражение гравитации, все они "заземляются". Формируются достаточно жесткие однозначные связи - стереотипы, благодаря которым в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий; она осуществляется на неосознаваемом уровне, автоматически. Однако в тех случаях, когда между сигналами от разных анализаторов (ощущениями разных модальностей) возникают рассогласования относительно сложившегося стереотипа, это неизбежно приводит к искажению пространственного образа. Следствием такого рассогласования являются, например, хорошо известные в летной практике и подробно описанные иллюзии крена, противовращения, кабрирования, пикирования, пространственного положения, горизонтального полета. Все эти и другие аналогичные иллюзии возникают при определенных условиях закономерно: как следствие расхождения между сложившимся стереотипом пространственной ориентировки и текущей афферентацией. Чтобы преодолеть их, требуется специальная целенаправленная деятельность, сознательный контроль возникающих образов, формирование нового функционального органа (стереотипа) в процессе обучения и тренировки.

Важно отметить, что новый стереотип не требует обязательной ломки старого. Они вполне могут сосуществовать и обычно сосуществуют: в одних условиях "работает" один стереотип, в других - другой.

Второй уровень отражения - это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие - феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого–либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.

К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение - творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно–перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой.

Но вместе с тем формирование представления - это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные и потому наиболее информативные. На уровне представлений предмет обособляется от фона, и в этой связи возникает возможность мысленно оперировать с объектом независимо от фона.

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация предметного образа.

Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации.

При переходе от восприятия к представлению происходит преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину. В частности, как показал Н.Ф. Шемякин, при формировании топографических представлений "карта-путь" трансформируется в "карту-обозрение".

В процессе умственного развития человек овладевает также особыми способами мысленного оперирования представлениями: мысленного расчленения объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинаций и рекомбинаций, масштабных преобразований, умственного вращения и др.

Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов–эталонов "когнитивных карт", концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других "когнитивных образований", необходимых для выполнения любой деятельности.

Третий уровень когнитивных процессов - это вербально–логическое мышление , речемыслительный процесс.

В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень - уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно–историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством. Благодаря этому индивид как бы освобождается от «рабского подчинения изначальным "здесь" и "теперь"» (Ж. Пиаже). Предметная область индивидуального познания на этом уровне приближается к той, которая раскрывается общественно–исторической практикой, т.е. становится практически безграничной. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык. Но в процессе понятийного мышления используются и другие исторически сложившиеся знаковые системы: математические, графические и других знаков, а также правил их применения.

В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном когнитивном процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает так или иначе все три уровня психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно–перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности образ становится только тогда, когда его "чувственная ткань" (термин А.Н. Леонтьева) органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и рациональное образует единый сплав. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не мог бы обеспечить целенаправленности действий; в этом случае окружающая среда полностью управляла бы поведением субъекта (такой случай можно представить только теоретически).

Но и образ, имеющий обедненную чувственную основу, также не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно в сложных условиях.

Это значит, что при обучении человека какому–либо виду деятельности необходима определенная мера сочетания методов, формирующих чувственные и логические компоненты образа, его "чувственную ткань" и его "семантику".

Эффективность образа - в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта - существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по П.К. Анохину).

Антиципационные процессы свойственны всем перечисленным выше уровням отражения. Однако дальность антиципации на разных уровнях существенно различна. На сенсорно–перцептивном уровне она ограничена рамками актуального текущего действия. На уровне представлений появляется возможность антиципации также и в отношении потенциальных действий. На уровне вербально–логического мышления антиципация достигает своего наиболее полного проявления, ее дальность практически не ограничена. Антиципация этого уровня обеспечивает планирование деятельности в целом. При этом в вербально–логическом плане человек может достаточно легко и свободно переходить от настоящего к будущему и прошлому, от начального момента деятельности к конечному и от конечного к начальному и т.д.

Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений. Это в свою очередь обеспечивает возможность в ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье и т.д. свойство предмета или его отношение к другим предметам; возможность таких переходов - важнейшее условие творческих решений.

В каждый момент деятельности человеком осознается только небольшая часть того предметного содержания, которое презентовано в образе. При переходе от одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия) изменяется и осознаваемая часть содержания. Полноценный с точки зрения регуляции деятельности образ подобен айсбергу - в каждый момент на поверхности видна лишь его небольшая часть.

А.А. Обознов выделяет два уровня содержания психического образа, регулирующего предметное действие:

1) актуально значимое и

2) потенциально значимое.

Им присуща разная степень осознанности, и они играют разную роль в регуляции конкретных действий. Это исследование показало также, что только от актуально значимого содержания зависит способ выполнения действия и его смысл. Наиболее полно осознается, конечно, актуальная часть предметного содержания образа.

Проблема осознаваемого и неосознаваемого в психическом отражении принадлежит к числу сложнейших и, к сожалению, слабо разработанных. Не вдаваясь в анализ состояния этой проблемы и подходов к ее решению, отметим только, что ведущая роль в формировании осознанного отражения принадлежит вербально–логическим процессам: прежде всего осознается то, что включается в их сферу. В ходе реальной деятельности в зависимости от конкретных условий соотношения между разными уровнями отражения изменяются, а соответственно меняется и степень осознанности разных компонентов предметного содержания образа.

Выше отмечалось, что у человека в процессе его развития формируются определенные функциональные органы, объединяющие разные анализаторы в единую систему: эти системы состоят из жестких, однозначных связей - стереотипов. Компоненты образа, которые формируются по законам работы стереотипных звеньев, обычно не осознаются. Однако они могут стать осознаваемыми при специальной направленности познавательной активности, а также необычной (извращенной с точки зрения соответствия стереотипу) афферентации, создаваемой экспериментально или возникающей в некоторых специфических условиях деятельности.

Вот это последнее обстоятельство и побудило нас уделить особое внимание проблеме многоуровневой структуры образа. Дело в том, что в своей практической деятельности человек–оператор иногда вынужден работать в условиях извращения рецепции внешних воздействий, точнее, ее несоответствия сложившимся стереотипам. В частности, такие условия обычны для летчика: оптические искажения (необычный ракурс видения предметов, расположенных на земле, большая удаленность от видимых ориентиров, ослабленная видимость в тумане, в сумерках и т.д.), а также воздействие "негравитационной вертикали"; в этих условиях сохранение предметного содержания образа составляет для человека специальную задачу.

Практически важным является вопрос о том, как человек может решить эту задачу, в частности, может ли, он обеспечить сохранение содержания образа при помощи сознательного контроля сенсорно–перцептивных процессов и волевого усилия.

Другое, не менее важное обстоятельство состоит в том, что человек–оператор часто не имеет возможности воспринимать реальный объект, которым он управляет. Информация об объекте передается при помощи инструментальных сигналов в виде информационной модели. Образ этой модели, возникающий при ее восприятии, не совпадает, конечно, с образом реального объекта. При этом могут возникать противоречия между представлением и понятием, с одной стороны, и сенсорно–перцептивным образом - с другой. У человека–оператора возникает особое состояние: отчуждение от объекта управления, теряется чувство реальности физического объекта, которым он управляет. Сам процесс управления воспринимается им как "обнуление" абстрактных сигналов. Человек не управляет машиной (самолетом), а только "сводит стрелки", не представляя себе, какие реальные эволюции совершает самолет, какие процессы возникают в машине. Это происходит в связи с тем, что восприятию оператора представлен не реальный объект во всем многообразии его сенсорных свойств, а абстрактная модель объекта, воплощенная в обобщенной, но чувственно обедненной форме. Отчуждение от объекта управления, утрата непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств могут привести к снижению личностной значимости выполняемых действий и, отсюда, к притуплению ответственности, интереса и т.д., а в конце концов к снижению надежности.

Один из способов элиминации негативного влияния отчуждения - это формирование у оператора такого яркого, четкого и дифференцированного образа - представления, который позволял бы ему мысленно видеть за показаниями приборов реальные изменения управляемого объекта.

В условиях отчуждения особенно опасны нарушения привычных, ставших стереотипными связей между разными сенсорными модальностями.

Выше уже отмечалось, что стереотипизированные сенсорно–перцептивные компоненты образа, как правило, не осознаются. Однако они тотчас становятся предметом сознания, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Человек при этом способен дифференцировать отражаемый в понятиях реальный объект и специфическое состояние сенсорно–перцептивной сферы. Влияние на поведение человека несовпадения этих составляющих образа изучалось в специальных психологических экспериментах. Была выявлена возможность адаптации к искажению визуальных сигналов (псевдоскопическое восприятие и инверсия сетчаточного отображения) и показано, что адаптация заключается в восстановлении предметного содержания зрительного образа на фоне измененной "чувственной ткани", и происходит она в форме приобретения неких новых перцептивных новообразований, но не вместо старых, а наряду с ними.

Выявление механизмов регуляции действий человека в условиях изменения афферентации имеет принципиальное значение, например, для проектирования деятельности летчика, у которого в структуру образа пространственного положения

самолета включаются необычные с точки зрения земных условий сенсорно–перцептивные компоненты, что провоцирует формирование неадекватного, ложного образа пространства, возникновение иллюзий пространственного положения. В этом случае происходит дезинтеграция уровней психического отражения. Чтобы преодолеть такую дезинтеграцию, т.е. снова привести в соответствие сенсорно–перцептивные, "представленческие" и понятийные компоненты образа, требуются специальные сознательные усилия. При этом важно, чтобы возникшее рассогласование между уровнями отражения и соответствующими им компонентами образа стало предметом специального субъективного анализа. Как известно, сенсорно–перцептивные компоненты образа чрезвычайно динамичны. Они изменяются при изменении освещенности (если речь идет о зрительном образе), ракурса наблюдения, состояния органов чувств и т.д. В то же время значение, фиксирующее предметное содержание образа, остается неизменным. Это и создает возможность сохранить адекватный образ при искажениях его сенсорно–перцептивных компонентов. При определенных условиях вербально–логический уровень отражения может выполнить организующую и регулирующую функцию в построении образа и его стабилизации. В процессе подготовки операторов, вынужденных работать в условиях, вызывающих необычные сенсорно–перцептивные эффекты, целесообразно обучать их методам самонаблюдения, формировать субъективную установку на осознание необычности "чувственной ткани" образа, с тем чтобы уменьшить вероятность возникновения ложного образа.

Но самонаблюдение - лишь частный случай и специфический вариант более общей формы познавательной активности субъекта: целенаправленного познания действительности. Его результативность в плане стабилизации образа существенно зависит от того, как и насколько знания, получаемые в ходе самонаблюдения, соотносятся со знаниями о самом объекте, отражаемом в этом образе (в рассматриваемом случае - необычные сенсорно–перцептивные эффекты с представлением реальных изменений управляемого объекта).

В этой связи подчеркнем, что в любой деятельности значительная роль принадлежит процессам познания. Чем более полно познан предмет деятельности, тем большими возможностями располагает человек в отношении выбора средств и способов действий с ним. В любом конкретном действии знания о его предмете реализуются частично; само действие раскрывает этот предмет также лишь частично. Поэтому совершенствование деятельности необходимым образом должно включать познавательную активность. "Помимо непосредственного функционирования вещи, в предметном действии существенное значение имеет сознательная установка на созерцание, которая компенсирует ограниченность предметного действия в отношении восприятия", - писал Б. Г. Ананьев, подчеркивая не только наличие когнитивной составляющей предметного действия, но и сознательную направленность на нее человека, выполняющего это действие.

В процессе созерцания, а точнее целенаправленного наблюдения, развивается и обогащается образ, осуществляющий регуляцию деятельности. При формировании такого образа накапливается и как бы запасается впрок информация о предмете деятельности, средствах, способах и условиях ее выполнения. Эта информация может длительное время не использоваться, но в какой–то момент (например, в сложной ситуации) она окажется крайне необходимой. Одно из важнейших качеств личности мастера - это профессиональная наблюдательность, позволяющая ему непрестанно накапливать впрок информацию о предмете его деятельности.

Все сказанное позволяет заключить, что образ, регулирующий деятельность, имеет сложное строение. Он многомерен и включает ряд уровней. В процессе его формирования так или иначе синтезируются сенсорные данные разных (практически всех) модальностей. Однако ведущая роль среди них обычно принадлежит визуальной, так как именно зрение дает симультанную пространственную дифференцированную картину окружающего.

По мнению Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, образное отражение действительности человеком носит по преимуществу зрительный характер. Особая роль зрительной системы в процессах чувственного отражения определяется тем, что она выступает как интегратор и преобразователь сигналов всех модальностей. Как отмечал Ананьев, "универсальность ее по интеграции и переинтеграции любых по модальности сигналов поразительна". Зрительный образ вещи как бы вбирает, синтезирует, организует вокруг себя данные остальных органов чувств. Экспериментально это подтверждено В.Е. Бушуровой.

Визуальный характер образа имеет большое значение в процессе регуляции действий человека–оператора: Успешность принятия решения во многом зависит от способности человека "визуализировать проблемную ситуацию", наглядно представлять ее и оперировать наглядными образами.

Методологический смысл работы «образ мира» в значительной степени состоит в том, что она снабжает психолога знанием о том, чего он не знает.

В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов все явственнее обозначается переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация в различных ответвлениях психологии познания смещается в направлении от психофизики чистых ощущений - к психофизике сенсорных задач, от мира образов - к образу мира. В отечественной психологии фундаментальное значение для изменения общей стратегии изучения познавательных процессов приобрела работа А.Н.Леонтьева «Образ мира». По словам Леонтьева «... В психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности... Психология образа... есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это - знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире».

Основные положения, выделенные Леонтьевым:

1. Деятельностная, социальная природы образа «в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»

2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, т.к. деятельность рассматривается А.Н. Леонтьевым как «специфическая форма человеческой активности»).

3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение», т.е. «наполнение картины мира значениями». Сам факт включения значения в качестве «пятого квазиизмерения» образа мира говорит о возможности распространения этого понятия и на область познания. «Пятое квазиизмерение – это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру» следовательно, и переход от восприятия к познанию. Роль значений также подчеркивается применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение - важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. Дело заключается в том, что если на относительно ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира, в частности - мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено, то впоследствии взаимоотношения между личностью и деятельностью меняются; сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.

4. Амодальный характер Образа мира (А.Н.Леонтьев). Образ мира так же амодален, неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности, как и объективный мир, изображенный в этом образе. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодальный Образ мира как некоторое целое и, лишь будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности. У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).

Дальнейшее изучение и разработка понятия «образ мира» в общей психологии в основном характеризовалось выходом за пределы восприятия, акцентированием на социальной и деятельностной природе образа, а так же включением в образ мира таких сфер как эмоции, мотивации, и т.д.

В работах С. Д. Смирнова под образом мира понимается – «некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Смирнов, 1985 стр. 142]. Особое внимание Смирнов уделял различиям между «миром образов», миром отдельных чувственных впечатлений и целостным образом мира, того в котором мы живем и действуем (что определило непосредственный выход данного подхода за пределы восприятия).

Вследствие данного разделения (образ мира и мир образов), он выделил в образе мира две структуры : поверхностную и ядерную.

1. Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что Леонтьев назвал чувственной тканью (или полем восприятия), которая обладает следующими функциями на этом уровне: 1) непосредственная связь человека с внешним миром, придание реальности образам; 2) Служит тем материалом, в котором выражена вторая образующая человеческого сознания – значения «чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание, либо сама по себе» [Леонтьев, 1975, стр. 137].

В.В. Петухов при описании поверхностных структур, делает некоторые дополнения и утверждает, что «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью» (там же, стр. 15), с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, в частности с теорией С. Московичи, то именно на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений.

2. Ядерная структура (представление мира) - это отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень (или уровни) символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом [Смирнов, 1985, стр.149]. Здесь уместно напомнить высказывание А. Н. Леонтьева, что значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей - в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства» [Леонтьев, 1983, стр. 254]. Таким образом, на ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира, хотя данный уровень, несомненно, влияет на то, как строятся представления на поверхностном уровне «представление мира является основой познания мира человеком (исторического, культурного и др.) в филогенезе и онтогенезе» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данный тезис также подтверждается Смирновым, который говорит о том, что «единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется» [Смирнов, 1985, стр. 147].

Вслед за А. Н. Леонтьевым С. Д. Смирнов обращает внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа <…> будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало» (там же, стр. 146).

Роли эмоциональной сферы в построении образа мира достаточно большое внимание уделяет в своей концепции В.В. Петухов, который утверждает, что открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо» [Петухов, 1984, стр. 16]. Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. В.В. Петухов подчеркивает также и социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека