Причина лейкоза у ребенка режутся. Лейкозы у детей: причины, виды, симптомы, современные методы лечения

Цивилизация майя овеяна множеством тайн и загадок. На сегодняшний день потомки индейцев – , особо не выделяющиеся среди других рас и народов. Но древняя история майя не дает покоя многим исследователям. Откуда у обычных земледельцев, которыми являлись племена майя, появились поразительные познания в математике, астрономии, письменности и физике? Каким образом они смогли изготовить невероятно сложные предметы или установить огромные мегалиты? Тайны всегда пленили умы людей. Давайте совершим захватывающее путешествие в таинственную историю майя .


Каменная голова – символ альмеков

Археологи находят артефакты, свидетельствующие о том, что территория Мексики была населена за несколько тысячелетий до н.э. Мнения историков по поводу точной датировки этих находок разнятся. Во всяком случае, очевидно, что древние народы перебрались на северо-американский материк еще в глубокой древности.

Официально признанная история считает первой индейской цивилизацией ольмеков, которые проживали на берегах Мексиканского залива со 2-го тысячелетия до н.э. по 5 век н.э. Им приписывается изобретение сложной письменности, солнечного календаря, двадцатилетнего отсчета, спортивно-религиозной игры в мяч и др. Также считается, что ольмеки смогли построить пирамиды и вытесать из камня знаменитые пятиметровые головы воинов.

Индейская цивилизация сапотеков малоизучена. Историки предполагают, что она возникла в 5 веке до н.э. Столица располагалась в Монте-Альбане, известном своим удивительным Храмом танцующих с нерасшифрованными до сих пор надписями. Загадочная культура Исапы, следы которой найдены в штате Чьяпас, оставила историкам множество артефактов для исследований. В их числе необычные стелы с изображениями божеств и людей, монументы, алтари.

Культура ацтеков относится к более позднему периоду истории Мексики вплоть до ее завоевания испанцами. Столицей ацтекского государства был Теночтитлан, ставший впоследствии городом Мехико. Ацтеки поклонялись различным божествам, главным из которых считался бог войны Уицилопочтли. Это племя было очень воинственным: многотысячные жертвоприношения людей были в порядке вещей. Они постоянно враждовали с окружавшими их племенами и совершали набеги на чужие территории. Последний правитель ацтеков Куаутемок был свергнут конкистадорами в 1521 году.

Среди множества других индейских племен, населявших Мексику, можно выделить тарасков, миштеков, тольтеков, тотонаков, чичимеков. Племена цивилизации майя заслужили особое положение среди своих собратьев благодаря невероятно сложным историческим памятникам и высокоразвитой культуре, которую им приписывает официальная история.

История майя

Рассматривая историю народов майя, следует отметить, что существует несколько теорий развития этой цивилизации. По официальной – той, которую преподают в университетах и публикуют в учебниках, – культура майя появилась около 3-х тысяч лет назад. Она обладала настолько высоким уровнем технологий, научных знаний и развития, что превосходила нынешнюю цивилизацию в несколько раз.

Существует и другая теория, альтернативная, но набирающая все большее число сторонников. Согласно этой теории, в древности существовала некая высокоразвитая цивилизация, которая исчезла за несколько тысячелетий до н.э. Она и оставила после себя удивительные исторические памятники, письмена и артефакты, свидетельствующие о невероятном уровне развития. Это, кстати, согласуется с библейской хронологией времен до Всемирного потопа. Похоже, что эта цивилизация была уничтожена в Потопе.

Индейцы майя появились на территориях древней цивилизации намного позже. Они стали осваивать, как могли, найденные постройки и применять в своем обиходе календари, статуи и другие предметы доисторической культуры. Сами же майя признают, что получили свои знания от «богов», а не приобрели их самостоятельно. Да и что можно было бы ожидать от цивилизации, главным занятием которой было выращивание кукурузы? Зачем индейцам глубокие познания в астрономии, если они не совершали космических полетов? Каким образом майя смогли построить огромные пирамиды, если у них даже не было колеса?

Какой теории придерживаться, решать вам. Давайте рассмотрим некоторые официальные даты из истории майя.

1000-400 годы до н.э. – появление незначительных поселений майя в северной части Белиза.

400-250 годы до н.э. – быстрый рост городов на обширных территориях полуострова Юкатан, Гватемалы, Белиза и Сальвадора. Археологи находят большое число произведений из нефрита, обсидиана и драгоценных металлов.

250 г. до н.э. – 600 г. н.э. – народы майя формируются в города-государства, постоянно воюющие друг с другом за территории.

600-950 годы н.э. – рассвет и последующий упадок многих майянских городов. Для историков пока неясны причины такого запустения. Одни приводят в качестве объяснения какое-то стихийное бедствие, например, сильную засуху. Другие утверждают, что это могли быть захватнические войны или эпидемии.

950-1500 годы н.э. – возникают новые города на севере Юкатана, особое значение придается морской торговле с ацтеками.

1517 год – первый задокументированный контакт племен майя с европейцами на полуострове Юкатан. Тогда индейцы потерпели поражение в сражении с хорошо вооруженными испанцами. Но еще на протяжении нескольких десятков лет они отчаянно боролись за независимость от захватчиков.

Во времена испанской конкисты колонизаторы беспощадно уничтожали культурные особенности майя, стремясь обратить их в католическую веру. Известно, что католический священник Диего де Ланда сжег собрание книг майя в целях борьбы с шаманизмом.

Загадки майя

На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. Некоторые можно рассмотреть в музеях Мексики, например, в Музее антропологии в Мехико, другие рассеяны в музеях по всему миру. А сколько еще не получило всеобщую огласку!


Как утверждают археологи, разноцветные черепа из кварца были не редки среди сокровищ майя. Установить их точную датировку пока невозможно. Еще сложнее определить, каким образом они были выполнены и, главное, для чего. Один из таких черепов – легендарный череп Митчеллс-Хэджесс. Он был найден по сообщениям самого исследователя, в честь которого получил свое название, при раскопках в джунглях полуострова Юкатан. Череп поражает совершенством линий. Он имеет удивительное свойство: при попадании на него лучей света под определенным углом глазницы черепа начинают светиться. Применялся ли этот череп в поклонении божествам при каких-то религиозных ритуалах или же он просто служил украшением интерьера? Точных ответов пока нет, зато существует множество предположений.

Современные исследователи похожи на африканских аборигенов, которые нашли в пустыне стеклянную бутылку и пытаются определить ее предназначение, направляя на нее лучи солнца. Скорее всего, древние применяли хрустальные черепа так, как мы и представить себе не можем.

В современном мире не существует технологий, которые смогли бы повторить подобный шедевр. А ведь на древнем хрустальном черепе нет ни единого следа от инструментов. Так что пока этот удивительный предмет остается одной из самых больших загадок прошлого.


В мексиканском штате Чьяпас находится знаменитый археологический комплекс Паленке. В расположенном в нем Храме надписей был найден загадочный саркофаг. Ученые приписывают его существование правителю майя Пакалю, который был в нем похоронен. Удивительные изображения на крышке саркофага до сих пор вызывают споры в ученых кругах. Некоторые видят на рисунке самого Пакаля, воскресшего из царства мертвых. Другие предполагают, что это вовсе не Пакаль, а некий доисторический астронавт в кабине космолета. Невозможно что-либо утверждать наверняка. Поэтому саркофаг овеян тайной.

Интересна не только каменная крышка, но и сам саркофаг. Он просто огромен. Его размеры 3,8 м на 2,2 м. Саркофаг вытесан из цельного камня весом 15 тонн и имеет точную прямоугольную форму. Крышка весит 5 с половиной тонн. Каким образом он мог быть выполнен? Трудно представить древних индейцев, разбивающих каменную глыбу примитивными орудиями. Еще сложнее предположить, как и кто установил этого гиганта в пирамиде.


Приписываемый культуре майя календарь поражает ученых своей сложностью и точностью. По утверждениям исследователей он состоит из двух календарей: солнечного и священного (галактического). Первый включал в себя 365 дней, второй – 260. Священный календарь (цолькин) – это система исчисления из 13 чисел и 20 символов. Многие претендуют на расшифровку календаря майя. Как только не объясняют значения его символов и чисел. Кто-то связывает календарь с предсказаниями будущих событий. Кто-то видит в его расчетах движение солнца вокруг центра галактики. Остается тайной точное происхождение и назначение календаря майя. Очевидно одно, что для его создания требовались очень глубокие познания в математике и астрономии.
Самые главные памятники майя

Культура майя оставила после себя многочисленные археологические памятники: пирамиды, храмы, фрески, стелы, скульптуры и т.п. Их исследование – очень увлекательное занятие. Стоит самому совершить путешествие по ним, когда представится такая возможность. Просто дух захватывает от красоты и таинственности этих сооружений.


По сути это пирамида с небольшой постройкой на ее вершине. Пирамида получила свое название благодаря трем плитам с иероглифами на стенах храма. Расшифровкой надписей занималось несколько групп ученых, но до конца прочитать их так и не удалось. В пирамиде был обнаружен тоннель, ведущий в тайную комнату. Там археологи нашли саркофаг с погребенным в нем правителем майя Пакалем, о котором речь шла выше.


Это уникальная пирамида высотой 30 метров. На ее вершине располагается храм, в котором древние жрецы майя совершали жертвоприношения своему верховному божеству Кукулькану. Пирамида знамениты своим необычным построением: дважды в год в дни равноденствия тень от уступов пирамиды падает на ступени, создавая впечатление ползущей змеи. Наверняка, для индейцев эта картина выглядела устрашающе. Внутри храма находится «трон ягуара», украшенный ракушками и нефритом. Предполагают, что на нем восседали правители . Размеры этого «трона» невелики и точное его предназначение неизвестно.


Высота пирамиды 36 метров. Эта пирамида знаменита тем, что ее основание имеет не квадратную, а овальную форму. По древней легенде майя за одну ночь ее соорудил колдун, умеющий заклинаниями переставлять камни. Пирамида имеет несколько платформ, на вершине расположен храм, посвященный богу дождя Чааку. Сама пирамида Волшебника украшена изображениями этого божества, а также змей и людей.


– единственный портовый город майя, сохранившийся до наших дней. Его название переводится как «стена». Действительно, часть защитной стены города свидетельствует о его былом величии. Здесь также можно рассмотреть несколько впечатляющих дворцов и храмов.


– это древний город майя, территорию которого невозможно обойти за один день. Город имеет площадь 70 кв. км. Для прогулок по нему можно арендовать велосипед или прокатиться на велотакси. Коба знаменита огромными пирамидами, 100 километровой дорогой и множеством других загадочных построек.


На территории археологического комплекса Чичен-Ица расположен таинственный священный сенот или природный карстовый колодец. К нему ведет трехсотметровая дорога от пирамиды Кукулькана. Индейцы майя использовали сенот во время религиозных ритуалов. Чтоб добиться благосклонности своих выдуманных божеств, они приносили в жертву не только драгоценные камни, изделия из золота и оружие, но и людей. Их просто бросали на дно колодца в надежде, что божество пошлет в ответ долгожданный дождь.

История открытий и загадок Мексики


До нас дошли весьма скудные сведения испанских колонизаторов о найденных ими древних городах майя. К тому же они больше похожи на сказочные истории о городах из золота.
На протяжении многих лет сокровища майя были затеряны в непроходимых джунглях. Начало целенаправленному исследованию памятников древней культуры майя положил американец Джон Стефенс в 1839 году. Он смог обнаружить такие города как Паленке, Ушмаль, Чичен-Ицу, Копан и др. Свои наблюдения он описал в книге, которая произвела настоящий фурор в научном мире Америки и Европы. Вслед за Стефенсоном вглубь джунглей отправились многие исследователи из разных стран, жаждущие новых открытий и разгадок тайн. Ведущую роль в археологических раскопках приняли на себя несколько исследовательских институтов США.

Вначале основное внимание уделялось изучению строений, надписей, барельефов, стел и фресок, т.е. внешних атрибутов. Со временем ученые углубились в исследования мелких предметов и деталей, а также того, что скрыто под землей.

Так, например, в конце 19-го века на полуостров Юкатан прибыл американец Э. Томпсон. Ранее к нему попали свидетельства Диего де Ланда о том, что на дне священного колодца в Чичен-Ице хранятся несметные богатства. Американец решил проверить это утверждение и, вооружившись необходимыми инструментами, достал со дна колодца настоящие сокровища. Это были драгоценности из нефрита, золота, меди, а также были обнаружены останки более 40 человек.

Еще одно нашумевшее открытие произошло в 1949 году в археологическом комплексе Паленке. Археолог А. Рус заметил, что одна из плит на полу в Храме надписей имеет отверстия, закрытые пробками. Он решил поднять эту плиту и обнаружил вход в тоннель. Тоннель требовалось расчистить от камней и земли, на что ушло несколько лет. В июне 1952 года археолог смог проникнуть в подземную комнату под пирамидой. Там он обнаружил знаменитый саркофаг с погребенным в нем, как утверждают, правителем майя Пакалем. Помимо саркофага были найдены останки людей, украшения и драгоценности. Ученые до сих пор пытаются объяснить значение изображения на пятитонной крышке саркофага.

На сегодняшний день открыта и изучена лишь малая часть культурного наследия древней цивилизации. К тому же многое просто недоступно обычным любителям древностей. Кто знает, сколько еще древних сокровищ ждут своего открытия…

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

Немногим раньше по времени, по соседству с ацтеками (на территории нынешних Юкатана-Гватемалы-Сальвадора-Гондраса) существовала более обширная цивилизация индейцев майя.

Цивилизация Майя

Майя - группа индейских народов, родственных по языку. Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Центральной Америки? Точного ответа на эти и другие вопросы не существует. На сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.

Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему-то, почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Полный список известных городов майя .

Вдревности майя представляли различные группы, которые имели общую историческую традицию. В связи с этим, характеристики их культур были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся к одной лингвистической ветви. При изучении цивилизации майя, выделяют несколько периодов. Их названия и хронология таковы:
- ранний доклассический (около 2000 – 900 годы до н.э.)
- средний доклассический (900 – 400 годы до н.э.)
- поздний доклассический (400 год до н.э. – 250 год н.э.)
- ранний классический (250 – 600 годы н.э.)
- поздний классический (600 – 900 года н.э.)
- постклассический (900 – 1521 годы н.э.)

Эта строгая научная информация, ни в коей мере не объясняет, почему города майя начали приходить в упадок, их населения сокращаться, а междоусобица усиливаться. А вот процессы, окончательно погубившие великую цивилизацию, проходившие в колониальный период, длившийся с 1521-го по 1821 год, совершенно очевидны. Великие гуманисты и христиане - мало того, что завезли грипп, оспу и корь, - огнем и мечом образовывали на американском континенте свои колонии. То, что раньше не шло на пользу майя, – разрозненность и отсутствие единого управляющего центра государства, не пошло на пользу и завоевателям. Каждый город являл собой отдельное воинственное государство, и приходилось прилагать все новые и новые усилия, чтобы захватить территорию.

А города майя строили с большим умением и размахом. Стоит упомянуть Ламанай, Кахаль Печ, Эль Мирадор, Калакмуль, Тикаль, Чичен-Ицу, Ушмаль, Копан. Некоторые из этих городов существовали более тысячелетия. Развалины каждого из них - подарок археологам, историкам и туристам.

Большой интерес вызывают представления угасшей цивилизации о времени и космосе. Цикличное время майя, связанное с природными и астрономическими явлениями, отображалось в различных календарях. Согласно одному из предсказаний, очередной (последний) цикл завершится 22 декабря 2012 года. Конец цикла будет ознаменован наводнением, после чего погибнет этот мир, родится новая вселенная и начнется новый цикл… Что ж, у нас есть все шансы убедиться в достоверности предсказаний майя.

В течение I - начале II тысячелетия н.э., народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен, дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи, в низменных районах Гватемалы, обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время, появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.), в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).

Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода, развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время, впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи, майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования, обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь). Начало раннего классического периода, приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи, простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории.


Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майянского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26, в Яшчилане, изображена супруга правителя, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи, возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Ритуальная игра в мяч, имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500 годы), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 века. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками около 900 года, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук, нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450), Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период, майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.

В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.

На семьи правителей, возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств, будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.

Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале, в 8 веке. На самом верху социальной лестницы, находились правитель и его ближайшие родственники. Далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках, находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи.

Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.
До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя - экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком.

Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

В 1517 году, на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы. Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году, колонисты под началом Франсиско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году, последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании. Так закончилась одна из самых интересных цивилизаций древней Месоамерики.

Города Майя :

Гватемала : Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

Мексика : Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

Белиз : Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

Гондурас : Копан – Эль Пуэнте

Сальвадор : Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная Мексика, Гондурас, Сальвадор. В течение последующих 6000 лет местное население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа, послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя. Всю историю цивилизации майя принято разделять на четыре периода: «Доклассический», ранний «классический», поздний «классический» и «постклассический».

«ДОКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (1500 год до н. э.–250 год н. э) Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей. По всей области майя возникают густонаселенные поселки сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших. Соблюдая положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.

Власть ольмеков кончилась. Начинается рост и процветание южных торговых городов майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Майя достигли значительных успехов в области научных знаний. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари. Они представляют собой сложную систему взаимосвязанных календарей. Эта система позволяла индейцам майя фиксировать важнейшие исторические даты, делать астрономические прогнозы и смело заглядывать в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения ноля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации. Из всех древних культур, процветавших в Северной и Южной Америке, только майя обладали развитой системой письменности. И именно в это время и начинает развиваться иероглифическая письменность майя. Иероглифы майя похожи на миниатюрные рисунки, втиснутые в крошечные квадратики. В действительности же это единицы письменной речи - одной из пяти оригинальных систем письменности, созданных независимо одна от другой. Некоторые иероглифы – слоговые, но большая их часть – это идеограммы, обозначающие фразы, слова или части слов. Иероглифы вырезали на стелах, на притолоках, на вертикальных плоскостях каменных лестниц, на стенах гробниц, а также писали на страницах кодексов, на глиняной посуде. Около 800 иероглифов уже прочитаны, и ученые с неослабивающим интересом занимаются дешифровкой новых, а также дают новые истолкования уже известным символам.

В этот же период возводятся храмы, которые украшаются скульптурными изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя этого периода находят богатые приношения.

РАННИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (250-600 годы н. э.) К 250 году н.э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. В Тикале было все: и гигантские храмы-пирамиды, и дворцовый комплекс, и площадки для игры в мяч, и рынок, и паровая баня.

Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Благодаря раскопкам нам стало известно, что социальное расслоение в Тикале касалось в первую очередь жилища. В то время как простые общинники жили в разбросанных тут и там среди лесов поселках, правящая элита получала в свое распоряжение более или менее четко очерченное жизненное пространство Центрального акрополя, который к концу классического периода превратился в настоящий лабиринт из зданий, построенных вокруг шести просторных внутренних дворов на площади около 2,5 квадратных километров. Здания состояли из одного-двух рядов длинных помещений, разделенных поперечными стенками на ряд комнат, каждая комната имела свой выход. «Дворцы» служили жилищем для важных персон, кроме того, здесь, вероятно, размещалась городская администрация.

Начиная с III века правители, наделенные высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная 292 годом) найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя Яш-Мок-Шока, основавшего в начале века династия, которой суждено было править городом 600 лет. В 378 году, при девятом правителе из этой династии – Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль находится под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра Теотиуакана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.) Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке. Которым правит Пакаль, пришедший к власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том, что правители и послушный им народ считали главным. После изучения всех памятников складывается впечатление, что в этот период произошли некоторые изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации, какой была цивилизация майя в «классический период».

Кроме того, в четырех разных местах в Паленке Пакаль и его наследник воздвигли так называемые царские реестры – стелы с записями о членах правящей династии, прослеживающими ее корни вплоть до 431 года н. э. По- видимому эти двое были очень озабочены доказательством своего законного права на власть, и причиной тому были два случая в истории города, когда правитель получал право престолонаследия по материнской линии. Так произошло с Пакалем. Поскольку у майя право на престол передавалось обычно по отцовской линии, Пакаль и его сын были вынуждены внести в это правило некоторые коррективы.

В VII веке снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Многие надписи и стелы Копана показывают, что городом в течение 4-х столетий, с V века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город приобрел вес и влияние. Основатель династии, правитель Яш-Кук-Мо (Голубой-Кетуаль-Попугай), пришел к власти в 426 году н. э. И можно предположить, что авторитет его был очень велик, и все последующие правители Копана считали необходимым именно от него вести отсчет своей царской линии. Из 15 его царственных потомков дольше всех прожил энергичный Дым-Ягуар, взошедший на престол в 628 году и правивший 67 лет. Прославившийся как Великий Подстрекатель, Дым-Ягуар привел Копан к небывалому расцвету, сильно расширив его владения, возможно с помощью территориальных войн. Знатные люди, служившие при нем, вероятно, становились правителями покоренных городов. За время правления Дыма-Ягуара численность городского населения достигла примерно 10000 человек.

В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то, что правители городов приходились друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих городов было много общего.

Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.

«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.) Истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны – все это как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.

Исторические хроники кануна конкисты и данные археологии наглядно свидетельствуют о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись воинственные центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты. В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII века н.э.

Центром этой новой культуры становится город Чичен-Ица. Именно в это время для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к 1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров), величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с теми, что велись их собратьями на юге. Хотя подробные описания конкретных сражений отсутствуют, известно, что войны из Чичен-Ицы сражались против воинов из Ушмаля и Кобы, а позднее люди Майяпана напали на Чичен-Ицу и разграбили ее.

По мнения ученых, на поведении северян сказалось влияние других народов, вторгшихся на территорию майя. Не исключено что вторжение происходило мирным путем, хотя это и мало вероятно. Например, у епископа де Ланде имелись сведения о каких-то людях, пришедших с запада, которых майя назвали «ица». Эти люди, как говорили оставшиеся потомки майя епископу де Ланде, напали на Чичен-Ицу и захватили ее. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан.

Если застройка Чичен-Ицы и Ушмаля повторяет другие города майя, то Майяпан в этом случае довольно таки отличался от общей схемы. Майяпан, обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Кроме того, здесь не было огромных храмов. Главная пирамида Майяпана была не очень хорошей копией пирамиды Эль-Кастильо в Чичен-Ице. Численность населения в городе достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.

250 лет в Майяпане правила династия Кокомов. Они сохраняли за собой власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими стенами города. Еще больше укрепили свои позиции Кокомы, когда приняли к себе на службу целую армию наемников из Ах-Кануля (мексиканский штат Табаско), чья преданность была куплена посулами военной добычи. Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями, танцами, пирами и охотами.

В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен.

Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане, которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств, каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за ненадобностью.

Вскоре после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена. Когда-то один пророк, слова которого приводятся в «Книгах Чилам-Балам», предсказывал появление чужестранцев и его последствия. Вот как звучало пророчество: «Принимайте ваших гостей, бородатых людей, которые идут с востока… Это начало гибели». Но те же самые книги предупреждают и о том, что не только внешние обстоятельства, но и сами майя будут виновны в том, что случится. «И не было больше счастливых дней, - гласит пророчество, - здравомыслие нас оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же, словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека