История и культура древней индии. Древняя индия

Географические идеи древнего Востока

Научные географические знания или, вернее, их зачатки, появились в период рабовладельческого строя . Общество начинает делиться на классы, и оформляются первые рабовладельческие государства – Финикия, Китай, Индия, Ассирия, Египет. Люди в этот период начинают пользоваться металлическими орудиями, в земледелии применять орошение, развивать скотоводство. Затем появляются ремесла, и расширяется обмен товарами между различными народами. Но, без хорошего знания местности, все эти действия были бы невозможны.

    Некоторые географические сведения имеются в древнейших памятниках китайской письменности , появившихся в $VII-III$ веках до н.э. Так, например, в «Юйгуне» описываются горы, реки, растительность, налоговая система, транспорт и др.

    Целый ряд географических исследований провели китайские ученые – Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока. На основании этого впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхе. Китайцы имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.

    Не только Китай, но, и Индия является древнейшим очагом культуры. «Веды» – письменные памятники древних индусов, кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах Индии, о природе её районов. В «Ведах» упоминаются такие объекты как Инд, Ганг, Гималайские горы. Индусы были знакомы с Цейлоном и Индонезией, знали путь через высокогорные пустыни Тибета. У них был хороший календарь, и имелись сведения о том, что наша планета вращается вокруг своей оси, а Луна светит отраженным солнечным светом.

    Вавилоняне , жившие в среднем течении Тигра и Евфрата, проникли в центральную часть Малой Азии и, как считают специалисты, могли доходить до побережья Черного моря.

    На восточном побережье Средиземного моря жили финикияне , смелые мореплаватели древнего мира. Своё главное занятие – морскую торговлю, они вели в пределах всего Средиземного моря и западного побережья Европы. Именно они совершили замечательное путешествие вокруг Африки по приказанию египетского фараона Нехо.

    Египтяне могли определять продолжительность года и ввели солнечный календарь, также им были известны солнечные часы. Тем не менее, имея реальный практический опыт, в теоретическом плане народы древнего Востока сохраняли мифологический характер. Например, Землю древние египтяне представляли в виде плоского вытянутого прямоугольника, который со всех сторон окружен горами.

Замечание 1

С учетом всего этого можно сказать, что география возникла в глубокой древности, и было это связано с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, примитивным земледелием. Первые рабовладельческие государства возникали вдоль больших рек и естественных природных рубежей – гор и пустынь. Появлялись первые письменные документы, в которых отражались географические познания народов древнего Востока с описанием известной тогда части Земли.

Географические идеи античных ученых

Взгляды ученых античности среди географических идей древнего мира, имеют особое значение. Своего расцвета античная география достигла в Древней Греции и Риме с $XII$ в. до н.э. – $146$ г. н.э. Объясняется это, прежде всего, очень выгодным географическим положением на путях из Передней Азии в южные и западные страны Средиземноморья.

Ранними письменными документами греков являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» , по которым можно составить представление о географических познаниях этой эпохи. Землю, например, греки представляли в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Им были известны страны, прилегающие к Эгейскому морю, некоторые сведения об Африке, о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.

Древние греки предпринимали попытки составления географических карт известных им территорий. Парменид – греческий мыслитель, выдвигал идею о шарообразности Земли, правда, к этому заключению он пришел не опытным путем, а исходя из своей философии.

    Много сочинений географического содержания было написано Аристотелем . Одно из сочинений получило название « Метеорологика», которое явилось вершиной географической науки Античности. Рассматривая вопрос о круговороте воды, образовании облаков и атмосферных осадков, он делает вывод о том, что реки несут свои воды в моря в объеме, который равен количеству испарившейся воды, поэтому уровень моря остается стабильным. Он же писал о землетрясениях, громе, молнии, пытаясь определить причины их формирования. Не только явления природы интересовали ученого. Он делает попытку связать влияние природных факторов на человека и его поведение. В результате Аристотель приходит к выводу, что люди, обитающие в районах с холодным климатом, имеют мужественный характер, но менее развитый интеллект и художественный интерес. Они не способны к государственной жизни, дольше сохраняют свою свободу и не могут господствовать над своими соседями.

    Народности, населяющие Азию, обладают художественным вкусом и очень интеллектуальны. Их недостатком является отсутствие мужества, поэтому живут в рабском состоянии.

    Имя второго величайшего греческого ученого – Геродот . Его работы имели огромное значение для географии, ценность которых связана с его личными путешествиями и наблюдениями. Геродот не только побывал, но и описал Египет, Ливию, Палестину, Персию. Им была описана ближайшая часть Индии, Скифия, берега Каспийского и Черного морей.

    Труд Геродота под названием «История в девяти книгах» после смерти ученого был разделен на девять частей – по числу муз и каждая отдельная часть была названа их именами. «История» Геродота с одной стороны является обобщающим историко-географическим трудом, а с другой стороны – важнейшим памятником путешествий и открытий. Путешествия Геродота не способствовали открытию новых земель, но помогали накапливать более полные и достоверные сведения о Земле.

    Новое географическое направление возникло в эпоху эллинизма ($330-146$ гг. до н.э.), получившее впоследствии название математической географии. Наиболее ярким представителем этого направления был Эратосфен. В своем труде под названием «Географические записки» , он впервые употребляет термин «география». В книге ученый дает описание Ойкумены, рассматривает вопросы математической и физической географии, объединяя, таким образом, все три направления под одним названием, поэтому его считают истинным «отцом» географической науки. До нашего времени «География» Эратосфена, к сожалению, не уцелела.

Замечание 2

Помимо перечисленных ученых надо назвать имена и других античных географов, таких как Страбон, философ-материалист Демокрит, Гай Плиний Секунда Старший, Тит Лукреций Кар, Клавдий Птолемей и др.

Римские ученые этого периода создавали обобщающие географические произведения , в которых делали попытку показать все разнообразие известного мира. Очень большой материал для географии давали походы и войны, которые вели римляне. Весь накопленный материал обрабатывали в основном греческие ученые – Страбон и Птолемей. Грек по происхождению, Птолемей жил в Египте во II веке н.э. Его географические воззрения представлены в книге «Географический путеводитель». Объем географического материала, которым располагал Птолемей, был значительно шире, чем у Страбона.

Надо сказать, что вплоть до $XV$ в. географы наиболее развитых стран мира к имевшимся географическим познаниям греков и римлян, почти ничего не прибавили. С достаточной ясностью намечались два пути развития географической науки:

  1. Описание отдельных стран – Геродот, Страбон;
  2. Описание всей Земли как единого целого – Эратосфен, Птолемей, который был самым выдающимся и последним представителем античной математической географии. В его представлении главная задача географии заключалась в создании карт. Наиболее совершенная карта древнего мира была составлена именно К. Птолемеем во $II$ в. н.э. Впоследствии она неоднократно издавалась в средние века.

Оба пути сохранились до наших дней. Значительные географические знания, таким образом, были накоплены в эпоху рабовладельческого строя. Установление шарообразности Земли, измерение её размеров, составление географических карт, написание первых географических сочинений были главными достижениями географии того времени. Были сделаны попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.

Замечание 3

Античные ученые создали первые письменные документы, в которых давались представления о географических познаниях народов древнего Востока, и описывалась известная часть Земли.

На полуострове Индостан расположено одно из древнейших государств -- Индия. На протяжении веков и тысячелетий в Индию проникали кочевники, земледельцы, торговцы. Поэтому формирование знаний об окружающем мире, хозяйственной деятельности людей, развитие научных представлений происходило не изолированно, а под влиянием других народов.

Найденные при археологических раскопках орудия труда, предметы быта, культуры, искусства, религии позволили в общих чертах восстановить особенности быта и хозяйственной деятельности населения Древней Индии.

Специалисты предполагают, что долина Инда была освоена раньше, чем долина Ганга. Люди занимались сельским хозяйством, различным ремеслом, торговлей. В свободное время жители любили слушать музыку, петь, танцевать, играть в различные подвижные игры на природе.

Среди дошедших до нас источников, раскрывающих представления древних индийцев о природе, здоровье и болезнях, особое место занимают письменные памятники -- Веды. Веды представляют собой сборник гимнов, молитв, однако для нас они интересны тем, что содержат конкретные естественнонаучные и медицинские знания. По некоторым источникам, создание Вед относят ко II тыс. до н.э., по другим -- к IX -- VI вв. до н. э.

Согласно данным Вед, болезнь объясняли неравномерным соединением пяти (по другим данным -- трех) соков человеческого тела в соответствии с пятью стихиями мира: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоду, перенесенным заболеваниям. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют климатические условия, возраст, настроение больного.

В долинах крупных индийских рек с повышенной влажностью и высокими температурами в жаркое время года свирепствовали многие заболевания, уносившие в могилу тысячи людей.

Из признаков отдельных заболеваний были хорошо описаны симптомы малярии, сибирской язвы, слоновости, желтушно-гемоглобинурийной лихорадки, кожные и мочеполовые болезни. Одним из самых страшных заболеваний считалась холера. Люди периода Вед знали, что чума -- результат предшествующей эпизоотии среди грызунов, что бешенство у человека начинается с укуса бешеного животного, а проказа -- итог длительного контактирования здорового человека с больным.

В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Врачу прежде всего вменялось в обязанность «разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению».

Профессиональная ценность врача, по ведической литературе, определялась степенью его практической и теоретической подготовки. Эти две стороны должны составлять полную гармонию. «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом».

Богатство растительного и животного мира Индии предопределило создание множества лекарственных средств, которых, по источникам того времени, насчитывалось более тысячи. Часть из них до сего времени не изучена. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных. Ртуть, соединения меди, железа, мышьяк, сурьма использовались для прижигания язв, лечения глазных, кожных болезней, для приема внутрь.

Особенно широко использовались ртуть и ее соли: «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, -- человек, знающий силу молитв -- пророк, знающий же действие ртути -- бог». Ртуть слыла панацеей от многих болезней. Парами ртути убивали вредных насекомых.

В Древней Индии знали о лечебных свойствах различных грязей, о чем свидетельствуют упоминания о грязелечении, которое рекомендовалось при многих известных тогда болезнях.

Постепенное накопление знаний из области ботаники, химии, начавшееся еще со времени Вед, все более способствовало развитию фармакологии Индии.

При исследовании больного принимались во внимание не только его возраст, но и природные условия места жительства, а также занятия больного. Медицина Древней Индии была знакома многим народам.

Ключевые слова: Веды, сибирская язва, холера.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218х36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

11. Путешествия и географические знания в Древнем Китае.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п. В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни. Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север. Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.

Фа Сянь был буддийским монахом и путешественником - с 399 по 414 год объехал большую часть внутренней Азии и Индии. Полагают, что с его путешествия началось постоянное культурное сотрудничество между Китаем и Индией. Оставил о своем походе записки. Биографические сведения о Фа Сяне скудны. Известно, что он родился в провинции Шэньси, а детство провел в буддийском монастыре. Став монахом и обнаружив пробелы в законах буддийского учения, известных тогда в Китае, Фа Сянь решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов. Начиная с IV века н. э. в Китае отмечался расцвет буддизма, который проникал из Индии и распространялся в стране с I столетия. Буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской культуры. Из Китая в Индию направлялись паломники - буддийские монахи, прокладывавшие пути через пустыни и высокогорные перевалы Центральной Азии. Одним из них и был Фа Сянь, оставивший глубокий след в исторической и географической литературе. В 399 году с группой паломников он отправился из родного города Сиань (Чанъань) на северо-запад через Лёссовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северо-западного Китая. О сложности этого отрезка пути Фа Сянь пишет в своем дневнике: "В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, - умираешь, и никто не может этого избегнуть. Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле". Паломникам приходилось отыскивать себе дорогу по костям тех, кто до них пускался в путешествие. Пройдя по "шелковой" дороге до горы Босянцзы, паломники свернули на запад и после семнадцатидневного путешествия достигли блуждающего озера Лобнор. У этого озера, в районе ныне мало обитаемом, во времена Фа Сяня существовало самостоятельное государство Шеншен, и путешественник встретил здесь население, знакомое с индийской культурой. В конце XIX века Н. М. Пржевальский при посещении Лобнора наблюдал сохранившиеся развалины Шеншена, подтвердившие существование здесь в прошлом крупного культурного центра. Пробыв у Лобнора месяц, путешественники направились на северо-запад и, перевалив через Тянь-Шань, достигли долины реки Или, затем они повернули на юго-запад, снова перешли через Тянь-Шань, пересекли с севера на юг пустыню Такла-Макан и у города Хотан достигли подножий хребта Куньлунь. Спустя тридцать пять дней маленький караван прибыл в Хотанское царство, в котором насчитывалось "несколько десятков тысяч монахов". Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри. Им посчастливилось присутствовать на торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов. После праздника Фа Сянь и его спутники направились на юг и прибыли в холодную гористую страну Балистан, в которой, кроме хлебных злаков, не было почти никаких культурных растений. Из Балистана Фа Сянь взял путь в восточный Афганистан и целый месяц блуждал в горах, покрытых вечными снегами. Здесь, по его словам, встречались "ядовитые драконы". Преодолев горы, путешественники взяли путь в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, они прибыли в Фолуша (вероятно, теперешний город Пешавар), расположенный между Кабулом и Индом. После многих затруднений каравану удалось добраться до города Бану, который существует и поныне; затем, снова перейдя Инд в средней части его течения, Фа Сянь пришел в Пенджаб. Отсюда, спускаясь к юго-востоку, он пересек северную часть Индийского полуострова и, перебравшись через большую солончаковую пустыню, лежащую на восток от Инда, достиг страны, которую он называет "Центральным царством". По словам Фа Сяня, "здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок". В Индии Фа Сянь посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде. "В этих местах, - отмечает путешественник, описывая Каракорум, - горы круты подобно стене". По отвесным склонам этих гор древние обитатели их высекли изображения будд и многочисленные ступени. Фа Сянь в долине Ганга отыскал буддийский монастырь, где изучал и переписывал священные книги буддизма. Пробыв в Индии продолжительное время, путешественник в 411 году отправляется в обратный путь на родину морским путем. От устья Ганга он отплыл на Цейлон, где прожил два года, и затем в 413 году на торговом судне отправился на Яву. После пятимесячного пребывания на Яве Фа Сянь возвратился в свой родной город Сиань-фу (Кантон).

Конспект урока курса "Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)

Дата публикации: 06.04.2015

Краткое описание: Цель: Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.Сформировать з

предварительный просмотр материала

Урок 4 Слайд № 1

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.

    Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.

    Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.

    Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция». Слайд № 2

Эпиграф «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире».

План лекции: Слайд № 3

    Развитие медико - географических представлений в Древней Индии. Слайды № 4-7

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. «А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача».

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за

своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был

помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

    Развитие медико - географических представлений в Древнем Тибете, уникальность тибетской медицины. Слайды № 8-10

Медицина древнего Тибета - уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены,

Основа медицины Древнего Тибета - учение о трех сущностях - ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды - тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент - лекарство считалось бесполезным.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Слайд № 11

    Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах. Слайды № 12-14

Понятие «средневековье» укрепилось за периодом, ограниченным временем между античностью и Возрождением. «Промежуточные века» - так еще называют этот исторический период. Одной из его особенностей является огромная продолжительность во времени - около тысячелетия.
Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность населения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помощи больным. Все это способствовало массовому распространению эпидемий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.
Рассмотреть развитие медико-географических представлений в этот исторический период во многих странах нет возможности. Остановимся, хотя и очень кратко, лишь на арабских странах, объединенных в единое мусульманское государство - Халифат, где медицина получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботаники, что продвинуло развитие лекарствоведения, способствовало созданию ранее неизвестных лекарственных препаратов. Наряду с химией и ботаникой значительное развитие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.
Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Им составлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии

Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано более 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий.

Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигиены. Правила охраны здоровья, диететика ученого явились основой для множества работ на эти темы исследователей в последующих поколениях.
Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию среды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географических условий местности, в которой проживает человек. Ибн Сине принадлежат следующие поэтические строки:

Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле.
III. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 16

Вопросы для беседы:

    Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?

    Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?

    Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?

    Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?

    Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?

    Назовите основной принцип древнетибетской медицины?

    Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?

    Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?

    Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 17

Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле?
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

V. Этап «Рефлексия». Слайд № 18

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал… 7. Я научился…
2. Было интересно… 8. У меня получилось …
3. Было трудно… 9. Я смог…
4. Я выполнял задания… 10. Я попробую…
5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел…

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Древняя Индия

Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со сложной и бурной историей. Здесь зарождались великие религии, возникали и рушились империи, но из века в век сохранялась непреходящая самобытность индийской культуры. Эта цивилизация возводила из кирпича большие, отлично спланированные города с водопроводом и создала пиктографическую письменность, которую пока не удалось расшифровать.

Свое название Индия получила от названия реки Инд, в долине которой находится. «Инд» в переводе означает «река». Протяженностью 3180 км, Инд берет начало в Тибете, течет через Гималаи, Индо-Гангскую низменность, впадает в Аравийское море. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века, именно тогда появились первые постоянные поселения, зародилось искусство, социальные отношения, появились предпосылки для развития одной из древнейших цивилизаций мира – Индской Цивилизации, возникшей в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Ее становление, как и первых двух-в Месопотамии и Египте, - было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Первые археологические находки изделий из керамики и терракотовых статуэток относятся к пятому тысячелетию до н.э., они были сделаны в Мехргархе. Таким образом, Мехргарх уже можно считать городом - первым городом в Индии, о котором нам известно по археологическим раскопкам.

И
сконным божеством у коренных жителей Древней Индии – дравидов, был Шива. Он входит в число трех главных божеств индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все три бога являются проявлением единой божественной сути, но за каждым закреплена определённая «сфера деятельности». Так, Брахма является создателем мира, Вишну - его хранителем, Шива - его разрушителем, но он же воссоздаёт его заново. У коренных жителей Древней Индии Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, образцом, достигшим духовной самореализации.

Долина Инда лежит на северо-западе субконтинента в соседстве с древнейшей мировой культурой - Шумером. Между этими цивилизациями наверняка существовали торговые связи, и вполне вероятно, что именно Шумер оказал большое влияние на Индскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории главным путем вторжения новых идей оставался северо-запад. Все прочие пути в Индию были настолько перекрыты горами, лесами и морями, что, к примеру, великая китайская цивилизация почти не оставила в ней следов.

Именно с северо-запада во II тысячелетии до н. э. пришли чужеземцы, чье вторжение по многом определило будущее Индии. Это были кочевые племена ариев, владевшие бронзовым оружием и боевыми колесницами. Они на протяжении многих веков проникали в Индию через афганские перевалы, в конце концов расселились по всей северной Индии и вместо кочевого животноводства стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и ремесленников, создавая предпосылки для возникновения первых городов и бурного развития культуры (в том числе письменности), религии, техники. Покоренному местному населению, в основном дравидийским племенам с более темной кожей, на севере была уготована роль подданных низшего сорта, однако на юге им удалось сохранить независимость. Географические барьеры делали юг труднодоступным, и его развитие протекало обособленно, хотя и туда постоянно проникали с севера религиозные и культурные влияния.

За весь этот долгий период не сохранилось никаких письменных памятников, поэтому нельзя с точностью сказать, в какой мере арии переняли культуру и традиции презираемых ими дравидийских подданных, но роль самих ариев не вызывает сомнений, их язык, религия и социальная структура в значительной мере сформировали общество Индии. Арийские завоеватели принесли с собой поклонение богам Варуне и Индре, олицетворявшим силы природы, касту жрецов (брахманов) и ритуальные жертвоприношения животных. Их священные гимны позднее были собраны в четырех книгах, известных как «Веды» («ведать», «знать»), из-за чего религия получила название ведической. Претерпев немало изменений за тысячи лет, она обрела форму современного индуизма, который по-прежнему является религией многих индийцев и почитает «Веды» своим священным писанием.

А
рийское общество делилось на четыре главных класса или касты: брахманов, военной знати, крестьян и (позднее) купцов, а также слуг. Слуги и те, кто не принадлежал ни к одной касте - их позднее назвали «неприкасаемыми» - были почти бесправны по сравнению с высшими кастами. Эта система служила формой расового контроля, удерживая дравидийские племена в покорности арийским господам. С течением времени она все более ужесточалась и усложнялась, разделяя людей на все более мелкие группы и подгруппы. В результате каждому человеку отводились по праву рождения определенное положение в обществе и род занятий, разрешалось есть только предписанную его касте пищу и вступать в брак только с представителями своей касты. Эта жестокая и несправедливая система основывалась на индуистском учении о карме. Согласно ему, каждое живое существо получало в этой жизни награду и кару за поступки, совершенные в одной из прежних жизней, поэтому социальная приниженность была явным знаком греховности. Кастовая система прочно укоренилась в индийском обществе и, несмотря на все попытки правительства сломать древние классовые барьеры, жива до наших дней.

Тем не менее, в VI в. до н. э. жесткая кастовая система, всесилие жрецов и ритуальные жертвенные аспекты индуизма пробудили к жизни два могучих реформистских религиозных лечения: джайнизм и буддизм. Они нашли многочисленных приверженцев, но не сумев заменить собой индуизм, превратились в самостоятельные религии, хотя и разделяли индуистскую веру в жизнь как бесконечное круговращение рождений, смертей и реинкарнации, предопределенное кармой каждого живого существа.

Основными постулатами джайнизма были ненасилие, отрицание кастового деления общества и почитание жизни во всех ее формах. Последний принцип соблюдался столь неукоснительно, что джайны старались сделать все возможное, чтобы ненароком не раздавить даже насекомое. Джайнизм пустил глубокие корни в самой Индии, но не нашел особого распространения за пределами субконтинента.

Зато буддизму было суждено стать одной из величайших мировых религий. Его основатель Сидхартха Гаутама стал известен под именем Будда («просветленный»). Рассказывают, что он родился в семье владетельного князя и вырос в роскоши и довольстве, но испытал глубокое потрясение, впервые столкнувшись со смертью и страданиями. Достигнув просветления после долгих поисков истины, он провел остаток жизни, проповедуя «Срединный Путь», названный так потому, что идущий по нему человек не стремится ни к роскоши, ни к аскетизму (отказу от элементарных житейских благ). Будда проповедовал умеренность, сострадание и равенство всех людей. Но главным в его учении было то, что жизнь есть страдание, порожденное желаниями. Поэтому отказ от желаний позволяет душе вырваться из вечного круга перерождений и достигнуть состояния блаженства (нирваны). С буддизмом связано и развитие культуры, искусства, архитектуры и строительства из кирпича и камня в Древней Индии.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации - феодальной.

До сих пор цивилизация Древней Индии, этот таинственный субконтинент со своей бурной историей, религией и великой культурой задает много трудных и неразрешимых вопросов исследователям.

Литература.

1.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2000.

2.Вестник древней истории, М., 2008, №№4, 7.

3.Мифы народов мира. Энциклопедия, 2000.

4.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия, М.: Главная редакция восточной литературы, 1969.

Доклад по истории

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека