Почему католические священники хранят целибат. Можно ли жениться католическим священникам

Отвечает эксперт в области канонического права, католический священник Дмитрий Пухальский:

Хотя католическим священникам запрещено вступать в брак, женатые священники в Католической церкви тоже есть.

В чём тут дело? Говоря о целибате, нужно помнить, что это добровольный отказ от вступления в брак. Поэтому корректнее говорить не о том, что католическим священникам запрещено жениться, а о том, что Католическая церковь рукополагает во священники мужчин, избравших жизнь в безбрачии (есть несколько исключений, о которых более подробно будет рассказано ниже).

Следует напомнить, что, во-первых, и в Католической, и в Православной церквах нельзя жениться, уже будучи священником, и, во-вторых, безбрачие обязательно для тех, кто избрал монашеское служение.

Рассмотрим, однако, ситуации, когда католический священник может быть женатым. Первая из них: он не является священником латинского обряда. Как вы, возможно, знаете, помимо латинского обряда (с которым у большинства ассоциируется католичество), есть Церкви восточных обрядов, пребывающие в полном общении со Святым Престолом (на сегодняшний день их 23). Там есть женатые священники, поскольку безбрачие для них не является обязательным (но, опять же, никогда нельзя жениться уже после принятия священного сана!). Кстати, священники этих церквей могут служить и в латинском обряде.
Следующая ситуация, когда возможно появление женатых священнослужителей — уже в Католической церкви латинского обряда - это воссоединение с ней англиканских священников. Согласно апостольской конституции Anglicanorum coetibus от 15 января 2011 года, рукоположение бывших англиканских женатых священников в священники латинского обряда разрешается при соблюдении некоторых условий.

Важно напомнить, что целибат — это только традиция, она не имеет под собой доктринальных обоснований. В первые века христианства общины не требовали от священников целибата, но часть духовенства уже тогда добровольно избирала путь безбрачия. Целибат стал обязательным для священников во время правления Папы Григория VII только в XI веке.

Что будет со священником, если он во время своего служения женится? Согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник при попытке заключения брака подвергается церковному наказанию ("суспенсии"), следствием которого является запрет в служении. Наказание является "автоматическим", то есть прямым и немедленным следствием попытки священника заключить брак. Если же оставивший священническое служение человек хочет обвенчаться со своей супругой в Католической церкви и участвовать в таинствах, то для этого нужно освобождение (диспенсация) от целибата, предоставление которой остается исключительной прерогативой папы Римского.

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат - не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962-1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин - это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника - нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

На вопрос Почему католическим священникам запрещено жениться, а православным можно? заданный автором Просветитель лучший ответ это В древности церковь была единой т. е не было разделения на православие и католицизм. и древняя церковь вообще не знала таких запретов для священнослужителей. Практически до IV века женаты были все и священники и епископы, как на западе так и на востоке. Запреты брака более позднее изобретение...
Запрет вступления в брак для ставленников в священство называется Целибат.
Для клириков Западной церкви он был впервые закреплён в правилах Эльвирского собора (это начало IV века) , он предписывает за его нарушение епископов, пресвитеров и диаконов навсегда отлучать от церковного общения и даже на смертном одре не давать им прощения (18-е правило Эльвирского собора).
Это правило Эльвирского собора было нарушением древнего обычая и было отвергнуто всей христианской церковью на шестом вселенском соборе.
Правило Шестого Вселенскаго Собора, гласит:
Понеже мы узнали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие свяшеннослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в его пришествии благословенный брак. Ибо глас евангелия вопиет: яже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19:6). И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4).
В 1054 году произошел раскол между Римской церквью и другими поместными церквями. Римская церковь стала именовать себя католической а все другие поместные церкви стали называться православными.
Католики отвергли постановления 6 вселенского собора и возвели в степень закона обязательный целибат для всего своего духовенства. католики стали требовать от женатого ставленника развода ставленника со своей женой прежде чем он примет сан.
Православные же церкви остались верны древнейшим правилам, по прежнему рукополагая в священный сан, тех кто вступил в законный брак раньше.
В православии священникам нельзя жениться после рукоположения, можно лишь оставаться в браке заключенном до принятия сана.
Семья священника это еще и испытание его способностей, тот кто оказывается не способен управлять малой церковью - своей семьей, (часто молодые семьи просто разваливаются от безответственности и бездарности главы семьи) , то такой человек вряд ли сможет быть пастырем для целой общины. Такому человеку никогда не поручат священнослужение.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему католическим священникам запрещено жениться, а православным можно?

Ответ от Владимир Жихарев [гуру]
Католики люди то неплохие и значит семьи будут неплохие. А то жёны Иисуса, мужья?, извините дети Иисуса. Надо чтобы они своих детей имели и воспитывали их, в святости семьи.:)


Ответ от хромосомы [гуру]
Наши попы похитрее будут ватиканских лохов.


Ответ от Никола Залупский [гуру]
У католических священников еще мальчики есть в запасе.



Ответ от Лоэнгрин [гуру]
"Целибат" - обет безбрачия, один из догматов католицизма. Православные священники тоже, кстати, не все женятся. Монахи и игумены - нет.


Ответ от Lenochka [активный]
В этом есть определённый смысл. Католический священник не имея семьи, больше "выкладывается" на мессах, и служение Богу он воспринимает не как работу, а как смысл своей жизни. Падре вкладывает душу, у него служение Богу идёт от сердца.. Падре действительно является духовным отцом для паствы, ему действительно не безразличны судьбы прихожан его прихода, он действительно как отец. Ну и у падре нет цели как можно больше нахапать себе денег. С попами всё совсем по-другому. Любой православный священник, имея семью, не "выкладывается" как надо на службах. И служение Богу он воспринимает просто как работу, не вкладывая душу во всё.И духовных отцом православного попа считать невозможно... Т. к. ему просто не до кого дела нет... И судьба паствы ему в большенстве случае"по-барабану".И опять же, есть цель как можно больше нахапать денег, сделать бизнес на святом...


Ответ от Ѐиелтор [новичек]
Камень никогда не поймет цветок, цветок ни когда не поймет собаку, собака не в состоянии воспринять космос, как воспринимает его человек. Человек чувствует, что что-то есть Над, но не в состоянии понять Что. Служители культа умело этим пользуются:
"Ты же чувствуешь, что Есть что-то что ты не в состоянии понять?"
- "Да".
- "Неси сюда свои денежки..."
Казалось бы, все очень просто, можно молиться где угодно, когда угодно и без любых храмов и посредников в лице Священнослужителей всех мастей и конфессий. И да и нет... Если вообще не будет религиозных культов - люди не будут знать "Страх божий"... Большинству людей очень важны видимые атрибуты и понимание, что нужно вести себя "прилично" : "Шаг вправо шаг влево - в Ад..." Так что пусть все будет так как есть..., а Католическим священнослужителям разрешить жениться! (Против природы не попрешь...)


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Несколько дней назад группа из 26 женщин, влюбленных в католических священников, направила письмо папе Франциску, прося разрешить "эту столь крепкую и красивую связь". В беседе с журналистами на борту самолета папа коснулся темы целибата.

"Папа Франциск оставил "дверь открытой" для брака священников", - утверждает в заголовке испанская El Pais . Журналист Пабло Ордас замечает, что папа не стал уходить от ответа. "В католической церкви уже есть женатые священники. Грекокатолики, католики-копты, священники восточного обряда. Потому что дебаты идут не о догме, а о правиле жизни, которое я очень ценю, которое для церкви является большим подарком. Но, поскольку это не догма веры, дверь всегда открыта", - сказал Франциск.

Автор комментирует: "Вот одна из примет новаторства Франциска - его готовность дискутировать о том, о чем можно дискутировать, причем он не перестает выражать свое мнение". На взгляд журналиста, появилась надежда, что католические священники смогут жениться и обзаводиться детьми, не отказываясь от сана.

Бергольо также дал четкий ответ на вопрос о священниках, виновных в растлении малолетних.

"На данный момент под следствием находятся три епископа: один уже признан виновным, рассматривается вопрос о том, как его наказать. Привилегий не существует. Священник, который такое совершает, предает тело Господне, так как растлевает людей вместо того, чтобы вести их к святости", - сказал он.

Отвечая на другие вопросы, папа признал, что экономические скандалы вокруг церкви будут всегда, но заверил, что его реформа курии призвана с ними покончить.

Франциск высказался об экономике: "Мы живем при сложной экономической системе, которая ставит в центр всего деньги, а не человека. Подлинная экономическая система должна ставить в центр мужчину и женщину. Эта экономическая система ставит в центр деньги, а людей выбрасывает на помойку. Сейчас на помойку выбрасывают молодежь, это очень серьезный проступок. В Италии молодежная безработица - больше 40%".

"Мириться с необходимостью" - так озаглавлен комментарий к высказываниям папы, тоже опубликованный в El Pais . "Иоанн Павел II хотел возвести в догму запрет на рукоположение женщин в священники и резко сопротивлялся созданию возможностей для женитьбы священников, хотя еще в его времена были десятки тысяч приходов, где не было пастыря", - напоминает обозреватель Хуан Г.Бедоя. Когда кардинал Буэно Монреаль, уходя на покой, предостерег папу, что церковь остается без священников, Иоанн Павел раздраженно оборвал его и велел удалиться.

Кардинал Ратцингер, будущий преемник Иоанна Павла II, предостерег, что запрет на рукоположение женщин стал бы варварством, а также открыл возможности для "допуска к сану священства женатых мужчин, согласно объективным критериям, одобренным Св. Престолом", как сказано в послании Anglicanorum Coetibus. На данный момент в Испании, с одобрения епископов, служат уже около ста священников, состоящих в церковном браке. "Епископы поставили их во главе многочисленных приходов, доселе не имевших пастыря. Как говорится, прелаты смирились с необходимостью", - пишет автор.

Все это означает, что в высказываниях папы Франциска нет ничего экстраординарного: их можно было предвидеть еще несколько лет назад, заключает обозреватель. По его мнению, рано или поздно католическая церковь примет подход, практикуемый в православной церкви: завершив обучение, семинаристы смогут выбирать, будут ли они соблюдать безбрачие.

Несколько дней назад группа из 26 женщин, влюбленных в католических священников, направила письмо папе Франциску, прося разрешить "эту столь крепкую и красивую связь". В беседе с журналистами на борту самолета папа коснулся темы целибата.

"Папа Франциск оставил "дверь открытой" для брака священников", - утверждает в заголовке испанская El Pais . Журналист Пабло Ордас замечает, что папа не стал уходить от ответа. "В католической церкви уже есть женатые священники. Грекокатолики, католики-копты, священники восточного обряда. Потому что дебаты идут не о догме, а о правиле жизни, которое я очень ценю, которое для церкви является большим подарком. Но, поскольку это не догма веры, дверь всегда открыта", - сказал Франциск.

Автор комментирует: "Вот одна из примет новаторства Франциска - его готовность дискутировать о том, о чем можно дискутировать, причем он не перестает выражать свое мнение". На взгляд журналиста, появилась надежда, что католические священники смогут жениться и обзаводиться детьми, не отказываясь от сана.

Бергольо также дал четкий ответ на вопрос о священниках, виновных в растлении малолетних.

"На данный момент под следствием находятся три епископа: один уже признан виновным, рассматривается вопрос о том, как его наказать. Привилегий не существует. Священник, который такое совершает, предает тело Господне, так как растлевает людей вместо того, чтобы вести их к святости", - сказал он.

Отвечая на другие вопросы, папа признал, что экономические скандалы вокруг церкви будут всегда, но заверил, что его реформа курии призвана с ними покончить.

Франциск высказался об экономике: "Мы живем при сложной экономической системе, которая ставит в центр всего деньги, а не человека. Подлинная экономическая система должна ставить в центр мужчину и женщину. Эта экономическая система ставит в центр деньги, а людей выбрасывает на помойку. Сейчас на помойку выбрасывают молодежь, это очень серьезный проступок. В Италии молодежная безработица - больше 40%".

"Мириться с необходимостью" - так озаглавлен комментарий к высказываниям папы, тоже опубликованный в El Pais . "Иоанн Павел II хотел возвести в догму запрет на рукоположение женщин в священники и резко сопротивлялся созданию возможностей для женитьбы священников, хотя еще в его времена были десятки тысяч приходов, где не было пастыря", - напоминает обозреватель Хуан Г.Бедоя. Когда кардинал Буэно Монреаль, уходя на покой, предостерег папу, что церковь остается без священников, Иоанн Павел раздраженно оборвал его и велел удалиться.

Кардинал Ратцингер, будущий преемник Иоанна Павла II, предостерег, что запрет на рукоположение женщин стал бы варварством, а также открыл возможности для "допуска к сану священства женатых мужчин, согласно объективным критериям, одобренным Св. Престолом", как сказано в послании Anglicanorum Coetibus. На данный момент в Испании, с одобрения епископов, служат уже около ста священников, состоящих в церковном браке. "Епископы поставили их во главе многочисленных приходов, доселе не имевших пастыря. Как говорится, прелаты смирились с необходимостью", - пишет автор.

Все это означает, что в высказываниях папы Франциска нет ничего экстраординарного: их можно было предвидеть еще несколько лет назад, заключает обозреватель. По его мнению, рано или поздно католическая церковь примет подход, практикуемый в православной церкви: завершив обучение, семинаристы смогут выбирать, будут ли они соблюдать безбрачие.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека