Эвтаназия в нидерландах. Эвтаназия в голландии

9.1.3. Добровольная эвтаназия в Нидерландах.

Нидерланды были первой страной, которая исключила поддерживаемое врачом самоубийство из числа уголовно наказуемых деяний в послевоенный период. Интересно, что эта страна была оккупирована нацистами во время Второй мировой войны, и голландские врачи в то время активно сопротивлялись нацистским программам убийства.

Декриминализация добровольной эвтаназии началась в 1971, когда мать врача Гиртруды Постмы перенесла мозговое кровоизлияние. Кровоизлияние оставило пожилую женщину частично парализованной, глухой, и с большими нарушениями речи. Чтобы предотвращать падения, ее должны были держать привязанной к креслу в доме инвалидов (частной лечебнице). Согласно Постме, ее мать неоднократно просила о смерти. Наконец, рассказывала Постма, "когда я наблюдала мою мать, человеческую развалину, зависающую в том кресле, я не могла больше это вынести".150 Постма сначала ввела морфий, чтобы вызвать бессознательное состояние, потом убила свою мать, введя кураре, и затем сообщила властям. Она была признана виновной в убийстве, но ей вынесли только условный приговор.

Двумя годами позже, в 1973, Королевская Голландская Медицинская Ассоциация выработала следующие руководящие принципы, которые были приняты Голландскими обвинителями и которые использовались Голландскими врачами в течение последних двух десятилетий:

1. только врачи могут практиковать добровольную эвтаназию;

2. просьбы должны быть сделаны компетентными пациентами;

3. решения пациентов должны быть недвусмысленными, неоднократными, и хорошо документированными;

4. практикующий врач должен консультироваться с другим врачом;

5. пациент не должен испытывать давление в его решении;

6. пациент должен испытывать невыносимую боль или страдание, без перспективы их устранения;

7. никакие другие меры не могут быть доступны, которые улучшили бы состояние и были бы также приемлемы для пациента.

Заметьте, что эти руководящие принципы явно не позволяют врачу убить вегетативного пациента, типа Карен Квинлан; и они не позволяют врачу убить пациента, который является сильно умственно отсталым (психически неполноценным), даже по просьбе семьи. Обратите внимание также, что состояние пациента не должно быть терминальным. Следует указать, что, технически, и содействие в самоубийстве и убийство из милосердия врачами являются все еще незаконными. За последние прошлые два десятилетия, Нидерланды двигались ближе и ближе к легализации, так фактически и не достигнув ее.

150 Quoted in: Humphrey Derek and Wickett Ann. The Right to Die: Understanding Euthanasia. – New York: Harper and Row, 1988. – P. 172.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 185

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

По нескольким причинам, Голландские руководящие принципы не мо-

гут быть легко применимыми в России, большинстве европейских стран и Соединенных Штатах.

Первая , должны быть учтены некоторые характерные особенности Голландского права. Судебные дела в Нидерландах решаются не присяжными, а профессиональными судьями, назначенными на всю жизнь. Пять генеральных прокуроров (генеральных атторнеев), и 200 прокуроров под ними, могут отказаться, преследовать в судебном порядке по их собственной инициативе. Правовая система, таким образом, не уязвима в отношении давления крайних групп или эмоциональных обращений к присяжным заседателям.

Вторая – и очень важная– в Нидерландах все имеют бесплатное медицинское обслуживание, оплаченное большими налогами; таким образом, никакой врач, пациент, или семья не нуждается когда-либо в том, чтобы думать о прекращении жизни, чтобы облегчить финансовое бремя лечения.

Третья , типичный Голландский пациент имеет врача, делающего домашние визиты, который имел отношения с ним многие годы, и который может быть является тем, кто фактически выполнит его просьбу о помощи в смерти.

Наконец, судебные дела в отношении злоупотребления служебным положением против врачей -– редкие, а большие возмещения ущерба ист-

цам, которые выигрывают такие судебные дела, являются еще более редки-

ми; в результате, голландские врачи не практикуют "защитную медици-

ну". 151

Больше чем две трети голландцев одобряют эти руководящие принципы, и страна в целом кажется в высшей степени удовлетворенной. Если это была "этическая лаборатория" для эксперимента в смерти с участием врача, то скатывания по скользкому уклону не произошло (по крайней мере, не так сами голландцы видят их общество), и продолжение этих практик в Нидерландах не ставится под сомнение.

За два десятилетия, голландские врачи помогли в смерти от 2,000 до 3,000 тысяч пациентам ежегодно (население Нидерландов составляет 15 миллионов). Смерть с участием врача была принята большинством голландских врачей как случайная обязанность, которые расценивают ее как заключительную часть продолжающегося всю жизнь обслуживания каждого пациента согласно его собственным пожеланиям. Только 4 процента голландских врачей категорически отказались помогать пациентам в смерти. Из пациентов, которые просили смерть с участием врача, большинство было на последних неделях жизни, когда они выражали просьбу. Почти 85 процентов имели рак; остальные были на последних стадиях СПИДа, рассеянного склероза или других терминальных дегенеративных болезней, включающих паралич. Большинство было на шестом десятке, а не на седьмом или восьмом.

151 Диагностические или терапевтические мероприятия, производимые в первую очередь для избежания возможности ошибочных действий врача при лечении больного.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 186

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

Естественно имела место некоторая вокальная оппозиция, главным образом со стороны людей, которые считают новые практики "падением в варварство". Также имели место более определенные беспокойства. В 1991, Реммелинкская комиссия сообщила, что больше 1,000 смертей за год были ускорены врачами без явного письменного согласия пациента. Согласно исследователям, эти смерти "могут быть в лучшем случае охарактеризованы как имеющие отношение к пациентам, которые были при смерти и, несомненно, мучительно страдающими"; но противники подчеркнули, что в таких случаях подлинные руководящие принципы уже были превышены. В начале 90-ых, несколько случаев смерти с участием врача по психиатрическим причинам также, казалось, превышали руководящие принципы и подняли вопросы относительно того, как далеко голландские врачи пойдут. В одном из этих случаев, женщина в возрасте двадцати лет была убита врачом по ее просьбе после десятилетия чрезвычайно неблагоприятной, не поддающийся контролю анорексии.152 В другом случае, в мае 1993, врач помог в самоубийстве депрессированной женщине, которая была травмирована смертью ее двух детей и неудачей ее замужества. Оба эти врача были обвинены в убийстве.

Врачи других стран стремятся видеть в голландских методах то, что они хотят видеть. Противники смерти с участием врача убеждены, что Нидерланды "заставили нас заговорить о хроническом прогрессирующем заболевании, которое заразит нас во всех отношениях – к устранению любого, которого считают непригодным". Врач Карлос Гомез обнаружил, что в 26 случаях содействия смерти в Нидерландах, врачи были не в состоянии следовать одному или большему количеству руководящих принципов, однако не последовало никаких юридических последствий.153 С другой стороны, Артур Каплан, хотя он выступает против смерти с участием врача в Соединенных Штатах, допускает это в Нидерландах, "производит глубокое впечатление, что имеются так немного проблем... Они чувствуют себя удобно с этим. Они не боятся, что доктор убьет их, потому что им не хватает страхования".154

9.1.4. « Общество хемлок» 155 .

«Общество хемлок» было основано в Соединенных Штатах в 1980 Дереком Хэмфри, бывшим британским журналистом, чтобы помогать людям с терминальной болезнью, умирать безболезненно и с достоинством. Сторонники общества ограничиваются содействием в самоубийстве; они полагают, что законы следует либерализовать только в отношении помощи в смерти людям, которые являются, и компетентными и неизлечимо больными, но не для хронических инвалидов, душевнобольных, или коматозных пациентов.

152 Анорексия – Снижение аппетита, отвращение к пище.

153 Gomez Carlos. Regulating Death: Euthanasia and the Case of the Netherlands. – New York: Macmillan, 1991.

154 Quoted in: Ubell E. Should Death Be a Patient’s Choice? Parade , February 9, 1992, p.27.

155 Hemlock (англ.) – болиголов – растение, из которого изготавливают наркотические вещества и

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 187

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

«Общество хемлок» возможно лучше всего известно по его книгам, которые обычно написаны Дереком Хэмфри и дают детальные инструкции о том, как покончить с собой быстро и безболезненно. Никакой штат не пытался запретить продажу этих книг, которые конечно находятся под защитой, согласно первой Поправке. Но эта книга запрещена в Англии. В 1991, «Последний выход» Хэмфри неожиданно стал бестселлером, и было продано миллионы экземпляров.

«Общество хемлок» и его публикации стали популярными, потому что много американцев боятся, что их врачи нарушат их пожелания, вынуждая их жить последние дни, месяцы, или даже годы в боли, привязанными к машинам. Писательница и журналистка Шана Александер так высказала свое мнение о смерти в больнице: "когда это происходит, следуя моим пожеланиям, я доверяю моему адвокату больше, чем моему врачу".

9.1.5. Хосписное156 движение.

В 60-ых, два врача – одна, работающая в Соединенных Штатах, а другая в Англии – положили начало движению, с целью изменить медицину так, чтобы она могла обслуживать специальные потребности умирающих пациентов и их семей. Этими врачами были Элизабет Кюблер-Росс (которая родилась в Швейцарии) и Сесили Саундерс (рожденная в Англии); их программу называют хосписным движением. Некоторые лидеры хосписного движения доказывают, что просьбы о смерти с участием врача возникают только тогда, когда люди не знают, как действует современное хосписное обслуживание.

Кюблер-Росс и Саундерс развернули специальные учреждения, которые не пробовали бороться со смертью или задерживать ее, но просто делая умирание пациентов настолько комфортабельным, насколько возможно. Хоспис пытается дать умирающим пациентам достоинство и максимальный контроль над последними месяцами их жизни. Первоначально, хосписы были самостоятельными специальными учреждениями, но концепция скоро получила развитие, подчеркивая уход, в котором большая часть лечения предоставляется, посещающими на дому медсестрами и врачами, позволяя умирающим пациентам оставаться дома.

В результате работы Кюблер-Росс и Саундерс, врачи сегодня намного больше настроены, чем они были 20 лет назад, к облегчению боли и к психологическим потребностям умирающих пациентов. Медицинское обслуживание на дому, которое включает в себя хосписное обслуживание, является теперь одной из самой быстро развивающихся областей медицины, составляя большой процент от новых работ для медсестер и помощников. В Соединенных Штатах, Медикэр (программа для людей, которым более чем 65) теперь платит за хосписное обслуживание умирающих пациентов.

156 Хоспис – Учреждение, реализующее централизованную программу паллиативной и поддерживающей помощи для умирающих больных и их семей в форме соматического, психологического, социального и духовного попечения.

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 188

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

В июне 1990, Джанет Адкинс попросила Джека Кеворкяна, ушедшего на пенсию (отставного) патолога157 , помочь ей умереть.

Джанет Адкинс, которая жила в Штате Орегон, было 54 года. Она любила музыку, спортивные состязания на открытом воздухе, играла в теннис и путешествовала пешком в Гималаях –, но теперь она была в начальных стадиях болезни Альцгеймера.158 В течение некоторого времени, она стала все больше и больше испытывать фрустрацию159 из-за увеличивающейся ее неспособностью помнить вещи, и она обнаружила, что она больше не могла читать ноты для ее фортепьяно.

Болезнь Альцгеймера характеризуется разрушительной потерей памяти, происходя в результате необратимой дегенерации невральных (нервных) клеток, и она неизлечима. В среднем, люди с болезнью Альцгеймера живут 10 лет после начала (появления) симптомов; в заключительной фазе, которая может длиться много лет, эти пациенты становятся вегетативными.

Согласно ее мужу, Рону Адкинсу, диагноз болезни Альцгеймера поразил Джанет Адкинс "подобно грому среди ясного неба (бомбе). ... Ее разум был ее жизнью". По настоянию ее семьи, она попробовала THA (Tacrine), экспериментальное лекарственное средство. Согласно ее сыну, Нилу, "лекарственное средство не подействовал. В дальнейшем, ее взгляд был установлен. Качество жизни было всем для нее. Она хотела умереть с неповрежденным достоинством". Джанет Адкинс была членом Общества хемлок и твердо верила в право покончить с собой.

Так как в то время содействие в самоубийстве не было криминальным (запрещенным) в Мичигане, где жил Кеворкян, Джанет Адкинс прилетела туда со своим мужем и ее тремя сыновьями. Ее семья испытывала двойственные чувства в отношении ее намерения умереть, и ее муж, надеясь, что она могла бы передумать, купил для нее билет туда и обратно. В конечном счете, однако, вся семья Адкинс поддержала ее решение.

Джек Кеворкян, которому было тогда 63 года, вырос в Понтиаке, штат Мичиган, был сыном армянских иммигрантов и закончил медицинский факультет в 1953. После окончания его резидентуры160 , он работал с 1969 по 1978 год в Детройте в больнице Сарасоты директором лабораторий. Позже, он работал в других больницах, последний раз в южной Калифорнии в 1982. Когда он вышел на пенсию с больничной работы, он начал жить на свои по-

157 Патолог – специалист по патологии, работающий преимущественно в лаборатории как консультант клинициста.

158 Альцгеймера болезнь (немецкий врач, 1864-1915) – органическое слабоумие, возникающее после 50 лет и сопровождающееся альцгеймеровским склерозом, нейрофибриллярной дегенерацией

и старческими бляшками.

159 Фрустрация – состояние психики при невозможности достижения желаемого.

160 Резидентура – Последипломная больничная подготовка врачей, предусматривающая специализацию в течение одного года интерном и в течение 3-5 лет резидентом.

Ч .2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 189

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

собия по социальному обеспечению (550 $ в месяц) и на свои сбережения. Его дом был очень маленьким, 2-х комнатная квартира над магазином торговца цветами в Royal Oak, пригородном городе около Детройта. В течение нескольких лет перед тем, как Джанет Адкинс вошла в контакт с ним в 1990 году, Джек Кеворкян активно публиковал свои взгляды на смерть с участием врача.

Когда Джанет Адкинс приехала в Мичиган, Кеворкян и его две сестры собрали анамнез, расспрашивая Джанет и ее семью в течение 2 часов; это было в субботний полдень 3 июня. Никто из проводивших собеседование, не думал, что Джанет Адкинс была иррациональной, подавленной или амбивалентной в отношении ее решения умереть. Никто из них не думал также, что ей могла бы помочь медицина. Джанет Адкинс и ее семья подписали документы и сделал видеозаписи, чтобы доказать, что они были компетентны и понимали то, что они делали. Затем две семьи пообедали вместе, чтобы лучше друг друга узнать; после этого Джанет Адкинс и ее семья провели ночь, обдумывая дело.

На следующий день, в воскресный полдень 4 июня 1990 года, Джанет Адкинс встретилась одна с Кеворкяном и они оба поехали в его покрытом ржавчиной фургоне Фольксвагена 1968 года к общественному парку в северном округе Окленда, штат Мичиган. Кеворкян был не в состоянии найти ка- кое-либо лучшее место, где он мог бы помочь своей пациентке убить себя. Он честно (откровенно) сообщил нескольким клиникам, церквям и бюро похоронных процессий, что он намеревался сделать, и ни одна из них не позволила ему использовать их учреждение. В отчаянии, он выбрал парк и поместил кровать и его устройство самоубийства в фургоне.

Простое устройство в фургоне, которое позволило бы Джанет Адкинс безболезненно убить себя, состояло из трех внутривенных сосудов, которые были подвешены на алюминиевой раме; Кеворкян назвал его «Мерситроном». В парке он присоединил внутривенный катетер к Джанет Адкинс и запустил физиологический раствор для жидкого объема. Затем она приняла и нажала выключатель, который остановил солевой раствор, и выпустил (освободил) тиопентал, мощное седативное средство. Выключатель также завел 6- секундный таймер, который скоро активизировал (активировал) вливание по каплям хлористого калия. Тиопентал ввел Джанет Адкинс в бессознательное состояние, а хлористый калий убил ее приблизительно 1 минутой позже. В сущности, сказал Кеворкян, у Джанет Адкинс был "безболезненный сердечный приступ, когда она находилась в глубоком сне". Весь процесс занял меньше 6 минут.

Ни семья Адкинс ни Кеворкян не ожидали победы гласности (публичности), которая последовала. Кеворкяна за убийство преследовал по суду местный районный прокурор. Однако местный судья отклонил судебное дело, потому что не было никакого закона в штате Мичиган против содействия в самоубийстве, но он также предписал, чтобы Кеворкян не использовал механизм Мерситрон снова. (Так как помощь в самоубийстве не была противозаконной, неясно на каком основании судьи издал такое распоряжение.)

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 190

А. Н. Бартко, Е. П. Михаловска- Карлова. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы.

Джек Кеворкян начал формировать свои взгляды на эвтаназию, когда в качестве интерна он ухаживал за женщиной средних лет, чье тело было разрушено раком. Затем он стал интересоваться смертью, а также получением пригодных для трансплантации органов от заключенных и умирающих пациентов – намного раньше, чем стало технически выполнимо пересадить органы.

Во время его резидентуры в университетской больнице Мичигана, он порицал расточительство тел осужденных преступников и предложил, чтобы врачи вводили таких заключенных в постоянное бессознательное состояние, а затем использовали бы их тела для опасных медицинских экспериментов. "Он был вынужден уехать, когда [университетские] чиновники услышали о его предложении"; в своей карьере патолога, однако, он никогда не имел жалоб против него со стороны пациентов.

Когда он работал больничным патологом, он предложил, чтобы на поле боя кровь переливали непосредственно от тел мертвых солдат раненым солдатам, находящимся поблизости. Десятилетием прежде, чем он стал известным, он боролся за то, чтобы позволить заключенным камеры смертников стать донорами органов: "Каждый осужденный заключенный мог бы спасти пять, шесть, семь жизней. Они молоды, находятся в хорошей форме. Какое расточительство".

В 1986 он услышал о декриминализации смерти с участием врача в Нидерландах. Вместо того, чтобы просто защищать использование подобных рекомендаций в Соединенных Штатах, он расширил "свое предложение о камерах смертников, включив экспериментирование над добровольными пациентами, которые выбирают эвтаназию" и (под ошибочным впечатлением, что эвтаназия фактически была легализована в Нидерландах), он поехал туда, чтобы претворить в жизнь свое предложение. (Он обнаружил, конечно, что эвтаназия не была узаконена в Нидерландах, и его идеи о разрешении использовать умирающих пациентов в качестве объектов медицинских экспериментов, кажется, не получили там теплый прием.)

Хотя Кеворкян всегда искал способы увеличить доступность объектов для медицинского исследования и органов для трансплантации, он никогда не был медицинским исследователем или хирургом; не был он также когдалибо лечащим врачом. Таким образом, его предложения об объектах исследований и органов для трансплантаций являются, возможно, более абстрактными, чем предложения врачей о пограничных медицинских исследованиях, которые должны наблюдать, как их пациенты умирают из-за их собственной неспособности им помочь.

Фактически, Кеворкян не был сам первоначально заинтересован в сострадательной помощи умирающим людям. Он пишет, что когда он в 1989 году впервые вошел в контакт с пациентом с раком легкого в терминальной стадии, он чувствовал, "это только порядочно и честно, чтобы объяснить мою конечную цель": не помогать пациентам достичь безболезненной, достойной смерти, но убедить терминальных людей вызваться добровольно для «неоценимых экспериментов».

Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. 191

Новый шаг вперед в применении эвтаназии могут сделать Нидерланды. Как сообщает агентство Reuters, .

Такая инициатива содержится в письме министра здравоохранения Эдит Схипперс и министра безопасности и правосудия Арта ван дер Стера .

Голландские министры считают, что настало время разработать законопроект, который позволит завершить свою жизнь людям, пришедшим к «обдуманному решению» ее закончить.

Как подчеркивается в письме, такая мера может быть разрешена «при наличии строгих и точных критериев».

Неясно, какие критерии могут быть применены в данном случае, с учетом того, что речь идет не о больных, а о здоровых людях.

В 2016 году в Бельгии состоялась первая процедура эвтаназии ребенка

Нидерланды являются лидерами в области эвтаназии. Вопрос о прерывании жизни для неизлечимо больных, переносящих сильные боли, был поднят в стране еще в 1970-х годах. В 1984 году право смертельно больных на добровольный уход из жизни подтвердил Верховный суд Нидерландов.

Закон об эвтаназии разрабатывался в стране с начала 1990-х, и 1 апреля 2002 года процедура эвтаназии была официально включена в медицинскую практику.

Согласно голландскому закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима и врачи не могут ничем помочь. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента. Решение уполномочены выносить как минимум два врача, а в случае сомнения дело будет рассматриваться прокуратурой.

Согласно официальной статистике, в 2015 году в Нидерландах было зафиксировано 5516 случаев добровольного ухода из жизни.

Второй страной, легализовавшей эвтаназию, стала Бельгия. Но на данный момент бельгийцы шагнули дальше своих соседей. В этой стране в 2014 году был принят закон, разрешающий эвтаназию для детей всех возрастов. .

Мировой опыт: от полного запрета до «суицидального туризма»

Предложение, выдвинутое властями Нидерландов, выглядит еще более революционным. Нигде еще добровольный уход из жизни здоровых людей не получал официальной поддержки государства.

На данный момент (помимо Бельгии и Нидерландов) эвтаназия официально разрешена в Люксембурге, а также в ряде штатов США.

В целом ряде стран, таких как Франция, Германия, Швеция, Израиль и другие, легализована так называемая «пассивная эвтаназия». По просьбе больного врач может прекратить поддержание его жизни при помощи лекарственных препаратов и медицинских приборов.

Интересный закон действует в Швейцарии: там врач не имеет права вводить пациенту препарат, вызывающий прерывание жизни, однако ему не запрещено выдать такое средство больному, которое он должен принять сам.

В 2011 году жители швейцарского кантона Цюрих проголосовали за легализацию эвтаназии не только для местных граждан, но и для иностранных туристов.

В стране официально действуют организации, занимающиеся «суицидальным туризмом» — больные иностранцы, жаждущие смерти, покупают «туры в один конец», в который входят организация эвтаназии и все вопросы по дальнейшему погребению останков. Благодаря такой услуге кантон Цюрих стал излюбленным местом для добровольно умирающих.

Отношение к эвтаназии в мире нельзя назвать однозначным. В целом ряде штатов США референдумы о введении данной процедуры завершились поражением ее сторонников.

В России эвтаназия законодательно запрещена Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Метод, известный под названием паллиативная, или терминальная седация, предполагает введение в состояние комы пациентов, которым осталось жить не больше одной-двух недель, с тем чтобы избавить их от ощущения удушья, боли и страха. Это крайняя форма паллиативной помощи, то есть помощи смертельно больным людям, целью которой является купирование боли и других симптомов. В одних случаях паллиативная помощь может ускорить смесительный исход, в других, наоборот, продлить жизнь пациента. Нидерланды и Бельгия с 2002 года - единственные страны в мире, где эвтаназия разрешена законом. В других странах мысль о том, чтобы помочь кому-то уйти из жизни, многим кажется абсурдной. Иностранные критики заявляют, что эффективные средства купирования боли и других симптомов являются в большинстве случаев вполне достаточными, и, следовательно, эвтаназия не нужна.

Многие голландские врачи, которые долгое время единственные в мире имели законное право применять эвтаназию, тоже начинают сомневаться в ее целесообразности. Вопрос в том, насколько она оправдана. Является ли паллиативная помощь приемлемой альтернативой эвтаназии? Эвтаназия дословно означает «хорошая смерть». Еще ее называют «прерыванием жизни по просьбе пациента». В соответствии с голландским законодательством, врач может помочь пациенту уйти из жизни по его просьбе, если его жизнь сопряжена с невыносимыми страданиями и нет никакой надежды на выздоровление, а все прочие методы лечения оказались бессильны. В любом случае врач обязан проконсультироваться по крайней мере еще с одним независимым врачом. Если у пациента проблемы с психикой, для решения вопроса обязательно привлекается и психиатр. Все стороны должны прийти к единому мнению о том, что эвтаназия оправданна.

Затем об этом решении необходимо сообщить наблюдательному комитету, который должен проверить соблюдение всех установленных законом требований. Если требования соблюдены, то вопрос считается закрытым. Однако, если комитет придет к выводу, что были допущены нарушения, к делу подключаются государственный прокурор и инспекция здравоохранения. Прокурор может выдвинуть обвинение против врача. Поясним, что, когда речь идет об эвтаназии, имеются в виду только те случаи, когда люди сделали свой выбор добровольно и осознанно. В Нидерландах понятие эвтаназии не включает в себя прерывание жизни людей, неспособных принимать взвешенные решения, например младенцев, пациентов, страдающих слабоумием в запущенной стадии, или людей в состоянии комы. Такие случаи расцениваются как «убийство».

Несмотря на отсутствие вседозволенности, в Нидерландах терпимо относятся к эвтаназии и даже пошли на ее легализацию. Но, может, критики правы и голландцы действительно слишком терпимы? Может, прежде чем прибегать к эвтаназии, следовало бы изучить все возможности паллиативной помощи? В наше время эвтаназия совершенно утратила свою актуальность в тех случаях, когда мы имеем дело с болью, затрудненным дыханием и тошнотой. Паллиативные средства нового поколения могут иного мнения. Если речь идет исключительно о физических симптомах, проблему можно решить с помощью паллиа­тивных средств. Однако, зачастую обращаться за эвтаназией людей побуждает не боль, а страх оказаться беспомощным. Это подтверждают и в Нидер­ландском институте здравоохранения.

По мнению голландских врачей эвтаназия оправданна только тогда, когда альтернативы нет. По закону основанием для эвтаназии является неизлечимая болезнь, вызывающая невыносимые страдания. Для многих людей это предполагает утрату чувства собственного достоинства. Если человек хочет умереть достойно, ему не помогут обезболивающие средства. Что касается просьб об эвтаназии от людей, которые боятся потерять рассудок, то здесь тоже нет единого мнения. Одна женщина-врач в Голландии дважды применила эвтаназию в отношении людей с ранней стадией слабоумия и не была привлечена к суду, но последовать ее примеру решились немногие.

Врачи считают, что слабоумие в любой стадии не может служить основанием для применения эвтаназии, даже если человек, еще находясь в здравом уме, выразил желание умереть в случае потери рассудка. Никто не знает, что чувствует человек, теряющий рассудок. Поэтому нельзя полагаться на заявление, сделанное им в совершенно другом психическом состоянии.

В Нидерландах около 9700 человек в год обращаются за эвтаназией или просят помочь им уйти из жизни. Более трети этих просьб удовлетворяется. Более половины семейных врачей уже помогли хотя бы одному пациенту переступить порог на пути к смерти. Однако возросшие возможности паллиативной помощи побуждают врачей по-новому взглянуть на этот вопрос, и сегодня каждый третий врач считает, что адекватная палли­ативная помощь и терминальная седация устраняют необходимость в эвтаназии. Правда, есть опасение, что некоторые виды паллиативной помощи могут превратиться в упрощенную форму эвтаназии, например, если врач хочет избежать волокиты, связанной с получением разрешения на эвтаназию. Ассоциация врачей Нидерландов осуждает такую практику. Несмотря на принятие закона об эвтаназии, одни врачи по-прежнему будут выступать за устранение физической боли и купирование симптомов, в то время как другие будут настаивать, что эвтаназия - оптимальный способ решения проблемы.

В конце концов, закон не определяет момент, в который страдания становятся «невыносимыми и теряется надежда на выздоровление». Некоторые пациенты принципиально против терминальной седации и предпочитают эвтаназию, потому что они хотят иметь возможность попрощаться с близкими. Для других паллиативная помощь вполне приемлема, даже если это означает, что им придется провести лишние две недели на смертном одре. Эвтаназия не должна быть легко доступной. Некоторые тяжелобольные люди не хотят приближать свой конец. Не надо подталкивать их к эвтаназии. Им самим решать, стоит им жить дальше или нет.

Правовой акт «О прекращении жизни по просьбе и помощи в самоубийстве» был принят парламентом, чтобы была легализована эвтаназия в Нидерландах, закон регулирует процедуру проведения ассистированной смерти, устанавливает необходимость регистрации каждого такого случая. До принятия этого закона все случаи врачебной помощи по уходу из жизни рассматривались как убийство и карались лишением свободы на срок до двенадцати лет.

В отличие от ситуации в эвтаназия в Нидерландах для иностранцев не проводится.

Условия эвтаназии

Вообще эвтаназия в Голландии разрешена с 2002 года. Чтобы провести ее, необходимо одновременное соблюдение шести условий, за чем следит лечащий больного врач:

  • просьба пациента, которая была неоднократно выражена;
  • сильные страдания больного, а также отсутствие возможности улучшения его состояния;
  • знание пациента о его болезни и текущем состоянии;
  • безысходность ситуации, что выражается в невозможности найти альтернативу уходу из жизни;
  • заключение независимого врача;
  • оказание помощи по уходу из жизни.

Процедура проведения

Чтобы уйти из жизни посредством эвтаназии, необходимо действовать по такой схеме:

  • сообщить о своем желании врачу;
  • получить дозволение от комиссии по этике;
  • если комиссия отказала, обратиться к прокурору и специализированной комиссии министерства здравоохранения.

Следует отметить, что в целом отношение к добровольному уходу из жизни в стране настолько либеральное, что недавно даже шли дебаты по поводу того, что Нидерланды планируют разрешить эвтаназию здоровым гражданам. Это касается исключительно пожилых людей, которые потеряли смысл жизни. Авторы законопроекта (министр здравоохранения и юстиции) считают, что престарелым гражданам необходимо позволить закончить свою жизнь достойно тогда, когда они сами этого захотят.

Если же говорить о , то она возможна, если на это согласны родители или законные представители ребенка, и только в том случае, если несовершеннолетнему уже исполнилось 12 лет.

Сколько стоит эвтаназия в Нидерландах

На самом деле считается, что врач не может брать деньги за помощь в уходе из жизни, поэтому формально ее оказание бесплатно для пациента: все необходимые затраты покрывает страховая организация. Кроме того, в данный момент для больных создаются всяческие удобства: имеются выездные бригады для совершения ассистированной смерти на дому, также созданы специальные клиники эвтаназии.

Поскольку запрещена эвтаназия в Голландии для иностранцев, стоимость ее пока официально не установлена.

Интересно: известный актер Майкл Кейн рассказал о том, что врач дал большую дозу лекарств его отцу, страдавшему от рака, тем самым он помог ему уйти из жизни.

Эвтаназия, для тех кому скучно!

Такое состояние как скука в Нидерландах станет официальной причиной для осуществления эвтаназии.

Разумеется, процесс оформления заявки на нее будет связан с некоторыми сложностями. Желающему предстоит заполнить ряд документов, а также присутствовать на нескольких собеседованиях. Но после всего этого гражданин Нидерландов сможет быть гуманно умерщвленным инъекцией. Правительство всяческие продвигает законопроект, считая это обязательной мерой, добавляющей дополнительной свободы гражданам.

Законопроект был одобрен большей частью парламента Нидерландов. Но ситуацию может изменить выборы, которые пройдут после этого года. Так что еще не факт, что новая программа эвтаназии будет официально принята.

На эвтаназии, потому что считает себя обузой для родственников, вновь заставила задуматься: нужно ли разрешить эвтаназию в Казахстане. И что делать тем, кто умирает от мучительных болей, но вынужден терпеть их, потому что на родине никто не вправе помочь ему добровольно уйти из жизни. Тем временем в мире уже прижился страшный термин - "суицидальный туризм".

В последний путь - ещё при жизни

Один из самых неоднозначных видов медицинского туризма - суицидальный или эвтаназийный туризм. К суицидальному туризму прибегают граждане стран, в которых запрещена эвтаназия, а таких в мире - абсолютное большинство. Неизлечимо больные пациенты, которым недуг начинает приносить невыносимые мучения, обращаются за помощью в клиники на территории страны, в которой законодательно разрешена эвтаназия иностранцев, с просьбой прекратить их страдания вместе с жизнью. Что это за традиция, и куда едут добровольные смертники? На самом деле мест, где человеку могут помочь умереть, в нашем мире крайне мало. И связано это с историей эвтаназии.

Термин "эвтаназия" образован путём соединения двух греческих слов: ev - благо, благородный и thanatos - смерть. Этому термину много веков - он был введён в научный оборот ещё в ХVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом. Но впервые легализована эвтаназия была только в XX веке.

В 1920 году была издана книга А. Хоча и К. Биндинга "Разрешение лишить жизни", серьёзно повлиявшая на медицинские умы европейского континента, но эвтаназия всё же была оставлена под запретом. Пионерами в легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд этой страны признал эвтаназию приемлемой, а в 2001 году Нидерланды узаконили эвтаназию и ввели её в сферу здравоохранения первыми не только в Европе, но и в мире.

В ладах с легальным суицидом

Закон об эвтаназии в Нидерландах прошёл непростые стадии обсуждения в обществе и парламенте. И, несмотря на активную критику и оппозицию со стороны католической и протестантской церквей, был принят и в 2002 году вступил в силу.

Следом за Нидерландами, в том же 2002 году, эвтаназию легализовала Бельгия. В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят с рядом ограничений в 1994 году в штате Орегон, в 2008 году в штате Вашингтон, в 2013 году в штате Вермонт и в 2015 году в Калифорнии.

Эвтаназия не запрещена законом также в Люксембурге и в Швейцарии, где условия для добровольного ухода из жизни считаются самыми либеральными. Именно Швейцария сегодня является настоящей "меккой" суицидального туризма - это единственная страна в мире, где легализована эвтаназия иностранцев.

Эвтаназия разрешена в швейцарском кантоне Цюрих с 1941 года, но узаконена для граждан Швейцарии - с 2006 года, а для иностранных граждан - с 2011-го. И пока мировое сообщество ведёт жестокие дискуссии о запрете или легализации эвтаназии, в Цюрихе ежегодно растёт число приезжих в один конец. А за последние четыре года, согласно статистике, опубликованной Journal of Medical Ethics, число иностранцев, въезжающих в Швейцарию ради эвтаназии, увеличилось вдвое.

Фото с сайта grehu.net

Наиболее распространённая причина для прекращения жизни в Швейцарии - неврологические заболевания. Следом идут ревматические болезни, психические заболевания и онкология. При этом не все люди, приезжающие за эвтаназией, находятся в критическом состоянии. Более того, к эвтаназийному туризму, согласно медицинской статистике, всё чаще прибегают люди, вообще не страдающие неизлечимыми заболеваниями.

После ряда подобных случаев существование эвтаназии в Цюрихе оказалось под вопросом. СМИ неоднократно называли Цюрих местом суицидального туризма, и протестующие против эвтаназии посчитали, что городу не нужна подобная слава. В мае 2011 года по инициативе Федерального демократического союза (UDF) и Евангельской партии (PEV) был проведён референдум, на котором жителям кантона Цюрих было предложено проголосовать за или против требования полного запрета суицидального туризма на национальном уровне. Абсолютным большинством голосов - 234 956 жителями (84,5%) Цюриха требование запрета эвтаназии было отклонено.

Доктор Смерть

Яркой фигурой в мировой врачебной практике, выступающей в защиту эвтаназии, стал Джейкоб Кеворкян, известный под прозвищем Доктор Смерть. Его уголовное дело в конце 90-х годов прошлого века вызвало настоящий шок у мировой общественности. Отставной военный врач из Мичигана был убеждён в праве человека на смерть и смело доказывал это своей деятельностью. В 1989 году он разработал и построил врачебную машину под названием "Мерситрон" (от англ. mercy - милосердие), представляющую собой несколько бутылок с ядовитыми компонентами, простейшего аппарата по их смешиванию и капельницы, подающей смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного. При этом пациент должен был сам нажать специальную кнопку, чтобы никто не мог обвинить доктора Кеворкяна в предумышленном убийстве.

4 июня 1990 года с помощью "Мерситрона" с собой покончил первый пациент Кеворкяна, страдавший болезнью Альцгеймера. А дальше дело быстро встало на поток. Процедура, как правило, проходила на заднем дворе дома Кеворкяна или в его специальном микроавтобусе. За 8 лет, в период с 1990 до 1998 года, "Мерситроном" воспользовалось более 130 человек.

Иногда Доктор Смерть прибегал и к другому способу эвтаназии. Некоторых своим клиентов он отправлял на тот свет, дав им подышать угарным газом через специальную маску. Тела умерших он оставлял в номерах мотелей, в приёмных покоях больниц и моргах.

При этом свою активную врачебную жизненную позицию Кеворкян совершенно не скрывал. Его не останавливали попытки правоохранительных органов прекратить его деятельность. Он публично сжигал повестки в суды, а если появлялся на заседаниях, произносил яркие и зажигательные речи, открыто предлагая властям либо узаконить эвтаназию, либо попытаться остановить его, Джека Кеворкяна.

Он четырежды представал перед судом, но был оправдан из-за недостаточных свидетельских показаний. В 1999 году Доктор Смерть был все же обвинён в убийстве, после того как провёл эвтаназию одного своего 52-летнего пациента. В качестве главного доказательства стороной обвинения была предоставлена видеозапись акта эвтаназии, которая по воле самого доктора Кеворкяна находилась в свободном доступе. Решением суда Джек Кеворкян был приговорён к заключению сроком от 10 до 25 лет в исправительном учреждении штата Мичиган. Через 8 лет заключения, за хорошее поведение, 79-летний Джек Кеворкян был выпущен на свободу на два года раньше срока со строгим запретом на проведение процедуры эвтаназии. В 2011 году в возрасте 83 лет этот удивительный человек и врач скончался от пневмонии.

Я расскажу вам о собственной смерти

Своим опытом в поиске страны для проведения процедуры эвтаназии поделился с журналистами британский режиссёр и ресторанный критик Майкл Виннер, которому был поставлен диагноз неизлечимого заболевания печени и отведён срок жизни не более полутора лет. И пока боли не стали невыносимыми, Майкл стал искать клинику, в которой он бы мог уйти из жизни добровольно. 76-летний режиссёр провёл целое исследование, прежде чем остановился на швейцарской клинике Dignitas. Вот что он рассказал журналистам:

"Умереть, даже по собственному желанию, не так-то просто! Нужно через столько всего пройти! Это не просто прогулка в небытие. Ты не можешь прийти и сказать: "Вот я, работайте". Тебе нужно пройти через целый ряд процедур и освидетельствований, чтобы умереть. Ты должен заполнить разные формы и всё такое, и возвращаться туда придётся как минимум дважды.

Думаю, мысль о том, что у человека должна быть возможность покончить с собой - абсолютно правильная. Почему люди должны жить, если это приносит им страдания? Люди должны иметь право завершить свою жизнь. Я очень рад, что у меня есть такая возможность. Я провёл достаточно времени на Земле. Я был бы счастлив, если бы кто-то просто "выключил" меня".

Итак, в качестве единственного направления, по которому можно получить смертельную инъекцию законно, сегодня можно назвать Швейцарию. Идея эвтаназии медленно завоёвывает страну за страной, но все ещё остаётся революционной. Более всего это связано с тем, что она противоречит клятве Гиппократа:

"Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла". Гиппократ. Избранные книги.

Но вместе с тем сегодня в мировом медицинском сообществе клятве Гиппократа всё чаще противопоставляются идеи о качестве жизни и праве пациента на смерть. Чью сторону выбирают врачи сегодня? Интересны результаты опроса российских врачей. 51,5 % и 44,8 % врачей в возрасте, соответственно, от 41 до 50 и от 51 до 65 лет на вопрос "Считаете ли вы допустимой эвтаназию?" ответили: "Никогда об этом не думал(а)". При этом положительный ответ дали 49% врачей в возрасте от 21 до 30 лет. Этот опрос показывает, что молодое поколение отечественных медиков сегодня задумывается об эвтаназии и считает эту идею приемлемой и гуманной.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека