Профилактика инфекционных заболеваний в школах. НПК

Лариса Кнопкина | 3.04.2015 | 257

Лариса Кнопкина 3.04.2015 257


Дети проводят в школе большое количество времени. Но вернуться оттуда они могут не только с багажом знаний, но и с каким-нибудь заболеванием.

Иногда ребенок и сам может стать источником заражения других ребят в классе. Что делать родителям, чтобы свести к минимуму заболеваемость детей в школе?

Важная информация: большинство школьников в среднем болеет от 8 до 12 раз за год.

Профилактика заболеваний в школе

1. Не стоит отпускать ребенка на уроки, если у него появились симптомы ОРЗ или других вирусных инфекций.

2. Очень важно, чтобы учителя и школьники были привиты согласно прививочному календарю, а также получили прививки от сезонного гриппа, которые, кстати, нужно делать каждый год для наиболее эффективной защиты ребенка от этого заболевания.

3. Обязательно поинтересуйтесь у школьных врачей и классного руководителя, насколько оперативно маме и папе сообщают о том, что у ребенка появились симптомы ОРЗ. Не лишним будет узнать, какие меры предпринимаются в данном учебном заведении для предотвращения заражения здоровых детей приболевшими школьниками, кашляющими и чихающими на уроках.

4. Для снижения риска распространения заболеваемости в школах должны строго соблюдаться правила гигиены. Родителям нужно обратить внимание на следующие нюансы:

  • обязательно наличие раковины в каждом помещении (в классе, туалете, перед входом в столовую и буфет);
  • унитазы и раковины должны находиться в чистоте;
  • допускается использование одноразовых бумажных полотенец и жидкого мыла.

5. Также объясните ребенку о важности личной гигиены:

  • обязательно мытье рук после прогулки, посещения туалета, перед едой;
  • чихать нужно либо в рукав, либо в бумажную одноразовую салфетку;
  • нельзя брать чужие вещи, например расчески, и обмениваться одеждой с другими людьми.

Когда ребенка не стоит пускать в школу?

Если вы заподозрили неладное, ваш ребенок жалуется на плохое самочувствие, кашель, сопли, отсутствие аппетита, вялость и, тем более, активно температурит, его нельзя отправлять в школу, а нужно немедленно обращаться к врачу. Но это далеко не все симптомы, которые могут стать преградой к посещению занятий. Также к опасным «звоночкам» относятся:

  1. диарея;
  2. сильная рвота без видимой причины (исключение составляют случаи, когда вы точно уверены, что причина рвоты не носит инфекционный характер: например, ребенок отравился);
  3. наличие язвочек во рту (кроме случаев, когда вы точно знаете, что причина их появления – это неинфекционная болезнь);
  4. чесотка (вплоть до окончания лечения).

Важно понимать: на сто процентов обезопасить школьный коллектив от инфекций вряд ли получится. Ведь ребенок может являться источником заражения до появления каких-либо симптомов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основы профилактики инфекционных заболеваний, распространение которых связанно с образованием детских коллективов

2 Эпидемический процесс передача возбудителя заболевания от человека к человеку Источник инфекции Восприимчивый организм Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида. Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой: 1) выделение микробного агента из организма в окружающую среду; 2) нахождение возбудителя в окружающей среде;



4 Все элементы окружающей среды, участвующие в передаче возбудителей от источника к восприимчивому организму, называются факторами передачи. К ним относятся вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода и другие объекты, на которых могут оказаться возбудители, выделенные источником. Членистоногие, посредством которых осуществляется перенос (передача) возбудителя от источника к восприимчивому организму, называются переносчиками возбудителя.


5 Путь передачи возбудителя - совокупность факторов, участвующих в передаче возбудителя инфекции в определенных условиях, места и времени, составляет. Каждый механизм передачи может реализоваться посредством одного или нескольких путей передачи. Аспирационный механизм это передача возбудителя воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Фекально-оральный механизм передачи может реализоваться водным, пищевым (алиментарным) и бытовым (через контаминированные возбудителем руки и предметы обихода) путями и т.д.


7 Классификация инфекционных По этиологии болезней По основному хозяину По месту локализации возбудителя Вирусные антропонозы Инфекции наружных покровов бактериальные Инфекции дыхательных путей риккетсиозы зоонозы Кишечные инфекции микозы Инфекции кровотока Гельминтозы И т.д. сапронозы Инфекции с множественной локализацией


8 Модификации эпидемического процесса


9 Дезинфекционные мероприятия включают: профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию плановую (ПП) при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию по эпидемиологическим показаниям (ПЭ), очаговую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию (текущую и заключительную), обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения (ИМН), гигиеническую обработку рук.


10 Учитывая эпидемиологические особенности инфекционных заболеваний, при отсутствии выявленного источника возбудителя инфекции, необходимо проводить профилактическую плановую (ПП) дезинфекцию; при выявлении инфекционных больных профилактическую дезинфекцию по эпидемиологическим показателям (ПЭ), текущую дезинфекцию в окружении больного, обеззараживание и стерилизацию изделий медицинского назначения, гигиеническую обработку рук персонала. Проведение заключительной дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах определяется эпидемиологическими особенностями конкретной инфекции.


11 Организация и проведение дезинфекционных мероприятий определяются следующими эпидемиологическими особенностями инфекционных заболеваний: источником (резервуаром) возбудителя инфекции; механизмом передачи возбудителя; биологическими особенностями возбудителя: - выживаемостью на объектах окружающей среды, -устойчивостью к физическим и химическим - обеззараживающим средствам, - патогенностью (опасностью) для человека, наличием специфической профилактики.


12 Основные направления дезинфекционных мероприятий при различных группах инфекционных болезней Кишечные инфекции с фекально-оральным механизмом передачи Инфекции дыхательных путей с воздушнокапельным механизмом передачи Кровяные инфекции с трансмиссивным механизмом передачи Инфекции с множественной локализацией Дезинфекция многочисленных факторов передачи (вода, продукты, посуда, кух.инвентарь, выделения больных В некоторых очагах (туберкулёз) предметы обихода дезинсекция С учётом стадии инфекционного процесса Инфекции наружных покровов с контактным механизмом передачи Предметы обихода (чесотка), бельё, мягкая мебель, ванны (стрептоккоки, эпидермофития

13 Методы дезинфекции Маханические вытряхивание, выколачивание, пылесос, стирка, мытьё, проветривание, вентиляция, фильтрация воды, подметание уменьшение концентрации микроорганизмов -> уменьшение дозы возбудителя Физические уничтожение возбудителя воздействием физических факторов (температура, давление, УФО, радиация): сжигание, прокаливание, обжигание, кипячение, инсоляция Химические- примение химических препаратов, оказывающих бактерицидное, спороцидное, вирулецидное, фунгицидное воздействие. Это окислители, галоидные препараты,четвертичные аммониевые соединения, спирты, альдегиды и др. Комбинированные - физические + химические= газовые камеры:паровые, пароформалиновые, горячевоздушные, газовые (документы, актиквариат)


14 Дезинфекция собственно дезинфекция уничтожение возбудителя во внешней среде Текущая заключительная Механические Физические химические Виды дезинфекции Профилактическая Очаговая Дезинсекция уничтожение членистоногих, участвующих в передаче возбудителя Химические инсектициды, акарициды, рарвициды, овициды. Дусты, эмульсии, суспензии, дыла, мази, растворы, аэрозоли, ядоприманки, карандаши, лаки, краски Механическая Физические Биологические комбинированные Дератизация борьба с грызунами, являющихся источником инфекции Профилактические Истребительные Систематическая = профилактические + истребительные Механические Химические биологические

15 Режимы дезинфекции Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" XVII. Требования к санитарному содержанию помещений дошкольных образовательных организаций


16 17.4. Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой. Рекомендуется один раз в год ковры подвергать сухой химической чистке Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживаются независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека, ежедневно. Горшки моются после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью) При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.

17 17.9. В теплое время года засетчиваются окна и двери. Для борьбы с мухами внутри помещений допускается использовать механические методы (липкие ленты, мухоловки) Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли. Очистка шахт вытяжной вентиляции проводится по мере загрязнения Все виды ремонтных работ не допускается проводить при функционировании дошкольных образовательных организаций в присутствии детей Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе. Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции изготовителя. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), используются только в качестве дидактического материала Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах.


18 Белье после употребления складывается в специальный бак, ведро с крышкой, клеенчатый, пластиковый или из двойной материи мешок. Грязное белье доставляется в постирочную (или специальное помещение). Матерчатые мешки стираются, клеенчатые и пластиковые - обрабатываются горячим мыльно-содовым раствором Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере Мочалки для мытья детей (число мочалок соответствует количеству детей в группе) после использования замачиваются в дезинфицирующем растворе, промываются проточной водой, просушиваются и хранятся в чистых матерчатых мешках В дошкольной образовательной организации должны проводиться мероприятия, исключающие проникновение насекомых и грызунов. При их обнаружении в течение суток должны быть организованы и проведены мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.


19 Специфическая профилактика инфекционных заболеваний - - это искусственное создание иммунитета у отдельный людей и на популяционном уровне. Активный с помощью вакцин Пассивный с помощью препаратов, содержащих антитела против какогонибудь возбудителя Искусственное воспроизведение естественных процессов, происходящих в организме при его борьбе с проникшим возбудителем. Не применяется при тех болезнях при которых иммунитет, как защитная функция организма ничтожен или не вырабатывается: грибковые заболевания, гельминтозы, сифилис


20 Современные проблемы вакцинопрофилактики Массовая вакцинопрофилактика остается одним из самых эффективных и доступных средств борьбы и предупреждения инфекционных заболеваний. Основная цель массовой вакцинопрофилактики: снижение заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний, против которых созданы эффективные вакцинные препараты (вирусный гепатит В, дифтерия, корь, столбняк, коклюш, полиомиелит, туберкулез, паротит, краснуха и др.).

21 Важность вакцинопрофилактики была подтверждена на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге при обсуждении вопросов борьбы с инфекционными заболеваниями ВИЧинфекциией, туберкулезом, гриппом, полиомиелитом, корью (в выступлении главного государственного санитарного врача Г.Г. Онищенко). Отмечена необходимость укрепления международного сотрудничества в области надзора и мониторинга за инфекциями, а также интенсификации научных исследований.

22 Основоположниками вакцинопрофилактики являются Дженнер и Пастер. В 19 веке было создано 5 первых вакцинных препаратов: против оспы, бешенства, брюшного тифа, холеры, чумы. В 20 веке было создано уже 32 вакцины (10 комплексных) против 22 инфекционных заболеваний. Благодаря успехам программ массовой вакцинации в мире к 1980 г. была достигнута глобальная ликвидация оспы, за последние годы в большинстве стран мира ликвидирован полиомиелит и планируется к 2010 г. ликвидировать корь.

23 Основные виды вакцин: Живые (аттенуированные) вакцины (против бешенства, туберкулеза, чумы, сибирской язвы, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, желтой лихорадки, натуральной оспы и других инфекций). Инактивированные вакцины (против коклюша, брюшного тифа, холеры, дизентерии, гепатита А и др.). Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей протективные антигены микроорганизмов, способные вызвать иммунитет. Анатоксины - получены при обезвреживании микробных токсинов с помощью формалина и тепла (дифтерийный, столбнячный анатоксины).

24 Ассоциированные (комбинированные) вакцины защищающие одновременно против нескольких инфекций (АКДС; MMR, Бубо-М и др.). Субъединичные или сплит-вакцины (против гриппа, созданные из отдельных антигенных детерминант геммагглютининов и нейраминидазы). Генно-инженерные вакцины (рекомбинантные) (против гепатита В и новые разрабатываемые вакцины). Вакцины с искусственным адъювантом для усиления иммунного ответа.

25 Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Создана правовая и нормативная базы в области вакцинопрофилактики. Установлены правовые основы государственной политики в области вакцинопрофилактики: доступность прививок, их бесплатное проведение, контроль качества, эффективности и безопасности медицинских иммунобиологических препаратов, а также права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений, Определяется, что обязательные профилактические прививки проводятся всем гражданам против гриппа, гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок. Декларирует принцип информированного согласия

26 Национальный календарь профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утв. Приказом Минздравсоцразвития от н. Утверждены календари профилактических прививок и по эпидемическим показаниям. Календарь определяет категории и возраст граждан, наименование прививки и порядок проведения. Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими препаратами, зарегистрированными в соответствии с российским законодательством. Допускает вводить инактивированные вакцины, применяемые в рамках 2 календарей, в 1 день разными шприцами в разные участки тела.

27 В случае угрозы эпидемий или возникновения массовых инфекционных заболеваний отказ от прививок для гражданина Влечёт неблагоприятные последствия в виде: ограничения прав на свободный выезд за пределы России (ч. 2 ст. 27), на образование (ст. 43), охрану здоровья (ст. 41), свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ).

28 Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825) 1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов. 6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей. 9. Работы с больными инфекционными заболеваниями. 10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. 11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека. 12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

29 Характеристика инфекций дыхательных путей Реализуется воздушнокапельный механизм передачи т.к. возбудитель локализуется в дыхательной системе Пространство в котором оказываются выброшенные при разговоре (чихании, кашле) капельки, проецируется на пол в виде эллипса динамическая проекция, где происходит их оседание

31 Характеристика инфекций кишечных инфекций Основная локализация возбудителя в пищеварительном тракте организма хозяина, Реализуется водный пищевой, контактный путь передачи (примеры вспышек)


Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок 1. Профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19.07.2011 г. Оренбург 619-п Об обеспечении мероприятий по предупреждению и ограничению распространения инфекционных заболеваний в Оренбургской

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК И КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ

Документ предоставлен КонсультантПлюс Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 марта 2014 г. N 125н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано в Минюсте

Приказ Минздрава России 125н от 21.03.2014 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Национальный календарь профилактических прививок Категория и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации Наименование профилактической

Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство здравоохранения Республики Дагестан 367020, г. Махачкала ул. Абубакарова, 10, тел.:67-81-98, факс: 67-90-70 «_28» 05 2014 г. _02-36/_157 О национальном календаре профилактических прививок

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального

Приказ 125н от 21 марта 2014 Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить: o национальный

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" В

Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 13.04.2017) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Зарегистрировано

Азбука здоровья Обновление Национального Календаря профилактических прививок РФ Принят новый приказ, касающийся обновления Национального Календаря прививок (Приказ 125н Министерства Здравоохранения Российской

24 30 апреля Всемирная неделя иммунизации С 24 по 30 апреля 2016 года по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводится Всемирная неделя иммунизации (ВНИ). Ежегодно в последнюю неделю

Вопросы по эпидемиологии для поступающих магистратуру 1. Понятие об эпидемическом процессе. 2. Дайте понятие факторам эпидемического процесса. 3. Роль социального фактора как развивающий фактор эпидемического

Иммунопрофилактика инфекционных болезней Иммунопрофилактика инфекционных болезней представляет собой систему мероприятий, направленных на ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней

Инструкция разработана в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования

Опыт работы центрального прививочного пункта по иммунизации лиц, выезжающих в страны, неблагополучные по карантинным и другим инфекционным болезням А.В. Иорданян, Г.М. Маненкова, А.С. Ершова, В.Ю. Кудряшова

1. Медицинские осмотры 3.1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники колледжа,

Редакция от 20 дек 2016 Федеральный закон от 17.09.1998 157-ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области инфекционных

Памятка населению «Как защитить себя и других от гриппа» Что вызывает грипп? Возбудители заболевания вирусы гриппа 3 типов: А, В, С. Восприимчивость к данным вирусам очень высока. Гриппом болеют люди всех

Национальный календарь прививок документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии

Министерство здравоохранения Российской Федерации ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 2003 года N 129 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./3.2.1379-03

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 2016 г. 157 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-прививки (Минздрав) «Отчет о проведенных

Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях Утверждаю Главный государственный санитарный врач Российской Федерации - Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в МКДОУ «Дьяченкоский детский сад «ЗВЕЗДОЧКА» на 2017-2018 учебный год. Дезинфекция - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов

Осторожно, сибирская язва! Сибирская язва - бактериальная инфекционная болезнь с контактным механизмом передачи, поражающая сельскохозяйственных животных и человека. Заболевание известно с древнейших времен

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ ПРИКАЗ от 27 июля 2005 г. N 49 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОМ КАБИНЕТЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1.Настоящее положение разработано на основе методических рекомендаций по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское

1 Зарегистрировано в Минюсте России 16 апреля 2014 г. N 32001 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю заведующий МБДОУ ЦРР детский сад 9 ст. Старощербиновская /С.А. Предит/ 20 Программа производственного контроля на 2017 год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр

Приложение 4 к постановлению администрации Краснозерского Новосибирской области от 21.02.2017г. 173 План мероятий по предупреждению заболеваний сибирской язвой среди людей и животных в Краснозерском районе

Противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях, направленные на профилактику внутрибольничных инфекций, предусматривают дезин фекцию объектов окружающей среды, имеющих значение

Памятка для населения по профилактике острых кишечных инфекций. С наступлением лета резко возрастает заболеваемость острыми кишечными инфекциями. Именно в это время создаются благоприятные условия для

"О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям" www.consultant.ru МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 июня

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ? ЧЕМ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СПИДА? ВИЧ-инфекция это болезнь. Ее вызывает ВИЧ вирус иммунодефицита человека. Иммунодефицит состояние, при котором организм не может сопротивляться

Качество и безопасность медицинской деятельности.определения (323-ФЗ от 21.11.2011) Качество медицинской деятельности -совокупность характеристик, отражающих качество медицинской помощи, а также качество

Иммунизация Иммунизация является одним из самых успешных и эффективных по стоимости медико-санитарных мероприятий. Она защищает и предотвращает от осложнений, инвалидности и смертности людей, начиная с

УБОРКИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Т.В. СОЛОМАЙ, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Межрегионального управления ¹ 1 ФМБА России, г. Москва Уборки в медицинских

О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А.Исаева Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области e-mail: [email protected] Состояние здоровья

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 04.05.2016 года 4-П "О проведении дополнительной иммунизации контингентов, принимающих участие в обслуживании и питании участников

5 мая Всемирный день гигиены рук Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провозгласила 5 мая Всемирным днем гигиены рук, который проходит под девизом: «Чистые руки спасают жизнь!». Дата «5.05» символ

Клиника ОАО «Медицина» Since 1990 Вакцинация 1 _.indd 1 08.11.2013 10:53:14 Вакцинация в клинике «Медицина» 2 _.indd 2 08.11.2013 10:53:16 Для пациентов Заботиться о здоровье необходимо заранее. В январе-феврале

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики

27 февраля 2002 года N 42-ОЗ ЗАКОН ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ БЕШЕНСТВОМ Принят Законодательным Собранием ЕАО 27 февраля 2002

Новые санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы общественных бань и саун утвердил Роспотребнадзор. Они вступают в силу со 2 июня. Отныне

Профилактика инфекционных заболеваний проводится по трем направлениям. Первое из них связано с выявлением и изоляцией источника инфекции, второе направлено на исключение механизмов передачи и третье — повышение устойчивости ребенка к инфекционным заболеваниям.

Особое место в профилактике инфекционных болезней занимает эпидемиологическое наблюдение за детскими учреждениями. Это диктуется заботой о здоровье детей, а также тем, что в детских коллективах вследствие тесного общения детей инфекционные заболевания могут приобретать эпидемический характер.

Для предупреждения распространения инфекции в дошкольном учреждении важно своевременно выявить заболевшего ребенка.

Большую помощь в этом медицинскому персоналу оказывают заведующий, воспитатель, няня, которые, зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при внимательном к нему отношении могут своевременно заметить любое отклонение в его поведении и самочувствии и показать врачу для установления диагноза и изоляции.

В каждом дошкольном учреждении должен быть изолятор, куда временно помещают заболевшего ребенка, до отправления его домой или в больницу.

С целью предотвращения распространения инфекции проводят дезинфекцию — мероприятия, направленные на уничтожение возбудителя заболевания.

Дезинфекция отличается от стерилизации, при которой Уничтожаются не только активные формы микроорганизмов, но и их споры. Дезинфекция делится на профилактическую, текущую и заключительную.

Текущую дезинфекцию применяют в очагах заболевания до госпитализации ребенка, а при лечении в домашних условиях — до выздоровления.

Профилактическая дезинфекция осуществляется ежедневно и включает обеззараживание питьевой воды путем кипячения, влажную уборку помещений, проветривание и т.д.

Текущая дезинфекция проводится в окружении инфекционного больного или бактерионосителя до его изоляции.

Заключительная дезинфекция проводится после выздоровления ребенка.

В зависимости от условий и объекта, который надо обезвредить, дезинфекцию производят с помощью механических (влажная уборка, использование пылесоса, проветривание), физических (водяной пар, огонь и пр.) способов или с использованием химических средств («Лиолит», «Католит», «Белор», «Доместос», гипохлорид натрия и др.).

Для борьбы с инфекцией проводят дезинсекцию — уничтожение насекомых, переносчиков заболеваний (вши, мухи, комары, клещи) и дератизацию — уничтожение грызунов. С этой целью также применяют различные физические, химические, механические способы борьбы.

При возникновении инфекционных заболеваний осуществляют комплекс мероприятий с участием врача и районного эпидемиолога — устанавливают карантин. Он включает в себя ограничительные мероприятия: административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. Применительно к дошкольным учреждениям это разобщение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, с остальными здоровыми детьми на срок, равный инкубационному периоду болезни, запрещение приема новых детей, перевод детей из одной группы в другую, а там, где это нужно, делают профилактические прививки и проводят пассивную иммунизацию (введение иммуноглобулина, сыворотки).

Временное закрытие детского учреждения является крайней мерой и показано в исключительных случаях, при повторных заболеваниях. Если предполагают, что заражение происходит в детском учреждении, его закрывают по согласованию с районными и городскими отделами здравоохранения и народного образования.

Одна из основных причин распространения инфекционных заболеваний в детских коллективах — несоблюдение требований гигиены. Играет роль и то, что в закрытых помещениях тесное и продолжительное общение детей между собой способствует передаче инфекции от одного ребенка к другому. Поэтому в детских учреждениях, особенно закрытого типа, необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия. Профилактика инфекций должна осуществляться не эпизодически, а путем планомер-ного выполнения системы мероприятий, предупреждающих занесение инфекции в коллектив и распространение ее, а также мер, повышающих общую и специфическую невосприимчивость детского организма.

Правильные планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание детей с достаточным введением в меню витаминов, физическое воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды, в том числе к болезнетворным микробам.

Важным мероприятием в системе борьбы с попаданием инфекции в детские учреждения является правильная организация

приема детей.

Перед направлением в детское учреждение ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом поликлиники, обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Врач должен выяснить, нет ли инфекционных заболеваний в доме и квартире, где живет ребенок, и уточнить, какими инфекционными болезнями он ранее переболел.

На основе данных проведенного обследования врач выдает соответствующую справку. В детское учреждение должна быть представлена справка из санитарно-эпидемиологической станции о том, что у ребенка и живущих по соседству с ним нет заразных заболеваний.

В ДОУ необходимо проводить ежедневный «утренний фильтр». В дошкольных группах его осуществляют воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниям производит осмотр зева, кожи, термометрию. В ясельных группах детей принимает медицинская сестра: ежедневно осматривает зев, кожный покров, измеряет температуру тела. Выявленные при утреннем «фильтре» больные и дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевшие в течение дня изолируются. При наличии признаков болезни ребенок в группу не допускается.

После летнего отдыха в детских учреждениях проводят профилактический осмотр всех детей, в том числе и вновь поступающих. Медицинская сестра осматривает вновь принятых детей, а также ребенка, вернувшегося после болезни, проверяет наличие медицинской документации и дает разрешение принять его в группу. Этого ребенка затем обязательно осматривает врач. В случае возникновения инфекционного заболевания (такого, как коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха) с разрешения эпидемстанции организуется карантинная группа из детей, имевших контакт с больным ребенком. Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического режима (посуду об-рабатывают и кипятят отдельно, белье замачивают отдельно в дезинфекционных растворах). Один раз в неделю медицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой (для санации).

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней детей принимают в ДОУ только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка - реконвалесцента на первые 10—14 дней. Большое значение имеет санитарный контроль за приемом персонала на работу, особенно в детские учреждения закрытого типа. Лица, поступающие на работу в пищевые блоки детских учреждений и на должности, связанные с непосредственным обслуживанием детей (воспитатели), подлежат полному медицинскому осмотру, тщательному опросу о перенесенных заболеваниях; выясняют, нет ли инфекционных болезней по месту их жительства. Эти лица должны быть обследованы на бактерионосительство (кишечные инфекции). Если в семье работающего в дошкольном учреждении возникнут инфекционные заболевания, передающиеся через третьих лиц, он может явиться на работу только после изоляции больного и полной химической дезинфекции всей квартиры.

Большое значение имеет санитарно-просветительная работа, которая ведется с обслуживающим персоналом детских учреждений, с детьми, а также с их родителями.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, при кашле и чиханье прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т.д.

Взаимное оповещение детских и лечебных учреждений (поликлиника, больница, санитарно-эпидемиологическая организация) о наличии заразных больных и бывших с ними в контакте детях является важнейшим средством, предупреждающим занесение инфекции в ясли и детские сады. Следует добиваться того, чтобы родители немедленно извещали работников детского сада о болезни ребенка, членов семьи и соседей по квартире. Важен тщательный учет заболеваемости инфекционными болезнями детей и персонала детских учреждений.

В период летней оздоровительной работы на даче необходимо выполнять комплекс специальных профилактических мероприятий. Большое значение имеет санитарно-гигиеническое состояние места, куда выезжает детское учреждение. Вопрос о пригодности участка и помещений для летнего отдыха детей решает санитарно-эпидемиологическая организация.

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

    Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

    Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

    Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

    ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

    извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

    извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

    выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

    допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

    ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

    наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

    санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

    контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу . Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

    сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

    дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

    для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

    в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

    учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

    учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

    за школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

    в учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

    учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимо-

сти от характера заболевания) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

    предварительно провести вклассе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;

    по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

    организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

    обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей вближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.

ИНСТРУКТАЖ

Профилактика инфекционных заболеваний

ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Воздушно-капельные инфекции (ВКИ) - это инфекции, которые передаются при чихании и кашле. К ним относятся: острые респираторные вирусные заболевания, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, коклюш, менингококковая инфекция.

  1. Неоценимое значение в профилактике заболеваний имеет закаливание организма. Дети, занимающиеся спортом, гимнастикой, водными процедурами, значительно меньше подвержены заболеваниям и воздействию вируса, и даже если заболеют, то заболевание протекает значительно легче.
  2. Необходимо строгое соблюдение санитарного минимума , как в домашней обстановке, так и в общественных местах. Убирать помещение нужно влажным способом.
  3. Нужно соблюдать личную гигиену: мыть руки с мылом, пользоваться личным полотенцем; следить за чистотой воздуха в помещениях, которые нужно проветривать 3-4 раза в день, не менее 30-40 минут каждый раз, так как свежий воздух губительно действует на вирусы.
  4. Своевременное лечение кариозных зубов и хронического воспаления миндалин также важно для профилактики.
  5. При появлении первых признаков заболевания нельзя посещать школу.
  6. При эпидемии не следует посещать общественные заведения .
  7. Любая инфекция - это большая нагрузка для организма, перенося инфекцию на ногах, вы можете причинить себе большой вред - болезнь может дать тяжелые осложнения.
  8. Больной не должен сам идти в поликлинику, необходимо вызвать врача на дом! Без назначения врача принимать какие-либо лекарства нельзя.
  9. Пытаться с помощью ацетилсалициловой кислоты или анальгина «сбить» температуру не рекомендуется. Повышенная температура - нормальная защитная реакция организма.
  10. Больной должен иметь отдельную посуду, которую необходимо тщательно мыть с хозяйственным мылом.
  11. Немаловажное значение во время эпидемии и до нее приобретают правильный режим питания, калорийность пищи , ее насыщенность витаминами.
  12. Необходимо понимать, что воздушно-капельная инфекция может передаваться на расстоянии 1,5-3 метра. Больному при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком.
  13. При появлении больного в доме рекомендуется надевать четырехслойную марлевую повязку, которая должна закрывать рот и нос.
  14. Не следует долго разговаривать с больным , садиться на его кровать, целовать и т.д. после соприкосновения с больным или его вещами необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Выполнение всех мер, предупреждающих распространение и развитие инфекционного заболевания - лучшее средство в борьбе с вирусом.

ОПАСАЙТЕСЬ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ!

Дизентерия и сальмонеллезы, брюшной тиф, холера, иерсиниозы и пищевые токсикоинфекции , возникающие при попадании в организм различных кишечных бактерий и токсинов очень опасны для здоровья. Как минимум, они вызывают дисбактериоз желудочно-кишечного тракта, брюшной тиф и холера при отсутствии своевременной медицинской помощи могут привести к смерти.

Вполне возможно защититься от кишечных инфекций при соблюдении достаточно простых санитарных правил:

  1. Конечно же, необходимо тщательно мыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, а также перед тем как готовить или употреблять еду.
  2. Необходимо употреблять только кипяченую воду, где бы вы не находились.
  3. Молоко и молочные продукты также могут нести заразу. Именно по этой причине рекомендуется (особенно в жаркое время года) употреблять их только после термической обработки. Молоко прокипятите, творог используйте для приготовления сырников и запеканок.
  4. Мясо, мясные продукты, кур, куриные яйца тоже подвергайте длительной термообработке. Хуже они не станут, но зато вреда здоровью не принесут.
  5. Овощи и фрукты очень нужны организму. Они содержат необходимые витамины и микроэлементы. Но они часто бывают загрязнены различными кишечными бактериями. Не поддавайтесь соблазну съесть их, не отходя от прилавка магазина или рынка. Побалуйте себя только после того, как Вы хорошо вымоете приобретенные овощи фрукты чистой проточной водой.
  6. Защищайте продукты от мух - разносчиков заразы.
  7. Если все же заболеете - значит где-то нарушили достаточно простые правила защиты от болезни. Здесь уже ничего не остается, как срочно обратиться за помощью врача. И не нужно заниматься самолечением. Это ни к чему не приведет, кроме вреда для здоровья.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека