Методические рекомендации по преподаванию истории и. Методические рекомендации «О преподавании истории и обществознания» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в учебном году Рекомендации по преподаванию истории

«О преподавании истории и обществознания»

в общеобразовательных учреждениях Калининградской области

в учебном году

Преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Калининградской области:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ).

2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ 05.03.2004 № 000).

3. Базисный учебный план Калининградской области на 2007/2008 учебный год (Приложение к приказу Министерства образования Калининградской области от 24.08.07 № 000/1).

Для информационной и методической поддержки модернизации историко-обществоведческого образования создан специальный сайт Минобрнауки РФ и издательства «Просвещение»: http:// www. history. standart. edu. ru/ , консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: http:// www/ apkpro. ru/.

Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации историко-обществоведческого образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационно-методическое пособие для учреждений общего образования. М., 2007: http:// window. edu. ru

В условиях нового Базисного учебного плана система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Государственный стандарт не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена».

В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в 5-9 классах по 70 часов в год /из расчета 2 часа в неделю/. Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной средней школе , составляет 350 часов.

На ступени среднего /полного/ общего образования федеральный компонент БУП включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части предметов, обязательных для изучения на базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов /т. е. из расчета 2 часа в неделю/. Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов /т. е. из расчета 4 часа в неделю/.

Примерная программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов «Истории России» и «Всеобщей истории», а также отдельного пропедевтического модуля «Что изучает история» в начале 5 класса .

Предполагается синхронно - параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

Содержательная новизна стандарта основной средней школы заключается в отказе от детализации содержания курсов истории, усилении общеобразовательной, общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости. В отличие от Обязательного минимума содержания 1998 г. стандарт предполагает обязательное изучение персоналий важнейших исторических деятелей, более полно рассматривается история народов, проживающих на территории нашей страны.

Примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени и порядок прохождения курсов:

Объем учебного времени (федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Всеобщая история

История России

V-VI классы

Что изучает история – не менее 10 ч

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч.

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч.

История России (XVI - начало ХХ вв.) – не менее 72 ч.

Новейшая и современная история – не менее 24 ч.

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч.

Следует также учитывать, что по новому учебному плану в IX классе на треть сокращено количество часов для изучения истории XX века, тогда как именно на этот период приходится изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины. В соответствии с региональным Базисным учебным планом рекомендуется интегрированное изучение курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», при этом основной объем (2/3 отведенного учебного времени) должен быть ориентирован на изучение социально-экономических, политических, и этнокультурных аспектов развития России в новейшее время.

В случае, если в IX классе ведется интегрированный курс истории, выставляется одна итоговая оценка по предмету «История».

В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в VI – IX классах предполагается изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год/.

На ступени среднего (полного) общего образования учебное время, отведенное на изучение истории, составляет 140 часов (т. е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т. е. из расчета 4 часа в неделю).

Примерная программа по истории для ступени среднего (полного) общего образования предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории» как на базовом, так и на профильном уровне:

в X классе – «Истории России» (с древнейших времен до середины XIX в.); «Всеобщей истории» (с древнейших времен до середины XIX в.);

в XI классе – «Истории России» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.); «Всеобщей истории» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.).

Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объем учебного времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

Всеобщая история

История России

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч.

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 36 ч.

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч.

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 36 ч.

Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения предмета «История» на базовом уровне в старшей школе 140 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 120 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 20 учебных часов.

Для профильного уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объем учебного времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 72 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 48 ч

Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на профильном уровне в старшей школе 280 часов (из расчета 4 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 240 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 40 учебных часов.

Резерв учебного времени рекомендуется использовать для планирования уроков вводного характера и повторительно-обобщающих с обязательной записью в журнал, а также при реализации компетентностного подхода предусматривать часы на практические и лабораторные занятия с использованием хрестоматий и сборников документальных материалов для занятий практической направленности в курсе истории России и Всеобщей истории.

Изучение курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» на базовом уровне рекомендуется проводить интегрировано, поэтому в классах, где история не является профильным предметом, предполагается выставление в аттестат одной оценки по предмету "История". На профильном уровне, где предполагается преподавание двух курсов истории: истории России и всеобщей истории, в аттестат выставляются две оценки: по истории России и по всеобщей истории.

В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в X – XI классах образовательные учреждения имеют право на изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 70 час. (1/1).

Обществознание в основной школе согласно новому базисному учебному плану вводится с 6 по 9 классы в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год.

В старшей школе (10-11 классы) на изучение интегрированного курса «Обществознание» (с обязательным включением разделов «Право» и «Экономика») на базовом уровне отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Разделы «Право» и «Экономика» в качестве самостоятельных учебных предметов преподаются в объеме по 35 часов (1 час в неделю). Последовательность их изучения в 10 и 11 классах определяется образовательным учреждением. В таком варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без указанных разделов в объеме 70 часов за 2 года обучения.

На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 1) - отводится по 3 часа в неделю (105 часов в 10 и 105 часов в 11 классах). На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 2) - отводится по 1 часу в неделю (35 часов в 10 и 35 часов в 11 классах).

В настоящее время по заказу Министерства образования и науки России реализуется проект, направленный на учебно-методическую поддержку стратегии обновления школьного историко-обществоведческого образования в целом и преподавания в выпускном классе курсов новейшей истории России и обществознания как ключевого звена школьного историко-обществоведческого образования. В рамках данного проекта разработана программа «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе», предназначенная для оказания учителям теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в старших классах курсов «Новейшая история России (гг.)» и «Обществознание: глобальный мир в XXI веке».

Программа, тематическое планирование курса «История России. гг.» и учебник рассчитаны на изучение в объеме не менее 26 часов. Этот объем учебного времени позволяет реализовать основные цели и задачи данного курса на базовом уровне. Для изучения этого курса на профильном уровне необходимо выделить не менее 70 часов учебного времени. При этом учителю следует привлекать дополнительные компоненты УМК (цифровые электронные ресурсы и картографические материалы).

Новый курс «История России. гг.» органично вписывается в систему подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Методический аппарат учебника включает тестовые задания различных видов, исторические тексты, которые в принципиальном плане совпадают с теми, которые проверяются с помощью КИМов ЕГЭ.

Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Все более актуальной становится вопрос о подготовке учащихся к сдаче экзамена по истории и обществознанию в форме ЕГЭ. Ответственность за Государственный Экзамен увеличивается вдвойне, так как ЕГЭ одновременно является выпускным и вступительным экзаменом в высшее учебное заведение.

В непрофильной школе количество часов, отведенное на историю (в том числе историю России) доведено до минимума, а опыт показывает, что количество выпускников, выбирающих историю для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, составляет до 30% выпуска. Поэтому необходимо развивать у учеников различные виды познавательной деятельности , основанные не на запоминании, а глубоком осмыслении исторических фактов и явлений. Учителю более внимательно следует относиться к составлению тематического планирования. Обязательно в каждой теме надо предусмотреть повторение и обобщение изученного материала: дат, событий, исторических персоналий. Это должны быть и тесты, и устные вопросы и письменные. Грамотно продуманная система повторительно-обобщающих уроков формирует умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, практической направленности обучения не умаляет, а усиливает значимость прочных исторических знаний, умений различать факты, концепции, мнения. Желательно, чтобы на каждом занятии была организована активная познавательная деятельность учащихся путем применения разных форм учебных занятий, новых педагогических технологий, в том числе позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении. Речь идет о существенном изменении характера преподавания истории – развитии активной познавательной деятельности учащихся, включении всех видов учебной информации, расширении практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению истории.

Учитель должен использовать в работе по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию печатные сборники тестов (обязательно с грифом ФИПИ), кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, изучить демонстрационные варианты КИМов по истории и обществознанию за гг.

Учителя истории принимают активное участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 422. Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Центральной темой урочной и внеурочной работы в новом учебном году по истории будет 65-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне гг.

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ . Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 г. № 000 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

Примерная программа основного общего образования по истории;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).

Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.

Примерная программа по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин КОИРО

Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» /полностью с методическим письмом можно познакомиться на сайте http://www. ***** Центра образовательного законодательства/.

См.: . Изучение темы «Великая Отечественная война гг.». К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне гг. // О преподавании истории в уч. г.: методическое пособие. – М.: МИОО, учебники». – 2009. – С. 46-65.

Авторы предлагают эффективные решения актуальных проблем школьного исторического образования, с которыми сталкиваются педагоги в повседневной практике. Для авторов характерно современное прочтение классических сюжетов методики преподавания истории в школе. В поисках новых методических решений авторы опираются на современные достижения мировой педагогической практики, не забывая при этом наследия лучших российских педагогов.

Нестандартные хронологические задачи.
Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.

1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?

2. В лето 6367-е «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». В каком году по христианскому календарю это было?

3. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Познавательные возможности учащихся и способы их диагностики в школьных курсах истории
Тема 2. Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала и методика определения поурочных целей
Тема 3. Формирование хронологических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 4. Формирование картографических знаний и умений в школьных курсах истории
Тема 5. Приемы работы со статистическими сведениями в школьных курсах истории
Тема 6. Способы формирования образов главных исторических фактов
Тема 7. Способы изучения теоретического материалав школьных курсах истории
Тема 8. Способы организации проблемного обучения истории
Тема 9. Способы работы с текстом учебника истории
Тема 10. Приемы работы с историческими документами
Тема 11. Приемы работы с наглядностью в школьныхкурсах истории
Тема 12. Обучение школьников приемам учебной работы
Тема 13. Проверка знаний и умений учащихся, проблемаоценивания результатов обучения истории
Тема 14. Подготовка учителя к уроку истории.
Анализ урока истории
Рекомендуемая литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методические рекомендации учителю истории, Основы профессионального мастерства, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ.

1) Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?

2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3) В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области «Обществознание» (История)?

4) Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу

изучаемых фактов?

5) Что (или кто) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен (единственный и безапелляционный, один из достоверных, своеобразный и спорный, т.п.)? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6) В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? С какими средствами обучения они работали?

7) Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал участие в уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? Как это занятие подготавливает проведение следующих?

9) В чем выражаются результаты урока? По каким критериям учитель и ученики судят о его результативности?

Проблемный анализ урока истории может быть посвящен одной из дидактических проблем, например: формирование хронологических знаний и умений школьников в курсе истории древнего мира;

формирование картографических знаний и умений (конкретно каких) при изучении темы «___»; использование наглядных средств обучения для формирования ярких образов исторической эпохи (конкретно какой); обучение учащихся составлению стереотипных планов при изучении однородных исторических фактов; диагностика и развитие творческих способностей учащихся на уроках истории; организация творческо-поисковой деятельности школьников при изучении региональной (локальной) истории и т.д.

Анализ урока можно провести и по одной из современных проблем школьного исторического образования: изучение отечественной (региональной) истории в контексте европейской и мировой; формирование у школьников критического отношения к источникам исторической информации; воспитание школьников в духе толерантности и терпимости, интереса и уважения к истории своей страны и других стран мира; использование семейных архивов и материалов краеведческих музеев при изучении курсов новейшей истории и т.д.

Проведите структурно-функциональный анализ учебного материала одного из уроков, заявленного в календарно-тематическом планировании, сформулируйте его целевую установку и подготовьте развернутый конспект в соответствии с выбранной формой. План-конспект урока истории (примерный).

Тема: «________________» Класс ___

Цели урока:

Тип (вид) урока Средства обучения:

1) Проверка знаний и умений учащихся: (формы, приемы и средства, познавательные задания)

2) Обобщение и подведение учащихся к изучению новой темы: (краткие выводы по предыдущей теме/занятию, формулирование новой темы, проблемных заданий) ______________

3) Изучение новой темы:

Основные вопросы темы

Приемы и средства преподавания

Познавательные задания учащимся

4) Первичное повторение и обобщение нового материала (краткие выводы, контрольные тесты, познавательные задания на воспроизведение и преобразование учебного исторического материала, проверка опережающих заданий) ________________

5) Организация домашнего задания (развернутая инструкция): ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности методического объединения учителей истории и общественно-политических дисциплин за 2009-2012 гг.

В данном анализе подробно описывается деятельность ШМО учителей истории и общественно-политических дисциплин за 2009-2012 учебные годы. Данный анализ был составлен к аккредитации школы....

Методические рекомендации для проведения анализа урока

Совершенствование учебно-воспитательного процесса может происходить только через постоянную оценку деятельности и ее результатов самим учителем.Учителей необходимо учить самоанализу урока, то есть той...

Анализ работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры

Анализ работы методического объединения учителей истории, обществознания и православной культуры...

Среди факторов, определяющих современные подходы к изучению истории в школе и, следовательно, к оценке качества обучения школьников, следует отметить наиболее значимые:

Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных для данного общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте. Главная цель школьного исторического образования – дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире. В соответствии с этой целью определяются задачи изучения предмета «история », требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в государственном образовательном стандарте.

Эти требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода, на мировоззренческое и духовное развитие, на проверку овладения учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации.

Уровень подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Задания нацелены на выявление уровня овладения ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности; умения - применять их для решения практических задач.

Как уже было отмечено, содержание предмета «история» включает изучение двух курсов – «история России», занимающей приоритетное место по объему учебного времени, и «Всеобщая история».

Курс истории России дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом раскрывается как своеобразие и неповторимость российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Курс всеобщей истории играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, знании и понимании ключевых событий, характерных чертах разных исторических эпох. Экзаменационные материалы ориентированы на проверку знаний в целом по курсу отечественной истории, однако, как было указано выше, ряд сюжетов требует привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Курсы истории России и всеобщей истории в практике преподавания изучаются синхронно – параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых воин, отдельные вопросы истории культуры и др.)

Назовем ряд направлений в организации учебного процесса, призванных решению названных выше задач и успешной подготовки учащихся к сдаче экзамена по предмету «История».

Необходима организация активной познавательной деятельности, включение всех видов учебной информации, расширения практики решения познавательных задач, реализация проблемного подхода.

Оправдано широкое использование в учебном процессе всех типов заданий, вошедших в варианты ГИА в качестве обучающих, а затем и контрольных. При изучении каждой темы желательно использовать задания, сходные с теми их видами, которые приведены в частях 1(А) и 2(В) экзаменационной работы, или близки к ним. Особое внимание следует обратить на задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д., систематизации знаний. Уроки обобщающего повторения по отдельным темам должны включать выполнение подобных заданий на основе изученных материалов.

Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения.

При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и др.

Целесообразно акцентировать внимание на работу с историческими источниками с учетом того, что все три части экзаменационной работы включают источники разного уровня сложности.

Необходимо использование проблемного подхода при изучении таких важных вопросов, как эволюция государственного строя от древности до современности, процесс модернизации, становление и эволюция социальной структуры общества, роль личности в отечественной истории, взаимоотношение власти и общества, процесс становление новой демократической России и др. Освещение этих проблем требует тесной связи с мировыми событиями, явлениями, процессами, что позволяет выделить общее и особенное в эволюции разных социумов, подчеркнуть национальную специфику страны.

Привлечение знаний по курсу всеобщей истории возможно разными методическими путями:

Объединенного изучения ряда тем (например: «Первая мировая война»; «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза» и др.);

Чередованием изучения отдельных тем;

Синхронизацией двух курсов;

Организацией интегрированных уроков, основанных на использовании межкурсовых и межпредметных связей (например: «Вклад российской культуры ХIХ в. в мировую культуру», «Мировое сообщество в начале ХХI в.» и др.).

В кодификаторе элементов содержания по предмету «История» выделены те элементы содержания, которые требуют привлечения знаний по курсу всеобщей истории.

Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников познавательных действий, необходимых для выполнения заданий части 3(С).

Место и назначение заданий с развернутыми ответами (С) в экзаменационной работе определяются на основе требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории. Это наиболее сложные задания, включаемые в третью часть экзаменационной работы. Они требуют написания развернутых ответов. С помощью этих заданий проверяется широкий круг исторических знаний и умений экзаменующихся, то, насколько они владеют основными видами деятельности, присущими историческому познанию.

Задания С1-С4 проверяют сформированность умений ученика проводить комплексный анализ исторических источников; задания С5, С6 – систематизировать материал, давать общую характеристику историческому явлению например, характеристику значительных исторических движений (становления и развития государства, социальных движений и.т.п.) или масштабных событий (развития культуры в тот или иной период и др.). Важно понять, что означают слова «дать открытый развернутый ответ» на задания части 3 (С), на сколько ответ может быть развернутым.

Развернутый ответ при выполнении заданий части 3 (С) должен показать умение четко и последовательно изложить свои знания в соответствии с требованием задания. Экзаменуемый не должен воспринимать данную формулировку как предложение написать как можно более развернутый ответ. Ему следует в нескольких предложениях или тезисах раскрыть самые существенные элементы ответа в точном соответствии с формулировкой задания. Для этого нужно очень внимательно прочитать задание и уяснить его основные требования.

Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно выпускники владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в задании с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность выпускника. Таким образом, задания этого типа обеспечивают, во-первых, комплексный характер проверки, во-вторых – не только количественную, но и качественную дифференциацию ответов учащихся, в-третьих – позволяет проверить наиболее существенные элементы подготовки выпускников по истории. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовленности экзаменуемых по предмету, степени их владения историческим материалом, умений применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность в наибольшей степени выявить сильные и слабые стороны в подготовке выпускников, в первую очередь, их умения анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д. Важно дать учащимся алгоритм выполнения заданий части 3 (С), использовать их в учебном процессе.

При подготовке к экзамену необходимо заранее познакомить учащихся с содержанием, структурой, типами заданий, методикой организации и проведения экзамена. Особое место в реализации требований образовательного стандарта и подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса. Прямое использование заданий экзаменационной работы на текущих уроках должно носить обучающий характер. На итоговых занятиях их можно использовать как средство углубления знаний, обобщения конкретно-исторического материала, а также как способ проверки знаний.

Необходимо предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ГИА элементам содержания, ознакомления со всеми видами экзаменационной работы по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материалов, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, отработать умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Школьники также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, хронологическими рамками принятой периодизацией представленных в ней материалов.

Предложенные рекомендации нацелены на совершенствование всего процесса обучения истории, организацию эффективной работы по развитию комплекса познавательных умений учащихся и усвоению содержания предмета, представленного в требованиях образовательного стандарта.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по истории в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».


Анализ результатов проводился на основе обработки данных, полученных из базовых регионов РФ

Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году Современная система образования Российской Федерации находится на стадии глубоких изменений. Последние нормативные документы федерального центра последовательно закрепляют изменение приоритетов в образовательной политике государства, она заключается в переходе к деятельностной (компетентностной) парадигме, на реализацию данной проблемы направлены стремления разработчиков второго поколения образовательных стандартов. В части исторического и обществоведческого образования новые документы предполагают следующие цели: - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. О нормативно - правовой базе преподавателя истории и обществознания К общим нормативным документам любого преподавателя относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта, Базисный Учебный план, примерные и авторские программы по предмету, требования к оснащению образовательного процесса, учебные рабочие программы. В настоящее время заканчивается разработка проекта Федерального Компонента Государственного стандарта второго поколения (для основной и средней школы), часть материалов уже опубликована для обсуждения (и руководства к действию тоже), часть проходит стадию апробации в ряде регионов России. Документы, выделенные в тексте курсивом, это понятия, которые некоторое время назад либо отсутствовали, либо игнорировались, не упоминались. До момента принятия новых нормативных актов следует руководствоваться прежними нормами и распоряжениями. Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта закрепляет нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, основные требования к обеспечению образовательного процесса (включая материально-техническое, учебно-лабораторное, информационно-методическое и кадровое обеспечение). ФКГОС определил обязательные для изучения учебные предметы. «История» и «Обществознание» являются обязательными предметами в основной и средней (полной) школы. Базисный Учебный план (2004 г.) не претерпел изменений, действуют все его положения. В основной школе История (в неделю) Всего за год Обществознание (в неделю) Всего за год V 2 70 - VI 2 70 1 35 VII 2 70 1 35 VIII 2 70 1 35 IX 2 70 1 35 350 140 В средней (полной) школе Базовый уровень 10 11 всего 2 2 140 2 2 140 Профильный уровень 10 11 всего 4 4 280 4 4 280 История (часов в неделю) Обществознание, включая экономику и право (часов в неделю) Если оба предмета: «экономика» и «право» изучаются отдельными курсами, то учебная рабочая программа предмета «Обществознание» составляется без их содержания. Обществознание (без 1 1 70 3 3 210 экономики и права) При составлении Учебного плана образовательного учреждения следует обратить внимание на разделение строки ИСТОРИЯ на две части, например, для 6 класса запись будет выглядеть так: Всеобщая история Средние века 24 часа ИСТОРИЯ (70 час.) История России 46 часа Так следует поступать при планировании работы во всех классах, где изучаются два курса истории. О соотношении часов на курсы «Всеобщей истории» и «Истории России» На этапе основной школы возможно следующее распределение общего объема часов по классам. Классы Объем учебного времени час. (по ФКГОС) V - VI 140 VII - VIII 140 IX 70 Разделы учебной программы Всеобщая история История России Что изучает история (не менее 10 ч.) История Древнего мира и Средних веков (не менее 75 часов) История Нового времени (XVI - конец XIX века) не менее 48 часов Новейшая и современная история - не менее 24 часов История России (с древности до конца XVI века) - не менее 35 часов История России (XVI - конец XIX века) - не менее 72 часов Новейшая и современная история России - не менее 36 часов Резерв час. 20 20 10 Возможное распределение общего объема часов на этапе средней (полной) школы (на базовом и профильном уровнях). Объем учебного Разделы учебной программы Резерв времени час. Класс час. Всеобщая история История России (по ФКГОС) Всеобщая история (с древнейших 140 X История России (с древности до времен до конца XIX века (не менее 20 Базовый уровень конца XIX века) - не менее 72 часов 280 48 часов) Всеобщая история (с древнейших История России (с древности до 40 Профильный уровень XI 140 Базовый уровень 280 Профильный уровень времен до конца XIX века (не менее 96 часов) История Нового времени (XX - начало XXI века) не менее 48 часов конца XIX века) - не менее 144 часов История России (XX - начало XXI века) - не менее 72 часов 20 История Нового времени (XX - начало XXI века) не менее 96 часов История России (XX - начало XXI века) - не менее 144 часов 40 Обращаем внимание, что изучение темы «Что изучает история?» в 5-м классе, только в том случае, если в начальной школе учащиеся не получили этих знаний. Порядок изучения курсов «Всеобщей истории» и «Истории России» определяет учитель, но как показала практика, целесообразно начинать изучение именно с курса «Всеобщей истории». Записи в журналах при изучении курсов истории следует разводить, выделяя отдельные страницы и подписывая их «Всеобщая история. История Средних веков», «История России» (запись 6 класса) или «Всеобщая история. История Нового времени (1 часть)», «История России» для 7 го класса. Текущие и итоговые оценки выставлять отдельно по каждому предмету. Данное положение необходимо применять и в средней школе в 10 - 11 классах но без указания конкретного раздела курса «Всеобщей истории». По окончании изучения каждой крупных тем следует предусмотреть маленькие проверочные работы, направленных на фиксацию знаний, умений и навыков, они могут быть и игрового характера. Завершается изучение курсов: «Всеобщая история», «История России» проведением итоговых контрольных работ, оценки фиксировать в журнале. Согласно последним нормативным документам (ФЗ «Об образовании) ответственность изучение краеведческого материала, передается субъекту Федерации, предлагаем возможные пути изучения региональной истории. Первый. При составлении тематического планирования указывать тематику региональной истории в одном из пунктов плана урока, т.е. не выделять отдельные уроки для изучения истории Архангельского края. Второй. Введение в практику преподавания отдельного интегрированного учебного предмета «Краеведение» либо отдельных краеведческих модулей. Данный путь предпочтительнее, при условии, что есть соответствующая база для введения нового учебного предмета. При составлении учебной рабочей программы обязательно включение материала, касающегося местной истории и современности (т.е. района, города, поселка…) Изучения краеведческого материала обязательно, но выбор модели изучения, есть прерогатива образовательного учреждения. При составлении учебных рабочих программ следует руководствоваться примерными программами, подготовленными в ГОУ «АО ИППК РО» (см. сборник «Региональный компонент общего образования Архангельской области. История. Обществознание. Экономика. География», Архангельск, 2006 г., С. 132). Можно использовать методическое пособие Копицы М.Н. «История архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века», Архангельск, 2009 г. Издательства учителю истории и обществознания C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) постоянно обновляются материалы по вопросам экспертизы учебников, утвержденный список федеральных учебников, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В федеральном перечне учебников на 2010 - 2011 учебный год традиционно помещено два приложения. Приложение 1- это перечень рекомендованных учебников, входящих в завершенные предметные линии. Состоит из 1470 наименований, из них учебников по истории (65 наименований по курсу основной школы и 17 по курсу средней школы) т.е. 6 и 8 комплектов соответственно, по обществознанию насчитывается 23 за курс основной школы и 16 за курс средней школы, что составляет 5 и 8 для курсов основного и среднего (полного) образования. .Приложение 2 - перечень допущенных учебников, то есть единичных, с незавершенной предметной линией. В федеральном перечне содержится несколько приложений. Необходимо подчеркнуть, что следует использовать УМК (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются заложенные в них идеи. Учебники с незавершенной предметной линией могут быть также полноправно использованы в учебном процессе. Если учебники не включены в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ учебников на 2008-2009 и учебный год, образовательное учреждение не имеет права по ним работать. Более подробную информацию об учебной литературе, составе комплекта можно посмотреть на сайте «Все об учебниках федерального перечня http://fp.edu.ru/asp/. Для примера в Приложение № 1 помещаем страничку сайта, рассказывающую об учебнике одного из комплектов. Сайт содержит списки учебников, начиная с 2007 - 2008 учебного года. Выпуском учебников по истории и обществознанию и всей сопутствующей литературы занимаются 6 издательств. Учебно-методический комплект по истории издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/ используются в большинстве общеобразовательных учреждений Архангельской области области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров. Учебно-методический комплект по истории издательства «Русское слово» http://www.russkoeslovo.ru/ также широко используются в общеобразовательных учреждениях. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории. Издательством «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/ закончена новая линия учебников для основной школы. Следует обратить внимание, что учебник «История» (А. Н. Майков) - в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). При условии, что материал (о роли вспомогательных исторических дисциплин) не изучался в начальной школе на уроках курса «Окружающий мир». Учебник настоятельно рекомендуем к использованию, особенно это касается учителей начальной школы, не имеющим базового исторического образования. В 5 классе основной школы может использоваться как самостоятельный блок перед изучением курса «История Древнего мира». Учебно-методический комплект по истории издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/ рекомендуется для использования в лицеях и гимназиях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Комплект должен помочь учителю (в роли консультанта) сформулировать задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач. Поскольку от учащегося требуется в первую очередь умение решать учебные задачи, создаются условия для включения механизма непроизвольного запоминания, которое по данным психологии является более продуктивным, чем эксплуатация произвольной памяти. Одним из авторов данного издательства является Алексашкина Л. Н., доктор пед. наук, один из ведущих методистов страны. Издательство «Академия», http://www.academia-moscow.ru/shcool_books/history/ традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает УМК интегрированного курса всеобщей и отечественной истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники для 10 и 11 класса под ред. А. В. Чудинова и А. В. Гладышева с 2009/2010 учебного года включены в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Данные учебники, подготовленные для изучения интегрированного курса истории на базовом уровне, отличают:  относительно компактный объем и простота изложения материала;  использование необходимого минимума специальной терминологии и определений;  смещение акцентов от категориального мышления к образному, от потока фактов - к узловым событиям мировой истории и моментам взаимодействия различных обществ и цивилизаций, от монолога - к диалогу с учеником;  акцентирование воспитательной функции истории. Особенность учебно-методического комплекта по истории издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/drofa/about/trivia/  комплексный характер подхода к его разработке. Издания отличает добротный, качественный методический аппарат и иллюстративный ряд. УМК созданный в издательстве «Баласс» отвечает всем современным требованиям, которые предъявляются к учебным изданиям. Реализует принцип преемственности. Линия учебников создана для развития и продолжения в рамках основной школы образовательной системы «Школа 2100» http://www.school2100.ru/, для которой характерен проблемно-диалогический подход. Кроме учебников и методических пособий, практически все издательства выпускают справочники, настенные таблицы и карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательную литературу и пособия для элективных курсов по исторической и обществоведческой тематике.. Учебная литература по обществознанию, традиционна по авторам и издательствам ее выпускающим. ВЕНТАНА-ГРАФ Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 6 кл. Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 7 кл. Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 8 кл. Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 9 кл. Просвещение Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 6 кл. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 кл. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 8-9 кл. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. Обществознание. 8 кл. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание. 9 кл. Академкнига/Учебник Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. 6 кл. Суворова Н.Г., Королькова Е.С. Обществознание. 7 кл. Кишенкова О.В. Обществознание. 8 кл. Кишенкова О.В. Обществознание. 9 кл. Русское слово Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 кл. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 кл. Кравченко А.И. Обществознание. 8 кл. [Русское слово Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 кл. Дрофа Никитин А.Ф. Обществознание. 6 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 7 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 кл. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл. Завершенные линии учебников обществознания за курс средней школы. . Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] . Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. [Просвещение] . Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (профильный уровень). 10 кл. [Просвещение] Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (профильный уровень). 11 кл. [Просвещение] Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Мнемозина] Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Мнемозина] Ионин Л.Г., Поляков Л.В. / Под ред. Полякова Л.В. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Поляков Л.В., Неклесса А.И., Ионин Л.Г. и др. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] Кравченко А.И. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Русское слово] Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Русское слово] Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Дрофа] Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Дрофа] Никитин А.Ф., Метлик И.В., Галицкая И.А. / Под ред. Никитина А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение] Никитин А.Ф., Метлик И.В. / Под ред. Метлика И.В. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение] Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] .Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А., Романов К.С. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ] Все учебники за исключением одного комплекта позиционированы авторами как учебники для базового уровня, при этом практически все имеют специально подготовленные методические пособия, в которых даются авторские рекомендации по использованию названных УМК на профильном уровне. Из данного списка учебников можно выделить только комплект издательства «Вентана-Граф», относительно новый, получивший хорошие отзывы при его апробации. Главное достоинство данного комплекта, как для основной, так и для средней школы, состоит в тщательном отборе материала, хорошем методическом аппарате. Только у данного комплекта есть рабочая тетрадь (органайзер) для учителя. (Пасман Т.Б., Харлашова Е.В. «Обществознание. Человек в обществе.» 10 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков., Москва, «Веттана - Граф», 2006 г. Обращаем внимание, что ни один из комплектов учебников не является идеальным для подготовки к ЕГЭ или ГИА, в реальном педагогическом процессе учителю следует использовать дополнительные источники, которые позволят расширить как содержательную, так и методическую составляющую учебников и пособий.. Приложение № 1 http://fp.edu.ru/asp/card.asp?IDB=2733 Завершенная предметная линия | Серия: Линия линия УМК по всеобщей истории А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 кл. | Вигасин А.А. и др. История Древнего мира. 5 кл. [Просвещение] Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл. [Просвещение] Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История нового времени. 7 кл. [Просвещение] Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 8 кл. [Просвещение] Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл. [Просвещение] УМК: "Вигасин А.А. (5-9)" Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Новые издания хорошо известных в школе учебников доработаны с учетом замечаний учителей и учащихся, а также требований Государственного стандарта по истории для полного общего образования (2004), обновлены текст и иллюстрации, методический аппарат учебников. В учебно-методический комплект к каждому учебнику входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения. http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 Программа 1) Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. Пособие 2) Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. 3) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800. 7 кл. Пособие для учителя. 4) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории. 8 кл. 5) Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХI века. Методические рекомендации. 9 кл. Рабочая тетрадь 6) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. В 2-х выпусках. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 7) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х выпусках. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. 8) Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. "История средних веков". 6 кл. Рабочая тетрадь 9) Годер Г.И., Ртищева Г.А. Рабочая тетрадь по Истории средних веков. 6 кл. Рабочая тетрадь 10) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 7 кл. 11) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 1 12) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 2 13) Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику "Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI века". 9 класс. Хрестоматия 14) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1500-1800. Пособие для учащихся 7 кл. 15) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1800-1913. 8 кл. Электронное издание 16) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500—1800гг. 7 класс. 17) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1800—1913гг. 8 класс. Электронное приложение 18) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Электронное приложение к учебнику. История Древнего мира. 5 кл. Общеобразовательных учреждений

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека