Почему стоит делать прививки научное обоснование. Зачем нужны прививки

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Отвечает руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ФГБУ «НИИ детских инфекций ФМБА России», доктор медицинских наук, профессор Сусанна Харит :

—  Есть реакции на прививку, а есть осложнения.

Реакция на прививку бывает примерно у 10-20% детей. С чем это связано? Мы вводим чужеродные вещества — «убитые» или ослабленные бактерии и вирусы или «кусочки убитых» микроорганизмов. Иммунная система отвечает тем, что вырабатывает специальные белки (их называют антителами) и образует клетки-«убийцы», которые в дальнейшем при встрече с живыми возбудителями защитят от них организм. В ходе этих сложных процессов вырабатываются нужные иммунной системе вещества, которые могут вызвать повышение температуры и небольшую интоксикацию.

Но важно: реакции на прививку всегда возникают в определённое время.

Неживые вакцины

Если мы вводим вакцину, где нет живого вируса, реакция возникает в первые же сутки и к третьему дню ребёнок чувствует себя нормально. Но если недомогание, температура появятся позже или будут сохраняться дольше 3 дней — это не реакция на прививку, ребёнок одновременно с прививкой заболел, и нужно выяснить чем.

Живые вакцины

Когда мы вводим живые вакцины — против кори, паротита, краснухи, — недомогание возникает с 5-го по 14-й день. Не в 1-4-й день!

Реакция на прививку проходит сама и не требует лечения, не оставляет никаких последствий. Но, если температура высокая (выше 38-38,5°), надо дать ребёнку жаропонижающее, так как при высокой температуре дети могут давать судорожные состояния, и вызвать врача, чтобы он исключил присоединение какого-то заболевания. Высокая температура после прививок возникает у 1-4% детей.

Возможно появление отёка и красноты в месте прививки, такие реакции проходят сами за несколько дней.

А осложнения после прививки — это серьёзная ситуация, например, тяжёлая аллергическая реакция на компоненты вакцины. Но, к счастью, они бывают редко. Например, анафилактический шок случается один раз на миллион доз, а крапивница — один раз на 30-50 тысяч доз.

5 мифов от антипрививочников

Рассказывает врач-специалист по общественному здоровью и здравоохранению Павел Стоцко.

Миф 1. Прививки приводят к инвалидности

В журнале Lancet («Лансет») в 1998 году была опубликована работа учёного Эндрю Уэйкфилда, который доказывал, что вакцинация вызывает детский аутизм. Но потом оказалось, что всё это неправда — это была не только подмена понятий, но даже и фальсификация научной работы. Естественно, было опубликовано опровержение, но волна уже пошла. И до сих пор это «-исследование» является нормой для антипрививочников.

Стоит понимать, что случаи инвалидизации от прививок дейст-вительно могут быть, но только в одном случае. Это не связано с самой вакциной или вводимым антигеном. Проблемы могут возникнуть, если нарушаются правила использования препарата, например, превышается дозировка. К примеру, неподготовленная медсестра берётся за вакцинацию и путает количество вводимого средства. Сама же прививка, при условии что вакцина введена правильно и у человека нет аллергии, на организм никакого негативного влияния не окажет и сопутствующих заболеваний не вызовет.

Миф 2. Прививки содержат всю таблицу Менделеева

Многие уверены, что в качестве дополнительных компонентов в вакцины добавляют самые разно-образные вещества, в т. ч. и такие смертельно опасные, как ртуть, формальдегид и т. д. Но при этом противники прививок забывают, что речь идёт о пределах допустимых норм. Так, каждая вакцина действительно может содержать всё что угодно. Но в дозах, допустимых для применения в живом организме. Ртуть есть даже в обычной воде, и её никто не боится и даже не задумывается о ней.

Миф 3. Лучше переболеть и выработать естественный иммунитет

Это не самый лучший выход. Ведь достаточно один раз серьёзно заболеть, чтобы получить крайне тяжёлые осложнения. Многие из тех патологий, которые считаются детскими и профилактируются прививками, тяжёлые и смертельно опасные. Кроме того, стоит понимать, что мы делаем вакцину не для того, чтобы на 100% защититься от болезни, а для того, чтобы не получить серьёзных осложнений.

Миф 4. В России нет смертельно опасных заболеваний

В России действительно сегодня нет таких смертельных инфекций, как дифтерия, полиомиелит, корь. Но это связано исключительно с тем, что раньше практически все поголовно прививались. И сейчас мы наблюдаем картину, когда из-за отказа от прививок смертельно опасные патологии начинают возвращаться.

Миф 5. Вакцинация — это заговор фармкомпаний с целью получения выгоды

Все вакцины, которые есть в Национальном календаре прививок, оказались там по результатам большого количества исследований, во время которых проводили вакцинацию и ревакцинацию, а также в течение нескольких лет и даже десятков лет изучали титр антител в крови. Именно по количеству этого титра и определяются необходимость повторной вакцинации и длительность защиты организма от инфекции.

Сами же фармкомпании должны доказать безопасность и эффективность своих препаратов — и на это они тратят огромные деньги.

Простой способ укрепить иммунитет

Помните, что прививки — не панацея. Даже привитому ребёнку полезны физкультура и закаливание. А самый большой вклад в укрепление иммунитета вносит правильное питание. Если вы сторонник натуральных продуктов, вспомните про рыбий жир. Сегодня педиатры всё чаще советуют вернуться к этому простому средству оздоровления детей.

Рыбий жир — это настоящий суперфуд. В нём содержатся рекордные количества сразу трёх полезных иммунитету веществ: омега-3, витамин А и витамин D. Они повышают способность организма сопротивляться болезням, а значит, снижают частоту и тяжесть заболеваний у детей.

С наступлением осени рыбий жир следует давать ребёнку ежедневно. Особенно важно придерживаться этого правила первые три года жизни, когда процесс формирования иммунитета идёт наиболее активно.

В статье подробно объясняется, что такое вакцинация, с какой целью ее проводят, какие бывают виды прививок, из чего делают такие препараты и для чего они необходимы, а также перечислены возможные осложнения после прививок. Мы расскажем о том, на что обратить внимание, если решение в пользу вакцинации принято. Статья также объясняет, как развивается иммунитет у детей и от каких факторов он зависит.

Поскольку вопрос вакцинации активно обсуждается в СМИ и на ТВ и вызывает множество споров, мы в наших материалах знакомим читателей со всеми точками зрения – от мнений педиатров и специалистов от официальной медицины до категорических противников вакцинации.

Прививка или вакцинация – это введение в организм антигена болезнетворных микроорганизмов.

Данная субстанция изготавливается в виде специального адаптированного материала и предназначена для приобретения иммунитета к определенному заболеванию.

Справка . Устойчивость или резистентность организма человека – это приобретение им невосприимчивости к возбудителям инфекционных болезней.

Для чего нужна вакцинация?

В настоящее время вакцинацию проводят:

  1. В целях профилактики (вакцинопрофилактические меры).
  2. С терапевтической, то есть, лечебной целью (вакцинотерапия).

Живые ослабленные патогенные микроорганизмы (бактериальные).

Официальная медицина считает этот материал наиболее эффективным, называются цифры (средние данные – не менее чем на 10–15%), в сравнении с вакцинами, изготовленными из неживых микробов (инактивированные, то есть убитые бактерии и вирусы).

Свойства и плюсы вакцин из живых микроорганизмов

  • Способны вызвать более значительный, длительный по времени и напряженный иммунитет.
  • Переносимость в сравнении с инактивированной (из неживых микробов) вакциной практически одинакова.
  • Перевес в сторону «неживых» вакцин очень незначительный (по официальным данным).
  • Возможность применения благодаря вышеперечисленным качествам у детей дошкольного возраста.

Справка . Напряженный иммунитет – понятие, которое характеризуется уровнем специфической невосприимчивости, действующей в организме по отношению к данному возбудителю болезнетворной инфекции. Качественные показатели оцениваются по специфической иммунологической реакции (например, лабораторный анализ крови на определение специфических антител).

Такие вакцины:

«Неживые, убитые» вакцины (инактивированные).

Задача – добиться обеспечения надежных инактивационных свойств и при этом минимально повредить структуру самих антигенов.

Вакцины химического происхождения.

Включают антигены, которые получены преимущественно химическими методами с выделением протективных специфических белков.

Как принято считать, именно от таких антигенов зависит надежный иммунитет. Производство сопровождается очисткой антигенов от балластных компонентов. Фармацевтические компании производят молекулярные вакцины с помощью химического синтеза или биосинтеза.

Анатоксины.

Изготавливаются из обработанных формалином экзотоксинов разнообразных болезнетворных микроорганизмов, не потерявших иммуногенных свойств и имеющих способность к образованию антител (антитоксины).

Монопрепараты (моновакцина ).

Ассоциированные лекарственные формы (одновременное проведение вакцинации, действенной в отношении нескольких видов инфекций, например, ди- и тривакцина).

Вакцины нового поколения.

Поскольку, как признают сами иммунологи, с помощью традиционных современных вакцин не удается успешно решить вопрос действенных профилактических мер против ряда болезней, потому остро стоит вопрос о новых видах препаратов для вакцинации.

Это заболевания, вызванные возбудителями, которые тяжело культивируются in vivo и in vitro или не культивируются вообще.

Справка. in vivo и in vitro – означает, дословно, в живом организме и в пробирке.

Сейчас становится возможным получить так называемые антигенные детерминанты (другое название – отдельные эпитопы). Средства не обладают в обособленном состоянии иммуногенностью. Например, благодаря генным технологиям, можно изготовить рекомбинантную векторную вакцин у , которая будет включать живые культуры непатогенных микробов. В геном таких микроорганизмов встроена наследственная информация от других патогенных микробов.

В настоящее время уже получены дрожжевые вакцины (гепатит В), разработано новое средство против малярии, ведутся исследования по вакцинации от ВИЧ и т.д.

Вакцинация детям. Показания

Прививки бывают:

  1. Плановые.
  2. По показаниям (эпидемический фактор).

В разных странах используется свой календарь вакцинаций (профилактические прививки). Такой документ предписывает проведение плановых массовых вакцинаций населения, начиная с грудного возраста. В каждой стране существует закон, который обязывает или допускает право личного выбора в этом вопросе.

Прививка ребенку. На что обратить внимание родителям?

  1. Условия хранения.
  2. Условия транспортировки.
  3. Уничтожение неиспользованных препаратов.

Родители обязаны поинтересоваться, соблюдались ли предписанные правила хранения и транспортировки вакцин.

Это – непременное условие, так как при нарушении температурных режимов при хранении и перевозке препаратов не просто снижается их эффективность, но и нередко происходит повышение реактогенных свойств.

Результат – высокий процент аллергической реакции немедленного типа и коллаптоидные реакции.

Может развиться через несколько минут и до часа и даже через несколько суток.

Проявления:

  • крапивница;
  • отек Квинке;
  • синдром Лайела;
  • сывороточная болезнь;
  • анафилактический шок.

Внимание! При повышенной чувствительности организма (например, к некоторым препаратам, включая антибиотики, а так же к яичному белку) вероятность развития любого вида аллергии на вакцину ККП (корь, краснуха, паротит), возрастает.

Если наблюдается непереносимость дрожжей, нельзя проводить вакцинацию соответствующей инъекцией (против гепатита В).

Аллергия в форме крапивницы. Симптомы:

  • развивается через несколько минут или часов после инъекции;
  • сопровождается зудом кожи;
  • проявляется в виде кожных высыпаний.

Аллергия в форме крапивницы

Синдром Лайела. Симптомы:

  • кожная сыпь;
  • появление волдырей;
  • кожный зуд.

Развивается на протяжении трех суток после вакцинации.

Сывороточная болезнь. Симптомы:

  • крапивница;
  • отека Квинке;
  • лихорадка;
  • увеличение лимфоузлов;
  • боли в суставах;
  • увеличение селезенки.

Может развиться через четырнадцать-двадцать один день.

Осложнения сывороточной болезни:

  • нарушения функции почек;
  • заболевания легочной системы;
  • сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
  • болезни нервной системы.

Анафилактический шок. Симптомы:

  • отек Квинке;
  • мгновенное падение кровяного давления;
  • асфиксия (удушье).

Развивается либо сразу, либо на протяжении в течение трех-четырех часов и является крайне опасным состоянием, угрожающим жизни. В таких случаях необходима экстренная противошоковая терапия.

Необходимо внимательно наблюдать за ребенком после проведения вакцинации, особенно первые 30-60 минут. Прививки следует проводить только в медицинском учреждении, где при необходимости могут оказать квалифицированную помощь. Процедурные кабинеты оснащены аптечками с противошоковыми препаратами.

Аллергия на Манту возникает при непереносимости туберкулина. Специалисты считают реакцию на инъекцию туберкулина одной из специфических форм аллергии, так как туберкулин – это аллерген, а не антиген.

Внимание! Мы хотим отметить тот факт, что взаимодействие активно применяемого в течение многих лет туберкулина и иммунной системы человека не изучено в полной мере.

Пробы Манту. От каких факторов зависит реакция организма?

Оказать влияние может:

  • любая пищевая аллергия;
  • склонность к лекарственной аллергии;
  • перенесенная инфекция (любая);
  • иммунитет на нетуберкулезные микобактерии;
  • возраст пациента;
  • особенности питания (включая недостаток тех или иных веществ, витаминов и т.д.);
  • хроническая форма болезни;
  • заражение глистами;
  • неблагоприятные внешние факторы;
  • аллергический дерматит, и т.д. и т.п.

Внимание! Нарушение условий транспортировки и хранения туберкулина могут оказать существенный результат на результат пробы.

Поскольку требуется соблюдение специальных систем («холодовая цепь»), которая представляет собой бесперебойно функционирующую цепочку с обеспечением оптимальных температур на всех этапах без исключения, вопрос соблюдения таких условий всегда и везде представляется сомнительным.

Обращаем внимание на то, что «холодовая цепь» с температурным режимом от 2 до 8 градусов должна функционировать, начиная от производителя и до конечной точки – процедурного кабинета.

Уничтожение неиспользованных вакцин

Все, что содержит неиспользованные остатки вакцин (ампулы и емкости), а также все инструменты надлежит кипятить в течение часа и специально обрабатывать 3-5% раствором хлорамина 60 минут, 6% перекисью водорода один час, или автоклавировать.

Неиспользованная по каким-то причинам вакцина, а также препараты с истекшим сроком годности направляются на уничтожение (центры Госсанэпиднадзора).

Внимание, родители! Медик, который проводит вакцинацию, обязан:

  • Проверить этикетки.
  • Изучить маркировку (на упаковке и ампуле)
  • Ознакомиться с данными по сроку годности.
  • Убедиться в целостности флакона (ампулы).

Внимание! Нельзя использовать вакцины при отсутствии этикеток, с просроченным сроком годности, нарушении герметичности, любом изменении внешнего вида (цвет, наличие хлопьев, посторонние включения и т.д.)!

Попадание в организм болезнетворной инфекции. Что происходит при этом? Объясняет врач-иммунолог

Болезнетворный микроорганизм принято считать агрессивным по отношению к человеку агентом. Попадая из внешней среды, например, через слизистые оболочки носоглотки, микробы повреждают сами клетки слизистых оболочек, а затем начинают активно выделять продукты своей жизнедеятельности. Происходит отравление тканей токсинами. При этом не имеет значения – вирус это, бактерии или грибки.

Инфекция попала в организм первый раз

Иммунитет не выработан, потому инфекции комфортно, но до того периода, пока она не «попадет» на блуждающие лейкоциты. С этого момента начинается борьба.

Процесс может проходить по нескольким сценариям:

  • Лейкоциты убивают микробы сразу, болезнь не развивается вообще.
  • Уничтожение «врага» начинается через какое-то время, когда микроорганизмы уже успели размножиться в той или иной степени. На этом этапе имеет место быть повреждение клеток тканей человека, отравление токсинами, развитие воспалительного процесса, то есть формирование того или иного инфекционного заболевания.
  • Инфекционная болезнь сопровождается активным размножением патогенной микрофлоры и борьбой, где стоит вопрос – «кто кого победит».
  • При инфекционной болезни происходит выработка иммунной системой человека специальных защитных белков – антител. Задача антител – поймать и обезвредить противника, связать и нейтрализовать все токсины, которые за этот период выделили микробы.
  • Благоприятное течение болезни характеризуется хорошей работой иммунной системы, которая с помощью лейкоцитов и специфических белков (антитела) расправляется с агрессивным агентом. Результат – болезнь заканчивается, поврежденные ткани восстанавливаются, приобретается иммунитет (стойкий или временный).


Сколько в организме находятся антитела?

После инфекционного заболевания в крови остаются антитела:

  1. На длительный период.
  2. На всю жизнь.

Новое попадание точно такого же микроорганизма вызывает мгновенную реакцию организма человека – антитела в крови быстро находят «знакомые» микробы и начинает уничтожать их ДО того, как те приступили к «обустройству».

Антитела не допускают начала воспалительного процесса, то есть заболевания. Тогда речь идет о том, что организм устойчивость к данной болезни приобрел.

Иммунная система ребенка. Особенности и развитие


Иммунная система формируется у эмбриона на 6-7 неделе беременности, затем развивается селезенка, система лимфоузлов и лимфоидная ткань (от этого зависит иммунитет, который находится еще в спящем состоянии).

Формирование иммунной системы происходит постепенно (примерно до 5-6 месяца беременности), но за два месяца до родов антитела беременной проникают через плаценту в кровеносную систему плода, достигая концентрации еще большей, чем у матери.

Благодаря чему ребенок успешно справляется с миллиардами микроорганизмов, так как уже имеет нужные антитела в крови.

При преждевременных родах у недоношенного малыша нет в крови необходимого количества антител, потому его иммунитет снижен.

Слабее защита детей, у матерей которых был тяжелый токсикоз (гестоз) во второй половине беременности, а так же в случае внутриутробной гипотрофии, когда плод испытывал «голодание» по причине недостаточного поступления питательных веществ.

Внимание! Грудное молоко – это источник постоянного поступления в организм малыша новых антител, которые накопила мама за всю свою предыдущую жизнь.

Сразу после рождения происходит колонизация кожных покровов и слизистых оболочек новорожденного разнообразной микрофлорой. Кишечная палочка, бифидо- и лактобактерии – это необходимая микрофлора, которая теперь пребывает постоянно с ним, патогенные микробы будут уничтожаться антителами.

Важно! Первые месяцы после рождения характеризуются высоким (как говорят врачи-иммунологи – напряженным) иммунитетом, но постепенно происходит ослабление защитных функций. Примерно к году жизни у малыша все антитела, которые он получил «в подарок» от мамы, расходуются. К этому периоду организм ребенка начинает активно синтезировать свои антитела. Обращаем внимание – только те, с которыми уже имел дело.

Большая часть матерей прекращает кормить ребенка грудью в этом периоде. Потому у малыша нет дополнительной подпитки в виде антител. Вот почему в этом возрасте дети начинают часто болеть инфекционными болезнями.

Такая ситуация сохраняется до шести лет. Тогда малыш уже «перезнакомился» со всевозможными болячками и смог сам выработать устойчивость к инфекциям из внешней среды.

Те специалисты, которые выступают против вакцинации, считают эти методы опасными для формирования природного иммунитета, который вырабатывается сам, в соответствии с законами природы.

Выводы. Данная статья является поводом для размышлений и анализа. Родителям малышей приходится брать ответственность в вопросе «делать или нет прививку» на себя, так как врачи не могут дать однозначного ответа.

Поскольку в принудительном порядке вакцинация в большинстве развитых стран не проводится, читатели могут принять решение, ознакомившись со всеми точками зрения в наших публикациях.

В настоящее время существуют диаметрально противоположные взгляды на то, нужны ли прививки абсолютно здоровым детям. Вопрос - для чего нужны прививки очень тонкий и болезненный. Многие родители считают, что прививки наносят вред организму их ребенка, и государство загонят всех подряд в прививочный кабинет, иначе ребенок не сможет посещать детский сад, выбранную школу или спортивную секцию. Большинство специалистов считают, что прививать детей от инфекционных заболеваний все-таки нужно, но следует учитывать тот факт, что подходить к каждому ребенку нужно индивидуально.

Как формируется иммунитет

Когда новорожденный появляется на свет, он защищен от многих инфекций материнскими антителами, которые передаются ребенку через плаценту. В дальнейшем, если ребенок находится на грудном вскармливании, то с материнским молоком он будет получать антитела от тех инфекций, которыми болела его мать. Затем, после того как ребенок переводится на обычный режим питания, его организм сможет противостоять только тем инфекциям, к возбудителям которым самим организмом были выработаны антитела. Этот процесс возможен в двух случаях: если ребенок заразится инфекцией самостоятельно, и тогда возникнет инфекционное заболевание, или же в том случае, если в организм ребенка извне будет привнесен ослабленный возбудитель инфекции. В этом случае заболевание не возникнет, а антитела выработаются и смогут защитить организм ребенка от возбудителя заболеваний и ребенок не заболеет. На этом и основана вакцинация.

Зачем нужны прививки

Вакцинация позволяет проводить профилактику особо опасных инфекций, таких как натуральная оспа, столбняк, полиомиелит, а также снизить заболеваемость теми , которые часто дают осложнения при тяжелом течении болезни.

В разных странах количество обязательных прививок отличается, но в большинстве государств проводятся прививки от туберкулеза, полиомиелита, кори, столбняка, коклюша, краснухи, гепатита В и эпидемического паротита. Сторонники массовой иммунизации говорят о том, что затраты, которых требует проведение массовой вакцинации, компенсируются тем, что не нужно лечить опасные для жизни заболевания и их осложнения. Противники этого говорят о том, что массовые вакцинации исключают индивидуальный подход к каждому человеку, очень часто после прививок возникают осложнения разной степени выраженности, вплоть до смертельных исходов.

Но существующая практика показывает, что ребенок, родители которого отказываются от проведения необходимых прививок по разным причинам, очень часто не может пойти в детский сад, школу или поступить в ВУЗ и техникум. Для оформления документов обязательно требуется справка, о том, какие прививки, в каком возрасте и сколько раз были проведены ребенку.

Нужны ли прививки и почему родители отказываются от них

Во всем мире отсутствие прививок у ребенка в настоящий момент свидетельствует о том, что родители плохо заботятся о своем малыше. В нашей же стране родители бояться прививать детей, и у многих из них отсутствие прививок у ребенка является предметом особой гордости. Причин для этого несколько. Сюда можно отнести и массивную компанию против прививок, которая разворачивается во многих средствах массовой информации и неправильное проведение самих прививок в медицинском учреждении.

Как правильно организовать вакцинацию и избежать осложнений

Перед проведением любой прививки врач должен осмотреть ребенка непосредственно перед прививанием, быть рядом с ребенком во время процедуры и наблюдать за малышом какое-то время (обычно до получаса) после вакцинации. В настоящий момент все эти правила повсеместно нарушаются. Если от прививок против полиомиелита отказываются очень редко, все-таки осознавая, что в случае заболевания ребенка может ожидать инвалидность или смерть, то во всем остальным прививкам отношение пренебрежительное. Осложнения при правильной организации вакцинации возникают очень редко, а осложнения при заболевании, от которых прививки должны защищать, часто приводят ребенка в стационар, а то и в реанимацию, и курс лечения занимает очень длительное время.

Когда прививки нужны обязательно

Однако не стоит забывать о прививках, если вы или ваш ребенок собираетесь совершить путешествие в страны, где эпидемиологическая ситуация не очень благоприятная. Так же это относится к случаям, если к вам приезжают родственники или знакомые из подобных стран. Не следует этим пренебрегать, так как абсолютно чуждая незнакомая инфекция может закончиться летальным исходом. Прежде всего, это происходит из-за недостаточного уровня медицинского обслуживания и неоказания помощи на ранних сроках заболевания.

Что нужно для изменения ситуации в вакцинации

Для того, чтобы коренным образом изменить сложившуюся в настоящий момент ситуацию следует предпринять несколько важных шагов:

Прежде всего, следует пересмотреть уже имеющийся календарь обязательных прививок для того, чтобы определить какие именно прививки нужно обязательно проводить всем детям. К таким инфекциям можно отнести туберкулез, ведь от заболевания в современных условиях не может защитить ни высокий социальный статус, ни стремление избежать контакта с наиболее вероятным носителем. В нашей стране заболеваемость туберкулезом растет с каждым годом. К таким же прививкам относится и вакцина против полиомиелита, дифтерии, столбняка, так как данные инфекции могут развиваться ураганно и, без оказания надлежащей помощи, приводить к тяжелым осложнениям, вплоть до смертельного исхода.

Что касается прививок против эпидемического паротита и краснухи, то их своевременное применение может повлиять на способность иметь собственных здоровых детей в будущем, ведь вирус паротита может приводить к развитию бесплодия у мужчин, а заболевание краснухой во время беременности приводит к рождению детей с врожденными тяжелыми патологиями и умственной отсталостью.

И значально прививки были придуманы для предотвращения эпидемий. Однако, как показал пример с оспой в Англии (город Лестер) в начале XX века, когда люди стали отказываться от прививок и снова обрушилась эпидемия, количество заболевших среди непривитых людей было крайне невысоким. Оказалось, что большинство людей при нормальном уровне естественного иммунитета невосприимчивы к этой болезни. Данный опыт показал, что добровольная иммунизация, т. е. улучшение питания, гигиены и т. п. принесли гораздо больше пользы, чем вакцинация, и без побочных эффектов. То, что приписывают вакцинации, часто связано с улучшением качества жизни людей и, как следствие, с укреплением их естественного иммунитета.

В настоящее время повальное прививание обусловливают иллюзией на жизнь без болезней. Людям пытаются внушить, что можно жить, как хочешь, не следить за своим здоровьем, употреблять алкоголь, курить, вести беспорядочные половые связи и прочее, и при этом остаться здоровым, сделав прививку и выпив таблетку. Это очень сильное, порочное заблуждение! Если человек не укрепляет свой иммунитет, то прививка зачастую остаётся бессильна, и каково удивление родителей, что привитые дети болеют теми болезнями, от которых их привили. Ведь никто не скрывает, что вакцинация не даёт 100 % защиты. Однако скрывают, что прививка подрывает неокрепший иммунитет ребёнка.

Справедливости ради стоит сказать, что бывают случаи, когда риск нанесения вреда здоровью от прививки ниже, чем от болезни. Поэтому нужно осознанно и здраво взвешивать свои решения. Сегодня мы поговорим конкретно о прививках детям, поскольку здесь есть свои нюансы.

Нужно ли делать прививки детям

«Нужно ли делать прививки детям?» - ответ на этот вопрос требует уточнений, поскольку нельзя взять и огульно рекомендовать делать или не делать прививки абсолютно всем. Нужно понимать, в каких условиях проживает тот или иной ребёнок, какого он возраста, какой образ жизни ведут его родители и соответственно он, более того, важно, как его вынашивали, и как он был рождён, как питалась его мать до и во время беременности, кормили или кормят ли его грудью и как долго и много ещё всего.

Если всё же попытаться ответить на поставленный вопрос (нужно ли делать прививки детям), то здоровым детям, чьи родители ведут здоровый образ жизни, не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, живут в нормальном районе и тем более в деревне или за городом, детей регулярно закаливают, правильно питаются, родственники которых не болеют туберкулёзом, прививки, конечно, ни к чему.

Дело в том, что в группе риска дети из неблагополучных семей. Здесь имеется в виду не материальный достаток как таковой, а обстановка и условия, в которых содержится ребёнок.

Чтобы для себя решить, делать или не делать прививку своему ребёнку, родители должны взвесить пользу и вред от вакцинации. Например, новорождённым детям крайне неблагоприятно делать прививки в первые дни жизни, так как организм ещё не успел адаптироваться к новым условиям. И для иммунитета малыша это невероятный стресс, т. к. иммунитет от прививки, наоборот, подрывается. Помимо этого родители должны знать, что такие прививки, как БЦЖ и АКДС имеют сильные побочные эффекты, и в большинстве развитых стран отказались от введения этих вакцин всем подряд, поскольку вреда от них больше, нежели пользы. Врачи нашей страны уже давно не скрывают, что от этих прививок нередко бывают осложнения.

Давайте всё же посмотрим, от чего некоторые вакцины предназначены защищать, что, надеюсь, поможет вам взвесить риски заболевания в настоящее время этими вирусами и принять верное решение в вопросе прививания.

БЦЖ - вакцина от туберкулёза. На сайте, посвящённому данному заболеванию, сказано: «Российский туберкулёз - это социальное явление, корни которого кроются в низком уровне качества жизни людей. Случаи заболевания туберкулёзом чаще фиксируется в местах лишения свободы». Далее выделены факторы способствующие появлению туберкулёза:

  • неправильное питание;
  • наличие хронических заболеваний - патологий легочной системы, язвы желудка, диабета и др.;
  • алкоголизм, курение;
  • наркомания;
  • неблагоприятная среда для проживания.

И в самом конце авторы сайта делают очень здравое умозаключение: «Основной путь к преодолению туберкулёза - популяризация здорового образа жизни». Если смотреть статистику заболеваемости туберкулёзом в России, то обнаружится обратная зависимость между уровнем качества жизни и количеством больных. Отметим, что сейчас уровень качества жизни растёт. Итак, какова вероятность, что новорождённый, содержащийся в хороших домашних условиях, заболеет туберкулёзом? Здесь каждый сам должен дать ответ исходя из своей ситуации.

АКДС - прививка от столбняка, коклюша, дифтерии. Как мы говорили выше, может иметь сильные побочные эффекты. Помимо веществ, которые входят в её состав, вред наносит слишком сильное давление на иммунную систему, это в дни после прививки настолько ослабляет иммунитет, что ребёнок становится уязвим к другим инфекционным заболеваниям. И всё же давайте рассмотрим, какова вероятность ребёнку заболеть в первые месяцы жизни данными болезнями.

Столбнячная палочка может попасть в организм через травмированные эпителиальные ткани (кожа, слизистая) из земли, ржавые инструменты, гвозди, укусы животных. Для того чтобы столбняк активировался, в рану не должен поступать кислород, т. е. это должна быть довольно глубокая рана. При этом прививку от столбняка можно сделать отдельно при возникновении необходимости, т. е. в случае получения серьёзной травмы, а не просто так, на всякий случай. При этом врачи-гомеопаты утверждают, что можно справиться гомеопатическими средствами, не прибегая к таким радикальным методам, как прививка.

Коклюш передаётся воздушно-капельным путём при прямом контакте с носителем вируса. После перенесённой болезни формируется естественный стойкий иммунитет на всю жизнь. Действие прививки краткосрочно и требует ревакцинации. Кроме того, вакцина не гарантирует полную защиту от заболевания. Раньше к заболевшим коклюшем приводили своих детей, чтобы переболеть, как сейчас поступают с ветрянкой, например.

Гепатит B . Помимо БЦЖ в роддоме при рождении ребёнка делают прививку от гепатита B. Нужно отметить, что данная вакцина является генномодифицированной, а это значит, что никто не знает до конца, какое влияние она окажет на организм в перспективе, впрочем, как и любая ГМО продукция. Нужно отметить, что вирус гепатита В передаётся с кровью, слюной, мочой, спермой и другими биологическим жидкостями носителя вируса. Заражение происходит при попадании биологических жидкостей зараженного непосредственно в кровь здорового человека, при отсутствии у него иммунитета к гепатиту В. Это может произойти в случае травмы и занесением туда вируса, в случае полового контакта с заражённым человеком или при использовании нестерилизованного шприца. Выходит, что риск получить данный вирус возрастает в разы при введении прививки. Внимание, вопрос: «Зачем новорождённому делать эту прививку?» Самое интересное, что даже инфицированная мать не может передать ему этот вирус, при условии целостности плаценты и нормального прохождения родов. В Англии, например, эту прививку делают только в случае, если родители являются носителями этого заболевания.

Мы не будем рассматривать все прививки, входящие в календарь прививок, уж больно много их там, однако настоятельно рекомендую изучить каждую, если не уверены в своём решении.

Право на отказ от прививок

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право отказаться от прививок себе и своим детям. Согласно ст. 5 закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», любой человек имеет право отказаться от прививок, также ст. 11 указанного закона гласит, что прививки несовершеннолетним проводятся только с согласия родителей. При этом нужно учитывать, что отсутствие профилактических прививок влечёт:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказ от прививок оформляется на бланке, который должны выдать в поликлинике или учебном заведении. В случае если бланк по каким-то причинам не выдают, родители должны написать заявление самостоятельно. Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 26.01.2009 № 19н рекомендован образец бланка отказа от прививок ребёнку: «Добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок детям или отказа от них». Поскольку данный бланк является лишь рекомендованным, родители вправе составить заявление в произвольном виде, в котором следует указать:

  • ФИО родителя, также рекомендуется указать дату рождения, место жительства.
  • ФИО и дату рождения ребёнка.
  • Полное наименование прививки (или перечень прививок), от которой производится отказ.
  • Ссылки на законодательство приветствуются.
  • Обязательно укажите, что решение об отказе является обдуманным.
  • Дату и подпись.

В интернете достаточно примеров заявлений об отказе от прививок, можно воспользоваться ими.

Трудности, с которыми можно столкнуться в случае отказа от прививок

На дворе 2018 год, а это значит, что уже выросло целое поколение без прививок, поэтому во многих регионах нашей страны работники социальных служб попривыкли к отказу от прививок и зачастую уже не реагируют. При этом дети спокойно посещают и детские сады и школы. И всё же иногда некоторые трудности возникают.

Например, если ребёнок не привит от туберкулёза, и ему не делали пробу Манту, при поступлении в детский сад или школу часто требуют справку от фтизиатра. До недавнего времени люди активно писали отказы от посещения фтизиатра, так как он требовал пробу Манту или рентген, что крайне нежелательно для ребёнка. Дело в том, что среди компонентов в пробе Манту содержатся вредные вещества, такие как эстроген, оказывающий негативное влияние на гормональную систему человека, и фенол - токсичное вещество, передозировка которого может нарушать работу сердца, почек, репродуктивной системы и приводит к угнетению иммунитета. Что ставит данную процедуру в один ряд с вакцинацией. При этом показатели часто ложноположительные у здоровых людей. Рентген по законодательству детям до 14 лет может быть назначен только в крайних случаях. Но на данный момент ситуация изменилась, и появились новые современные точные альтернативные способы туберкулиндиагностики, один из которых, возможно, имеет смысл пройти, чтобы не тратить время и силы на заявления, отказы, прокуратуры и прочее.

  • ПЦР - полимеразная цепная реакция. Для анализа могут браться физиологические выделения человека: слизь, мокрота, эякулят и даже спинномозговая жидкость. Точность теста - 100 %. Правда, тест не различает умершие ДНК туберкулёза от живых, поэтому у человека, только излечившегося от туберкулёза, тест может показать ложноположительный результат.
  • Квантифероновый тест. Для анализа используется венозная кровь. Точность - 99 %.
  • T-SPOT - аналог квантиферонового теста. Рекомендован ВИЧ-инфицированным и тем, у кого сильно снижен иммунитет. Безопасен для беременных и грудничков. Точность - до 98 %.

Нужно отметить, что точность пробы на реакцию Манту - до 70 %, данный способ в современном мире признаётся устаревшим. При этом единственной отрицательной стороной вышеописанных альтернативных методов является их высокая стоимость.

Помимо этого встречаются ситуации, когда родителям угрожают, что не примут ребёнка в детский сад или школу без прививок, бывает, действительно отказывают в приёме и отстраняют от занятий. В таком случае нужно обращаться в прокуратуру, данные действия со стороны руководства детских учреждений неправомерны, если это не временное отстранение, связанное с эпидемией.

Какое бы вы решение ни приняли, помните, что главное в вопросе прививок - это иммунитет! А он закладывается задолго до рождения ребёнка, а также зависит от того, как скоро была перерезана пуповина при рождении, кормит ли мать ребёнка грудью и как при этом питается сама. В первые годы жизни, пока ребёнок ест грудное молоко, он находится под двойной защитой, своего и маминого иммунитета, поэтому при нормальных условиях дети в эти годы болеют редко и выздоравливают быстро. Также не забывайте закаливать своих деток с первых дней жизни, ходите с ними в баню и обливайтесь холодной водой!

Помните, лучшая альтернатива прививке - здоровый образ жизни!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека