Почему без кадыка нельзя жить. Для чего же он нужен

Христианство называют «мировой религией». Это значит, что его приверженцев можно встретить по всему миру – даже в тех странах, которые не являются традиционно христианскими, именно поэтому нашу Церковь еще называют «Вселенской»… А ведь начиналась истинная вера с одного человека, чтобы потом распространиться на его род, потом – народ, и в конечном итоге – на все человечество… и имя этого человека было Авраам.

Своим «духовным прародителем» Авраама по праву считают и христиане, и иудеи, и мусульмане (эти религии даже называются авраамическими). О нем повествует первая книга Библии – «Бытие». Жил он ориентировочно в XVII веке до н.э., родился в шумерском городе Уре, женился на сводной сводной сестре Саре (в те времена такой брак был нормой). Семья отправилась и Ура в Ханаан, но по дороге – в городе Харане – умирает отец Авраам (точнее, Аврама). И вот после этого происходит знаменательное события: к нашему герою обращается сам Бог, повелевая…

Первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа.

Согласно книге Бытие, первый еврей и родоначальник всего еврейского народа. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам…

Кто такой Авраам в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Авраам.

Авраам - прародитель еврейского народа (Израиля), старший из израильских патриархов, который из веры в Бога согласился принести Ему в жертву своего сына Исаака.

Библия повествует подробно об Аврааме в Книге Бытия (Быт. 12-25), затем Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Второй книге Паралипоменон, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иезекииля, Михея, в евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.

Авраам родился в Уре Халдейском (в…

Авраам (евр. ‘abraham — отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч….

Статьи - БИБЛЕЙСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

ПРАВЕДНЫЙ АВРААМ

Семья Фарра. Ур Халдейский - Религиозное «обращение» Аврама. Вера в Единого Бога. - Фарра с семьей покидает Ур. Остановка в Харране. - Явление Бога Аврааму - Авраам отправляется вместе с Лотом и Сарой из Харрана. - Земля Ханаанская — Земля Обетованная - Авраам в Египте - Возвращение в Ханаан - Авраам и Лот расходятся - Поселение Аврама у дубравы Мамре - Лот в плену и освобождение Лота из плена - Встреча с Мелхиседеком - Заключение Завета между Богом и Авраамом - Рождение у Авраама первого сына Измаила от рабыни Агари - Новый Завет между Богом и Авраамом. Установление «обрезания». - Явление Бога Аврааму в виде трех странников - Гибель Содома и Гоморры - Кровосмешение Лота и его дочерей - Рождение Исаака у Авраама и Сарры - Принесение Исаака в жертву - Смерть Сарры - Кончина Авраама - Христос об Аврааме - Значение Авраама в христианском богословии

Авраа м - первый из трёх ветхозаветных патриархов…

АВРАА М…

Авраам (евр. Авраhам, от «[мой] отец возвышен», или от авhамон - «отец множества») - библейский патриарх. Первоначально имя звучало как Аврам, но затем было изменено на Авраам (Быт. 17:5).

Ученые располагают данными, подтверждающими существование этого имени на Ближнем Востоке во II тыс. до нашей эры.

По библейским источникам, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт. 21:5; 25:26; 47:9). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволяло бы отождествить их с известными историческими личностями, поэтому более точная датировка времени патриархов вообще (и жизни Аврама в частности) невозможна. Ориентировочно этот период можно ограничить 2000-1800 годами до нашей эры.

Согласно Библии, Аврам был сыном Фарры из рода Сима. У него были братья - Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре еще при жизни Фарры (Быт. 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него вначале не было детей,…

АВРААМ - приносит в жертву Исаака. Миниатюра 13 в. Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. в Ветхом Завете, первый библейский патриарх, родился ок. 2000 до н. э. в Уре Халдейском (Месопотамия). Первоначально звался Аврам. Женился на своей единокровной… … Энциклопедия Кольера

Авраам - а, муж. Стар. редк.; разг. Абрам, а.Отч.: Авраамович, Авраамовна.Производные: Авраамка (Аврамка); Аврааха (Авраха); Аврааша (Авраша); Абрамка; Абраха; Абраша.Происхождение: (Др. евр. имя ’Abram возвышенный отец.)Именины: (см. Авраамий) Словарь… … Словарь личных имен

Авраам - по Библии первый из патриархов, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Там он женился на Сарре. Вместе с Саррой он покинул родную страну. По дороге Яхве пообещал,… … Исторический словарь

Авраам - (евр. Аврахам). I. Имя патриарха первонач. звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5). Обе формы по…

исаак

Библейский персонаж, сын Авраама и Сарры

Альтернативные описания

Библейский сын Авраама и Сарры, отец Исава и Иакова

И Ньютон, и Бабель

Мужское имя: (древнееврейское) смеющийся

Композитор Альбенис

Имя Ньютона

Ростовщик из романа Вальтера Скотта «Айвенго»

Имя композитора Дунаевского

Имя Бабеля

Имя художника Левитана

Мужское имя

Сын Авраама (Библия)

Бабель, Ньютон, Левитан

Он родил Иакова

Левитан

Композитор Шварц

Ученый … Ньютон

Отец Исава и Иакова

Ньютон по имени

Дунаевский

Имя гения под яблоней

Сын Авраама и Сарры

Бабель, тезка Ньютона

Левитан, тезка Ньютона и Бабеля

Имя Ньютона и отца Аркадия Райкина

Дунаевский-старший

Ньютон, который с яблоком

Сын Авраама

Авраа м Ли нкольн (англ. Abraham Lincoln…

Спустя четыреста лет после потопа на юге Месопотамии, в богатом и многолюдном городе Уре, жил человек по имени Фарра. У него было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Из них Аран умер ещё при жизни отца. Скорбя о потере, Фарра не пожелал оставаться в Уре, взял своих сыновей и переселился на север Месопотамии - в большой торговый город Харран. Тут он прожил в покое и достатке до самой своей кончины. Второй сын Фарры, Нахор, пребывал вместе с ним. А что до старшего, Аврама, избранного Господом для исполнения Своих сокровенных замыслов, то его судьба сложилась совсем иначе.

В тот год, когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, Господь сказал ему: «Оставь землю твою и дом отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. Там Я произведу от тебя великий народ, возвеличу имя твоё, и благословятся в тебе все племена земные». Аврам послушался, взял весь свой скот, всех…

Значение имени Авраам

Происхождение имени Авраам. Имя Авраам еврейское, православное, католическое, иудейское.
Синонимы имени Авраам. Абрам, Аврам, Абрамий, Авраамий, Аврамий, Абрахам.
Краткая форма имени Авраам. Абрамка, Аврамка, Абраха, Авраха, Абраша, Авраша, Абрашка, Аврашка, Ава.

Имя Авраам — библейское имя. Именно Авраам стал родоначальник еврейского народа, в более широком смысле — праотец всех верующих в истинного Бога. Авраам изначально носил имя Аврам (Абрам), которое означало «отец возвышен». Но впоследствии Бог повелел ему взять имя Авраам (Абрахам), которое обычно истолковывается как «отец народов» или «отец многих». Авраам считается родоначальником евреев, aрабов и арамеев. Авраам прожил 175 лет, и все его шестеро сыновей от второго брака, как и старший сын – Исмаил – стали родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется самой Библией значение имени Авраама.

В исламе Авраам фигурирует под именем Ибрахим (Ибрагим), где почитается как…

Сообщение от †ЛD†

Здравствуйте, дорогие прихожане!

И Вам не хворать, дорогой. Сообщение от †ЛD†

Считается, что Библия есть ни что иное, как Слово Божие, написанное под Его прямую диктовку.

Это у кого ж так считается? У меня, например, никак нет…

Я считаю, что библия никак не писалась под Его прямую диктовку, а по вдохновению Духа. Духа Божия, разумеется. А это принципиально разные вещи:
писать под прямую диктовку и писать по вдохновению Духа.

Сообщение от †ЛD†

Насколько я понял, Авраама Библия относит к положительным персонажем, однако его поступки пропитаны настолько жестоким цинизмом, подлостью, мерзостью, что назвать его хорошим человеком у меня язык не поворачивается.

Опять Вы рассматриваете Писание через преслуватую призму либерального гуманизма?

Ну что ж… Давайте послушаем.

Сообщение от †ЛD†

Начнём со случая мошенничества, связанного с сутенёрством и продажей…

По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Вконтакте

Первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа.

Согласно книге Бытие, первый еврей и родоначальник всего еврейского народа. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в шумерском городе Ур в XXI-XX веке до н. э. (в Библии «Ур Касдим» - «Ур-халдейский»), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии.

Там он женился на своей сводной сестре Саре (Сарай) (Быт.20:12), которой позже Бог дал имя Сарра (Сара). Отец Аврама Фарра (Терах) покинул Ур и, взяв с собой своих детей: Аврама и Нахора, Сару и Лота (его внука от рано умершего брата Арана), направился в Ханаан как сказал ему Бог (Быт.12:4). По дороге, в городе Харране (Северная Месопотамия) Фарра умер.

После этого Бог велел Авраму уйти из дома его отца и следовать, куда укажет. Также Бог пообещал, что произведёт от Аврама великий народ, благословит и возвеличит самого Аврама и через него - все народы на Земле. Тогда Аврам, которому на тот момент было 75 лет, вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, вышел из Харрана в землю хананеев.

József Molnár (1821–1899) , Public Domain

Господь сказал, что отдаст эту землю потомкам Аврама. Воздвигая жертвенники Богу, Аврам продолжал двигаться на юг, однако в той земле был голод, а потому, желая избежать его, Аврам направился в Египет. Приближаясь к этому государству, он велел своей жене Саре назваться сестрой, опасаясь, что из-за её красоты польстившиеся на Сару люди могут его убить. Египетские вельможи действительно сочли Сару весьма красивой и сообщили об этом фараону. Фараон взял её себе в жёны, а Авраму благодаря этому «было хорошо: он имел крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». Однако Бог поразил фараона и его дом из-за Сары. Фараон призвал к себе Аврама и спросил, почему же тот не сообщил, что Сара - его жена. После чего отпустил Аврама со всем имуществом, Сарой и Лотом, и фараоновы люди проводили их (Быт.11-12).


unknown , Public Domain

Аврам и Лот были настолько богаты скотом, серебром и золотом, что их имуществу не хватало места. Поэтому, чтобы между их пастухами не было раздоров, они разделились. Лот отправился на восток - в Иорданские окрестности, - а Аврам стал жить в земле Ханаанской. После этого Бог ещё раз подтвердил, что отдаст эти земли Авраму и его потомкам, которых будет огромное количество (много, «как песка земного»).

Аврам поселился у дубравы Мамре в Хевроне (Быт.13). Однажды Аврама известили, что на Содом, где в то время жил Лот, напало объединённое войско Кедорлаомера, царя Эламского и союзных ему царей, которые разграбили и увели в плен содомлян. Тогда Аврам немедленно вооружил 318 своих рабов, то есть слуг, догнал неприятеля и напал на него ночью, разгромив и преследуя до Ховы, благодаря чему вызволил из плена Лота, и вернул своё и его имущество, а также женщин и народ.


Dieric Bouts (circa 1420-1475) , Public Domain

Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека, ивр.), царя Салима (Шалема) и «священника Бога Всевышнего». Когда царь Содома предложил Авраму забрать всю военную добычу себе, Аврам отказался, чтобы никто не мог сказать, будто обогатил Аврама. Однако доли, принадлежащие его людям, отдал Анеру, Эшколу и Мамрию (Быт.14).

После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля от «реки египетской» до реки Евфрата и которое будет вначале порабощено, но потом освобождено и богато. Аврам по требованию Бога принёс ему в жертву трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего барана, а также горлицу и молодого голубя. Все они, кроме птиц, были рассечены пополам (Быт.15). Однако Сара была бесплодна и отдала мужу свою рабыню - египтянку Агарь. Забеременевшая от Аврама Агарь стала презирать свою госпожу, и Сара обвинила в этом Аврама. Тогда Аврам дал своей жене право делать со служанкой всё, что угодно. Агарь бежала от притеснений, которые начались после этого, в пустыню, и у источника встретила ангела, который велел ей вернуться, а также сообщил, что Бог услышал её страдания, что Агарь родит сына и назовёт его Исмаилом. Когда Агарь родила Измаила, Авраму было 86 лет (Быт.16).

Через тринадцать лет Бог явился Авраму, чтобы поставить завет с Аврамом. Бог переименовал Аврама в Авраама и снова пообещал - теперь уже Аврааму, - что тот станет отцом множества потомков (и народов), что от него произойдут цари и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и будет им Богом. Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола в восьмой день от рождения, включая младенцев, рождённых в доме и купленных за серебро у иноземцев. Душа же тех, кто не совершит обрезание, по словам Бога, будет уничтожена. Девяностолетняя Сара была им переименована в Сарру. Бог также обещал, что Сарра родит Аврааму сына - Исаака. Авраам послушно исполнил волю Бога. Все домочадцы мужского пола, как рождённые в доме, так и купленные, были обрезаны. Аврааму было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть (Быт.17).


Авраам и три Ангела, Джеймс Тиссо, 1896—1902 James Tissot (1836–1902) , Public Domain

Вскоре после обрезания к Аврааму Бог явился в виде трёх мужей-путников. Авраам просил возможности услужить Богу, поскольку был его рабом, предложил омыть ноги мужей, принести хлеба, масла и молока, приготовить телёнка. Бог сообщил, что через год снова явится к Аврааму и даст сына Сарре. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, чтобы зачать, и засмеялась. Бог спросил Авраама, почему Сарра смеётся, и Авраам рассказал, что она бесплодна. Однако Бог подтвердил, что в назначенный срок будет у Сарры и даст ей сына. После этого Бог поделился с Авраамом своими планами: об избрании Авраама, чтобы тот заповедал сынам своим исполнять волю Господа, и о том, что Бог хочет узнать, точно ли Содом и Гоморра поступают так, как говорят об их грехах.

И два мужа отправились в Содом и Гоморру, а Авраам стал торговаться с Богом, не желая, чтобы в тех городах погибли праведные вместе с неправедными. Снизив норму число праведных, при которой эти города будут пощажены, с пятидесяти до десяти, Господь ушёл (Быт.18).


Авраам видит Содом в огне, Джеймс Тиссо (1836—1902) James Tissot (1836–1902) , Public Domain

После разрушения Содома и Гоморры и ухода Лота из Содома Авраам проезжал через город Герар. И опять из-за страха, что его убьют, чтобы завладеть его женой, он назвал Сарру своей сестрой. Сарра вновь попала к местному царю - Авимелеху - в жёны, и снова Бог явился Авимелеху во сне и сказал, что убьёт царя - Авимелеха, - раз тот взял в жены женщину, которая имеет мужа. Однако Авимелех не прикасался к Сарре и был невиновен. Сарра сама называла Авраама своим братом. Поэтому Бог велел Авимелеху вернуть жену мужу, пригрозив в ином случае смертью. Проснувшись, царь Авимелех позвал Авраама и спросил, за что тот навёл на его государство большой грех и поступил так, как не поступают. Авраам же признался, что думал, будто нет в этом городе страха пред Богом и его убьют за его жену. Кроме того, Сарра действительно является сестрой Авраама, поскольку она дочь его отца от другой женщины. И они договорились прикрываться этим в своих путешествиях по велению Бога. Тогда царь Герара дал Аврааму много рабов, скота и тысячу шеклей серебра, возвратил ему жену и оправдал её перед всеми, а также позволил свободно жить на его земле. Авраам помолился Господу, и Бог вернул роду Герара способность рождать детей (Быт.20).

Господь сдержал своё слово и Сарра зачала и родила сына, несмотря на то, что была уже стара. Столетний Авраам нарёк сына Исааком и обрезал в восьмой день от его рождения. В день, когда Исаак был отнят от груди матери, отец устроил большой пир. Однако Исмаил - сын Авраама от Агари - насмехался над Исааком. Увидевшая это Сарра сказала Аврааму выгнать рабыню вместе с её сыном. Аврааму это показалось весьма неприятным, но Бог подтвердил слова Сарры. И Авраам дал Агари хлеб и мех воды и отпустил её вместе с Исмаилом.

Gheorghe Tattarescu (1820–1894) , Public Domain

После этого Авраам заключил союз с Авимелехом о колодце в Вирсавии, выдав ему мелкого и крупного скота, насадил при Вирсавии рощу и долго странствовал по Филистимской земле (Быт.21).

Rembrandt (1606–1669) , Public Domain

После этого Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести в жертву Исаака. Авраам вместе с Исааком и ещё двумя отроками, взяв наколотых для всесожжения дров и сев на своего осла, отправился в землю Мориа, куда указал ему Бог - к горе . Прибыв туда на третий день пути, Авраам оставил осла и отроков и вместе с сыном поднялся на гору, сказав, что поклонится там и вернётся назад вместе с Исааком. По дороге на гору на вопрос сына о том, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал, что Бог укажет, однако на месте На вершине горы Авраам собрал жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Когда он занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, к нему с неба воззвал ангел. Через него Бог сообщил Аврааму, что теперь знает о его страхе перед Богом, а также повторил свои обещания Аврааму о множестве потомков и благословении, пообещав также им военные победы. После этих событий Авраам вернулся в (Быт.22).

Сарра скончалась в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе (Кирьят-Арбе), возле . Для её погребения Авраам просил в собственность у хетта Ефрона (Эфрона) («двойная пещера») около Хеврона. Хетты признали Авраама князем Божьим и продали ему эту пещеру с полем за четыреста шекелей серебра (Быт.23).

Состарившись, Авраам посылает своего старшего раба к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. Раб-посланник с десятью верблюдами и сокровищами, выданными Авраамом, у города Нахора встретил добродетельную девушку, напоившую и его самого, и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ребекка (Ривка) - дочь племянника Авраама Вафуила (Бетуэля). Раб поклонился Богу, который привёл его к нужному месту. В доме, где жила Ребекка, раб рассказал о жизни Авраама и о том, зачем пришёл. Родственники Ребекки сказали, что дело это от Господа, и без возражений отдали Ребекку. Раб сделал богатые подарки ей, её брату и матери и на следующий день повёз её к Аврааму и Исааку. Встретив Ребекку, Исаак женился на ней. Получив возлюбленную жену, Исаак утешился в печали по своей матери (Быт.24).

В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре (Ктуре), родившей ему ещё несколько детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Все они, как и старший сын Авраама - Измаил - сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5). Авраам отдал всё, что у него было, своему сыну Исааку, а сыновьям от наложниц, которые у него были, дал подарки и отослал на восток. Скончался Авраам в возрасте 175 лет, престарелый и насыщенный жизнью, и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в пещере Махпела в Хевроне (Быт.25).

В Новом Завете

В Новом Завете Авраам наряду с Моисеем наиболее часто упоминаемый ветхозаветный праведник. Родословие Иисуса возводится к прародителю всех евреев Аврааму: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). В рождении Иисуса христианская традиция видит исполнение обетования Аврааму о том, что в семени его (которое, по слову апостола Павла, есть Христос (Гал.3:16)) благословятся все народы земли (Быт.22:18).

В Евангелии от Иоанна, а затем в христианской богословской традиции упоминания Авраама используются для обоснования божественности Иисуса Христа. В главе 8 описан спор Иисуса с фарисеями, сомневающимися, что тот послан от Бога. Фарисеи именуют себя «семенем Авраамовым» (Ин.8:33) и утверждают, что не нуждаются в «освобождении» через познание истины, которую, по его собственным словам, несёт Христос. Иисус признаёт их телесное происхождение от Авраама (Ин.8:37), но отрицает духовное: фарисеи не исполняют заветов патриарха, собираясь убить человека, возвещающего слово Бога (Ин.8:39); из-за этого они не имеют права именоваться детьми Авраамовыми, их отец - диавол, чьи «похоти» они и исполняют (Ин.8:44). Разгневанные фарисеи считают Иисуса одержимым бесом (Ин.8:48) и обвиняют его в том, что он «славит сам себя» и ставит себя выше давно умершего и пользующегося всеобщим почтением патриарха Авраама (Ин.8:53). На это Иисус отвечает: (Ин.8:56) - то есть, по богословскому толкованию, знал о грядущем пришествии Христа-Мессии. Фарисеи недоумевают, поняв эти слова так, что Иисус, которому «нет ещё пятидесяти лет», будто бы жил одновременно с Авраамом (Ин.8:57). На это Иисус говорит: «Прежде нежели был Авраам, я есмь» (Ин.8:58), утверждая тем самым, что он существовал вечно.


Meister des Codex Aureus Epternacensis , Public Domain

Авраамово лоно упоминается в притче о «Богаче и Лазаре », рассказанной Иисусом Христом (Лк.16:22). После этого происходит диалог Авраама и богача, который просит послать в его дом Лазаря, чтобы тот предупредил его братьев о наказании грешников:

«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
(Лк.16:29-31)

В эпизоде с евангелист Лука описывает осуждение Иисуса за то, что он зашёл в дом мытаря, которого считали человеком грешным. Закхей раскаивается и Христос говорит ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:9).

Авраама упоминает Иоанн Креститель в своей проповеди покаяния: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк.3:8). Иоанн этими словами напоминает своим соотечественникам, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама не спасёт их от Божьего гнева если они не принесут покаяние. О том, что «не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим.9:7), пишет и апостол Павел.

В послании к христианской общине Галатии, состоявшей из бывших язычников, Павел говорит, что «Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» (Гал.3:8). Авраамово благословение распространяется на язычников через Иисуса Христа (Гал.3:14). По слову Павла, обетования были даны Аврааму и семени его, «которое есть Христос… если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:16-29). Опираясь на ветхозаветный рассказ об Аврааме, вера которого вменилась ему в праведность (Быт.15:6) до получения завета обрезания, Павел в Послании к Римлянам ставит праведность веры выше праведности закона:

«И знак обрезания он получил, печать праведности через веру, которую в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую в необрезании. Ибо не законом Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам»
(Рим.4:11-17)

В то же время, в Послании апостола Иакова именно на примере Авраама доказывается, что «вера без дел мертва »:

«Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
(Иак.2:21-24)

В Коране

В Коране Авраам выступает под именем Ибрахим, в его честь названа 14-я сура Корана, ниспосланная в Мекке (кроме мединских аятов 28 и 29) после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Она получила своё название из-за упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима к Аллаху. В исламе Ибрахим один из величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране сказано: «Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима другом » (4:125).


unknown, фото: Evgenia Kononova , CC BY-SA 3.0

Рассказ Корана об Ибрахиме своими деталями частично повторяет библейское повествование (бесплодие Сарры, посягательство на неё египетского царя, рождение сына от служанки Агарь и т. п.). Особенно подробно Коран описывает борьбу Ибрахима с идолопоклонством халдейских племён (21:63-67). За эту проповедь он был ввергнут в огонь по приказу царя Н`Амруда, но Аллах сделал для него огонь прохладным (21:69).

История жертвоприношения Ибрахимом (Авраамом) своего сына излагается и в Коране, но лишь в немногих стихах (37, 100-106):

«Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, сказал: «О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым». Когда они оба покорились и поверг его … Воистину, это и есть явное испытание. И Мы заменили ему на большую жертву».

Сын Ибрахима в этом эпизоде в Коране по имени не назван, но в мусульманской традиции Исмаил (Измаил), а не Исаак был «дабиих Алла

Традиционные предания

В еврейской традиции

В еврейских преданиях (мидрашах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребёнком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «Господин есть над ними - Ему-то я буду служить и возносить моления свои ». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Фарры (Тераха).

«Земля Мория», упоминаемая в истории жертвоприношения Исаака, отождествляется в еврейской традиции с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

В христианской традиции

Образ патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в Ветхом, так и в Новом Завете. По мнению Иоанна Златоуста, Авраам был хранителем и учителем веры и нравственности своего народа среди окружающих его язычников. Августин Блаженный писал, что обещание Бога Аврааму об умножении потомства и его благословении (Быт.12:1-3) относится ко всему человечеству, на которое должно снизойти благословение Божие. В преподнесённых Аврааму Мельхиседеком хлебе и вине (Быт.14:18) Отцы Церкви видели прообраз евхаристии.

Григорий Нисский в своём сочинении «» рассматривает глас ангела к Аврааму во время жертвоприношения Исаака как одно из доказательств троичности Бога:

…кто же беседовавший с Авраамом? Ужели Отец? Но не скажешь, что Отец есть чей-нибудь ангел. Следовательно, Единородный Сын, о Котором говорит пророк: «Нарицается имя Его велика совета Ангел» (Ис.9:6).

Григорий Нисский. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму


anonimus , Public Domain

В раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви, Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воли Авраама и Иисуса воли Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору - крестным путём на Голгофу.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

«Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву».

Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

В античной традиции

Согласно Николаю Дамасскому, Авраам был царём Дамаска, явившимся из земли халдеев. Затем он переселился в Ханаан.

По преданиям, Авраам занимался естественными науками, знал астрономию, химию и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди финикиян и даже египтян. Некоторые считают Авраама изобретателем буквенного шрифта и календарных вычислений.; другие приписывают ему даже сочинение некоторых книг.

В мусульманской традиции

В мусульманской традиции Исмаил (Измаил), а не Исаак был «дабиих Алла » - жертвой, выбранной Аллахом.

В религиозной традиции

В иудаизме

Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как провозвестник монотеизма, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Авраамические религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно - это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноаху (Ною) и его потомкам Шему (Симу) и Эверу (Еверу). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Бога Всевышнего» (Быт.14:18). Таким образом, Авраам был не одинок - у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.

Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженность этой вере небольшой группе людей - сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже - нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по Ханаану, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака. Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.

Мишна свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.

В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. брит ), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:

  1. избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
  2. обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
  3. повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.

Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным (Быт.17:1), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

В христианстве

В Православии

Православная церковь почитает Авраама в лике праведных и совершает его память дважды в год: 9 октября (по Юлианскому календарю) вместе с его племянником Лотом и в «Неделю праотцев » во второе воскресение перед Рождеством Христовым.

Имя Авраама и связанные с ним ветхозаветные образы часто встречаются в православной гимнографии. Наиболее распространено в песнопениях упоминание лона Авраамова , которое встречается уже в древней литургии апостола Иакова: «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова… ». Само имя Авраама в молитвах выступает как составная часть обращения к Богу: «Господи вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведного… ».

Православная церковь использует ветхозаветные тексты, повествующие о жизнии Авраама в качестве паремий:

  • рассказ о явлении Аврааму Бога в образе трёх путников под Мамврийским дубом читается за богослужением в день памяти священника Захарии и его жены Елизаветы
  • рассказ о жертвоприношении Исаака читается на вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.

Выражение «отец множества племён» (Быт.17:5) трактуется в том смысле, что Авраам через Иисуса стал отцом христианским народам. В 318 домочадцах Авраама (Быт.14:14) составители богослужебного чина Православной церкви видели прообраз числа участников Первого Вселенского собора.

Явление Аврааму Бога в образе трёх путников (Быт.18) рассматривается Православной церковью как символ троичного Божества, что и отразилось на иконах Троицы. Этот иконописный сюжет получил название «Гостеприимство Авраама » (традиционно на иконе изображается сам Авраам, закалывающий тельца, иногда может присутствовать изображение его жены, слушающей речь ангелов).

В исламе

Мусульмане считают Ибрахима строителем Каабы. Он построил её в Мекке вместе со своим сыном Исмаилом на том же месте, где она стояла во времена Адама. По окончании строительства Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы.

Умер Ибрахим в Иерусалиме в возрасте 175 лет. Мусульмане построили над пещерой Махпела, в которой похоронен Авраам, мечеть и оберегают её, как одну из величайших святынь.

Согласно Корану сын Авраама (Ибрахима) - Исмаил был родоначальником арабского народа.

Фотогалерея















Годы жизни: XXI-XX веке до н. э.

Полезная информация

Авраа́м
ивр. אַבְרָהָם‎
транслит. Авраа́м
араб. ابراهيم‎‎
транслит. Ибрахи́м
др.-греч. Ἀβραάμ
лат. Abraham

Легенды и фольклор

Славянские апокрифы

В славянской литературе предания об Аврааме нашли своё отражение в двух переводных апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.

  • Откровение Авраама - рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра и приходит к мысли о Боге, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил.
  • Смерть Авраама (Завещание Авраама) - архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон Исаака. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие - в жизнь вечную. У ворот сидел Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией.

В русском переводе данные апокрифы известны с XIV века (Сильвестровский сборник), а также были включены в состав Палеи.

Мусульманские предания

Мусульмане утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и д.) О посещении Аврамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание. См. подробности о всех легендах об А. в книге Беера «Leben Abrahams». Новейшая критика коснулась своим анализом и лиц патриархов. Одни критики отождествляют Авраама с Брамою, другие с Зороастром, ещё другие, наподобие древнего Филона Александрийского, аллегоризировали историю патриархов, видя в них лишь олицетворение известных отвлечённых понятий. Критически-историческое освещение преданий об Аврааме у.

Исторический анализ

Мир, в котором жил Авраам, был относительно просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве.

Переселение в Ханаан

По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX-XVIII веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (Терах), Нахор, Серух), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Евер (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом иври - «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму (Быт.14:13), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом иври и наименованием хабиру (варианты: хапиру или апиру), которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э. Между тем, точка зрения Дьяконова оспаривается западными исследователями, указывавшими на многочисленные свидетельства о кочевом характере хапиру.

Иврим были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев - с другой. Авраам, как затем его сын и внук - патриархи Исаак и Иаков - не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков - правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на XXI-XX века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (3Цар.6:1), согласно которому между Исходом из Египта и началом постройки Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутрибиблейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около 2091 года до н. э. Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI-XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.

Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. э. город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100-1000 гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556-539 гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.

Союз «меж рассечённых частей»

В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом (Быт.15:9-18) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается идиомой «разрубить Завет». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской Катны (XV век до н. э.), а также в аморейских текстах из Мари, где заключение союза описывается выражением «убить ослёнка».

Датировка времени написания

Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после X в. до н. э.).

Имена

Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 3-2 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле. Этимология имени Аврам точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени Ав(и)рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Быт.17:5) имя Авраам означает «отец множества» (народов). В отличие от имён Исаака, Иакова-Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.

Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) - Аматлея, вероятно Аматсула - древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.

В философии

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.

Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.

Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам - «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» - в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке - любимейшем в его жизни».

Развивая идеи Кьеркегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм - это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:

Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, к бездействию. Это - тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.

В искусстве и литературе

В изобразительном искусстве

  • Питер Ластман: «Жертвоприношение Авраама» (1616 год, Лувр), «Авраам на Пути в Ханаан» (1614 год).
  • Гюстав Доре: «Три ангела посещают Авраама» (1852).

Естественно, каждый современный человек изучал в школе анатомию, некоторые не ограничились полученными в подростковом возрасте знаниями и продолжили изучать строение человеческого тела самостоятельно, но все же значение многих органов и частей тела остаются для многих загадкой. Одной из таких частей тела является кадык, так как большинство из нас не знают, зачем он нужен, а некоторые даже не подозревают, где он находится. Довольно распространенным вопросом является, почему у мужчин большой кадык, в то время как у женщин это большая редкость. Данная часть организма имеет и свои проблемы, заболевания, и многие начинают беспокоиться, когда опух кадык или он начал болеть. С тем, какие проблемы могут быть связаны с кадыком, и какие функции он выполняет, сейчас и разберемся.

План статьи

Что такое кадык

Несмотря на все мнения, бытующие в мире, в том числе и религиозное объяснение тому, данная часть тела является не чем иным, как скоплением хрящевой ткани вокруг гортани человека. То есть этот участок горла, внешне выделяющийся у представителей мужского пола как простой бугорок под кожей, а у женщин и детей вовсе не видимый, выполняет сугубо защитные функции, дабы горло было гораздо сложнее повредить в некоторых ситуациях.

Существует также мнение, что кадык есть только у мужчин, а у женщин и детей его нет. Данная информация также является в корне неверной, просто у мужчин кадык сильнее выпирает, однако, все остальные тоже имеют данное хрящевое образование, а соответственно горло у всех нас защищено одинаково. Единственным отличие является внешние характеристики, ведь многие задаются вопросом, почему кадык выпирает. Это сугубо индивидуальная особенность, так как у мужчин данное хрящевое образование сходится под более острым углом. Однако, у некоторых этот угол может быть более острым, тогда выпирает кадык более сильно, а у других менее острым, все это индивидуально.

Функции кадыка

Как уже упоминалось выше, кадык имеет сугубо защитные функции, то есть он защищает голосовые связки гортани. При глотании пищи, этот хрящ прикрывает дыхательные пути таким образом, что еда или питье без проблем уходит в пищевод, а человек при этом не задыхается и не испытывает дискомфорта.

Еще одной функцией кадыка является некоторое становление голоса, почему же у мужчин голос обычно ниже, чем у женщин и детей. Объяснить данное явление можно довольно просто – во время взросления, уплотняется, из-за этого натягиваются голосовые связки, и голос у подростка может сильно измениться, чего нельзя сказать о девочках, так как кадык у них не является острым.

Проблемы с кадыком

Иногда случается, что кадык начинает болеть, сильно увеличился или торчит более обычного. В таких случаях возникает довольно резонный вопрос – почему? Скорее всего, в таких случаях, имеет место какая-то проблема, а перечень их может выглядеть следующим образом:

  • Гипотиреоз – это заболевание связанное с щитовидной железой, когда данный орган вырабатывает недостаточное количество гормонов. Если у вас началась подобная болезнь, вы будете испытывать частую утомляемость, запоры и переохлаждения в зимнее время года;
  • Гипертиреоз – это тоже проблемы с щитовидкой, однако, при данном заболевании, все происходит наоборот, и количество гормонов находится в избытке. В случае данного заболевания часто присутствуют диарея, сильная потливость и нервозность;
  • Еще один очень неприятный момент – это перелом хрящевой тканей. Признак такой проблеме не бывает один, всегда присутствует сильная боль, кадык может опухать, и имеется еще масса других крайне неприятных ощущений.
  • Ларингит – является, пожалуй, наиболее частой причиной проблем, связанных с хрящевой тканью гортани. По сути, это воспалительный процесс, вызванный вирусной инфекцией. При этом самый яркий признак развития этой болезни – боль в районе кадыка. Также присутствует сильный лающий кашель, а слизистая отекает так, что порой даже становится тяжело дышать.

Вывод

Исходя из всего написанного выше, следует взять на вооружение один настоятельный совет – если вы ощущаете

Кадык у мужчин и у женщин находится чуть выше щитовидной железы и считается её частью. Состоит из хряща в верху дыхательного горла (гортани). Сегодня вы узнаете, почему у некоторых мужчин кадык увеличен, что представляет собой и для чего необходим.

Он расположен под углом (бугорком), у некоторых отчётливо виден окружающим. Адамово яблоко как называют его ещё, начинает развиваться и расти в переходном возрасте, половое созревание мальчиков с 11-14 лет.

Примерно в 15 увеличение кадыка останавливается. Дискомфорта при этом не должно быть. Если подросток начинает чувствовать что у него как бы инородное тело в гортани, больно глотать и болит сам хрящ, нужно посетить срочно врача – эндокринолога.

Функция

Он необходим для защиты горла при глотании, перекрывая дыхательные пути от попадания пищи.

Для чего необходим:

  • Предохранение гортани (бронхов) от воды, еды;
  • Влияние на голос и его тембр. Благодаря нему интонация может быть ниже и выше;
  • Снимает нагрузку связкам;

Именно этим парень отличается от женщины. Является вторичным половым признаком. Если у мужчины он выпирает – это говорит о преобладании тестостерона. Зачастую с этим признаком повышенная волосатость и низкий голос.

Женщины могут сразу подумать, что перед ними истинный полигамный представитель сильного пола. Но хотим расстроить, кадык никак не влияет на эректильную функцию и способности в постели.

Возможные патологии

Нельзя допускать травмы кадыка. Это приводит к необратимым последствиям для здоровья. Во время удара в орган может наступить остановка сердца.

Патологии гортани и кадыка у мужчин:

  • Рак. Симптомы – больно глотать, слабость и сиплый голос;
  • Нарушение эндокринной системы (гипотиреоз, гипертиреоз). Гормоны щитовидной железы понижены и повышены соответственно. Усиление потоотделения, наблюдается учащение сердцебиения (тахикардия), жидкий стул или запор, сонливость, отсутствие работоспособности, перепад настроения;
  • Туберкулёз гортани. Трудности глотать, дышать. Вырастает. Першение в горле;
  • Тиреоидит щитовидной железы (ХАИТ). Увеличение органа поражение инфекциями дыхательных путей, образование сепсиса на фоне аутоиммунных процессов хронического тиреоидита;
  • ЛОР – ларингиты, фарингиты. Возникают из-за инфекционных и простудных заболеваний. К болям в области гортани и кадыка ещё добавляется кашель;
  • Травмы и переломы хряща. Шок, неспособность с первого раза проглотить потребуется больших усилий, каждый вдох сопровождается болью в горле;
  • Фиброзный тиреоидит (Риделя). Патология и образования растут в тканях, расположенных вокруг кадыка.
  • Травмы трахейного просвета. Довольно опасный процесс, даже хирурги не берутся делать операции на этом органе, чтобы избежать просвета трахеи.

Если вы почувствовали какие-либо изменения, боли при глотании и дыхании, срочно обратитесь к врачу – эндокринологу. Подписывайтесь на наш сайт. Делитесь полезной информацией со своими друзьями. Будьте здоровы!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека