Анализ текста – Сон Обломова» как идейно-художественный центр романа. «сон обломова» как идейно-художественный центр романа и

"Обломов" - величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, "один из самых выдающихся романов классической литературы".

В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды.

Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его характер предопределяет заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее содержание.

На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как "обломовщина". Сам же характер Обломова крупнее и масштабнее.

Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих (как занимали его самого), и потому мучительно искал верный тон романа, отправную точку в раскрытии переживаний и сомнений героя. Не случайно рождение произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в "Сне Обломова". Именно там скрыт ключ к разгадке образа.

Теплые воспоминания о жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель поместил в знакомые ему места, а черты Захара заимствованы у слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича, написанные им в очередной приезд на родину (во время создания романа): "Лежу, отдыхаю, не выходя из халата. Около меня бегают два шалуна... братнины дети".

Роман Гончарова берет начало из "Сна Обломова". И не только потому, что именно с этого "эпизода из неоконченного романа" началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити произведения.

Всю первую часть романа, охватывающую один день из жизни Обломова, герой провел на диване, хотя иногда и предпринимал то робкие, меланхолические, то порывистые попытки встать с него. "Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием". Праздное времяпрепровождение, абсолютная бездеятельность - естественный и осознанный образ жизни Обломова.

Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия - диван, халат и туфли.

Получив неплохое, хоть и недостаточно глубокое образование, Илья Ильич переехал в двадцать лет из провинциального помещичьего имения в Петербург, преисполненный стремления реализовать себя на служебном поприще, в общественной жизни.

Как же человек, наделенный способностями, незаурядным умом, добрым, благородным сердцем мог пасть так низко, оказаться настолько мелочно придирчивым, по-детски беспомощным и смешным, полностью несостоятельным в жизни? Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя - объективный результат условий рождения и воспитания.

А главное - с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни. И как следствие постоянной мелочной опеки - неуклонное внедрение потребительской психологии в сознание барчонка. Его идеал - покой, обед на лоне природы, послеобеденный сон - навсегда лишил героя способности к осознанной трудовой деятельности.

Так в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во "Сне".

Определяя главенствующую роль "Сна Обломова" во всем произведении, А. Дружинин писал, что эпизод "уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении "Сон", сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе".

Эмоциональный и художественный строй "Сна" словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.

Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя пат£йгархально-1гомещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и "обломовцев" бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Затертого, Мукоярова и других.

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Толстого, Достоевского. Роман "Обломов" И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА А.В. ГЕЛОВАНИ»

МетодическаЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока:

«Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа И.А. Гончарова «Обломов»»

Севастополь 2017

Методическую разработку открытого урока: «Сон Ильи Ильича как художественно – философский центр романа И.А. Гончарова «Обломов» по предмету «Литература» составила Рыжкова Н. П., преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала А.В. Геловани», Севастополь, 2017, 19 с .

Цель - осмысление образа главного героя с социальной и нравственной точки зрения.

Методическая разработка открытого урока «Сон Ильи Ильича как художественно – философский центр романа И.А. Гончарова «Обломов»» рекомендуется для применения в учебном процессе студентами средних профессиональных учебных заведений.

Методическая разработка открытого урока рассмотрена и утверждена на заседании методического объединения гуманитарного и социально – экономического цикла (протокол №4 от 11.11.2017)

Пояснитительная записка………………………………..

Цели и задачи……………………………………………..

План урока………………………………………………...

Ход урока………………………………………………….

Литература………………………………………………...

1 9

Приложения………………………………………….

2 0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка открытого урока: «Сон Ильи Ильича как художественно – философский центр романа И.А. Гончарова «Обломов».

Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в колледже, является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность студентов и способствующих формированию умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Урок разработан на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Использование активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала способствуют повышению мотивации к учению.

Урок способствует развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств студента, повышает мотивацию к изучению предмета, формирует общеучебные умения, тренирует память и внимание, учить решать нестандартные задачи и развивать критическое мышление.

Используются активные приемы на уроке: коммуникативная атака, проблемные вопросы, моделирование, приемы ассоциации, кластер, незаконченное предложение.

Принцип наглядности - это один из самых известных интуитивно понятных принципов обучения.

На уроке показаны такие наглядные методы, как иллюстрации, видеометод.

Наглядность необходима не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

Наглядность активизирует их внимание, мышление и память заставляет переключать внимание с одного элемента на другой, тем самым не утомляя студента.

Дата: 20.12.2017г.

Группа: 1ПК3/4

Тема урока: «Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа И.А. Гончарова «Обломов»».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: смешанный.

Цели:

Обучающие: анализ главы «Сон Обломова», выявление аспектов жизни обломовцев, повлиявших на формирование двойственности натуры героя;

выявление роли сна в романе «Обломов».

Развивающие: развитие у студентов умения работать с текстом, развитие логического мышления, обучение студентов самостоятельному мышлению, анализу, обобщению.

Воспитательные: воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Задачи:

Обучающие: обучать умению анализировать образ литературного героя.

Воспитательные: воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности, обогащать словарный запас студентов и совершенствовать навыки культуры речи.

Развивающие: развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

Формы работы: фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации.

Материально – техническое обеспечение: телевизор, ноутбук, портрет И.А. Гончарова, презентация, тексты IX главы «Сон Обломова», листы форматом А – 1, картинки – подсказки.

Межпредметные связи: История – «Крепостничество в России. Жизнь дворянского сословия второй половины XIX века»; Обществознание, Информатика.

Эпиграф:

Жизнь есть сон. И кто живет, тот грезит

(Педро Кальдерон)

Время

(мин)

Действия преподавателя

Действия студентов

1.

Организационный момент.

Заслушивает доклад старосты.

Проверяет готовность к уроку.

Доклад старосты о готовности к уроку.

2.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Предлагает посмотреть видеофрагмент.

Сообщает тему урока.

Задает вопросы.

Сообщает цели урока.

Задание № 1.

При помощи стикеров записать слова – ассоциации.

Смотрят.

Записывают тему урока.

Отвечают. Определяют цели урока.

Предположительные ответы.

Проанализировать сон главного героя

Функция сна Обломова в романе

Жанровое своеобразие главы

Результаты работы на уроке

Клеят слова – ассоциации на доску.

3.

Актуализация знаний.

Задает вопрос.

В каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

Какую функцию выполняет сон в романе «Обломов»?

Отвечают.

Анализируют. Делают выводы.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Задание № 2.

Предлагает работу в группах (с текстом главы IX )

1 часть – «Благословенный уголок земли» - 1 ряд

2 часть – Воспитание Обломова.

Роль няни.

Распорядок дня. – 2 ряд

3 часть – Учеба в пансионате в 13 -14 лет.

Образование Обломова в Москве.

Взгляды обломовцев на жизнь – 3ряд

Каждая группа читает и анализирует свою часть сна.

Делают обзор каждой части.

5.

Первичная проверка понимания знаний.

Задает вопрос

На что повлиял уклад жизни Ильи Ильича?

Задание № 3.

Составить кластер положительных и отрицательных моментов жизни Обломова, используя картинки – подсказки. (на листах Ф А - 1)

1. Картина мира.

2. Философия жизни.

3. Воспитание ребенка.

Отвечают.

Составляют кластер.

6.

Первичное закрепление знаний.

Задание № 4.

Задает вопрос

Какие черты характера сформировались у Обломова

(на доску положительные и отрицательные черты)

Задание № 5.

На экране два высказывания.

Сравнить их.

Записывают в тетради.

Озвучивают.

Читают.

Сравнивают.

Анализируют.

Делают выводы.

7.

Подведение итогов урока. Оценивание.

Фронтальный опрос.

Рефлексия (незаконченное предложение)

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги.

Отвечают.

8.

Сообщение домашнего задания.

Написать письмо Обломову, высказав свое отношение к образу жизни героя.

Слушают.

Записывают.

Ход урока

I. Организационный момент .

Проверка студентов на готовность к уроку.

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Здравствуйте, ребята!

В названии темы нашего урока отсутствует одно слово. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить его.

На доске тема

«_____Ильи Ильича» - художественно – философский центр романа.»

(просмотр видеофрагмента)

Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?

(«Сон Обломова», IX глава)

Вот и восстановили слово: СОН.

(внести в название темы слово СОН)

- Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?

Предположительные ответы студентов:

Проанализировать сон главного героя

Какова функция сна Обломова в романе?

Каково жанровое своеобразие главы?

Обломова» раньше, чем первую часть романа?

- Каковы будут результаты работы на уроке?

Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон сказал: «Жизнь есть сон. И кто живет, тот грезит».

А какие ассоциации вызывает у вас слово сон? (наклеить при помощи стикеров слова – ассоциации, например: мечты, кровать, лень, покой, умиротворение, иллюзия, подушка, спокойствие, идиллия)

III .Актуализация знаний.

Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?

1.А.С. Пушкин, поэма «Евгений Онегин»

Сон Татьяны показывает глубокую народность главной героини, подсказывает читателю дальнейшие события произведения.

2. А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» - это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.

3. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини , мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

4. В.А. Жуковский, поэма «Светлана»

Сон отражает реально существующие страхи.

5. А.С. Грибоедов, пьеса «Горе от ума»

Сон Софьи в начале произведения предсказывает дальнейшие события.

Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как предвидение будущего.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Детально разобраться в этом вопросе нам поможет работа в группах. (Работа с текстом, глава IX )

Каждая группа анализирует свою часть сна. Затем делаем обзор каждой части.

Сон Обломова состоит из 3-х частей:

1 часть - «Благословенный уголок земли» анализирует 1 ряд.

2.Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия. Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки. Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее жителей.

Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо верили... душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.

2 часть – Воспитание Обломова. Отношение к окружающему миру. Роль няни. Распорядок дня. – 2 ряд.

Воспитание. Илья Ильич Обломов - единственный ребенок в свой семье. Родители Обломова всячески баловали сына.

Воспитание Обломова прошло в теплом семейном кругу, в домашней и уютной атмосфере:

"...Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом..."

Родители Обломова были ленивыми людьми. От них он перенял свою лень и беспечность.

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что родители не научили его трудолюбию, терпению и усердию.

"...учиться слегка, не до изнурения души и тела [...] а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как - нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства..."

Родители Обломова не научили его быть самостоятельным человеком. Слуги приносили Илюше все, что ему могло понадобиться:

"...ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:

Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? [...]

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что- нибудь самому для себя..."

Отношение к окружающему миру. Один из главных принципов воспитания, которым следовали родители Обломова, в том, чтобы не позволять ребенку шалить и исследовать окружающий мир.

В детстве в Обломове бурлила энергия, жизнь и жажда приключений, но эта энергия не находила выхода. В результате ребенок рос медленно и вяло:

"...он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая..."

Еще будучи ребенком, Обломов научился кричать на слуг и приказывать им.

Очевидно, система воспитания, которой придерживались старики Обломовы, нанесла непоправимый вред их сыну. Родители не понимали, что лишали ребенка самого главного, то есть возможности шалить, резвиться и исследовать мир вокруг.

В результате, воспитание, полученное Обломовым, сделало из него не сильную, волевую личность, а апатичного и слабого человека, не приспособленного к жизни.

Роль няни. Обломову снится, как няня рассказывает ему сказки. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка… Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть за счёт доброй волшебницы.»

Распорядок дня. Обломов поздно встает и любит поваляться в постели до обеда.

Обломов любит пить чай прямо в постели.

Выпив чаю, Илья Обломов неспешно одевается с помощью своего слуги Захара. Без него Обломов не в состоянии надеть даже чулки.

А потом он ложится на диван и начинает думать.

В первой половине дня к Обломову иногда заходят его приятели.

У Ильи Обломова есть привычка спать днем. Эту привычку он перенял у своих родителей.

Так день за днем проходит скучная, бессмысленная и однообразная жизнь Обломова:

"...Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова [...] И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат!.."

3 часть – Учеба в пансионе в 13-14 лет. Образование Обломова в Москве. Взгляды обломовцев на жизнь. – 3 ряд.

Учеба в пансионе. В 13-14 лет Обломов поступил на учебу в пансион, директором которого был отец Андрея Штольца - немец Иван Богданович Штольц. В этом пансионе Обломов проучился до 15 лет.

Начало учебы в пансионе Штольца сопровождалось слезами, воплями и капризами.

Маленький Обломов жил в пансион Штольца целую неделю и лишь на выходные мог приезжать домой. Такая жизнь совсем ему не нравилась.

В пансионе Обломов учился кое-как. Друг Обломова, Андрей Штольц, всячески помогал ему с уроками.

Образование Обломова в пансионе было поверхностным, так как родители находили любые предлоги, чтобы не отпускать сына на учебу. В результате Обломов пропускал целые недели учебы:

"...нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома [...] Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает..."

Обучение в Москве. После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву. Судя по всему, он учился в университете, хотя в тексте романа это указано. Судя по изучаемым предметам, Обломов закончил Московский Университет.

К сожалению, в университете отношение Обломова к образованию, учебе и наукам не изменилось: ему по-прежнему не нравилось учиться. Студент Обломов считал учебу и труд наказанием.

Обломов учил лишь то, что было положено, но никогда не изучал больше, чем от него требовали. Обломов не проявлял любопытства и особого интереса к наукам.

В юности Илья Обломов страстно полюбил поэзию, но вскоре остыл и к этому.

В конце концов Обломов закончил университет и получил аттестат. На этом его развитие остановилось, больше он ничему никогда не учился.

В результате, от природы умный и способный мальчик, Илья Обломов не развился и ничего не сумел достичь в жизни.

Взгляды обломовцев. Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об особом сознании людей - мифическом. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия - обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала “не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

Например, если в зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” - скажет непременно кто-нибудь”, и дальше

начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

V .Первичная проверка понимания знаний.

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.

Скажите, пожалуйста, на что повлиял уклад жизни Ильи Ильича? (на формирование характера главного героя.)

Составить кластер положительных и отрицательных моментов жизни Обломова, используя картинки – подсказки (на листах форматом А - 1)

Картина мира

Положительные моменты:

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

Отрицательные моменты:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, страх обломовцев перед ним.

Философия жизни.

Положительные моменты:

1. Размеренная, спокойная жизнь. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу.

Отрицательные моменты:

1 Распорядок дня – это культ еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Неумение обломовцев трудиться, труд - наказание, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

Положительные моменты:

1. Любовь матери.

Отрицательные моменты:

2. Сказки рождают мечтания, что без труда произойдет чудо.

См. Приложение А.

Приложение Б.

VI .Первичное закрепление знаний.

Задание № 4.

Какие черты характера сформировались у Обломова? (запись в тетрадях)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги, слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

Назвать несколько….

Итак, мы узнали противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?

Задание № 5.

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из них, по-вашему, прав? Обоснуйте.

(студенты приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)

Теперь вернемся к ассоциациям к слову «сон».

Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.

Значит роль сна в романе мы определили верно.

VI .Подведение итогов урока. Оценивание.

Для чего необходима 9 глава в романе «Обломов»?

Какой же Обломов?

Почему главный герой все время лежит, разве он больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване? Имя этого явления? (Обломовщина)

Обломовская лень – качество приобретенное или врожденное?

Как вы считаете, существуют ли в наше время такие Обломовы?

Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге, порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.

Таким образом, сон Обломова – это образный и смысловой центр романа. Сон - это художественный прием, позволяющий писателю «через время и пространство останавливаться на точках, о которых грезит сердце». Сон с его спокойной атмосферой, с реалиями «земли обетованной» постепенно заполняет и все пространство романа. Сердце Ильи Ильича грезит наяву об «утраченном рае» и не хочет смириться с суетой реальной жизни. Сон – это своеобразная философия жизни героя. Вот почему «Сон» является смысловым ключом к пониманию натуры Обломова.

Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А. Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»

Рефлексия (незаконченное предложение)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

VII .Сообщение домашнего задания.

Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя.

ЛИТЕРАТУРА

1.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.

2.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002. – 375с.;

3.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.- 298с.;

4.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007. – 334с.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005. – 235с.;

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005. – 536с.;

7. http://www.literaturus.ru/2015/07/vospitanie-Oblomova-roman-oblomov.html

Приложение А

Картинки – подсказки





Приложение Б

Кластер

Картина мира

Положительные моменты:

1. Гармония человека и природы.

2. Единение людей друг с другом.

3.Любовь родителей к Илюше.

Отрицательные моменты:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира.

2. Страх обломовцев перед внешним миром.

Философия жизни.

Положительные моменты:

1. Размеренная, спокойная жизнь.

2. Смерть, как естественный процесс.

3. В Обломовке нет места злу.

Отрицательные моменты:

1 Культ еды и сна

2. Пустые вечера и бесплодные разговоры.

3. Неумение обломовцев трудиться.

3. Труд - наказание, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

Положительные моменты:

1. Любовь матери.

2.Сказки и фольклор как поэтическое духовное начало.

Отрицательные моменты:

1. Излишняя любовь - ограждение от собственной деятельности.

2. Сказки рождают мечтания.

3. Без труда произойдет чудо.

». И не только потому, что именно с этого «эпизода из неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити романа.

Нередко этот отрывок сравнивают со стихотворением А. С. Пушкина «Сон», в котором лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни:

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой данный утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца благословил.

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое...

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Абсолютно также предается упоительному сну и герой романа Гончарова. «... он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Именно в Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи - поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни , превратясь отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца.

Там, в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во «Сне».

Ясно прочитывается в романе параллель Ильи Обломова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе тридцать три года. Некоторые исследователи утверждают, что в образе калик перехожих, исцеливших Муромца, в романе изображены Ильинская и Штольц.

Однако существует иное мнение. В частности, Ю. Лощиц пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,- да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе - почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом - Штольцем. И это ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну - новую Милитрису Кирбитьевну».

Сказка из «Сна» со страниц переходит в жизнь Обломова и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вновь Илья Ильич попадает в «сонное царство», только оно уже именуется «жизнь».

Определяя главенствующую роль «Сна Обломова» во всем произведении, А. Дружинин писал, что этот эпизод «уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе».

Эмоциональный и художественный строй «Сна» словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.

Тезисы к анализу отдельных эпизодов и образов романа

Роман Гончарова берет начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити романа.

Нередко этот отрывок сравнивают со стихотворением А. С. Пушкина «Сон», в котором лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни:

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давний утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца благословил.

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое...

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Абсолютно также предается упоительному сну и герой романа Гончарова. «... он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке
сказать, ни пером описать».

Именно в Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи Ильича - поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и
долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратясь отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца.

Там, в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера,
воспроизведенной именно во «Сне».

Ясно прочитывается в романе параллель Ильи Обломова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе тридцать три года. Некоторые исследователи утверждают, что в образе исцеливших
Муромца в романе изображены Ольга Ильинская и Андрей Штольц.

Однако существует и другое мнение. В частности, Ю. Лотман пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,- да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он, знай, кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе - почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом - Штольцем. И это ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну -
новую Милитрису Кирбитьевну».

Сказка из «Сна» со страниц переходит в жизнь Обломова и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вновь Илья Ильич попадает в «сонное царство», толь-
ко оно уже именуется «жизнь».

Министерство образования Пензенской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами

Группа 14ОКХ02

Дата 14.11.14

Дисциплина ОДБ.02 «Литература»

Конспект урока №27

Тема « Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. «Обломов». Противоречивость характера».

Составил: Л.В. Земскова,

преподаватель русского языка

и литературы высшей категории

Пенза,2014г.

Урок 27

Тема « Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. «Обломов». Противоречивость характера».

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

    Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

    Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

    Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

    Развитие внимания.

    Развитие мышления.

    Развитие воображения.

    Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

    Воспитание любви к урокам литературы.

    Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова», роман «Обломов», Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Коровина В.И.

Оформление : к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, таблица для заполнения.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа (о традиции использования сна в литературе):

Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

Слово учителя: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

у: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

Слово учителя: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Слово учителя: Глава «Сон Обломова» представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: Давайте перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Ученик выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

У: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

у: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке и посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании. Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова» и дополним информацию чтением художественного произведения. (просмотр фильма, чтение).

Слово учителя: Все ли по-вашему хорошо в жизни обломовцев? Какую функцию выполняет сон в романе?

Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Слово учителя: Какова композиция этой главы?

Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

- «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

«Благословенный уголок земли» (экспозиция).

Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

Чудесная страна. Сказки няни.

Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

Слово учителя: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)

Слово учителя: Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?

Отторженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

Наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

Спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

Духовная щедрость;

Естественность;

И зобилие;

Молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Слово учителя: Какой образ является в главе "Сон Обломова" центральным, объединяющим все его фрагменты?

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни).

Слово учителя: Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Обломовка, модель патриархальной России.

Слово учителя: обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов - "обломок", часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.

Слово учителя: Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Дискуссия между двумя группами учеников. Результаты дискуссии оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.

«+» обломовской жизни

«-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Анисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

А теперь давайте посмотрим, чем отличается воспитание друга Обломова А.Штольца и попытаемся выяснить, почему Гончаров использует в романе методику немецкого воспитания.(см.отрывок)

Обсуждение.

Я приведу два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока:

Тест на закрепление темы.

IV . Домашнее задание. Работа со статьей Н. Добролюбова «Что такое «обломовщина»?»

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека