Когда у ребенка формируется слух. Из-за чего могут быть проблемы со слухом

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Органы слуха у детей начинают функционировать еще на этапе внутриутробного развития. Уже в малыш хорошо слышит биение маминого сердца и различает интонацию ее голоса. В момент появления на свет слух у новорожденных активизируется под воздействием различных звуков окружающей среды. И далее именно слух начинает стимулировать работу головного мозга, способствуя формированию у грудничка таких базовых навыков, как переворачивание, сидение, ползание и т.д.

Слух у детей окончательно формируется к концу первого месяца их жизни. В этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к речи родителей, реагируя на знакомые звуки, собственное имя и другие часто повторяемые слова. Малыш замирает или вздрагивает, когда слышит резкий шум. К 3 месяцам речевые и слуховые центры в мозге ребенка становятся еще более развитыми. Поэтому кроха начинает отзываться на мамин голос, пытаясь лепетать в ответ. Хотя, конечно, сконцентрироваться на чтении или даже короткой песенке он еще не может. Этот навык придет к нему только лишь в возрасте 5-6 месяцев. Тогда ребенок начнет оборачиваться в сторону интересующих его звуков, реагировать на свое имя и прислушиваться к речи родителей. В это время кроха может плакать, когда взрослые повышают голос, и громко смеяться, если с ним играют.

В возрасте до года малыш учится произносить первые звуки, которые он использует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Кроха реагирует даже на самый тихий шум, локализуя его сбоку и снизу. Он следует голосовым призывам взрослых и начинает произносить несложные слова, сопровождая их жестами. Конечно, чем старше ребенок, тем труднее определить, что для него является нормой. Здесь многое зависит от особенностей эмоционально-психологического развития ребенка, а также от среды, в которой он пребывает. Но врачи и психологи все же дают родителям несколько ориентиров, с которыми можно сопоставлять навыки крохи. И если взрослые будут внимательны, они смогут определить, насколько хорошо слышит их малыш.

Особенности детей с нарушением слуха

В большинстве случаев новорожденные обладают отличным слухом и нормальным восприятием звуков. Однако бывают случаи, когда детки страдают врожденными поражениями слуха или ранней тугоухостью. К факторам, ответственным за нарушения слуха у детей, относятся:

  • наследственность, когда тугоухость наблюдается у кого-либо из близких родственников (в 50% случаев)
  • патология беременности
  • лечение антибиотиками
  • вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности ( ,)
  • болезни почек, сердца и сахарный диабет у мамы
  • инфекции у новорожденного
  • воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха и т.д.

Для того чтобы вовремя выявить проблему со слухом, родители должны очень внимательно относиться к признакам патологии. Так, например, в 1 месяц кроха должен вздрагивать или, как минимум, моргать при резких громких звуках. В 2 месяца ребенок должен прислушиваться к мелодичным звукам, находящихся на расстоянии 1 метра. В 3 месяца кроха должен поворачиваться в направлении звука и реагировать на музыкальные игрушки. Если ребенок плохо слышит во время болезни, это нормально. И никакого дополнительного лечения здесь не требуется. Но если ребенок абсолютно здоров, и при этом он никак не реагирует на голос мамы, не успокаивается при ее пении, не улыбается, когда с ним разговаривают, не реагирует на шуршание бумаги и не проявляет интерес к музыке, скорее всего у него серьезные проблемы со слухом. Порой бывает и так, что дети с нарушением слуха даже не отзываются на собственное имя. В таком случае нужно срочно обращаться к педиатру и проходить полное обследование, чтобы уточнить диагноз.

Особенности детей с нарушением слуха таковы, что из всего диапазона частот малыши хуже всего воспринимают самые высокие звуки. Так например, дети могут реагировать на подъезжающий грузовик (низкочастотный звук) и включенное радио (среднечастотный звук), но совершенно не воспринимают шелест листвы и пение птиц. Поэтому родители должны обращать особое внимание на такие высокие звуки. Кроме того, взрослые могут сами имитировать подобные звуки, например, насыпав манную крупу в пластмассовую коробку. Если ребенок не оборачивается на звук такой самодельной погремушки, его стоит показать врачу. Особенно важно проверять слух ребенка в том случае, если присутствует хоть один из выше перечисленнях факторов риска.

Как развить слух у ребенка

Для того чтобы помочь крохе в таком нелегком деле, как развитие слуха, нужно постоянно с ним разговаривать спокойным мягким тоном, правильно соблюдая все интонации. Когда взрослые начинают сюсюкаться с малышом, это помогает ему лучше воспринимать речь, так как ребенку проще улавливать высокие интонации. Поэтому не нужно скупиться на ласку и нежность. Очень важно во время общения постоянно дотрагиваться до карапуза, проявляя эмоции.

Когда же встает серьезный вопрос о том, как развить слух у ребенка, будет очень полезно использовать погремушки, колокольчики, детские музыкальные инструменты и различные , имитирующие шелест бумаги, стук, звон и другие звуки. Для того чтобы кроха привыкал к мелодичности и музыкальности, ему будет полезно слушать различные аудиозаписи с классической и популярной музыкой. Также очень важно чтение вслух. Родители должны начинать читать ребенку книги уже с первых дней его жизни. Прослушивание стихов и сказок способствует развитию фонематического слуха и дальнейшему в самом младшем возрасте. Слух – это одна из основных сенсорных систем человека, помогающая ему полноценно воспринимать окружающий мир. Поэтому она заслуживает особого внимания и своевременного контроля.

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Первичная проверка проводится в роддоме, через несколько дней после рождения. Это делается затем, чтобы как можно раньше выявить различные нарушения и отклонения от нормы. Если скрининг слуха выявляет что-то сомнительное, то делается дополнительное исследование. В случае, когда болезнь подтверждается, своевременное лечение на ранних стадиях оставляет больше шансов на полное выздоровление и нормальное восприятие звуков у малютки в дальнейшем.

Кроха начинает слышать, еще находясь в животе у матери. Он различает некоторые звуки, реагирует на голос матери и биение ее сердца. После рождения слуховой аппарат у младенца уже сформирован, но пока не развит так, как у взрослого. Среднее ухо малютки заполнено жидкостью. Она несколько уменьшает остроту восприятия звуков новорожденным. Через несколько дней эта жидкость рассасывается, тогда представляется возможным достоверно проверить слух ребенка.

В роддоме есть аппарат, с помощью которого можно проверить слух новорожденного. Во время сна малыша ему в ушко вводится мягкий наконечник, который передает данные о слуховой нервной системе на принимающий аппарат. Он регистрирует восприятие звука и его продвижение по слуховому каналу. Отклонения выявляются примерно у 1-2% младенцев. Перед тем, как проверить слух новорожденного, нужно удостовериться, что нос у него не заложен. Это может исказить слуха малыша.

Из-за чего могут быть проблемы со слухом

  • Такие болезни часто является наследственными.
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности могут оказать негативное воздействие на восприятие звуков у младенца.
  • Проблемы со слуховым аппаратом чаще возникают у детей, родившихся раньше срока.
  • Тяжелые роды тоже являются одной из причин плохого слуха у новорожденных.
  • Бывает, что нарушения носят временный характер. Это может быть связано с серными пробками или травмированием органов слуха.

Как проверить слух малыша дома

В домашних условиях тоже делают такую проверку. Это делается следующим образом. Нужно дождаться, пока малыш только заснет и похлопать в ладоши или покашлять. Ребенок должен отреагировать на эти звуки вздохом или мимикой. Этого достаточно, не нужно пугать кроху слишком громкими или резкими звуками.

Проверить слух ребенка можно с помощью обычной погремушки. Нужно погреметь ей сначала слева, потом справа от малыша. Он должен поворачивать головку к источнику шума. Если речевые навыки ребенка совершенствуются от месяца к месяцу, это свидетельствует и о нормальном восприятии у него звукового окружения.

Тревожные симптомы

  • В 1 месяц у малютки нет реакции на громкие звуки рядом с ним.
  • В 3 месяца ребенок не разворачивает головку к источнику шума.
  • Около 5-6 месяцев .
  • В год малыш не говорит простых звукосочетаний.
  • Поворачивается одним ухом при разговоре с ним. Присматривается ко рту говорящего, так малыш может пробовать понять что-то по губам.

Если есть сомнения по поводу того, хорошо ли слышит малютка, то профессионально проверить слух ребенка поможет отоларинголог. При необходимости он даст направление в специализированный центр к сурдологу. Нужно знать, что чем раньше начато лечение, тем лучше и эффективнее будут его результаты.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека