Психическая и психологическая травма: в чем разница? Особенности психики и сознания человека. Отличие психической деятельности животных и человека

В разделе на вопрос чем отличаетса психика человека от психики животных? заданный автором Ирочка)) лучший ответ это у некоторых- ничем

Ответ от Проснуться [гуру]
на самом деле жираф думает о том же что и человек


Ответ от Да нет кликухи [гуру]
психика животных естественная а человека исскуственная


Ответ от Невропатолог [мастер]
У животных есть сознание, но нет мышления.


Ответ от хлебосольный [гуру]
отсутствием огромной кучи заморочек, которыми человек усложняет себе и другим жизнь.


Ответ от Andry Titov [активный]
Думаю что человек больше основан на сознании и мысли, животные на импульсивном желании, инстинкте.


Ответ от Ёвета cool [гуру]
психика человека в 100 раз психичней и психопатичней, чем у животных


Ответ от Наталья Балбуцкая [гуру]
Видами памяти и внимания, цветовым зрением, другой совсем диапазон звуков у человека, многие животные слышат звуки ниже или выше порога, который есть у человека, то же самое и в запахах. У человека как правило сложная логическая цепочка ассоциаций. А у животного - проще - мясо =еда, вода =питьё))
Кроме этого человек может планировать свои действия, а у животного, хотя и есть алгоритм действий, но в основном реагирует на раздражители сразу.


Ответ от Елена Филатова [гуру]
Сравнение психики животных с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующего манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработало человечество в течение тысячелетий и который она никогда не воспринимала непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудия по продуманным планам, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает их другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

Сравнение

Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Разделение на психологическое и психическое , как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы - чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о "психологических проблемах" у человека также семантически неверно, как говорить о "медицинских проблемах", вместо "проблем со здоровьем".

Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: "психика человека" и "психология человека". Таким образом, слово "психология" стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово "психика". И слово "психология" слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание "психологическая поддержка" невозможно заменить на "психическую поддержку". Слово "психическое", все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание "психическая поддержка" вызовет, скорее, ассоциации с "психической обработкой".

Между прочим, определение психологии как науки о душе - исторически понятно, но не оправдано. Термин "душа" (по-гречески "психе") имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу "изучали" религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.

Однако, если кого-то пугает слово "психика" по ассоциации с "психическими болезнями", то его должно также пугать слово "душа" по ассоциации с "душевными болезнями". Однако, надо признаться, слово "психический" более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.

Но если человек "боится" всего, что связано с психическим — на это должно быть много причин.

Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие, когда еще каких-нибудь несколько десятилетий назад использовались такие варварские способы "лечения" как электросудорожная терапия и лобоэктомия (вспомним, хотя бы, "Полет над гнездом кукушки").

Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.

И в этом главное пугающее значение слова "психика". И дело, даже, не в том, что если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой - его окружающие сразу приписывают к "психам", так сказать, приклеивают ярлык, хотя и это очень важно.

Подумать о психическом жутко, потому что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы, и мы все об этом знаем. Об этом знают, конечно, и психиатры, и мы об этом тоже знаем. И нам жутко от самого факта визита к психиатру (а, заодно, и к психоневрологу, психологу или психоаналитику), потому что нас страшит не только то, что у нас могут обнаружить психические отклонения, а в большей степени то, что нам об этом даже не попытаются сказать правду.

Но некоторые люди набираются смелости и приходят к психологу, несмотря на то, что в наименовании его специальности присутствует корень "псих".

К психологу, как правило, приходят за советом.

Но кто такой психолог, чтобы давать советы?

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека