Половая принадлежность. Гендерная идентичность - это что такое? Проявление гендера в современном обществе

ПСИХОЛОГИЯ

Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ

РАЗЛИЧНОГОТИПА

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер.

Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социально-культурные изменения последних лет фиксируют значительное изменение мужских и женских ролей в социуме. В связи с этим появляется необходимость введения и четкого разграничения понятий «пол» и «гендер».

«Пол» и «половые свойства» обозначают диффе-ренцировку мужчины и женщины: «секс», «сексуальные свойства» подразумевают сексуально-эротические свойства . Итак, пол (англ. sex): а) биологически - совокупность контрастирующих анатомофизиологических признаков особей одного вида; б) социально - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Пол строится на хромосомных, гормональных и физиологических особенностях человека как организма и указывает на его биологический статус. Физиологический пол будущего ребенка формируется в пренатальный период .

«Гендер» (от лат. genus - «род») - обозначение пола как социального явления; вся совокупность психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. В гносеологическом плане «гендер» (от греч. yevoo - «генос») происхождение, материальный носитель наследственности . Термин «гендер» употребляется для обозначения пола как социального понятия и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения полоролевых особенностей взаимоотношений с социальной средой, характерных для различных индивидуумов (мужчин и женщин) .

Американский социолог Э. Гидденс считает, что «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Таким образом, существу-

ет два пола (мужской и женский) и четыре рода (ан-дрогинный, маскулинный, феминный, недифференцированный)» .

Так как мы рассматриваем отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность», т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания .

Этот процесс разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты критических периодов принципиально необратимы, с точки зрения американского сексолога Д. Мани. Ее идея: «для создания самца требуются дополнительные усилия. На всех критический стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала, половая диффе-ренцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание - лишь надстройка над тем, что каждому человеку дано природой» .

В постнатальном онтогенезе анатомо-физиологи-ческие особенности задают определенную программу развития, детерминируя определение (паспортного) пола новорожденного. Это определяет, в соответствии с какой половой ролью (мужской или женской) должен воспитываться ребенок (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли.

Психологический пол личности (этот термин в отечественной психологии впервые использован А. Г. Ас-моловым) является системным качеством, обусловленным в большинстве случаев биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокуль-

турными традициями воспитания и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности воспитания, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности .

Под половой ролью понимают систему нормативов, ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого пола.

Половая роль в свою очередь является моделью поведения, которую инливид должен усвоить и в дальнейшем соответствовать ей, чтобы его признали в обществе мужчиной или женщиной .

Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культуры. В нее входят:

1. Система дифференциации половых ролей (половое разделение труда, половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин).

2. Система стереотипов маскулинности и феминин-ности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины .

Маскулинность и фемининность (от латинского «та8сиНпш» - мужской и «Гетттш» - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей .

Гендерная идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль . Гендерная идентичность основывается на соматических признаках (особенности строения тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Гендерная идентичность - это категория, которая определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое» .

Исследования гендерной идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание подростком позиции собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола . Доказано, что низкая дифференцированность эталонов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, регулирующего поведение подростка .

Гендерная идентичность связана со структурой личности. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, или, другими словами, психосексуальная направленность личности .

С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона, на 5-й стадии психосоциального развития (формируется ЭГО-идентичность - ролевое смешение) по-

иск идентичности может быть трудным процессом для индивида из-за влияния на него определенных групп людей и их сексуальных ориентиров. Под влиянием социальных групп, несущих размытую дифференциацию пола, может наступить кризис идентичности.

Кризис идентичности пола в данном случае можно рассматривать как фиксацию на этой стадии формирования личности.

В случае фиксации недифференцированного пола наступает 6-я стадия - «интимности - изоляции». Данная стадия опасна для личности излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений .

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Психологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли .

Таким образом, гендер является сложным социокультурным феноменом, обусловливающим различия в ролевом поведении, в ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, конструируемых обществом. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность.

Нами проведено исследование гендерной идентичности с использованием «Опросника гендерных ролей» С. Бем, адаптированного Е. М. Дубовской и

О. А. Г аврилицей. Опросник С. Бем (а также его модификация) основан на следующих концептуальных положениях:

1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями.

2. Субъект в процессе социализации усваивает социальные конструкты маскулинности - фемининно-сти в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений.

3. Поскольку маскулинность и фемининность являются социокультурными феноменами, то конструкты теста должны включать семантические единицы, характеризующие представления конкретного общества о маскулинности и фемининности.

Данный инструментарий содержит перечень из 60 качеств, 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - фемининные и 20 - нейтральные. Он позволяет измерить показатели фемининности и маскулинности путем самоопределения респондентами выраженности у себя тех или иных качеств по 20-балльной шкале с последующим переводом в систему категориальной оценки «высокий» (ВМ/ ВФ) - «низкий» (НМ/ НФ). В этой системе оценки индивидуальные показатели фе-мининности и маскулинности, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, могут быть выделены четыре гендер-

ных типа личности: маскулинный тип (сочетание ВМ с НФ), фемининный тип (НМ - ВФ), андрогинный тип (ВМ - ВФ) и неопределенный тип (НМ - НФ).

Для удобства вычислений и математико-статистической обработки результатов исследований Е. М. Ду-бовской и О. А. Г аврилицей было предложено респондентам оценить качества по 4-балльной шкале. При этом учитывалось, чтобы изменение оценочной шкалы не могло повлиять на интерпретацию данных. Критерии оценки немного расширились, что помогло более тщательно проанализировать данные испытуемых и получить достоверную картину психологического пола. Подсчет результатов происходил следующим образом: первое, что необходимо было сделать, это подсчитать сумму баллов по маскулинным качествами и по фемининным качествам; второе - вычислить индекс андрогинии по следующей формуле: И = М / Ф, где М - сумма баллов по маскулинным качествам, Ф - сумма баллов по фемининным качествам, И - индекс андрогинии.

Следующим шагом было определение срединных показателей (медиан) по показателям маскулинности и фемининности, а затем определяется гендерный тип подростков из разных семей.

Рассмотрим гендерную идентичность подростков из разных семей.

1) Гендерная идентичность (маскулинность и фе-мининность) мальчиков и девочек 7-9 классов из православных семей.

Средние значения маскулинности мальчиков по мере взросления возрастают: в 7-м классе - 41.71, в 8-м -43, в 9-м - 48.85 балла; средние значения фемининности мальчиков: 7-й класс - 31.28, 8-й - 31, 9-й - 34.71 балла. Маскулинность девочек из православных семей: 7-й класс - 34.2, 8-й - 34.5, 9-й - 38.2 балла.

Фемининность девочек из православных семей изменяется следующим образом: 7-й класс - 49.5, 8-й -44.25, 9-й - 47.2 балла.

2) Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс -35.5, 8-й класс - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек:

7-й класс - 36.66, 8-й -37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й -33.54, 9-й - 33.54 балла.

В православных семьях у девочек происходит снижение фемининности в 8-м классе, маскуклинность и фемининность мальчиков возрастают в 9-м классе.

Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 35.5,

8-й - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек: 7-й класс - 36.66, 8-й - 37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й - 33.54, 9-й - 33.54 балла.

Результаты исследования дают основание утверждать, что у девочек в 8-м классе фемининность уменьшается, а в 9-м классе происходит ее рост. Маскулинность мальчиков возрастает и после 8-го класса к

9-му классу наблюдается ее скачок, фемининность мальчиков в 8-м классе уменьшается.

3) Результаты исследования гендерной идентичности мальчиков и девочек 7-9-х классов из неполных семей. Изменение маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.44, 8-й - 28, 9-й - 36.53 балла. Фемининность мальчиков: 7-й класс - 33.77, 8-й - 31, 9-й -33.8 балла.

Маскулинность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 30.8, 8-й - 43.33, 9-й - 33.8 балла. Фемининность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 3.4, 8-й - 36.16, 9-й - 33.8 балла.

На основании данных исследования определено, что 8-й класс является кризисным как у мальчиков, так и у девочек. У девочек в 8-м классе маскулинность резко возрастает и в 9-м классе резко уменьшается. Маскулинность мальчиков уменьшается в 8-м классе и увеличивается в 9-м классе.

Гендерные типы подростков (мальчиков и девочек) отличаются и по типу семьи. У мальчиков из православных семей выявлено только два гендерных типа: маскулинный и андрогинный (при взрослении процент маскулинного гендерного типа незначительно падает, а андрогинного - растет). У девочек выявлено, что в 7-м классе присутствуют все 4 типа гендера, а в 8-м и 9-м классах выявлены всего два гендерных типа: феминининный и андрогинный (с 8-го класса процент фемининного гендерного типа падает, а ан-дрогинного типа растет).

У мальчиков из полных семей в 7-м и 8-м классах наблюдается высокий показатель недифференцированного гендерного типа (42.85 и 54.54 %), а в 9-м классе недифференцированный гендер отсутствует, а преобладает маскулинный гендерный тип (77.77 %).

У девочек из полных семей в 7-м классе преобладают следующие гендерные типы: фемининный (38.88 %), андрогинный (33.33 %), недифференцированный (22.22 %).

В 8-м классе преобладают маскулинный (29.16 %) и недифференцированный (33.33 %) гендерные типы (33.33 %). В 9-м классе у девочек наблюдается высокий процент фемининного (44.44 %) и андрогин-ного (38.88 %) гендерных типов, отсутствует недифференцированный гендерный тип.

В неполных семьях преобладает недифференцированный тип гендера и у мальчиков и у девочек: 7-й класс: у девочек - 60.0 %, у мальчиков 60.0 %; 8-й класс: у мальчиков - 100.0 %, у девочек - 50.0 %; 9-й класс: у девочек - 75.0 %, у мальчиков - 66.66 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными «поставщиками» недифференцированного гендерного типа как у мальчиков, так и у девочек являются неполные семьи.

Результаты нашего исследования показывают, что гендерная идентичность подростков из православных семей отличается от гендерной идентичности подростков из светских семей (полных и неполных).

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. СПб., 2005.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

4. Антология гендерной теории / под ред. Н. Гаповой. Минск, 2002.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

6. Денисова А. Фемининность и маскулинность // Женщина плюс. 2003. № 1.

7. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопр. психологии. 1985, № 3.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной.

Шабанов Л. В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. кафедрой послевузовской психологической подготовки.

Институт теории образования ТГПУ

E-mail: [email protected]

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Рубан Н. Н., методист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.05.2009

L. V. Shabanov, I. L. Shelekhov, N. N. Ruban SEXUAL ACCESSORY AND GENDER IDENTITY OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF VARIOUS TYPE

The physiological sex as set of anatomy-physiological attributes of individuals of one kind and a gender as a social sex is considered. The review of the set forth above terms on the basis of which sexual identity of the person is formed, that is a special accessory to the certain sex, as result of difficult biosocial process connecting ontogenesis, sexual socialization and development of consciousness is done.

Key words: sexual identity, a biologicalfloor, a socialfloor, socialization, a gender.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Статья поддержана грантами РФФИ, проект 08-06-00313 «Роль условий социализации и психологических особенностей в формировании репродуктивного поведения женщин в современных условиях» и РГНФ, проект 07-06-1214в «Информационная система оценки и мониторинга психофизиологического состояния беременным женщин».

Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.

Многие люди предполагают, что слово «гендер» является синонимом слову «пол». Но это мнение ошибочно. Гендерная принадлежность – это совокупность психосоциальных и социокультурных характеристик, которые принято присваивать тому или иному биологическому полу. То есть, человек будут по биологическому полу мужчиной, вполне может ощущать себя и вести себя как женщина, и наоборот.

Что означает термин гендерная принадлежность?

Как уже было сказано выше, этим понятием определяются как социальные, так и культурные признаки принадлежности к биологическому полу. Изначально человек рождается с определенными физиологическими половыми признаками, а никак не с гендерными. Младенцу попросту не знакомы ни нормы социума, ни правила поведения в нем. Поэтому, человека определяется им самим и воспитывается окружающими его людьми уже в более осознанном возрасте.

Воспитание гендерной принадлежности во многом будет зависеть от взглядов на отношения полов тех людей, которые окружают ребенка. Как правило, все постулаты и основы поведения активно прививаются родителями. Например, часто мальчику говорят о том, что плакать нельзя, потому что он будущий мужчина, ровно, как девочку одевают в цветастые платья по той причине, что она представительница женского биологического пола.

Формирование гендерной принадлежности

К 18 годам у человека, как правило, уже есть собственное представление о том, к какому полу он себя причисляет. Происходит это как на неосознанном уровне, то есть сам ребенок в раннем возрасте определяет группу, к которой хочет принадлежать, так и на осознанном, например, под воздействием общества. Многие люди помнят, как в детстве им покупали игрушки, которые соответствуют их полу, то есть мальчики получали машинки и солдатиков, а девочки кукол и наборы для готовки. Такие стереотипы живут в любом обществе. Они нужны нам для более комфортного общения, хотя во многом и ограничивают личность.

Формирование гендерной и семейной принадлежности необходимо. В детских садах проводятся специальные занятия, направленные на этого процесса. С их помощью ребенок познает себя, а также учиться причислять себя к определенной группе людей. Эти подгруппы формируют как по половому признаку, так и по признаку семьи. В дальнейшем это помогает ребенку быстрее усвоить правила поведения в обществе.

Однако может быть и так, что половая принадлежность будет отличаться от гендерной. В этом случае процесс самоидентификации также произойдет, но потребует индивидуального подхода.

Как по словам определить гендерную принадлежность?

Существуют различные тестовые методики, позволяющие определить сексуальную и гендерную принадлежность человека. Они направлены на выявление самоидентификации человека, а также на определение его гендерной роли в обществе.

Одна из распространенных методик предлагает ответить на 10 вопросов, при помощи которых и выявляются упомянутые выше характеристики. Другая базируется на рисунках и их интерпретации. Валидность различных тестов достаточно разниться. Поэтому сказать, что на сегодняшний день существует хотя бы один метод, позволяющий 100% определить сексуальную принадлежность человека, не существует.

На днях тем американцам, которые недовольны своим полом, интернет-сеть «Фейсбук» предложила для регистрации на выбор .

В сети по этому поводу активно веселились. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не пришлось детям хохочущих насильно примеривать на себя эти половые роли (правильнее называть их гендерами). Реальность обгоняет самые авангардные выходки вроде этой.

Мало кто догадывается, что в ООН, Евросоюзе, ПАСЕ и массе других влиятельных международных организаций уже приняты резолюции, декларации и прочие документы, не только дающие зелёную дорогу этим 58 гендерам, но и обязывающие многие страны вводить у себя такие обозначения пола законодательно.

Петушок или курочка?

Накануне акции «Фейсбука» Европарламент принял на ура «доклад Луначек», названный по имени австрийской ЛГБТ-активист-ки и депутата от партии зелёных. По сути, она предложила наделить представителей родного для неё ЛГБТ-сообщества особыми правами, дающими им преимущества перед другими гомо сапиенс. Они получают неограниченную свободу слова, но им перечить нельзя. Даже родители не имеют права защищать своих детей от гендерной пропаганды.

Так что современный мир крутится не только вокруг доллара, нефти или секса, но и вокруг гендера. Строго говоря, вокруг этой оси мир сам не вращается, его прокручивают насильно, как мясо в мясорубке. Законы, требующие столь радикального переустройства общества, в самых демократичных странах принимают кулуарно. Делает это каста неприкасаемых - международное чиновничество, сосредоточенное в надгосударственных структурах. А потом их навязывают практически всем странам.

В чём суть гендера? В 1970-е годы этим термином стали обо-значать одну из ипостасей пола - социальную. Чтобы определить биологический пол, достаточно снять штаны. А вот социальный пол - это то, что в голове, то, как человек ощущает себя сам, то, какой пол он выбрал независимо от того, родился он мальчиком или девочкой. Изначально это использовалось лишь в медицине для лечения и реабилитации людей с такими отклонениями.

Но когда за гендер взялись радикальные философы, психологи и антропологи, они разработали так называемую гендерную теорию. В чём её суть? Предупреждаем, дальнейшее чтение - не для слабонервных. Согласно гендерной теории, ребёнок рождается не мальчиком или девочкой, а чем-то неопределённым, у него есть задатки всех гендеров сразу, независимо от того, что у него в реальности - «петушок» или «курочка». А мужчинами и женщинами мы становимся только потому, что нас так воспитывают. Главную роль, конечно, играет семья - из века в век в ней над личностью воспроизводят «гендерное насилие» (это официальный термин), навязывая мальчику роль мужчины, а девочке - роль женщины и матери. Эта диктатура семьи должна быть уничтожена. Отсюда и ювенальная юстиция, и борьба с так называемым домашним насилием, и радикальные формы защиты прав ребёнка, и другие активно спонсируемые технологии разрушения семьи - все они играют на стороне гендерной теории и практики.

В США книга под названием «Это абсолютно нормально» рекомендована для чтения в 4-м классе. На одной из страниц рассказывается о том, что это нормально - быть геем или лесбиянкой. Фото: Коллаж АиФ

Уроки для малолеток

Гендерная педагогика рекомендует детям попробовать себя в разных ролях, подчёркивая, что нетрадиционность - это здорово. Лучше начать это делать в начальной школе или даже в детском саду, когда ребёнок начинает осознавать свой биологический пол, - оптимальный возраст, чтобы создать в детской голове гендерный хаос.

Это называется воспитанием на принципах «гендерного равенства», оно практикуется во многих странах на севере Европы и навязывается странам, недавно вступившим в ЕС. В закамуфлированной форме оно просачивается в виде сексуального образования для малолеток. После таких уроков девочки часто начинают играть в войну, а мальчики - в геев, трансвеститов или в дочки-матери.

Но после «доклада Луначек» такое воспитание может стать практически обязательным, и родители уже не смогут уберечь своего ребёнка от этих уроков. Кстати, конфликты уже возникают в Германии, где родителей, защищающих своих детей, даже подвергают уголовным наказаниям. Вам трудно в это поверить? Всё это кажется бредом, которого не может быть, потому что не может быть никогда? Мне понятна ваша логика, но напоминаю: соответствующие договорённости уже закреплены в официальных документах, под которыми подписались сотни стран, и реализуются на практике во многих регионах.

Как это могло случиться? Тихо и незаметно. Термин «гендер» в документах впервые появился в 1995 году в так называемой Пекинской декларации ООН. И тогда он означал лишь необходимость введения равенства мужчин и женщин. В то время уже мало кто спорил с этим утверждением, и документ приняли с воодушевлением. Но оказалось, что женщин, похоже, просто использовали, чтобы под гендерный зонтик тихо всунуть всех представителей ЛГБТ-сообщества. И как вы уже знаете, равенства им оказалось нужно даже больше, чем женщинам.

Число в 58 гендеров, выделенных экспертами для акции «Фейсбука», условно. Их, согласно гендерной теории, может быть и больше. Выделять их можно, по сути, бесконечно, придумывая микроскопические различия. Например, самые распространённые - те, для обозначения которых используют аббревиатуру ЛГБТ: её буквы обозначают гомосексуальные гендеры (лесбиянки, геи, бисексуалы) и трансгендеры - это те, кто недоволен своим биологическим полом. Их много: транссексуалы стремятся сменить пол хирургически, трансвеститы просто переодеваются в одежду противоположного пола, андрогины сочетают в себе мужские и женские черты и поведение, у гермафродитов есть мужские и женские половые органы, бигендеры меняют половое поведение в зависимости от обстоятельств, агендеры - отрицают любой пол. Список можно продолжать, как это и сделали в «Фейсбуке». В кулуарах обсуждается введение новых гендеров, в основе которых лежат инцест и педофилия.

Проблема определения и закрепления гендерной идентичности у ребенка в современном обществе становится все более актуальной. В том, что формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и системы ценностей являются необходимыми условиями процесса социализации личности, сомнений нет. Однако есть большие сомнения в том, как эту принадлежность формировать у ребенка и стоит ли вообще акцентировать его внимание на данном аспекте в раннем детстве.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

Гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

Гендер как выражение отношений власти,

Гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

Гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях - вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Маскулинная гендерная принадлежность

Определение гендерной принадлежности подразумевает отнесение индивида к тому или иному гендеру. Маскулинный тип отличается характеристиками, которые в обществе традиционно приписываются мужчинам:

Сильный,

Решительный,

Уверенный в себе,

Напористый,

Независимый,

Доминирующий и др.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

Женственность,

Отзывчивость,

Пассивность,

Мягкость,

Эмоциональность,

Уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем - неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная - личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга - их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

Женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

Женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

Молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине - роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек - на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества - воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать - это не по-мужски, а слезы - это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» - так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам - машинки, девочкам - куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень - куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик - «менее мальчиком».

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми - представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека