Агрессивная мама что делать. Причины агрессии: истоки материнской злости

Материнская агрессия по отношению к своему ребенку - непопулярная тема, которую женщины разных возрастов обсуждают неохотно. Об этом неудобно говорить, так как не покидает мучительное чувство стыда за свои опасные поступки, которые нередко вызывают ужасные необратимые последствия. Глупо формулировать оправдания или перекладывать вину на других людей. Надо признать, что данная проблема действительно стоит остро и требует детального рассмотрения. На самом деле, выход из ситуации есть. Попробуем проанализировать поведение женщин, неожиданно для самих себя срывающихся на своих ни в чем неповинных детей, применяющих грубую физическую силу вкупе с оскорблениями, и потом желающих об этих аморальных, преступных действиях.

Снятие агрессии по отношению к детям

Если вы обнаружили у себя агрессивное поведение, направленное на ребенка, то срочно принимайте меры. Примите к сведению полезные советы по данной актуальной теме:

Как найти причину агрессии?

Глубоко проанализируйте собственную жизнь. Возможно, в ней имеются такие обстоятельства, которые оказывают разрушительное влияние на психическое здоровье. Устранив негативные факторы, вы увидите, что общее напряжение снизилось и близкие больше не страдают от ваших действий.

Подбор подходящих мер для восстановления психики

Старайтесь различными способами нейтрализовать причины агрессивного поведения, так как это может быть опасным для психического и физического здоровья, а также жизни вашего ребенка. Ваша задача - отыскать приемлемые методы освобождения от отрицательных эмоций, это делается строго индивидуально, универсальных рекомендаций не существует. Например, отлично действуют физические нагрузки, путешествия, активный спорт, различные виды релаксации, смена имиджа, поиск новой работы, углубленное изучение православного мировоззрения (традиционная религия нашей страны), увлечения и хобби.

Помощь специалистов

Если вы не знаете, как справиться с агрессией на ребенка и, несмотря на все усилия над собой, не можете себя контролировать и время от времени срываетесь, то можно обратиться к опытному психологу. Облегчение наступит уже после первой беседы, где произойдет анализ ситуации, и у вас будет шанс полноценно выговориться. Не нужно избегать визитов к специалисту, такая терапия пойдет на пользу и поможет сохранить нормальные отношения в семье. Анонимный психолог сегодня доступен каждому, он оказывает неоценимую помощь за приемлемую оплату.

Как справиться с агрессией на ребенка: найти истинную причину неадекватного и опасного поведения мамы, выбрать подходящий способ коррекции женской психики и принять все возможные меры для предотвращения рецидивов

Причины женской агрессии на детей

Внешние факторы

Неадекватное поведение мам зачастую основывается на бессознательной переадресации агрессии. Женский мозг, обрабатывая информацию извне, выявляет факторы, вызывающие психологический дискомфорт, угрожающие ресурсам или безопасности. Ситуация расценивается как общая угроза, и ответная негативная реакция перенаправляется на оказавшегося рядом беззащитного маленького человечка. Замечено, что материнская агрессия сегодня проявляется в разных формах, она может принимать вид как психического, так и физического насилия. Известно огромное количество случаев оскорблений, нанесения физических увечий разной сложности и убийств.

Многие женщины желают себя оправдать, пытаясь завуалировать свою очевидную вину, делая акцент на действии внешних факторов или недопустимых действиях ребенка. С таким положением вещей несовместимы общепринятые моральные нормы человечества, более того - такие действия однозначно противозаконны. У женщин имеется природная высокая адаптивность по сравнению с мужчинами, по этой причине любые попытки оправданий выглядят неразумно. При наличии такой проблемы, нужно прекратить себя оправдывать и попытаться найти решение, как справиться с агрессией на ребенка: если женщина приложит усилия, осознает всю серьезность собственных поступков и хорошо поработает над собой, то очень скоро она сможет скорректировать свое поведение.

Причина агрессии внутри

Анализируя неприятные случаи семейных конфликтов, можно заключить, что практически всегда материнская агрессия, направленная на ребенка, в действительности не имеет к нему отношения. Маленький член семьи не является провокатором отрицательных эмоций, он всего лишь представляет собой объект, принимающий на себя выбрасываемый родителем негатив. Истинными причинами срывов на детей может выступать абсолютно любая ситуация, способная вывести родителя из равновесия. Нередко имеют место стрессовые обстоятельства на работе, материальная необеспеченность семьи, конфликты между папой и мамой, плохой микроклимат в молодой семье за счет отсутствия психоанализа и психологической поддержки.

Не исключено, что почвой для возникновения и развития женского психоза, являются не внешние, а внутренние факторы. Здесь следует сделать уточнение: причина во всех случаях находится глубоко внутри личности, а внешние факторы действуют в роли активатора скрытых эмоций. Наносят побои и оскорбляют своих детей родители из разных слоев общества, но, согласно статистическим данным, у неблагополучных и малообеспеченных семей имеется повышенная предрасположенность к такого рода проблемам.

Сложность в том, что вероятность перетекания тяжелых жизненных обстоятельств в акты агрессии на детей, практически невозможно адекватно ценить: здесь играет роль психическая устойчивость женщины и осознание ответственности за свои поступки. Кроме того, оказывает влияние детское воспитание самой матери: если когда-то в ее жизни присутствовали плохие отношения с родителями, имели место побои и жестокость, то данное поведение на подсознательном уровне расценивается как нормальное или допустимое. Родительская агрессия приобретает разные формы, одни применяют физические наказания, другие практикуют постоянное психологическое давление, третьи постоянно внушают ребенку различные страхи и все время запугивают его.

Если вы желаете добра своему ребенку и цените семейное благополучие, то при первых тревожных симптомах агрессивного поведения, начинайте анализировать свой внутренний мир и жизненные условия. Старайтесь как можно раньше исправить ошибки, постоянно контролируйте себя и настраивайтесь на позитив.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне советом, как справиться с агрессией и раздражением на своих детей. Бывает, что когда один из моих двоих детей (им по 3 года) начинает истерить/кричать/швырять игрушки или другие предметы, я тоже начинаю заводиться и могу наорать на ребенка, сильно встряхнуть за плечи, сказать, что я не буду так с ним разговаривать. В такие моменты у меня даже нет жалости к ребенку, его крик сильно выводит меня из себя. Иногда у меня получается не обращать на истерику внимания и я занимаюсь своими делами, но в это время ребенок надрывается от крика. Я не уверена, правильно ли я себя веду. Меня очень беспокоит, как моя агрессия влияет на ребенка. Запоминает ли трехлетний ребенок мамин крик, резкость, порой грубое отношение, злость? Как обижается ребенок в таком возрасте? Или быстро все забывает? Я очень стараюсь работать над собой, но у меня не всегда получается и я переживаю, как это переживают мои дети. Я понимаю, что сама подаю детям плохой пример, они кричат, потому что мама кричит, ругается. Больше всего меня беспокоит, что запоминает ребенок в таком возрасте? Может случится так, что лет в 10 кто-нибудь скажет: «Я помню, как ты меня наказала!»? Спасибо

Ответ психолога theSolution:

В первую очередь необходимо позаботиться о психологическом благополучии, а не о том, что может вспомнить или не вспомнить ребенок
Память человека напрямую связана со степенью развития речи. Если сказать иначе, то человек запоминает в основном то, что может назвать. Воспоминания содержат в себе большой эмоциональный заряд и легко видоизменяются в зависимости от того, какие эмоции человек в данный момент испытывает, какие убеждения были сформированы в процессе развития. Не стоит в настоящий момент думать о том, какие воспоминания будут у ваших детей когда они подрастут, большее внимание стоит уделять формированию атмосферы любви и принятия, своему и их психологическому благополучию.

Восприятие себя у ребенка формируется на основании единицы транзакции — родительского поглаживания

Каждый человек нуждается в поглаживаниях. Поглаживания по Э. Берну – это основная структурная единица общения между людьми. Ребенку необходимы поглаживания, как доказательства его существования. Их отсутствие вызывает чувство тревоги у ребенка и он стремится получить поглаживание любой ценой, не важно как и какое (позитивное или негативное). Часто бывает так, что получить негативные поглаживания оказывается намного проще и быстрее, чем позитивные.
Маленькие дети нуждаются в позитивных безусловных поглаживаниях намного больше, чем взрослые люди. Таким образом, он получает информацию о себе и формирует позитивный образ своей личности, здоровую самооценку. При избытке негативных поглаживаний соответственно формируется негативный образ себя, появляется чувство своей никчемности и низкая самооценка. То есть ребенок может и не запомнить то что вы его ругали, но происходит формирование негативного мнения о себе, восприятие мира как враждебного и опасного.

Модели поведения усваиваются в детстве

Возможно, что именно такую модель поведения с маленькими детьми вы усвоили в своем детстве. Ваши родители могли точно так же общаться с вами, и в силу несформированности критического мышления, вы приняли такой стиль общения как единственно возможный. Многие родители просто не знают, как иначе можно общаться с детьми, так как этому их никто не смог научить. Очень хорошо, что вы смогли осознать свои модели поведения с детьми, это может стать первым шагом к их исправлению и гармонизации отношений.

Вы проявляете агрессию, когда ребенок не подчиняется вам

Ваша агрессия появляется при неподчинении ребенка требованиям, при его «неудобном» поведении. Такая реакция проистекает из убежденности что «ребенок должен!» (хорошо себя вести, быть тихим и спокойным). Однако капризы, усталость, непослушание это нормальное, хотя и крайне неудобное поведение. Восприятие окружающих с позиции долженствования один из признаков невротической личности. Вместо принятия ребенка с его особенностями, происходит попытка подстроить его под ваш внутренний идеал.

Корни бессознательной жестокости к своим детям находятся в ваших отношениях с собственными родителями.

Чтобы научиться справляться к своим детям, вы можете проанализировать убеждения относительно них, то откуда они взялись, почему появились. Скорее всего, вы осознаете свои разрушительные установки, связанные с жестокостью и ненавистью к собственному ребенку. Если вы начнете осознавать истоки этих эмоций, то поймете, что в отношениях с собственными детьми пытаетесь разрешить невротический конфликт с собственными родителями.

Если ваши родители не обращались за психологической помощью, а вымещали бессознательные жестокие импульсы в отношение вас — то, вы можете копировать их поведение.

Обычно за агрессией в отношение собственных детей скрываются негативные детско-родительские программы, вредные установки- убеждения. Следующим этапом станет исправление этих убеждений.

Проработайте тему подавленной внутренней агрессивности при неврозах

Когда придет осознание, что ребенок ничего не «должен», тогда сможете принять его поведение и научитесь спокойно реагировать, оказывать эмоциональную поддержку. Также вам необходимо научиться

Наша работа помогла Оле увидеть, что она слишком часто испытывает стыд из-за поведения мужа . Оля до определенной степени "слилась" с ним, считая, что раз он ведет себя неподобающее,то и она выглядит так же. А для нее такие ситуации казались постыдным. Что и рождало агрессию и желание переделать мужа. То есть, на самом деле, агрессия всего лишь защищает от того, чтобы испытывать стыд!

Природа чувства стыда

Скажу по своему личному опыту, я терпеть не могу стыдиться. Это отягощающее, неприятное чувство, которого хочется избежать любой ценой. Не заметить, если оно возникает, оттолкнуть человека, который может его спровоцировать. Стыдиться очень неприятно и болезненно.

От рождения человек не знает, что такое стыд. Вот почему дети с интересом и удовольствием делают такие вещи, от которых взрослому может стать стыдно

Стыд - это "социальная" эмоция . Вот, к примеру, страх является базовой эмоцией, которая есть у нас с самого рождения. Новорожденный малыш боится громких звуков или резкого изменения положения тела в пространстве. Да и животные также испытывают страх.

Стыд, в отличие от страха, это эмоция чисто социальная. От рождения малыш не знает, что такое стыд. Вот почему дети с интересом и удовольствием делают такие вещи, от которых взрослому может стать стыдно. Например, изучают свое тело, могут громко кричать или плакать.

Родители, воспитывая ребенка, учат его всему, в том числе и обучают стыдиться, рассказывая что можно делать, а что - нет. Вспомните фразы , которые произносите автоматически: "Как тебе не стыдно так себя вести? Не хочу краснеть из-за тебя!" и прочие. Со временем ребенок понимает, что есть такая эмоция - стыд. Ее "нужно " испытывать, когда ты ведешь себя каким-то неправильным образом.

Чем большей внутренней свободой обладает родитель, тем меньше ему стыдно за действия своего малыша. Тем меньше ему необходимо ограничивать поведение своего ребенка. И тем меньше ребенок будет стыдиться сам. Получается, что уровень нашей стыдливости напрямую зависит от того, насколько этому чувству подвержены наши родители.

Стыд всегда связан с определенным представлением "как правильно ", с каким-то образом правильного или воспитанного человека. У каждого родителя есть такое представление о себе, а также о том, каким должен быть его ребенок. И чем более критичное, жесткое это представление, чем меньше там дозволенного, тем чаще будет возникать стыд, когда что-то будет ему не соответствовать. И тем чаще, скорее всего, будет возникать агрессия, которая будет стараться защитить своего хозяина от соприкосновения со стыдом.

Что скрывается за агрессией мамы

А теперь давайте вернемся к нашим первоначальным вопросам, на которые Вы отвечали в начале статьи. Как часто Вам бывает стыдно? Ваш ребенок заговорил громко в транспорте. Или он испачкался и теперь идет рядом с Вами такой чумазый:) Или он плохо вел себя в школе. Или все дети в его возрасте уже умеют говорить, а он еще нет. Что во всех этих ситуациях чувствуете Вы? Есть ли в каких-то из этих ситуаций ? А есть ли за этой злостью стыд?

Очень часто мы даже не отдаем себе отчета, что нам стыдно. Как я уже говорила, это такое неприятное чувство, что мы "предпочитаем" его не замечать, а попросту говоря не осознаем, что нам стыдно. Кто-то может ощущать стыд как смущение, кто-то как неловкость, а кто-то как дискомфорт. Однако при детальном рассмотрении это может быть именно стыд.

Читай также:

Как понять, что нам стыдно

Давайте попробуем перечислить маркеры , по которым стыд можно обнаружить.

  1. Это, в первую очередь, желание как можно скорее пережить сложившуюся ситуацию.
  2. Во-вторых, стыд обычно сопровождается беспокойством. Оно может быть резким и внезапным, а может быть тянущимся и продолжительным. Лично я до какого-то момента своей жизни частенько путала тревогу и стыд. Но в случае, когда это все-таки был стыд, беспокойство возникало очень быстро, остро и мгновенно проходило, как только исчезал повод для стыда.
  3. Также стоит указать телесные маркеры стыда. Лично я, когда испытываю стыд, обычно чувствую жар в области лица и головы. А также ощущение, что хочется как-то съежиться, стать не заметной. Я знаю, что другие люди часто краснеют, когда им стыдно. Или же они склонны улыбаться, когда им в разговоре вдруг становиться стыдно. Если говорить о реакции на стыд в целом, то некоторые люди, когда им стыдно, впадают в ступор или замирают. А некоторые, наоборот, становятся очень активными, начинают злиться или раздражаться.

Очень важно понимать свою индивидуальную реакцию на стыд . Это может стать для Вас подсказкой, почему Вам никак не удается справиться со своей злостью на малыша. Ведь если агрессия является всего лишь защитой от стыда, то сколько бы Вы не выражали свою злость, сколько бы не думали о ее причинах, все это может быть малоэффективно, пока Вы не начнете разбираться со своим стыдом.

"Слияние" с ребенком и агрессия

Также немаловажным фактом в вопросе материнской агрессии и стыда является "слияние" с ребенком. Чуть-чуть теории сейчас, потерпите, но без нее никуда.

Когда мы вступаем в контакт с другими людьми, и со своим ребенком в частности, мы можем выстраивать отношения различными способами.

Ольга Коляда, психолог: Меня попросили высказаться на тему проявления агрессии со стороны родителей по отношению к собственным детям. Я согласилась, а потом поняла, что нужно начинать с уточнения понятия «агрессия» - с предмета, о котором идет разговор. Причем уточнить понятие хочу не по словарю, в словарь мы по жизни заглядываем не часто, а слово это употребляем уверенно, значит есть уже «бытовое» его определение. Что мне приходит на ум, когда я слышу или говорю о «проявлении агрессии»? Некий сильный и злобный эмоциональный выплеск, нарочно совершаемое разрушительное, подавляющее действие. Причем – несправедливое хотя бы отчасти. Если я защищаюсь и не превышаю меру – какая же это агрессия? И если понимать «агрессию» так, то ответ на вопрос «а хорошо это или плохо?» оказывается не так-то прост. Я бы вообще его не обсуждала. Потому что общественное мнение и так известно (агрессия – плохо, особенно по отношению к ребенку) и тут не о чем говорить. Мне бы хотелось рассмотреть вопрос с другой точки зрения «полезно - не полезно». И здесь не все оказывается очевидным и однозначным.

Я сейчас начну писать довольно не радостные для некоторых людей мысли, а для кого-то, возможно, вообще неприемлемые. Поэтому сперва хочу оговорить свою позицию более четко, чтобы не быть обвиненной в садизме, пропаганде агрессии и насилия и т. п. Вообще-то я – за мир во всем мире. За жизнь в любви и согласии, добре и взаимопомощи. Без разрушений, нападений, давления на других людей, и лучше вообще без зла – внутреннего и внешнего. Я за это, я стремлюсь к этому, я стараюсь жить, исходя из этого – когда вокруг меня и во мне – мир. Но это бывает не всегда.

Первая печальная новость, которую можно не принимать и возмущаться, а можно принять и учиться с ней жить – большинство родителей (исключение – некоторые святые, допускаю) периодически испытывает прилив сильных злобных чувств по отношению к ребенку. В том числе – несоответствующих ситуации злобных чувств. Формы проявления у разных людей в разных жизненных случаях могут быть разные – кто-то орет, кто-то сдержанно шипит, кто-то холодно давит на психику, кто-то занимается рукоприкладством с разной силой, кто-то замыкается в себе, чтобы отгородить ребенка от своих чувств. И так далее.

Из этой новости следует еще одна, не менее печальная (я вас предупреждала) – будучи такими, как мы есть, не святыми, мы иначе не можем. И это бывает очень тяжело принять. Есть уйма прекрасных книг и статей о том, как вредна агрессия и как здорово ее не проявлять по отношению к детям. Неужели, если бы я могла, я бы не последовала изложенным там советам? Я же люблю своего ребенка и хочу жить с ним в мире, без нападений… Можно себя раз за разом оправдывать – «да, я тут повела себя, как злобная тварь, но у меня особые обстоятельства, они меня вынудили, я не нарочно…» и т. п. Оправдания отнимают много душевных и умственных сил и факты никак не влияют. Так что лучше уж принять, что в определенных обстоятельствах во мне возникает злоба на ребенка, возмущение, желание сделать ему больно (физически или душевно), сломать, заставить что-то понять\сделать\согласиться. И это желание бывает настолько сильным, что я его в какой-то форме проявляю. Если принять это в себе не получается – читать это материал дальше не стоит, вряд ли он будет вам полезен.

Если наличие агрессии в себе, хоть и со вздохом, но принимается. Возникает следующий естественный вопрос – а как обезопасить своего ребенка от моих проявлений? И менее логичные, но тоже полезные вопросы – а что вообще стоит делать? Стоит ли всегда защищать ребенка от своих нападений, или есть разные случаи? Давайте подумаем.

Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:

Сдержаться,

Научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,

Изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии стало как можно меньше.

Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.

Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь. А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить. Могут быть и другие способы объяснения. Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно ребенка все время любите, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с агрессией.

Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально им жаловаться на свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств). Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня жалеть и давать советы, как мне быть, чтобы так не расстраиваться. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими жалобами) начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.

Путь внутренних изменений – самый сложный, но и самый действенный. Пропадают поводы для возникновения агрессии. Пропадает задача изменения своего поведения, наработки новых привычек. Потому что по мере внутреннего изменения происходит естественное изменение поведения. Но этот путь требует наибольших начальных вложений. Нужно будет учиться наблюдать за собой и исследовать основания для возникновения возмущения, злости, чувства несправедливости, обиды – всего того, что выливается потом в агрессию.

И среди этих оснований обязательно найдется часть, идущая от неверных представлений о способностях и возможностях ребенка. Это всякие мысли типа – «он, что, не понимает?!» или «он, что, не может…?!». Прежде чем возмущаться – тщательнейшим образом проверьте – а вдруг и правда не понимает чего-то для вас очевидного и не может чего-то, на ваш взгляд, простого? Можете обратиться к нормам возрастной психологии – многолетние наблюдения ученых всего мира за развитием детей выявили среднюю норму из способностей и возможностей в разном возрасте. И к пониманию, и к сосредоточению, и к осознаванию себя и разных областей существования. Множество случаев возмущения действиями ребенка происходит от неверной оценки его возможностей. Начиная лучше их понимать – вы перестаете воспринимать эти случаи, как повод для агрессии. Правда, не все случаи таковы, но об этом немного позже.

Другая часть случаев, вызывающих повод для агрессии – это случаи, когда ребенок вольно или невольно наступает на вашу «больную мозоль», задевает своим поведением или словами больную для вас тему. Один из заметных примеров – почти все дети в дошкольном возрасте однажды заявляют – «мама, ты меня не любишь!». Для тех мам, которые не ощущают тянущуюся из собственного детства болезненную нехватку любви, такое заявление – повод для спокойного обсуждения темы и выяснения «почему?», либо для игры – «да, я тебя не люблю, и поэтому хочу поймать и запихнуть вот в тот ящик в углу и накрыть подушкой» (и начинается веселая возня). Те же, для кого эта тема – «больная» - либо начинают защищаться и оправдываться, доказывать, что любят, либо – защищаться и нападать – «да как ты смеешь такое матери говорить, и даже думать!!!». Больные темы у каждого свои – и тут ребенок только «работает диагностом» душевных травм. Можно, конечно, обижаться на него за жесткие методы диагностики, но лучше находить способ лечить душевные травмы, благо сейчас для этого существует уже достаточно методик.

А вот третья часть случаев – очень интересная и неоднозначная. (Боюсь, сейчас полетят тапки и гнилые помидоры…) Третья часть случаев, вызывающих возмущение, злость и желание «дать сдачи с довеском» относится к тем ситуациям, когда ребенок учится управлять окружающими, проверяет границы своей силы и умений «на прочность». И вот в этом варианте случаев бывают такие, когда ответная агрессия – полезна. Но только в том случае, когда ее проявление вами полностью контролируется! Это то, что существует в способах воспитания детенышей у животных, где родители заботятся о потомстве. При случае – понаблюдайте за кошками или собаками. Пока детеныш совсем мелкий и слепой – мать позволяет ему все, либо же убирает его из неудобного ей либо опасного для детеныша места. Как только у детеныша развивается понимание (уж не знаю, но родители это как-то чувствуют) – при недопустимых действиях родитель сперва издает предупредительный сигнал недовольства (звуком или мимикой), если действия детеныша продолжаются – он «чувствительно огребает». Его треплют за шкирку, или кусают за что-нибудь чувствительное (больно, но без вреда здоровью), или на него шипят (если это котенок). Как только детеныш нежелательное действие прекратил (а что ему еще остается делать) – «агрессивное поведение» родителя тут же прекращается, его вылизывают и всячески заботятся о нем дальше. Детеныш доволен, родитель доволен. Такая «контролируемая агрессия», например, бывает незаменимой в случае, когда ребенок норовит сделать что-то опасное для жизни, а объяснить ему опасность или дать попробовать ее в ограниченном объеме (как, например, с горячим), невозможно. Я также применяла этот же прием в менее экстремальных случаях – когда мне было нужно быстро и сразу объяснить недопустимость какого-то поведения ребенка. Например, ребенок начинает во время капризов нарочно орать во всю глотку мне в ухо. Я тут же начинаю так же громко орать и при этом еще и чувствительно стучать его по спине. Ребенок прекращает – я тоже. Начинает – я опять. Понадобилось 3 минуты. Больше кричать мне в ухо он никогда не пробовал. Страхов по поводу такого моего поведения не осталось – потому что было понятно, что вызывает такое мое поведение, и как ребенок может его прекратить. Способ, еще раз уточню, хорош не на все случаи жизни и подходит скорее для младшего дошкольного возраста, когда способности и возможности разума ребенка еще близки к разуму звериных детенышей.

Что можно сказать в итоге. Собственная агрессия, если от нее не шарахаться, а принять наличие и позволить себе чувствовать – может быть прекрасным советчиком. Она может указывать на места, где я не понимаю своего ребенка, на места, где у меня душевные травмы, с которыми имеет смысл разобраться. И она показывает (через непосредственное чувство, а не сомнительные рассуждения) места, где ребенок выходит за границы дозволенного или безопасного и его срочно нужно остановить. Принимая существование агрессии в себе, нарабатывая навык понимать ее, а в неуправляемых случаях – перенаправлять, я невольно обучаю тому же и ребенка, который воспринимает мое поведение. Так что польза оказывается многогранной!

Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.

Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки. Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).


В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.

Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека