Как снять тревогу и напряжение у ребенка. Способы успокоить и снять стресс у ребенка

Наступила середина учебного года. Для одних ребятишек он первый в детском саду, для других - в школе. Дети утомились от занятий, кружков и секций, нахождения «в рамках». Самое время напомнить ребенку, как справляться с перегрузами, и научиться самому не давать завладеть малышом. О том, как это сделать порталу ННмама.ру рассказала психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт Любовь Богданова.

Разгребаем эмоциональные завалы

Если не мыть посуду несколько дней – образуется большая гора грязных тарелок и кастрюль, с которой придется долго заниматься, чтобы навести чистоту. Точно так же обстоит дело и с внутренними напряжениями: если от них не избавляться регулярно, они накапливаются и потом расчисткой эмоциональных завалов заниматься гораздо сложнее. А у детей они тоже случаются.

1. Осознайте, что если ваш ребенок начинает носиться как угорелый и кричать во все горло – это значит, что у него внутри накопилось много психологического, физического и эмоционального напряжения, и его переизбыток просится наружу. Подумайте, есть ли в вашем семейном укладе жизни с ребенком пространство и время для своевременного гармоничного выхода таких напряжений.

2. Осознайте собственные внутренние убеждения и установки. Вдруг вы никогда не разрешаете ему «разрядиться» естественным и свойственным ребенку способом – через тело, голос и ?

Многие родители старательно изучают, как привить ребенку внешние составляющие чистоплотности (как приучить ребенка к горшку), но эмоциональная чистоплотность, увы, остается без внимания.

3. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка было пространство и время для разрядки, а в те моменты, когда внутреннее напряжение вырывается наружу – не подавлять ребенка, не осуждать его, а прививать ему навыки социально приемлемого поведения.

Если у ребенка начинается выплеск активности, вместо одергивания его и упреков в его адрес:

  • радуйтесь, что у ребенка внутренняя структура личности еще не «забита», он слышит естественные природные импульсы, помогающие самостоятельно сохранить хорошее здоровье и психику. И помните о своей родительской задаче научить ребенка такому поведению, которое одновременно будет гармоничным и для него самого и для внешнего мира.
К сожалению, складывающиеся в последнее время общественные представления о детях как о существах, которые должны быть «удобны» во взрослом мире, все дальше уводят семьи от здоровья и благополучия.

Посмотрите вокруг, много ли вы знаете взрослых и детей, которые могут похвастаться хорошим физическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью и хорошими взаимоотношениями? Если для своей семьи вы желаете лучшего – учитесь действовать по-другому: учитесь у природы и приспосабливайте естественные способы к обстоятельствам современной жизни.

  • Говорите ребенку, что вам нравится, как он двигается, прыгает и кувыркается, как он поет или что-то восклицает, какую игру или танец он придумал. Это хорошо, что он такой активный, сильный и веселый, что у него громкий голос.
Именно родительское неодобрение и родительские запреты создают самые глубокие психологические травмы, в силу которых человек довольно быстро уже сам

Запрещает себе проявлять инициативу,

Заявлять о своей потребности,

Быть творческим,

Делать что-то, что приносит внутреннее удовлетворение,

Привыкает жертвовать собой,

Подавлять себя, ориентироваться только на мнение других людей. Если что-то подобное вы чувствуете в своей жизни – это повод разобраться в себе. Главное – не разрушать своими руками формирующуюся структуру личности ребенка.

  • Предложите ребенку другую форму, другую возможность для свободного и спонтанного (если нужно – громкого, шумного, активного) выплеска его внутренней энергии.
Приведу пример ваших слов ребенку: «Сыночек, я вижу, ты здорово научился прыгать! Это хорошо, что ты такой ловкий и сильный. Но у нас есть правило: дома на диване мы не прыгаем. А вот мы с тобой сегодня пойдем на прогулку, там на площадке есть батут, вот там я с удовольствием посмотрю, как ты будешь прыгать. Там даже еще сильнее можно будет прыгать, ты там по-настоящему покажешь класс! А дома от прыжков у нас мебель будет портиться и вообще сломается. И мы с папой будем очень расстраиваться. Так что запоминай: прыгать хорошо - но обязательно в подходящем месте».

Создайте свод домашних законов

1. Создайте «правила», которыми определяется разрешенное и запрещенное поведение ребенка. Обсудите их со всеми взрослыми, которые общаются с ребенком, особенно – с тем, кто живет с ребенком. Помните, что у родителей приоритет в правилах для своего ребенка перед бабушками и дедушками.

2. Эти правила должны быть известны ребенку. Расскажите ему о них, научите его им следовать. Обратите внимание, что от вас потребуется период обучения, спокойной помощи, поддержки и поощрения ребенка в том, чтобы запомнить правила и их придерживаться. Ориентируйтесь на 21 день ежедневного увлекательного обучения с вашей стороны. Если такого обучения взрослые не проводили – несправедливо и незаслуженно ругать ребенка, критиковать и делать замечания.

Содержание статьи:

Стресс у ребенка - это адаптационная реакция организма, а точнее центральной нервной системы на различные раздражители (физические, эмоциональные, психические). В детском возрасте это явление весьма частое. Оно может иметь негативные последствия. Поэтому важно вовремя распознать его и обратиться за помощью к специалистам.

Симптомы появления стресса у детей

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

  • Проявление реакции организма у детей до двух лет . Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
  • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет) . Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность - это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
  • Стресс у школьника младшего возраста . В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.
Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

Причины возникновения стресса у ребенка


Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.

Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

  1. Резкое изменение распорядка дня . Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
  2. Смена окружения . Тот же детский сад или школа - это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.
  3. Изменение привычной обстановки . Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.
  4. Разлука . Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.
  5. Потеря или смерть домашнего питомца . Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.
  6. Воздействие СМИ и компьютерных технологий . Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.
  7. Влияние человека . Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.
  8. Экологические стрессы . То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.
  9. Воздействие из окружающей среды . Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.

Последствия стресса у детей

Как уже говорилось, стресс - это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Негативные последствия


Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:
  • Возрастает склонность к заболеваниям . Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон . Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы . Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением . Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма . Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Позитивные последствия


Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции.

Методы лечения стресса у ребенка


Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, - это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.

Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

Как избежать возникновения стресса у детей


Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

Для этого понадобится:

  1. Строгий распорядок дня, отдыха . В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
  2. Спортивные занятия . Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия - это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.
  3. Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору . Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.
  4. Подготовка к стрессовой ситуации . Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.
  5. Правильное питание . Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.
  6. Прием витаминов во время смены сезонов . Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.
Как лечить стресс у детей - смотрите на видео:


Стресс у ребенка - явление распространенное и практически неизбежное. Во всяком случае, в кратковременной форме. Определить его очень непросто, так как существует множество симптомов, сходных с другими расстройствами организма. Ставить окончательный диагноз должен специалист путем проведения нескольких собеседований и психологических тестов. Лечение проводится комплексно, с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств. Но не стоит доводить до радикальных методов воздействия. Лучше заниматься профилактикой и подготовкой детского организма к стрессовым ситуациям заранее.

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  1. Раздражительность.
  2. Мышечное напряжение.
  3. Низкая активность ребенка.
  4. Боли в спине, животе или мигрень.
  5. Нарушение или чрезмерное .
  6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  7. Нарушения сна.
  8. Плаксивость.
  9. Отстраненность.
  10. Быстрая утомляемость.
  11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
  12. Снижение или прибавка массы тела.

Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться .

В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

Причины стресса у ребенка

  1. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, . Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  2. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, и появлении слез, как реакции на все новое.
  3. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в , плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.

Подростковые проблемы

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  1. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  2. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  3. или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  4. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  5. Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

  1. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
  2. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
  3. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
  4. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
  5. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
  6. Правильное питание укрепляет нервную систему.
  7. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время . Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках , потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

У новорожденных и детей до 2 лет

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

У детей от 2 до 5 лет

Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

У детей младшего школьного возраста

У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки - умеренными, а сон - полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

  • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
  • не выявлено побочных действий препарата.

Тенотен Детский - спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека