Храм Зуба Будды: история, описание. Шри-Ланка

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура

Буддизм. Религия без божеств. Буддизм – это самоконтроль. Очищение ума и развитие благотворных качеств.

Буддизм практикует отречение от мирского, но все же имеет вполне земные, осязаемые формы. Приобщиться к ощутимой, материальной стороне буддизма и своими глазами убедиться в величии религии можно во время посещения самых известных Храмов Будды.

Желтый: Будда, ожидающий достижения Нирваны

В Бангкоке вообще не один храм Будды. Но именно этот храм – Храм лежащего Будды, или Wat Phra Chetuphon – является одним из старейших. Статуя Будды, возлежащая, согласно названию, в ожидании Нирваны, имеет длину 46 метров и покрыта золотой краской. Желтый как символ отречения от мирского используется в отделке всего храма.

Даже стоящие на территории Храма статуэтки Будды прихожане покрывают позолоченной фольгой, отчего все окружающее кажется сияющим. Вероятно, именно такое ощущение всеобщего сияния и возникает при переходе в Нирвану.

Зеленый: цвета изумруда

Зеленый – цвет пребывания в покое, тишине и равновесии. Именно за этими чувствами и направляются паломники в Храм изумрудного Будды в Бангкок. Сам Будда, естественно, зеленого цвета (из зеленого камня жадеита), не отличается исполинским ростом своего лежащего собрата, но по значению ни в чем ему не уступает. Многие путешественники с восторгом отзываются о том состоянии покоя и умиротворения, которое возникает при взгляде на зеленого Будду. Возможно, поэтому количество желающих посетить этот Храм никогда не уменьшается.

Белый: нефрит и мрамор

Храм Нефритового Будды был построен в Шанхае в 1882 году. Этот храм обязательно стоит посетить поклонникам архитектуры Китая. Архитектура постройки, по общему мнению специалистов, относится к классической китайской, в цветовом решении преобладают любимые монахами-буддистами желтые цвета. Почти двухметровая статуя Будды выполнена из нефрита белого цвета и украшена драгоценными камнями. К сожалению, съемка в зале с Нефритовым Буддой строго запрещена, что компенсируется возможностью приобретения миниатюрных изображений Будды в ближайших магазинчиках.

Храм большого Будды на Пхукете строится исключительно на пожертвования. Что удивительно, буддисты действительно оказались свободны от излишней привязанности к материальным благам. Чего стоит одна только статуя Будды из мрамора, в высоту 45 метров!

Клык Будды

Неизвестно, как бы отнесся сам Будда к тому, что во время торжественной церемонии погребения у него изъяли верхний левый клык. Зуб побывал в волосах принцессы, был спасен от уничтожения бесчисленное множество раз, и в итоге обосновался в двухэтажном высоком хранилище в Храме Зуба Будды в Канди.

Скромность внешнего оформления стен храма, преобладание белого цвета компенсируется богатым убранством внутренних покоев с многочисленной резьбой, вставками из дерева и кости.

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое местопосторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Город Бангкок, прекрасную столицу Таиланда, во все времена восхваляли путешественники и писатели иностранных государств. Сами же тайцы с еще большим уважением относятся к нему, называя Городом богов и Великой столицей мира.

Одной из повсеместных достопримечательностей Таиланда являются его храмы, и конечно эти красивейшие сооружения наиболее сконцентрированы в столичном городе. Из любой точки Бангкока виднеются их черепичные крыши в ярких цветах. Всего их в Бангкоке около 400, но их количество постоянно изменяется в большую сторону. Тайцы очень религиозны, более 90 процентов населения исповедуют буддизм. Каждый из храмов («ват») по-своему уникален, но любой из них отличается высоким уровнем использования драгоценностей, золота и статуй.

Храм Изумрудного Будды

Главный храм Таиланда и сердце Бангкока - храм Изумрудного Будды, или по-местному Ват Пхра Кео. Его строительство велось в 1782-1785 годах, а для расположения была выбрана территория около королевского дворца. Сейчас в королевский дворец и храм Изумрудного Будды ежедневно водятся огромные толпы туристов.

По следам нефритовой статуэтки

Главная достопримечательность этого места и всей страны - статуэтка Изумрудного Будды. С этой старинной святыней связано множество преданий, и в точности определить ее происхождение в настоящее время затруднительно. Так по одной из легенд она была подарена индийским правителем Ашокой, первым принявшим буддизм в регионе Юго-Восточной Азии. По другой легенде статуя вырезалась на небесах 7 дней и ночей, а спустил его на землю король ангелов. Еще одна гипотеза приписывает ее создание неизвестному древнегреческому мастеру, который передал ее на Цейлон. Оттуда она перекочевала в Бирму, а уже позже обосновалась и в соседней стране.

Стоит отметить, что статуя Изумрудного Будды путешествовала не только в легендах. Во время военных конфликтов она являлась главным трофеем. После пребывания во многих соседних странах, она осела в тайском южном городе Накхонситхаммарат, откуда ее позже переправили в Чианграй, где она нашла свой приют вплоть до XV века.

Хранители знали, что невзрачная статуэтка хранит великую историю, и относились к ней как к великой святыне. Во время пребывания в Чианграе со статуэткой произошла очередная интересная история. Однажды ночью в ее обитель ударила молния, здание было повреждено, а на Изумрудном Будде появилась трещина. По легенде монахи увидели изумительную картину - щель сияла мягким изумрудным светом.

Изумрудный Будда и короны

Есть и другая история на это события. По этой версии золотую статуэтку Будды нашли в разрушенной молнией ступе, а позже, когда ее уже переместили в Бангкок, золото осыпалось, обнажив свое нутро. По составу Будда сделан все же не из изумруда, он выточен из цельного куска нефрита. Но это не делает 70 сантиметровую статую менее ценной.

Правитель Чиангмая, узнав о произошедшем, забирает статуэтку в свой город и помещает ее в отдельную пагоду. Чуть позже на трон этого города приходит правитель из Лаоса, который затем забирает ее к себе домой. Целых 215 лет статуэтка находилась там, украшая храмы Луанг-Прабанга и Вьентьяна. Возвращение реликвии в Сиам происходит в 1778 году, а уже в 1782 году она занимает свое текущее положение - в храме Изумрудного Будды.

Обитель восседающей реликвии

Сам храм представляет посетителям довольно сложный обширный комплекс, окруженный стеной. Здания, как и везде, покрыты яркой черепицей с выделяющимися оранжевыми, зелеными и желтыми цветами. Повсюду узоры и символы буддизма из стекла, дерева и смальты. Ярко блестит позолота, все сверкает и переливается. Везде в поле зрения находятся красивые статуи птиц-гаруд и демонов.

Возле портика около главного здания посетители оставляют обувь и движутся к входу. Всего здесь три входа. Для обычных посетителей открыты два боковых прохода. Центральный же вход предназначен для королевской семьи, которые приходят сюда по особым торжественным дням.

Вход в храм охраняют от злых духов две статуи демонов. Подобные им статуи можно обнаружить около многих помещений этого храмового комплекса.

Демон-сторож на входе в храм

Заходя внутрь обители Изумрудного Будды, натыкаешься на полумрак. Глаза после яркого солнца долго пытаются привыкнуть и найти среди всей яркой и переливающейся красоты внутреннего убранства ту самую главную реликвию Таиланда. Статуэтка восседает в позе лотоса на высоте примерно в два человеческих роста. И если в буддийской религии не принято находиться выше Будды, то здесь это правило соблюдать легко. Нефритовая статуэтка облачена в тогу из чистого золота, в зависимости от сезона года это одеяние меняется. Над головой Будды виднеются пять корон из золота.

Одежды Будды по сезонам

По обе стороны от Изумрудного Будды находятся две сферы из стекла, олицетворяющие Луну и Солнце. Ниже помещены богато украшенные разные вазы и чаши. Здесь же стоят статуи бодхисатв, символизирующие королей династии Чакри, правящей в настоящее время. Около алтаря установлены две статуи бодхисатв в человеческий рост. Каждую статую украшает корона. Если увести взгляд от пьедестала Будды, то можно заметить, что здание разрисовано картинами, рассказывающими нам о жизни Будды. И еще раз хочется сказать, что все это убранство блестит и сверкает, выдавая золото и драгоценные камни.

И, конечно же, здесь чувствуется буддистская атмосфера. Люди входят в здание, садятся в позу лотоса или просто на колени на пол, застывают. Периодически слышен шепот, виднеются мерцающие свечи, чувствуется плотный запах благовоний.

Видео про храм Изумрудного Будды

Храм Изумрудного Будды на карте

Храм Золотого Будды в Бангкоке

Следующий популярный храм Бангкока расположен в китайском районе - Сампенге. Это храм Золотого Будды или Ват Тримит, названный по находящейся здесь огромной статуе Будды, наполовину выполненной из золота. Эта статуя имеет не менее занимательную историю, которая достойна быть услышанной.

В ночь на 25 апреля 1953 года очередная молния попадает в каменную статую Будды. Статую весом более 5 тонн привезли еще в XVIII веке из бывшей столицы Сукхотаи. Попадание принесло серьезное разрушение статуе, но в этом разломе разочаровавшиеся монахи заметили блеск. Они сразу же взялись за расчистку статуи. Как выяснилось, толстый слой известки много веков скрывал золотую статую Будды.

Чьей это было работой уже не известно. Вероятно, во времена ведения войн для укрытия золотого изваяния от врага сообразительные монахи поменяли ему «одежду», и в таком виде статуя дожила до наших дней. А если бы не природная стихия, скорее всего, эта тайна хранилась бы и до сих пор.

Видео про храм Золотого Будды

Храм Золотого Будды на карте

Храм Лежащего Будды в Бангкоке

Очередной крупный храм Бангкока - храм Лежащего Будды или Ват Пхо. Помимо обильных украшений храм содержит множество статуй Будды, учебные пособия по тайскому массажу, четыре ступы-гробницы первых королей династии Чакри. Именно в этом храме Рама I провозгласил себя королем, основав новую династию. Но, конечно же, главной достопримечательностью этого храма является огромнейшая статуя Будды.

46-метровый Будда выполнен из цемента и кирпича и покрыт пластинами из золота. Гигант лежит на боку, его правая рука подпирает голову. Перламутровые ступни Будды изображают все его признаки, отличающие от обычного человека. Буддийские теологи в самой статуе находят целых 107 признаков, так, например, пальцы его ног имеют одинаковую длину.

Ступни Будды

Видео про храм Лежащего Будды

Храм Лежащего Будды на карте

Храм Утренней зари в Бангкоке

Храм Утренней зари или Ват Арун находится в районе Тонбури. Именно этот храм заметен во время водной прогулке туристов по главной артерии Бангкока - Чао Прае. Здание выделяется своей высотой - 80 метров. Башня имеет стиль, позаимствованный из соседнего государства Камбоджи, и покрыта мозаикой из керамических плиток.

Видео про храм Утренней зари

Храм Утренней зари на карте

Мраморный храм в Бангкоке

Следующий храм один из самых молодых в Бангкоке - Мраморный храм или Ват Банчомпит. Он был построен в XX веке, материалом для постройки почти полностью является итальянский мрамор. Восточный фронтон главного здания украшает изображение Вишну на птице-гарде. На южной стороне можно увидеть колесо Закона. На северной - трехголовый слон Эраван. На западной стороне мастера высекли текст из песни Ундом.

Главное здание окружает множество помещений. В комплексе хранится крупнейшая подборка бронзовых статуй Будды, собранной здесь по повелению короля Чулалонгкорна. Пол выложен из мраморных плит, образующих узоры, стены украшают золотые ленты. Есть здесь и позолоченная статуя Будды, отливка которой была произведена в 1901 году.

На территории храма поддерживается парк. Одной из известных традиций этого храма является бросание монетки в воду, чтобы по традиции вернуться сюда снова. Но роль монетки в Мраморном храме исполняют черепахи. Здесь можно купить черепаху, вычертить на ее панцире свое имя и отпустить в воду.

Мраморный храм на карте

Видео про Бангкок

Храмы Бангкока уникальны и красивы. Может быть, именно они складывают у посетителя города общее впечатление обо всей стране. Это действительно то, что нужно посмотреть, чтобы начать понимать душу Таиланда.

административный центр района Канди, с населением 161 тыс. человек (2001). Известен также как Сенкадагалапура (Senkadagalapura). Город расположен в горном массиве на высоте 500 м над уровнем моря, очень живописен. Его называют «жемчужиной Цейлона». Естественной границей Канди является река Махавели Ганга с тенистыми берегами. Местное название Канди - Маха Нувара, или Великий Город.
Город был основан в XIV в. королем Викрамабаху III (1357-1375 гг.), с 1540 г. являлся резиденцией сингальских королей, и с 1590 г. (вар., 1592 г.). когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, стал столицей острова Цейлон (вар., государства со столицей в Канди). Известен, как один из священных буддистских городов, место нахождения Храма Зуба Будды
(Шри Далада Малигава или Далада Малигава). В 1988 г. Канди был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После войны с голландцами 1761-1767 гг., захватившими побережье острова, город стал столицей королевства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон с XV по XIX вв. (до его включения в 1815 г. в состав Британской империи). Территория государства Канди в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува Шри Ланки.
В центре города Канди находится искусственное озеро, созданное последним королем Канди Шри Викрема Раджасингхе в 1807 г. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а историческая часть города с сохранившимися колониальными постройками XIX века в викторианском стиле занимает северный и западный районы. В центре озера Канди, на маленьком острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. На берегу озера Канди находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 371 г. (вар., 361 г., 311 г.), когда Зуб появился на острове Цейлон, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город, где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г. Зуб прибыл в Канди, король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм.

Храм Зуба Будды в Канди

(Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) - буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Примерно в 540 г. до н.э. умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один (вар., два) из них остался в Индии. После восьми столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на остров Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. Реликвию на остров переправила дочь правителя принцесса Хемамала, спрятавшая её в своей причёске.
Зубу Будды издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому Зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII в. (по другим данным, в 1592 г.) он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Зуба Будды (Далада Малигава).
Зуб скрыт в семи ларцах (
вар., сосудах, ступах), вложенных один в другой. Они, в свою очередь, находятся в небольшой ступе, украшенной золотом и драгоценными камнями (так наз. «золотой ступе»). Достаточно Зубу Будды исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить Зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава (вар,. четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды). Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой.
Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке - фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед полнолунием августа Зуб Будды выносится на всеобщее обозрение. Зуб укладывают в золотую шкатулку, в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.
В Храме Зуба Будды много и других сокровищ: собрание древнейших рукописных книг, миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда. Храм Зуба Будды являлся частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца. Теперь во дворце Национальный Музей.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека