История расселения евреев по странам мира - истории земли. Давид – основатель новой царской династии в Иерусалиме

Библейская традиция считает родоначальником еврейского народа Исаака (другое имя – Израиль), сына Иакова и внука Авраама. У него было 12 сыновей, от которых пошло “12 колен Израилевых”. Точнее, колен оказалось 13, так как Иосиф стал родоначальником двух колен, идущих от двух его сыновей – Ефрема и Манассии. Но одно из колен (Левия) не получило земельного надела, а составило касту священников (левитов), поэтому занятая древними евреями территория делилась на 12 племенных областей.

Согласно Библии , древнееврейские племена завоевали территорию Ханаана (которая впоследствии получила название Палестина) после выхода из Египта. Историки относят это завоевание к 13 в. до н.э. До заселения Ханаана древнееврейские племена занимались скотоводством, после заселения большая часть евреев перешла к земледелию и ремеслам. У древнееврейских племен сложился культ бога Яхве, который в течение нескольких веков трансформировался в особую религию иудаизм.

В 11 в. до н.э. было создано древнееврейское государство, расцвет которого пришелся на правление царя Давида (конец 11 – начало 10 в. до н.э.). Давид захватил Иерусалим и сделал его своей столицей. Сын Давида, царь Соломон, построил в Иерусалиме Храм Яхве. После смерти Соломона, во 2-й половине 10 в. до н.э. единое государство распалось на два царства – Израильское и Иудейское.

Иудейское царство со столицей в Иерусалиме было образовано коленами Иуды и Вениамина. Остальные 10 колен составили Израильское царство. Это царство в 722 г. до н.э. было завоевано Ассирией, его жители выселены в отдаленные районы Ассирийского государства и растворились среди других народов. Иудейское царство просуществовало еще полтора столетия. Оно было завоевано в 586 г. вавилонским царем Навуходоносором II, который сжег иерусалимский Храм . Часть евреев бежала в Египет, остальные были выселены Навуходоносором в окрестности Вавилона. Благодаря приверженности иудаизму они сохранили свою самобытность.

Персидский царь Кир, разгромивший Вавилонское царство, разрешил евреям вернуться на родину после 50 лет “вавилонского плена”. Часть евреев вернулась в Палестину, но значительная часть осталась в Вавилонии и в Египте. Вернувшиеся в Палестину евреи построили в Иерусалиме “второй Храм” (около 516 г. до н.э.). В это время окончательно сформировалась иудейская религия. Письменные источники были собраны вместе и упорядочены, в результате возникла Библия.

После разгрома Персидского царства Палестина была включена в державу Александра Македонского, а после ее распада – в египетское государство Птолемеев. Столицей государства Птолемеев стал заложенный Александром Македонским город Александрия. Туда переселилась значительная часть евреев, и в этом городе образовалась крупная еврейская община. По инициативе царя Птолемея II Филадельфа в 3 в. до н.э. был создан греческий перевод Библии («Септуагинта»).

В 201 г. до н.э. в результате войны между государствами Птолемеев и Селевкидов Палестина вошла в состав сирийского государства Селевкидов. В годы правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана из-за религиозных притеснений евреи подняли восстание Маккавеев (167–140 гг. до н.э.), которое привело к восстановлению независимости и образованию нового Иудейского царства.

В 63 г. до н.э. Иудейское царство попало в зависимость от Рима и постепенно полностью вошло в состав Римской империи. Евреи начали расселяться по территории Римской империи. В это время среди евреев начало развиваться христианство, первоначально как одна из сект иудейской религии.

В 66 г. н.э. в Палестине вспыхнуло восстание против римского господства – Иудейская война. В ходе подавления восстания в 70 г. Храм был вновь разрушен, а значительная часть евреев покинула Палестину. После восстания Бар-Кохбы 132–135 гг. в южной части Палестины (Иудее) евреев практически не осталось. Евреям был запрещен даже вход в Иерусалим.

Евреи расселились по всей территории Римской империи. Наибольшее их количество осело в Египте, Сирии, Малой Азии и Греции, а также в Риме. Значительной была еврейская община и в Вавилонии, еще со времен “вавилонского плена”.

После разрушения Иерусалима группа еврейских религиозных лидеров создала в городе Ямния высшую школу для изучения законов еврейской веры. Был введен новый порядок богослужения. В это же время христианство окончательно оторвалось от иудаизма. В течение многих веков евреев объединяла не общность территории и не общность языка, а общность религии. После восстания Бар-Кохбы центр религиозной мысли переместился в северную часть Палестины (Галилею). Около 200 г. все устные религиозные законы и предания были записаны и собраны в один сборник, который получил название Мишна. Позже, в 5 в., в Палестине, а затем в Вавилоне, куда в это время переместился центр еврейской религиозной мысли, был создан сборник толкований и дополнений к Мишне – Гемара. Мишна и Гемара вместе составили Талмуд.

После падения Римской империи и образования западноевропейских королевств евреи начали заселять страны Западной Европы. Арабские завоевания способствовали проникновению евреев в Среднюю Азию. В руках евреев оказалась значительная часть международной торговли.

В завоеванной арабами Испании сложились особенно благоприятные условия для жизни евреев. Эти условия в основном сохранялись и в христианских государствах Испании (до конца 14 в.). Центр еврейской мысли и культуры в 10–11 вв. переместился из Вавилонии в Испанию.

В средние века сложились три основные группы евреев, различающиеся по языку и культуре. Евреи, жившие на территории Испании (серафарды ) говорили на языке ладино, близком к испанскому. Евреи, жившие на территории Германии (ашкенази) говорили на языке идиш , близком к немецкому. Третью группу составили евреи, жившие в странах Азии и Африки.

В 1492 г. сефарды были изгнаны из Испании. Они переселились в Италию, Голландию, Турцию, Северную Африку. Значительная часть их погибла при переселении.

Численность ашкенази за период 13–16 веков выросла примерно в 10 раз (см. таблицу 1); за это же время население Европы выросло примерно в 2 раза. Расселение их по странам Европы было неравномерным. В большинстве европейских стран евреи подвергались притеснениям. После начала крестовых походов (1096 г.) участились погромы. В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1306 – из Франции. Вскоре им было разрешено вернуться во Францию, но в 1394 г. они были вновь изгнаны. Наиболее значительные еврейские погромы произошли в Европе во время эпидемии чумы 1348 г.

Значительная часть евреев-ашкенази переселилась в Польшу, где для них были созданы наиболее благоприятные условия. В Польшу переместился и центр еврейской мысли. В результате трех разделов Польши в 1772–95 гг. к Российской империи были присоединены территории Украины, Белоруссии и Литвы со значительным еврейским населением. С этого момента Российская империя стала одним из наиболее населенных евреями государств (см. «Евреи в Восточной Европе (Польша, Российская империя, СССР)» .

В конце 19 в. в Европе возник сионизм – течение, ставящее целью возвращение евреев в Палестину и создание там еврейского государства. Однако до 1914 года эмиграция евреев в Палестину (которая находилась тогда под властью Турции) была незначительной (см. таблицу 2). Всего за период с 1881 по 1914 гг. в Палестину выехало 65 тыс. евреев. За эти же годы в США из Европы и Турции эмигрировало около 2,5 миллионов евреев (см. таблицу 3). Эмиграции из России особенно способствовали погромы, прокатившиеся перед и во время Революции 1905–07 гг.

В 80-е годы 19 в. в Палестине Бен-Иегудой был возрожден древнееврейский язык в качестве разговорного языка. Этот язык получил название иврит .

В ходе Первой мировой войны Палестина была захвачена Англией. В 1917 г. английское правительство опубликовало «Декларацию Бальфура «, в которой обещало содействовать созданию в Палестине национального очага для еврейского народа. Это решение способствовало увеличению миграции евреев в Палестину, но не кардинально: за период 1919–31 гг. туда выехало около 120 тыс. евреев. По-прежнему преобладала эмиграция в США, которая в 20-е годы 20 в. стала наиболее населенной евреями страной (см. таблицу 4).

Темпы эмиграции в Палестину изменились после прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 г. За шесть лет, предшествовавших Второй мировой войне, в Палестину уехало более 200 тыс. евреев.

В годы Второй мировой войны в Европе погибло около 6 миллионов евреев – более трети еврейского населения всего мира.

В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского. 14 мая 1948 г. на части территории Палестины было провозглашено государство Израиль. Через несколько часов после провозглашения независимости Израиля началась Арабо-израильская война, в которой против Израиля выступили 7 арабских государств. Война закончилась в 1949 г. победой Израиля, который захватил часть территории, предназначенной для арабского государства Палестины. В ходе Шестидневной войны 1967 г. под контроль Израиля перешла вся территория Палестины.

После завоевания Израилем независимости темпы еврейской эмиграции в эту страну значительно возросли. За период 1948–66 гг. в Израиль приехало более 1,2 миллионов евреев – почти в 2 раза больше, чем было там евреев в момент провозглашения независимости.


Еврейская история сложилось так, что лишившись своего государства два тысячелетия тому, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел этот процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением народа".
Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и с экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие миграции мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец - Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Наличие миграционных процессов приводили к падениям и росту центров еврейской диаспоры. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах как, например, в Александрии, Вавилоне.
История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживаются в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например сефардов и ашкеназов в Нидерландах в 17 столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.
Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.
Миграции, в первую очередь, из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская история не является исключением, хотя в христианской традиции глубоко укоренилась в виде антисемитских предрассудков идея вечного странствия евреев по земле до Второго пришествия Христа.
Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем (приведенное ниже разделение на периоды согласно статье: " Jewish migration, tobias brinkmann") :
1492-1789 годы - изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;
1789-1914 годы - массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;
20 столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского гоаударства и массовая репатриация в Израиль.
Уже в десятом - одиннадцатом столетиях существовали три независимых и очень разных по культуре центров в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его роли был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины пятнадцатого века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше и больше евреев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых крещеных евреев - маранов продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.
В Центральной Европе, во втором центре диаспоры, широко рассредоточенном на большой территории, - проживали ашкеназийские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания из большинства территорий на западе континента в тринадцатом и четырнадцатом веках, евреи в 15 столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.
Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских и портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где они расселилась в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней сегодняшней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких как Салоники, они представляли собой значительную часть населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев более высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.
Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназийские евреи постепенно из Центральной Европы в пятнадцатом и шестнадцатом веках переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.
Создание гетто в цветущей торговой республике - Венеции в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После произвольных гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназийской диаспоры.
Позднее возникли еще два центра - в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце шестнадцатого века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских евреев прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года - Нью-Йорк), где они получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В семнадцатом веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.
Образованный ашкеназийский центр в Восточной Европе переживал в шестнадцатом и семнадцатом столетиях фазу расцвета в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад - регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназийского еврейства.
Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса семнадцатого века на западе Украины возник хасидизм, он стал ответом в середине восемнадцатого века на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети восемнадцатого века Польша утратила свою политическую независимость, и ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.
1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли евреям новые возможности, но представляли и угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году число евреев в различных регионах Российской и в Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейского населения. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев - их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце восемнадцатого века. До начала 19 столетия ограничения возможностей миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.
Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети 19 века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось - неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающими аргументами для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция из Восточной Европы стала глобальным движением, с 1881 до 1914 года, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли были из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За 19 столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия еврейского народа - более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них было ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX века, вплоть до начала фашистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.
Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило, начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии нарушила не только баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.
Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.
В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915 - 1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч восточных евреев потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.
Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более одного миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.
Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.
Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и иммигрантов.
В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Шанхай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов – из них примерно 14 миллионов составили ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.
После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери своего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, СудетскоЙ области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.
Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата, ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.
Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию из территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистам уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого, было принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти по всей Европе представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа полностью уничтожила всего за четыре года главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном, из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) спаслась, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.
После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой войны, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине, англичане ставили непреодолимые препоны эмиграции евреев.
Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающихся до настоящего времени. После войны алия шла из двух основных центров: из британских лагерей на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе. а также евреев из стран арабского Востока. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших общин: Ирака, Йемена и Марокко, приведшие к полному исчезновению под воздействием насилия многовековых еврейских центров в Северной Африке и регионе Восточного Средиземноморья. Большие группы евреев прибывали также из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально были отпущены в небольшом количестве преследуемые политически отказники, затем после распада Советского Союза в 1991 году экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну миграции. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых репатриантов. На конец 1980-х и начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му году в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.
Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских иммигрантов в Европу - таковы наиболее зримые изменения самого последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины - ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.
Тем не менее, наличие центров диаспоры является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля со окружающим миром…

Наверняка вам известно где, когда и как появились первые евреи? В чем феномен этого народа, выжившего вопреки всему и сохранившего свою неповторимую аутентичность?

История эта, безусловно, давняя, пахнущая нафталином, весьма запутанная и поэтому спорная. Но что может остановить любопытного исследователя в наши дни, когда практически любая информация доступна каждому посредством подключения к интернету и простейшим навыкам работы с Google?! Вы правы — только лень! Возможно, я бы поленился, но меня давно интересовал еще один вопрос: почему всегда выходит так, что там, где евреи, там хорошо?! Разберемся вместе?!

Возникновение еврейского народа

Антропологи убеждены: связано с землями Северной Месопотамии.

Археологи уверяют нас, что именно Верхняя (Северная) Месопотамия стала колыбелью всей мировой цивилизации. Именно здесь появилось первое земледелие, скотоводство, обработка металла и гончарное дело. Удивительно, но в это время среди остальных народов каменный топор считался достаточно крутым и продвинутым «девайсом», а любой его обладатель являлся весьма уважаемым, прогрессивным и высокотехнологичным человеком.

Несомненно, что такие благоприятные условия формировали и более развитые духовные состояния в человеке. Так что же значит слово «еврей»? Историки обозначают термин «ибрим» – «перешедшие» от аморейского глагола «ибру» – «переходить». Подразумевая бегство племен, обитавших в области Харрана, от жестокого правителя, пытавшегося подчинить своей власти свободные пастушеские племена. Разумеется, они имеют в виду переход племен, переправившихся через Евфрат в Сирию. В единственном числе глагол звучит как – «ибри» («перехожу»). Небольшая трансформация на древнееврейский – и это слово зазвучало «иври», а все перешедшие стали называться евреями.

Историкам, конечно, виднее, но очень сомневаюсь, что простой переход реки наделал столько шума и смог объединить народ на долгие тысячи лет. Термин «иври» в упоминается чаще 20-ти раз, но впервые встречается в привязке именно к Аврааму. Ведь именно Аврааму принадлежит поистине революционная концепция тех времен — монотеизм, глубокое понимание и объяснение связей всего окружающего многообразия как одного единого целого. Вот это действительно настоящий “переход”, переход к совершенно другому, более высокому уровню самосознания и отношения друг к другу как к части самого себя. И, думаю, что это именно то, что способно на века создать по-настоящему монолитный народ.

Расцвет Древнего Египта также напрямую связан с потомками пророка. Правнук Иосиф, находясь в рабстве, смог сделать головокружительную карьеру и стать первым чиновником фараона. Проведя успешные управленческие и аграрные реформы, он обогатил казну и обеспечил продовольственное изобилие стране на многие годы. Но разве, не имея целостного восприятия мира и не соединяя воедино всевозможные едва различимые взаимосвязи, этого можно добиться?

Удивительная пассионарность, страстное стремление к достижению цели определяют успех многих мировых держав, давших приют израильскому народу в период изгнания. Испания, Франция, Англия — пик расцвета этих и многих других держав всегда был связан именно с ростом еврейских диаспор на их территории. Открытием Америки, кстати, человечество также обязано трем евреям, выделившим семнадцать тысяч дукатов на финансирование экспедиции Колумба.

Евреи в современной Европе

Так уж сложилась история развития , что им постоянно необходимо было приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить, постоянно учиться, перенимать опыт других, примерять на себя их взгляды, быт. Казалось бы, что в таких условиях сохраниться как народ просто невозможно…

Лозунги французской революции «свобода, равенство, братство» сделали все население страны, и евреев в том числе – равными в правах и возможностях, но за это была своя плата. Народу Авраама нужно было считать себя французами. Тогда особого выбора не было…

А сейчас? В Европе всплеск насилия и . Казалось бы, именно сейчас самое время побеспокоиться о собственной безопасности и вернуться на землю праотцов. Но, к примеру, многие французские евреи, согласно опросам, скорее готовы эмигрировать в Канаду, чем выбрать Израиль. Из изгнания в изгнание?

Что знал Авраам?

Почему к народу, так много сделавшему для развития человечества, всегда существует такое предвзятое отношение? Как им удалось сохранить свою особенную уникальность? Что такого особенного в них?

У евреев действительно есть один . Он впитывается с молоком матери, и через особую культуру воспитания бережно сохраняется его преемственность. Это особый способ взаимоотношений, основанный на взаимной поддержке и общем поручительстве. Именно этот принцип провозглашал Авраам. Знать и понимать, что весь Исраэль – это одно целое, существующее лишь в постоянной заботе друг о друге, как о себе самом, – именно этому он учил свой народ.

Именно это подсознательно чувствуют в народе Израиля все остальные и вряд ли успокоятся, пока сами евреи своим личным примером не смогут показать, как эта древняя методика работает и какие блага она может дать всему миру, если ей обучить все человечество.

Евреи - народ, по языку относящийся к семитской семье языков и после 2-го разрушения Иерусалимского храма рим. имп. Титом (70 г. н. э.), а особенно после подавления восстания Бар-Кохбы (132- 135), начавший где добровольно, но чаще насильственно покидать Палестину и расселяться сначала в соседних странах, а затем перебираться в Европу и Азию.

Кто же такое евреи? Часто говорится, что это те, кто придерживаются еврейской религии иудаизма. Например, в «Заявлении о природе расы и расовых различиях», составленном группой антропологов и генетиков, собравшихся в Париже в июне 1951 года под эгидой ЮНЕСКО, можно найти такие слова: «Мусульмане и евреи являются расой не более, чем римские католики и протестанты» (1080). Это утверждение необходимо рассмотреть.

В различных частях мира сегодня существуют общины, которые практикуют иудаизм в той или иной форме, но их представители этнически отличаются от евреев Европы и Северной Америки. Теперь рассмотрим их.

Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015, с. 309-310.

Литература:

Кузнецов Д.С. Еврейские политические партии в Пензе в годы Гражданской войны. 1917-1922 . Пенза, 2017. ("РУмянцевский музей")

Бейкер Д.Р. Ашкеназы

Лица ашкеназской группы в основной массе могут быть распознаны по определенным физическим признакам, которые отличают их от других европейцев. Следует иметь в виду, что не каждый член этой группы обладает всеми отличительными чертами, но многие из них демонстрируют большинство из тех, которые будут описаны. Описание будет применяться, в частности, ко взрослому мужчине (49, 302, 331, 477, 545, 905, 925, 1085).

Как правило, ашкеназы являются короткоголовыми, хотя некоторые из них попадают в мезокраниальную группу. Измерение относительной ширины черепа производится специальным способом. У некоторых этнических таксонов короткоголовое состояние возникает просто из-за того, что голова очень широкая, но здесь это не так. Такой признак обусловливается тем, что голова евреев является именно очень короткой, а объем черепа поддерживается необычной высотой свода черепа. Короткий тип головы связан с тенденцией к уменьшению затылочной области. Череп этого типа называется hypsibrachycranial...

Бейкер Д.Р. Евреи «Bavumba»

Немецкая экспедиция на западном побережье Африки донесла до научного мира информацию об очень странном сообществе так называемых евреев около девяноста лет назад * (61, 21). Были обнаружены особые «касты» негров, населяющих отдельные деревни неподалеку от побережья, примерно в 20-30 милях к югу от Лоанго (к северу от устья реки Конго). Эти люди были названы «Judeus» или «Judeos» (то есть - «евреи») местными португальцами-колонизаторами. Они совершенно очевидно были негры, хотя немецкий художник, работавший в экспедиции, думал, что он смог обнаружить легкий намек на «еврейство» в их лицах.

Евреи, родившийся от еврейской матери

С традиционной религиозной точки зрения самих евреев, евреем является человек, родившийся от еврейской матери (1177), но эта формула страдает тем недостатком, что определяемое слово включено в форме прилагательного в определение. Та же ошибка присутствует в рамках нового определения, принятого израильским парламентом в марте 1970 года, согласно которому человек является евреем, если он или она есть потомки еврейской матери или были обращены в еврейскую веру ортодоксальным раввинатом или раввином еврейского реформистского движения или раввином еврейского консервативного движения (33, 1174).

Евреи (БСЭ, 1972)

ЕВРЕИ, общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие евреи в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм . Существовавшие в 1-м тысячелетии до н. э. древнееврейского государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению евреев по странам мира (см. Диаспора), особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы евреев осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века евреи расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция евреев была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения...

Кочинские евреи

«Кочинские евреи» * являются еще одной изолированной группой людей, которые практикуют еврейскую веру в отдаленной части мира. Они живут в городе Кочин и трех соседних деревнях в штате Керала, на юго-западе Индии. Утверждается, что религия была принесена туда евреями, бежавшими из своей страны после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Некоторые из местных жителей, должно быть, также приняли новую веру, поскольку «кочинские евреи» сегодня по физическим признакам не отличаются от остальной части индийского населения района.

Фалаши

Фалаши, или «черные евреи», Эфиопии являются членами эфиопидской субрасы, гибридного таксона... Как утверждают некоторые, определенное внешнее сходство с евреями Европы может быть обнаружено среди фалашей (530), но это, как я полагаю, не подтверждают исследования по физической антропологии.

В собственно Эфиопии слово «фалаши» означает «иммигранты», да и иудаизм, очевидно, должен быть принесен туда извне, но многие местные жители, в конце концов, приняли новую религию. По преданию, их обращение было вызвано посредством царицы Савской или «Шеба», то есть людей, обитавших в древности в регионе современного Йемена. Джеймсу Брюсу, исследователю Эфиопии в 1770-х годах, фалаши сообщили о себе, что царица Савская посетила Иерусалим , приняла иудаизм и родила от царя Соломона мальчика Менелика, который получил образование в Иерусалиме и уехал, чтобы основать колонию евреев на противоположной от страны Савской стороне Красного моря - в Эфиопии...

Евреи (ЛГ.Э, 2013)

ЕВРЕИ (самоназвание - йеудим, идн) - древний народ семитского происхождения, входящий в население древнего Израильского и Иудейского царств. Основной народ государства Израиль (с 1948 года). Общая численность в мире около 14 млн. человек, из них около 40% в Израиле и 35% - в США. Гумилёв уделяет огромное внимание истории и этногенезу евреев в книгах «Открытие Хазарии», «Древняя Русь и Великая Степь» и других. Согласно Гумилёву, этническая история евреев была извилиста и многообразна, но трансформации, возникавшие вследствие пассионарных толчков, видоизменяли их не менее чем все прочие этносы. При этом менялись облик культуры и догмы религии, феномены куда более устойчивые, чем этнические стереотипы, но сохранялся этноним, что и вводило в заблуждение и невежественных людей, и даже ученых. По мнению ученого еврейского этноса как единого нет. Есть еврейский суперэтнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства. ..

1880-е годы. Беженцы из Российской империи

Лишившись своей государственности два тысячелетия назад, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел процесс миграции в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением евреев"

Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие расселения мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец-Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В еврейской диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Миграционные процессы приводили к падениям и появлению новых центров еврейской жизни вне исторической родины. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах — например, в Александрии, Вавилоне.

История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживается в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например, сефардов и ашкеназов в Нидерландах в XVII столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.

Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.

Миграции, в первую очередь из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская не является исключением, хотя в христианской традиции в виде антисемитских предрассудков глубоко укоренилась идея вечного странствия евреев по земле до второго пришествия Иисуса.

Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем:

1492-1789 годы — изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;

1789-1914 годы — массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;

ХХ столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского государства и массовая репатриация в Израиль.

Уже к середине X столетия существовали три независимых и очень разных по культуре центра в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его культуре, был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в Средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины XV века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше иудеев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых "маранов" продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и с юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.

В Центральной Европе — втором центре диаспоры, рассредоточенном на большой территории, — проживали ашкеназские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания с большинства территорий на западе континента в XIII и XIV веках, евреи в XV столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.

Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где расселилось в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких, как Салоники, они представляли собой значительную долю населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.

Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназские евреи из Центральной Европы в XV и XVI веках постепенно переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.

Создание в цветущей торговой республике Венеции гетто в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназской диаспор.

В то же время возникли еще два центра — в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце XVI века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских еврея прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года — Нью-Йорк), где получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В XVII веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.

Образованный ашкеназский центр в Восточной Европе переживал в XVI и XVII столетиях расцвет в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад — регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназского еврейства.

Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса XVII века на западе Украины возник хасидизм, в середине XVIII века он стал ответом и на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети XVIII века Польша утратила свою политическую независимость, ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.

1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли новые возможности, но и представляли угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году, число евреев в различных регионах Российской и Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейства. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев — их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце XVIII века. До начала XIX столетия ограничения возможностей их миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких, как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.

Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети XIX века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось — неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающим аргументом для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция стала глобальным движением, с 1881 до 1914 годы, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За XIX столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия — более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них были ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX веков, вплоть до начала нацистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.

Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких, как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих новых центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии не только нарушила баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.

Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, такие, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.

В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915-1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам, 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.

Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.

Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев, и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.

Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и репатриантов.

В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Китай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов, из них примерно 14 миллионов составляли ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.

После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери всего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, Судетской области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.

Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата: ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.

Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию с территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистами уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого был принят план "окончательное решение" еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти со всей Европы представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа всего за четыре года полностью уничтожила главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) избежала этой участи, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.

После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине англичане ставили непреодолимые препоны репатриации евреев.

Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении репатриации в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающийся до настоящего времени. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально в небольшом количестве были отпущены преследуемые отказники, затем, после распада Советского Союза в 1991 году, экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну репатриации. До конца 1970-х годов в страну прибыло 140000 новых репатриантов. На конец 1980-х — начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.

Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских мигрантов в Европу — таковы наиболее зримые изменения последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины — ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.

Тем не менее наличие центров диаспоры до сих пор является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля с окружающим миром…

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека