Основные требования к проведению антропометрического исследования. Краткие правила антропометрических измерений

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

наблюдение за динамикой физического развития.

II. ПОКАЗАНИЯ:

оценка физического развития.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Электронные весы.
  2. Горизонтальный ростомер
  3. Сантиметровая лента
  4. Пеленки
  5. Дез. раствор, чистая ветошь, емкость для использованной ветоши, 95% (70%) спирт.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните маме смысл манипуляции, получите информированное согласие.
  2. Вымойте руки гигиеническим способом, осушите.

Взвешивание:

  1. Уравновесить весы.
  2. Протереть весы дез. раствором.
  3. Включите электронную систему весов (до цифры 90 кг).

Выполнение процедуры:

  1. Положить на весы, сложенную в несколько раз чистую пеленку; взвесить ее (заметить вес на табло).
  2. Нажать на кнопки «0», затем «Т», чтобы вес пелёнки на табло был со знаком (-).
  3. Уложить ребенка на пелёнке.
  4. Заметить вес ребёнка на табло.
  5. Снять ребенка, положить его в кроватку или отдать матери.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат (не забыть вычесть вес пеленки) в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку со столика, обработать пеленальный столик дез. раствором.

Читайте так же про: Применение пузыря со льдом. Сестринский уход.

Измерение роста новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Протереть ростомер дез. раствором, постелить пеленку.
Выполнение процедуры:
  1. Ребенка, одетого в распашонку, уложите на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, ноги ребенка выпрямить в коленных суставах, к подошвам приложить поперечную планку ростомера
  2. По боковой планке со шкалой определить длину тела ребенка.
Окончание процедуры:
  1. Убрать пеленку, обработать ростомер дез. раствором.

Измерение окружности головы новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений
Выполнение процедуры:
  1. Ленту наложить на затылочный бугор сзади, спереди - на уровне надбровных дуг.
Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.

Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Раздеть ребенка.
Выполнение процедуры:

4. Наложить ленту сзади под нижними углами лопаток, спереди - на уровне сосков.

Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

ПРИМЕЧАНИЕ: оценить физическое развитие по центильным таблицам.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритмы манипуляций на КЭ

Персональный сайт Межениной Аллы Владимировны

  • Оценить адекватность питания ребёнка
  • Оценить физическое развитие

Оснащение:

  • Чашечные весы
  • Резиновые перчатки
  • Ёмкость с дезраствором, ветошь
  • Бумага, ручка

Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/родственникам цель исследования
    • Установить весы на ровной устойчивой поверхности
  2. Выполнение процедуры
    • Включить весы
    • На цифровом табло дождаться появления нулей
    • Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
    • Убрать руку, на табло появятся нули
    • Выключить весы
    • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
    • Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
    • Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
    • Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
    • Подождать, когда весы зафиксируют вес
    • Достижение достоверности результатов исследования
    • Снять ребёнка с весов
    • Снять пелёнку
  3. Завершение процедуры
    • Записать показатели массы тела
    • Убрать пелёнку с весов
    • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

Цель: Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью.

Оснащение:

  • набор для пеленания
  • набор для подготовки матери к кормлению
  • дезраствор, ветошь
  • бумага, ручка

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днём и вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.

  1. Подготовка к процедуре
    • Подготовить необходимое оснащение
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Надеть на ребёнка памперс и запеленать
    • Подготовить мать к кормлению грудью
    • Обработать весы дезраствором и подготовить их к работе
  2. Выполнение процедуры
    • Взвесить ребёнка
    • Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут
    • Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
    • Определить разницу полученных данных (до и после кормления)
  3. Завершение процедуры
    • Передать ребёнка матери или положить в кроватку
    • Протереть весы дезраствором
    • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
    • Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству

Цель: Обеспечить полноценное питание ребёнку.

Оснащение:

  • косынка, маска
  • мерная бутылочка (рожок)
  • стерильная соска с несколькими отверстиями
  • необходимое количество грудного молока или молочной смеси, температурой 36 – 370 С
  • ёмкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылок
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
    • Подготовить необходимое оснащение, подготовить ребёнка к кормлению
    • Вымыть и осушить руки
    • Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной жидкой пищи
    • Надеть соску на бутылочку.
    • Проверить скорость истечения смеси и температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава (жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями)
  2. Выполнение процедуры
    • Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом
    • Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью
  3. Завершение процедуры
    • Подержать ребёнка в вертикальном положении 2 - 5 минут
    • Положить ребёнка в кроватку на бок (или головку повернуть на бок)
    • Снять с бутылочки соску, промыть соску под горячей проточной водой, обезжирить в течение 30 минут в 2% растворе соды, подогретом до 500 С, промыть проточной водой
    • Соски поместить в кастрюлю «Для кипячения сосок» и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
    • Хранить в той же ёмкости под крышкой, слив воду
    • Бутылочки промыть под горячей водой и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания

Для доношенного ребёнка

  1. в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n - количество дней жизни
  2. суточное количество молока рассчитывается:
    • по формуле Финкельштейна – для детей до 10 – 14 дней – n х 70 (80), где коэффициент 70 – для детей с массой тела менее 3 200 г, коэффициент 80 – для детей с массой тела – более 3 200 г
    • объёмным способом – для детей с 2 недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела

Для недоношенного ребёнка

с рождения до 3 – го дня - суточное количество - 20 мл /кг.

Разовое количество:

  • 1 сутки – 5 – 10 мл
  • 2 сутки – 10 – 15 мл
  • 3 сутки – 15 – 20 мл

По формуле Роммеля – с 4 до 10 дня жизни:

Суточный объём – (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n – количество дней жизни - с 10 – го дня – 1/5 от массы тела

  • Туалет глаз
  • Туалет носа
  • Туалет пупочной ранки
  • Туалет естественных складок кожи

Оснащение:

  • кипячёная вода
  • стерильное растительное или специальное детское масло
  • ватные шарики, жгутики, марлевые салфетки,
  • детское мыло
  • раствор перекиси водорода 3%
  • спиртовый раствор бриллиантовой зелени 1%
  • палочки с ватным наконечником
  • стерильные пипетки
  • лоток для отработанного материала
  • пелёнка
  • чистый набор для пеленания

Туалет глаз:

  1. Выполнение процедуры
    • Подложить ладонь левой руки под головку ребёнка
    • Ватным тампоном, смоченным водой комнатной температуры, промыть глаза движением от наружного угла к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный ватный тампон)
    • Осушить глаза в той же последовательности отдельными ватными тампонами
  2. Завершение процедуры
    • Ватный шарик сбросить в лоток

Туалет носа:

  1. Выполнение процедуры
    • Ладонь левой руки положить на лоб ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа
    • Ватный жгутик (отдельный для каждого носового хода) ввести вращательными движениями в носовой ход и удалить
  2. Завершение процедуры

Туалет пупочной ранки:

  1. Выполнение процедуры
    • Поместить бутылочку с 3% раствором перекиси водорода в ёмкость с водой, температурой 30 – 32 градуса на 10 минут
    • Набрать в пипетку подогретый раствор
    • Выпустить каплю на тыл кисти (контроль температуры применяемого раствора)
    • Раскрыть пупочное кольцо указательным и большим пальцами левой руки
    • Закапать 2 – 3 капли раствора перекиси водорода
    • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» ватным шариком движением изнутри кнаружи
    • Сбросить ватный шарик в лоток
    • Палочку с ватным наконечником смочить в 1% спиртовом растворе бриллиантового зелёного
    • Развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и смочить дно ранки, не касаясь кожи, провернув палочку по часовой стрелке движением изнутри кнаружи
  2. Завершение процедуры
    • Ватные жгутики сбросить в лоток
    • Ребёнка оставить раздетым в течение 3 – х минут (для подсыхания раствора бриллиантовой зелени)

Туалет естественных складок кожи:

  1. Выполнение процедуры
    • Ватный тампон смочить в стерильном растительном масле (специальном детском масле)
    • Обработать складки в строгой последовательности: заушные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные
    • Паховые и ягодичные складки чаще загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
  2. Завершение процедуры
    • Одеть и запеленать ребёнка

Примечание:

При ежедневном уходе за недоношенным ребёнком его необходимо как можно меньше трогать и двигать. Полностью ребёнка не раздевают. Обнажают только ту часть тела, которая требуется для гигиенической манипуляции. При подмывании не нужно пытаться подмыть ребёнка целиком. Достаточно вытереть его ягодички ватой, смоченной в тёплой воде. Поскольку недоношенный ребёнок особенно подвержен различного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним ухаживал кто – то один из родителей.

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

Оснащение: стерильная марлевая лента, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, ветошь, дезраствор.

  1. Подготовка к процедуре
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Установить ростомер шкалой к себе
    • Протереть 2 – кратно ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки
    • Положить индивидуальную или стерильную пелёнку
  2. Выполнение процедуры
    • Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
    • Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
    • Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
    • Снять ребёнка, убрать пелёнку (Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте)
  3. Завершение процедуры
    • Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки

Цель: определение окружности головы и груди, контроль динамики данных показателей.

Оснащение: марлевая стерильная лента, сантиметровая лента.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  2. Выполнение процедуры
    • Для измерения окружности головы ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила через выступающую часть затылочного бугра, а спереди - по надбровными дугами
    • Для измерения окружности груди ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков
    • Свернуть ленту так, чтобы первые цифры (1 , 2 . . .) находились на ее внутренней поверхности, головку ленты взять в левую руку, а кончик в правую, подвести под головку или спинку и соединить руки на середине лба или груди, отметить данные.
  3. Завершение процедуры
    • Внести данные измерений в медицинские документы
    • Снять перчатки
    • Вымыть и осушить руки
  • соблюдение гигиены тела
  • обеспечение универсальной потребности быть чистым
  • формирование навыков чистоплотности
  • закаливание ребёнка

Оснащение:

  • Ванночка для купания
  • Пелёнка для ванны
  • Кувшин с водой для обливания ребёнка
  • Водный термометр
  • Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
  • Детское мыло
  • 5% раствор перманганата калия
  • Тёплая пелёнка
  • Набор для пеленания
  • Ведро кипячёной охлаждённой воды
  • Ведро горячей кипячёной воды

Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.

  • Купать ребёнка до кормления.
  • Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса.
  • Продолжительность купания 5 – 6 минут.
  • Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
  • С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю.
  • До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).
  • Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры
    • Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.
    • Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.
    • Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).
    • Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.
    • При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.
    • Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.
    • Водным термометром проконтролировать температуру.
    • Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.
    • Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:
      • включить обогревающую аппаратуру
      • согреть пелёнки и распашонки
      • закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха
  2. Выполнение процедуры
    • Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра
    • При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища
    • Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой
    • Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье
    • Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра
    • И только после этого освободить правую руку
    • Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности
    • Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь - паховые, ягодичные
    • Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая – на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы
    • Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями
  3. Завершение процедуры
    • После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки
    • Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 – 15 минут.
    • Через 10 – 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.

mejenina.ru

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

Выполнения измерения

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

Окончания процедуры

  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

www.idealkras.ru

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.


Гипоксия у новорожденных последствия симптомы

Изучение физического развития проводится при помощи антропометрических измерений. Чтобы данные о физическом развитии могли быть научно и практически использованы, они должны удовлетворять ряду требований. Инструментарий, при помощи которого производятся исследования, должен быть стандартным и строго выверенным. Техника измерений должна быть унифицированной, работа должна производиться квалифицированным персоналом, материал правильно и однородно обработай.

Все измерения должны производиться на обнажённом субъекте и в определённое время дня (от 9 до 3 час), иначе неизбежен ряд неточностей. Вес и рост дают некоторые колебания в течение суток, зависящие от режима дня измеряемого.

Измерение роста производится при помощи складного металлического антропометра или (чаще) посредством деревянного станкового ростомера, т. е. широкой массивной доски, длиной в 2 см, с сантиметровыми делениями, укреплённой вертикально па массивной устойчивой площадке. По доске ходит плотно пригнанная и легко скользящая планшетка. Измеряемый должен находиться в положении военной выправки, и касаться станка ростомера пятками, ягодицами и лопатками, голову держать прямо, так, чтобы верхний край козелка уха и наружный угол глазницы находились на одном горизонтальном уровне. Измерение роста сидя производится при помощи откидной скамейки или приставного табурета высотой в 40 см для взрослых и в 25 см для детей; измеряемый должен сидеть выпрямившись (при отсчёте, если нет специальной шкалы, следует вычитать высоту табурета).

Окружность грудной клетки и другие окружности измеряются стальной рулеткой в 1,5-2 м длиной, с миллиметровыми делениями. Если приходится пользоваться матерчатой или гуттаперчевой лентой, следует её регулярно сверять с масштабом. Измерение окружности грудной клетки производится при опущенных руках измеряемого на уровне нижнего края околососковых кружков у мужчин и детей; с началом развития грудных желез у девочек и женщин - под грудными железами (по ходу примерно четвёртого ребра), сзади - по нижним углам лопаток. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, вдоха и выдоха.

Взвешивание производится па рычажных безгиревых докторских весах. Жизненная ёмкость лёгких измеряется спирометром. Сделав несколько упражнений, исследуемый должен дать ровный сильный выдох после глубокого вдоха; из нескольких измерений записывается максимальное значение. Так же записывается максимальное значение при измерении мышечной силы правой и левой руки, так называемой «становой» силы (работа спинных мышц при поднятии тяжестей с пола), измеряемой при помощи динамометра. Необходимо, однако, заметить, что динамометры являются весьма неточными приборами.

Правильно собранные и обработанные результаты исследований физического развития дают большой материал для характеристики санитарного состояния отдельных групп населения.

При проведении антропометрических исследований необходима методическая безупречность и тщательность при сборе и обработке антропометрического материала, использование унифицированных методик, что делает результаты отдельных наблюдений, полученные разными авторами, сравнимыми между собой, и позволяет широко использовать полученные данные.

При накоплении материала исследователь формирует выборку, соблюдая несколько обязательных условий, предъявляемых к выборке:

Группа обследованных должна создаваться по принципу случайности, без предварительного отбора.

Контингент должен быть однородным, т.е. состоять из людей одного возраста, пола, этнической принадлежности.

Все люди, составляющие выборку, должны быть обследованы с применением одних и тех же инструментов.

При многодневных исследованиях все измерения должны проводить с учетом циклических изменений морфофункциональных признаков организма (месячной, сезонной и суточной ритмики).

Организация и техническое оснащение антропометрии

Проведение антропометрических исследований требует определенных организационных и технических мероприятий (Бунак В. В., 1941; Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003; Николаев В.Г. и др., 2007). В помещении, где будет производиться исследование, должна поддерживаться комнатная, по возможности ровная температура. Недопустимо делать измерения в холодном помещении. Место в комнате, где планируется проводить исследование, должно иметь ровное и достаточное естествнное освещение. Следует избегать прямых солнечных лучей. Пол должен быть покрыт ковриком или плотной бумагой. Измеряемый не должен становиться босыми ногами на пол или линолеум. Пол должен быть ровным.

Известно, что длина тела в течение дня претерпевает изменения (и притом неравномерные) в зависимости от дневного режима. Продолжительное стояние на ногах увеличивает изгибы позвоночника, уменьшает длину тела, а лежачее положение, наоборот, увеличивает. Поэтому наилучшее время для исследования - утренние часы. При массовых исследованиях необходимо стремиться к тому, чтобы измерение каждого индивидуума отнимало наименьшее количество времени (не более 3-х минут). Это требование диктуется интересами не только обследуемого, но и интересами исследователя, так как продолжительное измерение вызывает утомление и изменение позы, а изменение позы может отразиться на точности измерительных параметров.

Опыт показывает, что при массовых исследованиях целесообразна совместная работа нескольких исследователей, т.е. система конвейера с распределением исследователей по инструментам (измеряемый переходит от одного исследователя к другому). Другое условие интенсивности работы - это наличие помощника, который вносит полученные данные в специально разработанную «Антропометрическую карту», поэтому помощнику предварительно необходимо тщательно изучить карту и расположение в ней отдельных граф. После работы обязательно необходимо проверять записи.

Общее время проведения массовых антропометрических исследований не должно превышать 3 часа, так как усталость самих исследователей тоже влияет на точность измерений. Полученные данные возможно заносить сразу же в компьютер, однако дубликат исследования в виде «Антропометрической карты» необходимо иметь, так как в случае сомнения в правильности исследования и необходимости повторного измерения, легче работать с картой.

В антропологии наибольшее значение при измерениях имеют прямые и проекционные линейные размеры, так как они более других соответствуют скелетным размерам и не зависят от особенностей развития жирового и мышечного компонентов. Измеряемые параметры в сагиттальной или горизонтальной плоскостях называются диаметрами. Размеры тела дают заметное различие в зависимости от положения измеряемого: стоит он, сидит или лежит, поэтому при антропометрическом измерении большое значение имеет поза. В то же время при измерениях головы или дистальных диаметров конечностей поза исследуемого не оказывает существенного влияния на результаты.

Для получения достоверных результатов исследуемый должен быть полностью обнажен (лишь опытный исследователь может разрешить измерение в плавках и тонких носочках), поэтому недопустимо заставлять измеряемого ждать в обнаженном виде. От исследователя также требуется чрезвычайный такт в обращении с обследуемым, необходимо соблюдать уважение к чувству стыдливости и индивидуальности характера измеряемого. Измеряемый должен находиться в выпрямленном положении, но не в состоянии крайнего неестественного вытягивания. Выпрямленная поза означает такое положение, когда измеряемый ровно упирается ногами, сближенными в пятках, на покрытие пола, колени выпрямлены, живот несколько подобран, руки слегка прижаты к телу и свободно свисают, плечи находятся на одном уровне и хорошо фиксированы. Эта поза должна сохраняться в продолжение всего исследования. Голова фиксируется в плоскости, которая проходит через козелок и нижний край глазницы. При работе необходимо наблюдать за дыханием измеряемого, измерения, особенно параметров грудной клетки, следует проводить в момент дыхательной паузы. Для того чтобы обеспечить сохранение неизменной позы измеряемого, исследователь должен достичь определенного навыка в работе с инструментами (Николаев В.Г. и др., 2007).

Измерение массы тела. Взвешивание детей до 2 летнего возраста проводят на лоточных весах, которые состоят из корпуса, лотка, подвижного коромысла с двумя шкалами делений (нижняя - в килограммах, верхняя - в граммах). На левой части коромысла находится противовес, на правой части – стреловидный отросток. Можно использовать электронные весы. Весы уравновешиваются перед взвешиванием каждого ребенка. Это достигается путем вращения противовеса до момента, когда стреловидный отросток коромысла будет находиться на одном уровне с неподвижным отростком на корпусе весов. Гири при этом находятся на нулевых делениях шкал. Весы следует устанавливать рядом с пеленальным столиком на неподвижной тумбочке. На лоток кладут сложенную в несколько раз чистую пеленку, весы уравновешивают вместе с пеленкой. Ребенка укладывают так, чтобы голова располагалась на широком конце лотка, а ноги – на узком. Перед работой и после окончания лоточную часть протирают 0,5% раствором хлорамина.

Взвешивание детей старше 2 летнего возраста производится на рычажных медицинских весах.

Независимо от возраста детей взвешивают утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

Измерение длины тела. Рост детей грудного возраста измеряют при помощи специального горизонтального ростомера, который представляет собой доску прямоугольной формы длиной 80 см и шириной 40 см. Перед началом измерения ростомер протирают 0,5% раствором хлорамина и кладут пеленку. Ребенка, одетого в распашонку, укладывают на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной поперечной планке ростомера, ноги выпрямляют в коленях и к подошвам прижимают подвижную поперечную планку ростомера. По боковой планке со шкалой определяют расстояние между неподвижной и подвижной планками (рост ребенка).

Измерение роста детей старшего возраста производится ростомером в положении стоя. Последний представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75 х 50 см. На вертикальной доске нанесены две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – в положении сидя. По доске скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя. Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, спиной и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку прикладывают к голове без надавливания.

Рост детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи того же ростомера, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении роста детей более старшего возраста.

Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени.

Окружность головы определяется наложением сантиметровой ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Транспортировка больных

Транспортировка детей может осуществляться несколькими путями. Способ транспортировки больного ребенка в отделение определяется врачом. Дети, находящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника, детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тяжелобольных транспортируют на носилках, установленных на специальной каталке. Все носилки-каталки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых больных доставляют в кресле-каталке. Приемное отделение должно быть обеспечено необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок.

В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекладывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй – под ягодицы и голени.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка – это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

Испарение влаги с кожи и при дыхании;

Мумификация пуповинного остатка;

Недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

Рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

Относительным голоданием;

Отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

21)техника взятия мазков на BL (бациллу Лёффлера).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека