Аюрведа лечение: аюрведические программы. История возникновения Аюрведы

состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.

Главная цель науки - поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, - помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план вернуть в состояние пракрити, - природного соотношения трех дош человека.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов :

  • Подбирает диету;
  • Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
  • Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
  • Проводит Панча-карму - процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
  • Назначает травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней;
  • Проводит процедуру Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

В Аюрведе принято считать, что болезнь - это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.

Главный девиз аюрведы - не навредить!

Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.

Аюрведа - это сырье из натуральных компонентов.

Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа - это травяные ванны и массаж, а также диеты.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

Дхара - Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам - применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.

Сировасти - применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.

Пижичил - это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Нджаваракиж и в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартанам - эта процедура известна как "порошковый массаж" и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Абхьянгам - особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям - в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.

Кижи - целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти - специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти - то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам - пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам - особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам - травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил - измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (Парильня) . В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Шодхана Чикилса (Очистительная терапия). Цель очистительной терапии - удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма (санскр. "пять очищающих процедур") - включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.

Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия). Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство). Используется для замедления процессов старения. Продолжительность 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.

Общая информация об Аюрведических программах

В Аюрведической медицине известно около 20 разных аюрведических программ, продолжительность которых составляет от 2-3 до 4-6 недель. Для получения ощутимого и глубокого эффекта минимальный срок вашей поездки должен быть 2-3 недели, ехать в Индию на 7 или 10 дней – «деньги на ветер»… Но полный и долговременный эффект от аюрведической программы возможен только при максимальной ее продолжительности, например, для «Панчакармы» это 4-5 недель.

На протяжении этих 2-4 недель вы ежедневно будете посещать аюрведический кабинет 1 или 2 раза в день, принимая за каждое посещение от 3 до 6 разных процедур. Продолжительность каждого аюрведического сеанса составляет от 1,5 до 2 часов. Сеанс обычно начинается с «Абхъянгам» - особом массаже всего тела с использованием специального масла, а заканчивается, как правило, приемом специальных аюрведических лекарств или препаратов. Всего в течение курса аюрведического лечения вы примете около 20 разных аюрведических процедур (подробнее о процедурах аюрведы смотри: аюрведические процедуры). Процедуры крайне разнообразны, например, это может быть обливание всего тела теплым молоком или ножной массаж, паровая баня или закапывание глазных капель, специальная масляная клизма или прием слабительного…

Все процедуры для мужчин делают терапевты (массажисты) мужчины, для женщин – женщины. Ряд процедур делается в 4 руки, когда 2 терапевта одновременно осуществляют массаж всего тела. Имейте в виду, что все процедуры делаются по назначению и под контролем лечащего врача. Поэтому очень важна первая встреча–консультация с доктором аюрведы. Не забудьте на консультации рассказать доктору о всех своих болячках или недомоганиях, покажите ему выписки из истории болезни, снимки или другие результаты обследований, которые вы делали ранее в России. Доктор не только определит всю схему лечения и последовательность процедур, но и назначит определенное время начала ежедневных сеансов. Также вам пропишут определенные травяные препараты и лекарства, которые нужно будет принимать ежедневно, а также специальную аюрведическую диету. Имейте в виду, что ваше питание во время приема аюрведических процедур также является одним из средств терапии, оно служит для устранения дисбаланса дош вашего организма и способствует выведению токсинов и шлаков. Не стесняйтесь задавать вопросы доктору и терапевтам в процессе вашего лечения, а на прощанье не посчитайте зазорным оставить чаевые как на ресепшн или ресторане, так и в аюрведическом кабинете или переводчику– ваши вознаграждение будет принято с благодарностью.

Одной из составляющих вашего лечения служат и определенные ограничения на весь срок пребывания, такие как: «ИСКЛЮЧИТЬ: алкоголь, сигареты, наркотики. НЕ СЛИШКОМ МНОГО: загорать, плавать, бегать, читать, смотреть телевизор, работать за ноутбуком. ПРИНИМАТЬ: все процедуры и назначенные вам аюрведические препараты. ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ: аюрведической диеты и рекомендациям доктора». Однако у вас будет оставаться время и для занятий йогой и для поездок на экскурсии. Если вы никогда ранее не занимались йогой – для вас здесь появляется уникальная и исключительная возможность освоить пранаяму (правильное дыхание) и несколько асан (хотя-бы комплекс «Сурья Намаскар»), которые при регулярной практике в дальнейшем, позволят продлить вашу жизнь на десяток лет, причем это будет жизнь здоровая и правильная.

На заключительной (перед отъездом) консультации с доктором аюрведы, вам дадут конкретные рекомендации по питанию и образу жизни в дальнейшем, а также предложат аюрведические лекарства и препараты для приема в течение последующих 3-х месяцев. Имейте в виду, что если вы всерьез, а не понарошку решили стать здоровым человеком, то это возможно только если вы будете повторять такого рода процедуры регулярно, например, ежегодноа лучше - 2 раза в год. Вы ведь регулярно – каждые выходные устраиваете генеральную уборку и стирку в своем доме! Вы ведь регулярно - весной и осенью делаете профилактическое ТО для вашего автомобиля, когда вы меняете в машине фильтры, масла или колодки! Сделайте же это и для себя – любимого! И тогда ваша жизнь станет наполненной и счастливой! И тогда вы поймете, что человек просто обязан и до 100 лет оставаться молодым, активным и здоровым!

Тем не менее, если вы впервые едете на аюрведический курорт, то рекомендуем начать с программы «Панчакарма» - программы, которая позволяет очиститься от токсинов и шлаков и восстановить баланс и гармонию вашего организма.

Программа «Панчакарма» (Очищение)
Живя в условиях современной цивилизации, мы дышим, чем дышим, едим, что едим и пьём, что мы пьём. В результате в организме накапливаются шлаки, токсины и яды, которые блокируют сосуды и клетки организма, что вызывают повышенную утомляемость, дефицит энергии и низкий жизненный тонус. В предельных случаях зашлакованности, наш организм вообще теряет свойство самооздоровления и самоочищения, следствием чего является приближающаяся к нам смерть от инфаркта, инсульта или онкологии. Но даже если ваш доктор рассказал вам только о признаках диабета или артрита, тромбоза или подагры, о камнях в почках или песочке в желчных протоках, то он сообщил вам о высоком уровне зашлакованности вашего организма! Этот песочек кричит вам от имени вашего организма «SOS!!! Спаси меня!».
Цель программы очищения тела (или Панчакарма) – это выведение из организма ядов, токсинов и отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. При этом продукты ненормального обмена (токсины и шлаки) удаляются из организма даже на клеточном уровне, что способствует восстановлению баланса первичных энергий (дош).
Процедуры : Масляный массаж, снехапанам, насьям, дхара, пижичил, кижи, шировасти, паровые ванны, прием лекарств внутрь и др..
Длительность : 2-6 нед.
Синонимы : Body Purification Therapy, Panchakarma, Панчакарма, Shodhan Chikilsa, Шодхана Чикилса.

Омоложение
Эта программа наиболее эффективна после прохождения курса «Панчакармы» и направлена на повышение тонуса, энергетики и работоспособности организма. При этом повышается иммунитет, усиливается сопротивляемость организма, возвращается упругость коже и всему телу. После нескольких первых дней очищения организма, усилия направляются на гармонизацию первичных энергий тела и духа (вата, пита, капха) и открытие энергетических каналов. Результатом аюрведических процедур становится значительное и быстрое повышение жизненного тонуса, снижение утомляемости, жизнь начинает приносить радость и играть во всех красках.
Процедуры : Масляные и травяные массажи тела руками и ногами, маслами и кремами, приём лекарств внутрь, паровая баня, а также ванны с травами.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Rejuvenation Therapy, Rasayana Chikilsa, Расаяна Чикилса.

Снятие стресса (антистресс)
Хронические стрессы и депрессии, бессонница и бессилие не позволяют нам обрести радость жизни и здоровье. Истерики и нервные срывы, страхи и тоска – истощают наше энергетическое поле и становятся причиной множества болезней. Но ведь все эти «тараканы» находятся в нашей голове! Аюрведа полагает, что главным источником здоровья нашего организма является здоровый ум. Программа «Антистресс» помогает избавиться от стресса и его последствий, а также от уныния, страхов и депрессий. Программу настоятельно рекомендуется сочетать с занятиями йогой и медитацией.
Процедуры : Массажи, широдхара, талам, нджаваракижи, паровые ванны, приём лекарств внутрь, йога и медитация.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Stress Relieving Program, De-Stress Therapy, Mana Swastha Chikilsa, Мана Сваста Чикилса, Stress Management Therapy.

Похудение
Иногда причиной лишнего веса является радостное событие – покупка автомобиля. Физическая нагрузка при этом уменьшается, а счастливый обладатель авто неожиданно для себя через год обнаруживает, что не влезает в старые джинсы.
Но, как правило, пивной животик – это следствие неразборчивости в еде и алкоголе. Аюрведическая п
рограмма «Похудение» позволяет без особого напряжения и неприятных ощущений - голода, головокружения, упадка сил и пр. - которые всегда сопутствуют классическим диетам, эффективно избавиться от лишнего веса и сразу почувствовать себя и легче и лучше. Назначаемая аюрведическая диета не ограничивает вас в объеме принимаемой пищи. И хотя еда низкокалорийная, однако, в комплексе с остальными процедурами программа переносится очень хорошо. Вашей наградой за соблюдение режима питания и правил здорового образа жизни может стать 10–15 кг вашего лишнего веса, который вы оставите в Индии после программы «Похудение».
Процедуры : Массажи с порошками из трав и с лекарственными маслами, паровая баня с травами, питьё травяных соков и чаёв, аюрведическая диета и др..
Длительность : 2-5 нед.
Синонимы : Sliming Program, Medodhara Chikilsa, Weight Loss Program.

Усиление иммунитета и долголетие
Эта программа наиболее эффективна после проведения первичных программ очищения организма от токсинов и шлаков и, в частности, программы «Панчакарма». Эта программа позволяет замедлить процессы старения, приостановить дегенерацию клеток и повысить общий иммунитет организма. Она наиболее эффективна для лиц до 60 лет, однако предполагает и по возвращению на Родину соблюдение правил здорового образа жизни и питания.
Процедуры : Программа очищения тела, широдхара, пижичил, нджаваракижи, насьям, аюрведическая диета, снехапанам, приём лекарств внутрь.
Длительность : 4-6 нед.
Синонимы : Body Immunization and Longevity Treatment, Kayakalpa Chikilsa, Каякалпа Чикилса.

Программа красоты и здоровья
Эту программу как правило, выбирают женщины и немудрено – она направлена на улучшение цвета лица, тонуса кожи и красоты фигуры.
Процедуры : Травяные маски, массажи с лекарственными кремами, питьё травяных чаёв и паровые бани.
Длительность : 2-3 нед.
Синонимы : Beauty Care Program, Soundharya Chikilsa.

Здоровье и красота лица
Программа идеальна для устранения морщин и ненормальной пигментации кожи лица. Кожа при этом становится мягкой, эластичной и гладкой. Улучшается её тонус, устраняется напряжение лица. Питание, очищение и детоксикация позволяет оздоровить кожу лица изнутри.
Процедуры : Программа включает работу на биологически активных точках (марматерапия), травяные очищающие маски и ингаляции паров с травами.
Длительность : 1-3 нед.
Синонимы : Mukhalepam, Мукхалепам.

Программа против целлюлита
Программа направлена против отёка и интоксикации в целлюлитных тканях. Она позволяет улучшить кровообращение и восстановить процессы самоочищения, что способствует уменьшению целлюлитных отложений в организме.
Процедуры : Специальные массажи с кремами и порошками, аппликации травяных паст, кижи, диета и другое. В зависимости от особых показаний может назначаться питьё травяных препаратов.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Anti-Cellulites Program.

Лечение псориаза
Аюрведические методы весьма эффективны при лечении псориаза и разнообразных кожных заболеваний. Воздействие на организм происходит посредством специальных процедур, приёма лекарств внутрь и диету. Рекомендуется занятия йогой и медитация - аюрведа считает, что причина большинства заболеваний организма психосоматична.
Процедуры : Лепанам, абхьянгам, снехапанам, пижичил, паровая баня, шировасти, приём специальных лекарств внутрь.
Длительность : 3-4 нед.

Синонимы : Psoriasis Treatment Program, Sidhma Chikilsa, Сидма Чикилса.

Лечение суставов и костей

Эта программа показана при таких болезнях как: подагра, остеопороз, ревматоидный артрит, спондилез, остеоартрит и др. Программа позволяет эффективно устранить нарушение обмена веществ в суставных тканях и способствует их восстановлению.
Процедуры : Специальные массажи, лепанам, наложение масел и лекарственных вытяжек на больные места, кижи, паровая баня, пижичил, нджаваракижи, снехапанам, прием аюрведических препаратов внутрь, йога.
Длительность : 3-6 нед.
Синонимы : Program for Rheumatic Conditions, Anti-Arthritic Program, Sandhi Vatha Chikilsa, Сандхи Вата Чикилса.

Лечение позвоночника
Эта программа облегчает состояние и улучшает здоровье при таких заболеваниях как грыжа диска, дегенеративные состояния, скованность, спондилиты, шейные спондилезы, ишиас (воспаление седалищного нерва) и т.д.
Процедуры : Ряд специальных массажей, массаж шеи, спины, нджаваракижи, пижичил и специальные упражнения.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Vataroga Chikitsa, Spine And Neck Care Program

Исцеление органов дыхания
Это программа лечения таких болезней, как: бронхиальная астма, кашель, аллергические риниты, синуситы и проч. Аюрведические методы позволяют восстановить нормальное кровообращение и «укрепить силу» лёгких.
Процедуры : Массаж тела, уровасти, пижичил, насьям, приём лекарств внутрь, пранаяма.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Swasa Kasa Chikilsa, Сваса Каса Чикилса, Treatment for the Respiratory System.

Программа от бессонницы и тревоги
Аюрведа помогает не только телу, но также разуму и душе. При бессоннице, тревоге и беспокойстве эта программа успокаивает, расслабляет, повышает уверенность в себе. Также она позволяет улучшить иммунитет организма.
Процедуры : Массаж тела, шировасти, широдхара, талам, талапотичил, приём аюрведических лекарств внутрь, йога и медитация.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Treatment for Insomnia and Anxiety, Insomnia Treatment, Sukhanidra, Сукханидра.

Программа «Женское здоровье»
Специальная программа для восстановления гормонального баланса женского организма. Программа особенно эффективна при менструальных нарушениях и в постменопаузе (климактерическом периоде).
Процедуры : По назначению врача.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Special Therapy for Women.

Приведенные ниже аюрведические программы принесут максимальный эффект вашему здоровью, если Вы будете повторять их ежегодно, а лучше - 2 раза в год.

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Суть такого лечения состоит в устранении причин заболевания. Болезни, причины которых носят физический характер, требуют «научной» терапии (применения лекарственных трав, диеты, манипуляций и так далее). Психологические расстройства нужно лечить «покорением ума», принуждением к воздержанию ума от вредных желаний. Болезни духа требуют «божественной» терапии, духовных ритуалов и аскез.
Поскольку главной причиной болезни являются «преступление против мудрости», вызванные желаниями, главным и окончательным средством излечения Аюрведа называет избавление от желаний.

Однако освободить ум от желаний – непростая задача, поэтому Аюрведа называет методы, при помощи которых желания можно ограничить. Когда человек здоров, ему следует соблюдать полезные для здоровья процедуры, чтобы поддерживать правильную работу организма, а в состоянии болезни проходит терапевтические процедуры вкупе со сменой диеты и образа жизни, чтобы вернуть блуждающие доши (сочетания энергий) на их единственные пути в теле и самому возвратится на правильный жизненный путь.

Аюрведа может задействовать в лечении любое вещество и любую деятельность на свете. Однако, в целом, медицинское вмешательство на физическом уровне можно подразделить на четыре типа:
— диета
— деятельность
— очищение
— смягчение

Скопление дош следует лечить диетой и деятельностью, когда их состояние усугубляется, лучше всего успокаивать их веществами с противоположными их качествами, что облегчит страдания больного. Если доши покинули те органы, в которых должны находиться, их лучше вывести из организма; если же это невозможно, их нужно нейтрализовать при помощи лекарств. К ослабленной части организма, в которой локализованы доши, всегда следует применять локальные методы лечения. Поскольку чаще всего причиной болезни становится неразборчивость в еде, зачастую важнейшей составляющей терапии становится корректировка питания.

Аюрведа, по возможности, предпочитает постепенное лечение мгновенному, избегая ненужных потрясений для организма. Постепенное избавление от вредных привычек меньше нарушает внутренний баланс, чем моментальная «ломка». Организму всегда требуется время для акклиматизации в новом состоянии, поэтому медицинскую помощь не следует резко прекращать.

Аюрведа утверждает, что каждый человек уникален, следовательно, любому пациенту необходим свой индивидуальный подход в лечении. Однако все физические недомогания вызваны, прямо или косвенно, нарушением баланса дош, поэтому любое лечение базируется на влиянии на доши. Если в пищеварительном тракте скопились пищевые токсины, первым шагом в лечении станет почти полное голодание в течение одного-двух дней, чтобы организм смог переварить и удалить накопленные токсины и подготовится к очищению.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека