Анализ сновидений. Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Работа со снами распространена в большинстве психотерапевтических школ. Сновидения как результат особой имагинативной (франц. Image - образ) активности содержит важную информацию из бессознательного, а цель снов - донести до сведения сновидца, скорректировать сознательные представления о действительности, которые могут быть простыми, идеализированными или одноплановыми. В глибиннопсихологичних подходах преобладает анализ сновидений, а гуманистические направления, дазейн-анализ и гештальттерапия практикуют своеобразную взаимодействие с нами. Из него фактически начинался психоанализ ("Толкование сновидений" - первая по-настоящему психоаналитическая и самостоятельная работа 3. Фрейда). И до сих пор этот метод себя не исчерпал.

Интерпретация сновидений принципиально не может опираться на сонники, символика которых имеет устоявшийся характер. Основная идея толкования снов, сформулированная Фрейдом и логически завершена Юнгом и Лаканом, заключается в том, что сновидения - это определенный текст на языке бессознательного, который требует интерпретации. Это сложный текст со своими стилевыми особенностями и тонкими нюансами смысла, отражающие взгляд бессознательного на проблему в контексте жизненной ситуации.

Каждое сновидение сугубо индивидуальное. Катастрофа или свадьба, милиционер или арбуз имеют свое, неповторимое, значение для каждого отдельного сновидца. Сон можно интерпретировать только в зависимости от личности того, кто его видел, и никогда - косвенно от него.

По убеждению психотерапевтов глубинных школ, интерпретация сновидений - вершина профессионального мастерства психоаналитика. Настоящими шедеврами аналитического мышления является толкование, представленные в работах Ш. Ференци, Ж. Делеза и особенно К.- Юнга.

Большинство принципов анализа сновидений в разных психотерапевтических школах специфическая, однако есть несколько универсальных положений, которые можно принять предписания толкование:

а) ключевая функция сна - исполнение желаний, которое может быть воспроизведено в прямой или символической форме. 3. Фрейд заметил, что основным среди всех есть желание спать, есть не прерывать сон

б) сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца. Такой взгляд одновременно является попыткой скорректировать одностороннее восприятие ее сознанием, которая игнорирует неудобные или неприятные для себя моменты и аспекты;

в) людям не снятся сны о собственных успехов или дел, близких к счастливому завершению. Поэтому толкование, которое содержит успокаивающее информацию или комплименты, - ложно;

г) сны, особенно эмоционально окрашенные, не снятся людям по поводу проблем других людей. Каждое сновидение, которые персонажи в нем не фигурировали, - это сновидения для сновидца и о нем (а не о близких родственников или хороших знакомых)

г) сновидения часто объединяются в серию. Сновидец знает о связи между ними, но не всегда способен объяснить это. Если сновидения повторяется (с вариантами всегда одинаково), это свидетельствует о чрезвычайной важности информации, которую оно стремится донести;

д) сны могут иметь прогностический характер, но при этом они предупреждают, а не предвещает. Иногда сновидение показывает варианты будущего, но сновидец НЕ обречен на один из них. Разумно руководствоваться информацией из бессознательного, а не ждать, пока исполнится то или иное пророчество.

Психотерапевту, особенно начинающему, к анализу сновидений следует подходить ответственно и очень осторожно. Сновидения богаты важную для течения терапии информацию и часто является "прямыми сообщениями" бессознательного клиента бессознательном аналитика. их анализ - это "беседа" двух под сознаний, что происходит под контролем внимательного и сильного Эго терапевта.

Американский психоаналитик М. Масуд Кан сформулировал перечень требований к функционированию психического аппарата, обеспечивающих возможность работать со сновидением:

Хорошее взаимодействие между Эго и бессознательным;

Внутреннее бессознательное источник беспокойства (движущая сила сновидения);

Достаточное интегрируема сила Его и хорошая способность к символизации;

Способность дистанцироваться от слишком жесткого морального контроля;

Сохранение писляобразив сна в бодрствующем состоянии.

Если все эти условия соблюдены, клиент хорошо помнить сновидения и охотно рассказывать их аналитику, который необходимо знать основные принципы работы со сновидениями, их интерпретация позволяет эффективно контролировать ход психотерапевтического процесса.

Приведенных правил следует добавить еще несколько простых рекомендаций, которые помогут клиентам лучше запомнить собственные сны:

Сновидения стоит записывать сразу после пробуждения, не полагаясь на память. Для этого лучше держать ручку и тетрадь у постели;

Вечером можно "заказать" сновидения на определенную тему, если перед засыпанием сформулировать проблему или нерешенный задачи;

Сны стоит записывать регулярно длительное время (месяц, несколько недель)

Если есть возможность, яркие образы сновидений следует изображать в цвете;

Сны, которые будут интерпретированы в терапии, не следует перед этим рассказывать друзьям, знакомым или родственникам.

Часто один и тот же сон приходится толковать несколько раз на разных этапах терапии. Появляются новые ассоциативные ряды, всплывают забытые переживания и эпизоды - все это создает новый контекст для скрытого смысла сновидения. Некоторые элементы (ужасные демоны, ночные кошмары) могут последовательно соотноситься то с лицом аналитика, то с фигурами близкого социального окружения клиента, чтобы быть определенными, наконец, как образы-страхи раннего детства или проекции родительских фигур.

Полное и окончательное толкование сновидения - не более чем фикция, даже если в процессе терапии накапливается несколько таких толкований, а клиент восторженно приветствует аналитическое мастерство и проницательность своего аналитика. К.- Юнг предостерегал психотерапевтов от иллюзии, будто удачное понимание бессознательной символики снов является эффективной и успешной терапевтической акцией. В работе "Психология и алхимия", основу которой составляют толкования архетипической и алхимической символики сновидений, ученый отмечал, что бессознательное является автономной психической сущностью и любые попытки управлять им вредят сознания.

Таким образом, анализ сновидений является наиболее универсальной психотерапевтической техникой. Существует много способов интерпретации содержания и образов человеческих снов, каждый из которых основывается на определенных теоретических представлениях и концептах. В общем феномен сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца и одновременно является попыткой скорректировать однобокое восприятие этой ситуации сознанием и предложить нестандартные пути решения проблемных ситуаций.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа.

Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновиде- ниє, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее-конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила. 1.

Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному. 2.

Сновидения следует разбивать на элементы,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому_ чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения. 3.

При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что- то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет от крыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что- то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и^имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разра ботанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Анализ фантазий

Материалом для анализа бессознательного могут быть кроме сновидений фантазии, или «сны наяву». Фантазии наблюдаются как у больных, так и у здоровых людей. Особенно часто они встречаются у детей, подростков, но нередко сохраняются и в зрелые годы. У мужчин обычно преобладают честолюбивые фантазии, у женщин - эротические.

Методика анализа фантазий заключается в следующем. Пациент по предложению врача записывает все приходящие ему в голову фантазии, которые приобщаются к общему «сырому» материалу. В дальнейшем на «случайно» заданный вопрос можно получить толкование этих фантазий.

Самый эффективный метод – трехфазный анализ сновидений.

Данная методика включает три фазы.

1. Поиск ассоциаций.

2. Толкование.

3. Ритуал (использование сна для решения жизненных задач).

Фаза первая. Поиск ассоциаций

Запишите в столбик все образы своего сна. К ним относятся любые предметы и объекты, персонажи, природные явления.

Задайте по отношению к каждому образу вопрос: «Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие ассоциации?» Ваша ассоциация – это любое слово, мысль, картинка, чувство или воспоминание.

Около каждого слова напишите от двух до шести ассоциаций.

Не следует создавать цепочки ассоциаций, каждая ассоциация должна отходить непосредственно от образа сна. Например, у вас возникла одна ассоциация, затем в связи с ней рождается следующая, которая, в свою очередь, порождает третью и так далее. Это все дальше уводит нас от первоначальной темы сна. Ассоциации должны быть не в виде цепочки, а виде лучей, отходящих от одного центра.

Далее из всего многообразия ассоциаций следует произвести отбор тех, которые приведут к правильному толкованию. Существует метод отбора, который знаменитый исследователь сознания Карл Густав Юнг назвал «методом щелчка». Пока вы обдумываете ваши ассоциации, наиболее важная из них может сгенерировать более сильное энергетическое взаимодействие со структурами психики. В этот момент в глубине души рождается ощущение: «Совпала!» Так происходит подключение интуиции. Верная ассоциация «щелкнет». Это трудно описать словами, но легко осваивается в процессе практики. Некоторым людям контакт с правильной ассоциацией напоминает прикосновение к проводам с малым напряжением.

С помощью «метода щелчка» отберите для каждого образа только одну ассоциацию.

Когда ассоциации найдены, найдите взаимосвязь между ними. Создайте мысленный или письменный короткий рассказ, где должны быть ответы на следующие вопросы:

«Какую часть меня представляют эти образы сновидений?»

«Где в моей жизни проявляются они или мои взаимоотношения с ними»?»

«Как отражают конфликты персонажей мои внутренние конфликты?»

«В какой ситуации моей жизни отобранные ассоциации проявляются одновременно?»

Помните, что образы сновидений говорят не прямым текстом, а чаще всего символически. То есть если вам приснилась трава, то не надо считать причиной ваших затруднений траву в реальности. Трава во сне – это символ жизни. Вспомнив, каковы ваши отношения с травой во сне и каковы отношения с травой у других персонажей сна, поразмышляйте, каковы ваши отношения с жизнью.



Главное, сны повествуют в основном не о внешних событиях, а о внутренних конфликтах личности, даже если используются при этом образы внешней жизни. Так, действия вашего друга во сне вовсе не отражают его реальные действия. Скорее всего, сновидение показывает вам некоторые его качества, которые есть в вас и на которые следует обратить внимание.

Всегда обращайте внимание на цвет волос, глаз, одежды.

Сцены прошлого, взаимоотношения с друзьями и родственниками тоже важны.

По возможности ищите взаимосвязь между следующими элементами сновидений:

персонажи;

обстановка;

природное окружение;

деятельность;

природные явления;

ощущения органов чувств;

Записывая сновидение для анализа, желательно отмечать самые мелкие подробности, с первого взгляда не имеющие отношения к основному сюжету сна. В них обычно и кроются подсказки. Очень часто в основном сюжете содержится проблема, а в мелочах – подсказки к ее решению. И всегда нужно обращать внимание на эмоции и чувства, сопровождающие сновидение. Это главное.

Учитывайте обстановку в семье, на работе, в личной жизни, что было до , что после , что тревожит, под впечатлением каких событий находитесь.

Бывают и вещие сны. «Не стоит считать возможность буквального осуществления приснившихся обстоятельств наяву единственным смыслом сна. Однако не менее поверхностно (а иногда и опасно) будет пренебрегать вероятностью того, что сновидение может означать только буквальное предупреждение о развитии событий во внешней действительности» (Р. Мосс). Вещие сны – явление нередкое. Проблема только в том, что невозможно оценить сон как вещий до того момента, пока он не материализуется в действительности. Поэтому поиск ассоциаций все равно важен.

Вторая фаза. Толкование

В процессе толкования вы складываете все проанализированные части сна в единую картинку. Третья фаза отвечает на вопросы такого типа: «В чем заключается основное, наиболее важное послание, которое сон старается передать мне? Что он советует мне сделать? Каково общее значение сна в моей жизни?» Иногда приходится делать выбор из нескольких возможных толкований. Прокрутите мысленно каждое из них. Станьте на сторону одного, продумайте его последствия, затем на сторону другого. Обнаружатся дополнительные качества, новое понимание. Правильно сделанный анализ приносит чувство внутреннего облегчения.

Четыре принципа толкования

1. Выбирайте толкование, показывающее то, чего вы раньше не знали или не понимали. Ведь смысл сновидения – дать вам информацию, которую вы не осознавали.

2. Избегайте самоуспокаивающих толкований. Сны, подтверждающие то, что вы сами о себе думаете, никак не влияют на ваше психологическое развитие. Нельзя допускать, чтобы получилось, как в выражении: «Наши глаза перестают видеть не там, где невозможно различить, а там, где прекращается наша честность».

3. Ваши сны не показывают того, что должны делать другие, они показывают, как вы должны изменить себя и свое поведение.

4. Не торопитесь истолковывать все сновидения. Если что-то не получается, отложите толкование на время. Случается и так, что некоторые сны не расшифровываются вообще. Кроме того, никакой анализ не может считаться окончательным, поскольку любые понятые нами элементы сновидения являются лишь освещенной частью скрытого во тьме общего ландшафта.

Создание девиза сна

В конце фазы толкования придумайте девиз сна. Цель этого действия состоит в том, чтобы определить суть послания в одной фразе . Это краткий смысл послания. Фраза-девиз не должна включать более пяти слов.

Третья фаза. Ритуалы

После того как мы проанализировали сновидение интеллектуально, настало время действий. Теперь нам необходимо использовать послание сна в материальном мире, именно для этого оно нам и послано. Ритуал объединяет дух и материю.

На основании сделанных выводов необходимо совершить поступок, пусть самый минимальный.

И здесь вовсе не обязательно выполнять рациональное действие, это может быть и символическое действие, то есть ритуал. Человек мог получить в сновидении послание в образе свечи, насекомых или природных явлений. В этом случае можно поставить свечу, например, выйти в лес, сделать дар бабочке, доверить решение своей проблемы ветру или грозе. Если снится собака, можно покормить собаку в реальности. Правильный ритуал будет подсказан вам самим сном и вашим анализом.

Сновидение не говорит нам ничего буквально, но сонник с готовым ответом - плохой помощник.

Ей около сорока лет, она хорошо выглядит, эмоционально вовлечена. Взволновано рассказывает свой сон – один из многих подобных, которые начали ей сниться с 24 лет:

"Я сплю в кровати. Просыпаюсь в темной комнате, сумрак, вокруг все заставлено шкафами, темнота сгущается и нечем дышать. Я от этого просыпаюсь и не могу дышать. Бегу к окну, а оно закрыто и задыхаюсь…. В этот момент, сон переходить в явь, и я просыпаюсь с ужасной тахикардией, задыхаюсь и чувствую ужас. Резко встаю с кровати бегу к окну, открываю его и открываю, учащено дышу ночным воздухом".

Я обсудил с пациенткой ее сон, спрашивая о ключевых, символах, что они могут означать для нее в реальной жизни, с чем, по ее мнению, они могут быть связаны, что происходило в ее жизни в 24 года. Ответ протагониста (так в психологии называют человека, сон которого исследуется): "Событий важных вроде и не было". Правда, вспомнила, что где-то в это время она развелась с мужем.

Рассмотренные по очереди символы "Темнота", "Шкафы", "Окно", "Воздух", "Отсутствие сил на дыхание" тоже не дали мне материала для дальнейшей работы.

Предлагаю протагонисту проиграть сон. Она соглашается и мы начинаем. Формируем сцену, ставим стулья в ряд - это будет наша "кровать", приглашаем участников группы на вышеуказанные символы и вводим в роль. Выключаем свет и проигрываем в полумраке сцену. Переживания протагониста тождественны чувствам, которые она испытывает во время этого сна. Но идей, что несет в себе это сновидение, у протагониста никаких. Предлагаю пригласить еще одного актера на роль самой себя и посмотреть на сцену со стороны.

И вот взгляд со стороны помог вспомнить маленькую историю из детства, связанную с темнотой и страхом. Мы поставили новый сюжет о том, как 6-летняя девочка одна дома, смотрит по телевизору чёрно-белый фильм "Преступление и наказание". Огромный страх порожден сценой, когда Раскольников топором убивает ростовщицу. И тут же мгновенно пациентка вспоминает еще одну сцену из детства, ой которой, казалось, давно забыла и не вспоминала.

Сцена такая - квартира в "хрущевке", где живут мама, папа, бабушка, дедушка. Ей два с половиной года, она лежит в кроватке. Ее дедушка надевает черную маску, крадется по полу, чтобы она его не видела, резко встает и пугает ее.

Пациентка горько плачет. Рассказывает, какой хороший был дедушка и как ее любил. Трудно справиться с открытием, что эти мучительные сны связаны с ним. Вся группа вначале молчала, а потом рассказами о своем подобном опыте поддержала участницу.

Зигмунд Фройд говорил, что сновидение - это царская дорога к бессознательному. Идя по ней, у нас появляется возможность узнать многое о себе настоящем. О том, какие наши истинные желания, мотивы, в чем кроется самообман и фальшь. Помните, что я писал выше о повторяющихся снах? Так вот, не забывайте проверять почтовый ящик.

Присоединяйтесь к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека