Метод электроэнцефалографии. Электроэнцефалография: что это такое, показания, описание процедуры, расшифровка результатов

Память – как процесс сохранения и использования опыта не дается человеку в готовом виде от рождения. Память формируется и развивается в процессе социализации индивида.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В- третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: филогенетическую и онтогенетическую. Филогенетическая линия – это процесс совершенствования памяти у всех людей в ходе их общественноисторического развития.Онтогенетическая линия – это процесс развития памяти у отдельного взятого индивида в ходе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития и их, соответственно, можно считать

филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Эти ступени идут в следующей последовательности: двигательная память, аффективная (эмоциональная), образная и логическая. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память . Она имеется уже у ребенка 3-4- летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себяаффективная память , а самая первая по времени – это

моторная или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает функционировать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос еще не получено.

Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. При этом благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизводства информации.

Специальное исследование развития памяти в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Если у дошкольников запоминание в основном непосредственное, то у взрослого человека оно главным образом опосредствованное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием речи.

Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно к 30-40 годам наивысшего развития достигают социально обусловленные виды памяти (произвольная, опосредствованная, логическая).

В последующие годы память человека «стареет» и ухудшается. Вначале слабеет память на текущие события, затем на знания, чувства и привычки.

15. Нарушения процессов памяти .

Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20 % этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти).

Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Та информация, которая циркулирует через структуры мозга и не успела закрепиться, исчезает. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что с ним произошло непосредственно до травмы. Например, водитель не может вспомнить ситуацию, предшествующую аварии, нокаутированный боксер – ту ситуацию, которая сложилась перед роковым для него ударом.

Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек такого застолья с трудом вспоминает, что с ним было, теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события.

Обычно выделяют два класса патологических расстройств: дисмнезия и парамнезия.

Дисмнезия характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Существует много разновидностей дисмнезии. К ним относятся:

– гипомнезия , когда человек помнит лишь наиболее яркие, значимые для него события. Она в легкой степени проявляется, когда мы забываем имена, даты, цифры и т.п.

– амнезия , когда наступает полная или частичная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она может проявляться в разных видах, а именно:

– как ретроградная амнезия , когда человек не помнит события, предшествующее недугу с потерей сознания;

– как антероградная амнезия , когда отсутствует память на события последующие за недугом с потерей сознания;

– как фиксационная амнезия , когда теряется способность запоминать все, что происходит в данный момент;

– как прогрессирующая амнезия , когда наблюдается постепенная потеря памяти на события, начиная от более поздних до последних.

Амнезия вызывается нарушением работы гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память.

Гипермнезия – явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременно обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события.

Парамнезия характеризуется ошибочными воспоминаниями. Она проявляется:

в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (такое явление называется псевдореминисценцией );

в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с их самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (такое явление называется конфабуляцией).

Кроме этого память человека может находится и в состояниях, обратных вышеперечисленным. К ним относятся:

навязчивые воспоминания определенной тематической направленности;

гиперфункция памяти , когда происходит неожиданное воспроизведение образа, в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.

Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые впечатления, за ними следует более «свежие» и сложные.

Нарушения процессов памяти можно представить в виде следующей схемы (рисунок 4.8):

Рисунок 4.8 – Виды нарушений памяти

16. Приемыуправления памятью .

Психологическая практика располагает целой системой управления памятью. Эта система объединяет отдельные приемы совершенствования памяти. Все они базируются на законах памяти.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик. Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами управления являются: окружающая обстановка; характер запоминаемого материала (его логичность, связанность, наглядность и внешняя доступность); фармакологические средства; электрические, электромагнитные и акустические воздействия.

К субъективным факторам управления относятся: различного рода подсказки; психологические установки; мотивация; индивидуализированные приемы запоминания; физическое и психическое состояние человека.

Прием подсказок позволяет перенестись в ту ситуацию или среду, где эта информация «родилась».

Например, во время нашей подготовки к экзамену неожиданно возникает потребность в какой-то вещи, которая находится в соседней комнате. Занятые прежними мыслями мы идем туда, но оказавшись в соседней комнате, забываем зачем пришли. И только возвращение назад, к прежнему месту работы помогает вспомнить забытую информацию.

Прием подсказок интенсивно используется в работе следователя. Чтобы активизировать процесс воспроизведения информации у свидетеля, он обращается к ситуационным деталям происшествия: начался дождь до или после происшествия, в каком направлении шла электричка по соседнему пути, какие запахи ощущались, во что были одеты прохожие и т.д.

Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформулировать для себя определенную цель и установку на запоминание информации с той или иной деятельностью.

Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию.

Чем лучше материала осмыслен логически, тем его легче запомнить. Не надо жалеть времени на осмысление материала.

Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении разнесенного во времени. Повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени – часов, дней.

Существенно помогает запоминать прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой.

то, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Поэтому важно проговорить, т.е. вербально оформить запоминаемый материал.

Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, оно способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти храниться дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

Весьма эффективным приемом запоминания является повторение. При этом следует учитывать, что:

запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, сложный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);

материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва;

число повторений не компенсирует слабого внимания к материалу, поэтому важно в ходе повторения сосредотачивать внимание на материале и не отвлекаться;

первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;

в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;

несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;

наиболее эффективно повторение перед отходом к ночному сну. Главное условие эффективности любых приемов управления памятью –

их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии дадут хороший результат только тогда, когда они соответствуют индивидуально-

личностным характеристикам человека, учитывают его темперамент, характер, профессиональные интересы.

Используя методы развития памяти, вы существенно улучшите мыслительные функции и измените свою жизнь к лучшему!

Не знаю, как для вас, а для меня недавно настоящим открытием стало, что один из главных компонентов успешной учебы, работы, является хорошая память.

Нет, вы подумайте, насколько легче ведется в жизни тем, кто легко запоминает новую информацию и способен надолго сохранять ее в своей голове.

Увы, кто-то от природы владеет таким даром, а кому-то нужно изучить методы развития памяти , чтобы демонстрировать подобные результаты.

Но главное, что всем нам под силу обрести способность легко запоминать новую информацию.

Что такое память и из каких основных элементов она состоит?

Первое, что вы должны понимать, – это то, что память – не какой-то особый дар, который кому-то подарили высшие силы, а кому-то нет.

Все гораздо проще: память – вид умственной деятельности, основное предназначение которого – сохранение, накапливание и воспроизведение информации.

А раз это вид умственной деятельности, значит владение им под силу любому человеку и все, что нужно делать, – развивать свои умственные способности.

Память состоит из 4 основных элементов:

    Запоминание.

    Вы воспринимаете новую информацию и записываете ее на «жесткий диск» мозга.

    Запоминание, пожалуй, важнейший процесс и именно над этим элементом чаще всего работают те, кто хочет .

    Хранение.

    Если вы запомните информацию и тут же ее забудете, то толку от нее будет мало.

    Важно работать над тем, чтобы данные сохранялись в идеальном состоянии в вашей голове и в нужный момент вы могли ими воспользоваться.

    Воспроизведение.

    Очень часто этот элемент называют воспоминаниями, хотя это и не совсем верное определение.

    В вашей голове хранится какая-то информация, в нужный момент вы извлекаете ее из закромов и используете по назначению.

    Забывание.

    Увы, но без этого элемента описываемого вида умственной деятельности обойтись никак нельзя.

    Те данные, которыми вы редко пользуетесь, сначала забиваются в самые дальние уголки, а затем и вовсе исчезают за ненадобностью.

    Часто эти данные можно реанимировать, если «освежить» данные, но бывает, что они канут в лету, если никогда ими не пользоваться.

Бытовые методы развития памяти


Часто мы тренируем нашу память, даже сами того не замечая.

Например:

  • перебирая в памяти то, что нам нужно купить в магазине, потому что ленимся составить список или просто не хотим с ним носиться;
  • старясь запомнить побольше имен, оказываясь в новой компании или в новом рабочем коллективе;
  • пересказывая кому-то содержание книги или фильма, который нас особо впечатлил;
  • запоминая бренды одежды или косметики, чтобы казаться сведущей перед подругами;
  • осваивая те знания, что касаются нашей работы, чтобы делать карьеру и т.д.

И таких примеров можно привести сколько угодно.

Запоминание новой информации, которая касается нашей бытовой жизни, – один из наиболее популярных и эффективных методов развития способности запоминать.

Постарайтесь составлять поменьше списков, тех же покупок, к примеру, а если и составляете, то лишь для того, чтобы подстраховаться и убедиться, что вы все правильно запомнили.

Я вот сейчас пишу эту статью и вспоминаю свою одноклассницу Олю, которая поражала и нас, и учителей своей великолепной памятью, на лету усваивая информацию.

Все стихи, которые нам задавали выучить наизусть по украинской и зарубежной литературе, она учила на перемене перед уроком.

Оля, смеясь, говорила, что ей просто лень дома тратить на это время.

Но теперь я думаю, что таким образом девочка подсознательно или сознательно изобрела свой метод развития памяти.


Развивать память можно и нужно в любом возрасте.

Важно, использовать для этого все методы.

А еще придерживаться полезных советов психологов:

    Откажитесь от вредных привычек, таких как сигареты и алкоголь.

    Вся эта гадость убивает мозговые клетки.

  1. Проводите хотя бы час в день на свежем воздухе , чтобы клетки вашего получали достаточно кислорода.
  2. Занимайтесь спортом.

    Так вы улучшите кровообращение и активизируете мозговые процессы.

    Высыпайтесь.

    Да, те самые 8 часов, о которых я так часто упоминают в статьях.

    Без них ваша память просто не сможет работать на полную мощность, а мозг не успеет отдохнуть и восстановиться.

    Питайтесь правильно.

    Вы будете гораздо труднее запоминать новую информацию, если ваш организм будет испытывать нехватку фосфорной кислоты и солей кальция.

    Их вы можете получить вместе с твердым сыром, кисломолочными продуктами, яйцами, орехами, печенью, мясом курицы и телятины, жирной рыбой, овощами, фруктами и зеленью.

Методы развития зрительной памяти


Зрительные образы большинство людей запоминает лучше, чем слуховые, тактильные или ароматы.

Поэтому тренировать вид умственной деятельности, о которой мы говорим, нужно именно с запоминания зрительных образов.

Наиболее эффективные методы развития зрительной памяти:

Методы развития слуховой памяти

Слуховая память не менее важна, чем зрительная.

Услышанная информация более длительный срок сохраняется на «жестком диске» мозга, нежели увиденная.

Три наиболее эффективных метода развития слуховой памяти:

    Чтобы тренировать слуховую память, попробуйте читать книжки вслух.

    Если вы будете уделять такому чтению хотя бы 10 минут ежедневно, то уже совсем скоро будете гораздо лучше воспринимать информацию на слух.

    Учите стихи.

    Историю о своей однокласснице Ольге я рассказала вам не случайно, поскольку заучивание стихов, а потом их воспроизведение вслух – отличный метод развития памяти.

    Начните с того, что каждую неделю выучивайте небольшой стих (2–3 строфы), постепенно переходите к более длинным поэзиям, а затем – к поэмам.

    Объясняйте себе и другим людям то, что хотите запомнить сами, например, когда обучаете нового сотрудника.

    Чаще всего этим методом развивают слуховую память учителя, которые вынуждены неоднократно объяснять новый материал ученикам.

Предлагаем вам пройти простенький тест,

насколько хорошо у вас развита слуховая память.

Включаем видео:

Как видите, используя столь простые и бесплатные методы развития памяти , можно существенно улучшить свои мыслительные функции, да и вообще – изменить жизнь к лучшему.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Развитие памяти

Развитие памяти

Развитие памяти в детском возрасте меньше всего можно представить как процесс постепенного количественного роста или созревания.

В своем развитии память претерпевает драматическую историю, полную глубоких качественных перестроек и принципиальных изменений как ее структуры, так и взаимоотношений с другими психическими процессами.

Есть много оснований предполагать, что способность запечатлевать и сохранять следы в первые годы жизни не слабее, а даже сильнее, чем в последующие, и что наглядная (эйдетическая) память развита у ребенка гораздо больше, чем у взрослого; Л. Н. Толстой неоднократно говорил, что едва ли не половина всех воспоминаний, которыми он располагал, сложилась у него в первые годы жизни.

Однако память ребенка третьего и четвертого года жизни наряду с силой имеет и свои слабости: ее трудно организовать, сделать избирательной, она еще нив какой мере не является произвольной памятью, для которой возможно целенаправленно запоминать нужное, отбирая запечатлеваемые следы из всех остальных. Это можно легко показать, если предложить ребенку 2,5–3–летнего возраста запомнить, а затем воспроизвести 5–6 слов или, дав ему 5–6 картин, сказать, какие именно картинки ему были даны. В этом случае легко убедиться, что ребенок будет воспроизводить наряду с данными ему словами (или картинками) еще и другие, ассоциативно связанные с ними, и не сможет затормозить свои побочные ассоциации, избирательно воспроизводя только нужную серию следов. Процесс произвольного избирательного припоминания оказывается еще не готовым к этому возрасту, и возможность подчинить свою мнестическую деятельность речевой инструкции созревает у ребенка значительно позже вместе с общим развитием целенаправленного управляемого поведения.

Такой противоречивый характер развития, некоторое уменьшение возможности непосредственной наглядно - образной памяти вместе с возрастанием управляемости мнестических процессов является первой отличительной чертой развития памяти в детском возрасте.

Другой отличительной чертой развития памяти является постепенное развитие опосредованного запоминания и переход от непосредственных, естественных к опосредованным, вербально - логическим формам памяти.

Этот основной факт развития памяти был в свое время детально изучен Л. С. Выготским и его сотрудниками (А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым).

Для того чтобы представить те качественные изменения, которые претерпевает память ребенка но мере его развития, Л. С. Выготский проводил с детьми разного возраста две серии опытов. В первой из этих серий он давал ребенку задачу непосредственно (без всяких вспомогательных приемов) запомнить и воспроизвести ряд из 10–12 слов; во второй серии он давал ребенку ряд вспомогательных картинок как средства для запоминания слов, связав каждое слово с соответственной картинкой какой - либо вспомогательной связью.

Опыты показали, какой сложный характер носит развитие процессов памяти у ребенка.

Младшая группа детей - школьников успешно могла удерживать определенное число слов, не используя никаких приемов; однако картинки, предложенные им как вспомогательное средство, не улучшали процесс запоминания; дети этого возраста не могли вербалыю - логически связать предложенную картинку с данным словом, заявляя «здесь нет таких» либо стараясь непосредственно увидеть изображение данного слова па картинке (так, когда одному из детей было предложено запомнить слово «солнце» при помощи картинки «самовар», он показал на маленькое светлое пятнышко на самоваре и сказал: «Вот оно - солнце!»). Поэтому рассматривание было как бы дополнительной работой, которая только отвлекала ребенка от запоминания нужного слова. Когда ребенку предлагалось по каждой картинке припомнить соответствующее слово, он оказывался совершенно беспомощным и либо просто описывал данную ему картинку, либо давал те ассоциации, которые возникали у него по поводу картинки. В результате этого операция, при которой вспомогательная картинка использовалась лишь для припоминания нужного слова, заменялась более простой и непосредственной операцией дальнейших ассоциаций, и требуемая схема (схема 2.1) заменялась другой, более элементарной схемой (схема 2.2), ребенок младшего возраста оказывался еще не в состоянии устанавливать или использовать вспомогательные («мпемотехнические») связи и в опыте с использованием картинок давал не лучшие, а иногда даже худшие результаты, чем в опыте с непосредственным запоминанием.

Схема 2.1

А (слово) ? X(картинка) ? А(слово)

Схема 2.2

(тина слово «солнце» - картинка «самовар» - это и есть самовар)

(слово «солнце», картинка «самовар» - это чай пить… чайник… стакан)

Эти факты позволили установить, что запоминание ребенка дошкольного возраста в своей преобладающей части носит еще непроизвольный (а потому трудно управляемый) характер.

Иная картина открывалась, когда исследователи проводили этот же опыт над младшими, а затем и над старшими школьниками.

Дети этого возраста, естественно, лучше управляли процессами своего запоминания и поэтому лучше выполняли опыт с непосредственным запоминанием предложенного им ряда слов. Однако наиболее существенный сдвиг, наблюдавшийся в школьном возрасте, заключался в том, что дети оказывались теперь в состоянии использовать для процесса запоминания внешние вспомогательные средства, устанавливать вспомогательные связи, которые давали им возможность использовать картинки как опорные знаки для запоминания нужного слова.

На первых порах эта возможность ограничивалась использованием относительно простых готовых связей. Дети оказывались в состоянии использовать для запоминания слова «школа» картинку «тетрадь» («в школе - тетради»), но еще не могли самостоятельно создавать новые вспомогательные связи, отказываясь, например, для запоминания слова «школа» использовать картинку «пароход» («нет, школа - в пей учатся, а пароход - он на море…»). Однако на последующих этапах развития эта трудность преодолевалась. Дети начинали овладевать возможностью самостоятельного формирования новых вспомогательных связей, которые могли бы быть использованы для запоминания предложенных слов.

В результате этого процесса число слов, запоминаемых с помощью вспомогательных картинок, резко увеличивалось и начинало обгонять число слов, которые ребенок мог удерживать непосредственно.

Однако ошибки, характерные для детей дошкольного возраста (типа А - Х–Х или А - Х–У), здесь уже исчезали, и ребенок, которому в контрольном опыте предъявлялись использованные им картинки, либо возвращался к исходному слову (слово «школа» - картинка «пароход» - слово «школа», или А - Х–А) или же давал неточное воспроизведение заданного слова, замещая его каким - либо близким к нему словом (слово «школа» - картинка «пароход» - слово «учитель», т. е. давая схему А - Х–Б).

Опыты наглядно показывали, что школьный возраст является этапом, когда наряду с непосредственной памятью у ребенка складываются процессы опосредованного запоминания, и переход к исследованию памяти старших школьников и взрослых позволял описать следующий этап ее развития.

Проведенные на старших школьниках и на взрослых опыты показывают, что они без труда устанавливают вспомогательные связи, позволяющие им использовать любые опорные внешние средства для запоминания данных им слов; наличие привычных связей между словом и картинкой не представляет для них сколько - нибудь заметных препятствий, и они легко используют любые картины в качестве вспомогательных средств для запоминания. Однако наиболее существенная черта, отличающая этих испытуемых, состоит в том, что теперь они уже перестают нуждаться во внешних опорах и оказываются в состоянии запоминать предлагаемые слова с помощью их внутренней логической организации, укладывая их в определенную логическую структуру и «кодируя» их в определенные смысловые группы. Это позволяет им превратить непосредственное механическое запоминание в логически организованную мнестическую деятельность. Те приемы запоминания, которые на предыдущем этапе носили внешне непосредственный характер, теперь сокращаются и приобретают характер внутреннего опосредованного процесса. Механическая память постепенно превращается в логическую память.

Результатом этого процесса является значительное повышение результатов запоминания в первой серии опытов, где испытуемому не дается никаких внешних вспомогательных опор, и кривая этой серии опытов начинает стремительно подниматься вверх, обнаруживая тенденцию в своем пределе слиться с кривой внешне опосредованного запоминания. Этот факт, который получил в свое время название «параллелограмма памяти», дает схему основных фактов развития памяти в детском возрасте. Он показывает, что если в школьном возрасте происходит основной процесс перестройки элементарной непосредственной памяти во внешне опосредованную, то с переходом к старшему школьному и зрелому возрасту человек становится в состоянии овладеть внутренне опосредованным запоминанием. Поэтому резкий подъем кривой «непосредственного» запоминания к этому возрасту и объясняется тем, что это запоминание фактически становится здесь внутренне опосредованным.

Процесс развития памяти в детском возрасте оказывается, таким образом, процессом коренных психологических перестроек, суть которых сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания превращаются в сложные, социальные по своему происхождению «высшие психологические процессы», решающим образом отличающие психологические процессы человека от психологических процессов животного.

Легко видеть, что эта коренная перестройка процессов памяти в течение развития ребенка является не только измененным строением самой памяти, но вместе с тем и изменением в отношениях между основными психологическими процессами. Если на ранних этапах развития память носила наглядный характер и в значительной мере являлась продолжением восприятия, то с развитием опосредованного запоминания она теряет свою непосредственную связь с восприятием и приобретает новую и решающую связь с процессами мышления. Старший школьник или взрослый, которые проводят сложные операции логического кодирования материала, подлежащего запоминанию, выполняют сложную интеллектуальную работу, и процесс памяти начинает приближаться к процессу речевого мышления, не теряя, однако, характера мпестической деятельности.

Такое коренное изменение отношения между отдельными психологическими процессами и формирование новых функциональных систем является основной чертой психического развития ребенка, и процесс развития памяти на протяжении онтогенеза может быть понят только как та коренная перестройка процессов, путь которой мы только что изложили.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Развитие памяти Развитие памяти в детском возрасте меньше всего можно представить как процесс постепенного количественного роста или созревания.В своем развитии память претерпевает драматическую историю, полную глубоких качественных перестроек и принципиальных

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Общее развитие памяти и воображения В приложении 1 в конце книги есть блоки по пятьдесят слов для ежедневного оживления памяти и воображения.Начиная с этого дня, попробуйте, прочитывая каждое слово, представлять то, что оно означает, как можно ярче, желательно в

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Общее развитие памяти и воображения После того как выставили тактильную линию времени, нужно работать со словами (по пятьдесят слов в день). Теперь вы не только представляете образ, но и стараетесь ощутить прикосновение к нему.Жираф, Африка, белка, войлок, грабли,

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Общее развитие памяти и воображения После того как вы выставили звуковую линию времени, «оживление» пятидесяти слов в день следует выполнять с добавлением предполагаемого звучания. Вы не только визуализируете картинку, но стараетесь представить прикосновения и

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения После того, как вы выставили обонятельную линию времени, следует проводить «оживление» пятидесяти слов в день из приложения в конце книги, добавляя к представляемому образу предполагаемый запах. Вы не только воображаете картинку и

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Четыре вида ощущений – это очень хорошо. Я понимаю, что при мысленном «оживлении» пятидесяти слов в день далеко не каждый из этих образов вы захотите почувствовать у себя во рту ©, поэтому вкус представляем только у «съедобных»

Из книги автора

Развитие ассоциативной памяти Продолжаем выполнять упражнения на ассоциативное связывание между собой словесных рядов. Можно совместить «оживление» пятидесяти слов и составление

Из книги автора

Поддержание и развитие голографической памяти С получением навыка голографической памяти снимаются почти все ограничения по развитию запоминания и вспоминания.Раньше я сразу же после выставления первой линии времени рекомендовал в течение недели ежедневно проходить

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Люди читают книги о секретах феноменальной или сверхбыстрой памяти, начинают выполнять упражнения, некоторые даже достигают ощутимых результатов, но очень и очень многие не продолжают занятий более 2–3 недель.Почему? Ведь все же

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения После выставления тактильной линии времени продолжаем упражняться со словами (по 50 слов в день). Теперь вы не только представляете образ, но и стараетесь ощутить прикосновение к нему.Ключ Жираф, Африка, белка, войлок, грабли, дождь…

Из книги автора

Общее развитие памяти и воображения Четыре вида ощущений – это очень хорошо. Я понимаю, что при мысленном «оживлении» 50 слов в день далеко не каждый из этих образов вы захотите почувствовать у себя во рту, поэтому вкус представляем только у «съедобных» образов.

Из книги автора

Поддержание и развитие голографической памяти С получением навыка голографической памяти

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти Дирижер рабочей памяти помогает контролировать эмоции, что является важным шагом на пути к достижению счастья. Эти упражнения помогут укрепить рабочую память и научиться держать себя в

Из книги автора

Развитие рабочей памяти В отличие от рассмотренных методов, упражнения и рекомендации, которые включены в эту книгу, были разработаны на основе проведенных нами исследований и глубокого изучения механизмов функционирования рабочей памяти. Предложенные упражнения

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти 1. Методика быстрого умножения в уме Алгоритм, разработанный Рудигером Гаммом, заключается в том, чтобы последовательно перемножать числа слева направо, а затем складывать полученные результаты. Пример 1. Умножение двузначного

Развитие памяти дошкольника происходит в направлении роста ее произвольности, управляемости. К концу дошкольного возраста у ребенка все еще преобладает непроизвольная память. Условием ее улучшения выступают характеристики запомненного материала. Лучше всего запоминается ребенком эмоционально насыщенный, ритмично построен, необычный, яркий, динамичный материал, при восприятии которого активизируется непроизвольное внимание. Ребенок может запомнить на всю жизнь свою любимую игрушку, куклу, шляпка.

Наряду с господством непроизвольной памяти в ее развитии наступает важный момент - в конце младшего дошкольного возраста у ребенка возникают элементы произвольности. Произвольная память, во-первых, подчинена специальной мнемической цели - запомнить, а во-вторых, является регулируемой. Возникновение произвольной памяти происходит в игре, а психологическими условиями ее является формирование самосознания ребенка, его целеустремленности, самостоятельности, организованности, усвоения навыков саморегуляции на основе словесных самоинструкций.

Развитие способности к постановке мнемической цели. В невольной памяти запоминания материала происходит как незапланированный результат выполнения какой-либо деятельности: запомнил наизусть стихотворение, потому что взрослый часто читал его.

Первые мнемические задачи ставит взрослый, когда просит ребенка вспомнить название определенного предмета, скороговорку, стихотворение; пересказать услышанную сказку. Получая одобрение, ребенок радуется, постепенно сама ставит перед собой задачу запомнить что-то, чтобы потом вспомнить и вызвать одобрения взрослого.

Выполняя такие задачи, ребенок усваивает простейшие мнемические приемы и средства (повторение, перевод). Под влиянием указаний взрослого ребенок исправляет ошибки в том, что вспомнила, у него возникает стремление вспомнить правильно.

Впервые способность исправлять ошибки при воспроизведении материала проявляется в четыре года. Впоследствии возникает стремление этих ошибок не допускать, а для этого он настраивается запомнить правильно и точно, то есть она начинает понимать связь между моментами запоминания и воспроизведения. Благодаря распространению механизмов регуляции памяти на все ее процессы, особенно на момент запоминания и воспроизведения, происходит резкое снижение неточностей при припоминании. Растет глубина контроля за припоминанием: в четыре года ребенок отслеживает правильность последовательности основных составных частей материала а у старшего дошкольника контроль распространяется и на содержание в пределах этих частей.

Интеллектуализация памяти, рост ее осмысленности делает возможным при условии соответствующей педагогической работы усвоения ребенком смысловых приемов запоминания: сравнение нового с известным, различных частей материала между собой; группировки, классификация.

ВЫВОДЫ о развитии элементов произвольности памяти в дошкольном возрасте:

Рядом с преобладанием непроизвольной памяти с 4 лет появляются элементы произвольной памяти;

Элементы произвольности памяти проявляются как способность ребенка к постановке мнемических задач и к самоконтролю при запоминания и припоминания;

При условии соответствующей педагогической работы ребенок к концу дошкольного возраста овладевает смысловыми приемами запоминания.

Психолого-педагогические условия развития памяти

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в предметную и познавательную деятельность.

Младенческого возраста. Врожденную способность ребенка к запоминанию необходимо развивать в процессе непосредственно-эмоционального общения взрослого и малыша. Примерно с 6-ти месяцев общения должно строиться на основе манипулирования ребенка с предметами, которое создает благоприятные условия для обогащения чувственного опыта ребенка. Опираясь на заинтересованность малыша окружающими предметами, действиями взрослого с ними в ходе бытовых процессов по уходу за ребенком, необходимо знакомить малыша со всеми используемыми предметами путем четкого проговаривание их названий, показа способа их применения. Взрослый комментирует свои действия с предметами, их последовательность: "Что нам нужно для купания? Возьмем наш полотенце. Он такой пушистый, а где наше мыло? Проверим температуру воды. Вот градусник". При этом взрослый выражает выражает свое позитивное отношение к выполняемым действиям, к предметам. Речь его четкое, тон мягкий, не громкий, строится в форме диалога. Взрослый демонстрирует открытость, готовность принять помощь ребенка, поддержать ее стремление к совместных действий. Действуя с предметами, взрослый каждый раз называет их и показывает ребенку. Многократное повторение бытовых процессов по уходу за ребенком, а также организация восприятия ребенком своего окружения способствует запоминанию ребенком вида предмета, а впоследствии и его названия. Так, ребенок еще не умеет называть предмет словом, а уже показывает его взрослому, когда тот спрашивает "Где...?"

Таким образом, важным условием, что обеспечивает непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопления опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня.

Ранний возраст. Взрослый внимательно следит за процессом подражания ребенком его действий и слов. Исправляет неправильное их выполнение, показывает, как следует, достигая правильного повтора. Слово, которое не дается ребенку в произношении, следует несколько раз повторить, побуждать ребенка к правильному его произношения.

Значительные резервы для развития памяти содержит работа с детской литературой. Сопровождение взрослым различных моментов жизни ребенка чтением наизусть стихотворений, проговаривание скороговорок приводит к тому, что ребенок также запоминает и воспроизводит их. Чтение сказок, рассказов, сопровождаемое показом иллюстраций способствует развитию не только словесной, но и образной и эмоциональной памяти. Следует учитывать потребность ребенка в предметной деятельности и сопровождать прочитанное изображением соответствующих действий, показывая, как у героя литературного произведения покатился мячик, или как он строил мост или ехал на машине и т.

Постепенно ребенка приучают к обработке запомненного материала с помощью наблюдения. Взрослый обращает внимание малыша: сегодня пошел дождик, поэтому мы пойдем в детский сад под зонтиком; на полянку прилетело много птиц, потому что туда мама рассыпала хлебные крошки. Стоит позаботиться о том, чтобы в процессе наблюдения ребенок учился устанавливать причинно-следственные связи: на кормушку птицы прилетают тогда, когда туда положишь корм. Проводить наблюдения нужно и организуя продуктивную деятельность детей. Например, чтобы нарисовать яблочко, посмотрим, из каких частей оно состоит, какую форму и окраску имеет. Направляя внимание малыша на различные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, комментируя действия свои и ребенка, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Таким образом, активизация сенсорно-перцептивной, а впоследствии и умственной активности ребенка выступает важнейшим условием непроизвольного запоминания.

Запоминающейся материал должен вызовами интерес, эмоции, особенно интеллектуальные чувства (удивление, удовольствие от открытия, увлечения, сомнение). В то же время, действует психологическая закономерность относительно влияния эмоций на продуктивность деятельности: повышают ее только переживания средней силы. Поэтому чрезмерно эмоциональный материал оставляет в памяти ребенка смутные, аморфные образы. Включение ребенка в подальше разнообразные виды деятельности, предоставление пространства для ее активности способствует сохранению и использованию того, что она запомнила. Усваиваемые ребенком навыки бытовой деятельности и самообслуживания легко разрушаются при нарушениях привычного режима организации детской жизнедеятельности, поэтому взрослый должен обеспечить их стабильность.

Особое внимание в возрасте 3-7 лет следует уделять развитию элементов произвольной памяти. Первые из них появляются при постановке мнемических задач взрослым. Сначала это задача "вспомни", а затем "запомни". Легче всего ребенок вспоминает события, названия слов, лиц, недавно воспринимала: кого видели вчера в зоопарке? кто прилетал к нам на подоконник сегодня утром? Обучая ребенка произвольном воспроизведению, взрослый объясняет связь с моментом запоминания. Так, во время восприятия материала, взрослый ставит задачу "посмотри (послушай) внимательно, потому что нужно будет вспомнить". Например, во время прогулки в парк воспитатель направляет внимание детей на разглядывание дубового листочка, ставит задачу запомнить, какого он цвета и формы, так как дети будут потом его рисовать.

Высокие возможности произвольной памяти дошкольника оказываются в сюжетно-ролевой игре, поэтому взрослый должен создавать все условия для ее развития. Во время посещения почты также показывает и рассказывает, что следует запомнить, чтобы потом дети организовали игру "В почту". Дидактические влияния должны подаваться в игровой форме, или вливаться в игру. Появление игр с правилами ставит перед детьми требование эти правила запомнить и руководствоваться ими в течение игры.

Для старших дошкольников постановка мнемических задач усложняется, она становится более конкретной и вариативной: стишок надо запомнить наизусть, рассказ своими словами, чтобы перевести. Детям можно доступно объяснить, как нужно учить стишок наизусть. Наиболее эффективный способ запоминания, когда восприятие чередуется с воспроизведением. Детей следует приучать к принципу "понял, тогда запомни", раскрывать порядок запоминания значительного по объему материала, разделяя его на части. Целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом, побуждая к оценке сверстников и самооценки.

ВЫВОДЫ о психолого-педагогические условия развития памяти:

Для детей до четырехлетнего возраста актуальным является создание условий для развития непроизвольной памяти;

В развитии непроизвольной памяти важнейшим условием является активизация сенсорно-перцептивной и умственной активности ребенка;

Для детей 3-7 лет на первый план выходит задача формирования элементов произвольной памяти путем постановки перед детьми различных и все более сложных мнемических задач.

Этими вопросами рано или поздно задается любой человек. И это понятно, ведь ежедневно через нас проходят огромные потоки информации, а потому совсем неудивительно, что мы постоянно что-нибудь забываем: то телефон поликлиники, то список покупок, то номер автобуса, то день рождении близкого человека.

Развитие памяти крайне важно не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Ведь мы должны помнить, что нам надо сделать, с кем встретиться и для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого она выше среднего уровня, имеют преимущество.

Развить память не так сложно, а даже вполне реально. В одной из предыдущих статей - Как развить память, внимание и скорочтение, мной предлагались мультимедийные пособия, подготовленные профессиональными психологами и содержащие практические упражнения. В этой статье будут представлены правила, соблюдение которых обеспечит мозгу наилучшие условия работы, а так же приведены способы развития памяти.

Развитие памяти. Правила:

Первое правило развития памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? По меньшей мере, один день в неделю нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Ну и конечно больше двигайтесь и занимайтесь спортом, физическая активность улучшает общее кровообращение и мозга в том числе.

Второе правило развития памяти: Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещество, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами). Без нормального сна, память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же мозг человека настроен на биологические ритмы смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью - именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток - 9.

Третье правило развития памяти: Не курить! Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек, не тренирующий ее. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память. Это подтвердили многочисленные исследования ученых. Так что стремление развить память хороший повод бросить курить.

Четвертое правило развития памяти: Избегать алкоголь! Если вы хотите сохранить всю гибкость своего ума, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в голове события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, «сдобренный» вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Пятое правило развития памяти: Питаться правильно. Многочисленные опыты позволили определить, что химическая активность сопровождается потерей фосфорной кислоты и солей кальция. Следует, компенсировать эти потери: сыр (специальные бродящие массы, швейцарский, голландский и честер), яйца, ростки зерна, миндаль, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора-кальция.

Во время интенсивных умственных усилий необходимо употреблять пищу: богатую белком (мясо, яйца, печень, рыбу), хорошо усваиваемую (мясо гриль, вареные овощи на пару или воде), избегая жирное, мучное, сладкое. Следует есть понемногу за раз, переполненный желудок расслабляет умственные способности.

Здоровый образ жизни, включающий питание для памяти, отказ от вредных привычек, здоровый сон и физическую активность является самым естественным правилами сохранения памяти на долгие годы.

Развитие памяти. Способы:

Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно.

Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, - прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.

Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.

При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.

Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.

Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.

Развить память вам поможет ежедневное прокручивание в уме всех событий минувшего дня. Вспоминайте их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:«Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?

Читайте книги - это полезно! Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.

Учите стихи. В школе мучают не просто из вредности. Способ надежный и проверенный временем. Но учить лучше то, что нравиться. Например, текст любимой песни. Лучше всего запоминается материал, который нам уже частично известен. Новые материалы должны пройти процесс осознания.

Помните - заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.

Повторение - мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.

Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.

Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику не прибегая к помощи профессионала - все эти действия активизируют работу головного мозга и память.

Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит - и для улучшения памяти.

С развитием памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека