Старец амвросий о различении снов. Вопросы священнику

Старец: Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор все время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удрученности?

Брат: Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли мое душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.

Старец: Хорошо, брат Иоанн, но решился ли ты и готов ли сейчас исповедаться?

Брат: Да, преподобный отче! И прошу, простите меня: я должен был сделать это уже давно, но меня сильно одолевала леность, и я не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъяснений по поводу того, что меня волнует.

Старец: Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?

Брат: Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.

Старец: Знай, брат Иоанн, что, по учению святых и божественных отцов, имеется семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное для души обольщение бесовскими видениями и мечтаниями.

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.

Старец: Брат Иоанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видениями и мечтаниями, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого доверия свидетельству святого и божественного отца Иоанна Лествичника, который говорит: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого ангела или святых, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума» .

Второе ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видениями и мечтаниями, это тщеславие, которое есть первая отрасль и ветвь проклятого дерева гордости . Это подтверждает и божественный отец Исаак Сирин в совете, который он дал святому Симеону Дивногорцу, говоря: «Преподобие твое, как памятующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. Ибо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любителями суетной славы» .

Третий путь, по которому вкрадывается в душу человека обольщение ложными видениями и снами, это ум слабый и неискушенный. Эту истину выражает тот же святой и божественный отец Иоанн Лествичник, говоря так: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)» .

Четвертая причина – это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаваться суровому и длительному посту и другим тяжким подвигам с целью получить от Бога дар чудотворений, удостоиться явления ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из святых. О подобном безумном рвении писал божественный отец Исаак Сирин, говоря так: «Тяжкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвение» . А в другом месте тот же святой Исаак Сирин, говоря о подвизающемся со злым рвением и злой целью, пишет так: «Кто дерзает молить Бога, желая, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушается в уме своем бесом-насмешником» .

Безумное рвение, подобное этому, было у того монаха, о котором повествуется в «Патерике», что он молил Бога сподобить его стать похожим на патриарха Исаака, и который по причине этого безрассудного прошения был поруган диаволом самым жалким образом .

Пятая причина попадания в западню видений и бесовских мечтаний – это непослушание и строптивость, как показано в «Патерике» в случае с братом Авраамием и учеником аввы Ираклита .

Шестая причина, доводящая человека до падения в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщения, губительные для души, это проклятое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам .

Седьмая и последняя из причин, по которым человек скатывается в губительную для души опасность диавольских видений, это незнание себя и незнание Божественных Писаний. Ибо человек, не знающий ни себя, ни Божественных Писаний, тотчас вдается в самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания себя и глубины своей ничтожности, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения. Потому и святой Исаак Сирин так говорит о том, кто познал себя: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов» .

И вправду, великая и сильная помощь человеку – знание своей немощи, ибо оно не даст человеку попасть в западню бесовских мечтаний и в другие великие грехи. Тот же святой Исаак Сирин называет знание себя основанием всякой добродетели: «Блажен человек, сознающий свою немощность». И продолжает: «Ибо это знание делается для него основанием всей благости» . Еще и божественный отец Петр Дамаскин говорит о знании себя: «Нет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этого» .

Вот, брат Иоанн, таковы семь главных путей, по которым диавол всевает в ум и сердце человека прелесть снов и видений, губительную для души. Ты хорошо поступил, искренне открыв свое сердце пред Богом и моим недостоинством и решив прийти и исповедать эти помыслы, пагубные для души. Этим, брат мой, ты смог с помощью Божией извлечь из логова ума твоего мысленного змия, угнездившегося там, и из глубины сердца братства твоего – того, кто непрестанно плодился в тебе и отравлял душу твою смертоносным ядом своего коварства и прелести.

Знай и помни, брат Иоанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля. И знай еще, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Эти опасности устремляются с волнующегося житейского моря – ветры встречные и очень сильные, то есть брани со стороны плоти нашей, они обрушиваются извне и проникают в нас через открытые двери пяти наших чувств. Вздымаются яростные волны из глубины нашей души, то есть наши злые и разнообразные помыслы, исходящие из сердца, как сказал Господь: «Из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» (ср.: Мф. 15: 19). Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением. И все это – духовная неподготовленность душ наших. А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.
Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.
Прямое назначение сна - отдых, восстановление физических и душевных сил.
Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.
Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.
Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.
Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» .

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне?»
Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне - грехом не является.
На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.
В первую очередь сказанное касается блудных грехов.
Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.
Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.
Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.
Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…»
Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.
Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.


А сейчас мы переходим к самому важному.
Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.
В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений - обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами. Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно. Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» .

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор - петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, - это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?

Письмо или бред

По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).

Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

Но уже в Ветхом Завете есть оговорки, что далеко не каждый достоин такого послания. «…Слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» <…> Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23: 25, 28). В Новом Завете ангел во сне успокаивает праведного Иосифа и остерегает волхвов, но чаще сон здесь — следствие усталости, немощи, форма кратковременной смерти. Господь выговаривает апостолам за то, что в Гефсиманском саду они спали в то время, как он молился. В евангельской притче о нерадивых девах сон — метафора духовной расслабленности. Апостол Павел вслед за Христом в своих посланиях призывает учеников вывести сознание из дремотных сумерек: «Бодритесь и трезвитесь!»

Помощь в виде закодированного сигнала

Современная психология видит в снах важный механизм человеческой психики: работу подсознания. «Сознание, несмотря на свои широчайшие возможности, все же способно заблуждаться, поддаваться самообману. В этих случаях та часть психики, которая зовется бессознательным, одним из основных проявлений которого и являются сны, начинает выполнять компенсаторную, или комплиментарную (дополняющую), функцию. Сновидения — это своего рода подсказки бессознательного, дающего ответ на те вопросы, с которыми наше дневное сознание не справляется. Но язык бессознательного чужд разуму. Это язык символов. Для того чтобы раскрыть этот образный символический язык, необходимо, как при дешифровке текста на незнакомом языке, подвергнуть придирчивому анализу весь контекст сна, события, на основе которых он возник, дневные переживания», — говорит кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО Татьяна Снегирева. Психологи, начав изучать сны в середине ХХ века, пришли к выводу, что сны помогают адаптироваться к действительности. «Изучались особенности сна в связи с проблемой адаптации рабочих, с одной стороны, к ночной смене в условиях сменного режима труда, а с другой — к экстремальным экологическим условиям (северо-восток России), — рассказывает Снегирева. — Бодрствующий человек на такие трудности может реагировать по-разному: может испытывать желание сдаться, отступить. Но оказалось, что на определенных стадиях сна (так называемый быстрый сон, когда и возникают сновидения) на материале сновидческих образов непроизвольно осуществляется поисковая активность, задача которой — компенсировать регрессивное состояние, что порой возникает в бодрствовании, — отказ от поиска. Это выработка именно внутренней, психологической адаптации к ситуации, а не поиск способов изменения самой ситуации, на который чаще всего бывает направлено дневное поведение человека. Обнаружилась удивительная особенность: если сновидец не забыл сюжет сна и, проснувшись, рассказал экспериментатору о том, что ему снилось, то есть зафиксировал сон в своем сознании, происходит спонтанная адаптация к тем условиям жизни и деятельности, которые на уровне сознания в бодрствовании воспринимались как невозможные. Просто пересказ сна, без какого-либо осмысления его сюжета и образов, позитивно сказывался на адаптивных возможностях человека, расширяя их».

Сам для себя тайна

Разберемся, каково отношение православной антропологии к самому понятию бессознательного? «Бессознательное как часть личности, возможно, возникало постепенно, — допускает отец Андрей Лоргус, священник и психолог . — После грехопадения по мере накопления чувства виновности перед Богом и перед собой человек мог постоянно вытеснять из своего сознания многие слои своих чувств, мыслей, впечатлений. Так могло накапливаться бессознательное, которое со временем стало постоянной, врожденной частью психики.

У святых отцов можно найти мнение, что первозданный человек — Адам до грехопадения — не имел ничего, что было бы скрыто от его мысленного взора, то есть бессознательного. Однако не все придерживались такого мнения. Например, блаженный Августин считал, что только благодать Божия могла “осветить” душу человека полностью, а по своей природе душа была для сознания не вся открыта.Потому что если бы Адам ведал все тайны своей души, он бы не согрешил, не допустил бы даже на порог сознания искусительные помыслы. Возможно, часть душевной жизни и в первозданном состоянии не была открыта человеку и его сознанию.

С психологической точки зрения бессознательное многообразно и многофункционально. Часть его принадлежит психофизиологии, а часть связана множеством связей с сознанием. Несомненно, что бессознательное активно влияет на сознание и на поведение. Страсти принадлежат бессознательному, и борьба с ними — это борьба осознавания. Умное делание также связано с расширением и прояснением сознания».

Часть снов в психологии называют бытовыми остатками. Их значение в психической жизни невелико. «Наибольшее значение психотерапия придает снам, в которых отчетливую связь с реальностью установить трудно, — объясняет о. Андрей Лоргус. — В них, как считается в психоанализе, происходит то, что дневное, рациональное, сознание исключает. Тому, что человек проживает в таких снах, в реальности произойти человек не даст и не допустит это в сознание (механизм вытеснения). Считается, что в снах бессознательное человека как бы обращается к рациональной части, к сознанию. Обращение это носит импульсивный характер. При этом чувства и эмоции в снах не соответствуют реальным — картина его душевной жизни развертывается перед человеком в превращенной форме. Считается также, что в таких снах абсолютно все фигуры сюжета есть различные “части” самого человека, его здоровье, его тело, его чувства. Принято считать, что все фигуры сна носят метафорический характер, ни один компонент сна не может быть истолкован буквально. Толкование сновидений в современном психоанализе — удел немногих высокопрофессиональных специалистов. Сам человек этого сделать не может».

Откуда взялись доктор Джекил и мистер Хайд

Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. И все-таки по разным свидетельствам (достоверность которых, впрочем, сравнима с достоверностью сновидений), благодаря записанным снам мир получил немало шедевров и гениальных научных идей. Например, кэрролловскую Алису. Два рассказа Р. Л. Стивенсона, в том числе — историю раздвоения личности на доброго доктора Джекила и злого мистера Хайда. Отрывок поэмы Сэмюэля Колриджа «Кубла Хан», признанный образцом английского сладкозвучия. Рассказывают, что химик Дмитрий Менделеев во сне попал в комнату, где по стенам сплошь стояли какие-то кубы, в них что-то кипело, булькало. Эта загадочная комната навела его на мысль о периодической системе элементов. В прошлом году профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, Кроуди озарило, когда он засыпал во время ответа одного студента.

В свое время поставили переработку снов на поток сюрреалисты: они просто записывали приснившееся и выдавали за произведения искусства. Культура ХХ века в ее модернистской части — это выход бессознательного на поверхность, отвердевшая лава сновидений. В наши дни сновидческие реалии любят иллюстрировать в основном деятели массовой культуры. Так, в американском сериале «Твин Пикс» детектив в своей работе использует подсказки бессознательного, в том числе — из сновидений. Кончается тем, что и сам сыщик оказывается во власти злого духа, бывшего причиной расследуемых преступлений.

Сновидения — визуальное эхо глубинной работы сознания, и только серьезно подготовленный специалист способен извлечь рациональное зерно из этой многоцветной сюжетной каши.

Чтобы защититься от соблазнов бессознательного, святые отцы советуют и во сне призывать Господа Иисуса Христа, не оставлять молитвы. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души».

Разрыв в сновидениях

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святые отцы велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». В Библии прямо сказано: «сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 35: 7). «Бессознательное беззнаково. Там есть все: и высокое, и низкое. И когда мы пытаемся бездумно и бесстрашно внедряться туда, мы не застрахованы от совершенно необратимых последствий, от вреда душе. Мы можем выпустить на волю такие греховные импульсы, с которыми не сможем справиться. Даже самоанализ — вещь небезопасная, всегда нужен другой человек, которому мы доверяем», — предостерегает психолог, ведущий программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» Наталья Инина .

«С антропологической точки зрения сны не могут быть “вещими”. В ткани снов нет ангелов или бесов, нет и других людей. Явление благодати или демонов происходит, хотя и в сонном состоянии, но не в самом сне, а как бы сквозь сон. То есть сюжет сна к явлениям не имеет отношения. В житиях и сказаниях это выражено в словах “в сонном видении”, “в тонком сне”, что можно понимать как “во время сна”. Страшные фигуры снов (черный человек, черные кошки, страшные преследующие призраки) — все это картины собственного сознания человека. Явление духовных сил происходит под видом обыденных фигур. Демон является в чужих образах, в несобственной форме. Обман — его способ. Явления духовных сил, как правило, разрывают сны, вмешиваются в сновидения. Такие явления случаются крайне редко, и попускаются Богом в особых случаях, и помимо воли Божией не бывают, — объясняет священник Андрей Лоргус. — Недоверие подвижников к снам вполне оправдано. Лишь один процент снов из ста может значить что-либо серьезное для душевной пользы. Но принять эту пользу сможет только духовно опытный человек. Неопытный человек попадает во власть фантазии и романтического самообмана, если пытается разгадывать сны».

Нейроэлектрохимия ночи Экспериментальная психология и нейрофизиология различают две фазы сна — медленный и быстрый. И пять субфаз, или стадий, четыре из которых принадлежат медленному сну, а пятая и образует фазу быстрого сна, еще ее называют стадией быстрого движения глаз (БДГ), которое вдруг начинается у спящего в этом промежутке. Если изобразить глубину сна в этих фазах на графике, то получится несколько спусков, как по лестнице, вниз, затем — стремительный, как на лифте, подъем в поверхностный, быстрый сон. Один такой цикл занимает примерно полтора часа. Ночной сон складывается из четырех-пяти подобных циклов. По мере приближения к утреннему пробуждению доля быстрого сна внутри цикла возрастает. Основная часть сновидений приходится именно на БДГ-фазу, хотя от них не закрыты и некоторые стадии медленного сна.

Лучше всех описал сновидения святитель Григорий Нисский — как «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Академик И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что по физико-химической основе внутреннее торможение условного рефлекса и сон — один и тот же процесс.

Современные нейроисследования дали более подробную картину. Было открыто, что в медленном сне лучше всего работает гормон роста и регенерируются ткани. В состоянии бодрствования в мозге происходит передача электрических импульсов от нейрона к нейрону, что создает дисбаланс зарядов внутри и снаружи мозговых клеток. В медленном сне происходит выравнивание электромагнитных потенциалов. В это время активнее всего действуют тормозящие нейромедиаторы (посредники между клетками) — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид галанин. Они препятствуют выбросу нейромедиаторов, характерных для дневного состояния, когда все отделы мозга постоянно на связи друг с другом. В фазе быстрого сна многие отделы мозга тоже интенсивно работают, хотя и с совсем другим набором нейромедиаторов, чем днем (прежде всего — с ацетилхолином). В это же время глицин почти полностью отключает мышечную систему (в медленном сне она лишь заторможена). При дефиците глицина спящий проделывает те движения, которые ему снятся. У здоровых людей во сне мышечная система дезактивирована в пользу коры, продуцирующей сновидения. Исследователи из Цюрихского университета Дитрих Леман и Марта Куку предположили, что во время быстрого сна и сновидений мы не только перерабатываем информацию прошедшего дня, но комбинируем недавно приобретенные знания с уже имеющейся информацией. Жуве, первооткрыватель нейромедиаторов, считал, что происходит перекомбинация новой информации с врожденными инстинктами. Врач и биолог, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры молекулы ДНК Фрэнсис Крик полагал, что в быстром сне ненужная информация удаляется из памяти — т. е. происходит что-то вроде дефрагментации внутричерепного «жесткого диска».

Но загрязненность грехами, переполненность ума мыслями, страсть к благам мiра - закрывают нас самих от себя (Души), а Душа наша как раз знает своё предназначение нашей жизни, вехи своего пути, и даже будущее. В критические моменты жизни такая прозорливость прорывается наружу. Например самолёты, потерпевшие катастрофу, имеют на борту меньше пассажиров, так как многие просто не летят на этом рейсе.

2. Прозорливость от лукавого - если пытаются развить искуственно, применяют для этого некие технические и оккультные методы и т.д.

3. Прозорливость от Духа Святаго в полной мере проявляется у святых. Они не имеют привязанности к мiру, всё происходящее, с собой и окружающими, воспринимают как данность и волю Божию; не имеют вообще своей воли, а как бы становятся одеждой для Святаго Духа, и уже не различают - где их личная человеческая воля , а где воля Божия, так как это для них едино.

Но, конечно в нашей жизненной суете трудно встретить прозорливость в чистом виде относящуюся к одному из типов. Лучше всего, думаю, будет объяснить всё это на цитатах из трудов подвижников.

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).

Благодаря снам от Бога и от Души, были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у св. преподобного Сергия Радонежского, св. преподобного новосвященномученика и исповедника Серафима Саровского и других святых.

Преп. Никита Студийский учит:
"Из того, что представляется во время сна, иное есть мечтание, иное видение, иное откровение. –

Мечтания суть такие сновидения , которые не стоят неизменными в воображении ума, но которых предметы перемешиваются, одни вытесняют другие, или изменяются в другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает вместе с пробуждением; их тщаливейшие ревнители презирать должны.

Видения суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так напечатлеваются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают сбытие будущих вещей, доставляют душе пользу, приводя ее в умиление представлением страшных видов, и видящего их делают самоуглубленным, и притрепетным от неизменного созерцания представляющихся страшных вещей; тщатливейшие ревнители должны считать такие видения драгоценными. –

Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей, и общее пременение мiрских и человеческих дел".

Святитель Николай Сербский: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка… Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни».

Старец Паисий Святогорец:
«- Геронда (духовная дочь старца), что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели такого-то святого, или о чем-то подобном?

Лучше советуйте таким людям быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надежное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола. Но даже если видение от Бога - с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание - человек - не принимает видения [не огорчается, но наоборот], некоторым образом, приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение. Если явившийся человеку Святой действительно был Святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести ее туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что [вместо Святого] может прийти тангалашка, который включит [бесовский] "телевизор" и начнет свою передачу...

Помню одну женщину, которая не получила от людей никакой помощи и поэтому имела право на помощь Божественную. Бог, желая помочь этой женщине, дал ей некое видение. Однако после этого видения диавол внушил ей следующий помысл: "Кто знает, может быть, Бог удостоил тебя такого видения, потому что Он предназначает тебя для какой-то высшей миссии!" С того момента как она стала верить подобным диавольским внушениям, диавол начал свою работу и она попала под его власть. Однако в конце концов Бог вновь над ней умилосердился. Ей было видение, и она услышала голос, говоривший ей: "Напиши письмо отцу Паисию и опиши все видения, которые тебе были". Она написала мне письмо и рассказала обо всех бывших ей видениях. Лукавый истрепал ее как следует. Да, все ее видения были настоящими, однако почти все они были от искусителя. Изо всех бывших ей видений только первое и последнее были от Бога. Желая привести ее в чувство и помочь ей освободиться от прелести, Бог позволил произойти этому последнему видению. В конечном итоге несчастная послушалась моих советов и сумела выпутаться [из сети] тех диавольских видений, которые ей были.

Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны".

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями. У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует назвать снами, а видениями), которых ум благодатию Св. Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, - у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и воздаяниях, - которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них духом святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная».

Преподобный Амвросий Оптинский:
«Эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно.

Святой Иоанн Лествичник в 3-й Степени говорит: «верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно. «Бесы, - пишет он, - нередко в ангела светла и в лице мучеников преобразуются и показуют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением прелести. Ибо ангелы показуют нам во сне муки, и суд, и осуждение, а пробуждшихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам ругатися будут. Тем только верь снам, кои о муке и о суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние приводят, то знай, что и оные от бесов суть» (отд. 28).

А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он во 2й сотнице, в главах 60, 61, 62 и 63 говорит: «Одни из сновидений суть простые сны, другие - зрения, иные - откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.

Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.

Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые чрез зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием и подвигами и трудами по Бозе достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь чрез Моисея: «аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к нему» (Ср.: Числ. 12, 6). И чрез пророка Иоиля: «и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят» (Иоил. 2, 28)».

*****************

Очень часто люди сами наносят себе вред, придавая много внимания снам демоническим:

Старец Паисий Святогорец:
"- Геронда, меня мучают грязные сны...
- Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву. Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.

А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде Святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: "Я - Святой Арсений. Я пришел сказать тебе, что ты умрешь. Ты меня слышишь? Ты умрешь!" Человек пришел в ужас. Но Святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является Святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: "Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберет тебя из этого мира. Постарайся приготовиться". Святой никогда не скажет больному: "Ты меня слышишь? Ты умрешь!"

Преп. Иоанн Лествичник: «Бесы тщеславия - пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, Что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить».

Преподобный Иоанн Лествичник.
Из Слова 3-его
О сновидениях, бывающих новоначальным.
24. Нельзя скрыть того, что понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения; потому что гортань различает снеди, слух распознает мысли; при взгляде на солнце оказывается немощь очей; а неразумие души обнаруживают слова. Но закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы. И так я думаю (впрочем не утверждаю), что после слова о странничестве, и даже в самом этом слове, должно сказать несколько о сновидениях, чтобы нам знать и о сем коварстве злохитрых наших врагов.
25. Сновидение есть движение ума при недвижности тела. Мечтание есть обман очей в усыплении мысли. Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет.

26. Причина, по которой мы после предшествовавшего слова решились говорить о сновидениях, очевидна. Когда мы, ради Господа, оставив свои дома и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее.
27. Бесы тщеславия - пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, перед теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случившееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.
28. Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов.
Из Слова 14-го
16. В сердцах чревоугодников - сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих - сновидения о последнем суде и о муках.
Из Слова 15-го
52. Возлегши на постель, мы наиболее должны бодрствовать и трезвиться; потому что тогда ум наш один без тела борется с бесами; и если он бывает сластолюбив или исполнен сладострастных мечтаний, то охотно делается предателем.
53. Память смерти да засыпает да и восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единомышляемая; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания.
55. Никто в продолжении дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих.
68. Иногда восстаем мы от сна чисты и мирны, и это бывает тайным благодеянием, которое мы получаем от св. Ангелов, особенно когда мы уснули со многою молитвою и трезвением; иногда же встаем нечистыми и смущенными; причиною же сего бывают худые сновидения.
Из Слова 19-го
1. Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном.
2. Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык.
Из Слова 20-го
16. Особенно он воздвигает брань против новоначальных, чтобы они разленились при самом начале подвига, или чтобы приготовить вход бесу блуда.
3. Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.
4. Бодрый инок - враг блуда, сонливый же друг ему.
5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.
6. Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи.
20. От частого псалмопения, во время бодрственного состояния, бывает то, что и во сне приходят на ум слова псалмов; иногда же случается, что и бесы представляют их нашему воображению, чтобы привести нас в гордость. О третьем же состоянии душевном я хотел умолчать, но некто убедил меня говорить. Душа, которая днем непрестанно поучается слову Божию, обыкновенно и во сне упражняется в том же; ибо сие второе бывает истинным воздаянием за первое делание, для отгнания духов и лукавых мечтаний.
Из Слова 26-го
42. Многий сон происходит иногда от насыщения; иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от естества.
103. Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою, и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.
104. Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искашать нас и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, – говорил он, – предузнаю я все течение дня моего».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека