Классификация основных инфекционных болезней человека таблица. Реферат: Инфекционные заболевания

Открытый ур ОК по теме:

«Профилактика инфекционных заболеваний».

Подготовила

учительОБЖ

МБОУ СОШ №47

Соломатина И.В.

Цель : продолжить знакомство учащихся с инфекционными

заболеваниями, источниками инфекции, механизмами передачи

инфекции. Продолжить формирование ответственности за заражение

инфекционными заболеваниями, за жизнь и здоровье.

Оборудование : таблицы «Бактерии», «Кишечные инфекции»,

«Инфекции дыхательных путей»; динамическая

таблица « Классификация инфекционных

заболеваний»; диаграмма «Факторы, влияющие

на здоровье человека».

Основные понятия : инфекционные заболевания, источник

инфекции, механизм передачи, инкубационный

период, носитель инфекции, профилактика,

дезинфекция.

ход урока

1.организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить все, что знаем об инфекционных заболеваниях, повторим классификацию инфекционных заболеваний, возбудителей, которые вызывают эти болезни, познакомимся более подробно с некоторыми заболеваниями, и узнаем кто или что отвечает за заражение этими заболеваниями. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: » Ответственность за заражение инфекционными заболеваниями».

2.повторение: вопросы

1. Что называется инфекционными заболеваниями?

(Инфекционные заболевания - это особая группа заболеваний, которые вызываются определенным, живым возбудителем, передаются от зараженного организма здоровому и способны к массовому распространению).

2.Что является возбудителем инфекционных болезней?

(Возбудителями инфекционных болезней являются микробы: бактерии, вирусы, спирохеты, грибки, простейшие).

3.Что вы знаете об этих возбудителях?

(Бактерии - это одноклеточные микроорганизмы, имеющие форму палочек (возбудители брюшного тифа), шара (стрептококки, стафилококки), извитых нитей (спириллы), изогнутых палочек (холерный вибрион);

Вирусы – мельчайшие микроорганизмы, видимые в электронный микроскоп (возбудители гриппа, натуральной оспы, кори, ВИЧ-инфекции);

Грибки – возбудители микозы, парши и т. д.)

4.Из отдельных частей соберите таблицу «Классификация инфекционных заболеваний.

группы заболеваний

наименование заболевания

локализация возбудителя

пути передачи инфекции

инфекции дыхательных путей

грипп, ОРЗ, ангина, туберкулез

верхние дыхательные пути

воздушно - капельный

кишечные инфекции

дизентерия, холера, инфекционный гепатит

кишечник

продукты питания, вода, почва, грязные руки, мухи

кровяные инфекции

чума, малярия, ВИЧ - инфекция

кровеносная система

укусы насекомых – комаров, блох, вшей; кровь

инфекции наружных покровов

чесотка, столбняк, сифилис

кожа, слизистые оболочки

преимущественно контактный путь

3.изучение нового материала :

Ребята, давайте познакомимся поближе с некоторыми инфекционными заболеваниями (5 сообщений подготовленных учащимися).

Ребята, вы познакомились с некоторыми заболеваниями. Что в них общего?

Правильно, для распространения всех заболеваний необходимо наличие трех условий: источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого человека.

Запишите эти условия в тетрадь.

Давайте рассмотрим эти условия на примере инфекций дыхательных путей и кишечных инфекций.

1. Кто или что может быть источником инфекции?

(источником инфекции может быть больной человек, почва, вода).

2.Кто отвечает за существование этих источников?

(за существование этих источников несет ответственность прежде всего сам человек, так как он либо является одним из источников заболевания, либо загрязняет окружающую среду, сливая в воду и в почву отходы производства, нарушая структуру почвы, выбрасывая газообразные отходы производства).

Правильно ребята. Именно человек чаще всего бывает или прямым источником инфекции, или создает условия для существования этих источников. Поэтому в данное время существуют различные формы административной ответственности за загрязнения окружающей среды, а за умышленное заражение человека ВИЧ – инфекцией предусмотрена уголовная ответственность по статье 122 Уголовного кодекса РФ лишение свободы от 5 до 8 лет.

3.Какие существуют пути передачи инфекции?

(Воздушно – капельный, через продукты питания, воду, почву, грязные руки, укусы кровососущих насекомых, контактный путь).

Кто отвечает за существование механизма передачи инфекции?

(За существование механизма передачи инфекции отвечает сам человек).

Мы можем нарушить пути передачи инфекции?

(Да, для этого необходимо уничтожать мух, мыть руки, носить марлевую повязку и т. д.)

Третье условие – восприимчивый человек

Как вы понимаете это условие? Какого человека быстрее можно заразить активного или пассивного, лежебоку или спортсмена, нервного, неуравновешенного или спокойного, уравновешенного? (ответы ребят)

Кто в данном случае будет ответственен за распространение заболевания?

(Сам человек).

Какие есть способы сделать человека невосприимчивым или более устойчивым к воздействию инфекционных заболеваний? (Занятия спортом, закаливание, ЗОЖ, и т. д.)

Давайте попробуем один из способов укрепления здоровья. Вы устали, давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста.

1.Исходное положение ноги вместе, руки опущены. На счет 1, 2, 3, поднимите руки вверх в замок и потянитесь. Представьте, что вы висите на турнике. На счет 4 опустите руки, расслабьтесь. Повторите 4 раза.

2. Представьте, что вы большое раскидистое дерево. Поднимите руки вверх, потянитесь к солнцу, наклонитесь вслед за ветерком вправо, влево, опустите руки, встряхните ими. Повторите 4 раза.

3.Исходное положение – основная стойка. Проведите полукруг подбородком от левого плеча к правому и обратно. Повторите 4 раза.

Спасибо, возвращаемся на свои места.

4.Закрепление :

1.Какие 3 условия необходимы для распространения инфекционных заболеваний?

2.Кто отвечает за наличие источника инфекционных заболеваний?

3.Кто создает условия для наличия механизма передачи инфекционного заболевания?

4.От чего или от кого зависит восприимчивость человека к инфекционным заболеваниям?

5. Какой можно сделать вывод?

Вывод: за распространение инфекционных заболеваний ответственность несет сам человек. На здоровье человека большое влияние оказывает образ жизни.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира подтверждают наш вывод. Эти исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, но 4 из них основные:

1. наследственность – 18-22 %,

2. здравоохранение – 8-10 %,

3. внешняя среда – 17-20 %,

4. образ жизни – 49-53 %

Какие рекомендации можно дать тем, кто хочет быть здоровым? (Соблюдайте гигиену, носите марлевую повязку, платок, уничтожайте мух, тараканов, соблюдайте режим труда и отдыха. А все вместе это означает – ведите здоровый образ жизни).

5.Выставление оценок, подведение итогов.

6. Домашнее задание. Конспект изучить, подготовить сообщение об инфекционном заболевании.

В середине прошлого века человечество достигло определенных успехов в борьбе с некоторыми инфекциями. Но, как выяснилось, рано праздновать окончательную победу над такой напастью, как инфекционные заболевания. Список их насчитывает более 1200 наименований, и постоянно пополняется вновь открытыми болезнями.

Как изучались инфекционные заболевания

Массовые болезни известны человеку с древних времен. Имеются сведения, что еще в 5-м веке до н.э. философы и врачи догадывались о существовании неких крошечных, невидимых глазу живых организмов, способных вызвать болезни, отличающиеся стремительным распространением и высокой смертностью. В период Средневековья, впрочем, эти материалистические воззрения были забыты, и вспышки массовых заболеваний объяснялись исключительно карой Божьей. Но о том, что больных надо изолировать, а также уничтожать зараженные вещи, постройки и трупы, знали уже тогда.

Знания накапливались постепенно, и середина 19-го века ознаменовалась зарождением такой науки, как микробиология. Тогда и были открыты возбудители многих болезней: холеры, чумы, туберкулеза и других. с тех пор выделяют в отдельную группу.

Терминология

Слово «инфекция» в переводе с латыни означает «загрязнение», «заражение». Как биологическое понятие, этот термин обозначает проникновение микроскопического возбудителя заболевания в более высокоорганизованный организм. Это может быть как человек или животное, так и растение. Далее начинается взаимодействие между собой систем микро- и макроорганизма, протекающее, разумеется, не изолированно, а при конкретных условиях внешней среды. Это очень сложный биологический процесс, и именуется он инфекционным. В результате такого взаимодействия макроорганизм либо полностью освобождается от возбудителя болезни, либо погибает. Та форма, в которой проявляется инфекционный процесс - это и есть конкретное инфекционное заболевание.

Общие для инфекционных заболеваний характеристики

О начале инфекционной болезни можно говорить, если после встречи возбудителя и макроорганизма, в частности человека, происходит нарушение функций жизнедеятельности последнего, появляются симптомы заболевания, а в крови происходит нарастание титра антител. Встречаются и другие формы инфекционных процессов: здоровое носительство вируса при наличии иммунитета или природной невосприимчивости к данному заболеванию, хронические инфекции, медленные инфекции.

Помимо того, что начинаются все инфекционные болезни с патогенных микроорганизмов-возбудителей, есть и другие общие для них характеристики. Такие заболевания заразительны, то есть способны передаваться от заболевшего человека или животного к здоровому. При определенных условиях возможно возникновение эпидемий и пандемий, то есть массовое распространение болезни, а это уже весьма серьезная угроза для общества.

Помимо этого, инфекционные заболевания, список которых можно посмотреть в любом медицинском справочнике, всегда протекают циклично. Это означает, что в процессе болезни по очереди сменяют друг друга определенные временные промежутки: инкубационный период, этап предвестников заболевания, период разгара болезни, период спада и, наконец, период выздоровления.

Инкубационный период никаких клинических проявлений еще не имеет. Он тем короче, чем выше патогенность возбудителя и больше его доза, и может составлять как несколько часов, так и несколько месяцев и даже лет. Предвестники заболевания - это самые общие и достаточно неопределенные симптомы, на основе которых заподозрить конкретную инфекционную болезнь сложно. Типичные для нее клинические проявления максимальны на этапе разгара заболевания. Далее болезнь начинает угасать, но для некоторых инфекционных заболеваний характерны рецидивы.

Еще одной специфической характеристикой инфекционных заболеваний является формирование в процессе заболевания иммунитета.

Возбудители инфекционных заболеваний

Возбудителями инфекционных болезней являются грибы. Чтобы внедрение прошло для патогенного микроорганизма успешно, одной встречи макро- и микроорганизма недостаточно. Требуется выполнение определенных условий. Большое значение имеет собственно состояние макроорганизма и его защитных систем.

Много зависит и от патогенности самого возбудителя. Она определяется степенью вирулентности (ядовитости) микроорганизма, его токсигенностью (иначе - способностью вырабатывать токсины) и агрессивностью. Условия внешней среды также играют большую роль.

Классификация инфекционных заболеваний

Прежде всего, инфекционные заболевания можно систематизировать в зависимости от возбудителя. В общем случае, выделяют вирусные, бактериальные и грибковые инфекции. Отдельно выделяют хламидийные, микоплазменные, риккетсиозные, спирохетозные инфекции, хотя и хламидии, и микоплазмы, и риккетсии, и спирохеты относятся к царству бактерий. Вирусы - это, пожалуй, самые распространенные возбудители заболеваний. Однако и бактерии способны вызвать множество недугов. Среди самых известных - такие как ангина, менингит, холера, чума, бактериальная пневмония, туберкулез, столбняк. К грибковым инфекционным заболеваниям, или микозам, относят кандидоз, дерматофитию, онихомикоз, лишай.

Наиболее часто инфекционные заболевания классифицируют соответственно месту локализации возбудителей с учетом механизма их передачи, но это касается тех заболеваний, которые распространяются от человека к человеку. Соответственно, выделяют кишечные инфекционные болезни, передающиеся фекально-оральным путем (астровирусная инфекция, полиомиелит, холера, брюшной тиф). Существуют инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Способ заражения ими именуется воздушно-капельным (ОРВИ, дифтерия, скарлатина, грипп). Инфекционные болезни еще способны локализоваться в крови и передаваться посредством укусов насекомых и медицинских манипуляций. Речь идет об инъекциях и переливаниях крови. К ним относятся гепатит Б, чума, Существуют еще наружные инфекции, поражающие кожные покровы и слизистую оболочку и передающиеся контактным путем.

В процессе эволюции за каждым видом возбудителя инфекционного заболевания закрепились свои входные ворота инфекции. Так, ряд микроорганизмов проникает через слизистые оболочки дыхательных путей, другие - через пищеварительный тракт, половые пути. Бывает, впрочем, что один и тот же возбудитель способен попасть в организм человека одновременно разными путями. Например, гепатит Б передается через кровь, от матери к ребенку и контактным путем.

Существуют три основных среды обитания возбудителей инфекционных заболеваний. Это организм человека, организм животных и неживая среда - почва и водоемы.

Симптомы инфекционных заболеваний

Общие симптомы инфекционных заболеваний включают в себя недомогание, головную боль, бледность, озноб, ломоту в мышцах, повышение температуры, иногда - тошноту и рвоту, понос. Помимо общих, бывают такие симптомы, которые характерны только для одного заболевания. Например, сыпь при менингококковой инфекции весьма специфична.

Диагностика

Что касается диагностики, то она должна основываться на всестороннем и комплексном изучении больного. Изучение включает в себя подробный и обстоятельный опрос, обследование органов и систем, и обязательно анализ результатов лабораторных исследований. Ранняя диагностика инфекционных заболеваний представляет определенные трудности, но имеет серьезное значение как для своевременного адекватного лечения больного, так и для организации профилактических мероприятий.

Лечение

В лечении таких недугов, как инфекционные заболевания, список которых так пугающе обширен, выделяют несколько направлений. Прежде всего, это меры, направленные на снижение активности патогенного микроорганизма и нейтрализацию его токсинов. Для этого применяются антибактериальные препараты, бактериофаги, интерфероны и другие средства.

Во-вторых, необходимо активизировать защитные силы организма, применяя иммуномодулирующие препараты и витамины. Лечение обязательно должно быть комплексным. Важно нормализовать нарушенные болезнью функции органов и систем. В любом случае, подход к лечению должен учитывать все индивидуальные особенности пациента и течения его заболевания.

Профилактика

Чтобы максимально обезопасить себя и своих близких от такой угрозы, как инфекционные заболевания, список которых включает болезни вирусной, бактериальной и грибковой природы, необходимо помнить о карантинных мерах, вакцинации, укреплении иммунитета. А иногда, чтобы спастись от инфекции, достаточно соблюдения элементарных правил личной гигиены.

План-конспект урока по ОБЖ (10 класс)

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ Синьковская А.А.

Тип урока: Комбинированный

Цель:

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

Задачи урока:

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Средства наглядности: презентация к уроку и тесты.

План урока:

    Организационный момент 2 мин.

    Фронтальный опрос обучающихся по ранее

изученному материалу 5 мин.

    Изучение нового материала 20 мин.

    Первичное закрепление 5 мин.

    Обобщение и систематизация знаний 1 мин.

    Закрепление материала 4 мин.

    Подведение итогов занятия 2 мин.

    Домашнее задание 1 мин.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Учитель: А для того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель : Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока:
ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

    болезнетворными бактериями;

    вирусами;

    простейшими грибками.

Учитель: Как вы думаете, какова причина возникновения инфекционной болезни ?

Ученик: Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).

Существует так же классификация основных инфекционных болезней (слайд 4).

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель: Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление) (слайд 5).

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические). (слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий. (слайд 9)

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам. (слайд 10)

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. (слайд 11)

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. (слайд 12)

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани. (слайд 13)

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом , или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины . Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали?
(Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали?
(Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок:
(выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Инфекционные заболевания вызываются патогенными микроорганизмами, которые, вследствие неоптимальной функциональности иммунной системы , попадают в организм. Эти микроорганизмы обладают определенной степенью вирулентности (ядовитости), которая проявляется по-разному:
- в процессе их жизнедеятельности в организме;
- при собственном разрушении.

Инфекционные заболевания характеризуются инкубационным периодом болезнетворных организмов - это время до появления первых признаков той или иной патологии и длительность этого периода зависит от вида возбудителя, способа заражения. Инкубационный период инфекционного заболевания может длиться от считанных часов до нескольких лет.

Классификация инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания различают по многим "параметрам".

А. По месту локализации инфекции данные болезни бывают:
- кишечные (брюшной тиф, сальмонеллез, эшерихиоз, дизентерия, холера, токсикоинфекции пищевые...);
- легочные (инфекционные заболевания дыхательных путей: грипп, ОРВИ, оспа ветряная, респираторные инфекции, корь...);
- трансмиссовыми (инфекционные заболевания крови: ВИЧ, тиф, чума, малярия...);
- заболеваниями наружных покровов (сибирская язва, столбяк).

Б. По виду возбудителя инфекционные заболевания людей бывают:
- вирусные (цитомегаловирусная инфекция, гепатиты вирусные, ВИЧ, грипп, корь, менингит...);
- прионные (вызываются белковыми инфекционными агентами: болезнь Крейтцфельда-Якоба, куру...);
- протозойные (вызываются простейшими инфекционными агентами: амебиоз, балантидиаз, малярия, изоспориаз...);
- бактериальные (менингит, дизентерия, сальмонеллез, чума, холера...);
- микозы (вызываются грибковыми инфекционными агентами: хромомикоз, кандидоз, эпидермофития, криптококкоз...).

Г. В отдельную группу инфекционных заболеваний выносят особо опасные болезни, которые называют карантинными.
Эта группа характеризуется небольшим инкубационным периодом, высокой скоростью распространения, тяжелым течением и большим процентом летального исхода. Всемирной организацией здравоохранения к этой группе инфекционных заболеваний были отнесены: холера, Эбола, чума, оспа натуральная, некоторые типы гриппа, желтая лихорадка.

Причины инфекционных заболеваний

Причиной всех инфекционных заболеваний является патогенный микроорганизм, который, попадая в тело, возбуждает инфекционные процессы. Как привило, каждая болезнь этой природы имеет "своего" возбудителя, хотя есть исключения, к примеру, сепсис возникает в результате воздействия на организм нескольких возбудителей, а стрептококк может вызывать несколько заболеваний (скарлатина, ангина, рожа).

Организмы разных людей по-разному реагируют на вторжение чужеродных агентов: одни к ним, практически, невосприимчивы, другие, наоборот, сразу же начинают остро реагировать на это, проявляя различные симптомы инфекционного заболевания .
Это происходит оттого, что защитные силы организма у людей разные. Защитные силы характеризуют состояние иммунной системы. И поэтому можно сказать, что основной причиной инфекционных заболеваний является неоптимальная функциональность иммунной системы.

Если иммунная система слаба, то организму не "хватает сил" бороться с патогенными микроорганизмами - это состояние человека называется иммунодефицитным.
Бывает, что иммунная система неадекватно активна и начинает воспринимать ткани собственного организма за чужеродные, и атакует их - это состояние называется аутоиммунным .

Возбудители инфекционных заболеваний

Вирусы.
В переводе с латинского означает "яд". Способны размножаться только внутри живых клеток, куда и стремятся проникнуть.

Бактерии.
В подавляющем своем большинстве одноклеточные микроорганизмы.

Простейшие.
Одноклеточные микроорганизмы, которые могут выполнять некоторые функции, свойственные отдельным тканям и органам более высокоразвитых форм.

Микоплазмы (грибки).
Отличаются от других одноклеточных тем, что не имеют оболочки и могут возбуждать инфекционные процессы, находясь вне клеток.

Спирохеты.
По своей сути являются бактериями, которые имеют характерную спиралевидную форму.

Хламидии, риккетсии.
Внутриклеточно функционирующие микроорганизмы, по своей сути занимающие промежуточное положение между вирусами и бактериями.

Степень возможности возникновения инфекционного заболевания у человека зависит от способности его иммунной системы дать адекватный ответ на вторжение какого-либо из этих чужеродных элементов, распознать его и нейтрализовать.

Инфекционные заболевания: симптомы

Симптоматика этих болезней настолько разнообразна, что, несмотря на свою яркую выраженность, зачастую, очень тяжело определить ее вид, а ведь это связано с выбором метода лечения.
Современной медицине известно более 5000 инфекционных заболеваний и около 1500 их симптомов. Это говорит о том, что одни и те же симптомы проявляются во многих болезнях - такие симптомы называют общими или неспецифическими. Вот они:
- повышенная температура тела;
- общая слабость организма;
- снижение аппетита;
- озноб;
- нарушение сна ;
- мышечная боль;
- ломота в суставах;
- тошнота и рвота;
- повышенное потоотделение;
- головокружение;
- сильные головные боли ;
- апатия...

Но особенную ценность при диагностике инфекционных заболеваний имеют патогномоничные симптомы - признаки, характерные только какой-то одной форме инфекционной патологии. Вот некоторые примеры таких симптомов:
- пятна Вольского-Филатова-Коплика на слизистой ротовой полости характерны только для кори;
- для коклюша характерен особый кашель - судорожный с репризами;
- опистотонус (выгибание спины) является характерным симптомом столбняка;
- водобоязнь - отличительная черта бешенства;
- менингококковую инфекцию можно со 100%-ой уверенностью диагностировать по наличию визикулезной сыпи по ходу нервных стволов...
Патогномоничные симптомы известны для большинства инфекционных заболеваний и каждый врач-инфекционист обязан знать самые распространенные из них.

Кроме всего прочего, существует группа симптомов, которая занимает как бы промежуточное положение между общей и патогномоничной симптоматикой. Эти симптомы могут встречаться не только у инфекционных заболеваний, но и у других тоже. К примеру, увеличенные размеры печени характерны как для вирусного гепатита , так и для цирроза печени, сердечной недостаточности , малярии, брюшном тифе..., увеличенный размер селезенки встречается при брюшном тифе, сепсисе, малярии, вирусном гепатите...

Именно поэтому любые инфекционные заболевания людей диагностируются при сочетании множества признаков с применением множества методов анализа и инструментальной диагностики, потому что, повторимся, от этого зависит выбор метода лечения болезни, и, соответственно, успех от этого.

Диагностика инфекционных заболеваний людей

После опроса больного и предварительных выводов берется материал на анализ, который определяет врач. Этим материалом могут быть: кровь (чаще всего), моча, кал, спинномозговая жидкость, мокроты, мазки со слизистых оболочек, рвотные массы, биоптаты и пунктаты органов...

В последнее время для диагностики инфекционных заболеваний широкое распространение получил иммуноферментный анализ.

Большинство методов диагностики направлены на определение разновидности возбудителя, либо наличия и принадлежности антител к определенным классам иммунных компонентов, что позволяет дифференцировать различные инфекционные заболевания.

Так же, нередко для диагностики этих болезней используют кожные пробы с введенными в них аллергенами для провоцирования соответствующих реакций.

Лечение инфекционных заболеваний людей

В настоящее время имеется огромнейшее количество различных лекарственных препаратов, которые предназначены для лечения разных инфекционных заболеваний людей, и перечислить их все невозможно... да и нет в этом надобности. У многих известных ученых, в настоящее время, очень неоднозначное отношение, к примеру, к антибиотикам, у других - к другим препаратам.

Во-первых, любой лекарственный препарат имеет определенные противопоказания и вызывает какие-то побочные эффекты и это основный их недостаток.
Во-вторых, лекарственные препараты, действие которых, направлены на нейтрализацию чужеродных агентов, на самом деле, оказывают "медвежью услугу" иммунной системе, которая развивается и крепнет только в столкновениях с инфекциями, и поэтому чрезмерный прием лекарств, на самом деле, ослабляет организм. Получается парадокс: лечим от одного и тут же "подхватываем" другое заболевание, а то еще и целый их "букет".
В-третьих, прием лекарственных препаратов (особенно антибиотиков) постепенно уничтожает микрофлору желудка - важнейшего звена иммунной системы человека, а это имеет весьма непредсказуемые последствия. Именно поэтому лечение инфекционных заболеваний необходимо проводить одновременно с приемом пробиотиков и пребиотиков , которые являются на 100% натуральными.

Лечение инфекционных заболеваний людей заключается в применении следующих препаратов:
- антибактериальных (химио- и антибиотикотерапия);
- гамма- или иммуно-глобулинов (серотерапия);
- интерферонов;
- бактериофагов (фаготерапия);
- вакцины (вакцинотерапия);
- препараты крови (гемотерапия)...

Сегодня назрела новая парадигма в лечении инфекционных заболеваний: ученые пришли к выводу, что более важным является поддержка иммунной системы (ИС) в ее борьбе с чужеродными агентами, а не прямое влияние на эти агенты, хотя в тяжелых случаях, конечно же, времени нет на восстановление оптимальной функциональности ИС.
Именно по этой причине необходима комплексная терапия этих патологий, в которой наряду с традиционными лекарственными средствами необходимо применять иммуномодуляторы и иммуностимуляторы . Многие из этих препаратов:
- нейтрализуют побочные эффекты, вызываемые лекарственными средствами;
- укрепляет иммунитет организма;
- усиливает терапевтический эффект применяемых лечебных препаратов;
- быстро восстанавливает организм.

Инфекционные заболевания: профилактика

Профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний известны с давних пор и в советский период они носили название: "Здоровый образ жизни". С тех пор они не потеряли свою актуальность, и мы напомним здесь о них.

1. В первую очередь, инфекционные заболевания зависят от нормальной функциональности иммунной системы, состояние которой, в свою очередь зависит от нормального питания. Поэтому правило №1 - питайтесь правильно: не переедайте, употребляйте меньше животных жиров, включите в рацион больше свежих фруктов и овощей, как можно меньше ешьте жаренную пищу, кушайте чаще, но в меньших количествах...

2. Инфекционные заболевания можно предупредить систематическим употреблением иммунных препаратов: иммуномодуляторов и иммуностимуляторов (это второе по важности правило).

3. Укрепляйте иммунитет систематическим употреблением таких растительных продуктов, как лук, чеснок, мед, лимонный сок (не в чистом виде), малина, облепиха, имбирь...

4. Ведите активный образ жизни: делайте зарядку по утрам, посещайте спортзал или бассейн, бегайте по вечерам...

5. Инфекционные заболевания не страшны закаленному организму, поэтому займитесь закалкой (баня и контрастный душ - лучшее средство для этих целей).

6. Откажитесь от вредных привычек: бросьте курить и злоупотреблять алкоголем.

7. Избегайте стрессовых ситуаций и не поддавайтесь депрессивным состояниям, ничто так сильно не подавляет работу иммунной системы, как наши нервные срывы, поэтому станьте оптимистом и поймите, что в этой жизни нет ничего более важного, чем ваше здоровье.

8. Научитесь правильно отдыхать. Постоянный просмотр телевизионных передач и "отдых" на диване - это не отдых. Настоящий отдых должен быть активным и обязательно предусматривать чередование физических и умственных нагрузок.

Это простые правила, которые должны стать образом жизни каждого человека, и тогда гарантируем вам: никакие инфекционные заболевания для вас не будут представлять абсолютно никакой опасности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Учебные вопросы Понятие о инфекционных заболеваниях Механизм передачи инфекции Профилактика инфекционных заболеваний

Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы. Видимые лишь с помощью микроскопа Передаются от зараженного организма здоровому Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом - возбудителем

Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний Условно-патогенные микробы. Попадая в организм человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы. Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, вызывают развитие инфекционного заболевания

Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот. Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика

Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.

Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды

Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых

Инфекция наружных покровов – контактный путь.

Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний

Проводятся профилактические прививки

Своевременно изолировать больных

Проводят дезинфекцию. Обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней.

Ответить на вопросы Чем характеризуются инфекционные болезни? В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных путей? Какое значение имеет личная гигиена? Профилактика инфекционных заболеваний.

Домашнее задание Составить инструкцию поведения при распространении инфекционных болезней (эпидемиях)


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека