У семи нянек дитя без слез. У семи нянек дитя без глазу

Большая семья – это «организация» с большим воспитательным потенциалом. Независимо от своего социального типа, будь то многодетная или патриархальная семья, где вместе живет несколько поколений, большая семья имеет большие воспитательные возможности, основанные на и передаче опыта. Ребенок в большой семье окружен заботой и вниманием.

Казалось бы, что в доме с большим количеством людей ребенок должен быть всегда под присмотром. Но не зря появилась народная пословица о том, что «у семи нянек дитя без глазу». Если в маленькой семье ответственность за воспитание целиком возложена на одного из родителей, обычно маму, пока папа работает, то в большой семье ответственность за ребенка является переходящей. И вот здесь-то и кроется основная проблема. Если за ребенка отвечают все сразу, то, возможно, что никто конкретно. Давайте разберемся, кто должен воспитывать ребенка в большой семье.

Воспитание ребенка в многодетной семье

Старшие дети, безусловно, должны помогать родителям. И вот здесь кроется ключевое слово «помогать». Нельзя полностью возлагать на хрупкие детские плечи ответственность за младших детей. Отвечать за воспитание и здоровье ребенка должны родители, а старшие дети должны иметь свою «зону ответственности». Следует помнить, что старшие дети – это, прежде всего, дети со своими трудностями и проблемами. Они остро нуждаются в участии родителей в своей жизни.

Как распределить обязанности, чтобы сохранить интересы всех членов семьи

    Хорошо, чтобы каждый член семьи имел свою четко сформулированную зону ответственности. Важно выявить задачу: не заставлять ребенка каждый день пылесосить или поливать цветы, а поручить, чтобы в доме всегда было чисто, а грунт цветов не пересыхал. Так вам будет удобнее предъявлять требования к качеству, а ребенок будет учиться выполнять свою работу добросовестно.

    Подбирать поручения по силам. Включать в домашние дела даже маленьких, подбирая поручения по возрасту: убрать игрушки, покормить котенка, полить цветок, повесить ровно полотенца.

    Определение времени выполнения поручения, по возможности, оставьте за детьми. Так они научатся панировать свой день.

    Проанализировать на семейном совете график всех членов семьи и определить задачи по уходу за младшими детьми так, чтобы они не ущемляли права старших детей.

Старшие дети по отношению к младшим могут:

    отводить и забирать из детского сада;

    кормить и гулять;

    занять игрой до прихода мамы или во время выполнения родителями домашних дел;

    проверить уроки (по возможности); проконтролировать выполнение домашних поручений.

: родители должны выполнять свою воспитательную функцию.

В многодетной семье забота о младших должна быть четко распределена между членами семьи..

Опыт воспитания в многодетной семье

Лилия, 40 лет. Младший брат родился, когда мне было 12 лет. Старшему брату было 15, но все решили, что именно я должна ухаживать за малышом, так как я девочка. Детство прошло с коляской в руках. Я искренне завидовала своим подругам, которые могли пойти в кино или весело играть на улице. Но самой обидной была ситуация с танцевальным кружком. Брату было 4 года. Мама работала до 18.00, а занятия в студии танца начинались в 17.30. И брат категорически отказывался сидеть с малышом два раза в неделю с 17.00 до 18.30. Я уговаривала его, звонила бабушке, встречала с братиком маму с работы, опаздывала на занятия. Однажды после долгих репетиций, меня не отпустили на конкурс в другой город, так как некому было быть с братом. После того, как я подвела коллектив, пришлось уйти из студии. Семья обрадовалась, и никто не заметил детского горя. А всего лишь нужно любить всех детей в семье, а не приносить одного ребенка в жертву другому.

Ольга, 37 лет. Я росла в многодетной семье третьим ребенком и имела двух младших братьев-близнецов. Мама с папой много работали. Но свое детство я вспоминаю как самое счастливое. Папа утром отвозил близнецов в сад, а забирал их старший брат по пути из школы. Старшая сестра разогревала ужин, а я сразу после школы помогала с уборкой. После ужина где-то около 1-2 часов я должна была побыть с малышами, играя, читая сказки или гуляя на улице. Потом их забирала старшая сестра. А к вечеру, ими занимались родители, которые играли, купали и укладывали спать. После того, как дверь в детской закрывалась, все собирались за чаем на семейный совет, где по минутам определялся завтрашний день. У нас были кружки по интересам, брат занимался спортом. Мы крепко дружим до сих пор и всегда навещаем своих родителей. У нас всех есть свои большие семьи, потому что дети из больших семей вырастают самыми лучшими.

Воспитание ребенка в патриархальной семье

Если в одном доме уживается несколько поколений, то такая семья является патриархальной: дети под одной крышей имеют родителей, бабушек-дедушек и прабабушек-прадедушек. Первой появляется мысль о повышенном внимании к ребенку и возможной его избалованности. Эти утверждения не лишены смысла. Действительно, что запретили родители – разрешит бабушка, а что нельзя у бабушки, позволит прабабушка. При этом возможны такие сценарии воспитания, которые приведут к гиперопеке или формированию «кумира семьи». Опасно и другое, когда прародители, надеясь друг на друга, просто оставляют ребенка без присмотра.

Несмотря на данные перспективы, воспитание ребенка в такой семье имеет большой потенциал, так как основано на передаче детям ценного житейского опыта и сохранении традиций. Кроме того, бабушки и прабабушки умеют четко расставлять приоритеты, самым важным из которых является ребенок. Чтобы избежать неприятных последствий неправильного воспитания, нужно четко соблюдать правила воспитания в большой семье.

Правила воспитания детей в патриархальной семье

    Единство требований. Обсудите на семейном совете тот перечень требований, которые нужно неукоснительно соблюдать всем. Сюда будут входить: соблюдение режима дня, правила питания, выполнение ребенком домашних обязанностей, трудовых поручений, школьных заданий.

    Распределите обязанности по уходу за ребенком. При занятости родителей, выявите, кто будет водить на дополнительные занятия, проверять домашнюю работу, организовывать досуг.

    Родители не должны все воспитание перекладывать на старшее поколение. Определите свою роль в ежедневных делах. Усталость в течение дня не должна быть оправданием отсутствия контакта с ребенком.

    Не позволяйте себе и своим детям отзываться неуважительно о любом члене семьи.

    Не позволяйте активным бабушкам и дедушкам «перетягивать одеяло на себя», заняв, фактически, роль отца и матери и отстранив при этом родителей.

    Не конфликтуйте со старшими на глазах ребенка. Проблемы решайте без детей спокойным тоном.

    Не лишайте ребенка общественного воспитания, обязательно отдавайте его в детский сад.

Опыт воспитания детей в патриархальной семье

Кирилл, 30 лет. Я рос «центром вселенной». Очень часто болел и не ходил в детский сад. Как же я любил эти дни, когда целый день одна бабушка мне читала книжки, а другая пекла блины. Мы даже в футбол играли втроем. У нас были свои секреты и тайны. Вечером я рассказывал, как провел день, умалчивая о некоторых вещах, и зная, что бабушки меня не выдадут. Став школьником, я стал делать уроки с бабушкой – учителем в прошлом, а другая бабушка, по-прежнему, заботилась об ужине и здоровье. Родители организовывали активные выходные и контролировали ежедневный процесс воспитания. Семья моя дружная и сплоченная. Я люблю и уважаю всех, потому что каждый из родных оставил во мне частичку себя.

Татьяна, 43 года. С самой свадьбы живу с родителями мужа и его бабушкой. Сначала думали, что временно, пока нет возможности купить жилье. Потом родились дети, а возможности постоянно быть с ними не было, а здесь бесплатные няни. Потом родители постарели, и им стала нужна помощь. Все это время мы воспитывали наших детей вместе. У каждого есть свои обязанности и зона ответственности. Дети выросли грамотные, интеллектуальные, ответственные, заботливые, уважительные и порядочные. Я спокойна за свою старость. Мы правильно воспитали детей.

В большой семье каждый член семьи вносит свой вклад в воспитание ребенка. Главное, чтобы цели воспитания были едины, а распределение обязанностей – правильное.

Светлана Садова

Рассматривая пословицы, языковеды обязательно углубляются в их происхождение. И, исходя из этимологии крылатой фразы, они устанавливают её значение. «У семи нянек дитя без глазу» — вроде бы простая пословица, но это только на первый взгляд.

Современная трактовка

Большинство современных словарей дают такое значение «У семи нянек дитя без глазу»: если для выполнения какого-либо дела назначается слишком много ответственных, результат может быть нулевой либо отрицательный. В данном случае словосочетание «без глазу» рассматривается как «без присмотра». То есть ребёнок, препорученный нескольким воспитателям, может остаться вовсе без надзора. Ведь каждая нянька будет надеяться на то, что работу за неё выполнит другая.

Синонимические пословицы, когда «глаз» используется в значении «пригляд»

Данное значение «У семи нянек дитя без глазу» подтверждается синонимической пословицей «У семи пастухов не стадо». Эта крылатая фраза даже по построению напоминает ту, которая разбирается здесь.

Кстати, во многих славянских языках существуют подобные вариации на синонимическую поговорку. «Было у одной ярочки семь пастухов — так ту волки в лес утащили» — одна из них. Совпадает это значение «У семи нянек дитя без глазу» и с чешским вариантом «Чем пастухов больше, тем убыток выше».

Ярко демонстрирует неудачный итог при нескольких ответственных и такая поговорка: «При двух кормчих корабль потонет».

«Где богато господ, там изба не убрана (не метена)» — польский вариант, который показывает бесхозность помещения, беспорядок в нём, даже несмотря на многое число начальников.

Дословное значение пословицы «У семи нянек дитя без глазу»

Но и трактовку крылатой фразы, когда каждое слово воспринимается в прямом смысле, нельзя игнорировать. «Без глазу» некоторые люди воспринимают как «безглазый», то есть «ослепший».

Если углубиться в смысл данной пословицы, то он во многом пересекается с первым вариантом. То есть когда за ребёнком смотрят несколько кормилиц, нянек, воспитателей, то существует вероятность перекладывания ответственности с одного на другого, в результате которого дитя остаётся без необходимого внимания и может потерять зрение.

И доказательством такого подхода к смысловому анализу изречения могут послужить народные пословицы и поговорки из других языков. В переводе на русский украинский вариант гласит: «У семи нянек дитя без носу» или «Где нянек много — дитя без головы». Варианты замены «без головы» — либо «без пупа», либо и вовсе «калека».

Польские народные пословицы и поговорки предлагают ещё большую палитру «инвалидности». Так, дитя при наличии у него множества мамок-нянек может традиционно лишиться глаза. А согласно украинским вариантам, ему пророчат остаться без носа либо без головы. По чисто польскому взгляду на ситуацию, ребёнок вполне может лишиться руки или ноги, стать горбатым или иметь болезненный вид.

Как видно из сравнительной характеристики всех этих пословиц, означает не конкретное значение, а выступает в смысле «много». А сочетание «без глаза» как раз указывает на потерю какой-либо органа малышом, за которым установлен неверный досмотр.

Нет дела там, где нет согласья

Иногда пословица «У семи нянек дитя без глаза» смысл имеет более широкий. Это происходит в ситуациях, когда каждая нянька (воспитатель, педагог) подходит достаточно ответственно к своей функции, но не согласовывает свои требования с другими людьми, на которых также возложены обязанности подобного рода.

Если рассматривать этот вариант значения крылатой фразы относительно именно воспитания, то такое случается довольно часто в семьях, где родители ставят перед собой разные задачи, иногда диаметрально противоположные. Потому и требования у них к ребёнку взаимоисключающие. Каков будет результат такого воспитания — понятно и без слов.

Данный вариант осмысления пословицы созвучен с ситуацией басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Использование поговорки «У семи нянек дитя без глазу»

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод.

  1. Говоря о каком-либо предприятии, организации дела, где обязанности каждого члена конкретно не прописаны, трудно рассчитывать на положительный результат. Пример: «Начальников-то в нашем домоуправлении много, а вот пользы от этого никакой, один вред. А возьмись искать виновного, так с ног скорее собьёшься: каждый кивает на соседа, и никому ни до чего нет дела! Вот и получается, что у семи мамок да дитя без надзору».
  2. Опираясь на вариант значения пословицы, что дитя лишается какого-то органа при участии в воспитательном процессе нескольких мамок-нянек, можно предложить использование фразы в таком контексте: «За строительство дома отвечали оба начальника, в результате был использован некачественный бетон, и произошло обрушение верхнего этажа. Воистину говорят, что у семи нянек ребёнок хром да крив!»
  3. Редко используемый смысл пословицы, когда каждый руководитель (воспитатель) выдвигает свои требования без согласования их с другими начальниками, отражается в предложении: "Завуч по воспитательной работе требует во время перемены организовывать с детьми игры в рекреациях, директор устраивает "пятиминутки" в учительской, а завуч по обучению заставляет готовить доску к следующему уроку. Мечешься между их требованиями, в результате один первоклассник стекло головой разбил, другой и вовсе решил домой уехать, не дождавшись конца уроков и прихода за ним родителей, а третий в туалете уснул на унитазе. Вот тебе и семь нянек, и каждая сама за себя..."

Без какого глазу дитя?


—Меня интересует, — спросила Желтова, — в Маньчжурской армии дела обстоят также, как у нас, или лучше? — Там хотя единоначалие есть, а у нас в Артуре — Стессель одно, Смирнов — другое, Витгефт — третье, — заметил Звонарев... — А как известно, у семи нянек дитя всегда бывает без глаза. А. Н. Степанов. Порт-Артур

Всем известная пословица о семи няньках как будто и не требует специальной расшифровки. Все слова, ее составляющие, понятны, переносный смысл предельно ясен: когда за какое-то, дело берется сразу несколько человек, то оно выполняется обычно не лучшим образом. Авторы словарей пословиц подчеркивают, что основной акцент этой пословицы —характеристика безответственного отношения к чему-либо, что исполняется, когда люди или организации надеются друг на друга (Жуков 1966, 461-462; Фелицына, Прохоров 1988,104; Кузьмин, Шадрин 1989,264):



«— Если бы русские литераторы надумали издавать на паях журнал, — прибавил он [Некрасов], — то оправдали бы пословицу: у семи нянек всегда дитя без глазу. Я много раз рассуждал с Белинским об основании нового журнала, но осуществить нашу заветную мечту, к несчастию, невозможно без денег» (А. Я. Панаева. Воспоминания); «Про названный коричневый дом один местный администратор сострил: — Тут и юстиция, тут и полиция, тут и милиция — совсем институт благородных девиц. Но, вероятно, по пословице, что у семи нянек дитя бывает без глаза, этот дом поражает своим унылым казарменным видом, ветхостью и полным отсутствием какого бы то ни было комфорта, как снаружи, так и внутри» (А. П. Чехов. В суде); «За зимовку скота отвечает один бригадир со своими людьми, а корма заготавливает ему другой бригадир, другие люди. И валят вину друг на дружку... — У семи нянек дитя без глазу» (В. В. Свечкии. Районные будни).
Заглянув в словарные комментарии, однако, мы увидим, что расшифровка буквального смысла пословицы не так проста, как кажется с первого взгляда. Одни комментаторы объясняют сочетание без глаза (без глазу) буквально, т. е. как "безглазый ребенок", другие считают, что слово глаз здесь значит "присмотр, надзор". «Без глазу (устар.) —без присмотра, без надзора»,—пишет, например, В. П. Фелицына, известный лексикограф и исследователь русских пословиц (Фелицына, Прохоров 1988,104).

Такое толкование весьма распространено в нашей лексикографической традиции. В 4-томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова значение "надзор, присмотр" выделено даже особо—как второе значение слова глаз, хотя оно практически реконструировано на основе нескольких устойчивых выражений (тут свай глаз нужен; нужен глаз да глаз) и интересующей нас пословицы. Примерно так же поступают и составители нового Малого академического словаря, хотя и квалифицируют при этом глаз "надзор, присмотр" не как самостоятельное значение, а как оттенок к значению "способность видеть, зрение". Оттенок, однако, выводится именно из нашей пословицы. Именно так растолковывают сочетание без глазу и иностранному читателю. Авторитетный русско-английский Оксфордский словарь Маркуса Виллера, например, приводя к пословице о няньках английский эквивалент Тоо many cooks spoil the broth ("Слишком много поваров портит похлебку"), дает и уже знакомую нам расшифровку: "litě where there are seven nurses the child is without supervision" (букв, "там, где семеро нянек, дитя без присмотра") (Wheeler 1985,415).


Разночтение в трактовке глубинного смысла пословицы нашло свое отражение в популярных изданиях русской паремиологии. Любопытно, что в двух небольших собраниях, изданных в одно и то же время и адресованных одному и тому же— немецкому— читателю, даются разные толкования: в словаре М. Я. Цвиллинга она объясняется на основе конкретного значения слова глаз (Bei sieben Kindermâdchen verliert das Kind ein Auge "При семи няньках ребенок теряет глаз"), в словаре Г. Л. Пермякова — на основе переносного "присмотр" (Bei sieben Ammen (gleichzeitig) bleibt das Kind ohne Aufsicht "При семи няньках ребенок остается без присмотра").


В «Русско-английском словаре пословиц и поговорок» С. С. Кузьмина и Н. Л. Шадрина была дана «диалектическая» трактовка нашей пословицы. «Компоненты "без глазу" или "без глаза",— пишут авторы, — обычно значат "без ничьего присмотра" {"in nobody"s care"), или могут даже также означать "потерявший глаз" ("lost one"s еуе")» (Кузьмин, Шадрин 1989, 264). Поскольку это «соломоново решение» оставляет вопрос о буквальном смысле пословицы открытым, необходима какая-то дополнительная информация, которая привела бы к объективной расшифровке.


И такая информация весьма доступна. Загляни любой составитель названных словарей в соседние славянские языки—и загадка разгадывается однозначно.


Начнем с самых близких к русскому языков—белорусского и украинского: У сямі нянек дзіця без носа; Де багато (багацько) няньок, там дитя без голови. Как видим, вместо русского глаза здесь фигурируют именно части тела, что подтверждает малопопулярную в русской лексикографии расшифровку—«безглазый», а не «беспризорный» ребенок. Еще больший набор физических недостатков у ребенка, о котором должны заботиться многие люди, обнаруживается в зеркале польских пословиц: Gdzie wiele nianiek (piastunek), tam dziecko bez nosa Тде много нянек, там ребенок без носа"; Gdzie wiele nianiek, tam dziecko bez ręki albo nogi Тде много нянек, там ребенок без ноги или без руки"; Gdzie wiele nianiek, tam dziecko bez głowy Тде много нянек, там ребенок без головы".


Набор «инвалидности» может выражаться в славянских пословицах и более обобщенно: укр.Де багато няньок, там дитя каліка; Сім баб — сім рад, а дитя безпупе; пол. Gdzie wiele nianiek, tam dziecko chore (garbate, krzywe) Тде много нянек, там ребенок болен (горбат, крив)", Gdzie dużo mamek, tam dziecko kaleka (kulawe) Тде много нянек, там ребенок калека (хромой)"; бопт.Девет баби — хилаво дете "Девять нянек — болезненный ребенок", Кое дете много баби гледат, хилаво излиза "Какого ребенка опекает много нянек, у того болезненный вид", Много баби — килаво дете "Много нянек — больной ребенок". Характерно, что автор Болгарско-русского словаря пословиц С. И. Влахов, приведший последние три эквивалента, дает и верный буквальный перевод русской пословицы о семи няньках на болгарский язык: При седем бавачки детето безоко — "У семи нянек дитя безглазое" (Влахов 1980,237).


Такую расшифровку первоначального образа нашей пословицы подтверждают и некоторые варианты, в которых фигурирует именно "глаз": укр. Де дві няньки, там дитина без ока (Франко И, 460), пол. Gdzie wiele nianiek, tam dziecko krzywe "Где много нянек, там ребенок одноглаз" (NKP1,529).


Славянские параллели не только проясняют образ нашей пословицы, но и показывают ее определенную специфику по сравнению с ними. Ведь именно в русском языке множество опекунш выражено «магическим» для нашего фольклора числом семь—другие «цифровые» варианты у нас почти не представлены. И это не случайно, поскольку многие наши пословицы и поговорки опираются на это число: Семь раз отмерь, один — отрежь; Семь бед — один ответ; Семеро одного не ждут; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семь дел в одни руки не берут; Семь лет молчал, на восьмой вскричал; Семь топоров шесте лежат, а две прялки — врозь; за семь верст киселя хлебать; на седьмом небе; семь верст не околица... У других славян, как мы видели, в пословице о няньках и ребенке магическая семерка представлена в белорусском и (хотя при ином компонентном «раскладе») в украинском. В польской речи вариант с этим числом зафиксирован лишь один раз и довольно поздно — в 1930 г.: Gdzie mamek siedem, tam dziecko kulawe "Где семь нянек, там ребенок хромой" (NKP1,529).


«Разброс» числовых показателей для аналогичных пословиц, как мы видели, весьма велик — от двух нянек в украинском до девяти в болгарском. В польских сборниках пословиц кроме двух и семи можно найти и шесть нянек. Преобладают, однако, в большинстве языков обобщенные обозначения множества—укр. бага-то, багацько, пол. wiele, dużo, mnogi, болг. много. Это — лишнее подтверждение обобщенно-множественного смысла числа семь в русских пословицах и поговорках.


Итак, внимательное наблюдение за вариантностью пословицы о няньках и ребенке не оставляет никаких сомнений в том, что речь здесь идет именно о "глазе", а не о "присмотре, надзоре". Но это еще не все. Именно варианты и параллели нашей пословицы помогают объяснить, почему в русской словарной традиции столь настойчиво глаз ассоциировали с присмотром. Ведь параллельно в народе бытовала и другая пословица—о пастухах: У семи пастухов не стадо (Михельсон 1901-19021, 423). Она имела в славянских языках также свои вариации и аналогии типа рус. У одной овечки да семь пастухов или чеш. Čím víc skotákův, tím větší škoda "Чем больше пастухов, тем больше убыток". В этой пословице значение "присмотр, надзор" явно акцентируется, что, видимо, и повлияло на некоторое смещение акцента и у близкой по смыслу пословицы о семи няньках. Закреплению этой вторичной ассоциации способствовало и то, что в таких известных народных выражениях, как за ним глаз да глаз нужен, хозяйский глаз и т. п., слово глаз действительно приобретает более абстрактное значение — "присмотр".


Переосмысление первичного образа нашейтюсловицы, видимо, — история относительно недавняя. Ведь в начале XIX в. сочетание без глазу в ней не только воспринималось буквально, но и могло шутливо обыгрываться на основе такого буквального восприятия. Вот как это делает один из писателей того времени, А. К. Измайлов (1779-1831), в своем «Письме к издателям "Северной пчелы"»: «Есть русская пословица: у семи нянек дитя без глазу. У меня, правда, не было их столько, но от добрых нянек и кормилиц... старший сын мой также без глазу, младший с пребольшим горбом, одна дочь с кривым боком, а другая без ноги».


Как видим, весь набор уже известных нам по славянским пословицам увечий здесь представлен со всей полнотой. Что ж, видно—и вправду: во многих няньках—многая печаль...

У семи нянек - дитя без глаза, а у двоих, да ещё таких, как Винчестеры?

Несмотря на то, что Джеку всего несколько дней отроду, он уже понимает, что няньки из Винчестеров, мягко говоря, никакие.

Договориться о методах воспитания не могут они, а страдает он: сначала от ора Дина на него, потом от ора Сэма на Дина, потом от их бурного примирения за стенкой. То ли они думают, что он глухой, то ли что он ничего не понимает.

Джек гуглит «стоны из комнаты родителей» - поскольку для простых нянек эти двое слишком круты - и узнаёт много интересного, о своём рождении в том числе.

Самое смешное, что после примирения Винчестеры часто расходятся по своим комнатам, но утром Дин щипает Сэма, делающего омлет, за кухонный фартук, Сэм шлёпает его по руке, но улыбается, будто миллион в лотерею выиграл. Когнитивный диссонанс. И детский сад.

После завтрака младший Винчестер заявляет, что надо бы провести в доме генеральную уборку, многозначительно подмигивает Дину двумя глазами и велит погулять с ребёнком.

Сэм, мы можем помочь, - начинает было Дин, но у того выражение лица меняется с добродушного на добродушно-озверевшее. Сочетание такое, что старший Винчестер мгновенно замолкает и обращается уже к Джеку:
- Ну, что, мелочь, едем в парк аттракционов?

Словосочетание «парк аттракционов» Джека заинтересовывает, и они наперегонки с Дином скачут к порогу обуваться, и уже там их нагоняет властный голос «мамочки». Дин назвал так Сэма всего один раз, получил подзатыльник, насупился и отныне при Джеке называл брата лишь по имени, но тот слово запомнил.

Ребёнку голову напечёт, - поджимает губы младший Винчестер и вручает Джеку старую кепку Дина. - И ты бы надел, Дин.
- Во-первых, у него в дедушках бог числится, уж он солнышко, если что, убавит, а во-вторых, я тебе не развалина, - фыркает старший Винчестер.
- Не ёрничайте и надевайте. Погуляйте пару часов. А по возвращении вас ждёт вкусный обед…
- Брокколи запечешь - получишь в бубен, - ворчит Дин.
- Бубен? - Джек пробует незнакомое слово на языке, и оно ему нравится.

***
Дин Винчестер и дети - сочетание неслабое. Прогулка выходит зрелищной. Парком аттракционов служит детская площадка в нескольких милях от бункера.

Мамаши с колясками и едва начавшими ходить детьми пялятся на великовозрастного дядю с парнем, коему на вид лет пятнадцать, которые оккупируют качели, причём непонятно, кто получает больше удовольствия от процесса катания на них.

Дальше - больше. Дин тащит его в песочницу, где они лепят куличики, помогает скатиться с горки, хотя горка по высоте как раз в рост Джека, а когда мамаши с детьми за их спинами уже шепчутся про педофилию, слабоумие и полицию, резко подхватывает его под локоть и везёт в «Макдональдс». В общем, развлекает, как истинного трёхлетку.

Берём тебе «Хэппи мил»?
Джек пожимает плечами, а Дин потирает шею.
- Наша мамочка будет злиться, так что ни слова ей, и жрать ЖПП придётся за обе щёки.
- ЖПП? - переспрашивает Джек.
- Жутко Полезная Пища, - старший Винчестер мгновенно зеленеет лицом. - Вкусно ужасно.

В конце концов Джек выпрашивает не детский наборчик холестериновой дряни, а вполне себе взрослый - с лучком, горчицей и сыром. Дин ему даже пива даёт отхлебнуть - копов он совершенно не боится, от дома они отъехали на смешное расстояние, к тому же в бардачке валяется значок фбр-овца.

Пиво Джеку не нравится, он пьёт колу, кусает булочку, похрустывает лучком и думает, что счастлив.

Так странно получается - вроде заботится о нём больше Сэм - терпеливо объясняет, что можно, а что нельзя, учит элементарным навыкам и вообще очень добр к нему, веселее ему с Дином. Тот раздражается, орёт, может и подзатыльник дать, а учит каким-то вредным вещам, но от них так легко и хорошо на душе, или на том, что вместо неё.

***
- Почему вы не едите суп? - сокрушается младший Винчестер. - Это же вкусно. И полезно!

В Джека не лезет обед, да и в «папочку» тоже - Дин Винчестер сидит с зелёной мордой лица, ковыряясь в тарелке, словно пытаясь найти иголку (кусок чизбургера) в стоге сена (вареве из овощей).

Это вкусно, Сэмми, - кашлянув, утверждает старший Винчестер, - но я пока не голоден. А ты налегай, мелочь, - добродушно кивает он Джеку. - Сам кричал, что проголодался.

Такому Дину хочется наступить на ногу, но сидит он далеко - не дотянешься, потому Джек мстит по-иному:
- Прости, Сэм. Я на самом-то деле не слишком хотел есть, но Дин уговорил меня заехать в «Макдональдс» и…

А вот Дин до его ноги дотягивается, хотя для этого ему приходится чуть не под стол сползти, однако Джек на его выпад невозмутимо держит лицо.
Зато Сэм багровеет.

Чем ты ребёнка накормил?! Я же суп варил, Дин!
- Сэмми, мы просто съели по чизбургеру, - оправдывается Дин, и Джек добивает, ангельски глядя на «мамочку»:
- С пивом.
- Замолчи, - рявкает Дин, пиная его под столом сильнее, и Джек замолкает лишь потому, что всё уже сказано.

Что? - Сэм ошарашенно смотрит на брата. - Джек ещё ребёнок! Ему пять дней отроду. Чем ты думал, Дин?!
- В следующий раз я дам ему грудь и поменяю подгузник, - буркает тот и добавляет: - Сэм, не наводи панику! Что сделается тому, у кого папаша сам дьявол?

Дин, я убью тебя!.. Значит так, ты, - Сэм указывает на Джека, - доедаешь свою порцию, а ты - младший Винчестер грозит Дину кулаком, - быстро за мной! Нам надо поговорить!
- Слышал? Доедай, засранец, - пришибленно и не слишком-то радостно огрызается Дин и, встав из-за стола, понуро бредёт за младшим братом.

Ссорятся Винчестеры долго, но заканчивается всё неизменно - хлопком двери в спальню Сэма на втором этаже, и нефилим не знает, то ли слух у него отличный, то ли просто эти двое всё делают, как слоны - очень громко и совершенно не таинственно.

Джек продолжает сидеть над тарелкой овощного супа, и думает, что этим чудикам надо подсунуть книги по воспитанию детей - он знает, что такие есть - и сохранению хорошей обстановки в семье. В семье? Именно.

Странная у Джека семья, ничего не скажешь. Но он не унывает. Выливает нетронутую ЖПП обратно в кастрюлю и садится за открытый ноутбук Сэма, набирая в поисковике первую вспомнившуюся фамилию «Спок». Гугл отзывается миллионом ссылок, Джек кликает по первой, слыша, как над головой скрипит кровать.

Он распечатает им труды доктора Спока, положит на стол в гостиной, и пусть бледнеют и краснеют сколь их душам угодно.

У семи нянек - дитя без глаза, а у двоих, да ещё таких, как Винчестеры - без совести и морали, зато с потрясающим чувством юмора.

У семи нянек дитя.... нет вернее будет сказать вот так на самом деле:)

Именно эта поговорка пришла мне на ум после визита в прошедшую субботу на ТИМ «Бирюса» . Побывал я там ради участия в круглом столе «Субъекты инновационной деятельности как инфраструктура для реализации молодежных инновационных проектов». Кто-нибудь смог осилить это название с первого раза? Я тоже не смог.

Почему-то я был уверен, что в этом году 31-ое выпадает на пятницу. Потому и согласился примерно месяц назад поехать на круглый стол. Что же в итоге? Суббота, день рождения — а мне рано с утра выдвигаться в район причала на Красноярском море.

Ну, да ладно — в памяти еще свеж пример Тайваня с их более чем успешными технопарками (собственно говоря, технопарки это и есть те самые субъекты инновационной деятельности). И, главное, устроено у них все по-умному — научный Совет и приоритеты научной политики определяет, и научные исследования финансирует, и технопарки развивает. Все понятно, все последовательно, делом занимаются специалисты. В результате им есть что предъявить — действующие производства.

А что у нас? В панельной дискуссии принимали участие все субъекты той самой инновационной деятельности — и технопарк, и бизнес-инкубатор, и краевой фонд науки и аналогичные структуры из других регионов. Со списком участников читатели смогут ознакомиться, пролистав фотогалерею.

Начал совещание Владимир Осипенко, зам. министра экономики и регионального развития Красноярского края. Многочисленные квадратики, соединенные линиями в красивые схемы, показывали, по какому пути должен двигаться молодой инноватор для того, чтобы в конечном итоге стать молодым миллионером.

Дальнейшие выступления отличались разной степенью наполненности. Людмила Поддубная, специалист по венчурным инвестициям управляющей компании «Технологии молодежи» (Москва), была более конкретной и рассказала, как они пытаются довести до рынка конкретные проекты. Андрей Старков из Новосибирского технопарка показал, на какой стадии развития находится их проект. Судя по фундаментам зданий в разной степени достроенности и по открытым центрам 3-D прототипирования, Новосибирск уже приближается к некой финальной стадии готовности. И от нас они ушли очень далеко. А вот Наталья Чурсина, представитель Кузбасского технопарка, сама призналась, что они еще в самом начале пути.

В своих презентациях почти все — и представители бизнеса, и чиновники — оперировали похожими схемками — на стадии этого квадратика мы ищем идеи, потом мы их экспертируем, а потом мы им поможем выйти на рынок... Но заканчивали свой рассказ все примерно одинаково. Реализованных проектов и товаров на рынке пока нет, да и с идеями туговато. Интересно, почему-то заказчики наших разработок (сейчас я говорю за Институт биофизики) из Германии, США и даже Казахстана разглядывают идеи, а вот в Красноярске их заметить сложно. Я в своем коротком выступлении даже не совсем удачно (с точки зрения собравшейся аудитории) пошутил, что на сегодня чиновников и структур, что занимаются инновациями, у нас в несколько раз больше, чем самих инноваторов. Но ничего, кроме напряжения на лицах и снисходительных улыбок, это замечание не вызвало.

Итак. Хватит растекаться мыслью по страницам. В итоге мне абсолютно непонятно, почему так много желающих «заняться» инновациями. Заняться не в плане что-нибудь придумать или внедрить. Заняться в плане порулить. Причем здесь министерство спорта и молодежной политики или комитет по делам молодежи Государственной думы РФ (именно эти структуры и были официальными организаторами круглого стола)? Зачем мы создаем технопарки в каждом городе и регионе, если число идей измеряется единицами? Кстати, вчера из Дивногорской городской газеты «Огни Енисея » я узнал, что и в Дивногорске тоже решили создать технопарк. Вот глупые тайваньцы — первый технопарк создали в 1980 году, а второй только в 1997 году. Надо было сразу построить штук 40, в каждом городке, глядишь, продукции бы производили не на 66 миллиардов, как сегодня, а на все 666....

Пожалуй, наиболее конкретно на постоянные призывы депутата Госдумы РФ Сергея Белоконева: «Ну что же надо сделать конкретно?» ответили Алексей Сокольский и Сергей Богданов. Рецепт Алексея — представителя бизнеса — был короткий и простой: «Не мешайте работать». Сергей — как сотрудник промышленного гиганта «Красмаш» — был не менее прост и категоричен: «Хватит обсуждать бесконечные концепции и схемы. Дайте доделать хотя бы то, что уже начато. Все потенциальные проекты, по крайней мере, в Красноярске, известны. Нужно просто заняться их внедрением».

И, главное, я не могу сказать, что выступления были не по делу или участники стола чего-то не понимают. Вроде бы все радеют за развитие страны. Все хотят что-то изменить.

Наверное, все-таки прав Дмитрий Медведев, который на прошлой неделе на заседание комиссии при президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики сказал примерно следующее : «В сознании населения модернизация связана исключительно с технологическим развитием, но на самом деле это понятие намного шире и охватывает вопросы противодействия коррупции, развития честной конкуренции и устранения излишнего административного влияния». Лично у меня складывается мнение, что именно эти три пункта — коррупция, излишнее административное влияние и отсутствие конкуренции — и блокируют все благие намерения что-то изменить в нашей жизни.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека