Когда следует обращаться к психиатру с ребенком. Каков срок действия справки от психиатра? Какие вопросы задает психиатр при осмотре больного
Наш эксперт - заместитель директора Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков, кандидат медицинских наук Петр Безменов .
Родители как огня боятся не то что консультации у этого специалиста, а даже предположения, что его консультация может понадобиться их ребенку. Между тем не больше 10% детей и подростков имеют тяжелые психические расстройства. В большинстве же случаев речь может идти о нарушениях, которые успешно поддаются коррекции.
Когда бить тревогу?
Все зависит от контекста ситуации и реакции на нее. Вот простой пример. Ребенок идет с родителями по улице, вдруг из-за поворота вылетает машина, проносится в сантиметре от них, чуть не сбив всех с ног. Ребенок испуган, весь вечер рассказывает об этом происшествии и долго не может заснуть.
Такая реакция совершенно естественна, родителям в этом случае необходимо проявить терпение и заботу, успокоить ребенка.
На следующий день ребенок все еще вспоминает происшествие, с опаской выходит из дома, шарахается от проезжающих машин, но тем не менее идет по улице. Эта реакция говорит о том, что ребенок чрезмерно впечатлителен. Но с этой ситуацией родители еще могут справиться сами, обеспечив детской нервной системе комфортные условия.
Но если у ребенка после этого происшествия каждый выход на улицу вызывает ужас, если он начинает бояться не только шума машин, но и других громких звуков: крика, лая собак, хлопанья дверей, если в итоге совсем перестает выходить из дома - все это должно заставить родителей задуматься о консультации со специалистом.
Кого выбрать?
Психолог или психиатр? Не всякий родитель сумеет сделать правильный выбор. Поэтому не так важно, к кому первоначально обратятся родители: психиатру или психологу.
«Родители, как правило, сначала приходят к своему педиатру: ребенок не спит, плачет, возбудимый, расторможенный, неврологи не везде есть, психиатры тем паче, - говорит Петр Безменов. - И, к сожалению, крайне редко педиатр рекомендует идти дальше. Хотя у него должна быть настороженность: при определенных жалобах, предъявляемых родителями, ребенка целесообразно проконсультировать у психиатра».
Со школьниками в этом смысле проще. В школах есть штатные психологи, которые по идее должны первыми насторожиться, видя неадекватное поведение ребенка. В отличие от психиатров они имеют право смотреть ученика без согласия его и родителей. Но не могут ставить диагнозы и назначать лечение. Зато могут посоветовать обратиться к врачу, если их что-то насторожило в состоянии школьника.
С другой стороны, можно представить реакцию мамы и папы, услышавших, что их ребенку нужна консультация психиатра. Этого не может быть! Мы такие успешные, всего достигли, а вы просто не умеете общаться с нашим чадом - часто на этом взрыве эмоций вся помощь психолога и заканчивается. Насильно отправить на консультацию к психиатру нельзя.
Между тем в стационар часто приходят родители с детьми, уже достаточно запущенными, которые в течение 3-5 лет пытались корригировать поведенческие особенности у других специалистов, боясь идти к тому, к кому идти было нужно с самого начала. Отчасти эта боязнь основывается на том, что у психиатра ребенка обязательно «залечат».
Это большое заблуждение. Даже в «острых» отделениях стационара, где проходят лечение дети и подростки с наиболее тяжелыми формами психических расстройств, лекарственная терапия сочетается с нелекарственными методами. А уж применительно к пациентам с пограничными формами нарушений приоритет и вовсе отдается психотерапевтическим и психолого-педагогическим способам коррекции.
Хотя, конечно, есть заболевания, при которых, к сожалению, можно добиться успеха только при помощи достаточно мощных лекарств, назначаемых на длительный срок. Но это как, скажем, при аппендиците: сколько бы вы ни пытались мять живот, давать таблетки, нужна операция, иначе пациент умрет.
Так и в психиатрии: есть состояния, при которых преимущественно используется лекарственная терапия. А есть масса расстройств, которые требуют только работы со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.
След на всю жизнь?
Один из самых больших страхов родителей, который мешает обратиться к психиатру, что этот факт станет известен в детском саду или школе и перечеркнет жизнь ребенку.
Между тем, во‑первых, законодательно существует понятие врачебной тайны, и даже если ребенок лежал в психиатрической больнице, справку в сад или школу ему выдаст участковый педиатр без диагноза, без названия стационара.
Во‑вторых, при консультациях и наблюдении у психиатра после окончания лечения медицинская карта ребенка передается в архив и на любой запрос будет ответ: на учете не состоит. Исключения делаются лишь для детей с тяжелыми психическими расстройствами, которые должны регулярно наблюдаться у специалиста и которые стоят на диспансерном учете.
И в‑третьих, психиатр не участвует в диспансеризации детей и его заключение не требуется при оформлении медицинской карты ни в садик, ни в школу. Хотя многие психиатры считают, что их участие в диспансеризации помогло бы раннему выявлению психических заболеваний, а информация могла бы оставаться закрытой.
Ребенок отстает в психоречевом или моторном развитии от сверстников. Важно помнить, что если Вы обратились к логопеду, и была диагностирована задержка речевого развития (ОНР любой степени), заикание, дизартрия, множественные дефекты звукопроизношения - то это уже повод обратиться к врачу детскому психиатру или неврологу для того, что бы выяснить причины нарушений речи.
При поступлении в детский сад, школу возникли трудности с адаптацией, поведением, успеваемостью, поступают жалобы от воспитателей, учителей. Бывают разные ситуации, в том числе и предвзятого отношения к ребенку со стороны опекающих, обучающих взрослых, но так или иначе подобное положение дел негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка, и лучше разобраться во всем с помощью специалиста, не боясь самого факта обращения за помощью к врачу с приставкой «психо» в названии.
Ребенку уже больше 3х лет, а он все еще часто писается по ночам, спит в подгузниках или пачкает трусики. Ребенку около 2х -2,5 лет, а он не научился ходить на горшок или процесс приучения к горшку связан с каким-то заметными трудностями, вызывает у ребенка страх, выраженный протест. Трудности с физиологическими отправлениями (например частые мочеиспускания в течении дня, боязнь ходить в туалет в общественном месте, известная всем «медвежья болезнь» - позывы к дефекации, разжижение стула на фоне эмоционального напряжения) без известной соматической (физической) причины так же повод проконсультироваться с детским психиатром .
Одна из часто встречающихся в России проблем - это позднее грудное вскармливание, когда кормление грудью длится более 1,3 -1,5 лет. Распространенное заблуждение, в том числе и в среде педиатров, звучит примерно так «чем дольше кормите, тем лучше». К сожалению, за отсутствие простудных заболеваний, крепкий сон ночью после очередного кормления уже повзрослевшему младенцу в будущем приходится платить разнообразными неврозами и нарушениями адаптации. Поэтому если у Вас возникли проблемы с отлучением от груди ребенка старше года, посоветуйтесь не только с Вашим педиатром, но и с детским психотерапевтом .
В одном ряду с затянувшимся грудным вскармливанием находится совместный сон с ребенком старше года.
Охватить весь спектр проблем, которые требуют внимания врача детского психиатра (психотерапевта) в одной статье очень трудно, поэтому перечислю еще ряд симптомов, на которые крайне важно обращать внимание как можно раньше:
- Замкнутость, необычные предпочтения в еде, одежде, стереотипные движения (трясет ручками, качается), отсутствие интереса к другим детям.
- Тики и/или вокализмы. Моргание, подергивание мимической мускулатуры, покашливание, «кхыкание» (как будто все время першит в горле), любые звуки непроизвольно произносимые ребенком.
- Снохождение, сноговорение, нарушения сна, ночные страхи.
Врачи-специалисты
Детские программы медицинского наблюдения
Позаботьтесь о своем малыше! Выберите вашему ребёнку программу медицинского наблюдения!
Он только недавно появился в Вашей жизни? Или Вы уже давно вместе? Это не имеет значения. По настоящему важно, что вы любите друг друга! Позаботьтесь о Вашем малыше с первых дней его жизни. Пусть детские болезни не омрачают радости Вашего общения. Выберите для Вашего ребенка программу детского медицинского наблюдения!
Все должно происходить вовремя: наблюдение, лечение, прививки, анализы, массаж... Ребенок постоянно требует внимания, и маме с папой иногда просто не уследить за всеми мероприятиями и процедурами, которые необходимы малышу. Для каждого возраста и для каждого ребенка нужен индивидуальный подход и индивидуальный медицинский план. Поэтому мы создали Детские программы медицинского наблюдения для детей разных возрастов. Родители будут спокойны, а дети здоровы! Выберите для своего ребенка программу медицинского наблюдения и ни о чем больше не беспокойтесь! .
Уважаемые посетители! Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, задайте его нашему доктору в разделе Вопрос Врачу . На Ваши вопросы отвечают специалисты детской практики медицинского центра Инпромед.
Доктор Константин Емцов просит родителей не воспринимать рекомендацию педагогов показать ребенка психиатру как оскорбление.
Резня в российской школе, нападение на учителя или одноклассников - невозможные в нашей стране прежде новости, которые будоражат и ставят перед обществом, школой, медициной множество вопросов.
Некоторые из них мы задали врачу-психиатру высшей категории, заведующему отделением Тольяттинского психоневрологического диспансера Константину Емцову.
Константин Георгиевич, эти «школьные» новости задают вопросы и врачам вашей специальности. Что творится с нами? Почему такое становится возможным?
Да, мы узнаем из новостей о нападении учеников на своих одноклассников в Перми, а затем, через небольшой интервал времени, в Бурятии. И факты говорят о том, что один из подростков, совершивших преступление, наблюдался психиатром, а подросток в Бурятии пытался покончить собой. Это говорит о том, что люди, которые совершают такие вещи, требуют обязательного участия специалистов, в том числе и психиатров.
Маленькие агрессоры
- Почему выросла детская агрессия?
Здесь можно выделить несколько факторов. С одной стороны, нейробиологические факторы. Генетика, наследственность, повреждение развития нервной ткани в раннем возрасте. С другой - семейные факторы. Детские психологи и психиатры говорят, что все проблемы идут из семьи. И только изучение этой конкретной семьи позволяет понять, что происходит с ребенком. Какие психологические травмы он мог перенести? Возможно, это было грубое, жестокое отношение родителей. И наконец, третья группа причин - это то, что происходит в обществе. Такое впечатление, что мы у Запада переняли все худшее. И фильмы с агрессией, и агрессивные компьютерные игры, и телевизионные кровавые новости. Произошло изменение морально-нравственных ценностей в обществе. И это тоже играет определенную роль.
Ребенок-агрессор может оказаться и часто оказывается из вполне благополучной семьи. Но 99 процентов семей - это все-таки закрытые книги.
Да, внешне семья может быть благополучной. Но есть еще и биологические факторы. Например, семья благополучна, а ребенок имеет некие нейробиологические задатки. Знаете, если зерно обладает недостаточно хорошей генетической базой, то даже на хорошей почве оно не даст хороших всходов. Генетика очень важна. И распознавание такой генетической предрасположенности тоже важно проводить вовремя.
Высокий риск
- Как этот неблагополучный код может проявляться внешне?
Дети, которые гиперактивны, дети, которые плохо учатся, - это уже повод для беспокойства. Пропуск занятий, отклоняющееся от нормы поведение, на которое обращают внимание учителя даже в младшем возрасте, - это повод задуматься. Потому что это высокий риск возникновения проблем в подростковом и более старшем возрасте.
- Но ведь тихий ребенок может тоже выдать такой же результат, Константин Георгиевич?
- Как его, тихонького, не просмотреть тому же педагогу в школе?
Сейчас отношение в обществе такое, что педагоги порой боятся сказать слово родителям, не очень хотят жаловаться на поведение ребенка. Статус учителя утерян. Даже наш премьер по телевидению говорит о том, что надо поднять статус учителя и врача. Это говорит о том, что статус реально упал, раз говорится об этом с таких трибун. Сейчас ведь любой человек знает, как воспитывать детей, как их учить и как лечить. Поэтому учителя в сложной ситуации. А уж сказать родителям, что их ребенка надо показать психиатру, - это вообще очень сложный шаг для педагога.
- Шаг на грани риска…
Это часто воспринимается семьей как оскорбление. Что касается нас, психиатров, мы работаем по Закону о психиатрической помощи и гарантий прав граждан при ее оказании. Это закон, и там все прописано. И все, что касается детской психиатрии и освидетельствования ребенка, в том числе.
Закон есть закон
- И как по этому закону нужно лечить ребенка, у которого есть психическое расстройство?
До пятнадцати лет освидетельствование может происходить только с согласия обоих родителей. А если родители в разводе? Тогда может пройти освидетельствование с согласия органов опеки. При этом по закону родитель, который не видит этой проблемы и не согласен с опекой, может подать в суд. Закон - хороший или плохой - это закон, и его нужно соблюдать. Он очень хорошо защищает права душевнобольных. Мы не можем госпитализировать подростка без всех этих процедур. Потому что еще и суду нужно будет доказать необходимость недобровольного освидетельствования и недобровольного госпитализации ребенка.
- Но если семья все же пришла к решению, что помощь врача необходима?
Тогда она идет к детским психиатрам, которых, кстати, у нас в городе всего четыре. И они тоже загружены, в том числе всякими справками и профосмотрами. Есть серьезная проблема кадров. В детскую психиатрию идти не хотят, потому что это намного сложнее, чем взрослая. Увидеть у ребенка психопатологию - это раз. Два - нужно еще пообщаться с его родителями.
Важно сделать психиатрическую помощь более близкой к человеку. Родители с ребенком придут скорее в общую многопрофильную поликлинику, чем в психиатрическую больницу. Одно это пугает. Почему бы не организовать консультационные кабинеты психиатров в поликлиниках?
Не нагнетать
Хотя если мы говорим о правонарушениях, то не нужно нагнетать обстановку, потому что частота преступлений, совершенных психически больными людьми, ничтожно мала по сравнению со здоровыми преступниками.
- Но обществу, наверное, хочется оправдаться: больные люди - большие преступления…
Разные вещи - болезнь и патология.
- Разберемся, Константин Георгиевич?
Болезнь - это то, что имеет начало, течение и исход. А патология - это аномалия. Мы называем это расстройством личности. Человек таким родился. Он имеет такие задатки. Бывает хорошая семья, а ребенок - в дедушку или в дядю, который много раз сидел в тюрьме. Здесь каждый случай нужно разбирать индивидуально.
Каждый подобный случай рождает какие-то меры. Например, усиливается охрана в школах. А решаются ли вопросы усиления психологической помощи в образовании?
Сегодня есть тренд - мы даем знания, а воспитанием занимается семья. Учитель должен быть психологом. Но и психологи часто заняты только диагностикой. А заниматься психокоррекцией или психотерапией сложно. Обратиться в частную психотерапию? Это дорого.
- У родителей есть комплексы: что будет, если узнают, что ребенка повели к психиатру…
Статистика показывает, что с начала заболевания до обращения к психиатру проходит несколько лет. Сначала лечатся у неврологов, у психологов, у экстрасенсов. И уж когда совсем подожмет, тогда идут к психиатру. В нашем психоневрологическом диспансере есть детский дневной стационар. Но полное детское стационарное отделение есть только в Самаре.
- Это наш подход или общая тенденция?
В Европе гораздо более внимательны к психическому здоровью людей. В клиниках Германии, например, девяносто процентов сотрудников - это психологи и социальные работники. Там в больнице для душевнобольных есть бассейны, группы творческого самовыражения, эрготерапия. Там нет заборов, там думают о трудоустройстве пациентов. Все создано для реабилитации людей.
В нашей стране ведущие ученые медики еще несколько лет назад прогнозировали рост правонарушений в связи с недостаточным финансированием отрасли и сокращением коек в государственных психиатрических стационарах.
Сети
Социальные сети, по сути, это тоже воспитание. Это внушение в бодрствующем состоянии. То мы под гипнозом что-то внушали, а это внушение вне гипноза. Надо ли блокировать эти сайты? Надо. Может быть, вообще сделать платным участие в социальных сетях, тогда будет меньше всех этих вещей.
- Чем только современного школьника не грузят: кружки олимпиады, баллы…
Бывает, что родители заняты тем, чтобы как можно больше впихнуть в голову детей информации, забывая подчас о любви. Есть тренд - воспитать не хорошего, счастливого человека, а выпускника, подготовленного к ЕГЭ или к высшему образованию.
Нередко в современной семье доминирует акцент на достижение материальных благ. А нравственное при этом идет лишь вторым планом. Это страшно.
- Как же быть?
Учиться воспитывать детей.
Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
[email protected]
Это врач с медицинским образованием, проводящий диагностику, лечение и профилактику душевных болезней, связанных с нарушением психической деятельности. В отличие от психолога, он имеет право ставить диагноз и лечить пациента медикаментозно.
Психическое расстройство - это состояние, когда человек не может адекватно воспринимать окружающий его мир, что связано с изменениями в мышлении, сознании, отсутствием волевых качеств. Поведение такого человека меняется, и эти изменения становятся заметны для общества.
Согласно статистике психические болезни в мире по распространенности стоят на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкозаболеваний. Однако многие люди, даже осознавая, что нуждаются в консультации психиатра, откладывают визит, боясь причисления себя к «психам». Некоторые боятся рассказов о насильственной изоляции в психиатрическом отделении.
Однако подобные предрассудки могут сыграть злую шутку. Чем больше человек затягивает с посещением врача, тем труднее потом лечить болезнь. Душевные расстройства лучше купировать своевременно, на начальных этапах. Психиатрический учет в недавнем времени был отменен, так что можно не бояться, что на работе узнают об обращении к этому специалисту.
Психоневрологический диспансер посещают две категории людей. Первая - это пациенты с серьезными психическими проблемами, которые проходят лечение стационарно или ежемесячно посещают врача. Ко второй группе относятся люди с легкими расстройствами, нуждающиеся в консультации и в небольшой коррекции психики.
Направления в психиатрии
Психиатрия как наука, в зависимости от того, в какой сфере она применяется, имеет несколько направлений:
- Судебная . Изучает психоневрологические расстройства, приводящие к проблемам в области уголовного законодательства.
- Социальная . Ищет способы помочь адаптироваться душевнобольным людям к социуму.
- Организационная. Этот раздел психиатрии основан на оказании практической помощи душевнобольным людям, а также на разработке способов снижения уровня психических расстройств.
- Наркологическая . Оказывает помощь патологически зависимым больным.
- Возрастная . Занимается проблемами отклонений в психике у пожилых, а также у детей и подростков.
Что лечит психиатр у взрослых?
Диапазон болезней, которые лечит психиатр за время своей медицинской практики, весьма широк. Отметим самые распространенные из них:
- бредовые идеи;
- паранойя;
- различные формы фобий;
- белая горячка;
- эпилепсия;
- шизофрения;
- анорексия, булимия;
- болезнь Альцгеймера;
- галлюцинации;
- наркозависимость;
- алкогольная зависимость, страсть к азартным играм;
- маниакально-депрессивный психоз;
- раздвоение личности;
- депрессии;
- суицидальные склонности;
- истерия.
Что лечит детский психиатр?
Ребенок в обязательном порядке попадает на прием к доктору перед оформлением в школу. Также внепланово детей ведут на консультацию, если в их поведении ярко выражены следующие симптомы:
- проявление жестокости и агрессии;
- отставание в интеллектуальном и речевом развитии;
- неспособность запоминать информацию;
- ребенок не понимает реальности событий, происходящих вокруг него, не осознает своего возраста, патологически фантазирует;
- присутствуют фобии или совсем нет чувства страха, самосохранения;
- склонность к суицидным мыслям, приему спиртного;
- полное отсутствие аппетита или расстройства приема пищи.
Ввиду симптоматики, с которой обращаются к врачу, становится ясно, что детский психиатр лечит:
- навязчивые состояния;
- расстройства в эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной сфере;
- гиперактивность;
- проблемы в общении с людьми;
- фобии;
- депрессии.
Для получения более полной информации о состоянии здоровья, доктор может назначить пройти:
- КТ мозга;
- ультразвуковое исследование мозга;
- консультации других узких специалистов.
Когда идти на прием?
Существует ряд симптомов, какие делают посещение данного специалиста для взрослых необходимостью.
- страх потерпеть неудачу, неспособность регулировать проблемы, которые раньше решались легко;
- агрессия или апатия как реакция на стрессовую ситуацию;
- провалы в памяти, неспособность сконцентрироваться;
- постоянная сонливость, вялость, или, наоборот, бессонница;
- постоянное ощущение голода или полная потеря аппетита;
- беспричинная, необоснованная тревога;
- зависимость от принятия допинга (алкоголя, наркотиков, никотина);
- панические приступы, страх общения, плаксивость, состояние обидчивости без видимой на то причины.
Что делает психиатр на приеме?
Постановка диагноза происходит следующим образом: на приеме психиатр делает опрос пациента, либо его родственников, если больной не в состоянии дать правдивую, адекватную информацию о себе. На основании полученных данных устанавливается первичный диагноз, определяются основные принципы лечения.
Следует отметить, что опрос пациента проводится с его письменного разрешения (в случае его недееспособности или невменяемости такое согласие дают опекуны). Госпитализируют больного лишь тогда, когда он является социально опасным для общества.
Обследование у «врачевателя душ» необходимо во время прохождения комиссии на сдачу водительских прав, лицам, профессия которых подразумевает работу с детьми, а также тем, кто по роду деятельности подвергается высокому психическому давлению. Обычно на медосмотре врач узнает, пьет человек или нет, в каких количествах, оценивает его адекватность с помощью простых, а иногда и довольно странных вопросов типа: «Что общего у самолета и птицы? Сколько будет 6*8? Перешагиваете ли вы через трещины?». Для здорового человека многие его вопросы покажутся странными, пациент с отклонениями отреагирует на них неадекватно.