Как положительные эмоции влияют на человека. Влияние эмоций на трудовую и учебную деятельность человека

Никто не будет оспаривать . Но каждый ли может обернуть эти эмоции себе на пользу? Все ли знают, как влияют эмоции на человека? Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно знать четыре основных принципа, по которым происходит влияние эмоций состояние на человека.

Принцип 1

Чем эмоциональней человек подходит к выполнению работы, тем выше эффективность его работы. Но эмоции – это не статическая величина. Пока возбуждение растет, растет и эффективность, но до определенной оптимальной точки. Если же точка достигнута, а эмоции продолжают расти, эффективность падает. Человека начинает интересовать только результат, у него пропадает желание. То есть влияние эмоций двояко. Слишком сильные могут отрицательно повлиять на результат, а достаточной мере – улучшить его.

Принцип 2

Влияние эмоций на деятельность человека хорошо иллюстрирует закон Павлова, который гласит: при слишком сильных раздражителях возбуждение вызывает запредельное торможение. Наглядно влияние эмоций можно проследить при волнении человека. При сильном волнении человек может потерять внимательность или вовсе забыть всю необходимую информацию.

Стоит оговориться, что влияние эмоций на человека в этом случае происходит неоднозначно. Так, для выполнения простых действий запредельное волнение очень полезно. Для средней сложности оно не еще оказывает деструктивного влияния. А вот если надо выполнять сложные задачи, то влияние эмоций может сыграть злую шутку. Поэтому для выполнения сложных задач вначале рекомендуется выполнить простые действия, чтобы умерить волнение и снизить влияние эмоций.

Принцип 3

Чем интенсивней наши эмоции, тем хуже наш выбор в критической ситуации. В этом случае влияние эмоций на деятельность человека заключается в подавлении функций памяти. Поэтому человек не использует при выборе все факты и аргументы, делает неправильные выводы, принимает неправильные решения и полностью уверен в своей правоте.

Принцип 4

Чтобы понять влияние эмоций на деятельность человека по этому принципу, надо знать о двух группах эмоций. К первой относят стенические, то есть активные положительные, положительно влияющие на организм. Ко второй – астенические, то есть пассивные негативные, деструктивно влияющие на организм.

Соответственно стненические эмоции стимулируют работу мозга и организма в целом, наполняет его энергией. Астенические, наоборот, угнетают работу всех функций и систем, из-за чего у человека пропадает всякое желание что-то делать и вообще двигаться. В этом случае влияние эмоций на человека может проявляться даже в появлении различных заболеваний.

Однако есть эмоции, которые могут влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Например, гнев в одних случаях может угнетать деятельность, а в других мобилизировать человека.

Позитивные эмоции

Среди однозначно положительных эмоций, которые повышают эффективность деятельности человека, можно назвать:

1. Принятие ситуации, человека, обстоятельств и т.д.
2. Доверие, которое является следствием принятия. Без доверия эффективность действий резко снижается.
3. Ожидание вызывает предвосхищение будущим результатом, поэтому является отличным мотиватором.
4. Радость – сродни аффекту. Она быстро эскалирует и является огромным стимулом для дальнейшей работы.
5. Удивление по мнению многих специалистов является очищающей эмоцией. Оно снимает напряжение с нервных каналов, готовит их к восприятию новой информации, стимулирует работу мозга.
6. Восхищение направлено на конкретный предмет или человека. Оно позволяет определять в объекте положительные моменты и стремиться к ним.

Выяснив влияние эмоций на деятельность человека , можно начать развивать свой эмоциональный интеллект.

Поведение человека на протяжении дня подобно радуге изменяется от всплесков радости до необоснованной печали. Все его действия и поступки контролируются многими факторами. Это может быть и смена погоды, и специфика ситуации, и просто приятная или не приятная новость. Эти факторы вызывают у человека определенные эмоции, специфического отношения к тому или иному событию. Именно они являются главным рычагом в формировании поведения.

В зависимости от того, какие эмоции преобладают в данный момент над человеком, поведение может быть адекватным и правильным, а может быть и алогичным для ситуации.

Известный психолог К. Изард предложил в качестве фундаментальных выделить 10 эмоций. Согласно его теории интерес, страх, радость, удивление, гнев, страдание, отвращение, презрение, стыд и смущение имеют определяющее значение в жизни человека, его деятельности и поведении.

Поведение, в свою очередь, имеет огромное значение для человека в плане выживания. С помощью изменения поведенческих реакций человек избегает опасных ситуаций и приспосабливается к изменчивой внешней среде. К примеру, человек под влиянием эмоции страха не уверен и сильно напряжен. Все его действия сводятся к попыткам уйти от пугающей ситуации. Человек может совершать необдуманные поступки. В большинстве случаев действия совершаются автоматически, бессознательно. Визуально человек кажется напряженным и съежившимся. Зрачки расширяются, а кожа становится бледной. Повышается потоотделение. Отличительной чертой человека в состоянии страха является изменение голоса, связанное с затруднением дыхания.

Удовлетворение интереса является важной потребностью в жизни человека. Благодаря ощущению эмоции интереса человек глубже познает окружающий мир, знакомится с новыми фактами и предметами, извлекая из этого личностную пользу. Мысли и внимание интересующегося человека направлены на предмет познания. Он внимательно смотрит и слышит. Все внутренние силы направлены на процесс осязания и понимания объекта интереса.

Радостный человек интенсивно жестикулирует, совершает быстрые и энергичные движения. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу активизирует умственную деятельность. Человек, который ощущает эмоцию радости, оживленно говорит и быстро соображает. Продуктивность работы значительно увеличивается. При радостных переживаниях повышается температуры тела, глаза блестят, лице сияет. Усиливается деятельность органов внешней секреции - появляются слезы, повышается слюноотделение.

Эмоцию удивления распознать проще всего. Она возникает в ответ на любое неожиданное событие или действие. Удивленный человек напряжен, широко открывает глаза, морщит лоб и поднимает брови. Удивление носит кратковременный характер.

Трудно с кем- то спутать человека в гневе . Все его действия и даже выражение лица показывают агрессию. Человек напрягается и становится импульсивным. Его движения становятся более активными, и появляется уверенность в себе. Мышление, память, воображение не функционируют, как положено. Лицо приобретает красноватый оттенок и каменный вид.

Во время переживания страдания человек испытывает физический и душевный дискомфорт, боль или даже муки. Это состояние крайне неприятно для него, о чем говорят внешние проявления в поведении. Двигательная активность снижается, может перерасти в полное отсутствие движений. Мышление и внимание значительно снижены. Человек апатичен и не способен адекватно оценивать ситуацию.

Эмоции отвращения возникают когда человек наблюдает явление или процесс, которое являются неприемлемым и неприятным для него. Нет общепринятых критериев определения гадкого и неприятного. Один человек испытывает отвращение глядя на насекомое или крысу, а у другого такое чувство вызывает определенный продукт питания. Все действия человека, его мимика и жесты направлены на избегание контакта с предметом отвращения. В мимике преобладает сморщивание носа и бровей, опускание уголков рта.

Презрение в своем проявлении сходно с отвращением. Они отличаются лишь объектом неприязни. Так отвращение можно испытывать исключительно к предметам или явлениям, а презрение касается исключительно людей. В дополнение к основным проявлениям, презрение характеризуется наличием сарказма и иронии в словах, а так же демонстрацией превосходства над оппонентом.

Эмоция стыда возникает вследствие собственных действий, которые не отвечают общепринятым стандартам и стереотипам. Человек, испытывающий стыд напряжен, молчалив. Его движения скованные. Лицо краснеет, взгляд теряется и опускается в низ. Мыслительная деятельность мозга активизируется.

Смущение , эмоция сходна своими проявлениями с чувством стыда, только не имеет явного негативного окраса.

В зависимости какой эффект производят эмоции на организм они бывают стеническими и астеническими. Стенические эмоции это сильные чувства, которые приводят все ресурсы организма в состояние мобилизации. Они стимулируют деятельность человека. Астенические эмоции, наоборот, подавляют процессы жизнедеятельности организма.

Следует помнить, что независимо от того, какую эмоцию переживает человек, в организме происходят серьезные физиологические изменения. Значения таких процессов для организма нельзя недооценить и проигнорировать. Долгое воздействие эмоции формирует определенное настроение человека. И если она носит отрицательную окраску, такое воздействие может привести к душевным и физическим расстройствам.

Эмоции имеют генерализованное влияние, при этом каждая из них воздействует по-разному. Человеческое поведение зависит от эмоций, которые активизируют и организуют восприятие, мышление, воображение. Эмоции могут омрачить восприятие мира или раскрасить его яркими красками.

Введение………………………………………………………………….………….3

1. Биологическое и психологическое значение эмоций…….4

2. Развитие эмоций и развитие личности…………………………8

3. Влияние эмоций на поведение человека…….………………10

4. Эмоциональная жизнь личности……………………………………12

Заключение…………………………………………………….…….……………..15

Литература…………………………………………………….……………………16

Введение

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

1. Биологическое и психологическое значение эмоций

Эмоциями мы назы­ваем переживания человека, сопровождаемые чувствами при­ятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие - это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. «emoveo» - волную).

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями («добро», «зло», «справедливость», «прекрасное», «безобразное» и т.д.),

Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

Факт тесной связи эмоций с жизненными процессами указывает на природное происхожде­ние по крайней мере самых простейших эмоций. Во всех тех слу­чаях, когда жизнь живого существа замирает, частично или пол­ностью утрачивается, мы прежде всего обнаруживаем, что исчезли ее внешние, эмоциональные проявления. Участок кожи, вре­менно лишенный кровоснабжения, перестает быть чувствитель­ным; физически больной человек становится апатичным, безраз­личным к тому, что происходит вокруг него, т. е. бесчувственным. Он теряет способность эмоционально откликаться на внеш­ние воздействия так, как при нормальном течении жизни.

У всех высших животных и у человека есть в мозге структу­ры, тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это так называе­мая лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредст­венной близости к его центру, управляющему основными органи­ческими процессами: кровообращением, пищеварением, железа­ми внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с со­знанием человека, так и с состояниями его организма.

Имея в виду важное жизненное значение эмоций, Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопро­вождают ярко выраженные эмоции. В ней естествоиспытатель обратил внимание на тот факт, что удовольствие и неудовольствие, ра­дость, страх, гнев, печаль примерно одинаковым образом прояв­ляются как у человека, так и у человекообразных обезьян. Ч. Дарвина заинтересовал жизненный смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе и роли эмоций в жизни.

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что на­мерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органиче­ские и двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная функция осталась преж­ней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учаща­ется дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совер­шить акт агрессии.

2. Развитие эмоций и развитие личности

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития- от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы- интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности. Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности:

Самосохранение (страх)

Свобода движений (гнев)

Получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удовольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врождённым страхом, являясь социальной формой этой эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией- эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения такой ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Нежелательно при воспитании ребёнка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Чтобы добиться желаемого поведения у ребёнка, можно использовать его возрастную особенность- неустойчивость внимания, отвлечь его и изменить формулировку указания. В этом случае для ребёнка создаётся новая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Получены доказательства врождённости некоторых проявлений эмоций. В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразительности может оказаться свидетельством недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, холодность, невозмутимость.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

3. Влияние эмоций на поведение человека

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процес­сов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астениче­скими-отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмот­рим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение чело­века.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, опти­мистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроен­ного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожи­данно появившегося препятствия. В этом состоит основная жиз­ненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном со­стоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она - в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэко­номно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности ор­ганизму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и от­рицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жиз­ненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирую­щей силой. Чувствами определяется отношение человека к окру­жающему миру, они же становятся нравственными регулятора­ми поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым отно­сятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, зло­сти, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувст­ва, которые определяют отношение человека к миру прекрасно­го. Богатство и разнообразие человеческих чувств - хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Силь­ная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интере­сы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по совре­менной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

4.Эмоциональная жизнь личности

Совокупность настроений, аффектов, чувств и страстей человека образует его эмоциональную жизнь и такое индивидуальное качество, как эмоциональность. Это качество можно определять как склонность человека эмоционально реагировать на различные, затрагивающие его обстоятельства жизни, как его способность переживать разные по силе и качеству эмоции от настроений до страстей. Под эмоциональностью понимается также сила влияния эмоций на мышление и поведение.

Рассуждая о чувствах человека, уже отмечали, что они могут быть примитивными и высокими. Что же такое высокие чувства? Это такие эмоции, которые в своей основе опираются на принятую человеком высшую мораль, на нравственные нормы и ценности поведения. Благородство чувств определяется не самим характером этих чувств, а целями и конечными результата­ми тех поступков, которые человек совершает под влиянием этих чувств. Если человек, случайно сделав для другого что-то хорошее, чувствует из-за этого радость, то такое чувство можно назвать благородным. Если у него, напротив, возникает сожаление по поводу того, что кому-то от его действий стало лучше, или, к примеру, чувство завис и от того, что кому-то хорошо, то такие, эмоции благородными не назовешь. Высшие эмоции человека-это мотивы поведения, т. е. они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его совершать определенные действия и поступки. Это в свое время ярко описал известный голландский философ и психолог Б. Спиноза. Природа людей, утверждал он, такова, что по большей части к тем, кому плохо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо-завидуют. Сострадание и зависть-трудно совместимые эмоции. Однако они, к сожалению, в жизни встречаются почти одинаково часто, делая порой людей эмоциональными двулики­ми янусами. Вместе с тем на протяжении веков великие и благо­родные умы человечества постоянно боролись и призывали к то­му, чтобы исключить из жизни людей неблагородные чувства.

Эмоции являются толчком к достижению целей. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Например с восприятием у эмоций связь прямая, т.к. эмоции- это выражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек настроении, эмоциональном состоянии, так он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Также эмоции связаны с ощущением, только в этом случае ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность, человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая шероховатую- человеку неприятно.

Если всё происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения- положительного или отрицательного- результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.

Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от неё.

Влияние эмоций на деятельность в главных своих чертах подчиняется известному правилу Джеркеса- Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её тенденцией к преждевременным реакциям, реакциям на посторонние, незначимые сигналы (ложные тревоги), к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Заключение

Основное биологическое значение эмоционального переживания заключается в том, что по существу только эмоциональное переживание позволяет человеку быстро оценить своё внутреннее состояние, свою возникшую потребность и быстро построить адекватную форму реагирования: будь то примитивное влечение или сознательная социальная деятельность. Наряду с этим эмоции являются и главным средством оценки удовлетворения потребности. Как правило, эмоции, сопровождающие любое мотивационное возбуждение, относят к эмоциям отрицательного характера. Они субъективно неприятны. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия человека на удовлетворение возникшей потребности. Эти неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех тех случаях, когда поведение человека во внешней среде не ведёт к удовлетворению возникшей потребности, т.е. к нахождению соответствующего подкрепления.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Литература

  1. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология Учебное пособие (Серия «Библиотека психолога»). -М.: Флинта, МПСИ, 2003
  2. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  3. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2000 Библиотека РГИУ http://www.vusnet.ru/biblio/
  5. Рейковский Ян Эмоции и познавательные процессы - избирательное влияние эмоций. 1979 Библиотека РГИУ http://www.vusnet.ru/biblio/
  6. http://psy.rin.ru/cgi-bin/razdel.pl?r=59 Эмоции – Психология

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – это особый класс процессов и состояний, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они служат одним из главных механизмов регуляции деятельности и сопровождают практически любые проявления активности человека. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык (язык образов), который может передаваться как некоторое общепринятое описание.

Наиболее существенными характеристиками эмоций является их модальность (положительная и отрицательная) и интенсивность.

Одна из наиболее заметных функций эмоций – оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека – хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от модальности оценки ситуации человеком, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать субъективные ожидания и цели.

Человеку свойственно стремиться к определенности в интерпретации того, что происходит. В ситуации неопределенности возрастает тревожность, и человек может иногда выбрать что угодно взамен продолжающейся неопределенности.

Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Обычно человек живо реагирует на все, что происходит с близкими ему людьми, и, как правило, достаточно безучастен к тому, что происходит со случайными прохожими.

Эти функции эмоций хорошо отражает и объясняет предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций. Согласно ей "эмоция есть отражение мозгом человека или животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".



Под информацией понимают отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т.д. Чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, которую она вызывает. Чем больше разница между необходимыми и достаточными средствами, тем также сильнее эмоция. Когда есть все необходимые средства, субъект спокойно удовлетворяет актуальную потребность, не испытывая особых эмоций по этому поводу. Если разница меньше нуля, то есть мы узнаем, что у нас недостаточно возможностей для удовлетворения своих «хочу», мы расстраиваемся (Э < 0, то есть эмоции отрицательные), и чем больше эта разница, тем эмоции сильнее.

Нарастание вероятности удовлетворения потребности побуждает человека радоваться в предвкушении достижения цели. Так проявляется прогностическая функция эмоций, позволяющая предвосхищать развитие событий.

Важнейшим моментом в процессе выполнения профессиональных функций является необходимость удержанияконечной цели действий работника. Функция удержания сравнительно далекой цели выполняется посредством эмоционально-волевого действия.

Воля – это специфическая потребность преодоления препятствий, которая всегда приращена к какой-либо иной потребности, инициировавшей поведение и породившей необходимость преодоления. Волевое действие способствует трансформации потребности, устойчиво доминирующей в системе потребностей данной личности, во внешнее поведение, в поступок, в действие. При наличии потребности препятствие на пути к ее удовлетворению активирует два самостоятельных мозговых механизма: нервный аппарат эмоций и структуры реакции преодоления. Положительное значение эмоций заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов.



Одновременно сосуществующие различные потребности возбуждают разные эмоции, и обычно наиболее сильная эмоция определяет направление действий человека. При этом из-за того, что эмоция зависит не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения, поведение человека иногда переориентируется на менее важную, но легче достижимую цель – человек выбирает «синицу в руке» вместо «журавля в небе».

П.В. Симонов отмечает также, что с реализацией биологических потребностей связано, в основном, возникновение эмоциональных состояний типа аффектов. Социальные и идеальные потребности стимулируют появление чувств и эмоций.

Еще одна функция эмоций – это мобилизация, переключение всех систем организма на «аварийный» режим, приведение его в состояние повышенной готовности к действию. Так, эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил.

Эмоции регулируют как переход организма из состояния покоя в состояние активности, так и обратно – в благоприятных условиях настраивая организм на демобилизацию – восстановление и накопление сил. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.

Важную роль, по мнению С.Л. Рубинштейна, играют эмоции в процессах познания. Эмоции участвуют в процессах обучения и накопления опыта (в том числе, профессионального). Эмоционально окрашенные события лучше запоминаются. Сильно выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также влияют на воображение и фантазию.

Еще одна функция эмоций – коммуникативная. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений в профессиональной сфере. Важная роль в общении принадлежит экспрессивной функции эмоций, которая не потеряла своего значения и после появления речи. Эмоциональная экспрессия остается одним из важных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию. Эмоции могут выражаться с помощью мимики, пантомимики, возгласов, выражения голоса.

И еще одна функция эмоций связана с тем, что, по А.Н. Леонтьеву, они «ставят задачу на смысл». Сигнализируя о чем-то значительном, эмоции могут вызывать сложную работу сознания по объяснению, одобрению, примирению с действительностью, или осуждению ее и даже подавлению.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека