Деятельность связей с общественностью в борьбе с коррупцией. Обобщение опыта и распространения лучшей практики работы по освещению в средствах массовой информации антикоррупционной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнител

Введение
Безусловно, любые вопросы, касающиеся темы коррупции будут актуальными, ведь сегодня практически каждое событие национального ли характера, либо международного обуславливается коррупционными действиями или же попытками их предотвращения. Актуальность также обуславливается и тем, что необходимо осмыслить роль и функции СМИ в противодействии коррупции, обеспечении стабильного и демократического социально-экономического развития государства.
Особенностью коррупции является её широкая распространённость: если коррупционные действия происходят в одной сфере, они обязательно начнутся и в других, тем самым затрагивая все сферы общественной жизни.
При существующих размерах коррупции незаконное перераспределение, расхищение средств, направленных государством на социальные нужды, развитие и модернизацию инфраструктуры страны обуславливают стагнацию в экономическом развитии. Коррупционная деятельность нарушает принципы конкуренции, деформирует стимулы к созданию более качественных и дешевых товаров и услуг, она становится более доходным инструментом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.
Так как коррупция характеризуется системностью, следовательно, и антикоррупционная политика должна иметь системный характер. Помимо главных составляющих антикоррупционной политики (политических, административных, уголовных мер) существует и иные способы противодействия коррупции посредством средств массовой информации. Здесь же и возникает вопрос: велико ли влияние СМИ и коммуникации, и какова их роль в борьбе с коррупционными действиями? В данной работе мы постараемся ответить на поставленный вопрос и привести полную и исчерпывающую аргументацию.
Теми ресурсами, которыми обладает СМИ, дают ей право выступать в качестве инструмента гражданского контроля с различными идеями социальной справедливости, отрицательным отношением к антиобщественным событиям. Данный контроль выражается в возможности активного воздействия на общественное мнение граждан и их поведение.
Главной целью средств массовой информации является обеспечение граждан необходимой информацией, раскрывающей некоторые подробности или даже разоблачающей кого-либо, с целью достижения социальной справедливости. Таким образом, СМИ открывает обществу скрытые механизмы коррупционной деятельности, что препятствует её образованию, развитию и распространению. Здесь важно качество проведения журналистских расследований, направленных на разоблачение фактов коррупции, а также их последующей гласности, что в свою очередь должно доказывать всему обществу неотвратимость наказания за антисоциальные действия.
Однако российские средства массовой информации не обладают достаточной информацией и правовым положением для осуществления роли влиятельного гражданского органа контроля, субъекта антикоррупционных мероприятий. Представители интересов СМИ в не имеют достаточно власти и не обеспечивают гарантии объективности полученных данных, а также беспристрастной судебной практики по антикоррупционным вопросам.
СМИ могут выступать отдельным независимым социальным институтом, осуществляющим противодействия коррупции в современном обществе. В связи с этим, СМИ выполнят определенные действия для улучшения проведения антикоррупционной политики, которые заключаются:
в проведении и содействии в поиске и формировании способов существования и функционирования общественной жизни без коррупции
в улучшении и увеличении степени открытости и гласности государственных органов власти для общественного сектора
в пропаганде прошлого положительного опыта антикоррупционной политики и международной практики борьбы с коррупцией
в участии различными способами в проведение исследований, в формировании антикоррупционных мер
в освещении положительных результатов проведенных исследований
Ресурсно-материальная база СМИ основывается на возможности активного воздействия на общественное сознание граждан и их поведение, что обуславливает влияние «четвертой власти» на современное общество.
СМИ посредством технических и идеологических инструментов вырабатывает чувство социальной справедливости и неприяз��ь к антисоциальным поступкам, а также формирует единое информационное пространство.
Безусловным преимуществом средств массой информации является их беспристрастность и не привязанность к происходящим событиям, что обуславливает их объективную и точную оценку, благодаря которой граждане способны формулировать конструктивные и объективные выводы. Еще одним преимуществом является их независимость, которая определяется их коммуникацией, позволяющей выполнять ряд мер, обеспечивающих взаимодействие всех элементов политической системы. Благодаря информационной функции у граждан формируется общая картина событий политической жизни. В связи с этим, доступ граждан к информационной базе, раскрывающей действия политических органов, рассматривается как один из показателей демократического политического устройства.
Мерами СМИ, формирующими антикоррупционное мировоззрение и популяризирующими антикоррупционные мероприятия, являются:
расширение доступа СМИ к информации общественного интереса
обеспечение оперативного реагирования соответствующих органов на сообщения СМИ о коррупционных мероприятиях
дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц, выступающих против представителей СМИ, распространяющих собранную информацию о фактах коррупции
обеспечение конфиденциальности источников СМИ и привлечение их к образованию антикоррупционного мировоззрения и популяризации противодействий коррупции
распространение СМИ информации об индексах коррумпированности, которые дают возможность сравнить регионы, отрасли, государственные предприятия и т.д.
внедрение определенных стандартов и правил расследований, проводимых СМИ, а также обеспечение их осуществления
использование Интернета для распространения информации о деятельности государственных органов, создание проектов по антикоррупционным мероприятиям и вовлечение граждан в процесс их обсуждения
В настоящее время в РФ средства массовой информации часто вступают инструментом политических противостояний, что обуславливает коррумпированность в них самих. Эффективность работы СМИ заключается в свободном и независимом функционировании, без этого СМИ просто не смогут стать равноправным субъектом антикоррупционных мероприятий, а будут только пассивным механизмом влияния в руках заинтересованных в этом лиц.
Независимость и прозрачность деятельности СМИ дают возможность действовать вне влияния коррумпированных органов, тем самым сформировать непредвзятое общественное мнение. Однако существуют некоторые процессы, угрожающие независимости СМИ на современном этапе развития общества:
монополизация и концентрация
принадлежность подавляющего числа СМИ к коррумпированным элитам общества, использующих результаты антикоррупционных действий в своих личных интересах в сокрытии большинства фактов коррупции, в ослаблении степени открытости и прозрачности общественной жизни)
Безусловно, коррупция можно быть и в самих средствах массовой информации, тогда ситуация приобретает совершенно иной вид. Осуществление журналистами «заказной» деятельности формируют общественное мнение, необходимое заказчику. Очень часто коррупция в СМИ обусловлена служебной зависимостью журналистов, боязнью лишится работы, низким уровнем дохода. Однако этого можно избежать, если будет публиковаться информация о расходах и доходах работников СМИ и путей их поступления.
Заключение
Таким образом, нельзя сказать о том, что роль СМИ в противодействиях коррупции не значима. Наоборот, СМИ является одним из главных институтов борьбы с коррумпированными органами власти, предприятиями и должностными лицами.
Обеспечив средства массовой информации должной независимостью и свободой, можно повысить уровень эффективности действий и расследований журналистов, тем самым увеличив процент раскрываемости фактов коррупции в современном обществе.
Однако существуют и другие методы повышения эффективности деятельности СМИ. Для этого необходимо:
обеспечить информационную прозрачность функционирования государственных органов власти и открытый доступ к ним для лиц, осуществляющий общественный контроль
повысить роль общественных советов и учитывать и поправки и рекомендации во время принятия государственных решений
обеспечить высокую степень информированности граждан об антикоррупционных действиях и их результатов
расширить спектр действий СМИ, направленных против коррупции
усилить роль СМИ во время общественного контроля, осуществляемого гражданским обществом, за достоверностью полученной информации, публикуемых в отчетах государственных органов, расходующих бюджетные средства страны
системное проведение журналистских расследований с последующим привлечением к ответственности лиц, обвиняемых в коррупционных действиях, в хищении бюджетных средств, с обязательной публикацией результатов осуществления антикоррупционных мероприятий
Список использованной литературы
Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 - 2009). - М.: Логос, 2010 г.
Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М.: АвантиПлюс, 2004 г.
Кардаполова Т.Ф., Руденкин В.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург УИЭУиП, 2006г.
Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г.
http://com-cor.ru/ - Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
http://pasmi.ru/ - Первое антикоррупционное СМИ

Основные тезисы доклада на тему: «Роль СМИ в борьбе с коррупцией»

Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления роли и функций средств массовой информации в преодолении коррупции, обеспечения устойчивого и демократического развития современного общества и государства.

Коррупция, пронизывая все сферы общественной жизни, вошла в систему ценностей, деформирует нормы морали, подрывает основы свободы и демократии, доверие граждан к государственной власти и управлению. Коррупция является тормозом экономического развития.

При нынешних масштабах коррупции инновационное развитие экономики затруднено из-за незаконного перераспределения и расхищения средств, выделяемых государством на социальные программы, развитие инфраструктуры, модернизацию. Вследствие коррупции нарушаются принципы честной конкуренции, которая подменяется конкуренцией за использование административных ресурсов. Происходит деформация стимулов, коррупция становится более доходным и нерискованным способом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.

Проблема коррупции носит системный характер, следовательно, можно предположить, что и антикоррупционная политика в своей основе должна носить также системный характер. Важнейшей составляющей антикоррупционной политики является политическая, так как именно от нее зависит направленность и эффективность всей совокупности антикоррупционных мероприятий.

Важное место в системе антикоррупционной политики занимают средства массовой информации и коммуникации.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского контроля связан с разноплановыми возможностями формирования идеи социальной справедливости, неприязни к антиобщественным явлениям и нормам, общегражданской идентичности и заключается в возможности активного воздействия СМИ на общественное мнение и поведение граждан.

Главной целью СМИ является возможность открывать обществу скрытые механизмы коррупции, лишая ее благоприятной почвы для развития и распространения. Важную роль играет проведение журналистских расследований фактов коррупции и придания их гласности, что должно доказывать обществу и коррупционерам неотвратимость наказания за антиобщественные деяния.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

СМИ могут выступать в качестве основного института, организующим борьбу с коррупцией в современном российском обществе.

Главные функции противодействия СМИ коррупции:

Проведение и содействие в организации общественных дискуссий по острым вопросам действительности и содействию поиску способов жизни без коррупции;

Содействие улучшению и увеличению уровня открытости органов государственного управления и бизнеса для общественного контроля;

Освещение эффективного опыта борьбы с коррупцией и международной практики противодействия коррупции;

Информационное и организационное участие в проведении антикоррупционных исследований и разработке антикоррупционных стратегий;

Заказ, проведение и освещение объективных исследований коррупции.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского общества заключается в возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан, что свидетельствует о важнейшей роли «четвёртой власти» в современном обществе.

СМИ, обладая техническими и идеологическими возможностями, способны формировать:

Идеи социальной справедливости, вырабатывая устойчивую неприязнь к антиобщественным явлениям и нормам морали;

Единое информационное пространство, консолидируя общество, формируя общенациональную идею.

Ресурсный потенциал СМИ следует рассматривать как автономный социально-политический институт, структурный компонент политической системы. Автономность СМИ определяется их коммуникационной системой, позволяющей выполнять целый ряд функций, обеспечивающих непрерывную связь всех частей политической системы. В процессе реализации информационной функции формируется событийная картина политической жизни. В период трансформации транзитного состояния общества, реформ и кризисов, СМИ, тесно сотрудничая со структурами гражданского контроля, выполняет информационно просвещенную функцию. Доступ граждан к информации, раскрывающей действия власти и проходящей по каналам СМИ, рассматривается как один из главных показателей демократичности политического устройства.

Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности связано с:

Расширением доступа СМИ к информации, затрагивающей общественные интерес;

Обеспечением обязательного и оперативного реагирования соответствующих органов власти и должностных лиц на сообщения СМИ о фактах коррупции;

Привлечением дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц, препятствующим представителям СМИ осуществлять сбор и распространение информации о фактах коррупции;

Укреплением института защиты конфиденциальности журналистских источников информации; привлечением СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности;

Разграничением государственных и негосударственных СМИ путем введения запрета на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и государственных структур в уставном капитале негосударственных СМИ;

Изменением методов руководства государственными аудиовизуальными СМИ в направлении обеспечения их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;

Разработкой и обнародованием в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия , решения органов власти;

Оказанием поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования;

Широким использованием сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно-значимой информации, вовлечение граждан в процесс обсуждения проектов, решений осуществления контроля за их реализацией.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Между тем, упомянутая функция декларируется руководителями СМИ, что формирует общественное мнение. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

В Российской Федерации СМИ зачастую являются инструментом политической борьбы, что порождает коррупцию в них самих. Эффективность деятельности СМИ обуславливает необходимость стать свободными и экономически независимыми, без этого СМИ не смогут быть субъектом антикоррупционной политики, а будут только объектом (пассивным инструментом) в чужих интересах. Профессионально-независимые и экономически прозрачные СМИ позволят стать им действительно инструментом общества в борьбе против коррупции, вырвав СМИ из влияния коррупционеров и органов государственной власти и управления.

Можно выделить угрозы, которые мешают независимости средствам массовой информации на современном этапе общественного развития:

Главной угрозой свободы СМИ является угроза монополизации и концентрации;

Важным препятствием на пути свободы СМИ являлось то, что большинство средств массовой информации принадлежало олигархическим бизнес-элитам, которые использовали борьбу с коррупцией в своих корыстных политических или финансовых целях, а не для повышения уровня открытости и прозрачности в современном российском обществе

Огромную общественную опасность представляет коррупция в СМИ, потому что, получая деньги для проведения «заказных статей, программ и акций», журналист деформирует общественное сознание в нужную сторону для заказчика, нередко очерняя невиновного человека. Зачастую причинами коррупции в СМИ является служебная зависимость журналистов, боязнь потерять работу, низкий уровень доходов, в особенности – на региональном и местном уровне.

Важным шагом на пути преодоления коррупции в самих СМИ явилось бы опубликование их доходов и расходов, путей их поступления.

Для повышения эффективности антикоррупционной политики в деятельности СМИ необходимо:

Постоянное обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и свободный доступ к ним гражданам и институтам общественного контроля;

Придание действительной роли, а не номинального характера, общественным советам при органах государственной власти путем их полной независимости от них и обязательный учет их поправок и рекомендаций в деятельности и принятии государственных решений;

Повышение уровня информированности общества и граждан о проводимых антикоррупционных мероприятиях;

Повышение роли и участия СМИ в антикоррупционной деятельности;

Увеличение роли СМИ при осуществлении общественного контроля гражданским обществом за достоверностью сведений, указываемых в публичной отчетности органами государственной власти, расходующих непосредственно бюджетные средства;

Проведение систематических расследований с наказание виновных лиц в коррупции и хищении бюджетных средств, с обязательным опубликованием в СМИ результатов этих расследований.

В нашей стране важность СМИ в формировании общественного мнения об уголовно-правовой политике и проблемах преступности осознается многими юристами, обществоведами и практиками. Это касается и получения информации СМИ о коррупции.

Что могут сделать журналисты для того, чтобы коррупция не стала разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития России?

1. Прежде всего - освещать данную проблему. Но освещать, основываясь на определенных принципах профессиональной журналистики

Российские средства массовой информации за период реформ существенно изменились. Из полностью подконтрольного идеологического рупора тоталитарного государства mass media эволюционировали в новое состояние. Сегодня они находятся, с одной стороны, под заметным покровительством исполнительной власти и влиятельных финансовых групп, с другой наращивают объем свободы слова и «публицистического многообразия». К тому же СМИ дифференцировались, стали субъектом и одновременно объектом рыночных отношений. Активно идет процесс их коммерциализации, все больше ослабевает влияние государственных СМИ. На рынке информации издатель и вещатель стали намного больше зависеть от спроса и конкуренции.

В настоящее время СМИ, помимо прочего, развивают мифологическое сознание (всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, отсутствия целей развития, провала всех реформ и т.п.). Однако задачей средств массовой информации является становление рационального сознания: доведение до зрителя, слушателя, читателя достоверной информации.

Конкуренция и погоня за сенсацией привели к тому, что российская журналистика потеряла такие традиции. Их место заняли заметки, содержащие откровенную грубость, оскорбления, вплоть до употребления "ненормативной лексики". Глубокие и часто опасные журналистские расследования привлекают внимание читателей и зрителей. Но рядом с этим все чаще появляются суррогаты публицистики, сомнительные версии, безответственные прогнозы, высосанные из пальца рейтинги, многочисленные списки "самых богатых" и "самых влиятельных". Сплошь и рядом такие публикации не основываются на серьезных социологических исследованиях; они имеют целью создавать дутые авторитеты или дискредитировать политических соперников. Такие публикации не всегда противоречат нормам закона, но грубо попирают журналистскую этику и дискредитируют средства массовой информации в глазах населения. Некоторые издания, злоупотребляя свободой информации, опускаются до самой настоящей травли видных политиков, должностных лиц, не заботясь о достоверности фактов.

В передачах, публикациях сообщаются о тех или иных политиках, общественных деятелях, бизнесменах различные "разоблачительные" мат»риалы, как правило, основанные на непроверенных данных, к тому же добытых незаконным путем. На эти "сокрушительные" мат»риалы никак не реагируют правоохранительные органы. И длительное время "герои" разоблачительных материалов остается "в подозрении". Читатель, зритель не знает, что и думать по поводу этих разоблачений.

Сложившаяся ситуация диктует не только необходимость систематического проведения медиа-исследований, но и безотлагательных практических действий субъектов как социальной, так и уголовной политики в сфере формирования общественного мнения СМИ.

Заметным шагом на этом пути могло бы быть открытое профессиональное обсуждение в СМИ федерального и регионального уровня мер по разрешению социально-криминальных проблем, инициированное, например, правоохранительными органами, регулярное информирование населения органами внутренних дел о распространении, опасности и виктимологических аспектах коррупции. Следует больше готовить ведомственных материалов для прессы и телевидения. На государственных СМИ федерального и регионального уровня необходимы регулярные информационно-аналитические статьи или программы, посвященные проблемам противостояния коррупции. В этом случае население имело бы возможность из первых рук получать более полную и объективную информацию о состоянии преступности, где, наряду с дискуссиями, отчетами и выступлениями руководителей правоохранительных органов, также были бы представлены независимые экспертные оценки представителей общественности, специалистов и исследователей проблемы коррупции.

Эти меры способствовали бы развитию аналитичности, открытости, тематического и оценочного многообразия СМИ. В этой связи нельзя не согласиться с Луиз Шелли, что большая прозрачность нужна всему российскому обществу, чтобы снизить уровень коррумпированности. Шаги в этом направлении должны включать поддержку средств массовой информации, способных свободно проводить расследование коррупции; большую открытость в отправлении правосудия и принятии правовых решений; введение более обширного реестра государственной собственности и регистрации передачи собственности государства физическим лицам.

За последние годы национальные средства массовой информации были сосредоточены в руках олигархического меньшинства. Разоблачения коррупции зачастую используются в борьбе за власть, а не для достижения большей прозрачности в обществе.

2. Роль "Internet" несколько лет назад было известно лишь узкому кругу специалистов по компьютерным сетям, а сегодня оно не сходит с полос компьютерных газет и журналов, часто встречается в неспециализированных изданиях и звучит в передачах телевидения и радио. Чем же привлекает столь пристальное внимание эта глобальная сеть, с развитием которой связывают новый этап в информационной революции конца двадцатого столетия? Прежде всего - практически неограниченными возможностями распространения информации, доступа к накопленным информационным ресурсам и общения между пользователями компьютерных сетей в различных странах мира. Именно благодаря этим особенностям сеть Интернет необходимо рассматривать как один из важнейших компонентов СМИ со всеми присущими им качествами (которые были перечислены выше). Именно в связи с этим работниками прокуратуры Приморского края был создан сайт http://www.law.vl.ru , на котором размещаются материалы, касающиеся проблемы противодействия коррупции в российском обществе, США и ряде стран Западной Европы. Раскрывается социально-экономическая природа коррупции, обобщаются правовые меры противодействия этому негативному явлению в российском обществе и в экономически развитых зарубежных странах.

В течение 2008 года Владивостокский Центр по изучению организованной преступности также осуществляет работу по пополнению своей странички http://www.crime.newmail.ru материалами, касающимися данной темы.

Коррупция как ржавчина разъедает и отравляет нашу жизнь: экономику, армию, образование, здравоохранение, повседневное бытовое существование людей. Для эффективной борьбы с этим злом необходим контроль со стороны гражданского общества и таким действенным элементом контроля являются средства массовой информации. Журналист, берущийся писать о преступности и коррупции, должен «семь раз отмерить» и только потом «отрезать». И дело даже не столько в том, что читатели перестанут ему верить. Дискредитируется сам общественный механизм борьбы с коррупцией. Журналистскому сообществу особо необходимо проявлять принципиальность в оценке авторов «заказных» публикаций, «телекиллеров» и профессиональных разоблачителей, когда речь идёт о борьбе с такими явлениями как преступность, терроризм, коррупция. В этой связи конкурсы среди журналистов и СМИ имеют большое значение, поскольку способствуют повышению уровня требований к качеству журналистских материалов.

СУТЬ ПРОЕКТА

  • - Появление проекта вызвано высоким уровнем коррупции в России, в снижении которого заинтересованы все здоровые силы общества.
  • - Сердцевиной проекта является специализированное агентство, имеющее информационные каналы прямой и обратной связи с обществом.
  • - Главным из этих каналов станет специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции»
  • - Для эффективности проекта потребуется консолидация усилий всех заинтересованных структур и совместная выработка методов и технологий работы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Инициаторы проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:

  • - последовательно сужать поле возможностей коррупции;
  • - воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;
  • - внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;
  • - внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;
  • - содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

МИССИЯ ПРОЕКТА

  • - Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества.
  • - Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства.
  • - Стать мостом к будущему здоровому обществу.
  • - Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны.
  • - Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.

ЗАДАЧИ ПРОЕТКА

Идеологическое обеспечение

  • - Содействовать выработке приемов и методов общественной оценки деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией.
  • - Участвовать в разработке эффективных форм независимого общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и содействовать их развитию.
  • - Вырабатывать алгоритмы поведения в коррупционной среде, используя российский зарубежный и исторический опыт.

Коммуникационное направление

  • - Способствовать развитию многостороннего информационного обмена в обществе по вопросам борьбы с коррупцией.
  • - Содействовать налаживанию информационного обмена между лицами и организациями, вовлеченными в антикоррупционную борьбу, содействовать повышению эффективности их взаимодействия.
  • - Выявлять сферы конфликта интересов, сферы дефицита правоохранительных услуг.
  • - Содействовать выработке методик оценки коррупционной составляющей разных сфер жизни и деятельности человека.
  • - Участвовать в исследовании ненаблюдаемой (теневой) экономики.
  • - Участвовать в формировании дискуссионной среды.
  • - Информировать общественность о действиях по борьбе с коррупцией, предпринимаемых государством, о вскрытых фактах коррупции и принятых мерах.

Мотивация общества

Содействие формированию институтов гражданского общества в России.

  • - Содействие формированию в обществе негативного отношения к любым проявлениям коррупции, пропаганда идеи бойкота теневых способов оплаты услуг.
  • - Формирование в обществе гражданской активности, непримиримости ко всему, что мешает жить.
  • - Привлечение народной инициативы к контролю исполнения и соблюдения законов.
  • - Борьба с коррупцией как часть нового образа России
  • - Выявление ангажированных информационных потоков, направленных на дискредитацию России.
  • - Формирование ответного информационного потока.
  • - Выявление возможных информационных угроз и прогноз заказных информационных материалов по темам, связанным с коррупцией.
  • - Формирование круга специалистов по выявлению заказных публикаций.

Приоритеты проекта: Права человека, Законность, Государственный подход, Объективность, Уважение к собственности и работодателям, Открытость, Обратная связь, Адресность.

Целевые аудитории: Общественность, Экспертное сообщество, Журналистское сообщество, Общественные организации, Бизнес-сообщество, Органы власти.

Каналы коммуникаций: Специализированный информационно-аналитический портал «Против коррупции», Журналисты, пишущие на тему борьбы с коррупцией), Информационные и аналитические бюллетени, обзоры, тематические рассылки, Ежедневный обзор московских и региональных СМИ (всем желающим), Пресс-конференции, Круглые столы, конференции, семинары, Образовательные программы, Конкурсы (материалов СМИ, карикатур, фото и т.д.), Опросы, Издательская деятельность.

Формы работы с аудиториями: Интернет-вещание через специализированный сайт агентства, интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, Информационный обмен с аналитическими и социологическими центрами. Распространение аналитических материалов среди участников целевых аудиторий, Массовые и экспертные опросы, интервью, Публикации в СМИ, совместные проекты, инициатива создания «Общественного движения против коррупции», Бюллетени, рассылки на бумажных и электронных носителях, Пресс-конференции по проблемам борьбы с коррупцией. Выступления на круглых столах, конференциях, семинарах. Подготовка специальных материалов к этим мероприятиям. Публикация отчетов об этих мероприятиях, Издательская деятельность. Выпуск и распространение брошюр, книг, плакатов, агитационных и учебных материалов, Баннерная реклама, участие в баннерообменных сетях, контекстная реклама и другие формы оповещения и рекламы в Интернете, Специализированные пропагандистские акции. Конкурсы среди журналистов, студентов, представителей широкой аудитории, Участие в образовательных программах, чтение лекций, Аккумулирование материалов агентства в электронных публичных библиотеках (Public.ru, Integrum), что обеспечит их вторичное распространение через службы мониторинга.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВЫМИ АУДИТОРИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Формы и методы реализации проекта. Для реализации проекта создается специализированное информационно-коммуникационное агентство, которое возьмет на себя следующие функции:

  • - Работа с федеральными и региональными законодательными органами власти для организации общественной экспертизы антикоррупционных законов на этапе их разработки, а также с целью обеспечения максимального эффекта от принятия этих законов.
  • - Вовлечение в качестве активных пользователей и участников проекта представителей органов власти, общественных организаций, бизнес- структур, юристов, социологов, экономистов, политологов, преподавателей и студентов ВУЗов, активных граждан.
  • - Информационно-пропагандистская поддержка общегосударственных и региональных инициатив по борьбе с коррупцией. Проведение собственных целевых пропагандистских акций в тесном взаимодействии со средствами массовой информации и структурами гражданского общества. Координация деятельности региональных СМИ, участвующих в пропагандистских акциях.
  • - Обеспечение информационного обмена между центром и регионами, между различными ветвями и органами власти, между общественными организациями и отдельными лицами.
  • - Целенаправленная работа со СМИ и журналистским сообществом с целью многократного усиления эффективности проекта.
  • - Организация и проведение конкурсов «Журналисты против коррупции» среди региональных журналистов.
  • - Учебно-просветительская деятельность. Выпуск учебно-методических материалов, участие в специализированных обучающих семинарах, поддержка существующих учебных модулей по вопросам профилактики коррупции в российских ВУЗах и других образовательных центрах.

Аналитическое обеспечение

  • - Выработка индикаторов, характеризующих текущий уровень коррупции в различных сферах, участие в разработке методологии оценки.
  • - Сбор, структурирование и распространение информации - как по собственным, так и по внешним каналам.
  • - Мониторинг на базе центральных и региональных СМИ совместных проектов и информационных продуктов по проблемам коррупции (включая специализированные выпуски на Интернет- сайтах, радиопередачи, колонки в прессе и т.п.).
  • - Распространение (публикация, рассылка, ретрансляция) результатов регулярно проводимых исследований по различным аспектам коррупции.
  • - Проведение социологических опросов и распространение их результатов.
  • - Составление и публикация рейтингов, касающихся коррупции.
  • - Публикация официальных докладов и развернутых мнений экспертов о состоянии коррупции в России и за рубежом.
  • - Создание дискуссионных площадок по проблемам коррупции в форме круглых столов, конференций, инициация и (при необходимости) модерирование дискуссий по актуальным проблемам.

Базовый принцип взаимодействия со СМИ

  • - Для активизации общественного противодействия проявлениям коррупции необходимо усиление функции СМИ как инструмента обратной связи между властью и обществом, как действенного механизма гражданского контроля за деятельностью органов власти всех уровней, бизнес - структур, политических и общественных организаций.
  • - Ангажированность отдельных СМИ и журналистов искажает информационную картину и ведет к формированию негативного общественного мнения. Создание нового круга журналистов поможет обеспечить объективное освещение процесса борьбы с коррупцией в государстве.
  • - Кроме этого, необходимо сформировать особое мнение среди самих журналистов в отношении коррупции, для адекватного и объективного отражения в СМИ борьбы с этим явлением.

Работа с журналистами и СМИ

  • - Мониторинг информационного поля и выявление журналистов, пишущих на антикоррупционные темы.
  • - Создание базы данных СМИ и журналистов;
  • - Проведение индивидуальной работы с журналистами, приглашение на презентацию Проекта, установление партнерских отношений (в т.ч. включение журналистов в респондентскую сеть для проведения опросов по проблемам взяточничества и коррупции, список рассылки тематических дайджестов).
  • - Оказание консультационной, юридической, и иной поддержки в случаях возникновения конфликтных ситуаций при работе по тематике проекта.
  • - Проведение конкурса для журналистов по тематике проекта.

Одна из основных задач, которая ставится перед обществом в борьбе с коррупцией, - доступность и открытость информации. Именно широкая огласка мешает созданию благоприятной среды для процветания коррупции. Предать гласность совершенным коррупционным деяниям могут СМИ.

Чтобы средства массовой информации имели возможность освещать все события достоверно и максимально честно, они должны быть независимыми от государственных структур и представителей власти. СМИ должны быть самостоятельным подразделением, чтобы иметь возможность вести борьбу с коррупцией.

Главная задача работников СМИ - представлять интересы общественности, защищать права граждан в сфере получения достоверной информации, воздерживаться от освещения односторонней точки зрения. Работа журналиста - это его особый долг, исполнить который он может только при условии, что это позволяет ему сделать законодательная база и контролирующие органы. Кроме того, существует такое понятие как журналистская этика, - особый свод правил и ограничений, которые устанавливают рамки дозволенного при распространении и освещении любой информации.

Задачами средств массовой информации в антикоррупционной борьбе являются:

- оповещение граждан о существующей ответственности за совершение коррупционных действий. На самом деле, многие граждане ни знать, ни слушать не хотят о том, что может повлечь за собой вручение или получение взятки. Коррупция - это уголовно наказуемое действие, и наказание распространяется на всех участников этого действия. - создание социально-моральных норм и принципов в отношении коррупции, агитация общества к осуждению коррупции. Многие воспринимают взятку вовсе не как что-то плохое, а как само собой разумеющееся явление, бороться с которым не нужно. Общество должно понимать, что коррупционер - это негативный образ, который, несмотря ни на что, становится неотъемлемой частью общества, и роль СМИ - донести это до общественности.

- огласка всех без исключения случаев коррупции. Несмотря на то, что взятки могут быть или в особо крупных размерах, или в маленьких, обо всех случаях коррупции СМИ должны сообщать незамедлительно. Но недостаточно просто сообщить о свершившемся факте, необходимо осветить результаты и меры наказания за совершенное преступление.

- поддержка государственной борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что определенной степенью коррумпированности характеризуются абсолютно все экономические системы мира, коррупция позволяет по-разному добиваться своих интересов. Никакое, даже самое экономически развитое государство, не сможет провести успешную борьбу с коррупцией, если у него нет поддержки в обществе. Коррупция негативно сказывается на социальном и экономическом развитии страны, но кроме того, она сказывается на национальном суверенитете и ущемляет интересы простых граждан. Поэтому роль СМИ - освещать информацию в соответствии с принятыми государством мерами борьбы с коррупцией.

Взаимодействие Торгово-промышленной палаты и средств массовой информации в противодействии коррупции стало темой № 1 на прошедшем вчера в ТПП РФ круглом столе на тему «Роль и место СМИ в противодействии коррупции и защите интересов российского бизнеса». Открывая встречу, вице-президент Палаты Владимир Страшко сообщил, что президент ТПП РФ Сергей Катырин придает вопросам противодействия коррупции первостепенное значение и поддерживает идею переноса дискуссии на данную тему на более широкую аудиторию.

Вице-президент обратил внимание, что взаимодействие необходимо в целях освещения и расстановки правильных акцентов, которые давали бы максимальный результат. Он также высказал уверенность в том, что будет последовательной политика нашего государства по данному направлению, так как без разрешения ключевых вопросов, связанных с коррупцией, административными барьерами, не получится создать цивилизованный бизнес и невозможно будет продвинуться в экономическом развитии.

Владимир Страшко напомнил, что Торгово-промышленная палата – подписант Антикоррупционной хартии, и сейчас по существу идет работа через палаты с большинством регионов по добровольному присоединению предприятий и организаций к хартии.

Максимально полную информацию об этих предприятиях и о работе Палаты в данном направлении можно получить из источников, наиболее приближенных к ТПП РФ. С докладом на тему «О роли информационных ресурсов системы ТПП РФ в продвижении Антикоррупционной хартии» выступил генеральный директор ООО «ТПП-Информ» Сергей Небренчин.

Накануне наступления китайского нового года генеральный директор ТПП-Информ поздравил собравшихся с этим многообещающим для деятельных людей событием и напомнил об опыте наших соседей. «Объем теневого рынка в Китае составляет 5 трлн долларов, – уточнил Сергей Небренчин. – И не случайно накануне этого нового года они начали реформы, в основу которых положили борьбу с коррупцией. Самое первое – борьба с коррупцией в высших эшелонах власти. Ведь чем выше коррупция, тем сильнее зависимость государства от других стран. Россия с девяностых годов имеет очень сильное внешнее влияние. И только с возвращением Владимира Владимировича Путина ситуация стала меняться. И второе в китайской реформе – это средства массовой информации». Сергей Небренчин посетовал: «И наши ведущие каналы регулярно говорят об этом, но точечной, массовой и скоординированной работы по месту и времени, целям и задачам, формам и методам – этого нет. Всего лишь 3-5% зарегистрированных в России СМИ находятся под контролем государства.

Но с коррупционной бедой надо бороться, и Торгово-промышленная палата присоединилась к этой инициативе, мобилизовав свои, хотя и небольшие, ресурсы». В системе ТПП выходит 60 журналов. Они разной периодичности и направленности. В ТПП-Информ есть свое информационное агентство, которое работает на русском и английском языках, выходит сетевое издание «Торгово-промышленные ведомости», ежемесячный журнал «Путеводитель российского бизнеса», журналы «Партнер» и RussianBusinessGUIDE.

На вопрос, чем может помочь система палат малому бизнесу, Сергей Небренчин отвечает с профессиональных позиций – «создать над ним информационный зонтик, чтобы шли в Палату, в том числе и за информационной поддержкой». Генеральный директор ТПП-Информ убежден, что информационное поле необходимо развивать, «возможно, создать на основе ТПП-Информ медиахолдинг, консолидировать и объединить ресурсы системы ТПП, чтобы все наши маленькие ручейки могли сбежаться в одну реку». Докладчик напомнил, что на ежегодно проводимом системой ТПП Форуме деловых СМИ год от года развивается тема создания лиги деловых СМИ. Это, по мнению Сергея Небренчина, могло бы в том числе и активизировать работу, систематизировать этот процесс, сделать его последовательным и конкретным». Тогда и результаты будут другими, заметил он.

Выступая с докладом на тему «Участие СМИ в противодействии коррупции», главный редактор – генеральный директор газеты «Трибуна» Николай Васильев заострил внимание на том, что «коррупция – это не только вопрос взаимоотношений граждан и государства, но и вопрос взаимоотношений отдельных лиц, компаний и даже государств. Коррупция – это не только социально-экономическое явление, это во многих случаях социально-культурное, исторически оправдываемое действие. Поэтому коррупция в том или ином виде является неотъемлемой частью жизни человеческого общества на протяжении всей истории человечества. Вывод, который можно сделать на основе известных исторических данных, заключается в том, что менялись виды коррупции, степень вовлеченности граждан в коррупционные схемы, уровень коррупции в государственном аппарате, а коррупция оставалась и приспосабливалась к новым формам существования».

Николай Васильев напомнил, что «с древнейших времен существовало два наиболее эффективных способа борьбы с коррупцией. Первый способ – тотально репрессивный. Вводились самые жесткие наказания за те или иные виды коррупции: взяточников, вымогателей вешали и расстреливали, часто публично, в назидание всем остальным. Второй эффективный способ – это использование основных коррупционных схем в официальном государственном механизме, узаконивание взяток пошлинами, налогами и другими сборами. Эффективность и первого, и второго способа борьбы с коррупцией предполагает мощное социально-моральное сопровождение, переводящее коррупцию в осуждаемое большинством граждан явление. И первый, и второй варианты борьбы с коррупцией предполагают не только высокий уровень материального поощрения государственных чиновников, но и стабильный социальный пакет, подразумевающий наличие у чиновника всех необходимых для жизни вещей: это безбедная старость, собственное жилье, медицинское обслуживание и дешевый отдых. Других способов борьбы с коррупцией не изобретено».

В настоящее время мы видим все те же способы борьбы с коррупцией. С одной стороны, это Китай, Гонконг, Сингапур, где коррупция объявлена смертельным злом в прямом смысле этого слова. В Гонконге и Сингапуре коррупционеров быстро перевешали, в огромном Китае продолжают вешать, что эффективно сказывается на развитии экономики и служит отличным социальным регулятором. С другой стороны, в странах западной Европы, США, Канаде, Австралии относительно низкий уровень коррупции продиктован как раз узакониванием многих коррупционных схем, либерализацией экономических и социальных процессов, свободной конкуренцией. Однако не стоит забывать, что все страны с низким уровнем коррупции, как уже было сказано выше, объединяет социальное неприятие и осуждение коррупции, высокий уровень материального поощрения государственных служащих.

Основываясь на вышесказанном, главный редактор – генеральный директор газеты «Трибуна» сделал вывод о том, что роль средств массовой информации в борьбе с коррупцией – одна из главнейших. «На плечи» СМИ, по его мнению, ложатся следующие задачи.

Во-первых, информирование граждан об ответственности . Как ни парадоксально это звучит, большинство граждан не хотят знать ничего о санкциях, которые использует государство, большинство даже не задумывается над тем, что дача взятки, например, тому же сотруднику ГИБДД – это уголовно наказуемое деяние, которое может привести человека за решетку. Наказание распространяется, как вы знаете, на всех участников коррупционного процесса. Информирование должно нести долгосрочный национальный характер.

Во-вторых, создание в обществе социально-моральной нормы , полностью осуждающей коррупцию. Пока большинство граждан не будут воспринимать взятку как несомненное зло, коррупцию не победить. СМИ должны создать негативный образ коррупционера, отрицательный образ взяточника. Эти социально прививаемые нормы постепенно становятся частью обычной жизни общества. Хороших примеров достаточно от США до Швеции, которым на изменение социального сознания потребовалось приблизительно 40 лет.

В-третьих, постоянное выявление и придание огласке всех случаев коррупции . Абсолютно всех – и больших, и малых. В свободном доступе должны быть списки выявленных коррупционных дел. Эта задача частично решается средствами массовой информации, однако работа по этому пункту может быть эффективной только при наличии результата. Если выявлен случай коррупции, указан результат, например, какое наказание понес коррупционер. Открытые списки коррупционных дел по опыту стран западной Европы и США оказывают большое воспитательное воздействие на молодых государственных служащих.

В-четвертых, открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией . Любой предприниматель должен использовать СМИ для решения проблем, вызванных коррупцией. При этом обязательно использовать СМИ на всех этапах борьбы с конкретным коррупционером или группой коррупционеров. Не надо ждать, когда дело дойдет до суда или до внесудебных решений. Эта задача также частично решается, что неоднократно помогало бизнесу.

В-пятых, открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией . Потому что не секрет, что коррупция всегда была элементом влияния одних государств на другие, часто сознательное коррумпирование чиновников происходило в целях дальнейшей вербовки и работы на интересы других государств и иностранных компаний. Соответственно, государственная коррупция не только подрывает социальные, экономические основы государства, но и затрагивает вопросы национального суверенитета. Государство, несомненно, должно непосредственно участвовать в решении этих задач.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека