Понятие логической формы (формы мышления).

Человеческий мозг - конструкция сложная, до сих пор полностью не изученная. Мы используем совсем небольшой его потенциал, медленно совершенствуясь и иногда не стараясь открыть новые для себя возможности. Но даже эта маленькая часть работы главного органа центральной нервной системы поражает своим запутанным механизмом: операции мышления, его виды и проявления у всех людей бывают такими разными, одновременно при этом подчиняясь одним и тем же законам формирования.

Сравнение

Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами.

Мышления мы начинаем применять еще с пеленок. То же сравнение использует малыш, только что родившийся. По определенным признакам - голосу, запаху, осязанию - он отличает маму от других людей.

Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студент-журналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести.

Абстракция

Основные операции мышления включают и эту функцию мозга, благодаря которой человек способен не только выделять отдельные характеристики, а также свойства явлений и предметов, но и уметь осознавать их отвлеченно. На основе абстракции формируется понятие. Например, все мы знаем, что пища дает нам силы и здоровье. Благодаря каждодневному употреблению мяса, молока и круп мы живем, двигаемся, работаем. Главное свойство пищи - насыщение и обогащение организма необходимыми веществами. Абстрагируясь от понятия "еда", мы, говоря о необходимости утолить голод, уже подразумеваем продукты питания, даже не произнося их название.

Абстракция помогает человеку устанавливать логические связи между предметами. Вникая вглубь того или иного явления, мы видим его суть, цель, направление и поставленную задачу. Абстракция помогает человеку мыслить обобщенно, целостно, делая выводы и умозаключения. Операции и такие как сравнение и абстракция, способствуют познанию истины.

Обобщение

Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение - это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даём нокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице.

То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника.

Конкретизация

Еще одно свойство мозга, связанное с абстракцией. Конкретизация - ее прямая противоположность. Если на одном конце палки у нас находятся абстракция и обобщение, то на другом - конкретизация. Первые могут быть индивидуальными, вторая же общая для всех. В учебном процессе под конкретизацией подразумевают определенный пример для установленного положения.

Чтобы правильно понимать действительность, нужно уметь владеть всеми этими процессами. Ведь конкретизация не позволяет умственной деятельности уходить далеко от предмета или деятельности. Созерцая явления или события, мы чётко понимаем их суть. Без конкретизации все полученные знания остаются голыми, абстрактными, поэтому и бесполезными. Например, изучив теорию выделения воды из спирта, мы никогда до конца не поймем суть процесса, пока собственными глазами не увидим, что в действительности происходит во время этого действия. Мозг конкретизирует все полученные знания с помощью зрения, осязания и запаха. Человек также часто наводит факты, чтобы конкретизировать то или иное событие.

Анализ

Используется человеком каждый день так же, как и остальные операции мышления. Это отдельное свойство мозга, когда он раскладывает на составляющие явление или предмет. Это фактически расчленение, разборка на детали. Например, бег спортсмена. Мысленно можем выделить такие его элементы, как старт, сам бег и финиш. Это и будет анализ данного процесса деятельности.

Анализируя более глубоко и детально, мы также можем выделить резкость при старте, скорость движения спортсмена, ритм дыхания. Эти составляющие также входят в общую картину под названием "бег". Анализируя, мы глубже узнаем мир, который нас окружает. Ведь во время этого процесса мышления мы выделяем не любые части, а только те, что характерны для определенного явления. Во время того же бега, человек по-разному машет руками, у него разное выражение лица. Но это будет уже конкретизация спортсмена, а не самого бега. Выделять нужно только существенные элементы для каждого предмета или явления.

Синтез

Это прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь.

Основные операции мышления, такие как идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий.

Виды мышления

Умственная деятельность человека имеет и другие свои проявления. Например, она бывает трех видов, каждый из которых помогает обобщить и одновременно конкретизировать окружающий мир:

  1. Действенное мышление, основанное на прямом восприятии предметов. Возникает во время практической деятельности. Это основа для всех других видов мышления.
  2. Образное. Человек при этом опирается на образы, фантазию и восприятие.
  3. Абстрактно-логическое. Происходит во время выделения связей и свойств отдельных предметов и обретает форму рассуждений и отвлеченных понятий.

Все виды и операции мышления тесно связаны между собой, можно сказать, сплетены в единый узел. Например, при описании тех же исторических событий слова опираются на образы, а воссоздание в уме образов неотъемлемо основано на прочитанных или услышанных фразах. Операции мышления при этом также берут участие в процессе, делая его индивидуальным для каждого человека. Благодаря разным видам умственной деятельности мы открываем пред собой новые горизонты познания.

Формы умственной деятельности

Каждая наша мысль имеет не только наполнение, но и внешнюю оболочку. То есть основные операции мышления всегда выражаются в определенной форме:

  • Понятие. Отражает характеристики, свойства предметов и явлений, их взаимоотношения. Одновременно понятия бывают конкретными и абстрактными, общими и единичными.
  • Суждение. Выражает отрицание или утверждение чего-либо. Отражает связь между событиями и явлениями. Суждения бывают ложными или истинными.
  • тот же вывод, сделанный на ряде суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (логический вывод от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).

Операции и формы мышления - основной способ восприятия и познания мира. Без напряженной работы головного мозга человек бы оставался "овощем", неспособным думать, воображать, чувствовать, двигаться. не предел возможностям "серого вещества". С развитием и совершенствованием его в будущем возможно открытие новых видов, форм и операций мышления.

Логика – это наука, изучающая методы и способы правильного мышления и понимания реального мира. Она представляет собой закономерные, последовательные мыслительные процессы, с помощью которых можно увидеть и определить причинно-следственную связь, возникающую между предметами и явлениями.

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.

Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Какие виды логического мышления бывают?

Мышление - процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.

Выделяют следующие основные виды логического мышления:

  1. Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
  2. Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
  3. Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом. Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении.

Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.

Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.

Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.

Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.

Логические мыслительные операции

Логические мыслительные операции состоят из:

  • сравнения,
  • абстракции,
  • обобщения,
  • конкретизации,
  • анализа,
  • синтеза.

Путем сравнения мы можем понять причину нашей неудачи и впоследствии уделить должное внимание этой проблеме и условиям, при которых она была создана.

Процесс абстрагирования позволяет отвлечь внимание одного предмета от других тесно взаимосвязанных предметов. Абстракция дает возможность увидеть предмет, определить его сущность и дать собственное определение этому предмету. Абстракция относится к умственной деятельности человека. Она позволяет осмыслить явление, затрагивая его наиболее существенные характерные черты. Абстрагируясь от проблем, человек познает истину.

Обобщение позволяет объединять схожие предметы и явления по общим признакам. Обычно обобщение используется для подведения итогов или составления правил.

Такой мыслительный процесс как конкретизация совершенно противоположна обобщению. Она служит для правильного осознания действительности, не позволяя мышлению оторваться от реального восприятия явлений. Конкретизация не позволяет нашим знаниям приобретать абстрактные образы, которые в действительности становятся бесполезными.

Наш мозг каждый день использует анализ для детального разделения на части необходимого для нас предмета или явления. Анализируя явление или предмет, мы можем выделить самые необходимые его элементы, которые в дальнейшем помогут нам совершенствовать свои навыки и знания.

Синтез же напротив, позволяет из мелких деталей составить общую картину происходящего. С его помощью можно сопоставить происходящие события, перебирая несколько отдельных фактов. Примером синтеза выступают пазлы. Собирая мозаику, мы представляем ту или другую ее часть, откладывая при этом лишнее и присоединяя необходимое.

Применение логики

Логическое мышление применяется практически в каждой области человеческой деятельности (гуманитарные науки, экономика, риторика, творческая деятельность и т.п.). К примеру, в математических науках или философии применяют строгую и формализованную логику. В других же сферах логика служит источником полезных знаний необходимых для получения обоснованного вывода всей ситуации в целом.

Человек старается применять логические навыки на подсознательном уровне . Кто-то с этим справляется лучше, кто-то хуже. Но в любом случае используя нашу логику нам необходимо знать, что мы можем делать с ее помощью:

  1. Подбирать необходимый метод решения проблемы;
  2. Быстрее мыслить;
  3. Качественно излагать свои мысли;
  4. Избегать самообмана;
  5. Находить и корректировать ошибки других людей в их умозаключениях;
  6. Подбирать необходимые аргументы для убеждения собеседника в своей правоте.

Для того чтобы разработать у себя правильное логическое мышление необходимо не только стремление, но и систематическое обучение основных составляющих данного вопроса.

Можно ли научиться логическому мышлению?

Ученые выделяют несколько аспектов, способствующих овладеть основными понятиями логики:

  • Теоретическое обучение – знания, которые предоставляются в учебных заведениях. К ним относятся основные понятия, законы и правила логики.
  • Практическое обучение – ранее полученные знания, которые необходимо применять в реальной жизни. Вместе с тем современное обучение предполагает прохождение специальных тестов и решение задач, способных выявить уровень интеллектуального развития человека, но, не применяя логику в возникающих жизненных ситуациях.

Логическое мышление должно строиться последовательно , на основе доводов и событий, которые помогают делать правильные выводы и принимать важные решения. У человека с хорошо развитым логическим мышлением не возникает проблем в решении серьезных вопросов, которые требуют быстрой реакции и аналитической деятельности.

Необходимо развивать эту способность еще в детском возрасте, но благодаря длительным тренировкам взрослые тоже могут овладеть навыками логического мышления.

В современной психологии существует большое количество упражнений, способных развить в человеке наблюдательность, мышление, интеллектуальные способности. Одним из действенных упражнений является «Логичность».

Основная идея упражнения – правильное определение взаимосвязи между суждениями и логичен ли составленный вывод. Например: «Все кошки умеют мяукать. Васька – кот, значит, он умеет мяукать» - данное утверждение логично. «Вишня красная. Помидор тоже красный, значит он – фрукт». В этом умозаключении допущена явная ошибка. Каждое упражнение позволяет выстраивать для себя логическую цепочку, которая позволит принять единственное верное решение.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление ) - различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена - это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление - это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление )— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
  • Мыслить быстрее и качественнее - как следствие из предыдущего пункта;
  • Лучше излагать свои мысли;
  • Избежать самообмана и логических заблуждений,
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика , которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса - научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме - логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка - это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики - помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык - умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой - в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, - представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по , чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительный материал

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей­ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув­ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком­муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна­чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по­няли другие люди.

Чувственное отражение и мышление - единый процесс позна­ния человеком окружающей действительности. Источником позна­ния служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется прак­тикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности чело­веческого познания, человеческого мышления. Единство чувствен­ного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и на­стоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».

Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле­няются общие и существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол во­обще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными призна­ками «человека вообще», например, служат такие общие призна­ки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладаю­щее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словес­но-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление . Его называют еще практи­чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про­текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен­ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет­ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа­ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ­ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде­ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо­кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен­но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мыш­ление, у художника - наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаклю­чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен­ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече­ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло­вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело­века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер­ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред­метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на­пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де­дукция).

Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: «когда Ивановой испол­нилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России», «когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России» и т. д. Следовательно, «все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России».

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис­пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож­ности тех или иных событий, явлений.

Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей­ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с друго м. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро­ванно, а в различных сочетаниях.

Анализ и синтез образуют единство . В процессе анализа проис­ходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Мышление, как известно, - обобщенное отражение действи­тельности . Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция.

Мышление может быть образным - на уровне образов, воспри­ятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление - мышление рече­вое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится дос­тупной другим.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в раз­личных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определя­ются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типоло­гические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич­ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме­нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав­ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления -это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе­реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста­вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей­ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес­кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче­таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак­теризует индивидуальные особенности их мышления.

Условия развития мышления в учебном процессе.

При исследовании развития мышления ребенка всегда необходимо учитывать основное различие между условиями филогенетического и онтогенетического развития. По линии филогенетического развития стимулом мышления, в основном, всегда выступали потребности, удовлетворение которых имело более или менее выраженное жизненное значение; здесь мышление возникло и развилось на основе серьезной деятельности - обслуживания и, особенно, труда. Что касается онтогенеза - особенно в пределах детского возраста, то тут положение дел иное. Детским возрастом называется тот период жизни человека, когда ему самому не приходится заботиться об удовлетворении своих основных потребностей - это делают другие, его воспитатели, взрослые. Человек перестает считаться ребенком только после того, когда он становится вынужден сам заботиться об удовлетворении своих жизненных потребностей, то есть собственными силами решать встающие перед ним задачи.

Поэтому в период детства импульсом развития мышления служит необходимость удовлетворения не жизненных потребностей, как это имеет место в филогенезе, а потребностей другой категории, в частности, потребностей развития. Развитие детского мышления происходит, в основном, на почве игры и учебы. Учет данного обстоятельства имеет не только большое теоретическое, но, возможно, еще большее практическое значение, поскольку при воспитании мышления знание того, откуда исходят импульсы мышления ребенка, безусловно имеет фундаментальное значение

Развитие мышления как деятельности протекает в общении, в действиях с предметами, в игре, на дидактических занятиях. Накопление опыта деятельности и его обобщение в форме разнообразных целевых способов действий с предметами, способов общения с людьми обеспечивает правильное развитие мышления ребенка и преобразование его из наглядно-действенного в раннем возрасте в наглядно-образное и понятийное в дошкольном и школьном возрасте.

В основе человеческой способности мыслить лежат три составляющих, так называемые - формы мышления. Именно благодаря этому человеческий мозг имеет столь высокую лабильность и способен на сложнейшие процессы анализа и синтеза. Самые первые учения в этой области возникли еще в древнем мире.

Но основоположником современной теории считается Аристотель. Именно он выделил основные формы мышления.

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Мышление всегда существует в каких-то формах, и они, взаимодействуя, формируют картинку человеческого сознания интеллекта и мировосприятия.

Основой этого процесса является понятие.

Понятие

Понятие – это мыслительный процесс, который выделяет отличительные и существенные признаки, обобщающие различные предметы и явления.

Такие признаки могут быть существенными (общими) и несущественными (единичными). Например, говоря четырехугольник, каждый из нас представит себе разные фигуры. У кого-то это будет квадрат, у кого-то трапеция, а кто-то может представить фигуру с разными сторонами. Но, несмотря ни на что, у них одно общее - 4 угла, именно это и будет общим или существенным признаком, объединяющим понятие четырехугольник. А вот уже равенство сторон и показатели величины углов будут единичными или несущественными признаками, по которым можно разделить эти фигуры на, прямоугольники, параллелограммы и т.д.

В понятии отражаются лишь существенные, обобщающие признаки. Например, понятие спортсмен подразумевает людей занимающихся тем или иным видом спорта и не имеет значения что это, фигурное катание или баскетбол.

Презентация на тему: "Фомы мышления. Основы логики"

Отличают так же конкретные и абстрактные понятия:

  • Конкретное понятие – это то, что имеет четко сформулированные характеристики и отражает события, предметы и явления окружающего мира, например: «игра», «вода», «снег».
  • Абстрактное понятие характеризует отвлеченные идеи, которые трудно представить и классифицировать, например: «добро», «зло», «любовь».

Невозможно представить себе нашу жизнь без возможности пользоваться понятиями, в таком случае нам пришлось бы дать имя буквально каждому предмету на планете, и, говоря о лесе, пришлось бы перечислять «имена» всех деревьев.

Понятия лежат в основе всей умственной деятельности человека. Объединяя их между собой, мы можем общаться друг с другом, делать выводы и совершать открытия. В этой деятельности участвует вторая форма мышления.

Суждение

Суждение – мыслительный процесс, устанавливающий связь между понятиями о явлениях и предметах, в процессе, которого формируется мнение на основе полученной ранее информации.

Выделяют общие, частные и единичные суждения. Например, общее – «вода во всех морях соленая», частное – «некоторые моря являются внутренними», и единичное - «соленость Черного моря 14 ‰».

Так же различают формальные и эмпирические. При формальном, утверждаются факты взаимосвязи между объектами, без утверждения их правдивости («трава зеленая», «у кошки четыре лапы»). А, эмпирическое суждение - характеризует факт взаимосвязи между двумя объектами на основании наблюдения за ними, вследствие чего возможно проверить их подлинность («посмотри какая трава зеленая»).

Суждения формируются при помощи выражения непосредственно воспринятой взаимосвязи между несколькими понятиями.

Например, если мы воспринимаем 3 таких понятия «человек», «собака», «поводок», мы можем судить о том, что человек гуляет с собакой. Более сложный способ этого - образование суждений независимо от наличия понятий. Например «Мой сосед каждый день в это время гуляет с собакой, но сегодня его нет, значит, они уехали в деревню». На основании предпосылки «отсутствие во дворе соседа с собакой» подводиться итог, с использованием ранее полученной информации. Такой вывод и является третьей формой мышления - умозаключением.

Умозаключение

Умозаключение - это высшая форма мышления, при которой мысль формируется в результате синтеза и обработки нескольких суждений и понятий.

Такие заключения являются доказательствами, добытыми логическим путем. Например, известно, что «фигурист – это спортсмен, занимающийся фигурным катанием». Так же известно, что «Иванов, занимается фигурным катанием». На основании этих о том, что Иванов – фигурист.

В основном человек пользуется двумя видами умозаключений – это индукция и дедукция. Но к ним так же относятся аналогия и предположение.

Дедукция – это рассуждение от общего к частному, а индукция – способность обобщить единичные понятия.

  • Дедукция. Используя дедукцию, мы можем познать смысл отдельных явлений и фактов на основании общих закономерностей. Так, например, зная, что при замерзании вода расширяется и повреждается тара, можно предположить, что хранение и транспортировка таких продуктов должны осуществляться при положительных температурах.
  • Индукция. Руководствуясь индукцией, мы начинаем с накопления знаний о как можно большем числе предметов имеющих сходные черты. При этом опускается все второстепенное и не существенное. В результате можно сделать общий вывод о свойствах или структуре исследуемого понятия. Так, например, разбирая на уроке понятие «ядовитые животные», сначала определяют на основании чего их можно считать ядовитыми. Затем делают заключение, что некоторые змеи ядовиты, многие пауки и насекомые ядовиты и даже некоторые рыбы и земноводные. И на основе этого строиться общее заключение, о существовании смертельно опасных животных, которых нужно знать, и уметь отличать.
  • Аналогия – это более простой способ умозаключения. Такая форма мышления применяется чаще всего для выстраивания психологических закономерностей. В этом случае умозаключение основывается на схожести наиболее значимых признаков. То есть, если из группы в 30 человек 6 более спокойны и медлительны, можно сделать вывод, что, скорее всего они относятся к людям, имеющим флегматичный тип характера.
  • Предположение же, нельзя считать достоверным умозаключением, поскольку делается оно, не имея под собой никаких доказательств. Самым известным в истории человечества предположением, было высказывание Н. Коперника о форме и движении нашей планеты. Он пришел к этому выводу на основании наблюдений. Заметив цикличность в смене времени суток и сезонов, он предположил, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но доказательства его умозаключений появились лишь спустя сотни лет.
Мышление лежат в основе всей человеческой деятельности. Это двигатель прогресса, основа человеческой сущности, вместилище сознания и ума.

Отдельными и примитивными способами мышления обладают и некоторые животные, но только человеческий разум, претерпев тысячи изменений в процессе своего развития, вышел победителем из этой «войны».

Благодаря умению оперировать понятиями, строить суждения и синтезировать умозаключения, человечество находится в той точке развития, в которой мы есть сейчас. Освоение космоса, строительство высокотехнологичных машин, достижения в медицине, всем этим мы обязаны мышлению, как начальной точке любого открытия.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека