Лечение афазии после инсульта. Что такое афазия, виды нарушения речи и способы лечения

Речь является способностью человека, которая отличает его от животного. Однако случается так, что эта функция нарушается по ряду причин. Афазия (что это такое, будет рассмотрено в статье) является нарушением функции речи вследствие различного рода органических поражений тех участков коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за способность разговаривать.

Нарушения затрагивают только уже сформированную речь.

Причины проблемы

Основная причина этого заболевания - органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Факторы, которые могут спровоцировать развитие недуга, способны влиять на функцию речи лишь в тот период, когда последняя уже полностью сформирована. Помимо этого, затрагиваются различные формы речи.

Наиболее частыми причинами афазии являются:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Афазический синдром чаще наблюдается у тех пациентов, которые перенесли именно геморрагический инсульт. Особенно это касается смешанной и тотальной форм. Если перенесен ишемический инсульт, афазия развивается совершенного иного типа.

Другие причины

К другим причинам можно отнести:

  • новообразования в головном мозгу, в частности как злокачественные, так и доброкачественные опухоли;
  • оперативное вмешательство в черепную коробку;
  • воспалительные процессы в головном мозгу, например, энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит;
  • заболевания центральной нервной системы, которые прогрессируют, например болезни Пика и Альцгеймера;
  • черепно-мозговые травмы.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Классификация: виды афазии

Правильное определение вида недуга позволит лечащему врачу составить оптимальную тактику лечения этого заболевания, сформировать прогноз. Существует несколько квалификаций, однако наиболее распространенной является та, автор которой - А. Р. Лурия. Он выделяет такие виды афазии:

  1. Сенсорная афазия, или афазия Вернике. Поражаются сенсорные зоны, которые расположены в верхних участках височной извилины головного мозга. Для этого вида заболевания характерны нарушения фонетического слуха. Выражается это тем, что больной путает некоторые звуки. Это приводит к тому, что слова, которые пациент слышит, для него абсолютно непонятны. Если поражение тяжелое, то помимо нарушения фонетического слуха страдают и другие стороны речи: экспрессивная и импрессивная, а также человек не может читать и правильно записывать слова.
  2. Акустико-мнестическая афазия. Основная причина - поражение средней трети височной извилины. При этом виде заболевания в первую очередь страдает слухоречевая память, то есть человек понимает то, что ему говорят, но запомнить это не может. Читать и списывать информацию он может без проблем. В связи с такими расстройствами речь становится более скудной, часто можно наблюдать пропуски существительных или их замену на другие похожие слова.
  3. Афферентная моторная афазия развивается вследствие поражения нижних участков постцентральной коры головного мозга. Как видно по названию, проблемы могут быть связаны не только с речью, но и с движениями. В частности, больной имеет сложности с артикуляционными движениями. При тяжелых нарушениях пациент может выговаривать лишь некоторые звуки. Эта форма характеризуется также тем, что больной говорит лишь некоторые слова, которые до болезни были часто в использовании. При внешнем осмотре артикуляционного аппарата можно заметить, что человек не владеет своим языком, например, не может дотронуться им до губ или надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия связана с нарушениями в области Брока. Расположена она в нижних участках премоторной зоны головного мозга. Нарушения заключаются в следующем: проблемы с переключением с одной артикуляционной формы в другую. Если поражение легкое, то больной выбирает те слова, которые имеют одинаковые слоги. Также часто встречаются стереотипные выражения, так называемые эмболы. Именно из них и может состоять весь разговор. У такого человека речь может напоминать телеграмму, то есть между словами делаются паузы, отсутствуют глаголы. Если нарушение этой части мозга серьезное, речь состоит из отдельных звуков. Страдает и письменная речь человека.
  5. Оптико-мнестическая , или амнестическая афазия является следствием поражения височно-затылочных участков левого полушария. Основное проявление: нарушена связь между словами и их значениями. Например, для названия определенного предмета может уйти некоторое время, это становится причиной пауз в разговоре.
  6. Динамическая афазия (что это такое, описано выше). При этой форме заболевания поражены премоторные участки головного мозга, которые расположены около зоны Брока. У такого больного нарушена целостность высказывания, самостоятельная речь при этом отсутствует. Ответы такого пациента односложные, последние слова часто повторяются при разговоре.

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.

Особенности диагностики

При обнаружении любых нарушений речи необходимо сразу обратиться к врачу для консультации и постановки диагноза. Занимаются этим невропатолог, нейрохирург, психиатр, дефектолог, логопед. Только специалист может поставить диагноз "афазия" (что это такое, описано в начале статьи).

Процесс диагностики включает в себя следующие процедуры и методики:

  • томография головы (магнитно-резонансная или компьютерная);
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга;
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • магнитно-резонансная ангиография;
  • люмбальная пункция;
  • проверка устной и письменной речи больного с использованием специально разработанных методик.

Помимо этого, оценивается слуховая память.

Также требуется дифференциальная диагностика с целью исключения наличия дизартрии, алалии, тугоухости. Для этого проводится комплексная диагностика. И только затем происходит окончательная постановка диагноза.

Как проходит лечение?

Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий. Как правило, лечением занимается врач-логопед, который специализируется именно на афазии. Стоит учитывать, что процесс восстановления речи может затянуться на длительный срок.

Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий - выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.

Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • отсутствие желания к идти на поправку.

Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе "афазия" восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.

Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже - хирургическое оперативное вмешательство.

Прогноз лечения

На процесс выздоровления могут повлиять многие факторы, в частности, причины возникновения заболевания, возраст пациента, тяжесть органического поражения того или иного участка головного мозга. Например, больные афазией в молодом возрасте имеют больший шанс на успешное выздоровление, чем пенсионеры.

Помимо этого, успех лечения такого заболевания, как афазия (что это такое, описано выше), зависит и от квалификации специалиста, и от той помощи, которую оказывают родственники больного.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Основы профилактики

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.

Собственная речь и возможность выражать свои мысли и желание – является одним из самых главных возможностей человека полноценно находиться в социуме и реализовать себя. Люди с ограниченными речевыми возможностями не понаслышке знают, как трудно вести насыщенную жизнь и полностью себя проявлять в ней. Другое дело – когда человек имеет от природы все данные и возможности, чтобы говорить и правильно воспринимать услышанное, однако со временем теряет эту, казалось бы, естественную способность своего организма. Афазия – это как раз расстройство речи человека частичное или полное, а также невозможность воспринимать речь собеседника.

Особенности болезни

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи. Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте. Афазия проявляется только у тех,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать. Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре. Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Больные афазией теряют ту или иную степень владения речевой функцией. Это может выражаться в неправильном звукопроизношении, потери словарного запаса, неграмотности, несвязности чтения и письма, или же потере способности воспринимать и обрабатывать услышанную речь собеседника.

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено. И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления. Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Причины возникновения

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемический инсульт.

Нарушение речи у человека является серьезным изменением в коре головного мозга. Индивид с уже сформировавшейся речью вдруг начинает терять контроль над тем, что он говорит и слышит. Это серьезно влияет на психику человека, его становление и развитие в будущем. Довольно часто речевые нарушения становятся результатом серьезных сосудистых заболеваний, которые влияют на мозг. Очень часто возникает афазия при инсульте – ишемическом или геморрагическом. При втором случае больной получает очень серьезный синдром, который выражается в тотальной потере или нарушении речи.

Афазия возникает при различных черепно-мозговых травмах, опухолях, хронических воспалительных процессах, операциях или редких заболеваниях. Очень часто динамическая афазия наступает у пожилых людей , гипертоников, склеротиков, а также у тех, кто подвержен ишемическим атакам или перенес порок сердца. Афазия возникает при кровоизлиянии в мозг или серьезных тромбозах. Восстановление речи при афазии чаще удается добиться более молодым пациентам, у которых есть большой компенсаторный потенциал.

Классификация болезни

Формы афазии уже очень долгие годы пытаются тщательно изучить специалисты в этой области медицины. Различные критерии оценивания до сих пор не дают односторонний результат и четкое градирование нарушение речи. Классификация афазий четко разделила болезнь по типу поражения головного мозга, а именно правого или левого полушария. Благодаря этому и центрам, которые там расположены, можно четко принимать характер нарушения и причины возникновения болезни.

На данный момент существует:

  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • мнестическая;
  • эфферентная моторная афазия;
  • Отдельное место занимает семантическая афазия.

Афферентная афазия является в затруднениях больного найти нужную артикуляторную позу для произнесения того или иного нужного звука. Динамическая болезнь нарушает возможность человека правильно строить предложения и выстраивать коммуникативный ряд далеко вперед. Мнестическая отвечает за слухоречевую память, человек теряет словарный запас и зрительно не представляет предмет, о котором он хочет сообщить. Эфферентная моторная афазия не позволяет человеку связывать артикуляционные позиции одну с другой. Таким образом, больной не может произнести несколько связных в слово звуков сразу.

Существует еще и семантическая афазия. Она выражается в определенных трудностях при разговоре. Такой больной не способен построить правильные или длинные грамматические конструкции или предложения. Он ощущает панику и тревогу, когда резко забывает нужное слов или не может выговорить легкие окончания слов, которые «вертятся» у него на языке. Такое проявление еще носит имя – амнестическая афазия, как результат кратковременного провала посреди нормальной и связной речи.

Диагностика

Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов. Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования. Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.

Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии. При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь. Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка.

Коррекция речи и лечение

Амнестическая афазия и ее другие, более лёгкие формы требуют специализированного и своевременного вмешательства. Больные афазией требует не только медицинского влияния, но и тщательной работы с логопедом. Часто дополнительным положительным моментом является работа с неврологом и психологом, которые убирают первопричины болезни. Положительно сказываются на таких больных различные физиотерапии и массажи. Речевые упражнения при афазии и логопедическая нагрузка также способны вскоре дать хороший результат.

Лечение афазии происходит через несколько недель после получения травмы или инсульта. Полный логопедический курс, направленный на восстановление может продолжаться до 2-3 лет. Быстрее восстанавливаются более молодые пациенты и те, кто имеет небольшую локализацию нарушения в мозге. Те, кто получил афазию в возрасте 4-7 лет, очень трудно поддаются восстановлению. При запущенном состоянии, такой ребенок может навсегда потерять желание и возможность полноценно разговаривать.

Утрата речи – это очень серьезное нарушение в социализации и становлении человека как личности. Поэтому любые изменения и нарушения следует своевременно выявлять и восстанавливать с помощью квалифицированных специалистов.

Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Афазия – это нарушение речи, при которой теряется способность говорить, выражать свои мысли, а также пропадет полное понимание речи и возможность читать и писать. Афазия у больных проявляется в виде разных форм, а степень тяжести зависит от выраженности речевого расстройства.

Например, у одной группы пациентов афазия проявляется полной потерей речи, т.е. больной не может выговаривать отдельные звуки. Другая группа пациентов может говорить, но их речь непонятна и искажена. Очень редко некоторые пациенты испытывают только некоторые затруднения речи. Но возможны случаи, когда больные полностью утрачивают возможность понимать речь окружающих.

Если нарушается движения органов артикуляции (движения языком, губами и др.), то больной не может произносить отдельные звуки, но возможны случаи, когда больной не может подобрать нужные слова, но при этом звуки речи он говорит хорошо.

Формы афазии зависят от локализации поражения головного мозга и от того, как она проявляется в каждом случае отдельно. Это можно объяснить тем, что за каждую структуру нашей речи ответственный определенный участок головного мозга.
Итак, давайте подробно рассмотрим виды афазии.
Видео про формы афазии, симптомы и признаки.

Сенсорная афазия.

Иными словами, расстройства рецептивной речи, словесная «глухота», беглая афазия.

Данный вид афазии встречается при повреждении зоны Вернике (у правшей эта зона находится в области верхней извилины височной доли левого полушария ближе к задней трети – сильвиева борозда). В норме зона Вернике отвечает за восприятие головным мозгом слухового состава речи, а при патологии утрачивается возможность понимать устную речь в разной степени сложности. При этом, речь самого больного тоже нарушается, она приобретает вид «словестной окрошки», т.е. звуки и слова, которые схожи по звучанию, но далеки по смыслу, путаются. Сохраняется правильное произношение только знакомых и простых слов. Возможно возникновение и логореи (не возможность контролировать свою речь, словестное недержание). Следует отметить, что при данной форме афазии интеллект больного не страдает. Одним из ярких признаков данной афазии является то, что речь больного практически не содержит существительных слов, в основном предложения строятся из глаголов и вводных слов. Больной не может записать под диктовку, но прочитанное лучше воспринимает, чем услышанное. Также возникает акалькулия – нарушение счета. Данная афазия возникает при эмболизации средней мозговой артерии, а именно, нижней ветви (реже опухоли, энцефалит, кровоизлияния).

Клиническое проявления.
Речь звучит без усилия, грамматически правильно, но трудно понять смысл слов из –за их путаницы и нарушения структуры предложения. Всегда нарушается понимание устной и письменной речи. Часто возникает нарушение чувствительности, а двигательные расстройства встречаются редко.

Восстановление речи при сенсорной форме.

Моторная афазия.

Иными словами, расстройство экспрессивной речи, замедленная афазия.

Моторная афазия возникает при повреждении зоны Брока (поражение третьей извилины лобной доли левого полушария) и корковых зон, прилегающих к центру Брока. При данном виде афазии наблюдается комплексное нарушение письменной и устной речи, при чем, часто расстройства сопровождаются пассивностью больного и значительной инертностью нервных процессов. Как правило, моторная афазия возникает при нарушении кровообращения средней мозговой артерии, а именно, верхней фронтальной ветви. Значительно реже афазия возникает из – за абсцессов, опухолей, метастазов, энцефалита, гематомы.

Клинические проявления. Речь медленная, редкая, в телеграфном стиле, произносится с усилием. Часто встречается и патология письменной речи. Но понимание устной речи и написанного сохранено. При значительном поражении возможны спастический гемипарез (парез ноги и руки с одной стороны). Потеря чувствительности возникает крайне редко.

Восстановление речи.

Амнестическая афазия, «потеря памяти слов», словестная амнезия.

Встречается при патологии нижних и задних отделов височной и теменной областей коры головного мозга левого полушария (у правшей). Диагностируется в том случае, если больной не называет предметы при сохраненной способности их характеризовать. А при подсказке первого звука или буквы пациент сразу вспоминает нужное слово. Письменная речь нарушается по такому же типу. Грамматическая структура фраз, понимание устной и письменной речи сохраняется.

Тотальная или глобальная афазия.

Проявляется полной потерей способности понимать речь окружающих и говорить. Встречается при массивном повреждении доминантного полушария головного мозга, при этом нарушаются моторная и корковая зоны речи. Возникает при закупорке средней мозговой артерии или внутренней сонной артерии, которые кровоснабжают доминантное полушарие головного мозга. Значительно реже вызывают травмы, опухоли или кровоизлияния.

Клинические проявления. Больной не может произносить и понимать слова. Также значительные ухудшения наблюдаются со стороны слухового восприятия, способности читать, повторять слова и писать. Речь замедлена и очень бедная. Часто встречается гемипарез.

Диагностика различных форм афазии проводится с целью определения локализации очага повреждения. Первые этапы лечения афазии комплексные и проводятся в стационаре. Назначение лечения производится индивидуально с учетом формы афазии, основного заболевания, соматического и неврологического статуса и возраста больного. Восстановительная терапия проводится в амбулаторных условиях.

Когда начинать занятия.

Сегодня речь пойдет:

Афазия - это расстройство речи, при котором человек полностью или частично не может выражать свои мысли при помощи речевого аппарата или же не в состоянии быть участником коммуникативного акта. Нередко больные не понимают фраз, которые к ним обращены. Данное заболевание требует длительного лечения и специального обучения навыкам речи и общения.

Характерной особенностью афазии является утрата речевых навыков уже после того, как речь была сформирована. Афазия может наблюдаться как у пожилых людей, так и у совсем маленьких детей от 3-х лет. Речь пациентов с афазией резко отличается от речи здоровых людей своей экспрессией, интонацией и выразительностью. Больные не могут вести связную беседу, у них также нарушается письменная речь (чтение, письмо). Страдает непосредственно не артикуляционный аппарат речи, а формирование речи на уровне коры головного мозга. Вид и разновидность недуга зависят от того, где именно располагается поврежденный участок головного мозга.

Данное заболевание впервые было описано в 30-е гг. 20 века. С тех пор ученые продолжают развивать учение об афатических расстройствах. Помимо коммуникативного аспекта афазия затрагивает также психические процессы, опорно-двигательную и сенсорную системы, поэтому данное заболевание требует длительного лечения и совместной работы сразу нескольких специалистов: невролога, терапевта, логопеда, психолога.

Причины афазии


Специалисты называют несколько факторов, которые влияют на возникновение подобного расстройства. К основным причинам афазии относится:
  • генетическая предрасположенность к афазии;
  • инсульты головного мозга, при которых сильно страдает головной мозг, наблюдаются необратимые изменения в его работе;
  • черепно- мозговые травмы и ушибы головы, сотрясение мозга;
  • воспалительные заболевания, затрагивающие мозг (энцефалит, абсцесс и др.);
  • рак головного мозга;
  • различные опухоли, образующиеся в области головного мозга;
  • операции, затрагивающие головной мозг;
  • эпилептические припадки;
  • болезнь Пика;
  • поражение сосудов головного мозга (тромбоз, атеросклероз);
  • гипертония;
  • порок сердца;
  • отравление солями тяжелых металлов;
  • психические расстройства (шизофрения и проч.);
  • расстройство интеллекта.
Чаще всего афазия возникает после инсульта или тяжелых травм головы. Данный недуг преимущественно наблюдается у пожилых людей, хотя афазия может возникнуть и в юном возрасте.

Виды и симптомы


Существует несколько классификаций афазии, основанных на разных основаниях. Исследователи пытались разграничить афазию в соответствии с лингвистическими, анатомическими, психологическими критериями. Мы несколько подробнее остановимся на результатах подобного разграничения. Однако самой популярной и наиболее полной считается классификация доктора А. Лурия.

Итак, в соответствии с расположением поврежденного участка головного мозга, говорят о семантической афазии (повреждена теменная доля), моторной афазии (повреждены задние отделы лобной доли), сенсорной афазии (повреждена височная доля), амнестической афазии (повреждены внутренние отделы височной доли).

С точки зрения неврологии данное заболевание может быть моторным и сенсорным.
Сообразно лингвистической концепции афазия подразделяется на вербальный тип (маленький словарный запас, нарушение в образовании слов), номинальный тип (больной не воспринимает речь и не может использовать слова для выражения мыслей), синтаксический тип (нарушение синтаксической целостности предложения), семантический тип (искажение смысла воспринимаемой речи).

Наконец, предложенная доктором А. Лурия классификация выглядит следующим образом:

1. Моторная афазия (эфферентная и афферентная)

Поражаются области в зоне Брока. При данном типе больной переставляет слоги, подменяет звуки. У него нарушается интонационный рисунок, при разговоре возникают длинные паузы. Больной немногословен, его речь крайне скудна. Он не может связать слова в одно грамматически верное построенное предложение, но понимает то, что ему говорят. Из-за поражения лобной доли мозга нарушается еще и моторика, поэтому часто мимика пациента искажена.

2. Сенсорная афазия

При сенсорной афазии (афазии зоны Вернике) больные строят длинные предложения, которые верны с синтаксической точки зрения, но абсолютно бессмысленны с точки зрения семантики. Понять речь такого человека невозможно. Кроме того, больные плохо воспринимают чужую речь, поэтому при сенсорной афазии как-либо взаимодействовать с пациентами очень трудно. Больные не могут писать, но чтение вполне им удается.

3. Семантическая афазия

Больной в целом понимает речь, его также легко понять, однако в процессе говорения пациент может забыть название какого-либо предмета, не вспомнить значение фразеологизма, запамятовать название города или реки. Люди с семантической афазией не могут строить причастные и деепричастные обороты, использовать фигуры речи. При чтении многие очевидные вещи кажутся им непонятными. Речь пациентов максимально проста и незамысловата, для того, чтобы они поняли другого человека, нужно, чтобы тот использовал самые простые и обыденные слова, не прибегая к метафорическим переносам, крылатым фразам и проч.

4. Акустико-мнестическая афазия

При данной форме афазии больной забывает название предметов. Он не может выучить стихотворение, повторить за человеком связную цепочку из разных слов. С другой стороны, больной вполне нормально ведет беседу, но часто не может вспомнить название предмета, который ему показывают.

5. Динамическая афазия


Поставить верный диагноз можно лишь при сплоченной работе нескольких специалистов. Так, больного осматривает невролог, психолог, логопед, терапевт и нейропсихолог. Во время первичного осмотра врачи обращают внимание на внешние проявления заболевания (нарушение мимики, асимметрия лица и проч.). Выявляется нарушение речи, обязательна консультация логопеда. Затем больного отправляют на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию мозга, проводят электроэнцефалографию. Комплексная диагностика позволяет с большей точностью выявить имеющиеся нарушения и назначить должное лечение.

Лечение афазии строится по индивидуальным показателям. Оно включает в себя занятия с логопедом, прием лекарственных препаратов, физиотерапию, хирургическое вмешательство, если таковое требуется. Больному нужно запастись терпением, т. к. лечение длится долго, но не всегда удается достичь положительных результатов. Очень важно, чтобы близкие люди также участвовали в адаптации пациента, использовали в беседе с больным короткие простые предложения, говорили с ним не как со слабоумным, а как с обычным собеседником. Специально для: - http://сайт

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека