Повышение зарплаты медикам в мае года. Реальные зарплаты медработников в РФ: обнародована статистика

Ранее были намечены реальные планы руководства государством, что прибавка зарплаты медикам за период с 2012 и вплоть по 2018 год должна осуществляться за два временных этапа. Во всяком случае, так было зафиксировано в Указах Путина, которые были названы Майскими. Однако экономическая кризисная ситуация, связанная с падением стоимости энергоносителей, а также событиями в Крыму и на Донбассе, что повлекло введением Западом санкций, Правительству пришлось приостановить осуществление программы.

Более того, после нескольких пропусков дат, когда должны быть новые зарплаты медиков, в 2016 году стартовала реформа здравоохранения, которая, как и положено всем реформам, что осуществляются при капитализме, привела к сокращению расходов на медицину. И первое, начиная с 2012 года, увеличение зарплаты медикам произошло лишь в мае 2017 года.

  • зарплата врачей увеличена на 6%;
  • специалистов среднего уровня медицины на 19%;
  • а медперсонала младшего уровня на 10 %.

Повышение зарплаты медикам с 1 октября

Относительно того, насколько повысили зарплату медикам в натуральном денежном выражении, то приводятся такие данные, что средняя зарплата медикам с октября 2017 года составляет:

  • в пределах 40 тыс. рублей в регионах Средней полосы России;
  • около 65 тыс. рублей - на Севере, а также на Дальнем Востоке и в Сибири;
  • в пределах 90 тыс. – в Москве.

Причем, чиновники Минздрава объясняют, что итоговое увеличение зарплаты медикам в 2017 году планировалось в пределах 60 % и в два этапа – с 1 мая и с 1 октября по 30% на каждую дату. Однако, на самом деле уровень повышений доходов оказался не таким масштабным, и в результате более существенные повышения коснулись лишь специалистов медицины младшего и среднего звена.

В итоге увеличение зарплаты медикам в 2017 году привело к тому, что их доходы в денежном выражении теперь составляют в пределах от 24 до 40 тыс. рублей, тогда как до этого они получали от 15 и вплоть до 30 тыс. в рублевом эквиваленте.

Зарплата медикам в октябре

На самом деле повышение зарплаты медикам в октябре явилось результатом того, что правительство в связи с улучшением экономической ситуации в стране обратило в первую очередь свое внимание на ситуацию с плачевным состоянием доходов специалистов медицинской сферы. Обычно на вопрос, какая зарплата у медиков, требуется уточнение, так как она зависит от нескольких параметров, и в зарплату входит:

  • утвержденный медицинским учреждением оклад;
  • различные прибавки за переносимые персоналом нагрузки и сложности работы. Например, хирургам, которым невозможно регламентировать периоды труда и отдыха, так как у них зачастую случается так, что они могут часами не отходить от операционного стола во время сложных операций;
  • надбавки за категорию. Врач может иметь три квалификационные категории, начиная от второй, затем ему присваивают первую категорию и наиболее высокооплачиваемой является высшая категория;
  • доплаты в зависимости от опыта работы иначе называемой выслугой;
  • региональные доплаты. Каждый российский регион имеет свои экономические особенности. В одних регионах стоимость жизни выше, чем у других, поэтому для выравнивания уровня жизни существуют надбавки для того, чтобы медицинский работник смог оплачивать жилье, питание, транспорт и другие расходы на средне российском уровне;
  • компенсационные выплаты из-за инфляции. Если подходить строго, то зарплата медиков с 1 октября отнюдь является не ее повышением, а далеко не полноценной компенсацией обесценивания денег, которое произошло в течение кризиса, начиная с 2013 по 2017 год.

Повышение заплаты медикам в октябре - новости

Новости о зарплате медикам не сходили с уст чиновников, а с их подачи и со страниц СМИ и экранов телевизоров, пожалуй, начиная еще с оглашения Указов. Причем, всякий раз эти новости выходили с пометкой «срочно» и в их заглавиях непременно фигурировало слово «повышение». Однако, реальный смысл, это слово обрело лишь в мае, а также когда повысилась реальная зарплата медикам в октябре 2017 года.

Большинство аналитиков считают, что в связи повышением стоимости бочковой нефти, которая уже перевалила отметку в 60 единиц вездесущих американских денег, валютные запасы растут, и Президент этого не скрывает. Поэтому СМИ, публикуя прогнозы, уверены в том, что грядет новый рост доходов бюджетников, как и не пределом является зарплата медиков в 2017 году, последние новости говорят, что эти повышения связаны с будущими выборами Президента.

Есть даже предположение, что к весне следующего года средняя зарплата российского эскулапа достигнет отметки до полсотни тысяч рублей. Однако, тут же под новостными следуют и комментарии самих медиков о том, что как правило прибавка к зарплатам сопровождается термином «оптимизация», что означает массовые сокращения работников.

Но интрига насчет предвыборных повышений реально присутствует, хотя пока никто не может сказать, ни конкретных дат, ни размеров повышения доходов. Ходят даже слухи, что доходы медиков хотят уравнять с московскими и питерскими заплатами медицинских работников. Как говорится, блажен, кто еще во что-то верует.

Что касается зарплаты московских медиков, то ее размер можно увидеть на примере доходов самой массовой профессии в медицине – это терапевтов. В московском регионе они получают около 60 тыс. – об этом свидетельствует статистика. При этом ее данные не могут считаться достоверными, так как она учитывает доходы медиков, как государственных, так и частных клиник.

Зарплаты в частных медицинских заведениях не могут сравниться с уровнем доходов муниципальных и государственных медучреждений, поэтому реальные доходы средне статического рядового педиатра городской или районной поликлиники намного ниже.

Крупнейшая отрасль бюджетной сферы, это здравоохранение. Ее главная задача – сохранять здоровье нации. И, конечно же, есть один большой вопрос – будет ли повышение заработной платы медикам в 2016 году?

Правительство России предупреждает, что в этом году повышение доходов работникам бюджетной сферы может быть приостановлено. Стоит сразу вспомнить, что в 2012 году Владимир путин издал указ о доведении доходов бюджетных работников до уровня средней заработной платы по всей России. Только вот в этом году, как оказалось, работники бюджетной сферы могут не рассчитывать на повышение окладов. Так что же будет дальше? Будет ли перерасчет зарплат в следующем году?

В каждой бюджетной отрасли, начиная с 2012 года, были составлены специальные плановые мероприятия по повышению заработных плат сотрудникам. В том числе, эти меры были запланированы и для системы здравоохранения. Сразу тогда, после того как вышел указ президента, было произведено серьезное поднятие заработной платы врачам. Их оклады хорошо подняли, и на данный момент, средняя зарплата врача почти сравнима со средним ее показателем по стране.

И сегодня он равен 37.0 тысяч рублей. Медицинскому персоналу повысили зарплаты чуть позже, а потом и страшим медсестрам. Средние доходы, по последним сведениям, у медперсонала – около 20 тысяч рублей, а вот техперсонал медучреждений получает 17 тысяч рублей.

Как утверждала газета Коммерсант, во время принятия бюджета на 2015 год, размер денежного дотирования на увеличение доходов бюджетников был сильно понижен. Министерство финансов уверено, что бюджет не может выдержать дополнительную нагрузку по исполнению обязательств, которые были даны на повышение оклада учителям, врачам и служащим госучреждений.

Также есть факт, который говорит, что в этом году увеличения заработных плат врачам не будет. И хотя, бюджет 2016 года депутаты еще не рассматривали, об отмене перерасчетов пока никто не сообщал. Президентский Указ должен быть выполнен, а 2018 год будет его окончательным сроком выполнения. Как видно, времени осталось очень мало. Пока нельзя сравнивать средние заработные платы медиков со средним показателем, особенно специалистов в муниципальных учреждениях и регионах. В отрасли здравоохранения насчитывается около 700 тысяч врачей.

Не говоря уже о техническом персонале и медработниках, которых в три раза больше. А на эту отрасль расходы бюджетов не более чем 29 миллиардов рублей. И если сравнить эти показатели, например, с Германией, то там расходы на здравоохранение равны 11.5%, а в Швейцарии 11.4%. и ведь здоровье населения = самое перспективное вложение бюджетных денег.

Оцените статью

Сфера здравоохранения в Российской Федерации, как полагают многие, стала на колени: бесплатные медицинские услуги вошли в состояние, если назвать медицинской терминологией, коматозное. Платные услуги в большинстве случаев ограничены диагностикой и стоматологией. Частное направление в сфере медицины появляется довольно медленными темпами. Стартового капитала, которого может хватить на постройку помещений для размещения комфортабельных клиник, совершенно не хватает. О покупке современного медицинского оборудования вообще говорить не приходится.

Не всегда возможно приспособить какое-либо здание для медицинских потребностей. По статистическим данным, лишь 8 процентов клиентов пользуются услугам платной медицины, а 60 процентов людей изначально предпочитают отправиться в стандартные поликлиники. Однако люди в поликлинике в попытках получения бесплатной медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с необходимостью прохождения множества дорогостоящих обследований, за которые приходится платить из собственного кармана.

Пациенты в государственных медицинских учреждениях довольно часто жалуются на качество предоставления услуг. Такие претензии, как правило, имеют под собой основания. Но стоит задуматься, что должен делать врач, к примеру, детский хирург, в лечебном учреждении в Карелии, получивший на руки после вычета налогов 9553,47 российского рубля и проработавший 145 рабочих часов, либо терапевт с Крымского полуострова, заработная плата которого с уплаченными налогами составляет 10 тысяч 418 рублей и 35 копеек за 156 часов упорного труда?

Приказом Правительства Российской Федерации за декабрь 2012 года рекомендовалось органам исполнительной власти разработать план изменений и мероприятий в направлении социальной сферы. Данные действия, так называемая дорожная карта, должны были направляться на повышение эффективности в здравоохранительной отрасли.

Мероприятия, которые предусматриваются «дорожной картой», нацелены на разработку механизмов оплаты труда медицинских специалистов в зависимости от качества и количества бесплатных услуг, оказываемых населению. Власти полагают, что приличная заработная плата работников медучреждений считается хорошим рычагом управления персоналом с целью улучшения качественных показателей обслуживания пациентов.

Бухгалтерия с двойным дном

Согласно данным статистики:

  • средняя заработная плата медицинского работника в Российской Федерации на текущий момент составляет приблизительно 45 тысяч рублей;
  • заработок среднего персонала здравоохранительной отрасли – 28 тысяч рублей за месяц;
  • зарплата младшего персонала медицинской сферы составляет 19 тысяч рублей.

Такие показатели учитывают общий заработок, и получается, что требования «дорожной карты» выполняются номинально. Но в действительности довольно часто медицинские работники трудятся на нескольких ставках одновременно – только так они способны получать более-менее приемлемое количество финансовых средств.

Для того, кому интересна настоящая заработная плата медика, существует специальный проект «Реальная зарплата медработника», где люди не только интересуются месячной заработной платой, к примеру, офтальмолога из Пензы либо водителя-санитара из Калужской области, но и оставляют данные о размере собственных зарплат. Этот ресурс создан с целью показать правдивую картину, которая сложилась в процессе действия «дорожной карты», и бороться с подставными данными в отчетах больничного руководства.

Приказ властей, именуемый «дорожной картой», имеет два направления. Положения, излагаемые данным документом, говорят об улучшении уровня заработка медицинского сотрудника. С другой стороны, надбавка к заработной плате медика должна приводить к повышению эффективности здравоохранительной системы в совокупности. Данные положения предлагают изменить правила предоставления медицинских услуг и разработать новые профессиональные стандарты.

До 2018 года запланировано увеличение заработных плат врачам до 200 процентов, младшему и среднему медицинскому персоналу – до 100 процентов, и это в отношении уровня заработных плат на 2012 год. Помимо пункта о финансировании здравоохранительных объектов с учетом фонда заработной платы, «дорожная карта» имеет в своем составе разделы, планирующие контроль заболеваемости туберкулезом, смертности и множества других показателей качества оказания медицинских услуг.

Все в одной упряжке

Пациенты и медицинские профильные специалисты находятся в одинаковом положении. Для погашения набирающих обороты расходов бухгалтерские отделы прибегают к таким действиям, как списывание одной и той же платы за медицинскую услугу из фонда ОМС два раза. Официальные статистические данные, предоставляемые Росстатом, существенно разнятся с данными социального опроса представителей медицины. Настоящего повышения заработной платы врачей, как это описано в плане мероприятий, поданном после «майских приказов», не отмечено ни в одном уголке Российской Федерации

Помимо применения совокупных данных в качестве отчетности, повышение оплаты труда медицинского работника получается благодаря понижению численности койко-мест в отделениях стационара, сокращению сотрудников и специалистов в поликлиниках и больницах. Подобные меры зачастую принимаются стихийно, без предупреждения и подготовки, например, повышения уровня амбулаторной системы лечения пациентов. Это быстрыми темпами отражается в виде увеличения количества ошибок медицинских сотрудников, что обуславливается дополнительной нагрузкой на профильных врачей и медперсонал.

В помещениях поликлиник собираются толпы народа, многим больным приходится прибегать к платным медицинским услугам, чтобы не терять драгоценное время, ожидая в неиссякаемой очереди. Однако не каждый способен раскошелится на медицинскую помощь, отказываясь обращаться к врачам и пытаясь излечиться средствами «народной медицины». По статистическим данным, вместо понижения уровня смертности, как планировали чиновники, результат реформирования здравоохранительной системы продемонстрировал, что за первое полугодие прошедшего года уровень смертности поднялся на 27 тысяч человек в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года.

Радужны ли перспективы

Оплата труда медицинского сотрудника в нынешнем году, по последним данным новостей, должна быть увеличена на:

  • 159,6 процента в отношении показателей 2012 года профильным врачам;
  • 86,3 процента среднему медицинскому персоналу;
  • 70,5 процента младшему медицинскому персоналу.

Случится ли это в действительности, сегодня сказать тяжело. В октябре на заседании Кабмина запланировано провести обсуждение программы, согласно которой могут обговорить перенос ключевой части затрат по увеличению фонда заработной платы бюджетников на 2016-2018 годы. Однако на значительное улучшение рассчитывать не следует: правительство подтвердило свои планы повышения уровня оплаты труда представителям бюджетной сферы, но оговорило их зависимость от денежных возможностей страны.

Нестабильность ситуации в экономической сфере Российской Федерации не способствует запланированному росту заработной платы на 8 процентов. Вероятнее всего, произойдет не прямое увеличение суммы оплаты труда согласно «дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что рассчитывать на повышение более 2,7 процента без учета индексации, в сравнении с прошедшим годом, не приходится.

Стоит отметить тонкий момент в вопросах увеличения финансирования фонда заработных плат в бюджетных компаниях: проведение индексации запланировано не с первых чисел нынешнего года, а только со второго его полугодия – с 1 октября. Это еще более значительно нанесет удар по карману работников: с самого начала повышение запланировано на январь прошлого года, после этого, как считают, по причине присоединения Крымского полуострова, было сдвинуто на октябрь 2015 года. В настоящее время заветная для большинства дата переносится еще на один год.

Зарплата медиков в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Кризисные события в экономике страны и мира в текущем году привели к тому, что проект бюджета на следующий год вынесен с уменьшенными расходами на оплату труда работников медицины.

В 2012 году Президентом был подписан указ, согласно которому к 2018 году зарплата врачей должна равняться двум средним зарплатам по региону, а зарплата среднего персонала – одному среднему заработку края или области. В 2015 году этого уровня достигнуть не удалось. Повышения зарплаты медиков в 2015 году не произошло. Не будет его и в 2016 году.

Зарплата медиков в 2016 году уменьшиться не должна, однако, фонд оплаты труда в учреждениях медицины снизится. Это будет достигнуто путем сокращения штатов, снижения количества рабочих часов у «сдельщиков» и прочими легальными способами не платить зарплату.

Майские указы не нарушены

Снижение зарплаты медиков в 2016 году не противоречит майским указам 2012 года. Дело в том, что раньше средний заработок по региону рассчитывался только по так называемым белым зарплатам. Теперь же учитываются и «серые» заработки, а также Росстат включает в свои расчеты данные об индивидуальных предпринимателях и трудоустроенных у них работниках. В результате средний доход по региону стал ниже. Таким образом, в бюджете на 2016 год можно не закладывать средства на повышение зарплаты медикам, ведь и без повышения зарплаты она стала ближе к средней по региону.

Ранее во исполнение майских указов предполагалось, что в 2016 году зарплата прирастет к уровню зарплат 2012 года:

  • у врачей – на 157%;
  • у среднего персонала – на 86%;
  • у младшего персонала – на 70%.

До вынесения проекта бюджета на 2016 году планировалось повысить зарплату медикам в 2016 году на 8%, однако уже сейчас ясно, что повышения в следующем году не будет вовсе. Расходы федерального бюджета на зарплату медиков в 2016 году будут меньше, чем в 2015 году, примерно на 9 миллиардов. Окончательно же вопрос повышения зарплаты (или отсутствия такового) закроют региональные власти, которые могут предусмотреть в своих бюджетах средства на повышение заработной платы работников медицины в 2016 году.

Когда-то осуществление медицинской деятельности предполагало весьма простое взаимодействие больного и врача. Затраты на различные виды ресурсов при этом предполагали не более 10%. Появление высокотехнологичной специализированной медпомощи во многом способствует изменению традиционных пропорций между ресурсами, необходимыми для реализации инновационных исследований.

Отрасль здравоохранения является трудоемкой, что подтверждается рядом данных относительно стоимости используемых ресурсов. На сегодняшний день около 65% всех расходов здравоохранения приходится на медицинского персонала со всеми начислениями. Рассмотрим тенденции изменения оплаты труда медработников в 2016 году.

Больше статей в журнале

Организационные основы

Фонд оплаты труда в медицинских организациях (государственных и муниципальных) сформирован в соответствии с проводимой тарификацией медицинского и иного персонала и напрямую зависит от занятых в медучреждении ставок, а также показателей, которые определяют особенности оплаты труда специалистов (вредность, надбавки за стаж, компенсационные выплаты за работы в сельской местности, надбавки молодым специалистами и так далее).

В свою очередь, количество ставок определяется исходя из мощности медучреждения, объема оказания медицинских услуг, количеством коек и других критериев.

В 2012 году государством принят курс, направленный на повышение оплаты труда врачей, среднего и иного медицинского персонала с конкретными сроками повышения данного показателя.

Учитывая специфику формирования фондов оплаты труда в нашем здравоохранении, необходимо не только последовательное увеличение этих показателей, но и сохранение должного качества оказания медицинских услуг. Кроме того, параметры заработной платы установлены на конкретное физлицо, а не на ставку врача, медсестры и др.

Зарплаты медработников в 2016 году

По данным Росстата за первое полугодие прошлого года средняя и медицинских работников составила 48 946 руб.

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра, автономных округах; Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия).

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия.

Полную таблиц зарплат врачей в России,

Направления по достижению высокого уровня средней заработной платы


  • Простое повышение финансовой составляющей средней заработной платы медицинского работника, согласно постоянной численности штатов медработников.
  • Уменьшение числа медицинских работников за счет закрытия неэффективных медучреждений без уменьшения фонда оплаты труда.
  • Поиск дополнительных финансовых источников для увеличения оплаты труда на одно физлицо. К таким мерам можно отнести: расширение объема оказания платных медицинских услуг, часть этих денег будет идти на оплату труда медработников.

На практике в субъектах России применяются успешно все три направления, с высокой степенью субъективности в оценке высокой или низкой эффективности лечебной региональной сети или отдельного медицинского учреждения, а также с применением средних нормативов программ государственных гарантий (базовой программы ОМС).

Проблема состоит в том, что ускоренное решение проблем повышения размера оплаты труда, при невысокой степени определённости возможных предложенных направлений может привести к нерациональной оптимизации системы здравоохранения и реально сократит объем медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно.

Вторым аспектом является ограничение финансирования программ государственных гарантий (ОМС), что уже приводит фактически к уменьшению расходов учебный процесс в ущерб растущей оплате труда медицинских работников.

Мнение эксперта

Зимой 2014 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция, в которой был представлен доклад доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики, С.В. Шишкина, который говорил о проблемах и перспективах финансирования здравоохранения в России. Приведем некоторые тезисы:

  • Стремление повышения оплаты труда медработников при фиксированных и запланированных размерах финансирования неизбежно ведет к дефициту на покрытие прочих важных расходов: приобретение и ремонт медицинского оборудования, медикаментозное обеспечение, питание и др.
  • Доля дефицита по данным прочим расходам к 2018 году составит 49%.
  • Рост дефицита по прочим расходам будет означать повышение цен на оказание медицинской помощи, снижение ее доступности для незащищенных групп населения.
  • В связи с этим увеличиться простой медицинского и лабораторного оборудования, необходимого для проведения анализов.
  • Снижение обновления медицинского оборудования, что через несколько лет приведет к отставанию нашей медицины в технологическом плане от других стран Запада.

Мнение министра

В.И. Скворцова в том же 2014 году отметила, что среднемесячная заработная плата врачей в среднем по стране составляет 46 тысяч рублей, среднего медперсонала (медсестер, фельдшеров) составляет 26 тысяч рублей.

Данные показатели, судя по многочисленных жалобам граждан, сильно преувеличены, в некоторых случаях до 9 раз. Это связано с низкой долей фиксированной части заработной платы (оклада работника) в структуре зарплаты, а также зачастую субъективным распределением доли стимулирующих и компенсационных выплат. В связи с этим, заработная плата медицинских работников по стране, а в некоторых случаях и в одном регионе крайне дифференцирована.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым проведение в субъектах Российской Федерации определенной работы, направленной на совершенствование системы оплаты труда медработников, внедрение новых подходов по формированию гарантированной части заработной платы так, чтобы доля оклада сотрудника составляла не менее 55-60% от общего заработка, и лишь 30% составляли стимулирующие выплаты , направленные на достижение определенных результатов работы, а также компенсационные оплаты.

Внедрение новых систем оплаты труда медработников в регионах

С 2008 г. субъектами РФ осуществляется перевод медработников с региональных ЕТС (единая тарифная сетка) на новые системы оплаты труда, который предполагает:

  • Повышение самостоятельности медучреждения при определении условий оплаты труда работников, формировании штатов в пределах фонда оплаты труда.
  • Установление примерных должностных окладов путем отнесения конкретных должностей к квалификационным группам медработников.
  • Принятие перечней видов оплат для установления выплат стимулирующего и компенсационного характера в учреждениях.
  • Введение зависимости заработной платы руководителя медучреждения от эффективности его работы (достижения определенных результатов деятельности),по критериям, которые должны быть регламентированы и прозрачны.

Новая система позитивно повлияла на динамику роста заработной платы работников здравоохранения, что позволило сохранить среднюю численность персонала. Но есть и существенные недостатки:

  • Сохранение межрегиональной дифференциации оплаты труда врачебного персонала и среднего медицинского персонала. Так, например, оклад по первому квалификационному уровню профессиональной группы Врачи и провизоры составляет от 3450 руб. (Карачаево-Черкесская Республика) до 12190 руб. (в Московской области), что приводит к существенным различиям в среднемесячной заработной плате врачей.
  • Увеличение дифференциации между заработной платой руководителей медучреждений и работников данных учреждений, в некоторых случаях оплата труда руководителей превышает среднюю заработную плату работников учреждений более, чем в 10 раз.
  • В структуре оплаты труда все так же высока доля стимулирующих «статусных» выплат, которые не нацелены на достижение эффективного результата работы (стаж работы, непрерывность, выслуга лет и т.д.).

Важно учитывать, что принятые нормативы не оценивают этот труд, и не ставят перед собой вопросы нормирования именно медицинской деятельности. Единственными нормативными ведомственными документами, позволяющими измерить объем медицинской деятельности врачебного и иного персонала, а также оценить стоимость данной деятельности, исходя из состояния пациента, а также использования той или иной медицинской технологии, являются стандарты медицинской помощи.

С точки зрения наличия информации для нормативной оценки стоимости медицинской деятельности (а именно нормативный метод расчета тарифа ОМС стоит первым в перечне предлагаемых методов экономических расчетов, в рамках Правил ОМС, утвержденных Минздравом России) стандарт медицинской помощи содержит исходные данные, характеризующие только клинические аспекты.

Подобные клинические данные могут содержаться не только в стандартах, но и в любом одобренном медицинским сообществом (группой клиницистов) среднем наборе услуг для лечения и диагностики заболевания или группы заболеваний, с учетом корректного формирования среднего числа и средней частоты применения медицинских услуг.

Рассматривая совокупность медицинских услуг в рамках статистически достоверного (или прогнозируемого) количества пациентов, для диагностики и лечения которых необходимы конкретные медицинские технологии, можно достаточно точно определить суммарное время медицинской и немедицинской деятельности по следующей формуле:

  • Тв/с = ∑(Уix Чi) x ti(в/с), (1)
  • где: Tв/с - время медицинской деятельности врачебного ((в) и (или) среднего медицинского персонала (с));
  • Уi - количество i-х услуг с соответствующей частотой применения Ч;
  • Чi - частота применения для i-х услуг;
  • ti(в/с) - трудоемкость (время выполнения) медицинских услуг врачебным и (или) средним медицинским персоналом.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Минздравом России в 2013 г., не содержит данных по времени выполнения медицинских услуг (ti), данный параметр может быть определен на основании технических характеристик диагностического и лечебного оборудования, с помощью которого эти услуги выполняются, и времени, необходимого для подготовки оборудования для следующего использования.

  • ti = tп tо tз, (2)
  • где: tп - время подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги;
  • tо - время непосредственного использования медицинского оборудования при оказании услуги;
  • tз - время, необходимое для начала следующего этапа подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги (может быть равным «нулю»).

Значение параметров tз и tп необходимо учитывать не только для корректного расчета трудозатрат, но и при оценке медицинской деятельности по услугам, допускающим одновременное выполнение одним и тем же специалистом (например, физиотерапия), и расчета коэффициента одновременного выполнения медицинских услуг - Кτ.

Из представленной схемы очевидно, что один специалист не сможет одновременно обслуживать больше 4 пациентов, т. к. подготовительное время для пятой услуги (tп5) совпадает с окончанием времени непосредственного использования медицинского оборудования для первой медицинской услуги (to1).

Коэффициент одновременного выполнения медицинских услуг определяется по следующей формуле:

  • Кτ = (ti - tн - tз) / tн. (3)
  • Данная формула может быть преобразована к более простому виду, если tз равно нулю:
  • Кτ = tо / tн. (3.1)
  • При одновременном выполнении нескольких услуг одним специалистом формула 1 примет следующий вид:
  • Тв/с = ∑(Уi x Чi) x ti/ Кτ. (4)

Для медицинских услуг, выполняемых непосредственно врачебным и средним медицинским персоналом, без применения медицинского оборудования время выполнения определяется хронометражем.

Кроме того, номенклатура медицинских услуг не содержит данных по составу сложных медицинских услуг, что усложняет оценку времени их выполнения, по совокупности входящих в нее простых медицинских услуг, и делает некорректным применение коэффициента маржинальности. По этой причине оптимальным способом оценки времени сложных услуг является проведение хронометража.

До утверждения приказом Минздрава России времени выполнения медицинских услуг в рамках номенклатуры медицинских услуг определение трудоемкости услуг можно отнести к компетенции структуры, отвечающей за нормирование медицинской деятельности и оценку стоимости труда в здравоохранении на уровне субъекта РФ.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

Средняя заработная плата, рублей

в том числе по формам собственности организаций

федеральная

субъектов Российской Федерации

муниципальная

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ

Республика Крым

г. Севастополь

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека