Элементы функционального компонента политической системы общества. Компоненты политической системы

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры – это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы; кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет и все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

Модель политической системы

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "вход" и "выход". Современный политический анализ пытается изучить обмены политической системы со средой и объяснить, каким образом она справляется с общественными проблемами, конфликтами и обеспечивает динамизм и постоянство самой системы и общества в целом.

"Вход" – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

"Выход" – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Д. Истонпришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает в конечном счете государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения "поощрений" за лояльное поведение и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.

Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но не нем нельзя сидеть, говорил Талейран. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на голую власть, на силу, но невозможно спокойно управлять. Поддержка как раз и обеспечивает необходимые условия для правления, нормального функционирования политического сообщества.

Политические системы различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они гармонично дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у граждан. Отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе и обречена на гибель.

На "выходе" из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно-властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи". В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.

Процесс поступления и регистрации требований на "входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход с последующим контролем за реализацией – это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

2. Механизм работы политической системы.

3. Функции политической системы.

4. Типология современных политических систем. Основные тенденции изменений современных политических систем.

1. Понятие политической системы: основные подходы. Компоненты политической системы.

Совокупность взаимодействий по поводу политической власти образует политическую систему. Термин «политическая система» был введен в политологический дискурс в 50-х годах XX в. До этого времени для описания политических отношений обычно использовались понятия «тип правления», «система правления», что сводило политику к деятельности государства и его институтов. Однако процессы развития гражданского общества привели к широкому распространению негосударственных политических акторов – местных самоуправлений, партий, групп интересов, которые стали оказывать ощутимое влияние на государственные структуры. Публичная власть перестала быть монополией государства, что заставило с позиций методологии системного анализа пересмотреть господствовавшие тот да институциональный и бихевиористский подходы к объяснению политики. Еще одной, не менее важной причиной введения в политологию системного подхода стала потребность в выяснении универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие общества в условиях неблагоприятной внешней среды.

Рассуждая о политической системе, следует исходить из того, что системность внутренне присуща всему человеческому сообществу. Любой человек в течение своей жизни бесконечное множество раз вступает в контакт с другими людьми и сознательно или неосознанно, намеренно или случайно выстраивает систему взаимоотношений. В основе этого явления лежит естественная для человека мотивация: каждый совершает те действия, которые приносят ему наибольшую пользу, и избегают тех, которые могли бы принести очевидный вред. Иными словами, каждый преследует собственную выгоду, понимаемую в самом широком смысле слова (от желания заработать как можно больше денег до стремления наслаждаться произведениями искусства). Стараясь уменьшить потери и увеличить выгоду, люди создают множество различных систем и тем самым упорядочивают свою жизнь.

Особый интерес к изучению систем возник в начале XX в. Понятие «система» ввел в научный оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи для обозначения процессов обмена клетки с внешней средой. Тогда-то и было определено, что любая система характеризуется но меньшей мере тремя признаками: 1. совокупность нескольких взаимозависимых элементов; 2. наличие определенного принципа взаимодействия между элементами; 3. наличие более или менее четкой границы, отделяющей ее от внешней среды.

Одним из первых обратился к изучению социальных систем американский социолог Т. Парсонс. Он рассматривал все общество как систему взаимодействия огромного количества людей. При этом само общество, в свою очередь, содержит в себе огромное количество подсистем, каждая из которых имеет особое предназначение. По его мнению, главными подсистемами можно считать: экономическую, правовую, систему верований и морали, политическую. В чем-то они напоминают отдельные органы человека: каждый важен сам по себе, отличен от других, но существовать может только во взаимодействии с остальными.

Так, экономическая подсистема выполняет функцию адаптации к среде, т.е. помогает «одеть и накормить» людей, позволяет им просто физически выжить. Правовая подсистема объединяет общество, вырабатывает необходимые правила и нормы поведения, создает законы, с помощью которых отношения людей между собой становятся нормальными и упорядоченными. Подсистема верований и морали обеспечивает в обществе преемственность, не дает прерваться связи поколений, сохраняет традиции, ценности, историческую память. Наконец, политическая подсистема определяет задачи общества, «думает» о том, как ему развиваться дальше, ставит цели и ищет способы их достижения. При этом Парсонс полагал, что все подсистемы зависят друг от друга: состояние одной из них сказывается на состоянии всего общества, и наоборот.

Политическая система: основные подходы.

Дать определение понятию «политическая система» весьма трудно: смысл и содержание его очень широки. Действительно, в одном термине нужно «схватить» и зафиксировать предельно широкое, живое, изменчивое явление - политическую жизнь общества. Исследователь в данном случае уподоблялся летчику, который из кабины своего самолета смотрит с высоты на огромный город и видит четкие линии улиц и «кубики» домов. Конечно, от его взора ускользают и обаяние старых дворов, и архитектурные красоты, да и кучи мусора тоже. Однако он видит главное - схему, структуру, систему. Так и в нашем случае: нужно было «забыть» о деталях и многообразии политической жизни, выделив в ней главное.

Такая постановка проблемы вызвала к жизни немало вариантов ее решения. Сегодня в политической науке зафиксировано множество определений понятия «политическая система». С определенной долей условности их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют определения, в которых политическая система рассматривается как механизм принятия решений в обществе. В их трактовке она предстает как некое особое устройство, «улавливающее», что происходит в обществе, «думающее» над этим и «вырабатывающее» общеполитические решения. Этот подход позволяет заняться поиском наиболее эффективных процедур формирования политического курса, обнаружить «неисправности и поломки» в реально существующих политических системах.

Вторая группа включает в себя определения политической системы как совокупности политических институтов. Сторонники этого подхода руководствуются тем, что человечество в своем развитии создало ряд устойчивых образований, которые традиционно и занимаются политикой. Это - государство, местные органы самоуправления, партии, группы интересов, общественные движения и т.п. Взятые вместе, они и составляют политическую систему. В этой трактовке она предстает как организм со своими «руками», «ногами», «головой». Она позволяет увидеть материальную, осязаемую основу политической системы.

Третья группа представлена определениями, в которых политическая система понимается как система политических ролей. Сторонники этого подхода полагают, что каждый участник политического процесса играет какую-либо политическую роль - главы государства или мелкого служащего, лидера партии или рядового избирателя. Они взаимодействуют между собой и создают определенную систему. Во многом это напоминает то, что мы наблюдаем в театре: каждый играет свою роль - главную или второстепенную, а все вместе создают спектакль, основанный на их взаимодействии.

В рамках четвертого подхода политическая система предстает как система взаимодействий и общения субъектов политики. В этом случае наше внимание обращено на то, как и по какому поводу и с каким результатом люди общаются в политике. Предметом научного анализа становятся не безликие механизмы, институты или роли, но живые люди, вступившие в общение с другими людьми. Это могут быть властвующие или стремящиеся к власти активисты или аполитичные граждане и т.д. Общаясь между собой, они и создают политическую систему.

Итак, политическая система есть совокупность политических институтов, ролей и субъектов, взаимодействующих между собой в целях формирования и проведения в жизнь политического курса общества или составляющих его групп. При этом объектом такого взаимодействие выступает политическая, прежде всего государственная власть. Она и есть та притягательная сила, которая объединяет людей и заставляет приводить свои взаимодействия в систему. Можно сказать, что власть - это стержень, скрепляющий вею политическую систему. Вместе с тем политическая система - это способ реализации власти, ее реального воплощения в обществе.

Выделяют основные компоненты, входящие в этот комплекс. Политическая система общества в первую очередь включает в себя институциональный компонент. Он представляет собой государство, общественные организации, партии, органы власти, прочие формирования. Без вышеперечисленных субъектов невозможна политическая система общества, так как именно они вступают во властные отношения.

Вторым элементом комплекса является субстанциональный компонент. Он отражает сущность всей политической системы. Субстанциональный элемент являет собой отношения, формирующиеся по поводу осуществления, удержания или захвата власти в государстве.

Политическая система общества включает в себя нормативный компонент. Этот элемент являет собой нормы, обычаи, традиции и прочие способствующие регулированию властных отношений в государстве. Он призван регламентировать протекающие в обществе. Как правило, регулирование осуществляется при помощи норм права. Вместе с этим, политическая система общества - это комплекс достаточно сложный. Поэтому столь часто большое значение имеют традиционные, устоявшиеся правила социального поведения.

Политическая система общества содержит субъективный элемент. Он является отражением отношения людей к власти в государстве. Субъективный элемент содержит политическое сознание, которое, в свою очередь, представлено психологическими и идеологическими компонентами. Политическое сознание являет собой целостный комплекс чувств, оценок, идей, взглядов, отношений, эмоций. Он отражает субъективное отношение групп, индивидов к имеющемуся (действующему) или предполагаемому (желаемому) руководству страны, поведению деятелей власти, прочим явлениям государственной действительности. Политическое сознание может оказаться под влиянием разных факторов, в том числе поведения лидеров, харизмы деятелей и прочего.

Еще одним элементом комплекса является объективный. Он включает в себя объективные национальные, социальные, экономические, исторические и прочие детерминанты, оказывающие влияние на ход политических процессов в государстве. Они не зависят от сознания или воли народа.

Все указанные компоненты, из которых состоит политическая система общества, считаются значимыми, обладают взаимопроникающим воздействием и, соответственно, являются неделимыми.

Функциями комплекса называют его основные направления влияния на народ. Они детерминированы национальными, социальными, экономическими и прочими условиями, при которых существует политическая система.

Существуют следующие основные функции:

1. Осуществление политического руководства обществом.

2. Определение ориентиров. В условиях политического регулирования, во время борьбы за власть правящий класс, партии и прочие субъекты (в соответствии с тем или другим в государстве) формируют дальнейший путь развития, цели, к которым следует стремиться. Таким образом, обеспечивается ориентирование народных масс к тому или другому варианту поведения.

3. Функция политизации представляет собой вовлечение максимального количества граждан и их групп в политические процессы, проходящие в стране.

4. Структура выполняет регулятивную функцию. Она представляет собой выработку и установку социальных норм в сфере власти.

Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
- представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
- определение политического курса, целей и задач общества;
- мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
- политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

Коммуникативный компонент политической системы включает

1) идеологические принципы

2) формы взаимодействия партий

3) политические нормы

4) политические организации

Пояснение.

Ответ: 2

Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее

1) нормативный компонент

2) коммуникативный компонент

3) культурный компонент

4) организационный компонент

Пояснение.

Коммуникативный - подсказка, это именно взаимодействие и связь чего-либо.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют

Пояснение.

Все термины являются составляющими политической системы, институтами.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Валентин Иванович Кириченко

Элементы политической системы:

1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)

2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)

3. культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)

4. коммуникативный (связи внутри политической системы)

Политическое сознание, политическая идеология образуют

1) нормативный компонент политической системы

2) коммуникативный компонент политической системы

3) культурный компонент политической системы

4) организационный компонент политической системы

Пояснение.

Все это образует политическую КУЛЬТУРУ гражданина.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Что яв­ля­ет­ся элементом куль­тур­ной подсистемы по­ли­ти­че­ской системы?

1) правовые и по­ли­ти­че­ские нормы

2) сложившиеся вза­и­мо­дей­ствия социальных групп

3) государство, по­ли­ти­че­ские партии

4) политические идеологии

Пояснение.

Политическая культура - это со­во­куп­ность взглядов, идей, пред­став­ле­ний о по­ли­ти­че­ской системе.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая идеология относится к

1) политическим институтам

2) политическим нормам

3) политической культуре

4) политическим связям

Пояснение.

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

В коммуникативный компонент политической системы входят

1) политические партии и движения

2) отношения гражданских институтов и государственных органов

3) политические идеи и доктрины

4) способы политического участия граждан

Пояснение.

Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К ком­му­ни­ка­тив­ной подсистеме относится(-ятся):

1) цен­но­сти и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан

3) по­ли­ти­че­ские партии и го­су­дар­ствен­ные органы

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

−институциональная;

−нормативная;

−функциональная;

−коммуникативная;

−культурно-идеологическая.

Коммуникативная под­си­сте­ма представляет собой со­во­куп­ность связей и вза­и­мо­дей­ствий между под­си­сте­ма­ми политической системы, между по­ли­ти­че­ской системой и дру­ги­ми подсистемами. В дан­ном случае - это вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства.

Ценности и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан - культурно-идеологическая подсистема

Законодательство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц - нормативная.

Политические пар­тии и го­су­дар­ствен­ные органы - институциональная.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К куль­тур­ной подсистеме от­но­сит­ся (относятся):

1) по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности

2) за­ко­но­да­тель­ство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц

3) те­ле­ка­на­лы и иные сред­ства массовой информации

4) вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ных механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

Компоненты (подсистемы по­ли­ти­че­ской системы)

−институциональная

−нормативная

−функциональная

−коммуникативная

−культурная

Культурная охва­ты­ва­ет политическую психологию, по­ли­ти­че­скую идеология, по­ли­ти­че­скую культуру. Здесь это по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека