Выживет ли философия в современном мире. Роль философии в современном мире

Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич

Философия в современном мире (вместо заключения)

Философия в современном мире

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия – это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего – продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.

Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра – онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин – политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.

И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока – в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные средства видео– и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.

Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде – межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать – конечно, с учетом всех реалий нашего времени – необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Из книги Философское автора Джин Нодар

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Кто умеет правильно говорить, - может правильно и молчать. Шломо Габирол Не известно - будет ли лучше, если всё будет по-иному, но всё должно быть иначе, если всё должно быть лучше. Георг Лихтенберг Говорят, что правильно думать - это думать о многих

Из книги САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ПРИЧИННОСТЬ автора Украинцев Б С

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Завершая книгу, следует высказать мнение философа об одном специальном вопросе, имеющем, как мы полагаем, большое теоретическое и практическое значение. Речь идет о разработке методов исчисления результатов целевого причинения в процессе

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

Заключение Философия в современном мире В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего. Философия направлена

автора Канке Виктор Андреевич

Заключение. Философия в современном мире Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.Философия есть творчество в понимании человеком

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Тема 17 Философия в современном мире Философия является спутницей мировой цивилизации, её порождением и отражением. Это происходит потому, что человек даже в самые трудные периоды своего личностного бытия продолжает оставаться человеком, т.е. быть деятельным, ищущим,

Из книги Толпа, массы, политика автора Хевеши Мария Акошевна

Вместо заключения Как мы стремились показать в своем изложении, в социально-философской литературе XX век оценивается как век толпы, как восстание масс. Сама констатация этого явления, не говоря уже об оценке его, ставит вопрос о том, что же будет в этом плане дальше, как

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом шла речь в этой книге. Еще больше интересных и важных тем осталось по необходимости за ее пределами.Логика - это особый, самобытный мир со своими законами, условностями, традициями, спорами и т. д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Перевод философских произведений Иоанна Петрици представляет необыкновенную трудность. Н. Я. Марр показал, каким образом пользовался Петрици ресурсами грузинского языка для передачи сложных оттенков философской терминологии античности. Вследствие

Из книги Искусство правильно мыслить автора Ивин Александр Архипович

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ О многом говорилось в этой книге. Но не случайно мышление называют «вселенной внутри нас». Охватить даже наиболее важные его особенности в одной книге, конечно же, невозможно. Большинство рассматривавшихся тем тяготеет к тому, чем занимается наука о

Из книги Этьенн Бонно де Кондильяк автора Богуславский Вениамин Моисеевич

Из книги Дени Дидро автора Длугач Тамара Борисовна

Из книги Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет автора Маяцкий Михаил А.

Вместо заключения Многое из того, что сегодня выглядит абсолютно неприемлемым у георгеанцев, они разделяли с университетским миром своего времени. Анахроничные параллели с современностью любил, как известно, и Виламовиц. Поэтому неудивительно, что два-три десятилетия

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

Единичка (вместо «Заключения») Сколько помню себя, столько помню и единичку, которая играла в моей жизни преогромнейшую роль. Как только мне не доставалось от нее! Чего только не вытерпел из-за нее! Из-за страниц тетрадей, дневников, табелей - отовсюду, где только могла

Из книги Фрэнсис Бэкон автора Субботин Александр Леонидович

Вместо заключения Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Вместо заключения. Торо в меняющемся мире ыне, когда Генри Дэвид Торо по праву стал рассматриваться в числе наиболее выдающихся представителей американской культуры, а его книга «Уолден, или Жизнь в лесу» повсеместно признана классическим произведением мировой

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

13. Вместо заключения В данной работе, я стою на позиции необходимости преобразования общества. Общество выступает для всех нас, зеркалом, отражением человека, своеобразным мерилом, критерием правильности наших собственных изменений. Мы должны действовать в этом

(вместо заключения)

Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.


По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего - продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать - конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени - необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.

Нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли? А в условиях сплошного потока информации и хронической нехватки времени не вытесняется ли она конкретным знанием? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших.

Так, начало третьего тысячелетия мировое сообщество встретило, все больше осознавая свое единство и ответственность за состояние биосферы и продолжение жизни на Земле. Отсюда вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных, добрососедских отношений между людьми, народами, а также между обществом и природой наряду с вечными философскими темами становятся главными в философских исследованиях. В этой связи философы выражают глубокую озабоченность прежде всего состоянием и уровнем развития образования на планете. Именно неудовлетворительное образование и отсутствие должного воспитания (по мнению многих из них) лежит в основе большинства современных проблем, в преодолении которых призвана сыграть свою роль и философия. Еще стоики подметили, что человек гонит от себя философию, когда ему хорошо, и обращается к ней, когда ему плохо.

Сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому является и последний, XX Всемирный философский конгресс (1998, Бостон, США), который проходил под общей темой «Пайдейя. Философия в воспитании человечества». Термином «пайдейя» (от греч. pais - ребенок) древние греки обозначали всестороннее образование и воспитание, т. е. гармоничное телесное и духовное формирование человека (как детей, так и взрослых), реализующее все его способности и возможности.

Тогда пайдейя считалась отличительным признаком аристократии; теперь, выдвигая на первый план проблемы образавания и воспитания, философы вновь вспомнили это понятие, пытаясь определить роль философии в решении насущных проблем. Так, французский философ Пьер Обенк, сделавший на конгрессе один из основных докладов, задался вопросом: «Насколько возможно перейти от варварской природы человека к цивилизованной?». Единая природа человека двусмысленна, полагает он, и только образование (пайдейя) делает человека таковым в полном смысле этого слова, т. е., как говорит Платон, пайдейя открывает ему глаза.

Но образование заключается не в том, чтобы дать глазу зрение, а призвано дать ему правильный взгляд. Ссылаясь на авторитет Платона, Демокрита и других известных мыслителей, П. Обенк полагает, что посредством образования можно создать другую природу человека, если направить образование против насилия и культивировать в человеке разум. Понятие «пайдейя» акцентирует внимание на процессе образования, в результате чего ребенок становится взрослым. Механизм же такого процесса можно лучше понять, если обратиться к авторитетам античной философии, утверждавшим, что «божественную природу человека необходимо выращивать так же, как хороший виноград».

Древние греки проводили различие таких понятий, как «техне» и «пайдейя»; если первый термин означает знание, т. е. то, чему можно учить, то второй - источник правильного суждения, а не источник передачи знания. При этом пайдейя, как считал Аристотель, должна склонить человека к саморазвитию. Исходя из этого, II рота гор, Сократ, Платон в преподавании философии акцентировали внимание на том, чтобы обучать не искусству убеждения, а искусству правильного суждения.

Продолжая работу над решением таких проблем, современные философы вновь и вновь задаются, казалось бы, давно решенными вопросами: что есть философия? Кому и зачем она нужна? Каково ее предназначение? Как, с какого возраста и с какой целью ее преподавать? Всемирный конгресс, где об этом говорилось много и основательно, подтвердил, что в мире, как и прежде, нет единого взгляда на предмет, а также на то, может ли философия целенаправленно воздействовать на общественное развитие, а если может, то каким образом. Причины такого разномнения мы уже обсуждали, но главные из них, подчеркнем это еще раз, обусловлены спецификой самой философии, которая только и может быть лишь там, где есть плюрализм взглядов, инакомыслие. Но как тогда преподавать философию, если плюрализм в философии - это норма, а в каждой отдельной голове нужно приходить к монизму, т. е. к упорядоченной, целостной и хотя бы относительно непротиворечивой системе взглядов?

Именно этим в первую очередь и озабочены многие философы во всем мире, что, в частности, показал и упомянутый конгресс. Так, ссылаясь на опыт Сократа, Сенеки, других мыслителей прошлого, американский философ М. Нуссбаум отстаивала, казалось бы, бесспорную и вполне очевидную мысль, которая, однако, и теперь далеко не всегда учитывается в учебном процессе. Суть ее такова: «философия должна не учить запоминанию фактов, а развивать способности рассуждать и ставить вопросы. Смысл же философских занятии состоит в том, чтобы человек научился думать сам и следовал своему разуму, а не обращался бы по каждому вопросу к авторитетам. Отсюда задача философии - учить общению, диалогу, чтобы человек стремился не к самоутверждению, а к поиску истины. Это в свою очередь предполагает, что все люди заслуживают быть выслушанными». (Вопросы философии. 1999. № 5. С. 43).

Правильные и точные слова, еще раз подтверждающие ту мысль, что философию нельзя выучить как туку, усвоив ее как некую сумму знаний, готовых правил и формул. Избрать в обучении человека путь пайдейи - значит научить его «куда и как смотреть», а не тому, «что надо увидеть». Очевидно, что без творческого подхода, без самововлеченности и преподавателя, и самих обучающихся такая задача не решается, а философия как таковая пропадает, «испаряется», и тогда остается «предмет», который одни излагают, а другим его надо «пройти», выучить, да и просто сдать, наконец. Иными словами, в основу преподавания философии, равно как и в основу овладения ею, в обязательном порядке должно быть положено творчество, а оно, как известно, не тиражируемо и не может быть навязано извне.

Реферат

На тему:

«Философия в современном мире»

2009 г.

Оглавление

Введение

Актуальность. Классические философские системы, основанные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины XIX в. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве, при этом предлагались единые, либо единственные, основания бытия. Глобальные философские системы продуцировались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. В эпоху информационной цивилизации значимость подобных схем все более ограничивается кругом профессионалов. Дело в том, что мир оказался многообразным, требующим множества систем миропонимания и мироотношения. Онтологические корни многообразия философского опыта кроются в сосуществовании множества форм бытия в мире развивающихся систем. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, дискретен, противоречив. Естественно, философский поиск направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мироздания, предлагает новую методологию объяснения, технологию построения философских концепций, которые ориентированы на разных людей с их формированием личностных систем философского мировоззрения. Диалог культур углубляет этот процесс.
С другой стороны, философия XX в. отразила все процессы, связанные с потрясениями общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические контроверзы империализма, появление массового общества, идеологизированность процессов в государстве, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, затем научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые формы коммуникации, выход на арену «нового среднего класса», мощное развитие науки и техники. Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру» что породило новые живопись, литературу (роман), поэзию, музыку, религиозные искания, философию. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.
Цель работы – изучение философии в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач :
      исследовать концепции происхождения философии;
      рассмотреть основные направления современной философии.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами структура работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой исследования послужили работы современных и зарубежных авторов в области философии.

Глава 1. Концепции происхождения философии

В рамках классического историзма существует ряд оформившихся концепций, в которых генезис философии в античности описан как непрерывный процесс формирования дисциплины, именуемой философией, но не видно начала мысли как мысли. С другой стороны, в текстах Ницше, Хайдеггера, Мамардашвили, Делеза, Фуко и других авторов намечается та форма исторического описания, которую можно назвать неклассической. 1
Существуют две основные концепции происхождения философии. Речь идет о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Но на самом деле, эти концепции реализуют один и тот же ход мысли. Единство этих концепций проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, т. е. обе они видят возникновение философии как «генезис» философских идей, представлений. Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле). Эта формула является общей для всех концепций, хотя и получает различные толкования. В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания. При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем говорит мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться, так трактует связь философии с мифом гносеогенная концепция. Вторая часть формулы, «логос», – это результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. Т. е. это то, что авторы понимают под философией. 2
Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи: как миф или как эмпирическое знание.
Гносеогенная концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научностью вообще. Как концепция возникновения философии, она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к теоретическому естествознанию. С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом стало мифу противоречить, и, в конце концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. 3 Т. е. философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.
Недостаток гносеогенной концепции состоит в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует, не удается объяснить умозрительный характер философии из опыта, не удается объяснить возникновение общей теории из прикладных знаний. В самом деле, есть ли прямая преемственность между эмпирическим опытом и философской рефлексией? Возможны ли причинно–следственные связи от пра–науки к философии? Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Философия сама является фактором появления науки. Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.
Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают как «логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение». Философия появляется тогда, когда натурфилософы начинают на абстрактном языке излагать Гесиода, делая из «Теогонии» теорию.
Мифогенная концепция показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, так как заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. Налицо множество переходных форм – от классического мифа до классической философии. Но у мифогенной концепции есть другой недостаток – философия в ней перестает быть новостью, а миф оказывается изначально предрасположенным к философствованию. 4
Итак, речь шла о принципиальном единстве мифогенной и гносеогенной концепций. Оно заключается в реализации одного и того же мыслительного хода – генезисного, в рамках которого возникновение философии рассматривается не как событие мысли, а как формирование предмета и содержания мышления, а сама философия истолковывается как мировоззрение.
Философия возникла, когда был создан радикально непредметный язык, который позволял держать опыт новой жизни как чего–то невидимого, ненаглядного, неестественного, а потому требовавшего усилия особой сосредоточенности. То, что установилось, начинает проясняться путем изобретения философского языка. Всякий человеческий язык предметен, у каждого слова есть референт в виде предмета. «Но в философии дело обстоит иначе. Используя обычные ресурсы языка, философия с самого начала пыталась сказать нечто другое». Новый язык – это попытка удержать мысль, возникающую как парадоксальность. Что такое бытие? То, что не было, не будет, но есть, – полнота, которая длится только усилием мысли и является началом мысли. Бытие – то, чего ни естественный язык, ни мифологическая культура не знали. Наш наглядный, предметный язык диктует при сопоставлении бытия и существующего понимать под бытием нечто вечное, некие особые предметы. Но греческие мыслители понимали под бытием не вещь, не субстанцию. Это то, чего нельзя получить ни созерцанием, ни абстракцией, потому что оно присутствует как сосредоточенность в точке «акмэ» (не было, не будет, но есть), удерживаемая усилием мысли.
Создание нового философского языка нужно понимать, таким образом, не просто как создание новых понятий, например, понятия бытия. Ведь Гераклит, скажем, толковал о становлении. А как изобретение новой грамматики, изобретение языковых средств для поддержания и выполнения события сосредоточенности, вертикального бодрствования мысли. Событийная интерпретация истории философии приводит к тому, что событие парменидовской мысли и событие гераклитовской мысли оказываются двумя версиями одного События, одной Долгой мысли, в которую мы можем попасть, с помощью изобретенного философией языка как механизма удерживания в выделенном режиме бодрствования. 5 Что и будет означать удерживание, выстаивание в истоке философской мысли. Так получилось, что это – исток греческий; раз совершившись, это греческое событие открытия сознания стало «навечной», неотменимой истиной.

Глава 2. Основные направления современной философии

2.1. Экзистенциализм

Экзистенциализм - философское течение, которое ставит в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию, свободе, смерти) и проявляет интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории, искусству. Его представители М. Хайдеггер (1899 - 1976 гг.), К. Ясперс (1883 - 1969 гг.), Ж.-П. Сартр (1905 - 1980 гг.), Г. Марсель (1889 - 1973 гг.), А. Камю (1913 - 1960 гг.), О.Ф. Больнов, X. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно, К. Уилсон и другие соединены скорее сюжетно-тематически своими работами, которые отличаются причудливыми категориальными построениями, свободно переносимыми в драматургию и прозу, но объединены стремлением вслушаться в подвижные умонастроения и ситуационно-исторические переживания человека современной эпохи, пережившего глубокие потрясения. 6 Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях, пограничных ситуациях. Главное внимание уделяется духовной активности людей, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории. Новейшая история Европы обнажила неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования. Новым небиблейским откровением оказывается сознание собственной смертности и несовершенства, которым обладает каждый человек. Это состояние М. Хайдеггер называет подлинным бытием человека, как «бытие-к-смерти». Самым надежным свидетелем истины при этом считается нетранслируемая индивидуальная субъективность сознания, выраженная в настроениях, переживаниях, эмоциях человека. Бытие, по Сартру, может быть достигнуто только путем переживания, скуки, отвращения. Задачи подлинной философии - аналитика бытия человека, застигнутого «здесь и теперь », в произвольной сиюминутности его переживаний. Это чувственно-интуитивное постижение мира и человека, который «заброшен» в историю.
М. Хайдеггер сущность «наличного бытия» видит в экзистенции. Задача - вывести самосознание человека из экзистенции, из конечного бытия человека. Подлинное бытие - осознание человеком своей историчности, свободы и конечности, и достижимо оно перед лицом смерти. Но подлинное существование безлично - оно скрывает от человека его обреченность. Истина не только открывает, но и скрывает бытие. Символ, как косвенный способ указания на предмет, скрывающе-раскрывающий символизирующее, приводит Хайдеггера к исследованию поэзии. «Открытость» бытия поможет человеку «обрести святое и священное». «Язык - это дом бытия». 7 Язык продолжает жить в произведениях великих поэтов (Софокл, Гельдерлин, Рильке, Тракль), которые «прислушивались к голосу бытия». Реанимировав наш язык, мы достигнем того, что он станет основанием духовной субстанции, в которой будет изжит нигилизм современности.
Для французского экзистенциализма характерна активная литературно-художественная деятельность. Философия развивается ими не только в академических философских трактатах и публицистике, но и в многочисленных драматургических произведениях, новеллах, романах, мемуарах. Ж.-П. Сартр вначале занимается феноменологической онтологией, выясняя, что «существование» заключает в себе два слитых определения: сознание и отрицание. Человеческое существование есть непрестанное самоотрицание. 8
и т.д.................

Научное знание, как мы уже отмечали, является могучим средством покорения природы, решения, практических задач, необходимых для воспроизводства человеческой жизни.

Но при всех его огромных возможностях, включая и осуществляемое общественными науками прогнозирование и планирование хозяйственной и социальной деятельности на определенный период, оно само, самостоятельно, без помощи других форм интеллектуальной и духовной деятельности, не способно выработать те общие принципы и нормы человеческого поведения, которые определяют основные жизненные установки человека, его образ жизни, саму стратегию человеческого и общественного развития. При всех своих огромных познавательных возможностях конкретно-научное знание не способно выявить и зафиксировать все возможные позитивные и негативные последствия общественной жизнедеятельности, в частности последствия современного, научно-технического творчества людей.

Это объясняется не только исторически ограниченными возможностями научного познания, но и спецификой самой общественной действительности, где общий результат всех индивидуальных намерений и действий и складывающаяся на их основе некая равнодействующая, объективная тенденция развития не совпадают ни с индивидуальными желаниями, ни с совокупной деятельностью членов общества как таковой. Как отмечал Энгельс, совершая сознательные поступки, люди могут предвидеть в лучшем случае лишь ближайшие последствия, к которым они приведут, но не могут предвидеть отдаленных общественных последствий своих действий. Иначе говоря, результаты исторической деятельности, все «за» и «против» дальнейшего существования человека не фиксируются в полной мере научным познанием и не позволяют нейтрализовать все возможные ее разрушительные для жизни последствия.

Указанное обстоятельство, однако, не снимает актуальнейшей задачи более рациональной организации общественной жизни, необходимости планирования и осуществления не только научно-технических, тактических, но и общих мер стратегического уровня, обеспечивающих нейтрализацию как научно распознанных, так и теоретически предполагаемых так называемых анонимных негативных факторов общественно-исторического развития. А это может быть осуществлено лишь с помощью основанного на научном и другом знании теоретического, философского познания и объяснения действительности, на путях философского определения общих проблем и задач, принципов и норм современной жизнедеятельности человека, выработки и практического утверждения такой жизненной позиции и образа жизни, такого отношения ко всем формам человеческой деятельности, и прежде всего к научно-техническому творчеству, которые позволили бы заблокировать и тем самым предотвратить его возможные разрушительные последствия.

Специфическая функция философии в решении этих задач в известной мере отражена в том условном разделении типов человеческого знания, с которыми мы нередко встречаемся в современной западной философской литературе. Если отбросить характерное для этой классификации противопоставление различных типов человеческого знания, а в некоторых случаях религиозно-эсхатологическую трактовку назначения философии, то можно согласиться с тем, что в отличие от научного знания, служащего главным образом конкретным нуждам и практическому ориентированию человека в мире, философия может быть охарактеризована как «спасающее» знание. Разумеется, в данном случае речь идет не о божественном искуплении и достижении блаженной жизни в «царствии небесном», а о социальной и нравственной ответственности человека и человечества в организации и соответствующем направлении современной личной и общественной жизни, о спасении человеческой жизни на Земле, о чрезвычайной актуальности сегодня гуманистической мировоззренческой, регулятивной и методологической функций философии, об одной из тех ее традиционных функций, в которой она выступает как теоретическое учение о жизненной мудрости, о путях и средствах оправдания человеческой жизни, о той помощи, которую она может и должна оказать в решении коренных жизненных проблем человечества.

Рассмотрение отношений, в которых находятся философия, эта фундаментальная область духовной деятельности человека, и сам человек как субъект и творение современной исторической эпохи, подводит к необходимости освещения вопросов о природе философского знания и его главенствующей функции в современном мире, о том, что она дает и может дать для решения жизненных проблем человека, и, наконец, о человеке как проблеме самой философии.

Как самосознание культуры определенной исторической эпохи философия вырабатывает свои теоретические принципы и ценностные установки в зависимости от особенностей развития науки и социальной практики этой эпохи, от удельного веса и общественной значимости различных сфер духовной культуры. Вполне понятно и оправдано поэтому выяснение функций и характера философии наших дней прежде всего в контексте ее отношений с наукой, удельный вес которой необычайно возрос в жизнедеятельности современного общества. Никто не будет отрицать возросшее значение методологических и критико-рефлексивных функций философии в отношении научного знания, ее роли в обеспечении междисциплинарного сотрудничества. Столь же очевидно огромное значение конкретно-научного знания как содержательного источника философского познания, побуждающего философскую деятельность и обогащающего его миропредставления. Положительно сказывается и должно сказываться органичное включение в основоположения и методы философии мыслительных стандартов, критериев рациональности и научности, складывающихся в лоне конкретно-научного знания и его теоретических построений.

Но философия определяет свои положения на основе переработки обобщенного и конкретного материала самых различных регионов культуры, включая науку. При этом философские принципы и методы, несмотря на их генетическую связь и зависимость от этих культурных регионов, несводимы к их конкретным методам и принципам, а имеют свою собственную особую природу. Философия обладает своими собственными средствами и способами познания и освоения действительности, своим критерием рациональности и научности, воплощающим в себе некое конкретно-историческое, органичное единство ценностно-мировоззренческих, практически духовных и научно-теоретических элементов. Поэтому, говоря о методологических и критико-рефлексивных ее обязательствах по отношению к науке, важно выяснить природу тех средств, с помощью которых эти функции осуществляются. Одно дело, когда философия выступает как самостоятельная форма теоретической деятельности, проясняющая, обосновывающая и критикующая научное знание с позиций собственных задач и критериев. Другое - когда она довольствуется теми же логико-теоретическими средствами и критериями, которые возникают в рамках самой науки и которые с той же целью и не менее успешно могут быть истолкованы и применены самими учеными.

В западной философии, особенно в неопозитивистских и постпозитивистских концепциях философии науки, природа философии рассматривается и характеризуется в ее чрезвычайной и крайне преувеличенной зависимости от науки. Она фактически ставится в положение некоей методолого-методической и теоретико-инструментальной служанки конкретных наук и различных частных форм человеческой деятельности. Подчеркивая действительно существующую зависимость философии от конкретно-научного знания, авторы этих концепций отказывают ей в праве самой быть самостоятельной и специфической формой знания. Фактически философская теория мира, если возможность такой и признается, рассматривается и оценивается как такое истолкование действительности, которое не несет в себе новых знаний о ней, а философская методология сводится к своеобразной метанаучной методологии, в критико-рефлексивных целях использующей теоретические и логико-методологические средства самой науки. Философия как общая теория мира и человека, методология всей его теоретической и практической деятельности, как средство критической саморефлексии, рожденное не только в русле логико-теоретического и научного исследования, осмысления исторических путей научного прогресса и механизмов функционирования науки, но и на основе обобщения всего совокупного социального и культурного опыта человечества, остается вне поля зрения или не принимается в расчет в должной мере.

Сознательно или невольно наука рассматривается в качестве некой автономной и самодостаточной силы человеческой жизни. Не учитывается то известное обстоятельство, что она функционирует в рамках определенной культуры, в системе конкретных социальных отношений и что использование созидательных возможностей науки и техники, как и устранение негативных, разрушительных последствий их развития, находится в прямой и существенной зависимости от характера и направленности общественной жизни в каждой стране, мирового социально-политического развития в целом. Поэтому возросшее значение науки в современных условиях требует не просто методологического содействия процессу научного познания, улучшению и совершенствованию его средств. В еще большей степени и несравненно острее встает задача социального и духовно-нравственного обеспечения современного научно-технического развития, подчинения его определенным ценностям, идеалам и гуманистическим принципам нашего времени.

Необходимость именно такого отношения философии к науке диктуется и тем обстоятельством, что наука, несмотря на необычайно возросшую ее роль в жизни современного общества, не содержит в себе критериев и императивов соответствующего культурного и социального применения ее достижений, а поэтому может быть употреблена как на пользу, так и во вред человечеству. В этой связи приобретает особую актуальность философское ориентирование на создание таких форм социальной жизни, международного экономического и политического сотрудничества, культурных отношений, при которых человечество сможет обеспечить надежный контроль над могущественными силами собственного научно-технического творчества и решить жизненно важные для него глобальные проблемы, и прежде всего самую главную из них - проблему достижения прочного и длительного всеобщего мира.

Признав важность этих задач, нельзя удовлетворяться лишь конкретно-научными прогнозами и проектами, призванными послужить оптимальному функционированию уже существующих социально-политических и хозяйственных механизмов. Сегодня, как никогда ранее, необходима разработка общих проектов социального и культурного обновления, созидания качественно новых форм внутригосударственной жизни и международных отношений. А разработка таких проектов возможна лишь в рамках социальной философии, специфическими средствами философского научно-теоретического прогнозирования и обоснования.

Понимание науки как важного фрагмента современной культурной и социальной практики позволяет остро почувствовать всю односторонность и недостаточность узкого науковедческого методологического взаимодействия с ней. Совершенно очевидно, что для подлинно философского обеспечения современного научно-технического прогресса приобретают огромное значение задачи, ценности и требования, вызванные к жизни общим ходом социально-политического и культурного развития, жесткой необходимостью своевременного решения коренных проблем современного человеческого существования. Выработка практически эффективных и гуманистических норм человеческой деятельности в век науки и техники еще в большей степени, чем когда-либо, требует от философии осмысления и учета в своих обобщениях и принципиальных установках всех тех познавательных и созидательных возможностей, которые имеются во вненаучных сферах человеческой культуры, общественной и духовной жизни человека. Именно на этих путях философия сможет наиболее полно реализовать свои обязанности перед наукой.

Рассматривая философию не только как теорию, объясняющую мир, но и как способ его практически духовного освоения и изменения в духе передовых идеалов и ценностей человечества, марксизм всегда придавал большое значение ее мировоззренческой функции, тем наиболее общим принципам и нормам человеческой деятельности, которые она вырабатывала на основе научно-теоретического познания объективных законов природного и социально-исторического развития, тех духовно-нравственных установок и императивов, которые она постулировала в согласии с этим познанием. И сейчас в своей теоретической и практической деятельности, в больших и малых свершениях современной социально-политической практики марксисты руководствуются теми стратегическими установками и перспективами, которые следуют из философского познания и видения задач и путей дальнейшего исторического развития.

Философия по своей природе действительно представляет собой теоретическую форму мировоззрения, или предельно общую мировоззренческую теорию. Это означает, что законы и принципы своего миропонимания философия обосновывает логически, специфическими теоретическими средствами, обнаруживая тем самым свою определенную принципиальную общность с наукой. Вместе с тем в своих мировоззренческих принципах и оценках она осмысливает материал всей наличной культуры, всего социального опыта, различных форм практически-духовной деятельности человека. Свое понимание мира философия формулирует и выражает в объективно безличных и универсальных теоретических положениях, основанных на фактах науки. Но она осваивает действительность также на основе обобщения и осмысления процесса сознательной целенаправленной деятельности человека, через эмоционально-психологическую и ценностно-нравственную его ориентацию в мире, определенную конкретными формами морального и эстетического воззрения, идейной убежденности и факторами обыденного сознания. Характеризуя философию как теоретическое выражение конкретно-исторического научного и социального опыта, ценностно-мировоззренческого подхода к действительности, следует учитывать и тот факт, что она имеет свои «вечные» темы и проблемы, отражающие некие непреходящие и коренные основы человеческой жизни. Этим, в частности, объясняется особое положение истории философии как важной теоретической основы и предмета всякого философствования.

Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и объясняет мир и человека, определяют ее собственную природу. Философия - не общая теория мира или человека, она есть общая теория мира и человека в их органичной связи и взаимодействии, философия человеческой жизнедеятельности в мире. В своих обобщениях философия опирается на научное знание и на ценностное отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-мировоззренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские законы и принципы независимо от того, к чему они относятся - к миру или к человеку, являются не просто объективными истинами, но и субъективно переживаемыми положениями, показателями определенного отношения человека к миру, к своему собственному бытию, они воплощают в себе одновременно и истину и ценность, научное знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и значения.

Философская правда жизни - употребим это, на наш взгляд, более емкое понятие - в отличие от научной истины сочетает или должна сочетать в себе истину и справедливость в их возможном гармоничном единстве. Философия говорит человеку как о его реальном положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он есть, но и о том, чем он может и должен стать. Соответственно существо той или иной философии во многом определяется тем, как она сочетает в себе научно-теоретический и ценностно-духовный моменты. Для утверждения истинности и справедливости своих принципов и основоположений она всегда пользовалась и пользуется сейчас, с одной стороны, научно-логическими построениями, а с другой - ценностными нормами и понятиями. И поскольку философия не только что-то научно-теоретически обосновывает, по и постулирует в качестве должного, то она обращается к различным методам убеждения, утверждающим веру в справедливость и обоснованность выдвинутых постулатов. Для этого она избирает тот или иной принцип веры, убеждения.

Античная философия, например, опиралась на веру в разумность космоса, природы, объективного миропорядка; средневековье жило метафизической верой в разумность и справедливость божественного начала, исходящего от него миропорядка; в Новое время обоснованию философских принципов служила «объективная истина» природы, абсолютного духа и научного знания. Современная философия пользуется как научно-теоретическим, так и ценностным, духовно-нравственным обоснованием своих положений. При этом сциентистские и антисциентистские концепции западной философии, как правило, разрабатывались и разрабатываются сейчас путем противопоставления этих двух методологических принципов, трактовки их как несовместимых и взаимоисключающих понятий. Такой подход противоречит действительному положению вещей: диалектической взаимосвязанности и взаимообусловленности объективной и субъективной, научной и ценностной, теоретической и практически-духовной сторон философского миропознания. Ведь ценностная установка, несмотря на своеобразие ее природы и всякого рода опосредования, одним из источников своих имеет объективно-научное знание, так же как и научное знание всегда есть то пиление объективного положения вещей, которое складывается при прямом или косвенном влиянии определенной ценностно-практической установки. Вместе с тем диалектический синтез объективного и субъективного, научного и ценностного не должен сводиться к некоему взаимопоглощающему слиянию этих различных начал. Выражая их существенную взаимосвязь и взаимозависимость, такой синтез должен сохранять постоянное наличие и известную самостоятельность этих сторон в рамках конкретного единства.

Философия верна своему назначению, своей специфической природе до тех пор, пока она не отождествляет себя с какой-либо конкретной формой научного знания или с верой. Соединяя в себе научные и мировоззренческие моменты, она должна в то же время с необходимостью обладать определенной направленностью, выражающей практическую устремленность, прогрессивную тенденцию своего конкретно-исторического времени. Иначе говоря, философия не может удовлетворяться положением абстрактно-бесстрастной теории мира, отвлекающейся от насущных жизненных задач человечества, его настоящего и будущего развития, и выступать в виде некоего всегда себе равного синтеза составляющих ее элементов. Диалектическая и конкретно-историческая природа каждого философского синтеза требует такого конкретного и органичного соотношения различных его сторон, при котором неизбежен приоритет одной из них - научной или ценностной, онтологической или антропологической, при условии, что эта «тенденциозность» не ведет к абсолютизации и фетишизации определяющего фактора и не нивелирует противоположное ему начало.

В условиях современного мирового развития, выдвинувшего на передний план задачи сохранения и утверждения мира на Земле, гуманистического и духовно нравственного обеспечения социального и научно-технического прогресса, первостепенное значение приобретают гуманистически-мировоззренческая, методологическая функции философии. По-своему и в значительно более глубоком и широком смысле, чем когда-либо, возникает необходимость философского обоснования и утверждения примата практически-духовной деятельности над научно-теоретической.

Будучи общемировоззренческой теорией мира и человека, философия не ограничивает себя научно освоенной действительностью, а обращается к культуре в целом, к самым различным формам практической и духовной деятельности человека. Она формирует целую систему представлений, определяющих место и роль человека в мире, вырабатывает и провозглашает наиболее общие нормы и принципы социального и нравственного поведения человека, его научно-теоретической деятельности. Отсюда естественное Стремление философии к установлению предельных оснований практического и теоретического отношения человека к действительности, к определению своего понимания смысла жизни человека и человечества, характера и направленности исторического процесса, подлинно нравственного поведения. Такие предельные основания, конечно, тесно связаны с тем или иным типом культуры и являются конкретно-историческими по своей природе. Но на каждом данном этапе истории они охватывают все основные аспекты отношения человека к действительности.

Философское Мировоззрение, Таким образом, не может быть сведено к Содержанию конкретных наук или к обобщениям, полученным лишь на основе анализа научного знания. Как самосознание определенной исторической эпохи оно осмысливает и интерпретирует также весь совокупный опыт человеческой жизни, нравственную, этическую, религиозную практику, факты и явления повседневного индивидуального и общественного бытия, непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Но и подобное беспредельное расширение поля философского анализа не означает, что объектом философии является непосредственно то, что уже освоено в научной и всякой другой форме общественного сознания. Объектом философии является не сам предмет, как он дан в специальной науке или этике, а способ, каким дан этот предмет. Для философского анализа действительность - это не просто человек и мир, а теоретическое и практическое отношение к миру, способ ориентации и жизнедеятельности человека в мире. Здесь раскрывается важная функция философии, заключающаяся в том, что она сопоставляет типы миропонимания и ориентации, задаваемые наукой и ценностно-практическими формами сознания - моралью, искусством, религией, обыденным сознанием. Философия фиксирует наиболее общие законы и принципы не того или иного вида духовной деятельности, а духовной деятельности вообще, она является, следовательно, также методологией научного и всякого другого познания. Такое своеобразие философии находит свое отражение в поисках и выявлении предельных оснований человеческого познания и деятельности, в своеобразном единстве теоретического и методологического ее содержания.

Именно эта специфическая особенность философии как общемировоззренческой теории, предельных оснований человеческой практики позволяет осуществить сопоставление различных форм духовной и практической деятельности, научного знания и ценностных форм сознания, теоретической деятельности и социальной практики. При этом задача состоит не в том, чтобы объединить эти разные сферы каким-либо априорным, всеобщим принципом, а в том, чтобы в каждой из них найти элементы и основы их общности.

Анализ ценностных форм сознания раскрывает те действительные жизненные и социальные основания, которые вызывают необходимость взаимного сопоставления различных форм духовной и практической деятельности человека, определяют роль и значение каждой из них в общефилософском миропонимании. Именно на почве «предельных оснований», определяемых философией, «вечных» философских вопросов о смысле жизни, природе И назначении человека, о свободе, добре и справедливости, о принципиальной ориентации человека в мире и его отношении к конкретно-историческим формам общественной жизни встречается и соотносится философия с моральным, религиозным, эстетическим и правовым сознанием в их неинституционализированной и неофициальной форме.

Философия не только дает определенное целостное понимание мира, но и соответствующим образом интерпретирует социальную действительность, выступая тем самым в качестве специфической формы идеологии. Другими словами, строго логическое и научно-теоретическое обоснование законов и принципов философии демонстрирует ее научную природу, а ее ценностномировоззренческое отношение к действительности обнаруживает в ней особую форму идеологии. Формы сознания, полярно противополагающиеся в ряде концепций западной философии, в действительности являются диалектически взаимосвязанными, пребывающими, при известных условиях, в состоянии принципиального взаимного соответствия, когда идеологически выраженный ценностный подход не только не противоречит научной объективности, а становится важным ее условием.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека