Виды реабилитации детей-инвалидов. Психосоциальная реабилитация инвалидов Реабилитационные центры для детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Различают следующие виды реабилитации детей-инвалидов:

  • - медицинская,
  • - психологическая,
  • - педагогическая,
  • - социально-экономическая,
  • - профессиональная,
  • - трудовая,
  • - бытовая,
  • - спортивная.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения ребенка-инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к активной деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Медицинские меры реабилитации детей-инвалидов включают определение медико-физиологического состояния детей, реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, заключение о профессиональной пригодности, а также медико-социальную экспертизу. Для комплексной оценки состояния здоровья, как правило, проводится комплексное клиникофункциональное обследование ребенка с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Все другие формы реабилитации детей-инвалидов - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.

Психологическая реабилитация - это воздействие на психическую сферу ребенка-инвалида. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Прежде всего социальный педагог должен знать и учитывать психологию ребенка- инвалида, понимать, что он как бы обособлен от общества и остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в социально-педагогическую работу.

Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает как одно из направлений психологическую коррекцию отклонении в развитии при различных вариантах ограничения возможностей ребенка. При исследовании личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка в центре внимания стоит вопрос о психических причинах отклонений, степени их выраженности. Однако в отношении детского возраста психология и педагогическая оценка нарушений развития не могут быть полными, если они не учитывают также и отклонений от нормы возрастного развития, на котором находится ребенок, особенностей его онтогенеза, вызванного болезненными процессами либо их последствиями.

Следует также учитывать, что психологические проблемы испытывают не только дети-инвалиды, но и их родители, близкие, другие родственники. Следовательно, и им необходима психологическая помощь и поддержка.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Социальным педагогом проводятся мероприятия, предусматривающие подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие уверенность в том, что приобретенные знания в том или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация включает в себя комплекс мероприятий: обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем; поддержание уверенности ребенка-инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение детей-инвалидов доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Трудовая реабилитация - заключается в том, что в реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения детей-инвалидов к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. Особое значение трудовая терапия приобретает при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции ребенка- инвалида от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают ребенка-инвалида от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

При разработке и проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз ребенка-инвалида, так и особенности личности в социальной среде. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога и врача, с одной стороны, и ребенка-инвалида и его окружением (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка- инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и устремлена в будущее.

И, наконец, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» различают федеральную базовую программу реабилитации инвалидов (это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета) и индивидуальную программу реабилитации инвалида (разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Глава I

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

виды реабилитации 5

1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья 22

1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 33

Глава II

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.

2.1 Трудности социально-психологической реабилитации

детей-инвалидов 41

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации 45

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50

Заключение 77

Список использованной литературы 87

Приложение 90


Введение.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;

Рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов


Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по

возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал Российского государственного социального университета

в г-к Анапе

Кафедра "Социальной работы и социального права"

Специальность "Социальная реабилитация"

" Медико-социальная реабилитация детей инвалидов "

Выполнила студентка 4 курса

направления подготовки "Социальная работа"

Удовенко Евгения

  • Введение
  • 1. Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. В настоящее в РФ 587 тысяч детей-инвалидов, В Краснодарском крае свыше 16 тысяч детей с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей "дети с ограниченными возможностями") - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-социальными экспертизами.

Цель работы является: изучение специфики медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.

Объект: дети-инвалиды.

Предмет: работа социального работника, направленная на медико-социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать особенности медико-социальной реабилитации;

- исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов;

- изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

1. Основная часть

ребенок инвалид реабилитация социальный

Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская, психологическая, педагогическая, техническая, профессиональная функции, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного. Основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественно-трудовую жизнь общества.

Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети-инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель - научить ребенка инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни.

Восстановительное лечение детей-инвалидов не ограничивается оперативным вмешательством, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействием, оно слагается из длительных и многообразных этапов медицинской, социальной психологической коррекции. В понятие реабилитации детей, имеющих психофизиологические отклонения, входят следующие важнейшие моменты: развитие жизненно необходимых навыков, обучение, по возможности, чтению и письму, адаптация к детскому коллективу, которые должны осуществляться повседневно и ежеминутно.

В настоящее время признана эффективной система круглогодичного оздоровления и реабилитации детей-инвалидов на базе специализированных детских учреждений. Данная организационная форма позволяет использовать не только традиционные способы терапии, но и методы лечебной педагогики, психологической коррекции в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Однако следует отметить недостаточное количество учреждений подобного типа, а также тяжесть нарушений, имеющих место у большого числа детей, наличие которых может служить противопоказанием для посещения специализированных детских садов.

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др.

Социальный работник в пределах своей деятельности должен содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена. К таким задачам относятся:

- комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;

- обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении;

- определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- разработка специальных технических средств, помогающих детям с физическими недостатками в развитии, более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми;

- определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

- нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортно жизнь лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность - это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

Инвалиды с детства - наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам.

Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума.

В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях - психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

В целях реализации социальной адаптации медико-социальной экспертизой ежегодно разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

- об образовательном уровне (общем и профессиональном);

- о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

- о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПР включает следующие разделы:

1) медицинская реабилитация;

2) социальная реабилитация;

3) профессиональная реабилитация;

4) психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Медицинская реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе " социальная реабилитация " предусмотрены:

1. Информирование и консулльтирование по вопросам реабилитации,

2. Оказание юридической помощи,

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида,

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности,

5. Технические средства реабилитации для бытовой и общественнй деятельности,

6. Психологическая реабилитация,

7. Социокультурная реабилитация,

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. Содействие в трудоустройстве,

5. Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения,

2. Получение общего образования,

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа,

4. Технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения программы).

Карта ИПР разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Впрочем, не все инвалиды приписаны к местным районным бюро МСЭ. Как правило, инвалиды по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПР именно там.

ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

Заключение

Таким образом, дети с ограниченными возможностями - наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.

В ходе исследования удалось изучить особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, исследовать особенности деятельности социального работника с категорией детей инвалидов и изучить индивидуальную программу реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 368 с.

2. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 160 с.

3. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 431 с.

4. Основы социальной работы: Учебник для вузов/ Под. Ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М, - 2005. - 393 с.

5. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2008. - 334 с.

6. Теория и методика социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2007.

7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Детская инвалидность и ее отражение в современном обществе. Периодизация родительского кризиса в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Общие формы психосоциальной работы с семьей. Комплексная социальная реабилитация детей-инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. Социальная реабилитация как эффективная технология в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Оказание юридической помощи и решение личных проблем.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Инвалидность как социальная проблема. Трудности инвалидов и их семей. Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ "Родник". Меры, направленные на восстановление трудоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Основные задачи психоневрологического учреждения. Специфика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с психическими заболеваниями различного генеза. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Значение индивидуальной программы.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2009

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основных функций. Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений. Сущность и понятие групп самопомощи и взаимопомощи: общие черты и отличие.

Родителям, которые желают обеспечить своим детям с нарушениями здоровья нормальную жизнь, следует узнать, какие имеются особенности реабилитации детей-инвалидов в 2020 году, как получить программу реабилитации и что в нее входит.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Время от времени разрабатываются новые способы лечения и восстановления здоровья детей-инвалидов.

Они учитываются медицинскими работниками при составлении соответствующей программы. Ее разработка осуществляется после того, как ребенку будет установлена группа инвалидности.

Главные аспекты

Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:

  1. Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
  2. Проведение реадаптации в новых условиях.
  3. Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.

Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основные термины

В процессе реабилитации в медицинских центрах могут использоваться некоторые термины, значение которых зачастую неизвестно родителям детей-инвалидов:

Абилитация Процесс реабилитации, в ходе которого у ребенка развиваются и формируются отдельные функциональные системы организма, полноценное становление которых затруднено из-за наличия определенных дефектов здоровья
Аномальные дети Это те дети, у которых имеются серьезные отклонения в физическом и психическом развитии
Гиперактивность Общее двигательное расстройство и неусидчивость, а также сопутствующее нарушение концентрации внимания
Инвалид Лицо, имеющее нарушение здоровья, которое обусловлено каким-либо заболеванием или перенесенными травмами
Ограничение жизнедеятельности Отклонение в развитии ребенка от нормы, возникающее из-за нарушения здоровья. В результате чего инвалид не склонен к самообслуживанию, передвижению, общению и ориентации

Согласно последним изменениям в законодательстве, можно использовать материнский капитал на реабилитацию детей-инвалидов.

В частности, родители могут приобрести товары и услуги, которые необходимы ребенку для того, чтобы стала возможной его адаптация и интеграция в обществе, реабилитация.

Главные задачи восстановления

При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.

При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:

  1. Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
  2. Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
  3. Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
  4. Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.

Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:

  • государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
  • интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
  • программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
  • врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
  • существует множество различных форм реабилитации;
  • деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.

Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.

Нормативная база

Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.

Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Декларация о правах инвалидов.
  3. Конвекция о правах ребенка.
  4. ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
  5. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.

Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.

В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.

Что нужно знать

Восстановление здоровья детей – непростое дело. Подходить к нему нужно со всей ответственностью. Разработка программы – лишь первый шаг на пути к восстановлению.

С помощью реабилитации может быть ускорен процесс выздоровления ребенка или запущен процесс адаптации в новых, непривычных для него социальных условиях.

Фото: статистика численности детей-инвалидов

За счет реабилитации может быть проведена профилактика возникновения различных осложнений. В некоторых случаях удается вернуть человека к активной жизни и подготовить к осуществлению трудовой деятельности в дальнейшем.

Специфика работы (методы и технология)

Существует несколько методик и технологий, которые применяются медицинскими работниками для реабилитации детей инвалидов. Так, разрабатываются проекты для социокультурной адаптации.

Основные методы для социальной и бытовой адаптации лиц с инвалидностью:

  • консультационные мероприятия для родителей инвалида;
  • проведение адаптационных обучающих мероприятий;
  • помощь в обучении ребенка социальным навыкам;
  • адаптация жилья, где проживает ребенок-инвалид к его потребностям;
  • организация учебного процесса, досуга;
  • занятие лечебной физической культурой, спортивные нагрузки.

Существует несколько методик соц – реабилитации:

  1. Социальная диагностика.
  2. Терапия.
  3. Профилактические мероприятия.
  4. Психосоциальная помощь.

На основании проведенной диагностики составляется план психолого-педагогический, который должен применяться не только при лечении, но и при обучении ребенка с инвалидностью.

Проводиться социальная терапия, основная задача которой – решение социальных проблем ребенка, исправление поведения в обществе, помощь в самоутверждении.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

ИПР – это своего рода медицинская карта-проект, разрабатываемая специалистами в бюро медико-социальной экспертизы. Формат документа был утвержден Приказом Министерства Здравоохранения.

Формат документа индивидуальная программа реабилитации инвалида можно .

В него входят следующие разделы:

  1. Анкетные данные о человеке с инвалидностью.
  2. Уровень образования. Указывается учреждение, в котором обучается ребенок.
  3. Группа инвалидности.
  4. Имеющиеся ограничения.
  5. Программа медицинской реабилитации.
  6. Проект соц. восстановления.
  7. Проект психолого-педагогической реабилитации ребенка до 18 лет.

Самый важный раздел – медицинская реабилитация. Основной задачей медицинских работников является восстановление или поддержание на прежнем уровне здоровья ребенка с инвалидностью.

В программе делается отметка о том, какой вид лечения был выбран:

  • общая, восстановительная терапия;
  • хирургическое лечение;
  • протезирование;
  • восстановление с помощью технических средств для реабилитации;
  • санаторно-курортное лечение.

В соответствие с ИПР инвалиду оказывается помощь в подборе образовательного учреждения, предоставление технических средств, проведение психолого-педагогической и коррекционной работы с ребенком.

Современные подходы к проблеме

В современном обществе для реабилитации инвалидов предпринимаются следующие меры:

  1. Медицинские.
  2. Социально-экономические.
  3. Профессиональные.
  4. Педагогические.
  5. Психологические.

Основная задача – подготовка ребенка к взрослой жизни, осуществлению им трудовой деятельности, социализация.

Количество инвалидов возрастает, ровно как и увеличиваются расходы государства на их содержание. Проблема реабилитации нашла отражение во многих современных законодательных актах, а также в документах ООН.

Уделяется большое внимание выработке единой системы по восстановлению и адаптации граждан с нарушением здоровья.

Трудности социально-психологического восстановления

Ребенок, которому была установлена группа инвалидности, кроме обычных проблем, которые свойственны любому гражданину, имеет еще и определенные потребности.

Их неисполнение может стать причиной того, что человек не сможет адаптироваться в обществе, будет чувствовать себя ущербным, неполноценным. С таким мироощущением ребенок не сможет развиваться как полноценная личность.

Трудность заключается не только в том, чтобы правильно выбрать программу реабилитации, но и в том, чтобы внедрить ее. Ребенка нужно подготовить к тому, что впоследствии он должен стать полноценным гражданином и осуществлять трудовую деятельность.

Практическое решение проблем

Государство, для того, чтобы обеспечить инвалидам достойную жизнь и помочь в решении имеющихся проблем, предпринимает следующие действия:

  1. Повышается размер социальных пенсий и пособий.
  2. Проводятся мотивационные программы для работодателей, которым принять на работу инвалида может быть весьма выгодно.
  3. Предусматривается целая система выплаты компенсации при оплате услуг ЖКХ.

В любой момент инвалид может получить консультацию по возникшим вопросам, позвонив в службу социальной помощи.

Специальные центры

Получить медицинскую и социальную помощь ребенок инвалид и его родители могут, обратившись в специализированный центр.

Большое их количество было открыто в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, но также они имеются и в малонаселенных пунктах .

К таким специализированным учреждением можно отнести коррекционные детские сады и общеобразовательные школы, реабилитационные центры.

Фото: динамика детей-инвалидов проживающих в России

Инвалидность подразумевает, что у её обладателя диагностированы хронические проблемы со здоровьем, то есть присутствует травма или сложное заболевание. Причём данные состояния ограничивают жизнедеятельность человека, социальную активность. Что касается детей-инвалидов, они, как правило, не способны контролировать свои реакции и поведение из-за серьёзных умственных, психоневрологических и/или физических отклонений от нормы. Самообслуживание, общение со сверстниками для них тоже затруднительно, а обучение и дальнейшая работа порой даже неосуществимы. Учитывая всё это, государство создаёт различные возможности для реабилитации детей с инвалидностью. Далее раскроем тему подробней.

Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом. При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам. Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.

Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на :

Медицинскую - здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм;

Физическую - подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры;

Психологическая - состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом;

Социальная - элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане;

Профессиональная - в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства.

Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и плана со всеми актуальными направлениями в них. ИПР выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В стандартной программе (с 2005 года) указана информация о ребёнке-инвалиде, выявленном у него заболевании, установленной степени ограничений и о группе инвалидности. Здесь прописаны также виды и объёмы, порядок и сроки осуществления реабилитационных мероприятий медицинской, физической, психолого-педагогической направленности.

В последнем случае подразумевается :

Получение ребёнком-инвалидом дошкольного и школьного образования;

Психолого-педагогическую работа с целью коррекции соответствующих нарушений;

Предоставление для обучения необходимого материально-ресурсного оснащения.

Патронаж семьи и, если требуется, консультирование родителей по вопросам адаптации больного ребёнка (и не только), оказание психологической поддержки;

Законы РФ о реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день в социальной гос. политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей.

В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное

обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности.

Плюс, реабилитация и соцзащита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Чтобы ребёнок с инвалидностью имел представления об обществе, его ценностях, культуре, принятых нормах поведения, в целом развился, получил образование, был воспитан правильно, умел взаимодействовать с окружающими, разработан комплекс мер по социальной реабилитации. Благодаря различным мероприятиям дети с ОВЗ также должны стать более самостоятельными, освоить бытовую ориентацию и самообслуживание.

А так как дети-инвалиды в основном изолированы от сверстников, не могут или с большими трудностями посещают объекты исторического и культурного наследия, главной задачей социальной реабилитации становится организация среды и пространства, где ребёнок сумеет развить и проявить заложенные умения, окажется вовлечённым в общение с другими детьми, с окружающим миром.

Следует принять во внимание, что в реабилитации несовершеннолетних инвалидов должно активно развиваться не только медицинское направление. Конечно, терапия заболеваний и их профилактика жизненно необходимы, однако это не должно способствовать обособлению детей с ОВЗ в отдельные школы по признакам проблем со здоровьем. Хотя долгие годы имела место практика помещения инвалидов не только в спецшколы, но и в закрытые лечебные учреждения, санатории и тд, сегодня с помощью соцреабилитации стремятся интегрировать особенных детей в одно пространство со здоровыми, чтобы преодолеть неприятие, страх, комплексы и способствовать раскрытию потенциала.

Для более успешной интеграции инвалидов уделяют внимание :

Облегчению и улучшению условий их быта за счёт использования бытовых приборов и технических средств;

Созданию особых условий для практического взаимодействия в социуме;

Восстановлению и развитию физ. возможностей;

Реализации их творческих способностей;

Организации пространства и досуга, чтобы было комфортно посещать музеи, культурные мероприятия, развивающие центры и тд;

Психологической поддержке, актуальной как для детей-инвалидов, так и для их родителей, родственников.

Рассмотренные виды деятельности призваны помочь ребёнку с инвалидностью и его близким влиться в общественную среду, стать её частью.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Если родители желают, чтобы их ребёнок проходил реабилитацию дома, первым делом нужно посоветоваться с лечащим врачом. Не лишними будут консультации с психоневрологом и педагогом. Мед. специалисты и педагоги должны исследовать состояние инвалида, а также дать оценку его физическим и интеллектуальным возможностям, зафиксировать степень ограничений и развития моторики.

По итогу формируется индивидуальная программа занятий, причём на начальном этапе допустимо выполнения большей части заданий совместно с обычными задачами по уходу за ребёнком. Например, в процессе повседневной заботы можно развивать у детей-инвалидов навыки самообслуживания, самостоятельности, способствуя параллельно его физическому развитию.

Важно, чтобы надомные занятия радовали ребёнка и в то же время являлись успешными. Для достижения этих целей эксперты советуют придерживаться следующих принципов :

Давать небольшие задания;

Развивать сохранные функции с помощью комплекса упражнений;

Чередовать виды деятельности, избегая однообразия и монотонности;

Новые задачи перемежать с простыми и освоенными, чтобы после приложения усилий ребёнок мог немного расслабиться;

Оценивать достигнутые результаты положительно, поощряя ребёнка и при необходимости оказывая поддержку (если он не может сделать что-то сам);

Придерживаться скорректированного педагогом, составленного минимум на две недели плана.

При всех преимуществах домашней реабилитации родителям следует подготовиться к капризам ребёнка-инвалида, его нежеланию выполнять задания и к другим возможным трудностям.

Реабилитационные центры для детей-инвалидов

Восстановительные мероприятия в комплексе, то есть по требуемым направлениям, реализуются в специальных реабилитационных центрах. В них есть все условия для социальной, педагогической, физической и медицинской реабилитации ребёнка с инвалидностью.

Ещё здесь предоставляется помощь психологического характера членам семьи несовершеннолетнего с ОВЗ. К примеру, родителей консультируют, обучают методам воспитания, вводят в круг поддержки и общения с такими же людьми

Ключевыми задачами центра являются всесторонняя реабилитация детей-инвалидов, их социальная адаптация детей, создание подходящей среды и благоприятного климата (в семье, между детьми). В реабилитационных центрах за дело берутся квалифицированные специалисты, начиная от врачей и заканчивая тренерами. Это гарантирует реализацию индивидуальных способов работы с каждым ребёнком-инвалидом.

Плюс, в подобных центрах проводят культурно-просветительские, культурные, спортивные и другие мероприятия с учётом особенностей учащихся. Нередко к участию приглашают родителей и здоровых детей, что позволяет всем вовлечённым в процесс обрести уникальный опыт общения и не только.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека