Общественно-политическое движение —. Общественно-политическое движение

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Политические партии и партийные системы.

Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.

Тип занятия: лекция.

План

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

2. Партийные системы и их типология.

3. Формирование многопартийности в Украине.

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологи­ческое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть – конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и ус­тойчивой организационной формой.

К основным признакам политических партий относят:

Активное участие в политической борьбе;

Наличие членства;

Определенную социальную базу;

Наличие политической программы и устава;

Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

Наличие одного или нескольких лидеров.

Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Остро­горского, Р.Михельса, Г. Моска.

Когда же возникли политические партии?

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в совре­менном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти. Первоначально в капиталистическом обществе полити­ческие партии создавались в основном различными груп­пами буржуазии, а также ее противниками из числа фео­дально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы на­емных работников. В демократическом обществе пар­тии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государ­ственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетари­ата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Ком­мунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления пар­тий рабочего класса явилось создание в 1864г. Междуна­родного товарищества рабочих - I Интернационала.

Классификация (типология) полити­ческих партий.

Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозици­онные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Главной целью партии интересов можно считать отста­ивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позво­ляет в свою очередь разделить партии интересов на рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подоб­ных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной при­надлежности.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные , полулегальные и нелегальные . Пер­вые - официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Функции политических партий

Во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

В-четвертых, в условиях демократической полити­ческой системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность лю­бой партии);

В-пятых, проведение избирательных кампаний. Пар­тии призваны выступать главными организаторами и дей­ствующими лицами, не отдавая это дело на откуп влас­тным структурам, бюрократическому аппарату (чиновни­честву);

В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или груп­пе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает бу­дущее с одним лицом, она есть выражение воли большин­ства, ее реализация через это большинство.

Основным способом осуществления названных фун­кций является предвыборная борьба, выдвижение парти­ей своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандис­тскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее при­влекательно представить свои программные цели и зада­чи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются раз­личные формы и методы работы: устная и печатная пропа­ганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - са­мая активная фаза деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.

Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:

1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.

2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.

4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.

5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.

6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).

Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:

Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.

Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.

Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.

Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения .
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
  3. Политические клубы - свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

Экономические цели развития общества

Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны. А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок. Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов. Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.

1. Раскройте смысл понятия.

^ Гражданское общество -

2. Используя текст учебника, сформулируйте основные цели гражданского общества.

3. Напишите, какие различия существуют между формальными и неформальными организациями.

Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и неформальных организаций и запишите их номера в соответствующие строчки.

Примеры: 1) профессиональный союз металлургов; 2) дворовая футбольная команда; 3) ассоциация преподавателей университетов России; 4) клуб подготовки к рождению ребенка; 5) объединение соседей по подъезду; 6) негосударственный центр детского творчества; 7) дачный кооператив; 8) товарищество собственников жилья; 9) демократическая политическая партия; 10) негосударственный пенсионный фонд; 11) союз предпринимателей России; 12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; 13) организация ветеранов войны; 14) городской союз композиторов.

Формальные:

Неформальные:

4. Студенты одного из российских университетов обсуждали, что такое гражданское общество. Ознакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их. Ответьте на вопросы и выполните задания.


  1. «Гражданское общество - это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права». Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою позицию.

  2. «Для меня гражданское общество - это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не пере­кладывая свою ответственность ни на кого другого.
Гражданское общество - это такое общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

Также я считаю, что наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

Как вы понимаете связь между ответственностью гражданина и функционированием гражданского общества?

Почему члены гражданского общества должны быть сопричастны к происходящим событиям, даже если они не затрагивают личные интересы граждан?

Как существование среднего класса связано с гражданским обществом?


  1. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов».
Приведите пример такой связи человека с государством.

Используя все приведенные мнения, сделайте вывод о том, что такое гражданское общество.

5. В 2007 г. один из фондов изучения общественного мнения провел среди граждан России опрос на тему: «Есть ли в России гражданское общество?»

Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.

Затрудняюсь ответить

25%


33

Нет

25

Есть

42

Затрудняюсь ответить

Сформулируйте результаты опроса:


  1. Граждане, отрицавшие существование гражданского общества в России, приводили следующие доводы: а) люди разобщены, каждый заботится только о себе; б) отсутствует национальная идея; в) нищета, люди плохо живут, нет заботы о людях; г) отсутствуют законность и порядок в стране; д) не соблюдаются права человека; е) велико социальное расслоение.

    1. Какие из этих доводов действительно относятся к гражданскому обществу? Укажите только буквы.

    2. Кратко поясните свой выбор.

  1. Граждане, признававшие существование в России гражданского общества, приводили следующие аргументы: а) в России есть законы, соблюдаются законность и порядок; б) есть народ - есть гражданское общество, оно есть в любой стране; в) у нас в стране демократия; г) у нас патриотизм, сплоченность общества.

  1. Какие из аргументов не имеют отношения к гражданскому обществу?

  2. Кратко поясните свой выбор.

  1. Предположите, почему значительное количество опрошенных граждан затруднились с ответом.

  2. Как бы вы ответили на этот вопрос социологов, если бы принимали участие в опросе? Почему?

6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.


  1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

  2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. <...>
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жите­лей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. <.>

8. Органы территориального общественного самоуправления:


  1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

  2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

  3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

  4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

  1. Составьте план текста.

  2. Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

  3. Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

  4. Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

  5. Заполните таблицу о направлениях деятельности территориаль­ного местного самоуправления, исходя из содержания документа.

6) Сделайте вывод о том, какова роль территориальных органов местного самоуправления в развитии гражданского общества.

Тема 6. Участие граждан в политической жизни

1. Как гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства?

2. Используя текст учебника, объясните основные принципы изби­рательного права в демократическом обществе.

Всеобщее избирательное право -

Равное избирательное право -

Прямые выборы -

3. Объясните, чем различаются выборы в органы власти и референдум.

4. Ознакомьтесь с результатами социологических опросов и выполните задания.

1) Граждане отвечали на вопрос: «Результаты, каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь и на положение дел в стране?» Результаты опроса представлены в виде таблицы. Внимательно ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


^ Варианты ответов

Влияют (% от числа опрошенных)

на мою жизнь

на жизнь страны

Президентские выборы

23

54

Парламентские выборы (выборы в Государственную Думу)

4

11

Выборы в законодательные собрания регионов

5

3

Выборы в органы местного самоуправления

27

10

Никак не влияют

20

12

Все влияют

7

3

Затрудняюсь ответить

14

7

Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на их жизнь? Объясните почему.

Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на жизнь страны? Объясните почему.

Чем различается оценка гражданами влияния любых выборов на их жизнь и жизнь страны?

Правомерно ли сделать вывод о том, что значительная часть граждан не видит влияния выборов на свою жизнь и жизнь страны? Аргументируйте свой ответ, используя данные опроса.

2) Во многих случаях граждане недовольны политиками, за которых они голосовали на выборах. Граждане отвечали на вопрос: «Кого за это надо винить в первую очередь?»

Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Вниматель­но ознакомьтесь с ними и выполните задания.

Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.

5. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О референдуме Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

^ Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Статья 2. Принципы проведения референдума


  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

  2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

  3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

  4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

  5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью при­нудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

  1. Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?

  2. Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

  3. Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?

  4. Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

  5. Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.

Тема 7. Политические партии и движения

1. Раскройте смысл понятий.

Общественно-политическое движение -

Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)

1) Заполните таблицу.

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.


  1. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

  1. Объясните смысл высказываний.
«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

^ Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется


  1. правом 3) экономикой

  2. политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций?


  1. исключительное право издавать законы

  2. определение перспектив развития общества

  3. разработка политических программ

  4. выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?


  1. командно-административные методы управления

  2. всесторонний контроль государства за жизнью общества

  3. господство исполнительной власти

  4. равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

А) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.


  1. законодательная власть сосредоточена в руках монарха

  2. единоличный глава государства

  3. наследственный порядок преемственности власти

  4. ответственность правительства перед парламентом


б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ Признаки Формы государственного

устройства

1) единая структура государства А) унитарное государство

На всей территории страны Б) федеративное государство


  1. существуют два уровня государственного аппарата

  2. двухпалатная структура парламента

  3. административно-территориальное образование
не имеет собственного гражданства

  1. объединение субъектов, обладающих относительной
политической самостоятельностью

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.


1

2

3

4

5

г) Ниже приведен ряд положений. Все они, за исключением одного, относятся к внутренним функциям государства. 1) Охрана законности и правопорядка; 2) формирование государственного бюджета; 3) обеспечение государственного суверенитета; 4) развитие международного сотрудничества; 5) осуществление социальной политики.

Найдите и выпишите номер положения, выпадающего из этого ряда.

4. В романе писателя-фантаста описана такая ситуация: «Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключаются к твоему кабелю полиция мыслей - об этом можно только гадать. Не исключено, что следили за каждым - и круглые сутки».

Какому политическому режиму соответствует эта ситуация?

5. В государстве Z президент - глава государства, полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Правительство формируется президентом из представителей победившей на выборах в парламент партии при вотуме доверия парламента.

Какова форма правления государства Z?

6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задание.

Глава I. Общие положения

Статья 9. Гражданство детей

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.


  1. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
^ Глава II. Приобретение гражданства

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке... ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

А) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

Б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

1) Какие условия определяют гражданство детей?

2) Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте свою точку зрения.

3) Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети? Подчеркните в тексте соответствующую статью.

7. Граждане, опрошенные на выходе с одного из избирательных участков, так мотивировали свое участие в выборах:


  1. Каждый гражданин должен участвовать в выборах.

  2. Необходимо участвовать в выборах, чтобы изменить ситуацию в своем регионе, стране к лучшему.

  1. Если я не буду участвовать в выборах, моим голосом могут воспользоваться для подтасовки результатов.

  2. Я всегда участвую в выборах.

  3. Голосуя, я могу выразить свой протест против политики властей.

  4. Нужно участвовать в выборах, иначе не будет демократии.

  5. В результате выборов к власти придут новые люди.

  6. Все мои близкие и друзья участвуют в выборах.

  7. Участвуя в выборах, я могу помочь симпатичному мне кандидату, близкой по взглядам партии.

Какой(ие) из приведенных доводов за участие в выборах вы считаете наиболее серьезным(и)? Почему?

8. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали проблему «Молодежь и политика». Основной спор разгорелся при обсуждении вопроса о том, должна ли молодежь до двадцати пяти лет активно участвовать в политической жизни страны, в осуществлении политической власти.

Противники активного участия молодежи в политике высказали следующие соображения: «Молодые еще, не созрели для такого дела, жизненного опыта нет»; «политика - дело людей старшего возраста»; «бессознательные, не могут принимать самостоятельного решения»; «у молодежи силен стадный инстинкт, и ими можно легко управлять»; «они еще не разбираются в поли­тике»; «у молодежи плохие взгляды на жизнь, они хотят иметь все и сразу, а ничего для этого не делать»; «им ни до чего нет дела, на уме одни развлечения»; «молодежь должна в школу ходить, какая политика?»; «пусть лучше делом займутся, болтунов у нас и так хватает»; «работать нужно, а не политикой заниматься»; «а что от них толку? свободы действий им все равно не дадут»; «взрослые некорректно ведут себя в политике, а молодежь тем более подвергается экстремизму»; «политикой должны заниматься профессионалы, участие молодых - это гражданская активность».

Сформулируйте основные аргументы противников активного участия молодежи в политике и приведите контраргументы. Заполните таблицу.


Сделайте вывод о том, должны ли молодые люди активно участвовать в осуществлении политической власти.

^ ГЛАВА II. ПРАВО

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека