Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей. Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Елена Мартинякова
Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста

1. Введение

3. Способы и приемы сказкотерапии .

4. Сенсорика в программных сказках для детей раннего возраста .

5. Заключение.

Введение

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия . Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Существует следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения могут получить дети из сказок .

2.1Слово “ сказкотерапия “ появилась в русском языке сравнительно недавно. И как, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, вызывает многообразные ассоциации.

Для одних “ сказкотерапия “ –это лечение сказками , для других – приемы коррекционной работы.

Для третьих- способ передачи основных знаний о жизни.

Прежде чем начать разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства,давайте вспомним одну старую восточную притчу. Странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано- Переверни и читай. Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне- Зачем ты ищешь нового знания,

если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? Может эта притча как раз о сказках ?

Современная наука различает следующие типы сказок :

1. Сказки о животных .

2. Волшебные сказки .

3. Новеллистические сказки . (бытовые)

4. Легендарные сказки .

5. Сказки-пародии .

6. Детские сказки .

Детская сказка - одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка , которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка !

Выбирая детскую сказку для малыша , обязательно учтите особенности его психического развития . Необходимо

знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность , удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей . Это возраст , когда детям очень нравятся сказки о животных . Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными , их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам , как «Репка» , «Теремок» , «Колобок» . Подобная организация речи «сказителя » помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное взрослыми по сказке с помощью кукол .

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок . Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок . В этом аспекте надо быть предельно аккуратно и не пугать ребенка, а разобраться, разъяснить ситуацию.

2.2 Способы и приемы сказкотерапии .

Итак, некоторые приемы :

Чтение и последующее обсуждение сказок ;

- рассказывание сказки ;

Изменение конца сказки ;

Драматизация (постановка)

Рисование иллюстраций

Сочинение сказок .

2.3 Сказочные зачины .

Развитие слухового восприятия : жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки-грохотал всегда и везде, даже не задумывался о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком, сонный час, во время игр и разговоров своих родителей….

Развитие зрительного восприятия : зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшийся смелостью. Он боялся не только волка и темноты….

Развитие цвета : в Волшебной стране жил красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним…

Программные произведения. Сказки и потешки (вторичные сказки ) .

Сорока-сорока. Осязательные ощущения (круговые движения пальчиком по ладошкам) . Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки также осязательные ощущения.

Петушок-петушок- обследование, изучение частей тела с показом различного петушка, а именно мягкая игрушка, резиновая, пластмассовая).

Курочка ряба (тук-тук звукоподражание, яичко-овал, обследование курочки) .

Колобок (круглый, кругленький, желтенький-как солнышко) .

Репка. Круглая, большая пребольшая, желтая, травка зеленая.

Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека.

Эмоции радости.

Знакомство с потешками “ Два веселых гуся”, “ Гуси-гуси”.

Знакомство с эмоциями страх. “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”.

Знакомство с эмоциями обида. “ Репка”.

Знакомство с эмоциями грусть. “ Курочка Ряба”, потешка Рева-корова”.

Заключение

Увы, но в пределах одного семинара мы не можем рассказать вам обо всех секретах, которые скрывает в себе сказочное воздействие , как и не можем перечислить даже основные методы сказкотерапии . Но мы можем определить базовую модель сказки , которая поможет нашим малышам.

1. Создайте мир, в котором ребенку будет интересно и безопасно.

2. Не ограничивайте этот мир пределами вашей группы или комнаты. 3. Создайте постоянных героев вашей сказки , которые будут помогать или мешать нормальному ходу событий.

4. Создайте главного героя, с которым ваши малыши смоут ассоциировать себя, и которые в сказках смогут решать все те проблемы, с которыми пока не моут справиться ваши малыши. Или преодолевать страхи, с которыми наши дети пока не в состоянии победить.

И старайтесь, чтобы каждый раз рассказываемая вами история была новой и интересной, ведь если ребенок будет скучать, или не сможет сопереживать судьбам героев сказки , сказкотерапия будет для него бесполезной и малоэффективной.

Литература.

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии

2. И. В. Вачков Введение в сказкотерапию

3. Л. А. Метиева Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста .

4. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста

Публикации по теме:

На дворе месяц март и все мы с нетерпением ждём прихода весны. Так хочется погреться под лучами тёплого весеннего солнышка,увидеть таинственное.

Наша группа называется "Солнышко".На центральной стене у нас постоянно красуется эмблема нашей группы-ласковое солнышко. Вы уже видели,как.

Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск) Деятельный подход в ДОУ.

Индивидуальный план самообразования «Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей» Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня на 2015 – 2020 гг. Воспитателя: Губиной Людмилы Викторовны Тема: «Реализация.

«Слоненок с шариками».

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».

В кратчайшие сроки возможно проработать с детьми всевозможные страхи.

Во время рассказывания, сказка для ребенка значит как психологическая консультация для взрослого, только работа идет на внутреннем, подсознательном уровне человеческих проблем и способы их решения. Дети будут более мудрыми, а поведение будет адекватным.

Цель: прорабатывать с детьми сказочные ситуации, как сказочный урок будет использован в реальной жизни.

Задачи: Решения проблем детских капризов. Развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Отвечать на вопросы, соотносить ответы со своим поведением.

Ход занятия.

Ребята я предлагаю вам присесть на сказочный «летающий» ковер, взяться за руки, на несколько минут закрыть глаза и представить, что вы летите в страну сказок;

Жил-был маленький слоненок . Мама и папа его очень любили. Они вместе играли, гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоненок очень лю-бил проводить время со своими родителями.

Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился и он захотел такой же.

Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста!

Мама и папа очень любили своего сыночка и решили порадовать малыша. Они купили ему красивый желтый шар.

Слоненок был счастлив, он повсюду ходил со своим шариком. А когда ложился спать, привязывал его к своей кроватке.

Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар, и конечно же попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына, и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился.

Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать. Но слоненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить:

Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого еще нет!

Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Они меньше стали бывать со слоненком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились.

Слоненку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали.

И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться.

Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко-высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей и стал звать на помощь. Он кричал: «Помогите! Помогите! »

Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары - один за другим. Так постепенно слоненок опустился на землю. Он сел на травку и задумался.

Как ты думаешь, о чем? Ответы детей. Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?.

Как вы думаете, что может слоненок для этого сделать?

Дети подходят к столу, на столе бумага, карандаши цветные и восковые мелки.

Как вы думаете, что может слоненок для этого сделать? Нарисуйте и

подскажи ему, пожалуйста.

Физ. минутка. Ребята вот тот самый воздушный шарик. Давайте в него поиграем! Игра с воздушным шариком.

Анализ, обсуждение сказки, проработка сказочных смыслов и связь с реальными жизненными ситуациями.

Каждый ребёнок проговаривает. Чему научила сказка? Что было интересным? Как он себя чувствовал на занятии? Что было интересным? С чем уходишь?

Подводим итог занятия, отмечаем отдельных детей за их заслуги, подчеркиваем значимость приобретенного опыта, проговариваем конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Говорим: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Эти знания пригодятся в жизни».

Рефлексия. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя, окружающий мир есть радость для тебя… Ты всегда радость для другого. Береги себя и другого береги. Уважай, люби все, что есть на Земле - это чудо! И ты тоже - чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть. Спасибо.

Верь в себя (О.Хухлаева)

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым, делать что-то полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и совсем не верил в себя. «Разве я что-то могу? Разве я что-то сумею? Мне страшно вечером в темноте, страшно одному дома, страшно далеко плавать», - думал он. поэтому все в лесу звали его Зайчишкой-трусишкой. От этого ему становилось грустно, обидно. И часто он плакал, когда оставался один. А не дразнил Зайчонка только его единственный друг Барсучонок.

И вот как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска сломалась, и он упал в речку. Он не умел плавать и стал барахтаться и кричать, прося о помощи. А Зайчонок умел немного плавать, но он сам очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка». Не думая об опасности, он бросился в воду и вытащил друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что это Зайчонок спас друга. Но потом стали хвалить Зайчонка и устроили большой праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное.

И на всю жизнь он запомнил слова, которые сказал сам себе в трудную минуту: «Верь в себя - и ты победишь!»

Однажды мальчик со своим отцом отправился в горы. Неожиданно мальчик споткнулся и упал. Больно ударившись, он закричал: «ООООО ййййй!»

К своему удивлению он услышал, что где-то далеко в горах какой-то голос вторил ему: «ООООО ййййййй!»

Побуждаемый любопытством, он прокричал: «Кто ты?».

И в ответ услышал: «Кто ты?».

Рассерженный таким ответом мальчик громок выкрикнул: «Трус!»

До него донесся ответ: «Трус!»

Тогда мальчик посмотрел на отца и спросил: «Что это такое?»

Отец улыбнулся и сказал: «Сынок, а теперь послушай внимательно!»

Затем он прокричал в направлении гор: «Я восхищаюсь тобой!»

Тогда он снова прокричал: «Ты победитель!»

Удивленным непонимающим взглядом мальчик смотрел на отца.

Тогда отец объяснил сыну: «Люди называют этот голос ЭХО, а в действительности это жизнь. Она возвращает тебе назад все, что ты говоришь или делаешь. Наша жизнь - это простое отображение наших поступков. Жизнь вернет тебе все, что ты дал ей».

Один из законов жизни гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Родители должны помнить, что каждую минуту наши дети впитывают то, что потом эхом отзовется в нашей жизни.

«Шрамы на душе»

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

Каждый раз, когда не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора. В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживать свой гнев и с каждым днем забивал гвоздей всё меньше и меньше. Наконец, наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

Каждый день, когда тебе удастся сдержаться,

вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл мальчика к забору:

Ты справился с заданием, посмотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде.

Так и с человеком; когда ты говоришь злое слово, на его душе остаётся шрам, такой же, как эти дыры.

Даже если ты потом извинишься, шрам все равно остается. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

«Просьба к Богу»

Однажды учительница начальных классов попросила детей написать сочинение о том, что бы они хотели, чтобы Бог сделал для них.

Вечером, когда она проверяла тетради, она наткнулась на сочинение, которое её очень расстроило.

В этот момент вошёл её муж и увидел, что женщина плачет.

«Что случилось?! - спросил он её.

«Читай» - ответила она, протянув сочинение мальчика.

«Господи, сегодня я прошу тебя о кое-чём особенном: преврати меня в телевизор. Я хочу занять его место. Хочу жить как живёт телевизор в нашем доме. Хочу иметь особое место и собирать вокруг себя всю семью. Хочу, чтобы меня слушали, не перебивая и не задавая вопросов, когда я говорю. Хочу быть центром внимания. Хочу, чтобы со мной занимались, как занимаются телевизором, когда он перестаёт работать. Хочу быть в компании отца, когда он возвращается домой, даже уставший. Чтобы моя мама, вместо того, чтобы игнорировать меня, шла ко мне, когда остаётся одна и грустит. Хочу, чтоб хоть иногда, мои родители оставляли всё в стороне и проводили немного времени со мной. Боже, я не прошу много…Я только хочу жить как живёт любой телевизор».

«Кошмар! Бедный мальчик!» - воскликнул муж учительницы.

«Что же это за родители такие?!»

Она со слезами на глазах ответила: «Это сочинение нашего сына.

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ

Жизнь подобна симфонии, а каждый из нас - инструмент, играющий свою неповторимую партию в этом прекрасном музыкальном произведении. Ни один инструмент не может сыграть мелодию, написанную для другого. У каждого своя собственная и неповторимая партия. Каждый важен и необходим для достижения гармонии.

Если мы, как инструменты, играем свою мелодию, не согласуясь с другими инструментами, то тем самым мы создаем дисгармонию. Если мы, как инструменты, не замечаем указаний Космического Дирижера, то тем самым мы препятствуем благозвучному исполнению Земной Симфонии.

Если инструмент теряет ноты, по которым должен играть, и забывает, что он должен исполнять, то, скорее всего, он станет подыгрывать другим. Но эта игра уже не будет его неповторимой партией. Он не найдет истинного счастья и радости, исполняя партии, написанные для других.

Если инструмент полюбил какую-то определенную партию и отказывается играть то, что просит космический дирижер, то польза от этого инструмента для Земной Симфонии будет никакая и он может стать препятствием на пути к гармонии.

А кроме того, если инструмент расстроен, то никакую партию он благозвучно исполнить не сможет. Инструмент нужно каждый день настраивать (аналог дисциплины) и играть на нем.

Знаете ли вы свою партию? Исполняете ли вы ее? Не фальшивите ли вы? Готовы ли вы исполнять разные партии, предлагаемые вам космическим дирижером?

Притча «Два ангелочка»

У Господа на посылках были два ангелочка. Один из них постоянно путешествовал между землей и небесами. Другой почти все время проводил, сидя на облачке и думая, зачем же другой ангелочек все время путешествует между землей и небесами.

Сидящий ангелочек решил спросить у занятого, что же он такое делает. «Скажи мне, братец ангел, что это у тебя за работа такая, которой ты занят все время?» И занятой ангелочек ответил ему: «Я собираю все «Прошу тебя, Господи» у людей на Земле и приношу их Господу. А позволь мне спросить тебя, в чем заключается твоя работа, если ты почти все время просиживаешь на этом облачке и смотришь на Землю?»

Сидящий ангелочек торжественно ответил: «Моя работа состоит в том, чтобы собирать все «Спасибо, Господи» у людей на Земле и доставлять их Господу».

(Дадим же скучающему ангелу работу!)

Из книги «Современные притчи» Роберта Элиаса Наджети

Жила когда-то птица, которая не умела летать. Как цыпленок она ходила по земле, хотя и знала, что некоторые птицы летают.
Случилось так, что, в силу ряда обстоятельств, яйцо летающей птицы высидела эта нелетающая птица. В должное время птенец вылупился, причем со способностью летать, которая уже проявлялась время от времени, когда он еще был в яйце.
Иногда он спрашивал свою приемную мать: "Когда же я полечу?". И привязанная к земле птица отвечала ему: "Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы".
Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета, даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог научиться.
Но странно, что птенец сам не замечал этого. Чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему понять свое положение.
- Если бы не она, - рассуждал он сам с собой, - я до сих пор оставался бы в яйце.
А иногда он говорил себе так:
- Любой, кто смог меня высидеть, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все зависит от моих собственных усилий, может быть, для этого надо обладать какой-то высшей мудростью - других причин нет. Птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, в один прекрасный день поднимет меня на следующую ступень.

Этот рассказ в том или ином виде появляется в различных вариантах "Авариф аль-Маариф" - произведении Сохраверди, написанном в 12 веке, и несет в себе много значений. Говорят, что ученик может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг. На обычном, поверхностном уровне он, несомненно, дает моральную основу, на которую опирается современная цивилизация. Здесь подчеркиваются две идеи.
Первая - предположение, что одно "обязательно вытекает из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу.
Вторая - если человек может справиться с какой-нибудь одной задачей, это не значит, что он может справиться с другой.

Сказка о двух братьях и сильной воле

Давным-давно в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями.

Один брат сказал: "Герой должен быть сильным и смелым" и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке.

А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настойчивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить "нет" своим желаниям.

Шло время , братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой - самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. "Я пойду и убью Дракона",- сказал первый брат.

"Сначала надо узнать, в чем его слабость",- ответил другой брат. "Мне не нужно знать, в чем его слабость,- сказал силач,- Главное, что я сильный". И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона.

"Эй, Дракон! Я пришел победить тебя! Выходи на бой!- закричал силач. Ворота замка распахнулись и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь.

Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства.

Первым было королевство хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать "хочу", как он тут же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им "нет". Поэтому ему удалось уйти из этой страны.

Вторым было на его пути королевство тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом королевстве.

И наконец, третьим на его пути было самое страшное королевство - королевство якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: "Я самый умный", "Я самый смелый", "Я самый красивый", "Я самый-самый...". И здесь ему понадобилась вся сила воли , которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.

Здравствуй, Мудрая Черепаха,- сказал он.- Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как победить Черного Дракона.

Победить Дракона может только человек с сильной волей,- ответила Черепаха.- Ты прошел три страшных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку.

Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг.

И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.

Воля - что это такое?

Зачем она нам нужна?

Сказка о добром ежике

«У мамы-ежихи родился ежонок.

Ежонку не надо простынок, пеленок.

Зароется в листья, лишь высунет нос он.

Послушным, культурным и вежливым рос он.

Любили ежонка и мама, и папа,

Любил его даже медведь косолапый.

Медведю всегда уступал он дорогу,

Не лез под его косолапую ногу.

Он всем помогал, ни над кем не смеялся,

И каждому чем-то помочь он старался.

Для птичек в гнездо собирал он листочки,

На спинке носил он для белок грибочки.

Со всеми здоровался ежик, прощался,

Со всеми зверями в лесу он общался.

И звери лесные его полюбили

И с радостью в гости к нему приходили.

Явилась лиса из соседнего леса,

Вела себя гордо она, как принцесса.

Над всеми смеялась, ни с кем не считалась

И пышным хвостом без конца похвалялась.

Сказала ежонку лиса горделиво:

«Ты серый, колючий, ничуть не красивый!

Как можно ходить в этой шубе колючей!

Сидеть тебе дома, наверное, лучше!»

Но ежик ответил ей просто, без злости:

«Сегодня у нас собираются гости.

Там всем хорошо, никому не обидно,

Колючая шуба? Ведь это не стыдно?

На вас не сержусь, но мне стало понятно:

Колючий характер иметь - неприятно!»

Нет, еж на лису не сердился нисколько,

Ее образумить старался он только.

Лиса продолжала вести себя дерзко,

И выгнали звери лисичку из леса.

Они ей сказали: «Тебе мы не рады!

Хоть ты и красива, нам это не надо!»

Лиса накричала на всех по привычке,

Но быстро забыли об этой лисичке.

А маленький ежик как прежде - веселый.

Он ходит в лесную звериную школу.

Он там обучается разным наукам,

Расскажет о них своим деткам и внукам.

Он добрый и милый, и все его любят,

Ведь добрый сердиться и злиться - не будет.

Кто вежлив и кроток, тот будет любимым,

А кто неуживчив, тот будет гонимым.

Не нужно сердиться, не нужно браниться

И только хорошему нужно учиться».

Честный мальчик

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький.
— О чём ты, мальчик, плачешь? - спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит: Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
- Этот ли топор твой? - спрашивает. Замахал мальчик руками:
- Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез.
Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
- На, бери свой топор, - говорит.
А мальчик ему и отвечает:
- Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.
Увидал мальчик топор, обрадовался.
- Вот мой топор, дедушка, - говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
- Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке - они дорого стоят, - и пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

Чего синичка плачет?

В.Сухомлинский

В доме на краю села жили мужчина и женщина. Было у них двое детей — Миша и Оля. Около дома рос высокий ветвистый осокорь.

* Сделаем на осокоре качелю, — сказал Миша.

* Ой, хорошо будет качаться! — обрадовалась Оля.

Полез Миша на осокорь, привязал к ветке верёвку. Стали на качалю Миша и Оля, да и ну себе качаться.

Качаются дети, и осокорь качается. Качаются дети, а вокруг них синица летает и поёт, поёт.

Миша и говорит:

— И синице весело, что мы качаемся. Как она радостно поёт.

Посмотрела Оля на ствол осокоря и увидела дупло, а в дупле — гнездышко синички, а в гнёздышке — птенцы маленькие!!!

Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля. Чего же ей плакать? — удивился Миша.

Подумай, чего, — ответила Оля. Миша слез с качели, стал на землю, смотрит на синичкино гнездо и плачет?

Осенью пахнет яблоками.

В. Сухомлинский

Тихий осенний день. В яблоневом саду летают шмели. Вот они заметили яблоко, которое упало с дерева и лежит на земле. Из яблока течет сладкий сок. Облепили яблоко шмели. Зашло солнце. А в саду пахнут яблоки, нагретые солнцем. Где-то запел сверчок. Когда это из яблони на землю упало яблоко — гуп... Сверчок замолчал. Пролетела напуганная птица.. Где-то за лесом в ночном небе вспыхнула звезда. Опять запел сверчок. Уже и месяц выплыл на небо, а яблоки пахнут горячим солнцем.

Все поет в лесу

В.Сухомлинский

Весной мы ходили к лесу. Взошло солнце, подихнув легенький ветерок, и все деревья бы, лесу запели. Каждое пело свою песню.

Береза пела нежную песню. Слушали это пение, хотелось подойти к белокорой красавице, обнять ее. Дуб пел мужественно песню. Когда мы слушали это пение, хотелось быть сильными, отважными.

Ива, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Прислушиваясь к этому пению, мы думали, что придет осень, да и опадет, осыпятся листья с деревьев.

Рябина пела тревожную песню. От этого пения набежала мысль о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, ища защиты.

Вот какие песни мы услышали в лесу.

Утром на пасеке

В.Сухомлинский

Было солнечное весеннее утро. Из улья вылетела пчелка. Покружила над пасекой да и унеслась вверх
Смотрит — на земле что-то белеет. Спустилась — а то яблоня цветет. Нашла самый пахучий цветок, села на лепестки да и пьет сладкий сок. Напилась еще и деткам своим набрала. Опять поднялась, полетела. Летит над лугом, вдруг видит: на зеленом ковре много золотых солнышек. Спустилась пчелка. Перед ней — цветёт одуванчик. Цветки большие, благоухающие. Нашла пчелка самый пахучий цветок. Села на золотое солнышко, и набрала много-много меда.

Вернулась пчелка домой. Отнесла мед в улей, вылила в миски маленькие. Да и полетела к подружке своей. Рассказала ей о яблоне, об одуванчике. Да и полетели они вместе.

А солнце светило над всем миром. Оно грело и яблоню, и зеленый луг, и пруд. И пчелы радостно пели, потому, что есть солнце. И золотые солнышка цветы.

Как пчела находит цветок ландыша

В. Сухомлинский

Вылетела из улья пчелка. Летает над пасекой и наслушается. Слышит: где-то далеко-далеко звенят голосистые колокольчики. Летит пчелка на музыку колокольчиков. Прилетела к лесу. А это звонят цветы ландыша. Каждый цветок — маленький серебряный колокольчик. Внутри — золотой молоточек. Бьет молоточек по серебру — раздается звон, вплоть до пасеки несется. Вот так ландыш зовет пчелку. Прилетает пчелка, собирает из цветка пыльцу и говорит: Благодарю, цветочек...

А цветок молчит. Он лишь покорно опускает головку.

Седые волосы

В.Сухомлинский

Маленький Миша увидел в косе матери три седых волоса.

Мама, в Вашей косе три седые волосинки— сказал Миша. Мама улыбнулась и ничего не сказала. Через несколько дней Миша увидел в материнской косе четыре седых волоса.

Мама, — сказал Миша удивлённо— в Вашей косе четыре седые волосинки, а были три...Почему поседел еще один волос?

От боли, — ответила мать. —Когда болит сердце, тогда и седеют волосы...

А от чего же у вас болело сердце?

Помнишь, ты полез на высокое- высокое дерево? Я посмотрела в окно, увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело, и волосинка посидела.

Миша долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом подошел к маме, обнял ее и тихо спросил:

Мама, а когда я на толстой ветке буду сидеть, волосы не поседеют?

1. Что увидел Миша в косе матери?

2. От чего появились у мамы седые волосинки?

3. Почему через несколько дней седых волосинок у матери стало больше?

4. Понял ли Миша, от чего у мамы появлялись | седые волосы?

Яблоко в осеннем саду.

В.Сухомлинский

Поздней осенью маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и шуршали под ногами. Только кое-где на деревьях остались пожелтелые листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели на ветке большое розовое яблоко.

Оля и Нина аж вскрикнули от радости.

Как оно здесь сохранилось? — с удивлением спросила Оля.

Сейчас мы его сорвем, — сказала Нина и сорвала яблоко. Каждой хотелось подержать его в руках.

Оля хотела, чтобы яблоко досталось ей, но она стеснялась сознаться в этом, а поэтому сказала сестре:

—Пусть тебе будет яблоко, Нина...

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она тоже стеснялась высказать это желание, потому сказала сестре:

— Пусть тебе будет яблоко, Оля...
Яблоко переходило из рук в руки, девочки не могли прийти к согласию. Но вот них обеих мелькнула одна и та же мысль: они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В маминых глазах сияла радость

Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

1. Что нашли Оля и Нина в осеннем саду?

2. Почему девочки передавали яблоко одна дрой?

  1. Что они решили сделать с яблоком?
  2. Чему обрадовалась мама?
  3. Как ты думаешь, для чего мама раделила яблоко поровну между сестрами?

А сердце тебе ничего не сказало?

В.Сухомлинский

Андрюша пришел со школы и увидел заплаканную мать. Он положил книжки и сел за стол. Ждёт обед.

—А папу отвезли в больницу, — говорит мать. — Занемог отец.

Она ожидала, что сын обеспокоится, встревожится. Но сын был невозмутим, спокоен.

Мать большими глазами смотрела на Андрея.

— А нам завтра в лес идти, — говорит Андрюша. - Завтра же воскресенье. Учительница сказала, чтобы все пришли к школе в семь утра.

* Куда же ты пойдешь завтра? — спросила мать.

* В лес... Как сказала учительница.

* А сердце тебе ничего не сказало? — спросила мата и заплакала.

1. Почему мама смотрела на Андрея большими глазами?

2. Почему мама заплакала?

3. Каких людей называют бессердечными?

Ворона и соловей.

В.Сухомлинский

Вывела Ворона одного единственного птенца — Воронёнка. Она любила своего ребенка угощала его вкусными червячками.

Но вот полетела Ворона за едой и пропала. Уже и солнышко поднялось выше дерева, на котором они жили, а матери все нет. Заплакал Воронёнок. Плачет, слезы ручейками льются на землю. Немало птичек затихло|, жалко им горемычного малого.

Услышал Соловей плач Воронёнка. Задрожало от жалости соловьиное сердце. Оставил свое гнездо Соловей, прилетел к вороньему, сел рядом с птенцом и запел свою замечательную песню. Аж ветер притих, заслушался.

А Воронёнок, как будто и не слышит соловьиного пения, плачем заливается.

Но вот услышал Воронёнок — где-то вдали раздался мамин голос: кра|, кра|... Мгновенно перестал он плакать и говорит:

* Слышишь, это моя мама поет! Замолчи, пожалуйста, не пищи!

* Кра, кра-кра|... — зазвучало поблизости, и Соловей замолчал. Он перелетел на соседнее дерево и задумался... В тот вечор лес не слышал соловьиного пения.

  1. Почему плакал Воронёнок?

2. Как Соловей утешал Воронёнка?

3. Когда Ворон перестала плакать?

4. Почему в тот вечер лес не слышал соловьиного пения?

Стакан воды.

В.Сухомлинский

Юрин дедушка заболел. Дедушке восемьдесят пять лет.

Он знает немало интересных сказок и удивительных былей, которые любит слушать Юра.

А теперь дедушка лежит и трудно дышит. Мама приказала:

— Сиди, Юра около дедушки, присматривай за ним. Попросит воды — подай свежей, попросит открыть окно — открой.

Юра сидел возле кровати больного дедушки, читал книжку. За полдня дедушка раза три попросил воды.

Поднадоело парню сидеть. Положил книжку на стол, тихо вышел из дома и побежал к ребятам играть в футбол.

Несколько часов гулял на стадионе, уже и солнце к закату склонилось.

Но| беспокойно было у него на душе. Что-то словно угнетало его. Оставил Юра игру, побежал домой.

Чуть отворил дверь, подошел к кровати — и упал на колени. Дедушка лежал мертвый. А в стакане не было и капельки воды. Потом всю жизнь Юру мучали упреки совести. Он думал: дедушка, по-видимому умер, потому, что не было воды. Ему хотелось пить, а в стакане — ни капельки. А он в мяч играл с ребятами.

—Делай не то, что хочется, а то, что нужно, — учил Юра своего сына.

1. Какой наказ от матери получил Юра?

2. Выполнил ли Юра наказ матери?

  1. Что случилось, пока Юра играл в футбол|?

4. Почему умер | дедушка?

5. Чему учил Юра своего сына?

Именинный обед.

В.Сухомлинский

У Нины большая семья:мама, отец два брата, две сестры и бабушка.

Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабуся — самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет| ложку бабуся| — ложка дрожит, капельки падают на стол.

Скоро у Нины день рождения. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

Вот и наступил этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это и бабушка за стол сядет. А у нее же руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

— Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится.

* Почему? — удивилась мама.

* У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела.

Не сказав ни одного слова, она сняла |со стола белую скатерть и спрятаа ее в шкаф. Долго сидела молча, потом сказала:

—У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

1. Расскажи про Нинину семью.

2. Какой праздник наступил?

3. Почему Нина не захотела, чтобы бабушка присутствовала на праздничном обеде?

4. Что сделала мама? Почему?

Сказка формирует у ребенка ресурсы для успешной социализации, так как воздействует на него на ценностном уровне. В процессе направленной работы решаются педагогические и психологические проблемы с учетом личностного потенциала и духовно-нравственных ориентиров человека. Сказкотерапевт помогает понять прошлое и настоящее, моделировать успешное поведение в будущем и способствует переосмыслению внутреннего мира.

Области применения сказкотерапии

С древних времен при помощи сказок «из уст в уста» передавали опыт, моральные нормы и правила, принятые в обществе. Как метод психологической коррекции сказкотерапия возникла в конце 60-х годов прошлого века и начала использоваться психологами и педагогами. П рименяется для улучшения взаимодействия человека с окружающими, развития творческих способностей, расширения границ внутреннего мира. Он не имеет возрастных ограничений и предназначен для детей, подростков и взрослых. Используется в педагогике для решения воспитательных, образовательных, развивающих задач, на тренингах, в психотерапии. Сказка выступает в роли посредника между психологом и пациентом, снижая тревожность и сопротивление последнего.

Сказкотерапия позволяет:

  • лучше понимать причинно-следственные связи своих и чужих поступков, внешних событий;
  • осознавать свои возможности и скрытые потенциалы;
  • определить ценности в жизни;
  • познакомиться с разными вариантами мироощущения;
  • строить осмысленное конструктивное взаимодействие с окружающими людьми;
  • ощутить внутреннюю гармонию.

Чаще всего этот метод применяется среди детей. Сложная жизненная ситуация, с которой в силу юного возраста ребенок не может справиться, представляется в виде сказки. Это помогает ему осознать проблему в доступной форме и найти нужное решение. А работа с психологом воспринимается как игра в мире знакомых сказочных героев и сюжетов. В возрасте 2-3 лет у человека возникает интерес к сказке, он начинает запоминать несложные действия персонажей.

До 10-12 лет информация лучше усваивается через наглядные и яркие образы, так как у детей преобладает правополушарный, образный тип мышления. Музыка, иллюстрация, мультфильм, сказка вызывают сильные эмоции, влияют на мыслительный процесс, лучше запоминаются, служат основой к творчеству. Сказка является эффективным способом дать знания об окружающем мире. Воспринимая ее, ребенок встраивает услышанное в свой жизненный опыт. Если с раннего возраста до вступления в младший подростковый возраст мама читала и рассказывала истории, а затем они вместе обсуждали их, у слушающего постепенно формируется «каталог» жизненных ситуаций: об устройстве мира, взаимоотношениях между людьми, собственного места в жизни. Если они читались или рассказывались без обсуждения, эти знания формируются не полностью, человеку трудно будет применить их в действительности.

Взрослым рекомендуется после прочтения сюжета обязательно обсуждать ее с малышом, способствуя осмыслению мудрости, которой учит сказка. Примерно в 4 года у ребенка формируется способность отделять сказочную действительность от реальности. Нужно учить его искать соответствия и контрасты с реальной жизнью, обращаться к приобретенному опыту. Тогда естественным образом формируется способность действовать осознанно, изучать собственные возможности; взаимодействовать созидательно, принимать решения.

Для подростков и взрослых актуальны когнитивный (анализ сказки, обсуждение) и творческий аспекты произведения. Обсуждение помогает изменить или расширить взгляд на рутинные ситуации, задуматься о духовных ценностях. В творчестве у человека развиваются познавательные процессы, фантазия, реализуются скрытые способности.

Сказкотерапия признана одним из эффективных методов работы с особыми детьми в дошкольном возрасте: как сопутствующее лечение она применяется в логопедической практике, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью. Одна из функций - диагностическая: на занятиях выявляется психическое развитие человека, отношение к себе и окружающим, определяются мотивы поведения. С учетом возраста, речевого статуса пациента, степени выраженности отклонения и особенностей его психики применяют также музыкальную, танцевальную терапию. При серьезных нарушениях, требующих длительного курса занятий со специалистом, сказкотерапия позволяет развивать речевые функции, формировать познавательные способности, усваивать причинно-следственные связи и социальные нормы в доступной для ребенка игровой форме.

Работа со сказками в психотерапии

Терапию сказками применяют с целью:

  • развития навыков конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции;
  • коррекции агрессивного поведения, гиперактивности;
  • снижения уровня тревожности, преодоления страхов и фобий (темноты, расставания с родителями, страх посещением врача);
  • коррекции расстройств поведения с физическими проявлениями (проблемы с едой, неконтролируемое мочеиспускание и т. п.);
  • преодоления трудностей адаптации к новым условиям (детский сад, школа);
  • снятия стресса при проблемах в семье (расставание родителей, появление нового члена семьи, потеря любимых людей или домашнего питомца);
  • повышения учебной мотивации у младших школьников, стремления к преодолению трудностей в учебе;
  • формирования позитивного отношения к себе, адекватной самооценки;
  • создания условий для развития воображения, фантазии, нешаблонности мышления, творческого самовыражения.

Виды сказок

В терапии используется несколько разновидностей сказок:

  • дидактическая;
  • психологическая;
  • психокоррекционная, или терапевтическая;
  • психотерапевтическая.

Дидактическая сказка

Дидактическая сказка предназначена для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Основная задача - это передача знаний, осознание важности новых умений и навыков. Сфера применения этого вида велика. Малышам 3-4 лет она поможет выучить названия цветов, букв и т. д.; понять, зачем мыть руки и чистить зубы, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться игрушками с друзьями. Даже скучное или неприятное занятие вызывает интерес, если включить его в сюжет, где предметы оживают, а животные говорят. Для большей эффективности повествование можно сопроводить заданием, которое ребенок 5-6 лет сможет выполнить самостоятельно или с минимальной помощью взрослого: нарисует перекресток со светофором, смастерит и повесит кормушку для птиц, посадит семена в землю. Дидактическая сказка выполняет функцию модели, отражая различные ситуации, указывая на последствия неконструктивного решения конфликтов и предлагая приемлемые способы выхода.

Родители и педагоги часто сами сочиняют истории, направленные на конкретного ребенка или группу детей, так как знают их интересы: самолеты, паровозики, лошади, космос. Есть и авторские произведения, например, рассказы Л. Н. Толстого, Г. Н. Юдина, Дж. Родари, Л. И. Храмцовской, А. Лопатиной и М. Скребцовой. Современные дидактические сказки широко распространены в виде короткометражных мультфильмов с простым сюжетом, посвященных одному навыку («Аркадий Паровозов» - о безопасности в быту; «Приключения бурого медвежонка», «Чарли и Лола», «Котики, вперед! », «Малышарики», «Три кота» - о взаимоотношениях в семье и среди друзей). Мультфильмы легче воспринимаются детьми и просматриваются с интересом, но это не исключает последующего обсуждения сюжета.

Дидактические сказки неэффективны для взрослых людей и мало распространены, так как в этом возрасте скептически относятся к подобной незатейливой агитации.

Психологическая сказка

Притча, или психологическая сказка основывается на реальных событиях и содержит вымысел. Она предназначена для подростков и взрослых. Цель - передать важную информацию в виде метафоры, аллегории, тем самым оказав влияние на личность человека. В этом заключается сложность, так как она концентрируется на психологической стороне действий. Она объясняет, зачем беречь жизнь и здоровье, как прощать, строить доверительные отношения с друзьями. Поняв это в работе со сказкой, ребенок или взрослый самостоятельно сможет перечислить несколько ситуаций, подходящих для данной истории, которые будут помогать правильно относиться к своему здоровью. Это способствует формированию личности.

Пример психологической сказки - это притча о двух людях, пришедших в чужой город и остановившихся напиться. Оба интересуются, кто живет здесь. В ответ местный старик спрашивает, какие люди там, откуда они пришли. Один собеседник отвечает, что в его городе злые, жестокие люди. Второй говорит, что на его земле честный и дружелюбный народ. Старик одинаково отвечает обоим: «Таких же найдешь и здесь». Сказка завершается выводом, что «каждый видит только то, что несет в своем сердце: тот, кто не находит ничего хорошего рядом с собой, не сможет найти положительное нигде, сколько ни странствуй». Глубинный смысл ее в том, что если человек настроен негативно по отношению к чему-то в его окружении, то очень часто дурно не само явление, а его мнение о нем.

Психологические сказки рекомендуется применять с последующим обсуждением и пояснением. Важно, чтобы слушающий, а не терапевт первым ответил на вопрос, чему посвящена история и в чем ее смысл. Если мнение психотерапевта отличается от взглядов слушателя, начинается совместная работа над поиском варианта, который нравится обоим.

Психокоррекционные, или терапевтические сказки

Предназначены для детей в возрасте до 11–12 лет и рассказываются с целью повлиять на установки и поведение ребенка. Действия в них могут быть похожи на реальные события, а могут добавляться аллегориями. В них показан сначала нежелательный поступок, а потом демонстрируется альтернатива, которая приводит к счастливому завершению. Сюжет разворачивается в определенной последовательности; знакомство с героями и их жизнью - появление трудностей, сходных с проблемой ребенка - неконструктивные попытки персонажей решить проблему - нахождение правильного решения (возможен совет - мудрого наставника) - осознание героем неправильного поведения, решение проблемы, развязка - мораль, извлечение опыта из своих действий.

Терапевтическая сказка воспринимается на двух уровнях. На сознательном человек понимает, что сюжет вымышленный. Но он отождествляет себя с персонажем, сочувствует ему, представляет себя на его месте. Таким образом проводится параллель между сюжетом истории и собственной жизнью. Когда ребенок узнает свою проблему, даже если он думает, что это не про него, на подсознательном уровне услышанное усваивается. Он пересматривает свое поведение и извлекает из сказки урок.

В качестве примера - история про Крошку Енота: послушав чужое мнение, он подходил к ручью с палкой. Ему казалось, что там живет кто-то злой и вооруженный. Улыбнувшись ручью, он увидел там симпатичного енота. В работе с этим сюжетом осознается важность улыбки и позитивного отношения к миру. Такое может произойти в реальной жизни, например, при входе в новый коллектив.

Пример сказки-метафоры: грустный и плачущий Волк уходит жить в другой лес, так как здесь его никто не любит и все боятся. Зайчонок спрашивает, взял ли он с собой свои страшные зубищи, когти и грозный рык.

Психокоррекционную сказку без аллегорий можно прочитать, не обсуждая, так как она достаточно ясна и дает возможность самому подумать над ее смыслом. По желанию ребенок может нарисовать сказку, инсценировать ее с игрушками. Сказку-метафору необходимо обсудить.

Психотерапевтическая сказка

Данная разновидность обладает наиболее сильным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, помогает раскрыть глубинный смысл событий, позволяет взглянуть на проблему с нехарактерного ракурса. Эти истории неоднозначны, в них не всегда счастливый финал, развязка иногда не ясна. Затрагиваемые темы глубоки и сложны и находятся уже в области философии: проблемы жизни и смерти, отношение человека к самому себе, окружающим людям, к приобретениям и потерям, любви и богатству, миру в целом. Это способствует личностному росту. Цель психотерапевтических сказок - это поддержка в трудной жизненной ситуации, помощь при психоэмоциональной травме.

Такими могут быть сказки о преобразовании, изменении (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»); художественные и народные волшебные (наиболее интересны детям 6-7 лет); страшные сказки про чертей, ведьм, призраков. Многократно создавая и проживая пугающие моменты в сказке, реципиенты снимают напряжение и страх, приобретая конструктивные способы реагирования. Финал страшилки всегда неожиданный и смешной. Подобные истории рассказывают в группе детей 8-9 лет и подростков; читать нужно «страшным» голосом, с соответствующей интонацией.

Примеры сказок:

  • русские народные: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба-яга»;
  • авторские: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Л. Пантелеев «Две лягушки»;
  • зарубежные: Г. Х. Андерсен «Русалочка», Ш. Перро «Золушка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», братья Гримм «Госпожа Метелица» и многие другие.

Правила чтения

Чтение или рассказывание сказки - это форма общения людей. Чтецу или рассказчику необходимо эмоционально отнестись к этому процессу. Основные рекомендации:

  1. 1. Рассказчику следует расположиться так, чтобы слушатель мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, обмениваться с ним взглядом.
  2. 2. Чтение должно сопровождаться подлинными эмоциями. Это выражается в разнообразии интонации, использовании разных голосов, авторских пауз.
  3. 3. Нельзя прерывать занятие, отвлекаться, допускать затянувшиеся паузы.

Технология работы со сказкой

Работа со сказкой может быть индивидуальной или групповой. После прочтения произведения вслух (этап восприятия) следует его осознание и интерпретация. Анализируется и обсуждается структура сюжета, ситуации, поведение персонажей. Задаваемые вопросы не должны иметь готового правильного ответа. Они выстраиваются по принципу усложнения: от выявления личных симпатий слушателей (кто больше всего понравился/не понравился?), через самостоятельное выяснение причинно-следственных связей (почему герой поступил именно так?), до прогнозирования вероятных действий (что произошло бы, если бы герой вел себя по-другому? Какой была бы сказка, если бы в ней не было этого персонажа? и другие).

Рассказывание истории от имени других лиц, участвующих или не участвующих в сюжете, способствует развитию мышления, воображения, фантазии. Это не так просто, но начиная с 7-8 лет ребенок справится.

Переписывание и дописывание сказки - распространенный прием, использующийся тогда, когда слушатель не удовлетворен сюжетом, поведением героев, концом истории. Изменяя сказку, человек выбирает сюжетный поворот, в большей степени соответствующий его внутреннему состоянию. Он делает это для снятия напряжения, поэтому изменение сюжета является ценным диагностическим материалом. В «новой» сказке в закодированном образном виде содержится актуальная для человека проблема, способствовать решению которой должен специалист.

Когда сказочные образы будут проанализированы, смысл их найден и связан с реальными ситуациями в жизни, используются другие формы работы: рисование или лепка, изготовление кукол и постановка сказки с их помощью, драматизация, музыкальная и песочная терапия. Игра с куклами дает человеку возможность выразить через них эмоции, которые в действительности человек не проявляет (по каким-то причинам не позволяет себе этого делать), сыграть максимально выразительно. Кроме этого, человек видит, что все его движения отражается на действиях куклы. Это помогает задуматься о корректировке собственного поведения.

Начиная с возраста 4-5 лет ребенок сам способен сочинить сказку. Взрослый может предложить персонажей, место действия. В собственном сюжете отражается проблемная ситуация и понятные автору способы ее преодоления, выявляются значимые эмоции и внутренние конфликты. Содержание истории является своеобразным зеркалом, отражающим внутренний мир человека.

Противопоказания

Сказкотерапия не применяется:

  • при острых и хронических психозах или близких к ним состояниях;
  • при тяжелой форме церебрально-органических поражений;
  • при серьезных нарушениях умственного развития (с IQ ниже 85).

Терапия окажется неэффективной при недостаточной мотивации человека, открытом нежелании взаимодействовать, чрезмерно скептическом отношении к методу.

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Сказкотерапия для дошкольников. Нотации родителей о правилах поведения и смысле жизни вызывает у детей отторжение, а значит нужен альтернативный способ.

Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – удивился он.

— Есть хочу.

— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.

— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

— Это не я, — захныкал он.

— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека