Проект о регистрации домашних животных. Обязательная регистрация животных будет частично платной

Депутаты подготовили закон о платной регистрации домашних животных.
У вас есть домашние питомцы? Нужна ли им регистрация, понесете ли на чипирование или тату? Еще предлагают ввести специальный налог: чем больше зверюха, тем больше платить. Как вы относитесь к этой мере? На какие нужды стоит пустить собранные деньги, если налог введут? Нужны ли в строящихся ЖК площадки для выгула собак, ванночки для мытья лап? Как реагируют покупатели на такие опции?

, генеральный директор East Real:
- Много лет назад у меня был ротвейлер. Это был мой друг, член моей семьи. И у него были документы, как у любого домашнего животного с родословной. Но я не уверен, что стал бы чипировать его или еще каким-то образом фиксировать на нем информацию. Ответственность за домашних животных лежит на хозяевах, и в надзоре за соблюдением ими правил содержания питомцев чипы вряд ли помогут. Если рассматривать эту меру как способ защиты животных от того, что от них откажутся или оставят их на улице, — не думаю, что чипы в этом помогут. Скорее, это добавит излишней жестокости.
Кроме того, закон о регистрации домашних животных уже давно принят. Поэтому здесь речь идет в большей степени о формировании новой платной услуги. Конечно, введение налога — отличный способ пополнить казну, домашних животных в нашей стране много, а любовь к ним безгранична.
Вопрос о площадках для выгула собак заслуживает отдельного разговора. Считаю, что если хозяин не тащит свою собаку на детские площадки, надевает псу намордник и убирает за ним — этого в большинстве случаев достаточно. Но наличие специальной площадки, безусловно, снимет многие вопросы при общении жителей во дворах.

, основатель проектного бюро Rumpu:
- Этот сектор нужно приводить к какому-то логичному, цивилизованному состоянию. В Петербурге должны быть площадки для выгула собак, должны быть мешки для сбора отходов, и создание этой инфраструктуры нужно финансировать. Налог на животных — не новость. Он существует во многих странах, и я не вижу тут никаких проблем, но только если налог будет идти на создание инфраструктуры для этих же животных. Чтобы было удобно и собакам, и их хозяевам. Полагаю, что эту инициативу можно довольно быстро воплотить в жизнь. Наши депутаты принимают законы за неделю, здесь мы впереди планеты всей.

, директор по развитию компании «Л1»:
- У меня есть кошка и собака, но я живу за городом. Поэтому проблема особых мест для выгула собак у нас так остро не стоит. А в городе такие площадки, разумеется, нужны. Заниматься этими вопросами лучше централизованно, надеяться на сознательность хозяев не приходится. В нашем случае чисто там, где убирают. Если налоги пойдут на эти нужды, я только за. Готова для этого зарегистрировать всех своих домашних питомцев, включая рыбок, втайне надеясь, что размер все-таки будет иметь значение.

Ольга САФРОНОВА, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
- У меня в семье постоянно живут домашние животные: кошки, собаки разных пород. Я считаю, что, если для кошек, не выходящих из квартир, регистрация не нужна, то собакам она просто обязательна. И введение налога в качестве дисциплинарной меры — это правильно: будет заставлять людей ответственнее принимать решение завести зверюшку. Может быть, тогда меньше щенков будут выбрасывать на улицу через несколько месяцев их жизни в доме. Полученные суммы можно распределять на устройство приютов, стерилизацию бездомных животных и т. д. А если во всех новых ЖК сразу на стадии проекта планировать, а затем и организовывать собачьи площадки, это будет большим плюсом для будущих жильцов.

, заместитель генерального директора ООО «Лиговский канал»:
- К сожалению или к радости, домашних питомцев у меня нет. Это огромная ответственность. С моим образом жизни (командировки, длительные деловые встречи и т. д.) такая радость не представляется возможной. В наше время они порой являются членами семьи. Безусловно, паспорт, или регистрация, или чипирование должны быть.
Насчет специального налога, я надеюсь, что это шутка. Независимо от того, насколько большая зверюха, ответственность все равно нести ее владельцу. Если налог все же введут, то собранные средства нужно пустить на содержание бездомных животных, а также расходовать на персонал, который будет за животными ухаживать. Также можно было бы направить часть денег на организацию мест для выгула собак.
Сейчас все застройщики стараются делать ЖК максимально комфортными для граждан. Благоустройство также важно, его продумывают до мелочей. У некоторых покупателей есть домашние животные, и им комфорт питомцев не менее важен, чем их собственный. Поэтому, безусловно, я считаю необходимыми и площадки для выгула собак, и ванночки для мытья лап.

, руководитель АМ «Студия-17»:
- У меня есть любимый кот, и да, я люблю домашних питомцев. Однажды осознал, что подспудно делю людей на тех, кто их любит и кто нет. Вторая категория явно проигрывает, по моему мнению. Однажды человек, с которым я знаком лет десять, признался, что терпеть не может котов. Все, в моих глазах он упал, и с этим ничего не поделать. Что касается налогов, чипирования и прочих процедур — почему бы и нет? Если, конечно, подойти к этому разумно. В частности, налог должен быть разным в зависимости от доходов владельца: он не может быть равен половине пенсии у бедной старушки. Ведь она умрет, выплатив такую сумму, но если откажется от своего питомца — тоже умрет от тоски и одиночества.
Единственное, против чего я выступаю,— это против создания собачьих площадок. Собака — друг человека, она должна жить и гулять среди людей. Нет, конечно, нельзя выпускать собак бойцовских пород на детскую площадку, но тех, кто размером с кошку, — полагаю, можно. Вместо создания этаких резерваций лучше бы перенять британский опыт. Там ни в одном общественном парке нет запрещающих табличек, но на каждом перекрестке стоит урна с надписью dog waste (cобачьи отходы), а у каждого гуляющего с собакой есть с собой две или три пары полиэтиленовых перчаток.

, учредитель выставки «Ярмарка недвижимости»:
- Домашних питомцев у меня нет давно. Но я люблю собак, и когда-то у меня была колли. Думаю, что наличие рядом с домом площадки, где собака могла бы размяться, и места для мытья лап сделало бы нашу жизнь приятнее и легче. Но мне кажется, что, выбирая квартиру, люди на это не очень обращают внимание. Любопытно, но не более того. Столько всего надо учесть и продумать, что о собаках и кошках как-то не вспоминают.
Вообще, присутствие животных в доме осложняет жизнь людей. Если на лестничной клетке пахнет котами, соседи задаются вопросом, почему они должны с этим жить. В Европе еще хуже. Там точно нельзя ходить по улицам, глядя в небо. Но чем здесь может помочь налог на животных? Это вопрос воспитания хозяев.

, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
- К налогу как к способу дисциплинировать людей отношусь очень положительно. Решение взять в дом животное часто принимают спонтанно. И как максимум оно оказывается на улице, как минимум — за ним небрежно ухаживают. Потратить деньги можно было бы на создание инфраструктуры (площадок для выгула, автоматов с пакетами и совками для уборки). Ее не хватает, а сейчас к тому же и некоторые парки стали закрывать для собак. Было бы справедливо поддерживать этими деньгами благотворительные организации, которые занимаются животными, оставшимися без присмотра. За счет любимых питомцев облегчить жизнь тем, кому повезло меньше.
Для девелоперов создание такой инфраструктуры — хороший маркетинговый ход. И пусть не все покупатели хотели бы видеть во дворе закрытое пространство для собак, но ванночки и автомат с пакетами во входной группе стоит предусмотреть. Стоит недорого, но служит хорошим дополнительным аргументом в пользу покупки даже для тех, у кого животных нет. Все ведь хотят, чтобы двор был опрятным, а пол в парадной — чистым.

, директор по продажам и маркетингу EKE Group:
- Моя собака чипирована уже давно, и клеймо есть. От маленькой собачки гадостей может быть больше, чем от большой. Поэтому считаю нецелесообразным дифференцированный налог. Это же не автомобиль, где мощность двигателя измеряется лошадиными силами. А коли вводить налог на животных, то собранные деньги нужно передавать в приюты для содержания тех же животных, а также создавать новые.
Ванночки для мытья лап собак в нашей стране не приживаются. Все равно все владельцы моют лапы животным дома. А площадки для выгула нужны, но только в крупных проектах. А в небольших новостройках в центре города, например, как в нашем ЖК «Две эпохи», для них попросту нет места. Если устроить такую площадку в закрытом дворе, это будет помойка. Проще выйти в ближайший сквер или парк и там погулять.

, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg:
- Большинство людей любит животных, многие содержат домашних питомцев, но никому не нравится благоустроенная территория, «заминированная» продуктами их жизнедеятельности. Выход из ситуации — площадки для выгула собак и размещение под рукой специальных мусорных пакетов. С другой стороны, в Петербурге не самый благоприятный климат, мыть лапы собакам приходится после каждой прогулки, и лучше всего это делать не в квартире, в дорогой сантехнике, а на специальном оборудовании. К примеру, в элитном комплексе Royal Park во входных группах на первом этаже предусмотрено место для мытья лап. Это очень удобно.

Ольга КОЗИМЯНЕЦ, директор по продажам ГК «Доверие»:
- У меня две собаки, но к предложенной депутатами мере могу относиться только скептически. В этой инициативе правильный посыл — сократить число бездомных животных и заставить хозяев нести ответственность за своих питомцев. С другой стороны, когда мы начинаем разбирать конкретные мероприятия, возникает множество вопросов. Кто и как будет следить за исполнением этого закона? Платная регистрация, чипирование и специальный налог могут оказаться чрезмерной нагрузкой для малоимущих граждан. Создание специальных условий для владельцев собак, а также организация площадок и ванночек для мытья лап — бесспорное преимущество для жилого комплекса. Сегодня эта опция учитывается при проектировании объектов не только элитного жилья, но и комфорт-класса. Важно, чтобы она была продуманной.

В октябре прошлого года в Тверской области вступил в силу закон о содержании домашних животных.

Отныне владельцам запрещено появляться с собаками на детских площадках и оставлять их в одиночестве более чем на сутки. Кроме того закон обязывает владельцев выгуливать собак средних и крупных пород в намордниках и на коротком поводке, предотвращать появление нежелательного потомства, убирать за животными и мн. др. Но главное: каждую собаку хозяева теперь должны зарегистрировать по месту своего проживания.

Где и как «узаконить» четвероногого друга, читателям рассказала и. о начальника ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных» Е. О. ЕГОРОВА.

Елена Олеговна, где и как можно зарегистрировать домашнего питомца?

Проводить процедуру регистрации имеют право только государственные ветеринарные учреждения. Западнодвинцам следует обращаться в ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных».

На регистрацию дается шесть месяцев с момента вступления закона в силу, то есть до середины апреля текущего года.

Регистрацию домашнего питомца можно совместить с вакцинацией против бешенства. В сельские населенные пункты сотрудники ветслужбы, могут выезжать по заявлению владельца. Ветеринар осмотрит животное, присвоит номер регистрации, и внесет регистрационные данные в специальный реестр домашних животных Тверской области.

Каждый год животное нужно будет перерегистрировать. Это позволит выявить истинное количество животных и процент привитых от общих заболеваний человека и животных.

Нужно ли регистрировать кошек?

Обязательной регистрации подлежат только собаки. Регистрация кошек остается делом добровольным. Но, необходимо учитывать тот факт, что без документа о регистрации и паспорта с отметкой о вакцинации хозяева не смогут перевозить животное железнодорожным или авиатранспортом.

Елена Олеговна, сколько стоит процедура регистрации животного?

Регистрация проводится бесплатно. Заплатить придется только за бланк паспорта (порядка 10 рублей). Его можно купить в ветеринарном учреждении. В этот документ внесут сведения о дате рождения питомца, породе и отметки о вакцинации. По желанию владельца животному выдадут идентификационный номер - клеймо, жетон на ошейник или чип.

Зачем нужен идентификационный номер?

Идентификационный номер позволит опознать животное. Например, если на улице будет отловлено бесхозное животное с идентификационным номером, мы с помощью созданной в Тверской области базы данных сможем определить его и вернуть законному представителю.

Станет ли обязательным чипирование собак?

Чипирование платная услуга, поэтому она проводится только по желанию владельца животного. Для животного чипирование безболезненно и безопасно. Под кожу внедряют микрочип с номером. По нему можно будет определить всю информацию о «носителе» - кличку, адрес, возраст, полные данные о хозяине. Для этого достаточно навести на место, где размещен чип, специальный считыватель.

Необходимость этого закона мало у кого вызывает сомнения, но кто будет следить за его исполнением и что грозит нарушителям?

Следить за исполнением новых правил будут ветеринарные службы и органы местного самоуправления. В ближайшие полгода наказания за неисполнение закона не будет. Это время дают, чтобы люди привыкли к новым правилам, осознали, что животное это не игрушка и без принуждения начали регистрировать своих питомцев. А через полгода в закон об административных нарушениях внесут изменения и пропишут суммы штрафов.

P. S Как нам стало известно в скором времени в ГБУ «Западнодвинская станция по борьбе с болезнями животных» появится свой электронный сайт (zdsbbj. 3dn.ru). В одном из его разделов будет размещена информация о животных, содержащихся в пункте передержки которые нуждаются в новых хозяевах.

Шесть лет ожидал своего часа Закон о содержании домашних животных и вот свершилось,
закон видимо после некоторых правок наконец то будет принят. Собираются внедрить еще и чепирование домашних животных, закон весьма современный но для России новый, хотя мировая практика говорит о том что такие законы во многом облегчают жизнь людей и помогают .
Насколько закон хорош или плох судить сложно, наверняка ему далеко до совершенства,
все таки количество и разнообразие домашних животных невероятно велико.
Как говориться ПОЖИВЕМ УВИДИМ, а пока можно почитать сам проект, что бы
понять в общих чертах что нас всех ожидает в ближайшем будущем.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О домашних животных»
Предлагаемый нами вариант Законопроекта разработан участниками нашего Движения на основе модельной версии проекта, распространенного в сети Интернет в конце октября 2008 года. Он находится в стадии обсуждения на нашем электронном Форуме в разделе Официальные документы: Обсуждение Законопроекта
При его составлении учитывался отечественный и мировой опыт, в том числе обзор европейского опыта, предоставленный RSPCA.
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О домашних животных
Принят Государственной Думой
» «_________________20 года
Глава I. Общие положения.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере содержания домашних животных в целях:
— обеспечения безопасности людей от возможного неблагоприятного воздействия домашних животных;
— обеспечения благоприятных и комфортных условий проживания населения в условиях присутствия домашних животных;
— предотвращения нанесения домашними животными ущерба окружающей среде, в том числе естественному животному и растительному миру;
— защиты домашних животных от жестокого обращения и иных факторов, причиняющих страдания;
— использования домашних животных с соблюдением принципов гуманности.
2. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения в сфере содержания, использования и защиты домашних животных в Российской Федерации физическими и юридическими лицами.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере содержания сельскохозяйственных животных, используемых для производства продуктов питания и проведения сельскохозяйственных работ, а также животных используемых в научно-исследовательских целях.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1. Домашнее животное или животное-компаньон (далее — животное) — любой одомашненный представитель животного мира (независимо от возраста и физического состояния, включая новорожденных), а также дикое животное, содержащееся в неволе, находящиеся на содержании человека в жилых и нежилых помещениях, на земельном участке для удовлетворения потребности в общении, личного удобства, и (или) в познавательных целях, или использующееся в качестве служебного, и не предназначенное для получения продукции животноводства или использования в научных целях.
2. Владелец животного — собственник животного либо физическое или юридическое лицо, на содержании у которого находится животное по поручению его собственника.
3. Содержание животного — действия владельца, направленные на обеспечение жизнедеятельности животного.
4. Жестокое обращение — умышленное действие или бездействие, повлекшее гибель или страдание животного (длительное ощущение боли, страха или иных физических или психических страданий, болезнь, увечье, травму и т.д.), умерщвление животного без применения методов, устраняющих ощущение животным боли или страха, оставление животного без попечения.
5. Защита животных — действия физических и юридических лиц, направленные на пропаганду гуманного и ответственного отношения к животным, предотвращение оставления животных без попечения и пресечение жестокого обращения с ними, предотвращение заболеваний, которые могут повлечь гибель животных, оказание помощи в розыске владельцев потерявшихся животных, содержание и передача безнадзорных животных новым владельцам.
6. Выгул животных — нахождение животного вне места его содержания в зоне видимости владельца животного или лица, осуществляющего выгул.
7. Безнадзорное животное — животное, находящееся в общественных местах без владельца.
8. Приют для животных — специализированные помещение или территория, отвечающие установленным требованиям, для временного или постоянного содержания животных, не имеющих собственника, собственник которых неизвестен, изъятых у собственника на законных основаниях или животных, собственник которых отказался от их содержания.
9. Гостиница — специализированное помещение, отвечающее установленным требованиям, для размещения животных временно переданных их владельцами на содержание.
10. Пункт передержки животных — специализированное помещение, отвечающее установленным требованиям, для временного размещения отловленных безнадзорных животных и животных, размещенных ветеринарным специалистом в целях проведения мероприятий по профилактике заразных болезней животных.
11. Отлов безнадзорных животных — изъятие безнадзорных животных с территории муниципальных образований, производимое организациями, уполномоченными на то исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
12. Мечение животных — обозначение животного посредством нанесения индивидуального знака (татуировки или электронного чипа), который позволяет в течение всей жизни животного идентифицировать его.
13. Регистрация (перерегистрация) животных — учет сведений о животном в единой базе данных животных.
14. Единая база данных животных — свод данных о животных.

Статья 3. Основные принципы содержания животных
1. Содержание животных основываются на следующих принципах:
— гуманного отношения к животным;
— обеспечения условий жизнедеятельности животного в соответствии с его видовыми и индивидуальными особенностями;
— ответственности граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и юридических лиц за несоблюдение настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих в области содержания, охраны и использования животных и обеспечения безопасности людей;
— возмещения владельцем животного вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу физических и юридических лиц, причиненных принадлежащим ему животным, если в судебном порядке не доказана умышленная вина потерпевшего лица.
2. В мероприятиях по исполнению требований настоящего закона участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, с привлечением общественных и иных организаций, и граждан.
3. К полномочиям Российской Федерации в сфере содержания животных относятся:
— установление основ федеральной политики в сфере содержания животных;
— разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых правовых актов в сфере содержания животных;
— утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по созданию систем управления и контроля в сфере содержания животных.
4. К обязанностям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
— разработка и утверждение основных принципов содержания животных на территории субъекта и обращению с безнадзорными животными (Законов о содержании домашних животных), в том числе включающих принципы и порядок борьбы с избыточным разведением животных и жестоким обращением с животными;
— утверждение форм административной ответственности за нарушение нормативно-правовых актов субъекта в сфере содержания животных;
— разработка региональных целевых программ в сфере содержания животных, включающих мероприятия по борьбе с безнадзорностью домашних животных, борьбе с жестоким обращением с животными и пропаганды повышения культуры содержания животных;
— разработка и утверждения регламентов по отлову и транспортировке безнадзорных животных, приему животных у населения, содержанию, ветеринарному обслуживанию, переустройству и эвтаназии животных в пунктах передержки и приютах;
— утверждение порядка регистрации животных, в том числе порядка взимания и размеров регистрационных сборов;
— организационное и финансовое содействие органам местного самоуправления для обеспечения выполнения требовании Федерального Закона и законов субъектов.
5. К обязанностям органов местного самоуправления относятся:
— разработка и утверждение Правил содержания домашних животных на территории муниципальных образований;
— разработка и внедрение муниципальных целевых программ в области содержания животных;
— создание системы управления в сфере содержания животных для выполнения требований настоящего Федерального закона и законов и иных нормативных правовых актов субъектов;
— организация служб отлова безнадзорных животных, пунктов передержки и приютов для отловленных или сданных населением животных и предоставление услуги бесплатного усыпления новорожденных животных, создание площадок выгула;
— разработка и внедрение мер по борьбе с избыточным разведением домашних животных, в том числе развитие сети ветеринарного обслуживания населения в целях стерилизации животных;
— пропаганда ответственного отношения к содержанию животных и гуманного обращения с ними.
6. Органы местного самоуправления используют средства, полученных от уплаты сбора за содержание животных, в целях:
— организации регистрации животных;
— ведения единой базы данных животных;
— разработки и внедрения целевых программ в области содержания животных, в том числе организацию просветительской работы среди населения.

Статья 4. Общие требования к содержанию животных
1. Условия содержания животных должны обеспечивать физиологические потребности их организма, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии и экологии. Количество животных, содержащихся в помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.
2. Содержание животного в жилом доме, квартире или комнате, являющихся собственностью владельца животного и занятой его семьей допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарных правил и требований настоящего Федерального закона. Приобретение в собственность и дальнейшее содержание нового животного в жилых домах или квартирах, где проживают несколько собственников комнат, возможно лишь при согласии всех собственников. Перемещение владельцами животных с целью дальнейшего их содержания на чердаки, в подвалы и другие нежилые помещения, являющиеся общим имуществом собственников жилых помещений, а также постоянное содержание их на балконах и лоджиях запрещается.
3. Владельцы животных, имеющие в собственности или в пользовании земельный участок, могут содержать этих животных в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории этого участка, при условии исключения возможности причинения вреда жизни, здоровью и имуществу лиц, находящихся за пределами этой территории. О наличии животного (за исключением домашней кошки), содержащегося в свободном выгуле, должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на территорию.
4. Возможность содержания животных в жилых помещениях, не являющихся собственностью владельца животного, устанавливается в соответствующем договоре о найме этих помещений с их собственником при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарных правил и требований настоящего Федерального закона.
5. Осуществление юридическими лицами предпринимательской деятельности, связанной с содержанием животных, а также их разведением в целях продажи, в жилых помещениях, а также в нежилых помещениях жилых зданий не допускается.
6. При перемещении животных по территории субъектов Российской Федерации, при транспортировке животных по территории Российской Федерации, а также за ее пределы для постоянного или временного содержания владелец животного обязан выполнять требования настоящего Федерального закона, ветеринарные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области ветеринарии, а также правила пользования соответствующим видом транспортных средств, утвержденные в установленном порядке.

Статья 5. Общие требования, обеспечивающие защиту животных
1. При обращении с животными запрещается:
1.1. нанесение побоев и иные действия, приводящие к травмам и увечьям, или побуждение животного к выполнению действий, способных привести к его заболеванию, травмам и увечьям;
1.2. применение методов умерщвления, запрещенных настоящим законом;
1.3. создание условий, требующих от животных чрезмерных физиологических нагрузок;
1.4. оставление животных без корма и (или) воды, а также содержание в условиях не соответствующих их физиологическим потребностям;
1.5. разведение животных с анатомическими, физиологическими и (или) поведенческими характеристиками, которые могут создать угрозу для здоровья и благополучия потомства и матери;
1.6. разведение, содержание и использование животных с целью получения продукции и сырья из них;
1.7. натравливание (побуждение к нападению) животных на людей или на других животных, если оно осуществляется не в целях необходимой обороны или не связаны с крайней необходимостью;
1.8. проведение без применения обезболивающих препаратов хирургических, косметологических операций и других манипуляций, требующих оперативного вмешательства с обязательным обезболиванием;
1.9. оставление владельцем животного без попечения (выбрасывание на улицу, в нежилые помещения и т.п.);
1.10. Онихэктомия (ампутация когтевых фаланг у кошек) в целях, не связанных с лечением заболевания.
2. Владельцы обязаны не допускать размножения животных или предотвращать появление потомства, при отсутствии гарантированной возможности:
— дальнейшего содержания потомства у себя;
— передачи (продажи) потомства новым владельцам, в том числе по предварительной договоренности.
Передача (продажа) потомства возможна при полном обеспечении жизненных потребностей этих животных новым владельцем.
3. Передача (продажа) животных другому владельцу оформляется в письменном виде. Сделка о передаче (продаже) животного совершается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов. Копия документа о сделке передачи (продажи) предоставляется в регистрирующий орган при регистрации (перерегистрации) животного.

Глава II. Содержание и контроль животных.
Статья 6. Условия содержания животных
1. Владельцы животных обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, иных правовых актов в области содержания и охраны животных, ветеринарных, санитарных и других норм и правил, действующих на территории субъектов Российской Федерации, а также законные права и интересы других лиц.
2. Владельцы животных должны обеспечить условия содержания животных, соответствующие их видовым и индивидуальным особенностям, отвечающие ветеринарным требованиям, удовлетворяющие их физиологические потребности в качественном корме, воде, сне, отдыхе, в естественной активности, а также потребности в общении с человеком и (или) себе подобными животными.
3. Собаки, а также при необходимости и кошки и другие животные подлежат обязательной профилактической иммунизации против бешенства. Обязательная вакцинация от других инфекционных заболеваний устанавливается в случае угрозы возникновения эпидемий или эпизоотий.
4. Физическим лицам и организациям, не входящим в систему Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны или Министерства обороны запрещается разведение животных, проявляющих высокий уровень агрессии к человеку и селекция животных, направленная на повышение агрессивности.
5. На приобретение, содержание, воспроизводство, использование, передачу, реализацию и ввоз в Российскую Федерацию собак, требующих особой ответственности при содержании устанавливаются ограничения согласно нормативным правовым актам органов федеральной власти и субъектов Российской Федерации. При регистрации собаки, требующей особой ответственности при содержании, владелец обязан пройти курс обучения. Породная принадлежность и иные признаки собак, требующих особой ответственности при содержании, устанавливаются органами федеральной власти.
6. Порядок приобретения, содержания, воспроизводства, использования, передачи и реализации отдельных видов животных, являющихся ограниченно оборотоспособными (экзотических, опасных), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Регистрация и перерегистрация животных
1. Животные подлежат добровольной или обязательной регистрации. Обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации подлежат собаки, кошки, лошади и дикие животные, содержащиеся в неволе.
2. Животные, указанные в пункте 1 настоящей статьи подлежат регистрации по достижению ими 3-х месячного возраста. При перемене владельца животное должно быть перерегистрировано новым владельцем в течение одного месяца со дня приобретения.
3. Регистрация и ежегодная перерегистрация животного проводится органами местного самоуправления по заявлению его владельца и подтверждается отметкой в паспорте животного, являющемся документом строгой отчетности. Сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) животных вносятся в единую базу данных животных.
4. Перед регистрацией животные должны быть привиты против бешенства, и, при необходимости, против иных инфекционных заболеваний в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий субъекта Российской Федерации.
5. При регистрации и ежегодной перерегистрации животного с его владельца взимается регистрационный сбор в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Размер сбора устанавливается в зависимости от видовой принадлежности животного, прохождения животным операции стерилизации (кастрации) и имущественного положения владельца животного.
6. При регистрации собаки ее владелец получает идентификационный знак (жетон), который должен находиться на собаке во время выгула. Субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные идентификационные знаки для животных, обязательные при прохождении регистрации: татуировку или микрочип с индивидуальным номером животного. Перечень субъектов Российской Федерации, в которых нанесение татуировки на собак или использование для них микрочипа обязательны, устанавливается правительством Российской Федерации
7. Порядок регистрации (ежегодной перерегистрации) животных, форма паспорта животного и правила ведения единой базы данных животных устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. Регистрирующий орган обязан предоставлять владельцу животного информацию о преимуществах стерилизации для профилактики безнадзорности животных, ветеринарных последствиях стерилизации, а также действующих правилах содержания, методах эвтаназии и иных положениях действующих нормативных правовых актов.
9. В случае гибели, эвтаназии или потери животного владелец обязан уведомить об этом орган, который ведет единую базу данных животных для внесения в нее соответствующих сведений.

Статья 8. Требования к выгулу животных.
1. Запрещается нахождение собак без владельца или иного сопровождающего лица на любых территориях общего пользования. Собаки должны находиться на поводке, а собаки, требующие особой ответственности при содержании — также и в наморднике во время выгула в подъездах, дворах общего пользования, на тротуарах и пешеходных дорожках, в парках, а также других территориях, если на них установлены соответствующие знаки (надписи). Нахождение во время выгула без поводка может быть разрешено на иных территориях, или на специально организованных площадках для выгула — в соответствии с правилами содержания животных органов местного самоуправления и законами субъектов Россиской Федерации.
2. Запрещается выгул собак (и других животных при наличии соответствующих знаков и надписей) на детских и спортивных площадках, на территориях детских дошкольных учреждений, учреждений образования и здравоохранения. Места размещение площадок для выгула определяется органами местного самоуправления.
3. Во время выгула на животном должен находится идентификационный знак (жетон). Дополнительные требования к выгулу собак и иных животных вводятся законодательными актами субъектов Российской Федерации и правилами содержания животных органов местного самоуправления.
4. Владельцы животных обязаны обеспечить безопасность окружающих людей от неблагоприятного физического и психологического воздействия своих животных.
5. Запрещается:
5.1. оставлять животных во время выгула без присмотра, за исключением кратковременного оставления на привязи у магазинов, учреждений образования, здравоохранения и иных помещений, куда вход с животными запрещен; собственники и руководители таких учреждений обязаны обеспечить наличие мест для временного пребывания животных на привязи;
5.2. выгуливать животных лицам, находящимся в нетрезвом состоянии;
5.3. выгуливать собак и иных крупных животных, появляться с ними в общественных местах и транспорте лицам в возрасте моложе 12 лет без сопровождения взрослых, за исключением собак высотой в холке до 40 сантиметров, кошек, а также иных мелких животных; при этом такие собаки, кошки и иные животные должны находиться в закрытом контейнере, либо быть ограниченными в движении иным способом на руках у их владельца;
5.4. допускать загрязнение экскрементами животных подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских, школьных, спортивных площадок, мест массового отдыха горожан, газонов, клумб, зеленых насаждений, дорожек, тротуаров и проезжей части. Порядок уборки экскрементов лицами, осуществляющими выгул животных, определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут привлекать средства, полученных в виде сбора при регистрации животных, для организация специальных мест выгула животных, уборки и обеззараживание их территории.

Статья 9. Умерщвление (эвтаназия) животных.
1. Умерщвление (эвтаназия) животных допускается в следующих случаях:
1.1. по ветеринарным показаниям при наличии у животного неизлечимой болезни, травмы и в иных случаях для прекращения неустранимых страданий животного, или если животное представляет собой не устранимую иным путем опасность для жизни или здоровья людей, или при возникновении опасности распространения болезни среди животных и людей при контакте с больным животным;
1.2. по заявлению собственника животного, в том числе в случае отказа от содержания животного и невозможности помещения животного в приют, или несогласии собственника на помещение животного в приют;
1.3. при невозможности установления собственника или отсутствия собственника у безнадзорного животного и невозможности его дальнейшего содержания, передачи, возвращения или перемещения согласно требованиям настоящего закона после установленного минимального срока содержания в пункте передержки или приюте.
2. Умерщвление животных производится ветеринарным специалистом или иным лицом, определяемым в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
3. Для умерщвления используются методы и препараты, разрешенные для проведения эвтаназии федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими надзор в сфере ветеринарии.
4. Методы умерщвления должны исключать значительные физические и психические страдания животных. Запрещается использование для эвтаназии курареподобных препаратов без предварительного погружения животного в глубокий наркоз, электрического тока, пестицидов или иных ядовитых веществ, нанесения травм и применение методов, вызывающих удушье (в том числе утопления).
5. Ветеринарный специалист или иное лицо, осуществившее эвтаназию животного, представляет информацию об усыпленном животном в орган, осуществляющий регистрацию животных и ведущий базу данных о животных (реестр животных) в муниципальном образовании.
5. Стерилизация (кастрация) самок, находящихся на второй половине срока беременности и умерщвление плодов производятся в соответствии с методами, утвержденными для этих целей органами исполнительной власти, осуществляющими надзор в сфере ветеринарии.
6. Утилизация и захоронение трупов животных производятся в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Статья 10. Использование животных
1. Использование животных в зрелищных, спортивных, развлекательных и иных мероприятиях осуществляется при условии соблюдения требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Проведение мероприятий с участием животных осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Запрещается:
3.1. проведение массовых мероприятий с участием животных на детских площадках, в помещениях детских дошкольных и образовательных учреждений и относящихся к ним территориях без обеспечения мер безопасности;
3.2. организация и проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
3.3. организация, проведение и пропаганда боев с участием животных, приводящих к травмам животных; натравливание на других домашних животных;
3.4. пропаганда жестокого обращения с животными: производство, демонстрация (в том числе в средствах массовой информации и Интернете) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными.

Статья 11. Безнадзорные животные
1. Безнадзорные животные подлежат отлову, помещению для содержания в пункт передержки или приют и идентификации согласно правилам содержания животных и иным правовым актам, установленными субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. При отлове не допускается умерщвление животных (за исключением случаев непосредственной угрозы жизни человека) и нанесение им травм. Отлов кормящих самок может осуществляться только одновременно с изъятием их потомства.
2. После отлова производится поиск владельца отловленного безнадзорного животного. Безнадзорные животные, в процессе идентификации которых установлен факт их принадлежности владельцу — физическому или юридическому лицу, подлежат содержанию в течении 6 месяцев и передаче владельцу в течение этого срока в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, при компенсации расходов по содержанию животного.
3. Безнадзорные животные, не имеющие владельца, или относительно которых установить факт принадлежности владельцу невозможно, или в случае отказа владельца от права собственности на животное, содержатся в пункте передержки или приюте, передаются новым владельцам, подлежат стерилизации и возврату на место отлова или подлежат гуманной эвтаназии в случаях, оговоренных настоящим законом. Срок содержания жизнеспособных животных должен определяться исходя из конкретных условий и возможностей субъектов Федерации, и быть достаточным для того, чтобы можно было предпринять реальные усилия по поиску для каждого животного старого или нового хозяина (но не менее 21 дня). Меньший срок содержания может быть установлен для детенышей подсосного возраста, неспособных к самостоятельному существованию. При наличии возможности животные передаются из пункта передержки в приют после истечения минимального срока содержания. Решение о передаче животного принимается, исходя из наличия свободных мест в приюте и характеристик животного.
4. Отловленные безнадзорные животные могут быть стерилизованы, зарегистрированы, помечены, вакцинированы и возвращены на место отлова или перемещены на другое место согласно нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
4.1. Отловленные и стерилизованные кошки могут быть возвращены или перемещены:
— только на территории с безопасными укрытиями или в безопасные помещения, под надзор лиц, осуществляющих уход за кошками, и при отсутствии возражений со стороны граждан, проживающих в непосредственной близости от территории, на которую будут возвращены кошки;
-при регистрации их как собственности лиц или организаций осуществляющих уход за кошками, или регистрации их как собственности муниципального образования;
-лица, осуществляющие уход за кошками, обязаны выполнять правила содержания животных или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, относящиеся к содержанию и регулированию численности кошек.
В случае невыполнения лицами, осуществляющими уход за кошками, требований нормативных правовых актов, кошки, зарегистрированные как собственность муниципальных образований, подлежат безвозвратному отлову.
4.2. Отловленные и стерилизованные собаки могут быть возвращены или перемещены:
-только на огороженные территории и (или) в помещения, исключающие миграцию, и при отсутствии возражений со стороны граждан, проживающих в непосредственной близости от территории, на которую будут возвращены собаки;
-при регистрации их как собственности лиц или организаций, осуществляющих уход за собаками;
-и при выполнении этими лицами и организациями правил содержания животных, требований к организации выгула собак и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В случае невыполнения лицами или организациями, в собственность которых переведены возвращаемые собаки, требований нормативных правовых актов, возвращенные собаки подлежат безвозвратному отлову.
5. Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправление обеспечивают создание на территории муниципальных образований служб отлова и передержки животных.
В обязанности служб отлова и передержки входят:
— отлов безнадзорных животных;
— прием найденных животных у населения;
— прием у населения животных, в отношении которых граждане отказались от права собственности (в том числе сбор новорожденного потомства) или изъятых по решению суда;
— размещение и содержание отловленных и принятых у граждан животных в пунктах первичной передержки (или карантинных вольерах приютов);
— первичное ветеринарное обслуживание животных;
— поиск владельцев отловленных животных;
— передача отловленных животных владельцам;
— передача животных для стерилизации и возвращение их на место отлова или перемещение на другое место (при необходимости);
— передача животных из пункта передержки в приюты для длительного содержания после истечения срока обязательной передержки;
— усыпление животных в случаях, предусмотренных настоящим законом.
6. Порядок отлова, содержания, стерилизации, переустройства и эвтаназии безнадзорных животных устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с учетом требований настоящего Федерального закона.
7. Регулирование численности безнадзорных собак и кошек, находящихся вне пределов населенных пунктов, производится на общих основаниях, предусмотренных настоящим законом, а при невозможности этого — согласно требованиям существующих нормативных правовых актов в области охраны природы и животного мира. Для регулирования численности безнадзорных животных запрещается использование капканов, петель и ядов.

Статья 12. Пункты содержания для животных
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований организуют пункты передержки и приюты для содержания отловленных или переданных населением животных в течение минимального периода первичной передержки, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Животные из пункта передержки передаются в приют для длительного содержания после окончания срока минимальной передержки. Пункты передержки и приюты, находящиеся в собственности муниципальных образований, а также приюты иной формы собственности, выполняющие на основании договоров программы по отлову безнадзорных животных в муниципальных образованиях, обязаны принимать всех животных, поступающих от службы отлова или от населения.
2. Деятельность по организации и содержанию пункта передержки, приюта и гостиницы для животных также могут осуществлять некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели и юридические лица любой организационно-правовой формы.
3. Земельные участки под строительство приютов, гостиниц и пунктов передержки животных выделяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при условии соблюдения требований ветеринарных, санитарных, экологических и иных действующих норм и правил. При планировке и строительстве приютов, гостиниц и пунктов передержки животных должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, а также созданы условия для предупреждения заноса и распространения возбудителей заразных болезней животных и загрязнения окружающей среды.
Выполнение указанных в настоящем пункте требований подтверждается заключениями органов государственного ветеринарного, санитарно-эпидемиологического и экологического надзора, выдаваемых на стадиях принятия решения о возможности предоставления земельного участка и утверждения проектной документации.
4. Пункты передержки и приюты, являющиеся собственностью муниципальных образований или выполняющие программы по отлову безнадзорных животных, организуют работу в соответствии с регламентами, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, содержащие приют или гостиницу для животных, организуют их работу в соответствии с положением о них, согласованным с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным в области ветеринарии, и утвержденным органом управления данной организации.
5. Территория и помещения приюта, гостиницы и пункта передержки животных должны отвечать требованиям ветеринарных, санитарных, экологических и иных действующих норм и правил.
6. Животные, поступающие в приют или пункт передержки животных, подлежат мечению, вакцинации и учету, а поступающие в гостиницу должны быть привиты в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий, действующим в данном субъекте Российской Федерации, зарегистрированы, и иметь индивидуальный знак (татуировку или электронный чип).
7. Содержание животных в приютах, гостиницах, пунктах передержки животных должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
8. Органы местного самоуправления, некоммерческие организации и приюты любой формы собственности имеют право заключать договоры с гражданами о временном содержании ими животных, поступивших в приют или организацию (договоры платной опеки), при соблюдении требований настоящего закона и требований гражданского законодательства РФ.
9. При поступлении в приют, гостиницу и пункты передержки животные проходят клинический осмотр ветеринарным специалистом — работником организации, содержащей данный объект, или учреждения государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации.
10. Организации, содержащие приюты организуют поиск собственника, потерявшего животное, и лиц или организации, готовых принять на содержание и стать его новым собственником в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункты передержки и приюты, находящиеся в собственности муниципальных образований, а также приюты иной формы собственности, выполняющие на основании договоров программы по отлову безнадзорных животных в муниципальных образованиях, могут передавать животных приютам других форм собственности.
11. При передаче животного из приюта новому владельцу выдается документ, подтверждающий законность его приобретения. Владелец обязан зарегистрировать приобретенное животное в течение одного месяца после приобретения.
12. Перед передачей из приюта новым собственникам, животные подвергаются стерилизации, за исключением животных младше 6 месяцев, породистых животных при передаче в зарегистрированный питомник или животных, имеющих ветеринарные противопоказания. При передаче животных младше 6 месяцев, приют имеет право заключить с владельцем договор об обязательной стерилизации по прошествии срока, определяемого договором.
13. Приют имеет право совершать передачу животного новому владельцу с установлением испытательных сроков не более чем 1 год. На время испытательного срока животное передается новому владельцу в пользование, при этом приют имеет право периодического контроля условий содержания животного (не чаще, чем 1 раз в месяц).
14. Организациям, содержащим приюты, гостиницы и пункты передержки животных запрещается:
14.1. заниматься разведением животных, находящихся на содержании;
14.2. содержать животных в жилых помещениях, а также в нежилых помещениях жилых зданий, за исключением случаев передачи животных на временное содержание гражданам на основании договоров платной опеки.

Статья 13. Права владельцев животных
Владелец животного имеет право:
1. Приобретать, содержать и отчуждать животное в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. Получать необходимую информацию в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных организациях, ветеринарных учреждениях о порядке регистрации и перерегистрации животных и правилах их содержания;
3. Выгуливать зарегистрированное животное на специально оборудованных площадках и других территориях, где установлены знаки о разрешении выгула животных;
4. Обращаться в органы местного самоуправления по вопросам организации и оборудования мест выгула животных;
5. Обращаться в ветеринарную организацию, имеющую право на осуществление соответствующих операций согласно законодательству Российской Федерации, для проведения кастрации принадлежащих ему животных;
6. помещать животных для временного или постоянного содержания в приюты и гостиницы для животных с возмещением затрат на их содержание;
Владелец животного также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности владельцев животных
1. Регистрировать и ежегодно перерегистрировать животное в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
2. Соблюдать действующие правила карантина животных и другие ветеринарные нормы и правила;
3. Обеспечивать безопасность людей от воздействия животных, а также спокойствие и тишину для окружающих;
4. При регистрации подвергнуть животное мечению в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
5. Выполнять предписания должностных лиц органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, в том числе в части своевременного проведения профилактической иммунизации (вакцинации) животных против инфекционных заболеваний;
6. Проводить профилактику заразных болезней животных в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
7. Не допускать размножения животных без гарантии дальнейшей передачи потомства владельцам;
8. Не допускать перемещение, передвижение и транспортировку животных за пределы места их содержания, если они не привиты против инфекционных болезней в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий субъекта Российской Федерации, или не зарегистрированы (не перерегистрированы);
9. Не допускать контакт больных животных с другими животными;
10. Немедленно сообщать обо всех случаях покусов человека животным в соответствующие органы здравоохранения и ветеринарии в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
11. Убирать за своим животным экскременты на территориях, загрязнение которых запрещено пунктом 5.5. статьи 8 настоящего Федерального закона;
12. Оформить в письменной форме передачу животного другому владельцу в случае невозможности его дальнейшего содержания;
13. Выполнять иные действия, предусмотренные настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования за исключением положений об уплате и использования регистрационного сбора за содержание животных, которые вступают в силу одновременно с соответствующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Д. Медведев
Москва, Кремль
» » __________ 20 года
Примечание: необходимо внести изменения в следующие нормативно-правовые документы.
1. В Налоговый кодекс РФ — ввести регистрационный сбор за содержание конкретных видов животных, при этом предусмотреть льготу при уплате сбора за содержание кастрированного животного (до 50%).
2. В законодательство об органах местного самоуправления — в части изменения полномочий ОМСУ.
3. В КоАП РФ — ввести статью об ответственности за нарушение этого закона и соответствующие изменения в положения о лицах составляющих протокол, рассматривающих дело и т.д.
4. В ГК РФ — признать животное как источник повышенной опасности (в целях возможности привлечения к ответственности собственника животного и взыскания с него материального ущерба за действия животного, причинившие вред здоровью и имуществу других лиц, независимо от вины собственника животного).

Граждан России взволновала весть о скором введении (начало 2018 года) налога на домашних животных. Некоторые новостные издания и интернет-ресурсы активно подключились к горячей теме, рассказывая о «беспрецедентном законе», который якобы уже вступил в силу (или вот-вот вступит) и грозит немыслимыми поборами всем, у кого дома живёт котик или собачка.

Народ всполошился и даже запаниковал, и среди негодующих голосов затерялись отдельные здравые призывы не спешить и во всём спокойно разобраться.

Как оказалось, закон только обсуждается в Госдуме, и ему ещё предстоит претерпеть кардинальные изменения — после анализа мнений всех заинтересованных сторон, любителей животных, ветеринаров, зоозащитников, производителей и остального неравнодушного населения.

На самом деле, тема эта далеко не нова, законами о домашних животных в Госдуме начали вплотную заниматься ещё в 2010 году, но никак не могут закончить.

Зоозащитники давно уже призывают законодателей довести законодательство о животных до удобоваримого состояния. Предлагали и собственные варианты, но безуспешно.

Дело дошло до того, что президент лично потребовал «оформить цивилизованный порядок обращения с животными». Сделал он это в 2016 году, акцентировав внимание на проблеме бездомных животных и призвав парламентариев ускорить работу по этому резонансному вопросу.

Суть вопроса

Не прошло и года, как парламентарии откликнулись на требование президента. В законе, рассматриваемом в Госдуме, предлагается формализовать отношения человека с домашними животными и привнести в них финансовую составляющую. Это может быть налог, регистрация и чипирование.

Сначала регистрировать придётся только собак и кошек. Данные внесут в базу данных, с указанием характеристик животного и сведений о хозяине.


Ветеринары и зоозащитники настаивают на платной регистрации. С ними солидарны жители многоквартирных домов, особенно те, в чьём подъезде живут агрессивные собаки или с десяток кошек в одной квартире.

Пока парламентарии размышляют, кое-где всё это уже работает — например, в Крыму.

Зарегистрировать собаку здесь стоит 52 руб., в процедуру входит осмотр животного ветеринаром, прививка от бешенства и внесение данных в единый для Крыма реестр.

Владельцу вручают ветеринарный паспорт собаки (надо заплатить 109 руб.), а пёс может получить, по желанию хозяина, металлический жетон или чип (764 руб.).

Самые последовательные сторонники чипирования – зоозащитники, ветеринары и заводчики. Они считают, что собака в обязательном порядке должна иметь чип. Только в этом случае затея имеет смысл и позволит защитить животное.

Если собака потеряется или пострадает, то её легко найти и вернуть хозяину. Если же она набедокурит, то владельцу придётся ответить за то, что плохо за ней присматривал или не воспитывал должным образом.

Что особенно важно, чипированную собаку не выбросишь за дверь, потому что хозяин будет найден и наказан.

Добровольное чипирование практикуется и сегодня, делают его в ветклиниках, при этом данные вносятся в международную сеть.

Мысль о налоге вызывает у российских собаководов и владельцев животных стойкое возмущение, несмотря на то, что во многих странах налоги на собак давно введены и приносят пользу.

В Европе

Немцы платят налог в размере 150-300 евро в год. Если собак несколько, то плата за следующую возрастает. Больше приходится платить и за бойцовских собак – 600 евро в год.

Такой же «прогрессивный» характер имеет налог на собак в Голландии. Если пёс у Вас один, Вы платите в год 57 евро, но каждый последующий обходится уже в 85.

Шведы платят меньше, годовой налог на собаку составляет 50 евро, у швейцарцев – 100.

Для испанцев обычная собака обходится в смешную сумму — 15 евро в год, а потенциально опасная – в 35. Если же Вы взяли её из приюта, то платить налог вообще не нужно. Он не взимается и в том случае, если Ваша собака выполняет социальную функцию, например, работает поводырем.

В Штатах налога на домашних животных нет, эта обязанность возложена на производителей кормов.


Зато практикуется платное лицензирование собак, правда, в некоторых штатах – добровольное. Здесь считается, что владение собакой – не только право, но и привилегия, поэтому бесплатным это удовольствие быть не может.

Расценки по разным штатам разные, но совсем не маленькие, причём оплачивается буквально всё. Для пожилых владельцев обычно применяется скидка.

В Канаде охвачены этим порядком и собаки, и кошки, для всех животных регистрация является обязательной. Если владелец отказывается, то его наказывают штрафом от $240 до $5000, смотря по обстоятельствам.

У соседей

Вопрос упорядочения отношений с животными, видимо, настолько созрел, что даже соседи зашевелились.

Например, белорусы ввели ежегодный налог на собак, поставив его в зависимость от роста пса.

На Украине по улицам городов бегают собачки, украшенные жетонами на ухе, такие замечены в Днепропетровске и в Херсоне. Чипирование ещё не обязательно, но вот-вот станет таковым. Однако налога на животных пока нет.

В России держать рядом с собой животных любят многие, собак насчитывается около 20 млн, а кошек и того больше, 25-30 млн.


Теперь представьте, что все эти особи охвачены платной регистрацией, пусть даже по мизерной крымской цене – 52 руб. Более, чем 2,5 млрд руб. поступят в бюджет! Правда, разово.

Есть ещё и чипирование, которое обойдётся владельцам значительно дороже. Сегодня стоимость процедуры колеблется от 1000 до 4000 руб. , смотря о каком регионе идёт речь (зависит и от статуса ветклиники).

Пока делают его далеко не все владельцы, но ведь можно обязать всех, у кого есть собачки! Получится солидный взнос в государственную казну.

Финансовые службы наверняка оценили и возможные поступления от налога на животных, но эти оценки пребывают только в теории. В ближайшее время, видимо, там они и останутся.

Спекуляции на резонансной теме, петиции

Фейковые новости о налоге на животных взбудоражили граждан, тем более, что тема болезненная. В результате на международной платформе https://www.change.org появилась петиция, призывающая к запрету закона о введении налога на животных в России.

Вообще весь процесс злоключений законов о животных сопровождается бурным обсуждением в обществе. В соцсетях постоянно рождаются новые инициативы, часто они выливаются в петиции. Направление у них разное, оно диктуется интересами авторов.

Зоозащитники, к примеру, уже давно добиваются введения регистрации и чипизации животных. От их имени на change.org размещена петиция с требованием принять, наконец, законы, которые буксуют уже 20 лет.

Слово «налог» всегда вызывает однозначную реакцию – резкий протест. В комментариях и на форумах жители РФ высказывают своё мнение напрямую, безо всякой дипломатии: «О, опять вводят налог по многочисленным просьбам трудящихся!».


И тут же достаётся на орехи депутатам и чиновникам, их склоняют традиционно, независимо от того, о каком налоге заходит разговор.

Что касается непосредственно налога на собак и кошек, то в комментариях нередки слова в его поддержку. Его рассматривают как действенный регуляторный механизм в отношениях между людьми и животными. При условии, конечно, что собранные деньги действительно пойдут на создание приютов, специальных площадок, стерилизацию бездомных собак и прочие меры в этом направлении.

Многие не приветствуют идею налога, но солидарны с ветеринарами и зоозащитниками в том, что регистрация домашних животных должна быть платной. Однако делать это надо в разумных пределах, с учётом социального статуса владельца.

То есть, налог как способ изъятия денег у населения, конечно, вызывает единодушное отторжение. При этом, конкретный вид налога на домашних животных граждане согласны обсуждать, а некоторыми он воспринимается как вещь, вполне полезная.

Депутаты Госдумы после всех согласований примут основной документ, закон «О ветеринарной безопасности домашних животных», и подзаконный акт, «Правила по учёту и регистрации домашних животных». Также рассмотрения ждёт законопроект «Об ответственном обращении с животными».

О налоге на животных речи пока нет вообще. Хотя зоозащитники введение налога для владельцев собак по-прежнему считают необходимой мерой. Они также возражают против добровольности чипирования, настаивают на том, что за регистрацию питомца владелец обязан платить — это позволит разбудить в нём чувство ответственности за свои действия.

В настоящий момент в обсуждаемом законе не указываются никакие суммы, может быть, регистрация даже будет бесплатной. Что касается чипирования, то оно останется платным и, судя по всему, пока добровольным.

Все новшества будут внедрены не одномоментно, для этого предусмотрен переходный период. Здесь резкие движения вредны, поскольку затрагиваются глубинные связи, многосторонние отношения. Но и тянуть нечего, перемены давно назрели.

Животные и люди вынуждены сосуществовать в одном общем пространстве, и его необходимо приспособить к тому, чтобы всем было удобно. Нам без кошки или собаки чего-то не хватает в жизни. Вероятно, тепла, преданности, ласки и просто любви.

Со своей стороны, необходимо руководствоваться напутствием Сент-Экзпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В этом случае его следует понимать абсолютно буквально, и не роптать, если ответственность эта принимает денежное выражение. Например, форму налога на домашних животных.

В Госдуму могут внести законопроект о ветеринарной безопасности, который обяжет россиян платно регистрировать своих домашних животных. Об этом заявил зампред комитета по экологии и охране окружающей среды российского парламента Владимир Панов.

Создание самой системы учета кошек и собак предусмотрено принятым в 2015 году законом «О ветеринарии». По словам Панова,

за процесс регистрации предполагается ввести плату, однако конкретную сумму он не назвал. Разработанный законопроект также предусматривает чипирование кошек и собак на добровольной основе.

Идею обязательной регистрации питомцев поддерживают и зоозащитники, которые убеждены, что нынешняя ситуация «создает возможность для недобросовестных владельцев отказываться от своих животных и уходить от ответственности в случае, если это животное совершило какой-либо ущерб имуществу или здоровью других граждан», резюмировал Панов.

Зоозащитники, опрошенные «Газетой.Ru», положительно восприняли возможную реформу парламента. «Платно или бесплатно — всех животных необходимо регистрировать. Однако

нужно учитывать социальный статус человека: если это бабушка, у которой две-три кошечки и одна собачка, должны быть какие-то льготы. Многодетным семьям также должны предоставить бонусы.

Регистрацию необходимо закрепить на федеральном уровне, чтобы избежать тех случаев, когда, например, собака «бойцовой» породы укусила ребенка, и следователям сложно выяснить, кто являлся хозяином животного», — считает зоозащитник Владислав Рогимов.

Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова уверена, что чипирование и регистрация животных помогут решить проблему бездомных животных. «В первую очередь, нужно перекрывать разведение и вводить механизм ограничения деятельности двух типов заводчиков — тех, кто разводит ради бизнеса и тех, кто не стерилизуют животных. Без этого шага все остальные реформы будут неэффективны», — рассказала зоозащитница.

Эксперт возмутилась тем фактом, что власти предлагают сделать регистрацию обязательной, а чипирование — по желанию. «В таком случае им не удастся внести в реестр всех животных. Нужно вводить генетическую паспортизацию: она более достоверна. Чип же можно переставить или вовсе удалить», — отметила Новожилова. Спорным, по мнению эксперта, выглядит и сам факт платной регистрации:

«В России людям приходится спасать животных за свои деньги: давать им приют в своих квартирах, стерилизовать их. Тем временем такая услуга стоит около 2 тыс. рублей, а власти предлагают бабушкам с маленькой пенсий платить еще и за регистрацию».

Что касается стоимости регистрации питомца, то сумма, уверен Владислав Рогимов, будет зависеть от федерального округа. «Важно помнить, что есть и дикие животные, которые находятся на содержании у людей: их и беспризорных животных также необходимо посчитать. Нужно провести реальную перепись населения — только среди животных», — убежден специалист.

Чипирование, отметил зоозащитник, обойдется кошатникам и собачникам гораздо дороже. «Тут тоже должны иметь место льготы. Нынешняя стоимость этой процедуры зависит от региона и ветклиники: она может колебаться от тысячи до 4 тыс. рублей», — считает Рогимов.

Опыт по регистрации домашних питомцев в России уже есть. Так, с 1 января 2017 года эта норма действует в Крыму. Стоимость процедуры на полуострове составляет 52 рубля: за эти деньги специалист осматривает животное, при необходимости делает прививку от бешенства и вносит питомца в базу данных.

«Если животное дорогостоящее, и гражданин не желает, чтобы жетон или бирка были закреплены на ухе животного, может быть применена дополнительная услуга — вживление электронного чипа под кожу животного. Это будет стоить дороже», — рассказал в интервью местной радиостанции зампредседателя комитета по ветеринарии Крыма Энвер Умеров. При этом, после гибели животного горожане должны сообщить о факте в ветеринарную службу, чтобы специалисты сняли животное с учета.

По разным оценкам, в России насчитывают около 25-30 млн домашних кошек и около 20 млн собак. Даже без затрат на чипирование россияне в среднем тратят 4,5 тыс. рублей в месяц на содержание питомцев: большая часть суммы уходит на корм, остальные расходы приходятся на походы к ветеринару и уход за животным.

Даже если брать в качестве ориентира крымские 52 рубля за регистрацию животного, то, по подсчетам «Газеты.Ru», за примерно 45-50 млн зарегистрированных кошек и собак государства может получить 2,6 млрд рублей в госбюджет. Зоозащитник Владислав Рогимов уверен, что не все деньги уйдут в государственную казну. «Не надо забывать о том, что каждого животного надо занести в базу. Для того, чтобы это сделать, в каждом регионе нужно нанимать специалистов, которые будут курировать отправку средств и делать всю бумажную или электронную работу», — рассказал он.

Эксперт также отметил, что база данных животных должна быть закрытой, так как по кошке или собаке можно будет «пробить» любого человека: его адрес, контакты и паспортные данные. «ФСБ и МВД должны контролировать процесс так, чтобы эти базы не ушли в интернет. Главное, чтобы база была недоступна мошенникам. Ее должны контролировать спецслужбы, а не районные сельскохозяйственные министерства, ведь у нас у 70% населения есть домашнее животное», — подчеркнул зоозащитник. Рогимов убежден, что

большинство людей не будет регистрировать своих животных. «Зачем это надо, если животное реально не покидает четырех стен и не представляет опасности?»,

— заявил специалист, отметив, что, к примеру, в США введено обязательное чипирование животных.

«Когда собака потерялась, она попадает в приют, где сотрудники через базу моментально находят контакты хозяина и созваниваются с ним. В любой ветклинике можно просканировать чип, чтобы определить хозяина собаки или кошки», — рассказал Рогимов.

Напомним, что на данным момент на рассмотрении в Госдуме лежит еще один закон, касающихся питомцев: «Об ответственном обращении с животными». Документ, предложенный Министерством природы закрепит основные понятия и принципы защиты прав животных. Закон предусматривает усиление борьбы с жестоким обращением с животными и планирует усилить контроль за содержанием домашних, служебных и цирковых животных.

В случае принятия законопроекта власти закрепят запрет на уничтожение бездомных питомцев. Однако второе чтение законопроекта неоднократно переносили, эта волокита вызывает постоянные протесты в зоозащитной среде.

А совсем недавно, 8 октября 2017 года, стало известно, что Госдума в течение нескольких месяцев рассмотрит закон о запрете содержания диких животных в квартирах и закрытии контактных зоопарков.

По данным австралийской организации по страхованию животных Pet secure, Россия входит в первую пятерку стран по количеству кошек и собак. На первых же местах по числу домашних животных и в случае с собаками, и в случае с кошками находятся США. При этом в Америке, как и в большинстве других стран, есть налог на стерилизацию животных. «В Лондоне людям, отказавшимся от этой процедуры, будут постоянно названивать специалисты из ветклиники. В случае дальнейшего отказа на горожан наложат штраф», — отметила Ирина Новожилова.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека