Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (31 мая 1557 , Москва - 7 (17 ) января , Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28 ) марта года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей . Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский» . Память 7 (20) января , воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

Биография

Когда родился Фёдор, Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест, также сохранившаяся до нашего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван . С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи , нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (), Феодосию , прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 (17 ) января года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова , который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Основные события царствования

Реконструкция Герасимова

  • 1584 - избран на царство Московским Земским собором . Основан Архангельск в устье Северной Двины ;
  • 1586 - отлита Царь-пушка . Вдоль трассы Старой Казанской дороги основаны Самара и Тюмень , до статуса города повышена Уфа . На Дону основан Воронеж ;
  • 1587 - рядом со столицей Сибирского ханства Искером основан Тобольск ;
  • 1589 - учреждён Московский патриархат с первым патриархом Иовом . Рядом с бывшей столицей Золотой Орды Сарай-Берке основан Царицын ;
  • 1590 - основан Саратов ;
  • 1591 - завершено строительство Белого города Москвы;
  • 1593 - основан Старый Оскол
  • 1594 - на западной границе Пегой Орды основаны крепости Тара и Сургут ;
  • 1595 - окончена Русско-шведская война 1590-1595 годов , по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям , Ивангород , Копорье , Корела). Основан Обдорск в устье Оби , начато строительство Бабиновской дороги в Сибирь.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера :

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса :

Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

«русские на своём языке называют его „durak“».

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии» . Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому» .

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона , архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царем“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой . Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его „тихим идиотом“. А поляк Лев Сапега утверждал, что „напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его“» .

Предки

Правление федора ивановича кратко. Фёдор Иванович, царь: биография, годы правления

Царь Фёдор Иванович (также известен по прозвищу «Блаженный») был сыном Ивана Грозного и Анастасии Романовной.

После трагической кончины в 1581 году наследника престола Иоанна царём становится двадцатилетний юноша Фёдор Блаженный, который совершенно не был готов для царствования (даже его отец говорил о нём, что место его не у власти, но в келье).

По утверждениям исследователей, Фёдор Иванович был очень слаб здоровьем (как физически, так и психологически). Кроме того, он совсем не принимал участия в государственном управлении, опираясь в этом сложном деле на мнения шурина Годунова Бориса и вельмож. Именно Годунов, как утверждают историки, и правил государством через слова Блаженного (он и стал преемником после кончины Фёдора Ивановича).

Царь Фёдор Блаженный взял в жёны Ирину Годунову от которой у них родилась дочь, умершая в годовалом возрасте. Наследника Фёдор так и не дождался.

Литературные памятники того времени так описывают Фёдора Ивановича: толстоват, небольшого роста, неказист с тяжёлой неуверенной походкой. Однако всегда улыбающийся (за это его и прозвали Блаженным). Царь никогда не повышал тон, не грубил, был суеверным и не любил проявления агрессии. Большинство своего времени он проводил в ближайшем монастыре в молитвах. Также Фёдор очень рано вставал и начинал день с беседы с духовником и умывания святой водой. Любил он и забавы: шутовские кривляния, песни и сказы после вечерни.

Царь Фёдор Иванович очень любил звон церковных колоколов и даже сам одно время был звонарём. Он ходил пешком по монастырям, однако и отцовский нрав был в его натуре – царю нравились битвы с силачами медведей, а также кулачные бои.

Всё вышеописанное было известно и дипломатам из других стран, посещающих Фёдора, но, просивших аудиенции у Бориса Годунова.

В 1598 году Царь Фёдор Иванович умер от смертельной болезни. Вместе с этим был окончен и московский род Рюриковичей. Во время царствования царя Фёдора были возведены башни и стены Белого Города, авторство которого приписывают талантливому зодчему Фёдору Савельевичу Коню. Кроме того, в этот же период знаменитый литейщик А. Чохов отлил Царь-пушку.

При царе Фёдоре Блаженном немного улучшилось и международное положение. В итоге русско-шведской войны были возвращены некоторые Новгородские земли.


Место погребения Архангельский собор (Москва)
Род Рюриковичи
Отец Иван IV Грозный
Мать
Супруга Ирина Фёдоровна Годунова
Дети дочь: Феодосия
Фёдор Иванович на Викискладе

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию - ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое - не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных - мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых - реформатора и тирана; двух Николаев Первых - жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых - самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой -

нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях - выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, - именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком - Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,

Отцу живой контраст;

Был разумом не бодор,

Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький - блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое - видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах

И с толку сбить, и обмануть нетрудно.

В одном лишь только я не обманусь:

Когда меж тем, что бело иль черно,

Избрать я должен - я не обманусь.

Тут мудрости не нужно, шурин, тут

По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!

Бог не велит подняться на него -

Бог не велит! Я вижу, простота

Твоя от Бога, Федор Иоанныч, -

Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви - это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…»

и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще -и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович - помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии - ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал - с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения - напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Царь Федор Иоаннович (слева) и царь Иоанн IV (Грозный) (справа).

Несмотря на очевидное внешнее сходство, эти правители оказались очень разными.

Реконструкция М. Герасимова. Фото Shakko

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни - Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Карта Руссии, составленная Гесселем Герритсом по оригиналу царевича Федора Борисовича.

Гравюра по меди, 1613-14 г. Из атласа Блау, Амстердам, 1640-70 г.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Илл. в анонсе: Царь Федор Иоаннович.

Хромолитография (1840-е г.) c надгробного портрета-парсуны (1630-е г.)

Реальная личность царя Федора I Ивановича, несмотря на сравнительно короткий исторический отрезок времени (460 лет), который отделяет нас от него, скрыта. Весь вопрос крутится вокруг того, был ли он слабоумным или нет. На это мы попытаемся дать ответ. Осталось мало источников, дающих его правдивый образ. Этого государя заслоняют две мощные фигуры: отец Иван Грозный и соправитель Борис Годунов. Наши историки воссоздают, а литераторы интерпретируют его как человека и правителя.

Конец династии Рюриковичей

В XVI веке на престол взошел первый русский царь Иван Васильевич. Он правил долго, более 50 лет, но крайне неровно, потрясая свои земли и семью люто-зверским характером.

Из восьми жен только трое родили ему детей. Да и то старшего, которого он готовил на царство, сам царь убил в порыве неуправляемого гнева, о чем горько сожалел. Наследником стал Федор Иванович, сын Ивана IV Грозного от первого брака.

Семья в детстве

Царственные родители любили друг друга и прожили к моменту рождения Федора десять лет, деля и радости, и скорби. У царевича был старший брат Иван. Разница в возрасте у них была три года. Подрастая, они станут играть вместе, и за ними наблюдают любящие родители. Но в год рождения царевича, крещеного в Чудовом монастыре, в 1557 году, никто еще не знает, что мир и тишина только пока стоят над страной. Это последний безмятежный год. В 1558 году начнется долгая, на четверть века, кровопролитная Ливонская война. Она омрачит все его детство. А после смерти матери о царевиче, которому было тогда три года, почти нет сведений. Отец ездит по богомольям и не берет сына с собой. Он уезжает, возглавляя войско, на войну, и пятилетний мальчик, провожая его, не знает, вернется ли он назад. А потом в царских покоях пойдет череда жен, которые видят в Иване и Федоре препятствие своим детям к престолу, и о душевной теплоте говорить здесь не приходится. Затаенную вражду мальчики, конечно, испытали. Но в источниках практически нет сведений, как Иван Васильевич воспитывал младшенького. Известно, что с восьми лет брал его с собой на богомолья, позже приказывал присутствовать на государственных церемониях. Даже когда царевичу еще не исполнилось семи лет, он участвовал на возведении в сан митрополита Московского, и при учреждении опричнины он вместе с семьей и двором выехал в В 10 лет отец взял его с собой в Вологду для осмотра. Так понемногу царевич Федор присматривался к государственным делам.

Женитьба

Сам батюшка выбрал сыну невесту из крепкого надежного клана Годуновых, но не слишком родовитого, такого, чтобы во всем зависели от царской семьи и были благодарны за столь высокую судьбу. А царевич, не думая о политических мотивах, просто привязался душой к своей супруге, умнице Ирине.

Смерть наследника

У царя всея Руси не доходили руки до полноценного воспитания младшего сына Федора. Всегда на первом плане стоял Иван Иванович. А когда его не стало, в 1581 году, то пришлось в 24 года серьезно приучать к государственным делам наследника Федора. А у того уже не было к ним интереса. Ведь раньше все внимание уделялось Ивану, а ты, Феденька, советовали ему, в церковь божью сходи, с монахами поговори, певчих послушай, да бас дьяконский, а то на охоту съезди.

Окружали царевича мамки, няньки и монахи. Они же учили его книжным знаниям и закону Божьему. Вот и вырос царевич робкий, смирный, богомольный. А Бог дал ему венец царский.

Венчание на царство

Смерть Грозного в 1584 году окружена недомолвками и тайнами. Есть предположения, что его отравили или удушили, что, впрочем, достоверно не доказано. Но бояре, радуясь освобождению от мощного гнета тирана, державшего их железной рукой, подняли восстание, пользуясь слухами о таинственной кончине царя, и привели его к стенам Кремля. Переговоры с восставшими закончились тем, что они отступили, а зачинщиков сослали. На всякий случай удалили и малолетнего Дмитрия с матерью в Углич. Кто стоял за этими действиями? Ну никак не Федор Иванович. делами не интересовался, он был пассивен. Всем заправляли великородные князья Шуйские, Мстиславские, Юрьевы.

Незадолго до восстания было венчание на царство, это произошло в день рождения Федора. Ему исполнилось ровно 27 лет. Церемония происходила так. Впереди шел Федор Иванович - царь, одетый в богатейшие уборы. За ним - высшее духовенство и далее вся знать по чинам. На его голову водрузили корону. На празднество было приглашено духовенство с Афона и Синайской горы, что означало важность события для всего Православного мира. Торжество длилось неделю.

Так получил право и возможность всем распоряжаться Федор Иванович. Царь стал неограниченным владыкой. В его руках была вся полнота власти - законодательная, исполнительная, судебная и военная.

царь: исторический портрет

Иностранцы, англичане, французы, шведы, поляки пытаются нас убедить в том, что Федор Ивановичбыл слишком прост, чувствителен и чрезмерно набожен и суеверен, даже глуповат. Он слишком много времени проводил в монастырях. Но, вставая в 4 часа утра, по сведениям тех же иностранцев, помолившись, передав приветствия своей жене, занимающей отдельные покои, он принимал бояр, военачальников, членов Думы. Это говорит о том, что Федор Иванович - царь: он выслушивает вельмож и отдает указания.

Правда, времени на эти дела он отводит не слишком много, так как они его не очень занимают, но дела, как истинный государь, он все же исполняет. Да, он предпочитает молитву занятию политикой, но в этом нет признаков слабоумия. Он просто по природе своей не государственный деятель, а обычный человек, который любит поговорить с женой, посмотреть на травлю медведя или рукопашный бой, посмеяться над шутами. Интриги, политические ходы, продуманные, как шахматные, надолго вперед, - не его стихия. Федор I Иоаннович добрый, спокойный, благочестивый человек. Другие же иностранцы, австрийцы, например, которым царь оказал любезный прием и обещал содействие в борьбе с турками, нигде не дают указаний, что царь был слабоумен. Может быть, все дело в пристрастных оценках тех же шведов, поскольку политические дела разрешились силой оружия в неблагоприятную для них сторону?

Восприятие царя русскими людьми

Все они отмечают, что Федор I Иоаннович крайне благочестив и изнуряет себя духовными подвигами. А во время венчания на царство выступил с речами, в которых признаком скудоумия не отмечался. Бедный умом человек не выстоял бы всю церемонию и не смог бы произнести речь. А царь держал себя с подобающим достоинством. Русские летописцы называют его милостивым, и кончина его воспринималась как великое горе, которое может принести огромные бедствия. Что, кстати сказать, и сбылось.

Патриарх Иов, видевший царя каждый день и хорошо его знавший, высказывал свое живое восхищение государем. Царь предстает перед нами истинным подвижником веры, и сытая, спокойная жизнь при нем воспринималась, как благодать божья, сошедшая его молитвами на русскую землю. Все подчеркивают его невероятное благочестие. Поэтому прозвище царя Федора Ивановича было - Блаженный. А один из близких ему князей И.А. Хворостинин отметил любовь царя к чтению. Сам же отец его Иван Грозный, составляя завещание, когда был жив еще старший сын Иван, предостерегал 15-летнего Федора от бунта против брата. Но полный дурачок, каким его пытаются представить иные иностранцы, вряд ли мог бы пойти войной на брата. Значит, Иван Васильевич представлял себе сына совсем не простачком. Дальнейшее показало, что царь был прекрасным воеводой, возглавляя поход против шведов. Он попал в русскую армию, будучи душевно здоровым, а не юродивым. Разгром шведов в Ливонской войне - великое деяние Федора Ивановича.

Соправители

Годунов стоял за троном, но кроме него, худородного, были аристократы, с которыми Федор Иванович должен был считаться. А кто мог удержать в узде Шуйских, Мстиславских, Одоевских, Воротынских, Захарьиных-Юрьевых-Романовых? Только царь, который был превыше всех. Да, он мог себе позволить в собрании Думских бояр, сойдя с трона, гладить котика, но взор его ясен и полон мудрости.

Феодор Блаженный, слушая высоких мужей, мог думать и свои думы о том, что всякое божье творение достойно любви и ласки, как и его собственный народ, который при нем процветал. А вельможи пусть радуются, что он не сечет головы с их плеч, как его отец. Годунов, прислушиваясь к мнению царя, стал соправителем по царской воле. Он представлял собой лучшее из возможного. Они вместе составили слаженную пару, когда правил царь Федор Иванович (1584 - 1598).

Отказ от развода

Таинство брака царь почитал. И хотя бог дал ему одного ребенка, умершего в младенчестве, несмотря на требования бояр развестись с женой и жениться вновь и завести законных наследников, государь решительно отказался. В этом положении требовалось проявить мужество, волю и стойкость, так велико было давление аристократов. То, что у царя не было детей, отчасти объясняет долгие часы, проведенные в молитве, и частые поездки на богомолье, которые чета совершала пешком, конечно, в сопровождении охраны и свиты. Их вела вера и надежда.

Патриаршество

После того, как Византия пала, русское государство оказалось самым крупным из всех православных. Но глава церкви носил сан только митрополита, чего было явно недостаточно. Но мог ли царь, неспособный к долгим переговорам, интригам, вести столь сложную и тонкую политическую игру? Он всегда сторонился забот подобного рода, так как был тих и обладал складом ума монаха-инока, пребывающего вдали от житейских дел. Хронисты пишут, что государь, посоветовавшись с вынес на совет бояр идею об утверждении патриаршества. Им требовалось выполнить государево решение. И чьей бы в первоначальном варианте эта мысль ни была, но озвучил ее царь, и дело медленно, но стало развиваться.

Потребовалось несколько лет переговоров и интриг греков, чтобы все завершилось, как требовалось самодержцу в Патриархом Московским и всея Руси стал Иов. Царь, увлекшись этой идеей, сам разрабатывал новую, более пышную церемонию, чем она была у греков.

Книгопечатание в Москве

По прямому требованию Федора Ивановича, как говорят источники, была восстановлена в Москве типография. Она предназначалась для размножения богослужебных книг, но начало книгопечатанию было положено. Дальше оно будет развиваться, неся просвещение, сначала церковное, а потом и светское. Мог ли глупый, умственно отсталый человек выдвинуть такую мысль? Ответ напрашивается сам собой. Конечно, нет. А книги стране были нужны. При Федоре Ивановиче строились города, храмы, монастыри, и все требовало обретения учености и, следовательно, книг.

Смерть царя Федора Ивановича

Царь, который пробыл на престоле 13 лет и семь месяцев, долго болел, а умер быстро. Он не успел перед смертью стать иноком, как желал. В его жизни было три великих деяния: учреждение патриаршества, освобождение русских земель от шведской оккупации и строительство Донского монастыря. В них он принимал активное действие. Осталось неясным до нынешних дней, кому он передал престол. Возможно, никому, решив, что «Бог рассудит». Он принял разоренную страну, а оставил ее окрепшей, раздвинувшей свои пределы. При нем отлили «царь-пушку». Тихий, глубоко верующий в Божий промысел царь видел, что господь управлял его страной и сохранял его царство. Таков был последний Рюрикович, Федор Иванович - царь, биография и деяния которого оставили благой след в истории страны.

Было три сына. Второй из них, Федор, родился в 1557 году. Его матерью была Анастасия Захарьина-Юрьева - первая супруга Ивана Грозного, которую тот очень любил. Анастасия была родом из семьи Романовых. Через много лет именно эта династия займет российский престол. Федор практически не знал материнской любви - Анастасия трагически скончалась в 1560 году в еще молодом возрасте. Незадолго до этого Россия вступила в Ливонскую войну за Прибалтику.

Таким образом, Федор Иоаннович совсем не застал спокойного времени. Скоро его отец изменился до крайней степени. В молодости он был заботливым, добрым и доверчивым монархом. Однако загадочная смерть первой жены сделала его подозрительным. Постепенно он превратился в тирана и начал расправляться с окружающими его боярами.

Поэтому Федор Иоаннович рос в напряженной обстановке террора и страха. Он не был наследником престола, так как его должен был занять старший брат Иван. Однако он трагически погиб от руки своего же отца в 1581 году. Грозный неосторожно ударил сына жезлом в порыве гнева, из-за чего тот скончался. Так как у Ивана не было детей, наследником стал Федор.

Престолонаследник

Еще до этого, в 1575 году, царевич женился на Ирине Годуновой. Невестку выбирал отец, который хотел дать второму сыну спутницу жизни из верного ему клана. Годуновы были именно такими. Любимец царя - Борис - приходился Ирине братом.

Тогда никто не мог предположить, что именно этот брак станет судьбоносным для будущего страны. Борис стал не только шурином, но и верным помощником в делах Федора. Из-за того что царевич был вторым сыном, никто не приучал его к государственным делам. Все возлагали свои надежды именно на Ивана. Федор же в молодости в основном был занят тем, что посвящал себя церковному служению и охоте. После трагической смерти старшего брата у Федора оставалось совсем немного времени для того, чтобы приобрести хоть какие-то управленческие навыки.

Кроме того, он отличался слабым здоровьем и мягким характером, редко проявлял инициативу и больше делал то, что ему говорили, а не принимал собственные решения.

Начало царствования

Иван Грозный скончался в 1584 году. До сих пор точно не известно, умер ли он сам, по причине плохого здоровья, или принял насильственную смерть от окружающих его бояр. Так или иначе, но Федор Иоаннович теперь стал царем. Вокруг него был сформирован совет - Боярская дума. В нее входили аристократы из числа военных, дипломатов и т. д. Был там и шурин царя Борис Годунов.

Этот человек был целеустремленным и со временем расправился со всеми своими конкурентами, которые пытались влиять на государя в обход его воли. Годунов являлся главным советником царя на протяжении всего периода его правления. Он был отличным организатором. Федор никогда с ним не спорил. Благодаря этому балансу во власти Россия при последнем Рюриковиче достигла многих успехов и залечила раны, полученные в эпоху Грозного.

Война со шведами

Неудача Ивана Грозного в Ливонской войне стала причиной потери важных территорий в Прибалтике. Были отданы крепости Ивангород, Нарва, Ям и т. д. Правление Федора Иоанновича ознаменовалось тем, что боярская дума пыталась разными способами вернуть утраченные территории. Из-за того что между двумя странами так и не было заключено договора о границе, дипломаты уговаривали шведского короля Юхана III вернуть отнятые земли. Монарх отказывался делать это мирным путем. В случае обострения конфликта он надеялся на помощь своего сына Сигизмунда, который стал королем Польши. Юхан считал, что Россия ослаблена, и, возможно, ему даже удастся занять новые города.

В первые дни 1590 года на границе двух держав начались провокации шведов. Царь решил объявить о всеобщем созыве полков в Новгороде. Биография Федора Иоанновича гласит, что молодой государь еще ни разу не руководил сражениями, однако он все-таки возглавил полки, справедливо полагая, что это подбодрит армию. Всего было собрано 35 тысяч человек.

Возвращение русских городов в Прибалтике

Первой целью полков стала крепость Ям, куда они и направились. Справедливости ради стоит сказать, что она была основана в 1384 году новгородцами, поэтому российский царь имел на нее все законные права. В крепости находился шведский гарнизон в составе 500 человек. Они решили сдать фортификацию в обмен на свободное возвращение домой.

Первый серьезный бой произошел под стенами Ивангорода, когда войско шведов атаковало полки под командованием Дмитрия Хворостинина. Победа осталась за русскими. Неприятелю пришлось отступить к местечку Ракверее.

5 февраля началась осада Нарвы, в которой приняла участие артиллерия, привезенная из Пскова. Первый приступ закончился массовым кровопролитием, которое ни к чему не привело. Тогда начался обстрел крепости. Шведы запросили перемирия на год. Стороны согласились за этот год подписать мирное соглашение на постоянных условиях. Однако Юхан III отказался выполнять российские требования. Более того, он смог воспользоваться передышкой и отправил в Прибалтику свежие необстрелянные полки.

В ноябре перемирие было нарушено. Шведы атаковали Ивангород. Однако им не удалось захватить эту важную твердыню. Русские войска, подошедшие на помощь осажденным, выгнали шведов, но не стали переходить границу по приказу из Москвы.

Тем временем на южные рубежи России напал крымский хан Газы Гирей. Татары грабили мирные города, из-за чего большая часть армии был отправлена им на перехват. Шведы воспользовались отвлеченностью врага и атаковали северные земли России. Был захвачен Печенегский монастырь.

Заключение мира

После того как татары были благополучно разгромлены и выгнаны из России, регулярные полки вернулись на север. Русские войска атаковали Орешек и Выборг. Несмотря на несколько сражений, ни одной стороне больше не удалось перевесить чашу весов в свою пользу. Сначала было заключено двухлетнее перемирие. После того как шведы вновь попытались совершать рейды на территорию России, переговоры о долгосрочном соглашении возобновились.

Они закончились в местечке Тявзино на берегу реки Нарвы. В 1595 году был заключен мир, согласно которому к России переходили города Ивангород, Ям, Копорье. В то же время царь согласился признать за шведами Эстляндию, что стало подтверждением итогов Ливонской войны Ивана Грозного. Также мирный договор в Тявзино знаменателен тем, что впервые были в точности согласованы границы между Швецией и Россией в самых отдаленных регионах, вплоть до Баренцового моря. Еще одним результатом конфликта стало крестьянское восстание в Финляндии. Шведам пришлось сражаться еще несколько лет, чтобы успокоить эту провинцию.

Федор Иоаннович, годы правления которого ознаменовались только одной крупномасштабной войной, смог вернуть русские города, потерянные его же отцом.

Учреждение патриаршества

Другим важным предприятием, которым запомнилось царствование Федора Иоанновича, было учреждение московского патриархата. После крещения Руси главным представителем церкви в стране был митрополит. Он назначался из Византийской империи, которая считалась центром православия. Однако в турки-мусульмане захватили Константинополь и уничтожили это государство. С тех самых пор в Москве продолжался спор о необходимости создания собственного патриархата.

Наконец, это вопрос обсудили между собой Борис Годунов и Федор Иоаннович. Кратко и ярко советник описал царю пользу от появления собственного патриархата. Он же предложил кандидата на новый сан. Им стал митрополит Московский Иов, который был верным сподвижником Годунова на протяжении многих лет.

В патриаршество было учреждено при поддержке греческих святителей. При Иове началась массовая миссионерская деятельность в Поволжье и Сибири. Там на протяжении сотен лет жили язычники и мусульмане, которые начали переходить в христианскую веру.

Смерть царевича Дмитрия

В 1591 году в провинциальном Угличе разыгралась трагедия. Там на протяжении уже нескольких лет жил младший брат Федора 8-летний Дмитрий. Он был сыном Грозного от одного из его поздних браков. Когда в Москву пришла весть о смерти царевича, в Угличе уже произошел бунт местных жителей, которые расправились с боярами, присматривавшими за ребенком.

Дмитрий являлся наследником своего брата, так как у Федора не было собственных детей. Ирина за время брака лишь однажды родила дочь Феодосию, однако она скончалась еще в младенчестве. Уход из жизни Дмитрия означал, что род московских князей от Ивана Калиты по прямой линии прервался.

Чтобы выяснить подробности случившегося, в Москве была сформирована комиссия, которая и отправилась в Углич на расследование. Ее возглавлял боярин Василий Шуйский. Ирония судьбы в том, что он сам через 15 лет стал царем. Однако тогда об этом никто и не подозревал. Комиссия пришла к выводу, что ребенок во время игры неосторожно укололся и скончался от удара эпилепсии. Многие критиковали эту версию. В народе прошел слух о том, что в смерти царевича был виноват советник царя Борис Годунов. Так это или нет, узнать уже невозможно.

Судьба престола

В последние годы жизни монарха влияние Бориса Годунова стало особенно сильным. Смерть Федора Иоанновича наступила в 1598 году по естественным причинам. Он много болел и не отличался богатырским здоровьем. Править после него могла его жена Ирина, однако она удалилась в монастырь и благословила на царствование своего брата. Борису удалось одолеть своих политических конкурентов такого же не царского происхождения. Однако его правление ознаменовалось началом Смутного времени, которое сопровождалось несколькими кровопролитными войнами и другими несчастьями.

После всех этих ярких и ужасных событий был практически забыт тихий и незаметный Федор Иоаннович. Годы правления его (1584-1598), однако, были временем созидания и благополучия для России.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека