Как научиться быстро запоминать новую информацию или иностранные слова с помощью техники Мнемоника? Что такое мнемотехника? Приемы мнемотехники.

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это - учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того - мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно - химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники - это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники - так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную - «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться - это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей - когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, . Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному - осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы - еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Память человека удивительна по своей природе. Случается так, она закладывает в файлы долговременные то, что надо бы быстрее забыть, а то, что очень нужно помнить, выводит в слепую зону. Прикладывая массу усилий и ресурсов, всё же удаётся потянуть за ниточку и вывести событие на территорию внимания и осознания. Это было замечено ещё в дописьменный период развития человечества. Шаманы и жрецы, позже монахи и священнослужители держали огромные объёмы информации в своих головах, пользуясь «наукой образности».

Первая книга о тренировке памяти была напечатана во Франции под названием «О тенях идей», автор – Джордано Бруно .

С древних времён люди поняли, что запоминание может случиться не произвольно, а можно, применив волю и стремление, пользоваться информацией всю жизнь.

Цифры, события, люди, факты, воспоминания – всё перепуталось в голове и начинает раздражать. Проблемы с памятью? Есть решение! Тренировка памяти.

Психический процесс запоминания напрямую связан с органами чувств и воображением:

  • больше впечатлений и ассоциаций, ярче воспоминание;
  • сильные визуальные, аудиальные и кинестетические переживания легче переходят в долговременные структуры;
  • замена фактов (объектов) на представления и понятия, памятнее впечатляющие образы.

Хотите помнить всё и всегда? Реальная боевая задача. Простое зазубривание сотрёт информацию через несколько дней, осмысленное оставит навсегда. Огромное количество техник, приёмов и упражнений разработано на данный момент, чтобы натренировать память. Одна из них мнемотехника.

Понятие мнемотехники

Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.

Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».

Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.

Рассмотрим основные техники , приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.

В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление. Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания.

Основные приёмы запоминания

Набор унифицированных приёмов и техник достаточно обширный. Основан на свойстве психики запоминать быстро связь между воспринимаемыми образами. Обычная скорость – 6 секунд на запись в память одного образа .

  • Ассоциации. Найти яркую необычную ассоциацию во фразе или картинке по данной информации.
  • Буквенный код. Создание ассоциативных смысловых фраз, используя первые буквы из информации.
  • Рифмы. Придумывание пар слов и стихотворений с предложенной информацией.
  • Созвучие. Термины и иностранные слова соединять с уже известными и созвучными.
  • Римская комната. Метод Цицерона. Размещение запоминаемых объектов в хорошо известном пространстве.
  • Метод Айвазовского. Тренировка зрительной памяти мнемоническими приёмами.

Запоминание цифр

Эти приёмы и упражнения пригодятся, когда запомнить нужно быстро и ненадолго. Выучить всю математику или физику не получится, а вот необходимую информацию к экзамену да.

Самая популярная и древняя мнемотехника – создание цифробуквенного кода . Каждой цифре соответствует определённая буква. Большие цифры – длинные слова, словосочетания и даже истории.

Сам код при этом хорошо заучивается.

Например, необходимо запомнить число 386145.

  1. Разбиваем число на пары: 38-61-45.
  2. Производим перекодировку с буквами: 38 – с и т; 61 – р и з; 45 – п и в.
  3. Составляем слова: например, «Сто РаЗ ПраВ».

Цифры можно запомнить связанными ассоциациями – метод вешалок . Вешалка – слово, «приклеенное» к цифре. Например, 1 – образ цветка, 3 – образ поля, 7- образ вазы. 137 – история о попадании цветка в вазу.

Цифра – образ . Приём, в котором каждая цифра через свою форму написания связывается с похожим образом их жизни. Например, 0 – солнце, 8- неваляшка, 2 – лебедь. Из образов составляют интересную яркую историю.

Метод О’Брайнера. Запоминание чисел через известных людей. Например, 4 – Жириновский, 7 – Шарапова. 47 – Жириновский с теннисной ракеткой на корте.

Запоминание имён и лиц

Нам приятно, когда помнят имя. Запоминать людей, с которыми познакомились – полезное упражнение для памяти.

Проявление интереса , обращаясь по имени к человеку, во время общения. Полученная информация пойдёт в основу ассоциаций. Например, Максим – лучший гитарист в городе.

Ассоциация с уже знакомыми людьми . Например, тёзки или родственники с таким же отчеством. Помогут имена известных личностей, актёров, политиков, музыкантов.

Модификации имени . Например, Максим, Макс, Максимка, Максютка.

Письменное имя. Визуальное представление, как могло бы быть оно написано. Например, Макс: крупные четыре буквы красного и синего цвета.

Трансформация фамилии. Зрительная ассоциация модификации фамилии. Например, Шахов: падишах в шатре или шах, поставленный королю на шахматной доске.

Запоминание исторических фактов

Запомнить даты к экзамену по истории или даты в жизни вашей семью помогут простые упражнения мнемотехники.

Важно выстроить все даты в ассоциативный ряд , что зачем шло.

Например, 1945 год – окончание Великой Отечественной войны. 1 – красный флаг, 9 – Берлин, 4 – четыре долгих года, 5 – отлично. Великая Отечественная – башня и народ. Война – огонь. Связываем всё в одну картинку: Красный флаг на башне в Берлине, внизу костры и люди, кричат слово «отлично».

Мнемонисты и их соревнования

В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.

Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский . Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).

Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.

Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.

Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации , пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!

Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.

Приветствуем вас, дорогие читатели! В нашем материале вы найдёте мнемонические приёмы запоминания, которые помогут вашему ребёнку и вам улучшить память, научиться запоминать даты, номера телефонов, иностранные слова и многое другое. Обучив малыша нескольким приёмам мнемотехники, вы серьёзно «вооружите» его при поступлении в школу, ведь во время учёбы крохе придётся держать в голове большое количество сведений и цифр. Хотите узнать, как это делается? Тогда внимательно читайте!

Что такое мнемотехника?

Сначала разберёмся, что такое мнемотехника и почему вообще стоит познакомить с ней детей. Само слово с греческого переводится как «искусство запоминания». Это методика, позволяющая держать в памяти большой объём нужной информации на основе образования ассоциаций.

Мнемоника была известна ещё в Древней Греции. Именно тогда философы установили, что память напрямую связана с органами чувств. Чем больше эмоций связано с фактом или событием, тем дольше оно остаётся в памяти. Иными словами, чтобы мозг сохранил информацию, из сухого, безжизненного факта её нужно превратить в яркий образ, имеющий кинетическую, аудиальную и визуальную формы.

Мнемотехника особенно хороша для детей. Большинство малышей плохо и с трудом учатся в школе, поскольку традиционная зубрежка домашнего задания при обилии фактического материала кажется им скучной и однообразной.

Однако такой метод обучения не только непродуктивен, но и опасен для развития мозга. Память - как мышцы: она требует постоянной тренировки и разнообразия упражнений. Что будет, если нагружать всё время одни и те же мышцы? Тело будет непропорциональным и не сможет выполнять некоторые действия. То же происходит и с памятью: наиболее эффективные занятия выводят мозг из зоны комфорта, заставляют искать новые пути и формируют у ребёнка интерес к самосовершенствованию.

Запоминаем цифры

Для большинства людей сложнее всего поддаются запоминанию исторические даты, номера телефонов, т. е. несвязанный между собой набор чисел. Что требуется, чтобы цифры успешно осели в памяти? Связать их с помощью образных ассоциаций. Приведём примеры таких методов:

  • Цифробуквенный код. Каждой цифре от 0 до 9 присваивается соотношение с какой-либо согласной буквой:«0» - «д»,«1» - «т» и т. д. Соотношение можно придумать самому, чтобы было легче выучить его наизусть. Если требуется запомнить большое число, делим его по 2 цифры и подбираем к каждому числу буквенное соответствие. Из полученных пар букв формируем простые слова, произвольно вставляя между согласными гласные звуки. Например, число «10» можно запомнить как слово «ДяТел». Из составленных слов формируем предложение и заучиваем его. В нужный момент восстанавливаем ассоциацию, выводим цифры по их соотношению с буквами - и ответ готов. Единственный минус этой методики - нужно досконально знать соотношение букв и чисел, иначе возникнет путаница.
  • Вешалка. Суть методики состоит в том, что каждой цифре присваивается один или несколько образов. Например, «1» может ассоциироваться с тортом, а число «4» - с девочкой. Если требуется запомнить число «14», составляем предложение: «Торт принесли девочке на день рождения».
  • Соотношение внешнего вида цифры с образом. Методика основана на том, что внешне каждая цифра напоминает какой-то предмет. Так, «1» похожа на травинку, «2» - на лебедя и т. д. Как и в предыдущем методе, образы связываются в предложение или рассказ.
  • Метод О Брайена. Приём предполагает использование образов известных людей и характерных для них действий, при этом каждой известной личности присваивается число. Малыш вместо культурных и политических деятелей может создать ассоциацию на основе героев мультфильмов. Например, Кот Леопольд - «1» (он любит ловить рыбу), Карлсон - «6» (он летает). Число «16» запоминаем так: создаём у себя в голове образ летающего Кота Леопольда.

Главное для всех описанных приёмов - не забыть, с какой цифрой связан образ, иначе ассоциация распадётся.

Выстраиваем ассоциации со словами

Мнемонические приёмы, направленные на запоминание незнакомых слов, наверное, особенно ценны. В школе детям трудно даётся изучение иностранных языков, так как новые слова порой ни с чем у них не ассоциируются, а звучат как набор звуков.

Чтобы устранить этот недостаток, используйте мнемотехнику:

  • Фонетические ассоциации. Этот метод широко применяется при изучении лексики иностранных языков. Во многих языках можно найти созвучные слова. Например, английское слово look («смотреть») очень похоже по звучанию на русское слово «лук». Для запоминания достаточно создать ассоциацию: при нарезке «лука» мы не можем «смотреть» на овощ, поскольку слезятся глаза.
  • Пароль и отзыв. Этот метод очень похож на предыдущий. В русском языке нужно найти созвучное иностранному слово и связать его с переводом в одном предложении. Например, английское слово table («стол») похоже по произношению на русское слово «таблица». Связываем оба слова в предложении: «На столе лежит таблица».
  • Взаимодействие ощущений. Этот способ больше подходит тем, кто стремится свободно разговаривать на иностранном языке, хотя его с успехом могут применять и новички. Суть его заключается в том, что изучаемое слово сразу ассоциируется с понятием. Например, запоминая английское слово sun («солнце»), нужно представить себе, как светит солнце в небе, или ясный летний день (у каждого будут свои образы).

С помощью описанных мнемонических приёмов можно запоминать не только иностранные слова, но и сложную терминологию из области физики, математики и т. д.

Выстраиваем последовательность

В учебных заведениях ребятам приходится сталкиваться ещё с одной трудностью, связанной с запоминанием. Очень трудно бывает отложить в памяти списки, последовательности, перечни и т. д.

В этом случае на помощь также приходит мнемоника:

  • Метод Цицерона (Симонида). Суть его заключается в том, что элементы последовательности «привязываются» к хорошо знакомой местности или обстановке в комнате. Например, ребёнку задали на уроке биологии выучить порядок расположения органов дыхания в организме. Развесьте изображения или надписи с названиями органов на самых видных местах в комнате. Когда школьник будет проходить мимо, то обязательно их увидит. Проделайте путь несколько раз, затем уберите рисунки и надписи. Увидите: ребёнок легко восстановит последовательность путём топологической ассоциации.
  • Новый язык. Из первых слогов элементов последовательности можно сложить новые слова. Например, требуется запомнить ряд исторических деятелей Древней Руси: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Третий, Александр Невский. Изобретаем слово: «МуМоТреНе». По первому слогу легко восстановить прозвища правителей.
  • Опорный ряд. Классический пример - запоминание цветов радуги с помощью фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова - это и первая буква в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый и т. д. Придумать собственные предложения можно для любой последовательности.

Если вы впервые погружаетесь в мир мнемотехник, может показаться, что выстраивать ассоциации - это долго и трудно. Ничего подобного! Со временем процесс будет занимать считанные минуты.

Итак, чтобы запомнить информацию:

  • заменяйте числа буквами и придумывайте с ними слова;
  • выстраивайте фонетические ассоциации с иностранными словами, отыскивая похожую по звучанию лексику в родном языке;
  • располагайте последовательность, привязывая каждый её элемент к определённому месту;
  • соотносите цифры с образами;
  • придумывайте новые слова из первых букв или слогов элементов последовательности.

Если вы владеете уникальными приёмами мнемоники, поделитесь ими в комментариях!

Многих интересует, как можно запомнить больше информации? Для осуществления этой цели была придумана мнемотехника. Главное достоинство этого метода – использовать его под силу и взрослым, и детям. Успех задуманного зависит от желания и настойчивости. Самое важное – понять принципы техники и почаще использовать полученные умения на практике. Сделать это можно и в домашних условиях, без дополнительного обучения и покупки дорогих учебников.

Что такое мнемотехника

Мнемотехникой называют определенные приемы, которые помогут любому запомнить необходимую информацию. Эти приемы основаны на том, чтобы у индивида возникали представления, основанные на визуальном, аудиальном и чувственном представлении. Основана техника на умении людей создавать в подсознании определенные образы, то есть любая информация, которую нужно запомнить, преобразуется в образ, который легко оседает в памяти.

Давно известно, что головной мозг не способен быстро воспринять и долго удерживать большой объем «сухой» информации, например, факты и цифры, которые не очень интересны. В то же время практически любой без труда перескажет сюжет понравившегося фильма или художественного произведения, не упустив ни одной детали. Освоив мнемотехнику, человек вместо громоздкой и неинтересной информации, запоминает яркий образ.

Для чего нужна

В повседневной жизни возникают ситуации, когда человек должен запомнить какую-либо важную информацию. Не всегда под рукой есть бумага и ручка или другое средство для написания заметки. В таких случаях и выигрывают те люди, у которых хорошо развита память. Они не забудут нужные сведения и воспроизведут их даже спустя время.

Знать приемы мнемотехники необходимо обучающимся любых учебных учреждений. Кто научится быстро запоминать информацию, смогут сократить время, потраченное на подготовку к занятиям. Тогда не придется пользоваться шпаргалками на контрольных, экзаменах и зачетах. Такой обучающийся сможет «списывать» материал из кладовых своей памяти.

  1. Во-первых, это безопаснее. Преподаватель не удалит ученика или студента с контрольной или зачета.
  2. Во-вторых, знания, полученные с помощью мнемотехники, прочны. Они смогут пригодиться для дальнейшей успешной учебы или овладения профессией.

Преподавателям и ораторам овладение приемами техники даст возможность быстро запоминать большой объем информации и вещать с трибуны, не заглядывая в листки конспектов.

Деловым людям, владеющим мнемотехникой, не составит труда быстро вспоминать все данные о партнерах по бизнесу.

Видео сюжет

Основные методы и приемы мнемотехники

Человеческий головной мозг мыслит определенными образами. Если индивид в воображении выстраивает цепочку из образов, то такая взаимосвязь надолго удерживается в памяти. Человек, припомнив один образ, сможет представить себе и следующий, пока не вспомнит всю «цепочку».

Чтобы лучше запомнить всю последовательность образов, нужно их представить, повторить информацию через час, а затем через каждые три часа.

Название приема Описание Примеры В каких ситуациях лучше использовать
Цепочка Предмет представляется в воображении в любом виде. Затем несколько образов «связываются» между собой. Нужно запомнить слова: яблоки, молоко, хлеб, геркулес. Нужно представить себе, что в молочном море на буханке хлеба плывет яблоко и загребает хлопья геркулеса. Чтобы запомнить, что купить в магазине.
Матрешка Образы предметов нужно соединить по два. Причем образ первого большой и включает в себя второй. Затем следует сосредоточить внимание на втором образе и соединить его с третьим и т.д. Запоминаем слова, как в предыдущем случае.
В пачке молока есть пачка хлопьев геркулеса. А в ней - яблоки. А на яблоке нарисована буханка хлеба.
Запоминание списка покупок.
Символизация Любое слово изображают в виде символа, понятного человеку. Снегопад можно изобразить в виде нескольких схематических изображений снежинок, весну - в виде сосульки, с которой капают капли воды. Подойдёт для того, чтобы запомнить иностранные слова.
Римская комната Запоминаемые предметы или информацию мысленно расставить в помещении, которое знакомо. Представить себе, что человек стоит на пороге комнаты и начинает оглядываться по часовой стрелке. Вот справа находится какая-то мебель, она символизирует один тезис. Дальше стоит еще что-то - это другой тезис. И мысленно продвигаясь по знакомому помещению можно вспомнить все тезисы. При устных ответах или публичных выступлениях.
Буквенная кодировка С помощью кодировки все цифры превращаются в набор букв. Человек должен самостоятельно подобрать 2 или 3 согласных каждому числу от 0 до 9. Для этого необходимо использовать ассоциации. Затем, чтобы запомнить дату, необходимо заменить все числовые значения подобранными буквенными. Из полученного набора согласных можно составить слова, которые в нужный момент напомнят последовательность цифр. 1812 год можно записать как ПД ВС ПД ГТ. Фразой, которая будет характеризовать эту дату, может стать: ПоД ВСеми ПаДут ГубиТели. Подойдёт для запоминания важных исторических дат.

Эффективные упражнения для начинающих взрослых

  • Запоминаем имена, отчества, фамилии людей. Необходимо воспроизвести в воображении образ, характеризующий человека. Важно подключить ассоциации, иначе ничего не получится. Волковых, например, можно представить с волчьими ушами. Сорокиных - с хвостом, как у сороки. У Светы - лампу, которая горит над головой. А у Розы - венок из цветов на волосах.
  • Запоминаем стихи или прозу. Для каждого слова текста можно подобрать какой-либо образ, а затем мысленно «снимать» кинофильм, представляя перед собой героев и их эмоции, предметы, описанные в стихотворении или художественном произведении, звуки и т. п.
  • Запоминаем иностранные слова. Например, китайские и японские иероглифы очень легко представлять в виде тех предметов, на которые они похожи.

Мнемотехника для детей

В детских дошкольных учреждениях для запоминания чаще всего используют зрительные и графические образы.

  • В роли мнемоквадратов выступают несложные графические изображения, которые обозначают слова или небольшие предложения. Например, на картинке изображена бутылочка с соской. Смотря на нее, ребенок должен составить предложение о том, какое домашнее животное дает молоко.
  • Затем можно взять 3-4 мнемоквадрата и получится мнемодорожка. По каждому графическому изображению дошкольник составляет одно предложение. Получается небольшой рассказ.
  • Только затем из 6-10 мнемоквадратов нужно составить мнемотаблицу. По ней ребенок может пересказать стихотворный или прозаический текст.

Мнемотехнические приемы очень действенны и пригодятся во многих жизненных ситуациях. Чтобы они работали, нужно постоянно тренироваться. Мнемотехника поможет

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека