Ассоциация христианских евангельских свободных церквей. Протестантизм (Протестантство)

Протестантизм — является одним из 3 главных направлений христианства, которое возникло в начале XVI века в результате реформации в Северной Европе. В 1529 году группа людей, представляющая свободные города, и глав малых государственных образований (большинство германских земель), выступила с официальными протестами против сейма. Данный протест был направлен на прекращение движений за реформу, которую проводила Римско-католическая церковь. Все эти делегаты участвовали в работе имперского сейма в городе Шпейере, где большая часть представителей состояла из католиков. Если провести хронологию, то можно заметить, что реформационное движение, которое захлестнуло Западную Европу, совпадает с началом распада феодального строя и появление ранних буржуазных революций. Выступления против феодалов огромного количества народа и движения зарождающейся буржуазии обретали религиозную направленность.

Оказалось невозможным определить в них религиозные требования и отделить их от требований социально-экономических и политических: все было взаимосвязано. В религиозном плане преобразования привели к глубочайшему спаду в летописи Римско-католической церкви, от латинских традиций западного христианства отделилась многозначительная доля верующих, которые создали новую, северную (или протестантскую) традицию западного христианства. Определение «северная традиция» применяется из-за того, что является направлением христианства и считается отличительной чертой населения Северной Европы и Северной Америки, несмотря на то, что сегодня протестантские церкви практически распространены по всему земному шару. Слово «протестант» не считается специфическим термином, а сами участники Реформы обычно представлялись реформаторами или евангелистами. Разнообразные протестантские церкви классифицируются по деноминациям, то есть по видам религиозных объединений, у которых схожие принципы организационной структуры и обучения вере, не смотря на то, самостоятельны они или сгруппированы по национальному, религиозному или международному признаку. Деноминации протестантов наделены высшей степенью приспосабливания к конкретным условиям за счет такой же высокой степени распространения. Преобразования, которые вызвали раскол западного христианства, завершились отказом признать верховенство римского папы и от применения латыни на правах официального языка, который считался единственно допускавшимся для общения в религиозной сфере. Строго централизованная иерархическая церковь - это особенность католицизма. В свою очередь, протестантизм выделяется существованием большинства разнообразных и независимых христианских движений. К ним относятся: церковь, община и секта. Эти движения автономны в своей религиозной деятельности.

Протестантская (Северная) или традиция западного христианства — это национальная традиция, локальная, местная. Исходя из требования наиболее детального и осмысленного восприятия веры всеми верующими, реформаторы престали использовать мертвую и непонятную широким массам латынь и приступили к процессу переосмысления христианства в области культур наций и государственных языков. Кальвин в наибольшей последовательности определял буржуазное направление Реформации , интересы и настроения буржуазии, которая боролась за власть. Центром его учения является доктрина об абсолютном предопределении, из чего следует, что всех людей можно разделить на избранных и осужденных. Во время Реформы уже в протестантской традиции можно проследить два главных направления, которые стремительно развиваются в последующие столетия. Первое (протестантское) направление пыталось подготовить реформированный вариант латинской церкви. Представители этого направления не принимали руководство папского престола, создавали национальные церкви, формируя иное понятие христианской веры в области культуры нации и их языка и, избавились от того что, по их мнению, расходилось со смыслом Священного Писания.

Радикальные протестанты преследовались во многих Европейских странах, особенно во время Реформации . Наиболее гостеприимными для них были Нидерланды; недолгий период XVII века в Англии сами имели преимущественные позиции, и все же настоящей родиной радикального протестантизма считается Америка. Тем не менее, начиная с восемнадцатого века, консервативное и радикальное направления стали сближаться и перемешиваться между собой, образуя иные протестантские церкви, общины и секты. К ним относятся мормоны и пятидесятники. В XVIII веке в рамках протестантских устоев зародились такие религиозно-нравственные учения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение). Указанные движения, во многом среди церквей (евангелистическими), вкладывали особую значимость в различия среди формальными и настоящими христианами, которые брали на себя в силу личной веры известные обязательства. Протестантская, или северная, вера содействовала большому обмирщению западного христианства. Библия в роли единоличного источника учения о вере и собственная вера в качестве инструмента спасения добротно уменьшили роль духовенства и присутствие таинств в религиозной жизни.

Обмирщение религиозной жизни в протестантизме содействовало секуляризации (в переводе с латинского означает освобождение от церковного влияния). Впоследствии повод и мотивация для освящения повседневной жизни верующих потеряли свою значимость. И все же, если в странах, где доминирует протестантское влияние, скорость секуляризации общества выше, то в странах, где доминирует латинская традиция, мощнее атеистические и антиклерикальные движения. Убеждения, которые лежат в основе протестантской традиции, содействовали энергичному созданию протестантскими богословами понятий, сопряженных с такими терминами, например, «откровение», «вера», «психология веры». Протестантское мировоззрение в век Просвещения оказало влияние на происхождение и прогресс рационализма. Позднее протестантская идея влияла на философию либерализма, в XX в. протестантские богословы воздействовали на формирование экзистенциализма и диалектического учения. К числу влиятельных протестантских богословов двадцатого века можно отнести К. Барта, Р. Бультмана, Д. Бонхёффера и П.Тиллиха. Большинство протестантских церквей активно участвуют в процессе объединения всех христианских конфессий. Данному движению присвоено название экуменического (в переводе с греческого «экумена» означает мир, Вселенная) и преследует цель восстановить христианское единство, которое было утрачено во время средневековья. В современном мире сторонники данной ветви христианства могут пользоваться практически всеми благами цивилизации и достижениями научно-технического прогресса, например, могут без всяких ограничений выбрать тарифы безлимитных линеек . Они активно используют новейшие технологии, ресурсы Интернета (социальные сети, форумы, чаты), имеют свое радио и телевидение, да, в общем, практически ничем не отличаются по внешнему виду и поведению от обычных «светских» людей.

И православием, объединяет ряд самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты), отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» (латинское protestans) первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 года так называемую Протестацию - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть последователей церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 века от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. В 19-20 веках для некоторых направлений протестантизма было характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога», то есть только как нравственного учения. Протестантские церкви играют ведущую роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Догмы протестантизма

Догмы протестантизма были изложены теологами 16 века М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма и православия, является учение о непосредственной «связи» человека с богом. «Божественная благодать» дарована человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий имеет право толковать и излагать «слово божие» - принцип «священства» всех верующих. Этим обосновывался отказ протестантов от характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание римского папы римского как ее главы, открывался путь требованиям демократических свобод и развитию индивидуализма, к созданию национальных, независимых от папства церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ был упрощен и удешевлен. В нем сохранен минимум религиозных праздников, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами, но на практике происходит назначение духовенства сверху. В протестантстве нет монашества, безбрачия духовенства (целибата).
В реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству и источником вероучения признает Священное писание (Библию), переведенное на живые национальные языки, отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в 16 веке формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство. К протестантам примыкали унитарии, в том числе польские социниане, чешские братья.
В 16-17 веках протестантизм стал знаменем социальных революций в Нидерландах и Англии. С 17 века протестантство стало распространяться в североамериканских колониях. В Англии и ее колониях кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на континенте, поглотившего цвинглианство и обычно называемого реформатством. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 веке сложились баптизм и квакерство.

Протестантская этика

Корпус нравственных принципов, содержащих суть реформированного христианства, получил название протестантской этики, центральными понятиями которой являются концепции благодати, предопределения, призвания. Протестантизм представляет судьбу человека и его спасение заранее определенными решением Бога , что отрицало самостоятельность человека и значение для спасения «добрых дел», среди которых главным была поддержка католической церкви. Основными признаками избранности человека Богом служат сила веры, продуктивность труда и деловой успех, что, в свою очередь, дало стимул предпринимательству, оправдав сметливость, богатство, процветание как богоугодные, освятив труд, осудив праздность. Трактовка профессии как ответа на призыв Бога сделало обретение специальности и постоянное ее совершенствование моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как добродетель, протестантизм осуждал, вместо милостыни полагалось дать нуждающемуся возможность обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к трудовой и социальной дисциплине, она осуждала пьянство и разврат, требовала создания семьи, приобщения детей к Библии, ее ежедневному чтению. Главными добродетелями протестанта стали бережливость, прилежание к труду, честность.
Со временем протестантские церкви в ряде стран получили статус государственной церкви, а в других странах - равные права с иными церквами. В них проявилась тенденция к формализму и внешней благочестивости. Возникавшие с конца 17 века новые направления протестантизма отличались изощренными формами религиозного воздействия, в них усилились мистические и иррациональные элементы. К таким направлениям относятся пиетизм , который возник в лютеранстве в конце 17 века; методизм, отколовшийся в 18 веке от англиканства; адвентисты (с 1930-х годов); пятидесятники, выделившиеся начале 20 века из баптистов. Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантские течения распространились в бывших колониальных странах. Со второй половины 19 века протестантизм занимал видное место в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в среде пролетариата.
Со второй половины 19 века в рамках протестантизма развивалась либеральная теология, которая стремилась к рационалистическому толкованию библейских текстов. Это направление вплоть до начала 20 века пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием, его крупнейшими представителями А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч. В крайних проявлениях либеральной теологии выявилась тенденция рассматривать христианство как этическую доктрину. В этом случае христианство утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как сторона человеческого духа, смыкаясь с идеалистическими направлениями философии . Для протестантского богословия первой половины 20 века характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 1920-1930-х годов - выдвижение в качестве ведущего направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчеркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека. С 1960-х годов влияние неоортодоксии стало уменьшаться, наметилось возрождение либеральных течений в протестантизме, поиски путей обновления религии, приспособления к современности. В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую, постмодернистскую. В 20 веке развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских, прежде всего, протестантских церквей. С 1948 года руководящим органом экуменистического движения является Всемирный совет церквей. Протестантизм является вторым по количеству верующих направлением христианства, насчитывает около 800 млн. приверженцев.

Протестантизм - краткая справка

Одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Протестантизм представляет из себя совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных только своим происхождением.

Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антицерковным движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм". Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания.

Протестантизм категорически отвергает Священное предание как недостоверное и сосредотачивает все вероучение в Священном писании, которая считается единственной в мире святой книгой. Протестантизм предписывает верующим ежедневное чтение Библии. В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель культа лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен протестантской общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.
Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения, а священное предание отвергнуто.

Формирование большинства течений протестантства проходило под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма.

Протестантизм подразделяется на ранний, включающий:

Анабаптизм
- англиканство
- кальвинизм
- лютеранство
- меннонизм
- социнианство
- унитарианство
- цвинглианство

И поздний, включающий:

Адвентизм
- армия спасения
- баптизм
- квакерство
- методизм
- мормонство
- пятидесятничество
- свидетели Иеговы

Христиансткая наука

В настоящее время протестантизм имеет наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Современные протестантские церкви создали в 1948 году Всемирный совет церквей.

Возникшая в результате — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже .

См.также: , .

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер , именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ.quake - «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган - Всемирная конференция меннонитов , находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь протестантизм, как и любое религиозное движение, весьма многообразен. Да и возможно ли в короткой статье в деталях описать веру, оставившую столь глубокий след в истории культуры и религии? Протестантизм - это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо и К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна.

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

Вряд ли мы положим конец этим спорам. Но все же, давайте попытаемся понять, кто такие протестанты.

Ну и в первую очередь нас, конечно, будет интересовать:

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера - доктора богословия, монаха, который, изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь.

Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А также за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви.

К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви), арминиан, меннонитов, цвинглиан, пресвитериан, англикан и анабаптистов.

В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты, пиетисты.

К «третьей волне» протестантизма, возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов.

Однако задолго до 16 века в христианской Церкви появлялись религиозные лидеры и целые движения, ставившие своей целью возвращение «к истокам». К таким проявлениям можно отнести и движение вальденсов в Европе и движение боголюбцев в России. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Поэтому даже с точки зрения истории протестантизмом можно назвать любое христианское движение к первоисточнику - Библии, вере Апостолов, которой научил их Сам Господь Иисус Христос.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма :

1. Sola Scriptura - «Только Писанием»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий . Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (Еф.2:8,9)

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5)

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты.

«Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Однако богословие богословием, но многих интересует весьма немаловажный вопрос:

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Общественное мнение в России не слишком жалует протестантов. Считается, что это западническое движение, чуждое русской культуре и духу русской религиозности. Многие фанатично настроенные авторы заявляют, что протестантизм - это ересь, не имеющая права на существование.

Однако есть и другие мнения. Светские религоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения»

Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантам такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции».

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве.

Люди, которым не чужда русская культура и русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма лестным образом.

Так А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты! Пусть косвенно, но Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью.

Ф.И. Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей дорогой к Богу и побуждает к молитве:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь…
Но час настал, пробил… Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

А.И. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста. «Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой». А о православных главный герой Шухов говорит, что те «какой рукой креститься, забыли».

А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия - что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого - начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия - это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе».

И хотя общественное мнение - не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее, немало россиян находят протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать:

А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Ответить на этот вопрос, конечно же, может только Бог. Но уж, коль скоро Он оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их - это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители - это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов - это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру. Он стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою любовь к ним. Любовь, как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни. Разразился грандиозный скандал. И протестанты любят рассказывать об этом скандале.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

Может быть, настало время нам всем присоединиться к этому протесту?

П. Бегичев

И.В.Подберезский «Быть протестантом в России», «Благовестник», Москва, 1996 «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих [Бога], великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда…» Библия. Деян.17:2-6 В русском синодальном тексте Библии в послании к галатам 5:11 это выражение переведено как «соблазн креста». Словом «соблазн» была переведена греческая лексема «skandalon», ставшая основой русского слова «скандал».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека