Какие результаты тестов указывают на умственную отсталость. Умственная отсталость (олигофрения)

Данный тест использует систему оценки интеллекта британского ученого-психолога Ганса Юргена Айзенка.

Красная шапочка Воротник

Когда показатель IQ превышает 150, то этот человек отличается творческими талантами и двигает науку и знания вперёд. Это совершенный гений, разрабатывающий новые теории и создающий новые изобретения. Из известных людей таким показателем обладают Стивен Хоукинг и Билл Гейтс.

Менее 3% населения имеют показатели IQ между 130 и 149. Речь идёт о крайне редком высоком показателе IQ. Люди с таким IQ зарекомендовывают себя хорошими менеджерами или специалистами в конкретных областях, а также успешными учёными и исследователями.

Показатели между 110 и 129 считаются более высокими значениями выше среднего интеллекта. Люди с таким IQ легко заканчивают ВУЗы, а в менеджерских и творческих профессиях они могут достичь выдающихся результатов.

Речь идёт о показателе интеллекта выше среднего. Обучение в ВУЗах не составляет для этих людей трудностей и они заканчивают их без проблем. Если человек трудолюбив, он может получить отличное рабочее место на рынке труда.

Лица с такими показателями без проблем сдают заключительные экзамены и работают, в основном, в среднем менеджменте. Люди с такими показателями с трудом заканчивают ВУЗы, но если человек усидчив и трудолюбив он может получить отличное рабочее место.

Люди с такими показателями IQ, способны закончить начальную школу и неплохо устроиться в профессиях и работах, связанных с физическим трудом.

Лица с показателем IQ меньше 60 способны закончить специальную школу, если им уделяют достаточно времени и усилий. Им под силу позаботиться о себе и справиться с повседневными хлопотами.

07.02.2018 в 01:05, за время: 22:56

Крутой тест, мнне очень понравился.урааа

06.02.2018 в 19:56, за время: 01:24

СПАСИБО ЗА ТАКОЙ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ТЕСТ МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ

06.02.2018 в 19:42, за время: 02:59

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО БЫЛО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НОЯ ЛИШЬ НАБРАЛА 80 БАЛЛОВ НОЯ С КАЖДЫМ РАЗОМ СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ

06.02.2018 в 19:02, за время: 11:05

всё понравилось но только много вопросов

05.02.2018 в 20:51, за время: 20:10

Ну, я понятия не имею, почитал описание, вроде всё отлично для меня, но как-то странно чувствую.

05.02.2018 в 20:14, за время: 04:28

во 1 мне 11 я набрала 70 баллов, а вот мехмед али которому 28 набрал 78 баллов

05.02.2018 в 19:24, за время: 29:35

в некоторых местах сложна, но мне понравилось 16 лет - 125.

05.02.2018 в 17:28, за время: 03:05

Мне очень понравился этот тест, и в конечном итоге мы снова попробуем наш разум

05.02.2018 в 17:05, за время: 23:28

IQ 75 хороший сайт развивает голову мышления логику

05.02.2018 в 16:41, за время: 20:58

Хорошие Тесты, помогают прокачивать мозг

05.02.2018 в 16:39, за время: 23:09

только люди с ай-кью выше 130 понимают, о чем читает Скриптонит. боюсь, что я не из их числа

05.02.2018 в 14:08, за время: 12:49

Первый раз, и правда у меня занижена самооценка.

05.02.2018 в 12:48, за время: 29:05

05.02.2018 в 12:01, за время: 14:48

Нормально, конечно почему такой результат, не показывают

05.02.2018 в 11:36, за время: 13:33

Классно, увлекательно, прикольно, захватывающие

05.02.2018 в 11:21, за время: 17:13

круто прикольно увлекательно прикольно

04.02.2018 в 23:43, за время: 26:52

Первый раз было чуть больше 75, через 15 минут повторила - результат 90 ?

04.02.2018 в 23:14, за время: 22:16

70 лет,первые пробы определить свой уровень, не понимаю логику чисел

04.02.2018 в 19:51, за время: 26:45

Спасибо! Рада,что ещё работают мои мозги, хотя бы на 95, то есть показатель моего интеллекта выше среднего. С уважением С.

04.02.2018 в 18:12, за время: 05:42

Здравствуйте дети и взрослые люди не могут оставлять комментарии в данной ситуации

04.02.2018 в 12:47, за время: 24:25

Неплохо. Оставалось ещё 6 минут. Возможно, если бы не торопилась, было бы больше. А вообще, интересный тест, хоть на некоторые вопросы и не получилось ответить.

04.02.2018 в 11:55, за время: 12:36

раньше было 57 но прошло 2 года и теперь 100

04.02.2018 в 09:54, за время: 08:36

Прошла 2 раз мне 13 учусь в 7 классе прошла за 7 минут 36 секунд в 1 раз было 80

04.02.2018 в 05:44, за время: 17:49

очень интересно решать, мне понравилось))

04.02.2018 в 00:54, за время: 20:20

Ну уж лучше так,чем ничего. Спасибо!

03.02.2018 в 21:09, за время: 03:35

03.02.2018 в 21:00, за время: 21:11

МНЕ 8 ЛЕТ ЭТО БЫЛО ЛЕГКО ПАПА ЗБИЛ НА ПАРУ ВОПРОСОВ

03.02.2018 в 17:25, за время: 01:02

ok very good i’m excited and amazed. thanks for Ayzek

03.02.2018 в 15:47, за время: 03:47

Мне понравилось очень классно у меня 90 балов

03.02.2018 в 13:23, за время: 22:06

Давно хотел пройти и рад результату

03.02.2018 в 12:59, за время: 08:41

А это точно или нет? интеллект 75 это хорошо или плохо? Где объяснение?

03.02.2018 в 10:52, за время: 20:09

мне всего 13 а айкью высокое, я молодец конец

02.02.2018 в 22:15, за время: 12:11

16 лет, иду в 10 класс. Есть шансы жить?

02.02.2018 в 19:16, за время: 10:27

Классс супер спасибо.

02.02.2018 в 14:13, за время: 29:44

нормально 2 года назад вообще было 90 а так стало 95 мне 14 а те кто пишит что им мало лет и большой iq то врут

02.02.2018 в 13:33, за время: 12:30

мне очень понравилась такие тесты влияет на настроению

01.02.2018 в 23:53, за время: 28:58

Учусь в ВУЗе, много математических догадок пригодились при прохождения теста, не знаю как творческие люди могут много баллов набрать тут

01.02.2018 в 21:28, за время: 18:19

у меня 80 IQ потомушто я ребенок 8 лет.Было круто. я просто нажимал все кнопки.Коегде думал

01.02.2018 в 21:18, за время: 10:08

Было тяжеловато! Ведь только 13 лет и многово я не понимала, но всётаки разобралась! Желаю всем удачи

01.02.2018 в 18:46, за время: 38:12

Некоторые задачи я не понял, поэтому задачи четыре тыкнул на угад.

01.02.2018 в 10:50, за время: 11:44

Хмм пойду дам друзьям пройти этот тест))))))

31.01.2018 в 20:34, за время: 04:18

очень хороший умный тест очень советую

31.01.2018 в 18:15, за время: 05:27

мне 11 лет и мой IQ 85!)) я очень блогодарен этому сайту

31.01.2018 в 16:56, за время: 02:19

Класс мне пондавидлсь и я нашимал куда попала и ват iq 170

31.01.2018 в 14:31, за время: 07:44

Круто очень доволен хочу сново пройти

31.01.2018 в 12:25, за время: 12:59

Спасибо за тест,но многое честно не знала.

31.01.2018 в 09:06, за время: 26:26

Прикольно. У меня сложностти были с выбором буквы к последовательности других букв. Так и не понял. где там логика.

29.01.2018 в 20:21, за время: 25:08

Мне 14 лет. Был удивлён результатом. Т. к до этого проходил тест для подростков там был результат 127 IQ здесь же иначе. Допустим у меня 90 IQ нормально ли это для 14 лет.)))

29.01.2018 в 19:34, за время: 29:01

Круто, я умный, спасибо вашему сайту за правду в IQ крутой сайт, респект, подписка!!1!1

29.01.2018 в 19:34, за время: 03:05

в целом у меня айкью 100, где не наугад ставил

28.01.2018 в 22:24, за время: 22:36

У меня 125 вроде не плохо! Я доволен. Желаю всем удачи!

28.01.2018 в 18:34, за время: 11:04

ниже чем в других тестах (но прикольно

28.01.2018 в 16:22, за время: 10:28

Мне очень понравилось было очень интересно

28.01.2018 в 16:19, за время: 13:26

Тест не для детей. Мне 9. Половину я не ответила.

28.01.2018 в 14:58, за время: 14:20

Спасибо, теперь я узнала свой IQ. Впринципе, у меня не плохой интелект, и это меня радует.

28.01.2018 в 00:25, за время: 07:08

Спасибо за тест! Приятно было проходить этот тест. Интересные задачки, головоломки - просто класс! СПАСИБО.

27.01.2018 в 22:12, за время: 06:36

занимательный тест мне очень понравился

27.01.2018 в 20:40, за время: 29:54

В некоторых вопросах не смог найти логику:-/

27.01.2018 в 14:55, за время: 06:32

круто! неделю назад было 76 а мне 11 . Удачи всем

27.01.2018 в 13:51, за время: 01:37

Хороший день сегодня в школе не была на улице дождь в чем не жалею ни

27.01.2018 в 13:36, за время: 19:19

Думаю, для меня не плохо!Среди моих одноклассников я лучший.

27.01.2018 в 13:30, за время: 11:46

мне 11 лет это норм.

26.01.2018 в 21:49, за время: 45:33

Мне понравилось, сижу на пенсии, так хоть такое утешение - ай кью 125

26.01.2018 в 21:21, за время: 01:00

трудно но я прошел

26.01.2018 в 19:34, за время: 07:05

я не тупая.последние 20вопр я не думала

26.01.2018 в 18:34, за время: 04:08

клёво ставлю 5 попробуйте пройти клас пока

26.01.2018 в 18:31, за время: 12:33

Ужас! Стыдно, 20 лет назад IQ был выше на 20.

26.01.2018 в 12:35, за время: 29:04

хороший тест, разносторонний. Обычно с числами я решал тесты легко, но здесь наоборот

26.01.2018 в 12:27, за время: 10:07

хахаха мне 12 лет. Не ожидал.

26.01.2018 в 12:14, за время: 06:38

хз чо на бум писал в основном. жалко не тестит возраст так бы больше. тут самое низкое IQ самое большое 115 у меня вышло плохо комбинирует

25.01.2018 в 23:23, за время: 01:00

Как на мой взгляд - туповатенький слегка, в смысле я а не тест, хотя может просто ленивый.

25.01.2018 в 20:13, за время: 20:26

25.01.2018 в 19:57, за время: 11:07

Это просто класс. Но конечно я на некоторые вопросы отвечала без думно.

25.01.2018 в 18:57, за время: 05:48

Конечно я половино не знала так как мы этого в школе не проходили, по этому так(

25.01.2018 в 00:56, за время: 39:37

интересный тест, мне понравился, посоветую коллегам

24.01.2018 в 22:12, за время: 26:49

Не все вопросы понятны лично мне были. Выбирал наобум.

24.01.2018 в 21:11, за время: 11:19

Прошу прощения, но я не настолько умная.

24.01.2018 в 15:42, за время: 08:09

класно дум аю вам понравится очень очень крутой тест

24.01.2018 в 15:27, за время: 14:29

Я прошла iq тест, и у меня 80 балов,мне 10 лет советую всем пройти!

24.01.2018 в 04:34, за время: 01:22

Мне очень понравился тест, я набрала 70 из 100

23.01.2018 в 23:30, за время: 08:07

да ну я посторался просто так для развлечения

23.01.2018 в 21:20, за время: 14:01

Я думаю, что этот результат для моего возраста довольно хороший 90

23.01.2018 в 20:05, за время: 06:19

класс не знала что такая умная отличный сайт

23.01.2018 в 17:02, за время: 32:35

не понятно сочетания цифр. можно потренироваться.

23.01.2018 в 16:47, за время: 04:33

Мой IQ достаточно высок для детей моего возраста, но IQ не может определить ум. IQ - это тест для ришения логических задачек от автора. Тойсть надо мыслить так же как автор теста.

23.01.2018 в 16:02, за время: 05:42

класс если честно мне 10 лет советую всем этот тест

23.01.2018 в 00:19, за время: 21:07

не ожидал что у меня такой высокий уровень IQ

22.01.2018 в 23:00, за время: 23:22

Тест показался занятным. Провел время с удовольствием.

22.01.2018 в 20:15, за время: 27:39

мне 10 лет и у меня 90 процентов, советую всем очень интересно

22.01.2018 в 19:48, за время: 10:18

это было очень трудно но я справился и всегда верьте в себя и будьте всегда внимательны.

22.01.2018 в 16:54, за время: 30:48

Думаю неплохо для 15 лет, в другом iQ тесте было 109.

22.01.2018 в 16:45, за время: 07:56

тест прикольный понравился скажу что бы друзья тоже прошли

21.01.2018 в 19:50, за время: 23:14

ну для 15 лет круто наверно.Буду стараться больше

21.01.2018 в 19:40, за время: 03:51

я овечал на все вопросы неправильно как специально как может уменя быть айкю 75 не верте лохотрон

21.01.2018 в 19:34, за время: 07:35

круто мне 11 лет а айкю 80 круто всем саветую

21.01.2018 в 18:42, за время: 03:58

спецом ответил не верно отвечал на расслабоне

21.01.2018 в 04:33, за время: 22:29

Очень понравилось, у меня 100, не совсем довольна, но это только моя вина), надо больше работать над собой.

20.01.2018 в 23:27, за время: 33:45

Спасибо за тест.Довольно интересно, правда, хотелось бы узнать правильные ответы)

20.01.2018 в 20:35, за время: 30:22

класс хороший тест для того что бы понять кто ты

20.01.2018 в 19:55, за время: 30:39

Тест сложный, но интересный! Советую всем. Моя оценка теста - 5+

Коэффициент интеллекта достаточно интересное понятие, характеризующее качественную и количественную умственную способность индивида, оперируя также возрастными группами при оценке коэффициента (IQ). Таким образом ребенок из одной возрастной группы может интеллектуально более развит по отношению к другой возрастной группы. Это накладывает некоторые трудности на непосредственно количественную оценку интеллектуальных способностей интеллекта. Разные слои общества и разные возрастные группы не дают возможности точно дать представление об интеллекте человека из той или иной группы. Большинство тестов на IQ основываются на эрудированности и определенных познаний в области математики, что дает не верный результат при оценке интеллекта. Нельзя сказать, что индеец из племени тумба-юмба менее интеллектуально способен чем человек из цивилизованного мира, лишь потому, что он не изучал математику или не знает какие-либо понятия.

Многие ученые-психологи пытались создать модель оценки интеллектуальных способностей (IQ) человека, которая бы могла давать оценку не опираясь на конкретные знания человека или его эрудированность. Одним из таких ученых стал Ганс Юрген Айзенк, который предложил считать уровень коэффициента интеллекта с помощью специальных тестов. По его мнению эти тесты должны быть интуитивно понятны и в тоже время проверять у тестируемых умение находить зависимости в разных ситуациях представленных в графическом, текстовом или цифровом виде.

Данный сборный тест, представленный на сайте, является гипертрофированной версией оценки интеллекта от Айзенка, однако, с помощью этого теста, можно получить усредненное, но достаточно точное значение IQ тестируемого. Тест рассчитан на отсутствие подготовки к подобным тестам, в противном случае такие знания не являются интеллектуальными способностями, а всего лишь эрудиция или «подкованность» в данных вопросах.

Пройдите тест на IQ

от БрейнАппс и узнайте свои способности

IQ – это общепринятый стандарт, по которому измеряется уровень интеллекта. Если вы хотите узнать, насколько вы умны, а также пройти тест на IQ, то устраивайтесь поудобнее и вперед!

Как только вы дадите ответы на 15 вопросов, наша система обработает их и с точностью до 1 балла выдаст результат.

Интересно, что только 3 % людей имеют уровень Ай Кью выше 130 баллов. Среди них, например, Билл Гейтс и Арнольд Шварценеггер. Быть может, вы в их числе? Скорее проверьте, ведь тест не отнимет у вас слишком много времени!

Тест на интеллект: интеллектуальные способности по родовым понятиям

Вам предлагается пройти онлайн тест на интеллект - определение интеллектуальных способностей - анализ родовых понятий.

Тест на интеллект, интеллектуальные способности

Выберите слово из предложенных в каждом варианте теста на интеллект, которое не относится по родовым понятиям к остальным:

Время проведения онлайн теста на интеллект - 3 минуты.

Интеллектуальные способности по анализу родовых понятий

Много полезного Вы найдете в СОДЕРЖАНИИ:

Психологическая помощь, консультация психолога онлайн: психоанализ, психотерапия

Методика проведения теста на умственную отсталость

Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.

В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.

В отечественной традиции диагноз умственной отсталости выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.

Общая характеристика теста

Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.

Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.

В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.

Невербальная группа тестов включает такие задания:

  • поиск недостающей части картины,
  • сложение фигур,
  • шифровка,
  • указание последовательности рисунков.

К вербальным тестам относятся:

  • тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
  • поиск общих черт,
  • запоминание рядов цифр.

При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.

По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.

Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

  • Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
  • Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
  • Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
  • Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
  • Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
  • Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

  • Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
  • Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
  • Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
  • Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
  • Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

  • отличия ) - (видео )
    • умственной отсталости )
  • Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению? )
  • Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью - (видео )

  • Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки )

    Для детей с умственной отсталостью (олигофренией ) характерны сходные проявления и признаки (нарушения внимания, памяти, мышления, поведения и так далее ). В то же время, выраженность данных нарушений напрямую зависит от степени олигофрении.

    Для умственно отсталых детей характерно:

    • нарушение мышления;
    • нарушение концентрации внимания;
    • нарушения познавательной деятельности;
    • нарушения речи;
    • проблемы в общении;
    • нарушения зрения ;
    • нарушения слуха;
    • нарушения сенсорного развития;
    • нарушения памяти;
    • двигательные нарушения (нарушения моторики );
    • нарушения психических функций;
    • нарушения поведения;
    • нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Нарушения умственного развития и мышления, интеллектуальные нарушения (основное нарушение )

    Нарушение умственного развития является основным симптомом олигофрении. Проявляется это в неспособности нормально мыслить, принимать правильные решения, делать выводы из полученной информации и так далее.

    Нарушения умственного развития и мышления при олигофрении характеризуются:

    • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой ) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха ). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
    • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
    • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
    • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина ). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет ). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
    • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет ), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
    • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.

    Нарушения познавательной деятельности

    Для детей с легкой степенью олигофрении характерно снижение интереса к окружающим их предметам, вещам и событиям. Они не стремятся узнавать что-то новое, а при обучении быстро забывают полученную (прочитанную, услышанную ) информацию. В то же время, правильно проводимые занятия и специальные обучающие программы позволяют им обучаться простым профессиям. При умеренно выраженной и тяжелой умственной отсталости дети могут решать простые задачи, однако новую информацию они запоминают крайне тяжело и только если с ними занимаются в течение длительного времени. Сами они не проявляют никакой инициативы для изучения чего-то нового.

    Нарушение концентрации внимания

    У всех детей с олигофренией отмечается снижение способности концентрировать внимание, что обусловлено нарушением активности головного мозга .

    При легкой степени умственной отсталости ребенку трудно усидеть на месте, в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом (например, они не могут читать книгу в течение нескольких минут подряд, а после прочтения не могут пересказать, о чем была речь в книге ). В то же время, может отмечаться абсолютно противоположное явление – при изучении какого-либо предмета (ситуации ) ребенок чрезмерно концентрирует внимание на его мельчайших деталях, при этом, не оценивая предмет (ситуацию ) в целом.

    При умеренно выраженной олигофрении привлечь внимание ребенка крайне сложно. Если же это удается сделать, через несколько секунд ребенок вновь отвлекается, переключаясь на другое занятие. При тяжелой форме заболевания привлечь внимание пациента не удается вообще (лишь в исключительных случаях ребенок может реагировать на какие-либо яркие предметы или громкие, необычные звуки ).

    Нарушение/недоразвитие речи и проблемы в общении

    Нарушения речи могут быть связаны с функциональным недоразвитием головного мозга (что характерно для легкой формы заболевания ). В то же время, при умеренно выраженной и глубокой олигофрении может наблюдаться органическое поражение речевого аппарата, что также будет создавать определенные проблемы в общении.

    Нарушение речи у детей с умственной отсталостью характеризуется:

    • Немотой. При легкой форме заболевания полная немота встречается относительно редко, обычно при отсутствии необходимых коррекционных программ и занятий. При имбецильности (умеренно выраженной олигофрении ) немота может быть связана с поражением речевого аппарата или с нарушениями слуха (если ребенок глухой, он также не сможет заучивать слова и произносить их ). При глубокой умственной отсталости дети обычно не могут разговаривать. Вместо слов они произносят непонятные звуки. Если даже им удается выучить несколько слов, правильно использовать их они не в состоянии.
    • Дислалией. Характеризуется нарушением речи, заключающимся в неправильном произношении звуков. При этом некоторые звуки дети могут не произносить вообще.
    • Заиканием. Характерно для олигофрении легкой и умеренной степени выраженности.
    • Отсутствием выразительности речи. При легкой форме заболевания данный недостаток может быть устранен с помощью занятий, в то время как при более тяжелых формах это сделать невозможно.
    • Нарушением контроля громкости речи. Это может наблюдаться при нарушениях слуха. В норме, когда человек говорит и слышит свою речь, он автоматически контролирует ее громкость. Если олигофрен не слышит произносимых им слов, его речь будет слишком громкой.
    • Сложностями при построении длинных фраз. Начав говорить одно, ребенок может сразу переключиться на другое явление или предмет, в результате чего его речь будет бессмысленной и непонятной для окружающих.

    Нарушения зрения

    При легкой и умеренно выраженной форме заболевания зрительный анализатор обычно развит нормально. В то же время, из-за нарушения мыслительных процессов ребенок может не различать определенные цвета (например, если его попросить выбрать желтые картинки среди картинок других цветов, он будет отличать желтый цвет от остальных, однако выполнить поставленную задачу ему будет трудно ).

    Выраженные нарушения зрения могут наблюдаться при глубокой олигофрении, которая часто сочетается с дефектами развития зрительного анализатора. При этом ребенок может не различать цвета, видеть предметы искаженными или вовсе быть слепым.

    Также стоит отметить, что нарушения зрения (косоглазие , слепота и так далее ) могут быть связаны с основным заболеванием, являющимся причиной умственной отсталости (например, при наследственном синдроме Барде-Бидля, при котором дети могут рождаться уже слепыми ).

    Бывают ли галлюцинации при олигофрении?

    Галлюцинации – это несуществующие изображения, образы, звуки или ощущения, которые видит, слышит или чувствует пациент. Для него они кажутся реалистичными и правдоподобными, хотя на самом деле это не так.

    Для классического течения умственной отсталости развитие галлюцинаций не характерно. В то же время, при сочетании олигофрении с шизофренией могут появиться характерные для последнего заболевания признаки, в том числе и галлюцинации. Также данный симптом может наблюдаться при психозах , при выраженном умственном или физическом переутомлении и при употреблении каких-либо токсических веществ (алкогольных напитков, наркотиков ) даже в минимальных количествах. Последнее явление обусловлено неполноценным развитием центральной нервной системы и головного мозга в частности, вследствие чего даже ничтожно малое количество алкоголя может вызвать у пациента зрительные галлюцинации и другие расстройства психики.

    Нарушения слуха (глухие дети с умственной отсталостью )

    Расстройства слуха могут наблюдаться при любой степени олигофрении. Причиной этого могут быть органические поражения слухового аппарата (например, при врожденных аномалиях развития, что характерно для детей с глубокой умственной отсталостью ). Также повреждение слухового анализатора может наблюдаться при гемолитической болезни новорожденных , при некоторых генетических синдромах и так далее.

    Развитие и обучение глухого умственно отсталого ребенка протекает еще более медленно, так как он не может воспринимать речь окружающих его людей. При полной глухоте дети, как правило, не могут и разговаривать (не слыша речь, они не могут ее повторять ), вследствие чего даже при легкой форме заболевания они выражают свои эмоции и чувства лишь своеобразным мычанием и криками. При частичной глухоте или глухоте на одно ухо дети могут обучаться речи, однако во время разговора они могут неправильно произносить слова или говорить слишком громко, что также связано с неполноценностью слухового анализатора.

    Нарушения сенсорного развития

    Сенсорное развитие – это способность ребенка воспринимать окружающий его мир с помощью различных органов чувств (в первую очередь, зрения и осязания ). Научно доказано, что для большинства умственно отсталых детей характерны нарушения данных функций той или иной степени выраженности.

    Нарушения сенсорного развития могут проявляться:

    • Замедленным зрительным восприятием. Чтобы оценить увиденный предмет (понять что это, зачем оно нужно и так далее ), умственно отсталому ребенку нужно в несколько раз больше времени, чем нормальному человеку.
    • Узостью зрительного восприятия. В норме дети старшего возраста могут одновременно воспринимать (замечать ) до 12 предметов. В то же время, пациенты с олигофренией могут воспринимать не более 4 – 6 предметов одновременно.
    • Нарушением цветового восприятия. Дети могут не различать цвета или оттенки одного и того же цвета.
    • Нарушением осязания. Если закрыть ребенку глаза и дать ему знакомый предмет (например, его личную чашку ), он может без труда узнать ее. В то же время, если дать такую же чашку, однако сделанную из дерева или другого материала, ребенок не всегда сможет точно ответить, что у него в руках.

    Нарушения памяти

    У здорового человека после нескольких повторений одного и того же материала между нервными клетками головного мозга формируются определенные связи (синапсы ), что позволяет ему запоминать полученную информацию на длительное время. При легкой умственной отсталости скорость образования данных синапсов нарушается (замедляется ), вследствие чего ребенок должен повторять определенную информацию намного дольше (больше раз ), чтобы ее запомнить. В то же время, при прекращении занятий заученные данные быстро забываются или могут искажаться (ребенок неправильно пересказывает прочтенную или услышанную информацию ).

    При умеренной олигофрении перечисленные нарушения более выражены. Ребенок с трудом запоминает полученную информацию, а при ее воспроизведении может путаться в датах и других данных. В то же время, при глубокой олигофрении память у пациента развита крайне слабо. Он может узнавать лица самых близких людей, может откликаться на свое имя или (крайне редко ) заучивать несколько слов, хотя их значения он не понимает.

    Двигательные нарушения (нарушения моторики )

    Нарушения моторики и произвольных движений наблюдаются практически у 100% детей с олигофренией. В то же время, от степени заболевания зависит и выраженность двигательных расстройств.

    Двигательные нарушения у умственно отсталых детей могут проявляться:

    • Замедленными и неуклюжими движениями. При попытке взять предмет со стола ребенок может подносить руку к нему очень медленно, неуклюже. Передвигаются такие дети также очень медленно, могут часто спотыкаться, их ноги могут заплетаться и так далее.
    • Двигательным беспокойством. Это другой тип двигательных расстройств, при котором ребенок не сидит на месте, постоянно передвигается, выполняет простые движения руками и ногами. В то же время, его движения не скоординированы и бессмысленны, резки и размашисты. Во время разговора такие дети могут сопровождать свою речь чрезмерно выраженными жестами и мимикой.
    • Нарушением координации движений. Дети с легкой и умеренной формой заболевания подолгу учатся ходить, брать предметы в руки, сохранять равновесие в положении «стоя» (у некоторых из них данные навыки могут появляться только к подростковому возрасту ).
    • Невозможностью выполнять сложные движения. Дети с олигофренией испытывают значительные трудности, если им нужно выполнить два последовательных, однако различных движения (например, подбросить мяч вверх и ударить по нему рукой ). Переход от одного движения к другому у них замедлен, вследствие чего подброшенный вверх мяч упадет, а ребенок так и «не успеет» по нему ударить.
    • Нарушением мелкой моторики. Точные движения, требующие повышенной концентрации внимания, даются олигофренам крайне тяжело. Для ребенка с умеренной формой заболевания завязать шнурки на ботинках может быть тяжелой, а иногда даже невыполнимой задачей (он будет браться за шнурки, вертеть их в руках, пытаться что-то с ними сделать, однако конечная цель так и не будет достигнута ).
    При глубокой олигофрении движения развиваются очень медленно и слабо (дети могут начать ходить лишь к 10 – 15 годам ). В крайне тяжелых случаях движения в конечностях могут полностью отсутствовать.

    Нарушения психических функций и поведения

    Психические расстройства могут проявляться у детей с любой степенью заболевания, что обусловлено нарушением функционирования коры головного мозга и нарушенным, неправильным восприятием себя и окружающего мира.

    У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться:

    • Психомоторное возбуждение. В данном случае ребенок подвижен, может произносить различные непонятные звуки и слова (если он их знает ), передвигаться из стороны в сторону и так далее. При этом все его движения и действия лишены какого-либо смысла, беспорядочны, хаотичны.
    • Импульсивные поступки. Находясь в состоянии относительного покоя (например, лежа на диване ), ребенок может резко встать, подойти к окну, пройтись по комнате или выполнить какое-либо подобное бесцельное действие, после чего вернуться к прежнему занятию (лечь обратно на диван ).
    • Стереотипность движений. Во время обучения ребенок заучивает определенные движения (например, махание рукой в знак приветствия ), после чего повторяет их постоянно, даже без явной на то необходимости (например, когда находится сам в помещении, когда видит животное, птицу или какой-либо неодушевленный предмет ).
    • Повторение действий окружающих. В старшем возрасте дети с легкой умственной отсталостью могут начать повторять только что увиденные движения и действия (при условии, что они обучены данным действиям ). Так, например, увидев человека, который наливает воду в чашку, пациент сразу же может взять чашку и также начать наливать себе воду. В то же время, ввиду неполноценности мышления он может просто имитировать данные движения (при этом, не имея в руках кувшина с водой ) или даже взять кувшин и начать лить воду на пол.
    • Повторение слов окружающих. Если у ребенка имеется определенный словарный запас, он, услышав знакомое ему слово, может тут же повторить его. В то же время, незнакомые или слишком длинные слова дети не повторяют (вместо них они могут произносить бессвязные звуки ).
    • Полная обездвиженность. Иногда ребенок может лежать абсолютно неподвижно в течение нескольких часов, после чего также неожиданно может начать выполнять какие-либо действия.

    Нарушения эмоционально-волевой сферы

    Для всех детей с олигофренией характерно нарушение мотивации той или иной степени выраженности, а также нарушение психоэмоционального состояния. Это значительно затрудняет их пребывание в обществе, а при умерено выраженной, тяжелой и глубокой олигофрении делает невозможным их самостоятельное (без присмотра другого человека ) проживание.

    У детей с умственной отсталостью может наблюдаться:

    • Ослабление мотивации. Ребенок не проявляет инициативы к каким-либо действиям, не стремится узнавать новое, познавать окружающий мир и себя. У них нет каких-либо «своих» целей или стремлений. Все, что они делают, делают только по тому, что им говорят это близкие или окружающие люди. При этом они могут выполнить абсолютно все, что им будет сказано, так как не отдают себе отчета в своих действиях (не могут критически их оценивать ).
    • Легкая внушаемость. Абсолютно все люди с олигофренией легко поддаются воздействию окружающих (так как не могут различать ложь, шутки или сарказм ). Если такой ребенок ходит в школу, одноклассники могут издеваться над ним, заставляя совершать ненормальные поступки. Это может значительно травмировать психику ребенка, приводя к развитию более глубоких психических расстройств .
    • Медленное развитие эмоциональной сферы. Дети начинают чувствовать что-либо лишь к 3 – 4 годам или даже позже.
    • Ограниченность чувств и эмоций. Дети с тяжелой формой заболевания могут испытывать лишь примитивные чувства (страх, грусть, радость ), в то время как при глубокой форме олигофрении и они могут отсутствовать. В то же время, пациенты с легкой или умеренно выраженной умственной отсталостью могут испытывать намного больше чувств и эмоций (могут сопереживать, жалеть кого-то и так далее ).
    • Хаотичное возникновение эмоций. Чувства и эмоции олигофренов могут возникать и меняться внезапно, без какой-либо видимой причины (только что ребенок смеялся, через 10 секунд уже рыдает или ведет себя агрессивно, а еще через минуту снова смеется ).
    • «Поверхностные» чувства. Некоторые дети очень быстро переживают любые жизненные радости, тяжести и невзгоды, забывая о них в течение нескольких часов или дней.
    • «Интенсивные» чувства. Другой крайностью у умственно отсталых детей является чрезмерно выраженное переживание даже из-за самых незначительных проблем (например, уронив кружку на пол, ребенок может проплакать из-за этого несколько часов или даже дней ).

    Характерна ли агрессия для умственной отсталости?

    Агрессия и неадекватное, враждебное поведение чаще всего наблюдается у пациентов с глубокой умственной отсталостью. Большую часть времени они могут вести себя агрессивно по отношению к окружающим, а также по отношению к самим себе (могут избивать себя, царапать, кусать и даже наносить себе тяжелые телесные повреждения ). В связи с этим их отдельное проживание (без постоянного контроля ) невозможно.

    У детей с тяжелой формой заболевания также часто проявляются вспышки гнева. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, однако самим себе повреждения наносят относительно редко. Часто их агрессивный настрой может меняться на абсолютно противоположный (они становятся спокойными, тихими, приветливыми ), однако любое слово, звук или изображение может вновь спровоцировать у них вспышку агрессии или даже ярости.

    При умеренно выраженной умственной отсталости дети также могут быть агрессивными по отношению к окружающим. Ребенок может кричать на «обидчика», плакать, угрожающе жестикулировать руками, однако эта агрессия крайне редко переходит в открытую форму (когда ребенок стремится нанести кому-либо физический вред ). Вспышки злобы могут сменяться другими эмоциями уже через несколько минут или часов, однако в некоторых случаях ребенок может пребывать в плохом настроении в течение длительного времени (нескольких дней, недель или даже месяцев ).

    При легкой форме олигофрении агрессивное поведение встречается крайне редко и обычно связано с какими-либо отрицательными эмоциями, переживаниями или событиями. При этом близкий человек может быстро успокоить ребенка (для этого можно отвлечь его чем-то веселым, интересным ), в результате чего его злость смениться на радость или другое чувство.

    Нарушается ли физическое развитие у детей с умственной отсталостью?

    Сама по себе умственная отсталость (особенно легкая форма ) не приводит к отставанию в физическом развитии. Ребенок может быть относительно высоким, его мускулатура может быть достаточно развитой, а опорно-двигательный аппарат не менее крепким, чем у нормальных детей (однако лишь при наличии регулярных физических занятий и тренировок ). В то же время, при тяжелой и глубокой олигофрении заставить ребенка выполнять физические упражнения довольно трудно, в связи с чем такие дети могут отставать от сверстников не только в умственном, но и в физическом развитии (даже если родились физически здоровыми ). Также физическое недоразвитие может наблюдаться в тех случаях, когда причина олигофрении воздействовала на ребенка после его рождения (например, тяжелая травма головы в течение первых 3 лет жизни ).

    В то же время, стоит отметить, что физическое недоразвитие и аномалии развития могут быть связаны с причиной самой умственной отсталости. Так, например, при олигофрении, вызванной алкоголизмом или наркоманией матери, ребенок может родиться с различными врожденными аномалиями, физическими уродствами, недоразвитием отдельных частей тела и так далее. Это же характерно для олигофрении, вызванной различными интоксикациями , некоторыми генетическими синдромами, травмами и облучением плода радиацией на ранних сроках внутриутробного развития, сахарным диабетом матери и так далее.

    В результате длительных наблюдений было замечено, что чем тяжелее степень олигофрении, тем выше вероятность наличия у ребенка определенных физических аномалий развития черепа, грудной клетки, позвоночника , ротовой полости, наружных половых органов и так далее.

    Признаки умственной отсталости у новорожденных

    Выявить умственную отсталость у новорожденного бывает крайне сложно. Дело в том, что данное заболевание характеризуется замедленным умственным развитием ребенка (по сравнению с другими детьми ). Однако это развитие начинается лишь через определенное время после рождения, вследствие чего для постановки диагноза ребенок должен прожить минимум несколько месяцев. Когда во время плановых осмотров врач выявит какие-либо отставания в развитии, тогда и можно будет говорить о той или иной степени умственной отсталости.

    В то же время, стоит отметить, что выявление определенных предрасполагающих факторов и симптомов может натолкнуть врача на мысль о возможной умственной отсталости ребенка при первом же его осмотре (сразу после рождения ).

    На повышенную вероятность наличия олигофрении могут указывать:

    • Предрасполагающие факторы у матери – алкоголизм, употребление наркотиков, наличие хромосомных синдромов у близких родственников (например, у других детей ), сахарный диабет и так далее.
    • Наличие признаков умственной отсталости у матери или отца – люди с легкой формой заболевания могут создавать семьи и заводить детей, однако риск наличия у них (у их детей ) олигофрении повышен.
    • Деформации черепа новорожденного – при микроцефалии (уменьшении размеров черепа ) или при врожденной гидроцефалии (увеличении размеров черепа в результате скапливания в нем большого количества жидкости ) вероятность наличия умственной отсталости у ребенка близится к 100%.
    • Врожденные аномалии развития – дефекты конечностей, лица, полости рта, грудной клетки или других частей тела также могут сопутствовать тяжелой или глубокой форме олигофрении.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагностика умственной отсталости, определение ее степени и клинической формы – это сложный и длительный процесс, требующий всестороннего обследования ребенка и выполнения различных диагностических исследований.

    Какой врач ставит диагноз и лечит умственную отсталость?

    Так как умственная отсталость характеризуется преимущественным нарушением мыслительных процессов и психоэмоционального состояния больного, диагностикой данной патологии и лечением детей с олигофренией должен заниматься врач-психиатр (записаться ) . Именно он может оценивать степень заболевания, назначать лечение и контролировать его эффективность, а также определять, представляет ли человек опасность для окружающих, подбирать оптимальные коррекционные программы и так далее.

    В то же время, стоит отметить, что практически в 100% случаев у олигофренов имеются не только психические, но и другие нарушения (неврологические, поражения органов чувств и так далее ). В связи с этим врач-психиатр никогда не лечит больного ребенка самостоятельно, а постоянно направляет его на консультации к специалистам из других областей медицины, которые помогают ему подобрать наиболее адекватное лечение, подходящее для каждого конкретного случая.

    При диагностике и лечении умственно отсталого ребенка психиатр может назначить консультацию:

    • невролога (записаться ) ;
    • дефектолога-логопеда (записаться ) ;
    • психолога (записаться ) ;
    • психотерапевта (записаться ) ;
    • окулиста (офтальмолога ) (записаться ) ;
    • оториноларинголога (ЛОР-врача ) (записаться ) ;
    • дерматолога (записаться ) ;
    • детского хирурга (записаться ) ;
    • нейрохирурга (записаться ) ;
    • эндокринолога (записаться ) ;
    • инфекциониста (записаться ) ;
    • мануального терапевта (записаться ) и других специалистов.

    Методики обследования ребенка с умственной отсталостью

    Для постановки диагноза используются данные анамнеза (врач опрашивает родителей ребенка обо всем, что может быть связано с имеющимся заболеванием ). После этого он обследует пациента, стараясь выявить те или иные нарушения, характерные для умственно отсталых людей.

    В процессе опроса родителей врач может спросить:

    • Имелись ли в семье умственно отсталые дети? Если среди ближайших родственников имелись олигофрены, риск наличия данного заболевания у ребенка повышен.
    • Страдал ли кто-либо из ближайших родственников хромосомными заболеваниями (синдромом Дауна , Барде-Бидля, Клайнфельтера и так далее )?
    • Принимала ли мать какие-либо токсины во время вынашивания ребенка? Если мать курила, употребляла алкоголь или принимала психотропные/наркотические препараты, риск рождения ребенка с умственной отсталостью у нее повышен.
    • Подвергалась ли мать облучению во время беременности? Это также могло способствовать развитию олигофрении у ребенка.
    • Не страдает ли память ребенка? Врач может спросить малыша, что он ел на завтрак, какую книгу ему читали на ночь или что-то в этом роде. Нормальный ребенок (умеющий говорить ) с легкостью ответит на эти вопросы, в то время как для олигофрена это будет затруднительно.
    • Бывают ли у ребенка вспышки агрессии? Агрессивное, импульсивное поведение (во время которого ребенок может ударить окружающих людей, в том числе родителей ) характерно для тяжелой или глубокой степени олигофрении.
    • Характерны ли для ребенка частые и беспричинные смены настроения? Это также может указывать на наличие олигофрении, хотя наблюдается и при ряде других психических расстройств.
    • Имеются ли у ребенка врожденные пороки развития? Если да – какие и сколько их?
    После опроса врач приступает к обследованию пациента, что позволяет ему оценить общее развитие и выявить какие-либо отклонения, характерные для олигофрении.

    Обследование ребенка включает:

    • Оценку речи. К возрасту 1 года дети должны говорить минимум несколько слов, а к двум годам уметь белее или менее общаться. Нарушение речи является одним из основных признаков олигофрении. Для оценки речи врач может задать малышу простые вопросы – сколько ему лет, в каком классе школы он учится, как зовут его родителей и так далее.
    • Оценку слуха. Врач может шепотом позвать ребенка по имени, оценив его реакцию на это.
    • Оценку зрения. Для этого врач может поместить перед глазами ребенка какой-либо яркий предмет и перемещать его из стороны в сторону. В норме ребенок должен следить за движущимся предметом.
    • Оценку скорости мышления . Чтобы это проверить, врач может задать ребенку простой вопрос (например, как зовут его родителей ). Умственно отсталый ребенок может ответить на этот вопрос с запозданием (через несколько десятков секунд ).
    • Оценку способности концентрировать внимание. Врач может дать ребенку какой-то яркий предмет или картинку, окликнуть его по имени или задать какой-то вопрос, требующий сложного ответа (например, что бы ребенок хотел съесть на ужин? ). Для олигофрена ответить на данный вопрос будет крайне сложно, так как его эмоционально-волевая сфера нарушена.
    • Оценку мелкой моторики. Для оценки данного показателя врач может дать малышу фломастер и попросить нарисовать что-нибудь (например, солнце ). Здоровый ребенок легко сделает это (если достиг соответствующего возраста ). В то же время, при умственной отсталости ребенок не сможет выполнить поставленную перед ним задачу (он может водить фломастером по бумаге, вырисовывать какие-то линии, однако солнце так и не нарисует ).
    • Оценку абстрактного мышления. Старших детей врач может попросить рассказать, что бы ребенок сделал в какой-либо вымышленной ситуации (например, если бы умел летать ). Здоровый ребенок без проблем «нафантазирует» множество всяких интересных вещей, в то время как олигофрен не сможет справиться с поставленной задачей из-за полного отсутствия абстрактного мышления.
    • Осмотр ребенка. Во время осмотра врач старается выявить какие-либо дефекты или аномалии развития, деформации различных частей тела и другие отклонения, которые могут наблюдаться при тяжелых формах олигофрении.
    Если в процессе обследования врач заподозрит, что ребенок является умственно отсталым, он может провести ряд диагностических тестов, позволяющих подтвердить диагноз.

    Какие исследования могут понадобиться при диагностике умственной отсталости?

    Как было сказано ранее, для постановки диагноза недостаточно просто выявить умственную отсталость у ребенка, а нужно еще определить ее степень. Для этого используются различные диагностические тесты, а также инструментальные исследования.

    При умственной отсталости врач может назначить:

    • тесты для определения уровня интеллекта (например, тест Векслера );
    • тесты для определения психологического возраста;
    • ЭЭГ (электроэнцефалограмму ) (записаться );
    • МРТ (магнитно-резонансную томографию ) (записаться ).

    Тесты для определения iq и психологического возраста при умственной отсталости (тест Векслера )

    IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта ) – показатель, позволяющий численно оценивать умственные способности человека. При диагностике умственной отсталости именно iq используется для определения степени заболевания.

    Степень умственной отсталости в зависимости от iq

    Стоит отметить, что у здоровых людей iq должен быть не менее 70 (в идеале более 90 ).

    Для определения уровня iq было предложено множество методик, наилучшей из которых считается тест (шкала ) Векслера. Суть данного теста заключается в том, что испытуемому предлагается решить несколько заданий (построить ряд цифр или букв, сосчитать что-либо, найти лишнюю или недостающую цифру/букву, выполнить определенные действия с изображениями и так далее ). Чем больше заданий пациент выполнит правильно, тем выше будет его уровень iq.

    Помимо определения iq, врач может определить и психологический возраст пациента (для этого также существует множество различных тестов ). Психологический возраст не всегда соответствует биологическому (то есть количеству лет, прошедших от рождения человека ) и позволяет оценить степень развития ребенка. Дело в том, что психологическое взросление человека происходит по мере его обучения, внедрения его в общество и так далее. Если же ребенок не обучается основным навыкам, понятиям и правилам поведения в социуме (что характерно для умственно отсталых детей ), его психологический возраст будет ниже нормы.

    Психологический возраст пациента в зависимости от степени олигофрении

    Следовательно, мышление и поведение пациента с глубокой умственной отсталостью соответствует таковым у трехлетнего ребенка.

    Основные диагностические критерии умственной отсталости

    Для того чтобы подтвердить диагноз умственной отсталости, нужно пройти ряд обследований у различных специалистов и сдать ряд тестов. В то же время, существуют определенные диагностические критерии, при наличии которых можно с большой долей вероятности сказать, что ребенок страдает олигофренией.

    К диагностическим критериям олигофрении относят:

    • Задержку психоэмоционального развития и мыслительных процессов.
    • Снижение уровня iq.
    • Несоответствие биологического возраста психологическому возрасту (последний значительно ниже нормы ).
    • Нарушение приспособления пациента в обществе.
    • Нарушения поведения.
    • Наличие причины, которая привела к развитию умственной отсталости (не обязательно ).
    Степень выраженности каждого из данных критериев напрямую зависит от степени умственной отсталости. Также стоит отметить, что выявить причину олигофрении удается не всегда, вследствие чего ее отсутствие не является поводом для сомнения в диагнозе, если все предыдущие критерии положительны.

    Показывает ли ЭЭГ умственную отсталость?

    ЭЭГ (электроэнцефалография ) – специальное исследование, позволяющее оценить активность различных участков головного мозга пациента. В некоторых случаях это позволяет оценить выраженность нарушений мыслительных процессов при умственной отсталости.

    Суть метода заключается в следующем. Пациент приходит в кабинет к врачу и после непродолжительной беседы ложится на кушетку. Ему на голову крепятся специальные электроды, которые будут регистрировать электрические импульсы, излучаемые клетками головного мозга. После установки датчиков врач запускает записывающее устройство и выходит из помещения, оставляя пациента одного. При этом больному запрещается вставать или говорить на протяжении всей процедуры (если этого не попросит врач ).

    Во время проведения исследования врач может обращаться к пациенту с помощью радиосвязи, просить выполнить те или иные действия (поднять руку или ногу, дотронуться пальцем до кончика носа и так далее ). Также при этом в помещении, в котором расположен пациент, может периодически включаться и выключаться свет или раздаваться определенные звуки, мелодии. Необходимо это, для того чтобы оценить реакцию отдельных участков коры головного мозга на внешние раздражители.

    Вся процедура обычно длится не более часа, после чего врач снимает электроды, а пациент может отправляться домой. Полученные данные (записанные на специальной бумаге ) врач внимательно изучает, стараясь выявить какие-либо отклонения, характерные для умственно отсталых детей.

    Может ли МРТ определить умственную отсталость?

    МРТ (магнитно-резонансная томография ) головы не позволяет определить умственную отсталость или оценить степень ее выраженности. В то же время, данное исследование может применяться для выявления причины олигофрении.

    Исследование проводится с помощью специального аппарата (магнитно-резонансного томографа ). Суть процедуры заключается в следующем. В назначенное время пациент приходит в поликлинику, где будет проводиться исследование. Вначале он ложится на специальный выдвижной стол томографа таким образом, чтобы его голова располагалась в строго определенном месте. Далее стол перемещается в специальный отсек аппарата, где и будет проводиться исследование. Во время всей процедуры (которая может длиться до получаса ) пациент должен лежать абсолютно неподвижно (не шевелить головой, не кашлять, не чихать ). Любое движение может исказить качество полученных данных. После окончания процедуры пациент может сразу же отправляться домой.

    Суть метода МРТ заключается в том, что во время пребывания пациента в специальном отсеке аппарата вокруг его головы создается сильное электромагнитное поле. В результате этого ткани различных органов начинают излучать определенную энергию, которая регистрируется специальными датчиками. После обработки полученных данных информация представляется на мониторе врача в виде детального послойного изображения головного мозга и всех его структур, костей череп, кровеносных сосудов и так далее. Исследовав полученные данные, врач может выявить те или иные нарушения, которые могли бы стать причиной умственной отсталости (например, очаги поражения головного мозга после травмы, уменьшение массы головного мозга, уменьшение размеров определенных долей мозга и так далее ).

    Несмотря на свою безопасность, МРТ имеет ряд противопоказаний. Основным из них является наличие любых металлических предметов в теле пациента (осколков, протезов, зубных коронок и так далее ). Дело в том, что магнитно-резонансный томограф представляет собой сильный электромагнит. Если в него поместить пациента, в теле которого имеются металлические предметы, это может привести к весьма плачевным последствиям (вплоть до повреждения внутренних органов и тканей больного ).

    Дифференциальная диагностика (отличия ) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников )

    Признаки умственной отсталости могут быть схожи с симптомами целого ряда других психических заболеваний. Чтобы правильно выставить диагноз и назначить адекватное лечение, врачу нужно знать, чем данные патологии отличаются друг от друга.

    Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать ):
    • От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки. Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость ), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
    • От деменции. Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане ) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
    • От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости ). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно ). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками ), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости ).

    Умственная отсталость у детей с ДЦП

    У 10 – 50% детей с ДЦП (детским церебральным параличом ) могут наблюдаться признаки умственной отсталости, причем частота встречаемости олигофрении зависит от конкретной формы ДЦП.

    Суть ДЦП заключается в нарушении двигательных функций пациента, связанных с повреждением его головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или сразу после рождения. Причин развития ДЦП также может быть множество (травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далее ), однако все они способствуют нарушению развития или повреждению (разрушению ) определенных участков головного мозга.

    Стоит отметить, что такие же причинные факторы могут приводить и к развитию олигофрении. Вот почему выявление признаков умственной отсталости у больных с ДЦП является одной из первостепенных задач врача.

    При сочетании этих двух патологий нарушения мыслительных, познавательных и психоэмоциональных функций у ребенка более выражены, чем при изолированной олигофрении. Чаще всего встречается тяжелая или глубокая умственная отсталость, однако даже при умеренной и легкой степени заболевания пациенты не могут самостоятельно себя обслуживать (из-за нарушения двигательных функций ). Вот почему любой ребенок с ДЦП и умственной отсталостью нуждается в постоянном уходе с момента рождения и на протяжении всей жизни. Такие дети крайне тяжело поддаются обучению, а полученная ими информация быстро забывается. Эмоции у них могут быть выражены слабо, однако при тяжелых формах олигофрении может проявляться необоснованная агрессия по отношению к окружающим.

    Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости )

    Алалия – это патологическое состояние, при котором у ребенка отмечается нарушение речи (произношения звуков, слов, предложений ). Причиной заболевания обычно является поражение (при родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далее ) структуры головного мозга, ответственной за формирование речи.

    В медицинской практике принято выделять две формы алалии - моторную (когда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвести ) и сенсорную (когда человек не понимает услышанную им речь ). Важной особенностью является тот факт, что при алалии у ребенка не поврежден орган слуха (то есть, он нормально слышит речь окружающих ) и отсутствуют какие-либо умственные отклонения (то есть он не является умственно-отсталым ). В то же время, нарушение речи при олигофрении связано с недоразвитием органа слуха (глухотой ) либо с неспособностью ребенка заучивать и воспроизводить услышанные им звуки, слова.

    Отличие умственной отсталости от шизофрении

    Шизофрения – это психическое заболевание, характеризующееся нарушением мышления и выраженными психо-эмоциональными расстройствами. Если заболевание проявляется в детском возрасте, говорят о детской шизофрении.

    Для детской шизофрении характерно тяжелое течение, сопровождающееся бредом (ребенок произносит бессвязные слова или предложения ) и галлюцинациями (ребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроении ). Также у ребенка могут наблюдаться проблемы при общении со сверстниками (дети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающими ), проблемы со сном, с концентрацией внимания и так далее.

    Многие из перечисленных симптомов встречаются и у детей с умственной отсталостью (особенно при атонической форме заболевания ), что значительно затрудняет дифференциальную диагностику. В данном случае на шизофрению могут указывать такие признаки как бред, галлюцинации, извращение или полное отсутствие эмоций.

    Подход диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необхо­димо тщательно фиксировать наблюдения и опасе­ния родителей. Они дают не меньше информации, чем общепринятые тесты.

    Необходимо выявлять факторы риска в индивидуальном и семейном анамнезе, обстановке, в которой живет ребенок. Факторы риска (недоношенность, наркомания у матери, перинатальные повреждения) должны быть отражены в карте ребенка. У детей группы риска следует оценивать отставание от возрастных стандартов развития в первые 2 года жизни и не­обходимость раннего реабилитационного вмеша­тельства. В карте ребенка необходимо фиксировать вехи его развития. При каждом профилактическом осмотре обращают внимание на отклонения от нор­мы функций и внешние проявления аномалий. Что эффективнее - оценивать продвижение в разви­тии или соответствие его уровня ожидаемому для данного возраста, - сказать трудно.

    Прежде чем диагностировать умственную от­сталость, надо определить, нет ли у ребенка рас­стройств познавательных функций и адаптивного поведения. Эти расстройства могут имитировать интеллектуальную отсталость или сопутствовать ей. Так, отсталость ума имеет место при церебраль­ных параличах или аутизме. Диагностика церебрального паралича в подобных случаях основывается на более зна­чительном дефиците двигательных функций по сравнению с познавательным, наличии изменений мышечного тонуса и патологических рефлексов. При аутизме задержка речевого развития и навы­ков социальной адаптации выражена больше, чем невербальных навыков, при умственной отстало­сти в равной степени страдают социальные, дви­гательные, адаптивные и познавательные навыки. Имитируют отсталость интеллекта сенсорный дефицит (глухота, слепота), коммуникативные расстройства, плохо поддающиеся лечению судо­рожные расстройства. В то же время умственная отсталость бывает первым проявлением некоторых дегенеративных заболеваний ЦНС.

    Диагностика умственной отсталости должна быть подтверждена тестированием интеллекта и адаптив­ных функций. Наиболее распространены в практи­ке шкала развития грудных детей Бейли-П, шкала Стэнфорда-Бине и шкала Векслера.

    Тестирование развития грудных детей . Шкала развития грудных детей Бейли-П включает по­казатели речевого развития, навыки достижения желаемого, пользуясь зрением, навыки крупной моторики у детей от 1 мес. до 3,5 года. На основа­нии их оценки рассчитывают индексы умственного и психомоторного развития. Эта шкала позволяет подтвердить диагноз тяжелой умственной отстало­сти, но мало помогает выявить легкую.

    Тестирование интеллекта при диагностике умственной отсталости . У детей старше 3 лет используют преимущественно шкалы Векслера для детей дошкольного, младшего школьного возрас­та, позволяющие оценить умственное развитие де­тей 3-7 лет. 3-я редакцию шкалы Векслера исполь­зуют для тестирования детей, умственный возраст которых превышает 6 лет. Обе шкалы содержат ряд тестов для оценки речевого развития и навыков выполнения различных действий. При патологии результаты всех тестов обычно ниже средних, но иногда результаты тестов в 1-2 не­вербальных областях достигают средних. У детей школьного возраста можно использовать и шкалу оценки интеллекта Стэнфорда-Бине. Шкала диагностики умственной отсталости со­держит 15 тестов, с помощью которых оценивают четыре области интеллекта: речевые возможно­сти, осмысление зрительной информации, навыки счетных и способность к кратковремен­ному запоминанию. Тестирование позволяет (с из­вестной осторожностью) судить о более сильных и более слабых сторонах интеллекта. У детей до­школьного возраста шкала Стэнфорда- Бине в диагностике умственной отсталости недостаточно информативна.

    Тестирование адаптивных функций при диагностике умственной отсталости . Наиболее широко для исследования адаптивного поведе­ния используется шкала адаптивного поведения Вайнленда (Vineland). Она включает полуструктурированное интервью с родителем или другим ухаживающим лицом или учителем, посвященное четырем аспектам адаптивного поведения: обще­нию с окружающими, повседневным жизненным навыкам, социализации и двигательным навыкам. Используют также шкалу независимого поведения Вудкока-Джонсона (Woodcock-Johnson) и шкалу адаптивного поведения Американской ассоциации умственной отсталости. Обычно (но не всегда) по­казатели шкал оценки интеллекта и шкал оценки адаптивного поведения бывают близкими. Основ­ные адаптивные возможности увеличиваются в от­вет на реабилитационную терапию в большей сте­пени, чем показатель IQ. Кроме того, показатели адаптивных возможностей зависят в определенной мере от причины отсталости интеллекта и ожида­ний ухаживающих за больным лиц. Так, при синд­роме Прадера-Вилли показатели адаптивных воз­можностей остаются на одном уровне вплоть до зрелого возраста, а при синдроме ломкой Х-хромосомы по мере взросления ребенка снижаются.

    IQ (айкью) - коэффициент интеллекта или как его ещё называют - показатель умственного развития человека. Интересно, что сначала тест IQ применялся для определения умственно отсталых детей.

    Делалось это с целью определения для них оптимальной учебной нагрузки или перевода на разработанные отдельные образовательные программы. Таким образом, первые айкью тесты предназначались для сравнения интеллекта детей с определённой идеальной нормой умственных способностей. Проще говоря, если дети оказывались умнее среднего принятого уровня, тогда выставлялся высокий iq коэффициент.

    Как вы сами знаете, сегодня тест IQ используются прежде всего для людей взрослых. Разработанные методики тестов IQ позволяют на сегодняшний день не только точно показать ваш уровень интеллектуального развития, но и определить, какие умственные операции вам даются проще всего, а какие – нет. Вы можете также выбрать один из многих вариантов тестов, которые предлагают вам пройти разнообразные логические задания: существуют также быстрые тест IQ – упрощенные варианты. Однако какой бы вы тест ни выбрали, с помощью всех тестов на айкью вы можете определить свой уровень знаний, уменияев и навыков.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека