Инновационные технологии в воспитании школьников. Мои инновации в воспитании

Доклад

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

Четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

Грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии .

Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модел ь совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    по подходу к ребёнку

Современные воспитательные технологии

    технология проектного обучения;

    личностно-ориентированная технология;

    технология здоровьесберегающая;

    технология учебной деловой игры;

    технология развития критического мышления;

    технология КТД И. П. Иванова;

    технология проведения учебных дискуссий;

    Тьюторство – технология педагогической поддержки;

    технология создания ситуации успеха;

    шоу-технологии;

    ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

коллективное творчество;

единое дело и добровольное участие в нём;

свобода выбора форм деятельности;

содружество взрослых и детей;

развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Особенны любимы такие приёмы, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология педагогических мастерских и педагоги, разрабатывающие сценарии классных часов или родительских собраний вызывают у меня уважение, так как я сама не разработала ни одну мастерскую. Я только использую разработки из журнала «Новое образование» от ИПК и ПРО. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте . На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц ПМИ, ведение дневника, . На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер:за и против».

В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы ль способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Моё внимание привлекли обучающие и познавательные программы на CD, Интерактивные игры («Не тормози») Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс.(можно заниматься в одной аудитории с одним компьютером или каждый ребёнок индивидуально) . Одним из главных помощников для учителя является Интернет.Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru

Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей.

Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

будет

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий

I. Актуальность и полезность инновации, ее целесообразность

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социальной и экономической ситуации. Смена жестко авторитарной государственной системы в России на становление демократических основ, возникновение многообразных форм собственности, актуализация ранее невостребованных качеств личности – все это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Модернизация системы образования в России на пороге XXI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

  • воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
  • воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т. Лихачев);
  • воспитание как управление процессом социализации личности (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн);
  • воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Идеи управлением развития личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются практике образования.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Эти процессы направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

В то же время воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Вновь проявляется корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная ситстема образовательного учреждения.. общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе. Организуя работу по месту жительства, удовлетворяя разнообразные интересы и потребности детского и взрослого населения.

Таким центром культурной жизни в поселке Хлебная база г. Поворино стал, действующий на базе МОУ Поворинская основная общеобразовательная школа, разновозрастной отряд «Надежда».

II. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области инновации.

В МОУ Поворинская ООШ с 2008 года организован разновозрастной отряд «Надежда». Девиз которого – «Нести добро и радость людям!»

Педагогический коллектив школы посчитал данную инновацию весьма актуальной сегодня, так как учителя, дети и их родители учатся не только быть гуманнее по отношению друг к другу, к близким, соседям, но и активно участвуют в образовательном процессе. Согласно этому, родители имеют равные с педагогами права, а значит несут такую же ответственность за качество образования и воспитания своего ребенка.

Педагоги нашей школы считают, что создание разновозрастного отряда – это не только одна из форм гражданского и патриотического воспитания взрослых и детей, но и основа профилактики социального сиротства; способ решения проблемы свободного времени, основная форма педагогической поддержки социально незащищенных слоев населения, условие успешности детей и родителей, это и средство стать счастливым. И грамотно организованная работа отряда обеспечит результативное воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в ОУ разработаны единые (т.е. согласованные) подходы в работе педагогического коллектива с учащихся разного возраста, утверждены педагогами и родителями миссии отряда, определены цель, задачи и содержание работы взрослых и детей, открыта Площадка досуга, на которой ведутся занятия. Коллектив школы разрабатывает систему мониторинга творческой деятельности детей.

Результат первых двух лет работы - вырос интерес к школе и к ее делам: опрос населения показал следующее – 65% считают, что педагогический коллектив стал работать интересно, 85% родителей классов заявили, что в школу ходят «без страха» и с удовольствием. Мнение детей единодушно: «сверстники на глазах добреют». Посещаемость встреч учителей и детей с родителями, населением выросла с 30% до 75%. Все это способствует качественному изменению системы образования, повышению эффективности воспитательного процесса. Дети осваивают коммуникативные навыки при работе с людьми разных возрастных и социальных групп (пенсионеры, ветераны ВОВ и труда, инвалиды), приобщаются к традициям своего народа, к нравственным ценностям, встречаются с участниками ВОВ, горячих точек, бабушками и дедушками.

Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

  • целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
  • определении общих и частных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития;
  • гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
  • выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
  • коррекции детских комплексов;
  • расширении воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
  • Обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;
  • Возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения у истории, культурным традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, созидателем культурных ценностей.

III. Цели и задачи инновации:

Основной целью инновации является создание условий для функционирования разновозрастного отряда «Надежда» как сетевой формы взаимодействия по распространению инновационного опыта.

Задачи:

  • Разработать Положение о разновозрастном отряде.
  • Создать пакет локальных актов по организации разновозрастного отряда..
  • Апробировать данную инновацию с педагогическими коллективами Поворинского района.
  • Составить план работы разновозрастного отряда на 2010/2011 учебный год.

IV. Модель функционирования ОУ

В рамках данной инновации создаются условия для открытия на базе школы разновозрастного отряда, который будет заниматься не только организацией досуга взрослых и детей в образовательном пространстве школы, но и привлечение населения, родительского актива образовательного учреждения. Сотрудничество со школами района, клубами, ДК позволит отряду обеспечить информационно-методическое сопровождение воспитательного процесса и даст возможность при помощи конференций, педагогических чтений, информационного вестника «Наша жизнь» обобщить опыт работы ОУ по созданию системы работы в разновозрастныхотрядах.

Мастер-классы, педагогическая лаборатория по конструированию мероприятий дадут возможность педагогам регулярно пополнять свои знания и совершенствовать технологию организации работы разновозрастного отряда.

Руководит работой отряда Совет школы, в состав которого входят: руководитель (пионервожатая), заместитель руководителя (председатель школьного самоуправления).

Отряд строит свою работу на основе Положения и Плана работы, согласованного с директором школы.

V. План-график работ

Наименование этапов работ Мероприятия Сроки Документы, подтверждаю-щие выполнение работ Ответственные
1 этап – подгото-вительный 1. Создание творческого коллектива
Декабрь 2009 Приказ
Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2. Разработка Положения о разновозрастном отряде Декабрь 2009 Локальный акт Мезенцева Е.А., зам.дир. по УВР
2 этап – основной 3. Проведение семинара по технологии организации разновозрастного отряда Январь 2010 Отчет Оглезнева О.Н., пионервожатая
4. Промежуточный мониторинг Февраль 2010 Отчет, приказ Оглезнева О.Н.
5. Проведение педагогических чтений «Учимся быть творческими» Февраль 2010 Публикации Полосминникова И.В., библиотекарь
6. Создание пакета локальных актов по организации отряда Февраль – март 2010 локальные акты Полосминникова А.Ф., директор школы
7. Проведение мастер-класса Март 2010 Отчет о проведении Мезенцева Е.А.
8. Презентация «Отряд «Надежда»» Апрель 2010 Публикации в СМИ Оглезнева О.Н.
3 этап итоговый 9. Подготовка материалов публикаций Май 2010 Статьи из опыта работы Мезенцева Е.А.
10. Апробация мониторинга Май 2010 Протокол Полосминникова А.Ф.
11. Утверждения плана работы отряда на 2010 – 2011 учебный год Июнь 2010 Протокол заседания, приказ Оглезнева О.Н.
12. Представления опыта реализации проекта Июль – август 2010 Отчет

VI. План работы отряда «Надежда» на 2010 год

№ п/п Мероприятие Дата проведения Ответственные
Сборы отряда: Пионервожатая, актив отряда
- «Гражданином быть обязан» Октябрь
- «Я среди людей» Ноябрь
- «Я и мое окружение» Март
- «Помоги ближнему» Июнь
Встречи с людьми разных социальных групп: Классные руководители
- участниками ВОВ Февраль, май
- работниками тыла Март, май
- участниками горячих точек (Чечня, Афганистан, Абхазия) Февраль
- инвалидами Октябрь, декабрь
Массовые мероприятия: Классные руководители, пионервожатая, актив отряда
- Сбор урожая на огороде и в саду Август-сентябрь
- Праздник Урожая (посиделки) Сентябрь
- День пожилых людей (концерт) Октябрь
- Мамин день (конференция) Ноябрь
- День инвалидов (параолимпийские состязания, помощь по дому, посещения на дому) Декабрь
- Новый год (подарки, сделанные своими руками) Декабрь
- Святки «Рождественские посиделки» (гадание, колядки, поделки-самоделки) Январь
- Соревнования по шахматам и шашкам Февраль
- «Наша дружная семья» (эстафеты) Февраль
- «Солнышко лучистое» (поздравительные открытки, концерт) Март
- Всемирный День Здоровья «Помоги себе сам» (тренинг, обучение) Апрель
- Операция «Чистая земля» (уборка территории около домов, побелка деревьев) Апрель
- День Победы (концерт, встречи с ветеранами ВОВ) Май
- Операция «Огород» (вскопка грядок, посадка овощей) Май
- Операция «Посади дерево» Май
- Поход в лес Май
- День защиты детей (концерт, конкурс рисунков и плакатов) Июнь
- «На лесной полянке» (путешествие в сказку) Июнь
- отдых на берегу реки Хопер Июль
- помощь старикам на огороде Июнь-август
- «Песенный дилижанс» (концерт на дворовой площадке) Июль
- операция «Чистая земля» Август

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.




Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха








Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы: создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; различные варианты школы полного дня; создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека); нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон); социальное проектирование; организационно-деятельностные игры (ОДИ); технология исследовательской деятельности;


Технология социально-педагогического диагностирования; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии


Ток-шоу достоинства: -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме; -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения; -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга; -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.


Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей(«зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Шоу-технологии


Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. Интерактивные технологии и методы метод карусели; эвристическая беседа; - дискуссии, дебаты; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов


Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.


Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.


Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Технология КТД(по Иванову) - 6 этапов: -совместное решение о проведении дела, - - коллективное планирование, -- коллективная подготовка, -- проведение дела, - - коллективный анализ, -- решение о последействии.


ЭтапТрадиционное КТД Личностно-ориентированное КТД 1. коллективное целеполагание Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива Дело как потенциал личностного развития и роста 2. коллективное планирование Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений 3. коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность 4. проведение дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений 5. коллективный анализ Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность


Проектная технология - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: 1. Интеллектуальное развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

Цель: внедрение в педагогический процесс детского дома новых технологий, создание условий для творческой работы педагогов.
Подготовила: методист КГУ «Рудненский детский дом» Степанова Т.В.
Ключевые слова: инновации в воспитании, новые технологии.
"Инновационный менеджмент ", "инновационная деятельность ", "педагогические инновации " - относительно новые понятия для сферы образования, включая систему школьного образования.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий.интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и школьного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и школьного в частности.
В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор получает преимущества перед конкурентами" .
2) "... продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" .
3) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" .
Наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение" (в буквальном смысле - "введение нового", процесс использования новшества, новации).
Используются следующие определения понятия "нововведение ":
1) целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности.
2) новый способ удовлетворения общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на использовании достижений науки и техники.
Таким образом, инновации (нововведения) могут рассматриваться и как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления
Одним из главных показателей инновационной деятельности ОУ в последние время, является наличие системы и педагога новатора.
Выступление директора Коваль П.Н. «Педагог новой формации»
В чём заключается сущность системного подхода в воспитании?
Воспитательная система
Краткое содержание вопроса
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура», « взаимосвязь».
Современное образование рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.
Движущие силы развития воспитательной системы школы.
Воспитательная система не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников,
2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие творческого коллектива.
3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.
4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: Вальдорфская школа, воспитательные системы в социуме, пионерская организация, скаутизм как воспитательная система, самопознание. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Характеристика некоторых воспитательных систем:
1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
2. « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу по созданию условий гармоничного развития личности. Успех - это наиболее полное достижение поставленной цели.Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех - полное достижение поставленной цели, а достижение - предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого ребенка, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
3. « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности - нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».
4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом.

Какие инновационные подходы осуществляются в нашем ОУ?
О педагогических технологиях, о том какие из них применяют педагоги детского дома. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Большие возможности в поисках нового сегодня, нам педагогам предоставляют информационно-коммуникативные технологии, услуги интернета. О применении ИКТ при создании электронного портфолио:
- выступление, Катанаевой Н.Ю. воспитателя 9 группы
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на сохранность психофизического здоровья педагогов, сдерживанию эмоционального и профессионального выгорания, два следующих выступление о введении дневника воспитателя, как фактора систематизации информации о детях, и внедрении нововведения по планированию воспитательной работы
- выступление воспитателя, ПДО Касымской А.И.
- выступление воспитателя, Данильченко Н.Н.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Современные образовательные технологии характеризуются отношением взрослого к ребенку. Можно выделить два больших блока:
- с позиции авторитаризма, где ребенок является объектом воспитания;
- с позиции гуманизма, где ребенок из объекта воспитания превращается в субъект.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О школьных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Заключение

В современных социокультурных условиях модернизация системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность вписываются инновационные процессы.
За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа ОУ».
Работа в режиме развития требует определенных условий:
. достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно - воспитательного процесса, рейтинг среди детей, в городе, области.
. хорошая учебно -материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
. высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
. готовность детей к восприятию нового;
. микроклимат в ОУ, доброжелательная атмосфера, открытость ОУ- как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно - творческая направленность личности включает:
. творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
. сформированная потребность в личных достижениях;
. стремление к профессиональному лидерству;
. ожидание позитивной оценки;
. создание ситуации успеха для коллег;
. позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности педагога:
. общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;
. креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
. постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;
. знание и использование национально - региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
. уверенность и ответственность за порученные дела;
. способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть:
. Инновационные программы воспитания:
- «Мой выбор», «Школа против насилия»;
- «Здоровье», «Мое Отечество», «Гармония», «Вверх по лестнице ведущей в жизнь», «Исток» и т.д.
. Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого - педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
. Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
. Инновационные технологии воспитания:
. национально - образовательные;
. телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
. информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
. нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
. социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма педагога - творца.
Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.

Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.

При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему

При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.

В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека