Минфин уточнил, как нужно заполнять счета-фактуры при реализации товаров через обособленные подразделения. Можно ли принять счет-фактуру от поставщика обособленному подразделению

При наличии обособленных подразделений независимо от того, где они находятся, какой у них статус (филиал, представительство или другое ОП), выделены они на отдельный баланс или нет, уплачивать НДС и сдавать отчетность за все ОП российская организация должна только по своему месту нахождения. Ведь именно организация является плательщиком НДСст. 143 , пп. 2 , 5 ст. 174 НК РФ . Но, несмотря на это, ОП приходится вести учет НДС, когда через него происходят продажа и покупка товаров (работ, услуг).

Реализация через ОП

Основные вопросы касаются оформления счетов-фактур.

По порядку рассчитайся

Одним из обязательных реквизитов счета-фактуры является порядковый номе рподп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ . Номера счетов-фактур обособленных подразделений должны содержать через разделительный знак «/» индекс, присвоенный подразделению.

До 1 октября 2014 г. Правилами заполнения счетов-факту рПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 было установлено, что счета-фактуры, выставленные ОП, должны содержать разделительную черту, но не было разъяснено, какую именно. Поэтому можно было использовать любой разделительный знак. Но с 1 октября в Правила внесены уточнени яПостановление Правительства от 30.07.2014 № 735 . Теперь номера счетов-фактур, выставляемых ОП, должны содержать именно такой разделительный знак - «/».

ОП может нумеровать счета-фактуры следующим образом:

  • <если> организация и ОП ведут учет обособленно (в автономных бухгалтерских программах) - счетам-фактурам ОП и ГП присваиваются свои порядковые номер аабз. 3 подп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (далее - Правила); ;
  • <если> ОП и ГП работают в одной бухгалтерской программе с удаленным доступом - можно вести сквозную нумерацию всех счетов-фактур.

Хотя на самом деле отсутствие разделительной черты в номере счета-фактуры, выставленного ОП, не является нарушением и не должно послужить основанием для отказа в вычете покупател юабз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ; Письмо Минфина от 11.10.2013 № 03-07-09/42466 .

Правильно заполняем реквизиты

Подразделения выставляют счета-фактуры от имени организации.

Если в строках 2 и 2а счета-фактуры будут указаны наименование ОП и его адрес, то у покупателя могут возникнуть споры с налоговиками относительно вычета по такому счету-фактуре, ведь ОП не является плательщиком НДС.

Но даже в этом случае по ИНН организации налоговики могут идентифицировать продавца, поэтому отказать покупателю в вычете НДС не вправ еПостановление ФАС СКО от 20.04.2011 № А53-12954/2010 .

Выставили счет-фактуру: кто подпишет?

В счете-фактуре, выставляемом ОП, вместо генерального директора и главного бухгалтера расписываются уполномоченные на это сотрудники (например, руководитель ОП, заместитель главного бухгалтера (бухгалтер) и т. п.)п. 6 ст. 169 НК РФ ; Письмо Минфина от 23.04.2012 № 03-07-09/39 . Такое право предоставляется на основании:

  • <или> приказа руководителя организации;
  • <или> доверенности, выдаваемой от имени организации.

Отражаем НДС от реализации в учете

ОП, выделенное на отдельный баланс, при реализации товаров (работ, услуг) делает следующие записи.

Если же ОП не выделено на отдельный баланс, то учет всех операций ведет бухгалтерия ГП в обычном порядке на основании документов, представленных обособленным подразделением.

Приобретаем имущество, работы, услуги через ОП

Проверяем полученный счет-фактуру

Ведь от правильности его заполнения будет зависеть судьба НДС-вычета.

Отражаем входной НДС

Если учет операций ОП ведется централизованно, то документы на поставку передаются в ГП и на их основании в учете делаются записи. А вот если ОП выделено на отдельный баланс, то в его учете отражаются следующие записи.

Содержание операции Дт Кт
В учете ОП
Поступили товары (работы, услуги) 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Принят к вычету НДС 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС» 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Сумма НДС передана из ОП в ГП 79 «Внутрихозяйственные расходы», субсчет «Расчеты по текущим операциям» 68, субсчет «НДС»
В учете ГП
Отражен НДС, переданный из ОП в ГП 68, субсчет «НДС» 79, субсчет «Расчеты по текущим операциям»

Подразделений много, но кое-что общее есть

Организация, даже при наличии ОП, ведет единый журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также единую книгу покупок и единую книгу продаж. Их можно оформлять так.

ВАРИАНТ 1. Бухгалтерия ОП передает информацию о выставленных и полученных счетах-фактурах в бухгалтерию головного подразделения. А уже бухгалтерия ГП составляет журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж в целом по организации (с учетом данных ОП).

ВАРИАНТ 2. Бухгалтерия ОП составляет по своему подразделению журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж, но только как разделы общего журнала, общих книги покупок и книги продаж. Далее разделы журнала и книг по обособленному подразделению передаются в головное подразделение организации. Бухгалтерия ГП формирует разделы журнала счетов-фактур и книг покупок и продаж по своему подразделению, объединяет с разделами журнала и книг ОП и сшивает их.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Допустимы оба приведенных варианта. При больших оборотах у ОП наиболее предпочтителен второй вариант. Если же у ОП небольшие обороты, то можно вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж по первому варианту.

Главное - закрепить порядок оформления журнала и книг в учетной политике организации для целей налогообложени я” .

Не забудьте закрепить способ нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленным подразделением, в учетной политике, а порядок и сроки передачи в ГП этих счетов-фактур, разделов журнала и книг - в положении о документообороте.

Счет-фактура является основным документом, на основании которых продавцы применяют вычет НДС. Но, к сожалению, иногда счета-фактуры содержат ошибки и недочеты. Какие дефекты могут лишить компанию вычета, а какие - нет, читайте в статье.

Несущественные дефекты

Различные неточности в счетах-фактурах, к сожалению, встречаются достаточно часто. При обнаружении ошибки в счете-фактуре от поставщика или подрядчика бухгалтер задается вопросом: можно ли поставить НДС к вычету по счету-фактуре с ошибкой или же необходимо обратиться к контрагенту и попросить его выписать исправленный документ? Ответ зависит от того, какую именно ошибку допустил контрагент при заполнении счета-фактуры.

В статье 169 НК РФ приведены все реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Тем не менее, не всегда отсутствие или ошибка в указании того или иного реквизита чревата «снятием» вычета НДС. Дело в том, что в пункте 2 статьи 169 НК РФ имеется одно важное правило, о котором, кстати, налоговики при проверке могут «забыть». И не лишним им будет напомнить о нем. Правило гласит: если ошибка в счете-фактуре не мешает налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) а также ставку и сумму НДС, такая ошибка не является препятствием для вычета.

Поэтому, если ваш инспектор, обнаружив в счете-фактуре неточность в написании, например, адреса продавца, укажет на незаконность вычета, то вы имеете все основания утверждать обратное. В помощь вам будет Письмо Минфин в Письме от 02.04.2015 № 03-07-09/18318. Чиновники поясняют, что ошибка в указании адреса, если можно идентифицировать все остальные важные показатели, не является поводом для отказа в вычете. Равно как и указание старого юридического адреса не должно повлечь за собой негативных последствий (Письмо Минфина РФ от 08.08.14 № 03-07-09/39449).

Все прочие ситуации, при которых отказ в вычете НДС незаконен, для удобства мы решили объединить в таблицу.

Описание ситуации

Аргументы в пользу правомерности вычета НДС

Документы (письма чиновников, судебная практика)

Нарушение продавцом пятидневного срока при выставлении счета-фактуры Подпункт 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусматривает, что в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры. Однако ни указанный подпункт, ни какие-либо иные положения статьи 169 НК РФ не устанавливают требование о соблюдении пятидневного срока Письмо межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 08.04.13 № 02-31/3364, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 по делу № А26-9024/2011
Не заполнены графы 2, 2а, 3 и 4 по услугам Если соответствующие данные определить нельзя, то и вносить их в счет-фактуру, составленный по услугам, не нужно. В этом случае следует проставить прочерки Письмо Минфина РФ от 15.10.12 № 03-07-05/42
В «авансовом» счете-фактуре нет ссылки на договор Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, не содержат обязанности указывать реквизиты договора в счете-фактуре Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.03.15 № А19-15281/2014, оставлено без изменения постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.15 № А19-15281/2014
В счете-фактуре имеются дополнительные реквизиты, не предусмотренные статьей 169 НК РФ Налоговый кодекс не запрещает указывать такие дополнительные реквизиты счета-фактуры, как должность работника, подписавшего его Письмо Минфина РФ от 10.04.13 № 03-07-09/11863
Отсутствует (неверно указан) КПП продавца или покупателя КПП не упомянут среди обязательных реквизитов счета-фактуры, перечисленных в пункте 5 статьи 169 НК РФ Постановления ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 по делу № А55-27704/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2013 № А19-19838/2012, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.03.2015 № Ф08-10982/2014
В счете-фактуре не указаны реквизиты платежных поручений Отсутствие номеров платежек не мешает инспекторам идентифицировать продавца Письмо Минфина РФ от 31.10.2012 № 03-07-09/147, Постановления ФАС ПО от 17.02.2014 № А12-3794/2013
В графе 2 счета-фактуры отсутствует код единицы измерения товара Такой счет-фактура не препятствует налоговикам идентифицировать все важные показатели (продавца, покупателя, наименование товаров и т.д.) Письмо ФНС России от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@

Название товара должно быть точным

В начале статьи мы указали ошибки, которые могут лишить вас права на вычет НДС на вполне законных со стороны ИФНС основаниях.

Итак, первая ошибка: ошибка, которая не дает налоговикам возможность идентифицировать наименование товара (работы, услуги, имущественного права). Если в счете-фактуре указано неверное название, то компании грозит «снятие» вычета. Минфин РФ в Письме от 14.08.15 № 03-03-06/1/47252 подтверждает, что в такой ситуации отказ в вычете правомерен.

Кроме того, проверьте, чтобы наименование, указанное в счете-фактуре, совпадало с наименованием, указанным в первичном документе (товарной накладной, акте выполненных работ и т.д.). При различии в формулировках даже суд здесь может не помочь. Например, В Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 № 20АП-4364/11 спор был решен в пользу ИФНС. Судьи рассмотрели ситуацию, когда в счете-фактуре значилась «работа по ремонту гаража», а в акте выполненных работ - «ремонт железной дороги». Арбитры посчитали, что подрядчику следовало надлежащим образом исправить счет-фактуру, иначе право на вычет теряется.

Бывает, что в счете-фактуре конкретное наименование не указывается, а дана только ссылка на договор (например, услуги по договору такому-то). Хотим сразу предупредить, что таких формулировок лучше не допускать. Налоговики на практике часто не принимают подобные счета-фактуры, полагая, что такое оформление не позволяет понять точное название товаров, работ или услуг. Причем даже судебное рассмотрение спора не гарантирует вынесение решения в вашу пользу. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 № 09АП-38028/2012 по делу № А40-80881/12-91-445 для суда имел значение (наряду с другими обстоятельствами) тот факт, что счета-фактуры в графе «наименование товара» не раскрывали видов оказанных услуг, а содержали общую формулировку «услуги по договору». В итоге, спор был решен в пользу инспекции.

Хотя в арбитражной практике можно встретить и решения, вынесенные в пользу компаний (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.12 № 10АП-301/12 и ФАС Московского округа от 24.08.11 № Ф05-8167/11). Один из главных аргументов заключается в следующем: раз реквизиты договора указаны в счете-фактуре, ничто не мешает ревизорам открыть договор и узнать точное наименование.

А если информация о товарах (работах, услугах) приведена в счете-фактуре, но она является неполной? Такой вопрос рассмотрел Минфин РФ в Письме от 10.05.11 № 03-07-09/10. Ведомство пояснило, что если в счете-фактуре указана неполная информация о товаре, но счет-фактура не препятствует налоговым органам идентифицировать вышеуказанную информацию, то такой документ не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Наименование и ИНН продавца и покупателя

Вторая ошибка: отсутствует или неверно указано наименование продавца и (или) покупателя.

Бывает, что при оформлении счета-фактуры компания допустила неточность в наименовании покупателя. Например, заглавные буквы заменены строчными и наоборот либо проставлены лишние символы (тире, запятые). Если другие обязательные реквизиты верны и не препятствуют налоговикам идентифицировать контрагента, то вычет по такому счету-фактуре правомерен (письма Минфина России от 02.05.12 № 03-07-11/130 и от 15.08.12 № 03-07-09/117, постановление ФАС Московского округа от 16.01.06 № КА-А40/13545-05).

Не будет препятствием для вычета НДС и счет-фактура, в котором контрагент ошибочно указал букву «е» вместо «ё» и наоборот. Такие выводы можно сделать, руководствуясь письмом УФНС России по г. Москве от 08.06.11 № 16-15/55909.

А является ли достаточным основанием для «снятия» вычета отсутствие или неверное указание ИНН продавца (либо покупателя)? Практика показывает, что для проверяющих это может явиться поводом для отказа в вычете.

Однако если поставщик ошибся в указании ИНН покупателя, или не указал его номер вовсе, то такая ошибка не мешает налоговикам идентифицировать покупателя, ведь именно его они и проверяют (Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу № А32-11444/2012, ФАС Московского округа от 27.04.2011 № КА-А40/2549-11 по делу № А40-160091/09-142-1315).

То же самое и в случае, если контрагент ошибся в написании своего ИНН, при этом ошибка носит характер описки или опечатки (например, поставлен лишний ноль, или «задвоена» одна цифра). ФАС Центрального округа в Постановлении от 08.04.2013 по делу № А14-7612/2011 отметил, что такая опечатка не мешает идентификации продавца. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.12.2014 № Ф08-9625/2014 по делу № А32-26444/2012 суд посчитал, что описка в написании ИНН не должна препятствовать вычету НДС у налогоплательщика.

В других случаях позиция судов противоречива. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2012 по делу № А42-2345/2010 указание в счете-фактуре неверного ИНН продавца суд не принял в качестве аргумента для «снятия» вычета. Арбитры заметили, что компания не могла знать о недостоверности ИНН. В пользу компаний вынесены также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 № 18АП-15113/2014 по делу № А47-7539/2013. Но имеются и решения с выводами судов о том, что неверное указание ИНН в счете-фактуре лишает покупателя вычета НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2012 № А68-2733/11).

Если «страдает» арифметика

Стоимость товаров, работ или услуг, а также сумма налога должны быть указаны в счете-фактуре в обязательном порядке. И ошибки в этих реквизитах, в том числе арифметические или технические, могут препятствовать идентификации стоимости товара или суммы налога при налоговой проверке. Поэтому такие ошибки могут лишить покупателя вычета НДС на вполне законных основаниях (Письма Минфина РФ от 18.09.14 № 03-07-09/46708, от 30.05.13 № 03-07-09/19826).

В каких случаях можно говорить об арифметической ошибке? В частности, когда количество товаров (работ, услуг), умноженное на цену, не равно стоимости товаров (работ, услуг) без НДС. Другой пример - стоимость без НДС, умноженная на ставку, не равна сумме налога. Причем даже в случае, когда неточность допущена в одной или двух строках, инспекторы аннулируют вычет по всему счету-фактуре.

Однако следует учитывать, что арифметические ошибки могут быть связаны с особенностями бухгалтерской программы поставщика. Например, в споре, рассматриваемом ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.01.12 № А56-17988/2011, программа была настроена таким образом, чтобы при заполнении счета-фактуры общая стоимость всей поставки без НДС делилась на количество, и полученный результат умножался на ставку. Так как стоимость единицы товара была очень мала, подобный алгоритм приводил к возникновению погрешностей при округлении. Судьи посчитали, что небольшие неточности не лишают покупателя права на вычет.

Неверный код валюты

Наименование валюты также является обязательным реквизитом счета-фактуры (пп. 6.1 п. 5, пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Наименование валюты и ее цифровой код согласно Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 указываются в строке 7 счета-фактуры. Так, при выставлении счета-фактуры в российской валюте строку 7 счета-фактуры нужно заполнить следующим образом: «российский рубль, 643».

Минфин РФ в Письме от 11 марта 2012 г. № 03-07-08/68 поясняет, что неверное указание кода валюты или его отсутствие могут препятствовать идентификации стоимости товаров (работ, услуг) и суммы НДС, указанных в этом счете-фактуре. В связи с этим счета-фактуры с такими ошибками, по мнению чиновников, в книге покупок не регистрируются. Поэтому, добавляет ведомство, их нужно исправить в порядке, установленном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Про подпись

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (п. 6 ст. 169 НК РФ). А если в штате нет должности главного бухгалтера?

Очевидно, что не указание в счете-фактуре подписи главного бухгалтера из-за отсутствия такой должности в штатном расписании не мешает налоговикам идентифицировать продавца и покупателя сделки, стоимость товаров, работ, услуг, ставку и сумму налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). Следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера в подобной ситуации не должно являться основанием для отказа в вычете НДС. Аналогичный вывод можно сделать из Письма Минфина России от 02.07.2013 № 03-07-09/25296. Судебная практика подтверждает правомерность вычета НДС по счету-фактуре, в котором отсутствует подпись главбуха, при отсутствии такой должности в штате поставщика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.11 № А19-11133/08, ФАС Московского округа от 20.01.12 № А40-144847/10-98-1227).

Для минимизации налоговых рисков покупатель может попросить продавца внести в счет-фактуру запись об отсутствии у нее должности главного бухгалтера.

Вместо директора и главбуха счет-фактуру может подписывать лицо, уполномоченное на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Обратите внимание, что законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур. Поэтому у налогового органа отсутствует право требования у налогоплательщика-покупателя заверенной копии этих документов продавца. Подобные разъяснения дает ФНС в Письме от 09.08.2010 № ШС-37-3/8664.

И напоследок хотим обратить внимание на то, что во избежание налоговых рисков подпись на счете-фактуре должна быть проставлена собственноручно. То есть не желательно, чтобы поставщик ставил подпись путем использования факсимиле (Письмо Минфина РФ от 01.06.2010 № 03-07-09/33, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.14 № А32-2968/2012, Президиума ВАС от 27.09.2011 № 4134/11). Правда, в судебной практике имеются решения, вынесенные в пользу правомерности вычета НДС на основании счетов-фактур, подписанных факсимиле. Но большая часть споров разрешена в пользу ИФНС.

Организация зарегистрирована в г. Москве, склад находится в Московской области (получатель товара). По месту нахождения склада зарегистрировано обособленное подразделение, собственного расчетного счета у него нет.

Какой КПП (головной организации или обособленного подразделения) должен быть указан в договоре купли-продажи, счете-фактуре, платежном поручении?

ОТВЕТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В договоре в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты головной организации, включая КПП. Учитывая, что поступление товара осуществляется на склад, являющийся обособленным подразделением, в договоре должны быть указаны и реквизиты склада (включая КПП и адрес доставки).

В счете-фактуре, выставляемом покупателю, по нашему мнению, в строке "Покупатель" следует указать КПП головной организации. Реквизиты обособленного подразделения могут быть указаны в качестве дополнительной информации в строке "Грузополучатель и его адрес".

Учитывая, что расчеты с продавцом осуществляются с расчетного счета головной организации, в платежном поручении должен быть указан КПП головной организации.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение - любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, обособленное подразделение не имеет права заключать договоры от своего имени. Ответственность по обязательствам такого подразделения несет юридическое лицо, т.е. головная организация (ст. 56 ГК РФ). Поэтому договор может быть заключен только от имени организации.

Следовательно, в договоре в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты головной организации, включая КПП. Учитывая, что поступление товара осуществляется на склад, являющийся обособленным подразделением, в договоре должны быть указаны и реквизиты склада (включая КПП и адрес доставки).

Указание КПП покупателя в счете-фактуре

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на плательщиков НДС.

Счета-фактуры могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету только при выполнении требований, установленных п. 5, п. 5.1, п. 5.2 и п. 6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).

В силу пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1 и пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера (ИНН) продавца (налогоплательщика) и покупателя.

Форма и состав показателей счета-фактуры установлены Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила).

Приложением N 1 к Правилам предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть отражены:

  • в строке 6 - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6б - идентификационный номер и код причины поставки на учет налогоплательщика-покупателя.

При этом вступившие в силу новые Правила, как и ранее действовавшие, не содержат каких-либо разъяснений по рассматриваемому вопросу, в отличие от порядка заполнения строки 2б "ИНН/КПП продавца", в которой при реализации товаров через обособленное подразделение указывается КПП соответствующего подразделения.

Исходя из разъяснений Минфина России в том случае, когда поставка осуществляется в адрес обособленного подразделения, по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения (письма Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/01, от 08.12.2009 N 03-07-11/310, от 17.09.2009 N 03-07-09/47, от 01.09.2009 N 03-07-09/43, от 22.10.2008 N 03-07-09/33, от 20.04.2007 N 03-07-11/114).

Однако в 2012 году вышло письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, содержащее прямо противоположную позицию, а именно в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" в счете-фактуре указывается КПП головной организации.

Полагаем, что указанная позиция может быть связана с тем, что в силу ст. 11 и ст. 143 НК РФ обособленные подразделения не являются плательщиками НДС. Соответственно, обособленное подразделение само по себе воспользоваться правом на вычет не может, это право есть только у головной организации, так как именно эта организация является плательщиком НДС. Следовательно, именно наименование, место нахождения и ИНН головной организации должны быть указаны в счетах-фактурах, в строках, относящихся к покупателю (6, 6а и 6б) (смотрите также письмо Минфина России от 09.08.2004 N 03-04-11/127).

При этом реквизиты обособленного подразделения могут быть указаны в качестве дополнительной информации в графе 4 "Грузополучатель и его адрес" (письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-07-09/31).

В то же время, учитывая, что указанное письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика, допускаем, что позиция, высказанная специалистами Минфина России, может быть обусловлена лишь некими особенностями, содержащимися в тексте запроса.

В свою очередь, заметим, что указание КПП в счете-фактуре предусмотрено только Правилами, НК РФ такой обязанности не устанавливает. Напомним, что акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено нормой п. 1 ст. 4 НК РФ.

При этом в силу абзаца 3 п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Следовательно, если в счете-фактуре будет указан КПП, "не верный" с точки зрения налогового органа, это не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС.

Для устранения неясностей Ваша организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться в Минфин России за письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах в рассматриваемой ситуации.

Полномочия Минфина России давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах закреплены в п. 1 ст. 34.2 НК РФ.

Письма Минфина России, изданные в соответствии c указанной нормой, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному исполнению, и носят исключительно рекомендательный характер. Поэтому налогоплательщик должен самостоятельно принимать решение, руководствоваться ли ему в конкретной ситуации разъяснениями Минфина России.

Отметим, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Однако, с точки зрения специалистов Минфина России, НК РФ "не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России" (письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138).

Обращаем Ваше внимание, что, основываясь на положениях п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, можно сделать вывод, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Минфина России (в случаях, когда такие разъяснения даны непосредственно налогоплательщику либо адресованы неопределенному кругу лиц) является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Проставление КПП плательщика в платежном поручении

Платежное поручение является одним из видов расчетных документов, применяемых при осуществлении безналичных расчетов (п. 2.3 Положения ЦБР от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение ЦБР).

К обязательным реквизитам платежного поручения относятся наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (пп. "г" п. 2.10 Положения ЦБР).

Код причины постановки на учет получателя средств отражается в поле N 102.

Согласно пп. "м" п. 2.10 Положения ЦБР поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Федеральной налоговой службой, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службой в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

Таким образом, конкретные требования по заполнению КПП установлены только при заполнении платежных поручений на перечисление налоговых и таможенных платежей.

Как должно заполняться поле N 102 в случае перечисления платежей за приобретенный товар, получателем которого является обособленное подразделение, ни в одном нормативном правовом акте не разъясняется. Нет по этому вопросу и каких-либо разъяснений официальных органов.

По нашему мнению, принимая во внимание, что оплата груза осуществляется непосредственно с расчетного счета головной организации, в платежном поручении, должен быть указан КПП головной организации, а не КПП обособленного подразделения.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов
Титова Елена

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос

Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .


В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если товары (работы, услуги) поставляются (выполняются, оказываются) обособленному подразделению покупателя, то поставщик (подрядчик, исполнитель) в строке 6б счета-фактуры должен указать ИНН покупателя и КПП соответствующего обособленного подразделения покупателя.

Обоснование вывода:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ ( , НК РФ).
Требования к оформлению счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, изложены в и НК РФ.
Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным, в и НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет покупателю не предоставляется ( НК РФ).
Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ( НК РФ).
Согласно НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
При этом нормы НК РФ не раскрывают порядка заполнения указанных реквизитов, равно как и не устанавливают каких-либо особенностей их заполнения при отгрузке товаров (оказании услуг, выполнении работ) через обособленное подразделение (обособленным подразделением) организации или при получении товаров (оказании услуг, выполнении работ) на склад обособленного подразделения (обособленному подразделению) организации.
НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы принято и действует Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В указанное Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 внесен ряд изменений, вступивших в силу с 01.10.2017.
В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):
- для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
На основании пп. "д" п. 1 Правил в строке 2б счета-фактуры указывается идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца. В данной норме не говорится, каким образом заполнять ИНН и КПП продавца, если товары (работы, услуги) реализуются через обособленные подразделения организации.
С 01.10.2017 Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 в пп. "д" п. 1 Правил внесены изменения, заключающиеся в добавлении абзаца 6 следующего содержания: "При составлении счета-фактуры экспедитором, застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика, приобретающими у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца (экспедитора, застройщика или заказчика, выполняющего функции застройщика)". То есть новации, внесенные в пп. "д" п. 1 Правил с 01.10.2017, не изменяют порядка указания ИНН и КПП продавца при условии, что реализацию товаров (работ, услуг) налогоплательщик осуществляет через свое обособленное подразделение. Также в пп. "д" п. 1 Правил не говорится об указании в счете-фактуре КПП исходя из данных, указанных в ЕГРЮЛ.
Согласно позиции уполномоченных органов, если организация реализует товары (работы, услуги) через свое обособленное подразделение, то счета-фактуры по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) могут выписываться обособленными подразделениями только от имени организаций. При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным организацией через свое обособленное подразделение, в строке 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего обособленного подразделения ( Минфина России от 18.05.2017 N 03-07-09/30038, от 30.05.2016 N , от 03.06.2014 N , от 04.07.2012 N , от 03.04.2012 N , от 10.02.2012 N , от 26.01.2012 N , от 02.11.2011 N , ФНС России от 16.11.2016 N СД-4-3/21730@, письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@ (размещено на сайте ФНС в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами")).
В силу пп. "л" п. 1 Правил в строке 6б счета-фактуры указывается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя.
В данной норме не сказано, какой КПП указывать продавцу при реализации товаров (работ, услуг) обособленным подразделениям покупателя.
Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 с 01.10.2017 никак не изменило норму пп. "л" п. 1 Правил, в том числе не обязывает продавца указывать КПП покупателя, согласно данным, указанным в ЕГРЮЛ.
В связи с этим в данный момент можно применять разъяснения уполномоченных органов по рассматриваемому вопросу, данные до 01.10.2017.
По мнению специалистов финансового ведомства в случае реализации товаров (работ, услуг) обособленному подразделению покупателя по строке 6б счета-фактуры "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего обособленного подразделения ( Минфина России от 04.05.2016 N 03-07-09/25719, от 26.02.2016 N , от 05.09.2014 N , от 15.05.2012 N , от 13.04.2012 N , от 02.11.2011 N , от 14.01.2010 N ). Аналогичной позиции придерживаются налоговые органы ( УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049391, от 20.03.2008 N ).
При этом специалисты Минфина России считают, что только в случае приобретения непосредственно головной организацией товаров (на ее склад), которые в дальнейшем будут переданы обособленному подразделению, по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" в счете-фактуре указывается КПП головной организации ( Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55, от 26.01.2012 N ).
Таким образом, если товары (работы, услуги) поставляются (выполняются, оказываются) обособленному подразделению покупателя, то поставщик (подрядчик, исполнитель) в строке 6б счета-фактуры должен указать ИНН покупателя и КПП соответствующего обособленного подразделения покупателя.
При этом заметим, что НК РФ прямо не определяет КПП продавца (покупателя) в качестве обязательного реквизита счета-фактуры. Необходимость его указания в счетах-фактурах установлена Правилами.
В то же время акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и НК РФ в частности, что прямо установлено НК РФ.
Поэтому если рассматривать возможное неверное указание КПП как ошибку в счете-фактуре, то она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, что не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (смотрите, например, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 N 17АП-1211/12, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 N 11АП-16278/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2017 N 15АП-4606/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека