Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом.

>> Урок 19. Измерения и дроби

Человеку нужны измерения на каждом шагу. Без измерений он не смог бы сшить одежду, построить дом, запустить космический корабль. Человек научился измерять многие величины, например длину, плош;адь, объем, массу, время, температуру.

Чтобы измерить величину, надо узнать, сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения. Однако не всегда мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз. Например, мерка е содержится в отрезке АВ больше 5, но меньше 6 раз:

Площадь фигуры на рисунке больше 4, но меньше 5 квадратных единиц:

5 яблок разделили поровну между тремя детьми. Каждому досталось по одному яблоку и еще по некоторой части яблока:

1 < n < 2

Во всех подобных случаях натуральные числа позволяют указать лишь приближенное значение величины. Чтобы найти ее точное значение, надо научиться выражать числами части единиц счета или измерения (яблока, отрезка, квадрата и т. д.). Такие числа называют дробями .

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать вопрос с помощью ключа;
  • найти ответ на вопрос в ходе исследования;
  • получить представление о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения;
  • работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.

Материалы: ключ «как?», бумажные вопросы, рабочие листы, модели фигур (прямоугольник, круг); для каждой группы 4 круга, ножницы; карточка с определением понятия «дроби», модели фигур на этап «Применение», карточки с записанными на них дробями.

Ход урока

I . Обзор.

Вспомните тему, над которой мы работали на уроке математики. (Величины. Оценка площади.)

Что такое величина? (Это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.)

Сегодня на уроке мы узнаем ещё что – то новое.

Практическая работа.

У вас на столах фигуры. Возьмите прямоугольник. Разделите его на 2 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики находят выход: разделить перегибанием.)

На сколько частей разделили прямоугольник? (На 2 части)

Заштрихуйте 1 часть.

Сколько частей не раскрашено?

Возьмите круг. Разделите его на 4 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики действуют так же).

Сколько получилось частей? (4 части)

Закрасьте 1 часть. Какая это часть круга? (четвертая)

Сколько частей не раскрашено? (3 части)

II . Мотивация.

Один ученик, которого звали Петя, решал задачу. Но затруднился в её решении.

Давайте ему поможем.

Задача. Разделите поровну 4 яблока между тремя детьми.

У вас на столах предметные модели. (круги вместо яблок)

С помощью ножниц попробуйте 4 круга разделить поровну. (Ученики работают в группах).

Вывод: каждый ребенок получит 1 целое яблоко и третью часть.

Как Пете записать числом ответ этой задачи?

В чем трудность? Умеем мы записывать часть числом? (Нет)

С помощью ключа «как?» сформулируйте вопрос урока.

(Вопрос урока записывается на бумажном вопросе и вывешивается на доску).

III . Исследование.

Чтобы ответить на вопрос, поработаем в группах.

Прочитайте план на доске.

1. Работа по плану.

  1. Выделите на отрезке маркером указанную часть.
  2. Напишите свой способ обозначения этой части с помощью числа.

2. Работа в группах.

В группы выдаются рабочие листы с заданием.

IV . Обмен информацией.

1. Каждая группа отчитывается по предложенному плану. Дети предлагают свой способ обозначения части, с помощью числа. (Обращается внимание на правильную запись) Учитель обобщает все ответы.

Что объединяет все предложенные задания? (Отрезок надо было разделить на части и выделить одну такую часть).

2. Формулирование вывода.

Вывод : в математике существуют числа, выражающие части единиц счета (измерения). Они называются – дроби .

(Число под чертой показывает на сколько равных частей разделен отрезок.

Число над чертой показывает, сколько таких частей взяли.)

Как правильно записать выделенные части? ()

Учитель возвращается к задаче с этапа «Мотивация».

Как же Пете записать ответ задачи? (Одно целое яблоко и одна третья часть яблока – это ).

V . Применение.

Детям предлагаются различные модели фигур, которые разделены на части.

Определите, какая часть закрашена.

Как записать числом?

VI . Рефлексия.

Удалось ли нам ответить на вопрос урока?

Что такое дроби? (Это числа, выражающие части единиц счета или измерения).

Измерения и дроби. Математика 4 класс

5. Раздели прямоугольники на 3 равные части разными способами. Раскрась на каждом из них третью часть цветным карандашом. Равны ли эти части по площади? Докажи.

6. Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом и придумай свой способ обозначения этих частей с помощью чисел.

7. Реши уравнения:

32 x - 59 = 453 у: 23 + 312 = 390 7035: (120 - z) = 67

8. В школьном саду на клумбах посадили 900 цветов, причем 630 из них были тюльпаны, а остальные розы. На клумбы с тюльпанами посадили по 35 цветов на каждую клумбу, а на клумбы с розами - по 30 цветов. Сколько всего получилось клумб?

9. а) 306 24: 72 - (35 280: 7 - 63 80): 97;

б) (2005 8 - 704 21 + 6400: 800): (702 860 - 603 704).

10. Литературная викторина “В мире животных”.

а) Расшифруй, как звали красивого и мужественного черного лиса из рассказа Э. Сетона-Томпсона?

б) Кто из писателей рассказал историю о лисичкином хлебе? Проверь свой ответ, расположив ответы примеров в порядке убывания и сопоставив их с соответствующими буквами. Какие еще рассказы этого писателя ты знаешь?

11. Сколько минут в одном часе? Сколько секунд в одной минуте? Вырази: а) в часах и минутах: 142 мин, 256 мин, 1032 мин; б) в минутах и секундах: 68 с, 608 с, 6008 с.

12*. Перед мастером 5 звеньев цепи. Их надо соединить в одну цепь, не употребляя дополнительных колец. Какое наименьшее число колец надо мастеру для этого расковать, а потом опять заковать?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека