Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом.
>> Урок 19. Измерения и дроби
Человеку нужны измерения на каждом шагу. Без измерений он не смог бы сшить одежду, построить дом, запустить космический корабль. Человек научился измерять многие величины, например длину, плош;адь, объем, массу, время, температуру.
Чтобы измерить величину, надо узнать, сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения. Однако не всегда мерка укладывается в измеряемой величине целое число раз. Например, мерка е содержится в отрезке АВ больше 5, но меньше 6 раз:
Площадь фигуры на рисунке больше 4, но меньше 5 квадратных единиц:
5 яблок разделили поровну между тремя детьми. Каждому досталось по одному яблоку и еще по некоторой части яблока:
1 < n < 2
Во всех подобных случаях натуральные числа позволяют указать лишь приближенное значение величины. Чтобы найти ее точное значение, надо научиться выражать числами части единиц счета или измерения (яблока, отрезка, квадрата и т. д.). Такие числа называют дробями .
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЦели урока. В ходе урока учащиеся смогут:
- сформулировать вопрос с помощью ключа;
- найти ответ на вопрос в ходе исследования;
- получить представление о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения;
- работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.
Материалы: ключ «как?», бумажные вопросы, рабочие листы, модели фигур (прямоугольник, круг); для каждой группы 4 круга, ножницы; карточка с определением понятия «дроби», модели фигур на этап «Применение», карточки с записанными на них дробями.
Ход урока
I . Обзор.
Вспомните тему, над которой мы работали на уроке математики. (Величины. Оценка площади.)
Что такое величина? (Это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом.)
Сегодня на уроке мы узнаем ещё что – то новое.
Практическая работа.
У вас на столах фигуры. Возьмите прямоугольник. Разделите его на 2 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики находят выход: разделить перегибанием.)
На сколько частей разделили прямоугольник? (На 2 части)
Заштрихуйте 1 часть.
Сколько частей не раскрашено?
Возьмите круг. Разделите его на 4 части, не пользуясь линейкой и карандашом. (Ученики действуют так же).
Сколько получилось частей? (4 части)
Закрасьте 1 часть. Какая это часть круга? (четвертая)
Сколько частей не раскрашено? (3 части)
II . Мотивация.
Один ученик, которого звали Петя, решал задачу. Но затруднился в её решении.
Давайте ему поможем.
Задача. Разделите поровну 4 яблока между тремя детьми.
У вас на столах предметные модели. (круги вместо яблок)
С помощью ножниц попробуйте 4 круга разделить поровну. (Ученики работают в группах).
Вывод: каждый ребенок получит 1 целое яблоко и третью часть.
Как Пете записать числом ответ этой задачи?
В чем трудность? Умеем мы записывать часть числом? (Нет)
С помощью ключа «как?» сформулируйте вопрос урока.
(Вопрос урока записывается на бумажном вопросе и вывешивается на доску).
III . Исследование.
Чтобы ответить на вопрос, поработаем в группах.
Прочитайте план на доске.
1. Работа по плану.
- Выделите на отрезке маркером указанную часть.
- Напишите свой способ обозначения этой части с помощью числа.
2. Работа в группах.
В группы выдаются рабочие листы с заданием.
IV . Обмен информацией.
1. Каждая группа отчитывается по предложенному плану. Дети предлагают свой способ обозначения части, с помощью числа. (Обращается внимание на правильную запись) Учитель обобщает все ответы.
Что объединяет все предложенные задания? (Отрезок надо было разделить на части и выделить одну такую часть).
2. Формулирование вывода.
Вывод : в математике существуют числа, выражающие части единиц счета (измерения). Они называются – дроби .
(Число под чертой показывает на сколько равных частей разделен отрезок.
Число над чертой показывает, сколько таких частей взяли.)
Как правильно записать выделенные части? ()
Учитель возвращается к задаче с этапа «Мотивация».
Как же Пете записать ответ задачи? (Одно целое яблоко и одна третья часть яблока – это ).
V . Применение.
Детям предлагаются различные модели фигур, которые разделены на части.
Определите, какая часть закрашена.
Как записать числом?
VI . Рефлексия.
Удалось ли нам ответить на вопрос урока?
Что такое дроби? (Это числа, выражающие части единиц счета или измерения).
Измерения и дроби. Математика 4 класс
5. Раздели прямоугольники на 3 равные части разными способами. Раскрась на каждом из них третью часть цветным карандашом. Равны ли эти части по площади? Докажи.
6. Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом и придумай свой способ обозначения этих частей с помощью чисел.
7. Реши уравнения:
32 x - 59 = 453 у: 23 + 312 = 390 7035: (120 - z) = 67
8. В школьном саду на клумбах посадили 900 цветов, причем 630 из них были тюльпаны, а остальные розы. На клумбы с тюльпанами посадили по 35 цветов на каждую клумбу, а на клумбы с розами - по 30 цветов. Сколько всего получилось клумб?
9. а) 306 24: 72 - (35 280: 7 - 63 80): 97;
б) (2005 8 - 704 21 + 6400: 800): (702 860 - 603 704).
10. Литературная викторина “В мире животных”.
а) Расшифруй, как звали красивого и мужественного черного лиса из рассказа Э. Сетона-Томпсона?
б) Кто из писателей рассказал историю о лисичкином хлебе? Проверь свой ответ, расположив ответы примеров в порядке убывания и сопоставив их с соответствующими буквами. Какие еще рассказы этого писателя ты знаешь?
11. Сколько минут в одном часе? Сколько секунд в одной минуте? Вырази: а) в часах и минутах: 142 мин, 256 мин, 1032 мин; б) в минутах и секундах: 68 с, 608 с, 6008 с.
12*. Перед мастером 5 звеньев цепи. Их надо соединить в одну цепь, не употребляя дополнительных колец. Какое наименьшее число колец надо мастеру для этого расковать, а потом опять заковать?