Охарактеризуйте нынешнюю численность населения. Воспроизводство населения

Демография - наука о народонаселении . Население мира - это совокупность людей, проживающих на Земле. В настоящее время численность населения земного шара превышает 7 млрд человек.

Численность населения непрерывно растет. За последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Во времена Колумба население составляло всего 500 млн человек. В настоящее время примерно каждые 24 секунды рождается один ребенок и каждые 56 секунд один человек умирает.

Изучением народонаселения занимается демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, а также о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграций. Демография, наряду с географией населения, изучает численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают непрерывное возобновление людских поколений в результате процессов рождаемости и смертности. Географические особенности естественного движения населения проявляются в неодинаковых темпах роста численности населения в различных регионах и странах.

Современные демографические тенденции выражаются в быстром росте численности населения мира в целом. В то же время сейчас происходит замедление темпов роста численности населения. Особенно быстрый рост населения отмечался во второй половине ХХ в., когда его численность увеличилась с 2,5 млрд в 1950 г. до 6 млрд к 2000 г. (рис. 27). Произошел демографический взрыв - бурный ускоренный рост численности населения за относительно короткий период времени, особенно во второй половине XX столетия. Это происходило в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Так, за последние 1000 лет численность населения на Земле увеличилась в 20 раз. Ученые предполагают, что темпы роста населения замедляются и к 2050 г. население увеличится всего до 9,5 млрд человек.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население Германии сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является низкая рождаемость.

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В развитых странах Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в Беларуси государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

Прогнозируемая продолжительность жизни населения мира составляет 72 года для женщин и 68 лет для мужчин. Лидерами являются Япония, и Франция, где продолжительность жизни более 80 лет. В Беларуси она составляет 72 года, в странах Африки (Замбия, Ангола, Свазиленд) - 45-50 лет.

С продолжительностью жизни тесно связана возрастная структура населения, влияющая на уровень развития хозяйства. Население среднего возраста самое трудоспособное, на него ложится ответственность за материальное обеспечение страны, за обеспечение людей пожилого возраста всеми необходимыми благами жизни. (Как решается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами в странах Европейского союза?) Численность населения пожилого возраста за последние 50 лет возросла более чем в два раза. Различия в качестве жизни населения усугубляют нестабильность взаимоотношений между странами и внутри их.

Значительная часть населения стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, стран Центральной Америки страдает от голода и недоедания. На территориях, где людям постоянно не хватает продуктов питания, проживает 2/3 населения мира. Отсюда высокий уровень детской смертности, низкая продолжительность жизни.

Различия в качестве жизни населения в разных регионах Земли сегодня являются одной из причин миграции населения. Перемещение людей из одной страны в другую, часто большими группами и на большие расстояния, происходит по экономическим, религиозным, национальным причинам, а также в результате войн, стихийных и экологических катастроф. В поисках работы люди переселяются в основном из развивающихся стран в развитые страны Европы, Северной Америки (трудовые миграции). В экономически развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и др., миграция существенно восполняет численность трудоспособного населения.

В последнее время отмечается рост нелегальной миграции в страны с более благоприятными социально-экономическими условиями, возрастание вынужденной миграции из-за вооруженных конфликтов и обострения межнациональных отношений, выезд лиц с высоким уровнем образования в США, Францию, Швецию.

Основные современные миграционные потоки направлены из стран Северной Африки, Восточной Европы в Западную Европу, из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии - в США, из стран Центральной Азии - в Россию.

Основные современные демографические тенденции - это ускоренный рост численности населения мира за счет менее развитых стран; различия в качестве жизни населения между развитыми и развивающимися странами; приток иммигрантов в развитые страны. Сущность современных демографических проблем заключается в территориальной диспропорции динамики роста населения между высокоразвитыми и развивающимися странами мира.

Здравствуйте читатели! Мы сейчас живем в том мире, где численность населения только растет, но представьте только на секундочку, что такое количество человек было не всегда. Об этом росте я и хочу Вам рассказать.

Динамика численности населения мира постоянно растет; только в отдельные, в сравнении, короткие исторические периоды, вследствие эпидемий, стихийных бедствий, воин она временно понижалась (например, от эпидемии чумы в XIV ст. погибло около 15 млн. человек; от голода в XIX ст. – 25 млн. человек в Индии и почти, сколько же – в Китае; от «испанки» после Первой мировой войны (1914 – 1918) в погибло около 20 млн. человек; 60 млн. человек погибло в двух мировых войнах, и еще более значимыми были непрямые потери человечества от увеличения смертности и снижения рождаемости).

На протяжении тысячелетий население увеличивалось чрезвычайно медленно, это можно объяснить плохим развитием производства и очень большой зависимостью человека от матушки природы на ранних этапах истории.

Естественная среда ограничивала увеличение численности первобытных людей, основу жизни которых составляли охота, рыбалка и собирательство. До конца палеолита, по приблизительным оценкам, человек освоил меньше 1/3 современной ойкумены (приблизительно 40 млн. км 2), а средняя вряд ли превышала 8 – 10 человек на 100 км 2 .

Многие исследователи сходятся на точке зрения, что до конца эпохи палеолита (приблизительно 15 тыс. лет до н. э.), количество населения достигло приблизительно 3 млн. человек, а до конца неолита (2 тыс. лет до н. э.), население составляло приблизительно 50 млн. человек. 230 млн. человек было на Земле уже в начале нашей эры, до конца I тыс. н. э. – 275 млн. человек, а до 1500 года увеличилась до 425 млн.

Начиная с XVII ст. темпы прироста населения мира видимо увеличилось. Быстрый подъем сельского хозяйства, увеличение промышленности, успехи медицины в многих западноевропейских странах (XVI – XVIII ст.) сказались на численности населения.

Очень быстро ускорился рост населения со второй половины XVIII ст. В это время произошел первый (из статистически зафиксированных) и чрезвычайно сильный прыжок увеличения населения в отдельных странах Западной Европы. С 1500 по 1900 гг. население мира увеличилось почти в 4 раза.

Для второй половины XIX ст. характерно особенно быстрое ускорение темпов прироста населения, это объясняется понижением смертности, особенно детской.

На протяжении истории, динамика численности населения мира постоянно увеличивается, и об этом свидетельствуют такие данные. В 25 раз количество населения увеличилось только за последнее тысячелетие, для первого удвоения населения понадобилось почти 600 лет, для второго – почти 250 лет, для третьего меньше 100 лет, для последнего – чуть больше 40 лет.

Количество 1 млрд. человек население достигло приблизительно в 1820 г., 2 млрд. – достигло через 107 лет (в 1927 г.), 3 млрд. – достигло 53 года назад (в 1959 г.), 4 млрд. – достигло через 15 лет (в 1974 г.), 5 млрд. – достигло через 13 лет (в 1987 г.).

В конце 2011 года родился 7 – ми миллиардный житель планеты. На данный момент на Земле проживает более 7 млрд. человек.

Вследствие неравномерного прироста населения доля отдельных регионов в общей численности населения мира в XIX – XX ст. сильно изменилась. Темпы прироста населения резко ускорились со средины XX ст. На 116,8% увеличилась численность населения в период с 1959 по 1992 гг...

Среднегодовой прирост в 1950 – 1960 гг. становил 53,3 млн. человек, в 1960 – 1970 гг. – 66,7 млн., в 1970 – 1980 гг. – 70,3 млн., в 1980 – 1990 гг. – 86,4 млн., в 1991 – 1992 гг. – 92,2 млн. Это ускорение темпов увеличения населения отличается от всех предыдущих.

В этот период очень значительно изменилась рождаемость. Через естественный прирост численность населения многих стран и даже регионов (Африка) с 1950 по 1992 гг. больше чем утроилась.

Развивающиеся страны.

И в развивающихся странах выросла продолжительность жизни, но остается ниже, чем в странах с развитой экономикой: в – 53 года, в – 61 год, в Латинской Америке – 67 лет.

В развивающихся странных, где сосредоточено около 77% мирового населения, снижение смертности к началу 1990-х гг. было главным образом вызвано достижениями в области здравоохранения, а не социальными и экономическими переменами.

Рождаемость остается высокой, особенно в сельской местности. Например, смертность в Кении в период с 1965 по 1969 гг. снизилась вдвое, а в начале 1980-х гг. рост населения в среднем составлял 3,8% в год. Соответственно, население Кении удвоилось менее чем за 20 лет.

В развивающихся странах доля населения младше 15 лет составляет около 37% и только 4% старше 65 лет. Для сравнения в развитых странах младше 15 лет население составляет 22%, а старше 65 – 11%.

В результате этого в развивающихся странах проживает большое количество детей, чей вклад в экономику минимален, а необходимые средства для их образования и здравоохранения значительны.

А развитые страны должны помнить о постоянно увеличивающейся численность пенсионеров.

В наше время на Земле насчитывается более чем 2 тыс. народов. Географическое распределение народонаселения неравномерное: по оценкам экспертов, на 7% суши проживает 70% человечества.

Прогнозы.

В развитых странах с низким показателем роста населения большинство семейных пар имеют не более двух детей. Численность населения в некоторых странах сокращается. Например, в Германии на протяжении 1980-х гг. население снижалось на 0,1% в год.

Использование противозачаточных средств поощряют многие развивающиеся страны. В 14 крупнейших развивающихся странах, включая Индию и Китай, уровень воспроизводства, измеряемый количеством детей на 1 женщину, в 1970 – 80-х гг. снизился почти на две трети.

В 1980-х гг. в Китае прирост удалось снизить до 1,3%, но так и не была достигнута поставленная задача. Большинство китайских пар хотят иметь сына, который бы поддерживал их в старости.

В течение нескольких следующих десятилетий общей тенденцией остается быстрое увеличение мирового населения, несмотря на падение рождаемости. Количество живущих на Земле людей по прогнозам Фонда народонаселения ООН должно было превысить 6,2 млрд. к 2000 г., а к 2025 г. – 8,5 млрд.

Затем темпы должны замедлиться, и предполагается, что к 2120 году мировое население составит 11,6 млрд. человек. Если же окажутся неэффективными сегодняшние усилия по снижению рождаемости, цифра может достигнуть 14 млрд.

Очевидно, 95% роста придется на бедные страны Азии, Латинской Америки и Африки, которые такое количество людей прокормить не в состоянии. Для того чтобы стабилизировать рождаемость, уровень воспроизводства, в 1990 г. составлявший в развивающихся странах 4 новорожденных на 1 женщину, должен снизится до 2.

Пропагандирование использования противозачаточных средств не достаточно для этого. Необходимо осуществлять экономические и социальные реформы, повышающие уровень жизни людей.

Таким образом, мы выяснили, что население всегда растет, и причем, чем дальше — тем быстрее... Я имею ввиду, что наша планета быстрее наполняется новыми людьми, чем в прошлом (особенно на ее начальном этапе развития). И это происходит не смотря на то, что прирост населения сократился почти в два раза...

И конечно же, в этом вопросе, как и во многих других, есть множество мнений, рассуждений, множество прогнозов, включая перенаселение; но если население Земли больше замедлит свой рост, я думаю за счет развивающихся стран, ведь за счет развитых стран рост и так снизился, то для всех это будет только на пользу...

Состояние и развитие общества в значительной степени определяются численностью и составом населения. Население характеризуется и как элемент производительных сил, и как носитель производственных отношений. Ему присуще и самовоспроизводство.

Население – это естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории – в селе, городе, районе, регионе, стране.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой – не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Население – это все люди независимо от их характеристик, т. е. это самое широкое понятие для обозначения человеческих ресурсов. Нередко в этом же смысле в социально-экономической литературе используется понятие «народонаселение».

Вместе с тем население – это тот источник, тот «материал», из которого получаются все другие группирования людей (например, те, что в экономике труда обозначаются экономически активным населением, трудовыми ресурсами). Поэтому изучение численности, состава и динамики населения (это предмет исследования науки демографии) чрезвычайно важно и для экономики труда. Экономисты рассматривают население как источник ресурсов для труда, как носителя определенных экономических отношений и, что очень важно, как потребителя, который формирует спрос.

Численность населения Украины постоянно сокращается (приблизительно на 0,4 млн ежегодно, начиная с 1994 г.). Это сокращение вызвано, с одной стороны, уменьшением численности родившихся и увеличением количества умерших (ежегодное естественное уменьшение населения превышает в последние годы 300 тыс. чел., а с другой – отрицательным сальдо внешней миграции (почти 100 тыс. чел. ежегодно). Эти две причины обусловили сильное уменьшение численности населения Украины за последнее десятилетие. Тревожный показатель в динамике населения – увеличение количества людей пенсионного возраста и соответственного уменьшения части молодых, что показывает процессы старения населения и уменьшает источник ресурсов для работы.


Миграционные, социальные и экономические движения населения взаимозависимы и взаимосвязаны. В совокупности они определяют численность и качественные характеристики населения.

В естественном движении населения различают типы его воспроизводства : традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный).

Традиционный тип воспроизводства характеризуется высокой нерегулированной рождаемостью и высокой смертностью (по причине неразвитости медицины, низкого уровня жизни, войн, эпидемий). В результате взаимодействия этих факторов общие темпы роста численности населения невысокие, в структуре преобладает доля молодых людей. Этот тип характерный для ранних этапов развития человеческого общества.

Современный тип воспроизводства обусловлен социально-экономическим развитием, ростом уровня жизни, достижениями медицины, эмансипацией и привлечением в экономическую деятельность женщин, другими причинами, в результате которых резко уменьшился уровень рождаемости, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни, снизился уровень смертности, выросла численность людей старшего возраста в структуре населения.

Различают три режима воспроизводства населения: расширенное, простое, суженное.

Расширенное воспроизводство характеризуется преобладанием рождаемости над смертностью (и в абсолютных показателях, и в расчете на 1000 чел.) и, соответственно, естественным приростом населения.

Простое воспроизводство означает постоянное количество населения в результате приблизительно одинаковой рождаемости и смертности.

Суженное воспроизводство , или депопуляция, характерно для стран, в которых показатели смертности превышают показатели рождаемости, в результате чего происходит абсолютное уменьшение количества населения, что мы и наблюдаем сейчас в Украине.

Особенности исторического развития Украины сильно повлияли на динамику численности всего населения, и в частности трудовых ресурсов. В XX веке жизнь всех поколений и практически каждого человека была встревожена и ухудшена тяжелыми драматическими событиями (Первая и Вторая мировая и гражданская войны, индустриализация, коллективизация, голодоморы, массовые репрессии, участие в военных конфликтах (в частности, в Афганистане), Чернобыльская трагедия, глубокий кризис 90-х годов). В результате не только погибали или становились инвалидами тысячи и даже миллионы молодых здоровых людей, но и резко уменьшалась рождаемость, деформировалась половозрастная структура населения. Поэтому воспроизводство населения и трудовых ресурсов для работы в Украине происходило и происходит не равномерно, а «волнообразно»: определенные подъемы изменяются глубокими падениями.

Воспроизводство трудовых ресурсов – это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Поскольку трудовые ресурсы – часть населения, то и воспроизводство трудовых ресурсов отображает состояние и характер воспроизводства населения как части целого. Динамика численности всего население определяет динамику численности экономически активного населения, но эта зависимость непроста. То есть увеличение (уменьшение) численности населения приводит к увеличению (уменьшению) численности трудоактивного населения лишь при других одинаковых условиях, а в реальной жизни, под действием разнообразных причин, эти изменения происходят не одновременно и не в одинаковом масштабе.

Например, рождение детей увеличивает количество населения сразу, а количество трудовых ресурсов – лишь через 15–20 лет, и то при условии, что эти люди станут экономически активными. Смертность нетрудоспособных людей уменьшает количество населения, но не изменяет ресурсы для труда. При неизменном количестве населения трудовые ресурсы могут значительно увеличиваться (уменьшаться) за счет роста (спада) трудовой активности населения, например вследствие изменения уровня жизни.

В воспроизводстве трудовых ресурсов, как и в воспроизводстве всего населения, различают виды движения, типы и режимы .

Естественное, миграционное и экономическое движение населения влияют на количественные характеристики трудовых ресурсов, социальное – на качественные. Каждый вид движения обуславливается действием многочисленных разнообразных причин, а их взаимодействие и взаимозависимость определяют количество экономически активного населения, которое является фундаментальным показателем для любого общества или государства. Поэтому важно проанализировать влияние на динамику экономически активного (трудоактивного) населения любого из этих факторов в отдельности.

Типы воспроизводства трудовых ресурсов сравнительно с типами воспроизводства населения имеют разное смысловое значение. Экстенсивный тип воспроизводства связан с изменением качества человеческих ресурсов: возрастанием образовательного уровня, квалификации, улучшением здоровья, умственных способностей и т. п., что означает наращивание трудового потенциала.

Таким образом, воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т. п.

Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные параметры, необходимые для анализа и оценки демографических процессов, выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения .

Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.

Численность и состав населения во всех странах мира определяются с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 2001 г. Ее основные данные опубликованы и стали базой для получения демографических данных в последующий период. Переписи дают наиболее точные данные о численности населения.

Весьма важным является прогнозирование численности населения. Прогнозные расчеты позволяют выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране, определить численность трудовых ресурсов, изменение их образовательного и профессионально-квалификационного уровня, проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс.

По классификации Международной организации труда (МОТ) население старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в Украине – 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безработные и вне рабочей силы. Занятые и безработные составляют рабочую силу или население, активное в данный период. Лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представляет население, которое в данный момент экономически неактивно.

Разделение по методике МОТ

Подробное решение тема Тема 3 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника.

Население Земли к 2010 г увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.

Задание 2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Задание 3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».

Первый тип воспроизведение характерен для стран Европы, Северной Америки, СНГ, Китая, Австралии и Океании, стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, Таиланд), некоторых стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай). Однако это группа неоднородна по показателю прироста, так стран Европы и СНГ характере практически нулевой или близкий к нему прирост населения, в то время как для стран Северной Америки (США и Канада) прирост составляет от 3 до 6 чел. на 1000 жителей, или 3-6%о. В таких странах (например, США, Австралия, Канада) обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Второй тип воспроизведение характерен для стран Африки, большинства стран Латинской Америки, Азии.

Задание 4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что население Земли в целом за указанный период (с 1950 по 2010 гг) увеличилось в 2,7 раза. Однако темпы прироста населения в разных регионах мира отличаются. Самые быстрые темпы характерны для Африки (население к 2010 г увеличилось в 4,6 раз), затем идет Латинская Америка (в 3,5 раза) и Зарубежная Азия (в 2,9 раз). Средними темпами прироста отличается Северная Америка и Австралия с Океанией (в 2 раза). Наименьшие темпы характерны для стран СНГ и Европы (в 1,5 раз и в 1,3 раз соответственно).

Задание 5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Демографический переход включает в себя 4 этапа:

Для 1 этапа характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост (ныне он уже почти не встречается);

2-ой этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости (характерен для Бутана);

При 3-ем этапе наблюдаются низкие показатели смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения), снижение рождаемости тоже снижается, но обычно она всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения (Турция);

На 4-ом этапе показатели рождаемости и смертности совпадают (страны Европы).

Задание 6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.

Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке, что объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше. Также на это влияет ряд других факторов: уровень жизни, наличие войн в истории страны/региона и пр. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Касательно половой структуры населения в мировом масштабе, то оно примерно одинаково (100 женщин к 101 мужчине).

Задание 7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Для стран с преобладанием первого типа воспроизводства населения характерно либо одинаковое количество населения детского (0-14 лет) и пожилого (старше 60 лет) возраста, либо незначительное преобладание детей (для Европы 16% детей и 17% людей пожилого возраста). В то время как в странах со вторым типом воспроизводства населения количество детей в общей структуре населения в несколько раз превышает население пожилого возраста (для Азии 28% детей и 6% людей пожилого возраста, Африка 42% и 3% соответственно).

Задание 8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Для стран с первым типом воспроизведения населения характерно примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в возрастно-половой структуре, что объясняется высоким уровнем жизни и медицины. В странах со вторым типом воспроизведения наблюдается преобладание мужчин в возрастных группах от рождения до 30 лет, что объясняется социальным положением женщины в обществе (принижение, ранние браки, предпочтение рождения детей мужского пола в связи с религией и пр.). Затем количество женщин и мужчин в возрастной структуре выравнивается, что можно объяснить повышенной смертностью мужчин в связи с тяжелым физическим трудом и не очень высоким уровнем медицинского обслуживания.

Задание 9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

По результатам переписи населения 2010 г общая численность населения 142 856 536 чел. Данные взяты с http://www.gks.ru

Задание 10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Самая распространённая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел., принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Задание 11. Объясните:

11.1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

Индия, Пакистан, Бангладеш долгое время были колониями Великобритании, в связи с чем там распространен английский язык. А так как Великобритания обладала обширными колониальными владениями и вела торговлю по всему миру, то английский язык стал одним из основных языков для международного общения. США, Канада, Австралия и Новая Зеландия - страны, которые были основаны переселенцами из Старого Света, в том числе и из Великобритании.

11.2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Так как с 16 века Испания стала проводить активную политику по завоеванию новых земель в Новом Свете (Латинская Америка), которые затем были колониальными владениями Испании на протяжении нескольких веков.

11.3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Распространение арабского языка в Северной Африке связано с завоеванием этих территорий и включением их в состав арабского государства Халифат (основано в начале 7 века на территории Саудовской Аравии) и распространением ислама как основной религии данного государства.

Задание 12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Наиболее распространёнными религиями является христианство (католицизм, протестантизм и православие), ислам и буддизм. В Старом и Новом свете преобладает католицизм и протестантизм), также данные ветви христианства распространены в Австралии и Африке, что связано с колониальным прошлым этих регионов. На территории стран СНГ распространено православие. Ислам широко распространен на территории Северной и Центральной Африки, а также Юго-Западной и Центральной Азии. Приверженцы иудаизма главным образом проживают на территории Индии и соседних с ней стран. Также в число наиболее распространённых религий входит буддизм (Китай, восток России).

Задание 13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наибольшая плотность населения характерна для Европы, Южной Азии (Индия, Бангладеш), Юго-Восточной Азии. На плотность населения влияют природные и исторические факторы. Люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории: низменности и равнины, расположенные на высоте до 500 м над уровнем моря, регионы с теплым, благоприятным климатом. Также на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Задание 14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел./км2): 1) менее 10; 2) от 10 до 100; 3) от 101 до 200; 4) от 201 до 500; 5) свыше 500.

Задание 15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Плотность населения в стране никак не связана с уровнем ее социально-экономического развития, так среди стран с максимальной плотностью (>500) есть как развитые страны (Сингапур, Монако), так и развивающиеся (Бангладеш).

Задание 16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 17. Используя рис. 14 и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Наибольшее число крупных городов (более 5 млн чел) расположены в Северной и Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), которые представляют собой наиболее густозаселенные регионы мира. Можно выделить тенденцию по формированию таких агломераций (более 5 млн) в Африке (Лагос).

Задание 18. С помощью интернет-сайта googl-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.

Проанализировав спутниковые снимки крупнейших агломераций мира можно сделать вывод, что зачастую ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Задание 19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.

Наиболее урбанизированные страны характерны для Северной и Латинской Америки, Европы, СНГ, Австралии и Юго-Западной Азии. Средне- и слабоурбанизированные страны характерны для Африки и Азии. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран: 1 - быстрые темпы роста городского населения (особенно в менее развитых странах), 2 - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, 3 - «расползание» городов, расширение их территории.

Задание 20. Используя данные табл. 4, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.

Вывод: За вторую половину 20 века население Земли увеличилось с 750 млн чел до 3,7 млрд чел. Особенно быстрыми темпами выросло население Азии, Африки и Латинской Америки.

Задание 21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2010 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».

Задание 22. Работа в тетради.

22.1. На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».

22.2. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:

а) Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой?

Ответ: Снижение смертности наблюдается за счет повышение уровня медицины в развивающихся странах и постепенного улучшения уровня жизни.

б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику?

Ответ: Китай и Индия - мировые лидеры по количеству населения. В связи с этим у них наблюдаются проблемы обеспечения населения продовольствием, рабочими местами, образованием и пр. Проводя плановую государственную политику Китай и Индия стараются регулировать рождаемость и как результат количество населения, чтоб повысить уровень жизни в стране.

в) Население мира размещается неравномерно?

Ответ: Мировое население размещено неравномерно. Так 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши.

г) Городское население концентрируется прежде всего в больших городах?

Ответ: Крупные города обладают лучшей инфраструктурой, что привлекает население из сельской местности в города. Однако стоит отметить, что нет единого для всех стран понятия «город». Так для некоторых стран крупный город будет с населением более 100 тысяч человек, а для другой страны с населением 5000 тысяч и меньше.

22.3. Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы.

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Экономическая активность населения - степень вовлечения населения в хозяйственное производство.

22.4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?

При создании карт, характеризующих население мира, используется огромное количество картографических способов, среди которых наиболее распространены:

Способ качественного фона (для обозначения численности и плотности населения, смертности, рождаемости и пр.);

Точечный способ (используется для обозначения населенных пунктов);

Знаки движения (применимы к таким социальным явлениям как миграции населения);

Картодиаграммы и картограммы (служат для перевода в наглядный образ таких статистических данных как уровень рождаемости, религиозный и национальный состав и пр.).

22.5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».

Демографический взрыв – образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг. Основной причиной, которая привела к данному взрыву является снижение уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости. На снижение уровня смертности повлияло: развитие здравоохранения, распространение мер гигиены, улучшение материальных условий жизни. Темпы прироста населения отличаются в развитых и развивающихся станах. Особенно быстро население растет в развивающихся странах, в то время как в развитых странах темпы ниже.

Следствия демографического взрыва: чрезвычайно быстрый рост населения Земли, усиление неравномерности в размещении населения мира (9/10 населения Земли проживает в развивающихся странах).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

На размещение населения влияют природные факторы, так в первую очередь население заселяет территории с благоприятными условиями. Значительную роль играет исторический фактор. Сегодня на размещение населения влияет уровень экономического развития региона мира, страны.

3. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать, что привело к новому «миграционного взрыв». Основная причина этих миграций - экономическая, так как в разрушенных после войны странах была плохая экономическая ситуация.

4. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?

Главные черты процесса урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах с развитой инфраструктурой, расширении городов за счет включения в городскую черту новых территорий с сельским населением.

Как вы думаете:

1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?

Так как человек может изменить среду обитания под себя, то выбор места проживания человеком может не зависеть от природных условий и основываться только на его предпочтениях.

2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Так как население Земли постоянно растет, то увеличивается и средняя плотность населения

3. Почему один из отчётов ООН был назван «Наш демографически разделённый мир»?

Уровень социально-экономического развития страны влияет на рождаемость. Так в развитых странах рождаемость низкая (чуть больше смертности, равна или меньше её). В развивающихся странах ситуация противоположная. Так высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности. Таким образом мир разделен на регионы, которые сильно отличаются между собой по уровню естественного прироста населения.

4. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Данное мнение имеет право быть, так как в развитых странах наблюдается нулевой или отрицательный естественный прирост, что приводит к увеличению людей пожилого возраста в возрастной структуре. Так как все больше стран выходит на высокий уровень социально-экономического развития, то можно предположить, что в этих странах также будет увеличиваться доля пожилых людей.

Знаете ли вы:

1. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства: 14-8=6 или 22-8=14?

Вторая формула характеризует страны с вторым типом воспроизведения.

2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?

Страны перечисленные в пункте А - это страны со вторым типом воспроизведения населения. В пункте Б перечислены страны с первым типом воспроизведения населения.

3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

Ответ: Хиндустанцы, русские, англичане.

4. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина; 2) Нидерланды; 3) Италия; 4) Греция; 5) Филиппины; 6) Индонезия; 7) Судан; 8) Аргентина?

Ответ: Италия, Филиппины, Аргентина.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. Привести примеры стран, находящихся на втором, третьем и четвёртом этапах демографического перехода?

1-ый этап: Судан.

2-ой этап: Бутан.

3-ий этап: Турция.

4-ый этап: Германия.

4. Указать, какие из приведённых ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Мозамбик, Судан, Таджикистан, Уганда, Филиппины, Австралия?

К первому типу воспроизведения относятся: Австрия, Италия, Австралия, Филиппины.

Ко второму типу воспроизведения: Индия, Мозамбик, Судан, Уганда, Иордания, Таджикистан.

5. Охарактеризовать географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах?

Первый тип воспроизведения населения характерен для стран Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и некоторых стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили).

Второй тип воспроизведения: страны Африки, Азии, большинство стран Латинской Америки.

6. Рассказать о значении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни и дать его количественную характеристику?

Ожидаемая продолжительность жизни является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале XXI в. ожидаемая продолжительность жизни для всего мира 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляют 75 и 81, для развивающихся - 66 и 69, в том числе для наименее развитых стран - 55 и 58 лет.

7. Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира?

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Данное родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного праязыка. Самая распространённая из них - индоевропейская семья. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском.

8. Выбрать правильный ответ: ислам исповедует большинство жителей: Испании, Индии, Ирана, Пакистана, Индонезии, Алжира, Бразилии?

Ответ: Иран, Пакистан, Индонезия, Алжир.

9. Указать, какие из перечисленных ниже регионов и стран являются главными очагами привлечения трудовой миграции населения: Западная Европа, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия, Северная Афри-ка, Северная Америка, Россия, Австралия, Германия?

Ответ: Западная Европа, страны Персидского залива, Северная Америка, Германия, Австралия.

10. Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира.

(Данные взяты за 2015 г)

11. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

Ответ: Эфиопия – 15% от населения страны, Китай – 47% от населения страны, Германия – 75%, США – 80%, Аргентина – 87%, Австралия – 88%, Великобритания – 89%.

Население нашей планеты, составляющее ныне свыше 5 млрд человек, растет очень быстро - в сутки на четверть миллиона человек. Только за текущее десятилетие численность населения мира вырастет на 1 млрд человек (а это в сущности почти население современного Китая).

Однако в разных частях Земли темпы изменения численности населения разные. Основная масса новых жителей рождается в развивающихся странах, тогда как в группе экономически население растет либо умеренными темпами, либо очень медленно (либо даже сокращается).

Иной тип воспроизводства населения характеризуется средними и даже низкими , а также низкими показателями смертности и замедлением (или стабилизацией) темпов роста населения. Он характерен для экономически .

Подавляющее большинство населения мира проживает ныне в развивающихся странах, причем их доля в мировом населении постоянно растет. В 1990 г. в развивающихся странах проживало более 3 млрд чел. В период с 1990 по 2025 гг. (по прогнозам) увеличат свое население еще на 3 млрд человек, что составит 95% прироста мирового населения.

Увеличение населения в мире можно было бы только приветствовать, если бы оно не сопровождалось ростом числа голодающих, бедных, неграмотных, безработных, а также деградацией земель, ухудшением качества жизни и окружающей среды.

Разные типы воспроизводства населения определяют формирование его структуры: возрастного и полового состава, от которого, в свою очередь, зависит обеспеченность страны ресурсами.

Доля детей в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки обычно превышает 40% от численности населения страны, а иногда достигает и 50% ( , и др.).

А в странах Европы, например, доля детей в общей численности населения страны часто составляет менее 20%. При этом велика доля пожилых людей - около 20% (так как с улучшением условий жизни населения, успехами здравоохранения и пр. растет показатель ожидаемой ). В развивающихся же странах доля пожилых людей в населении значительно ниже - около 6%

Средний мировой показатель ожидаемой продолжительности жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так, в и он достигает отметки 79-80 лет для женщин и 74-75 лет для мужчин (это лучшие в мире показатели при среднемировых - 65-69 лет). В развивающихся странах (особенно в мусульманских) средняя продолжительность жизни у мужчин выше, чем у женщин, но сами показатели часто ниже среднемировых.

Половозрастная структура населения (соотношение мужского и женского населения по возрастным группам) во многом определяет размер трудовых ресурсов (так, например, в мусульманских странах женщины очень слабо вовлечены в общественное производство). При этом часто используется понятие «экономически активное население» - часть трудовых ресурсов, непосредственно занятых в материальном производстве и нематериальной сфере (т. е. в народном хозяйстве).

В мире (в целом) наблюдается устойчивое снижение темпов прироста населения. Но есть страны и регионы, например, где демографическая ситуация отличается особой сложностью, темпы роста населения высокие, что в сущности обусловливает дальнейшее ухудшение социального положения людей.

Изменить существующее положение дел призвана государственная демографическая политика - система мер, предпринимаемых государством в целях воздействия на естественное движение населения, и регулирующая процесс воспроизводства населения.

В одних странах - это меры по стимулированию рождаемости, особенно в странах, для которых характерно понятие «демографический кризис» (т. е. Р=С или Р<С).

А в других государствах в последние годы проводится политика планирования семьи в целях снижения рождаемости. Например, в (самой большой по численности населения стране мира) в результате проведения были достигнуты наиболее ощутимые результаты - годовой прирост населения снизился с 28 промилле (1968 г.) до 11 промилле (в 1990-е гг.), т. е. естественный прирост стал даже ниже среднемирового (растет поколение «без братишек и сестренок»).

Политику государственного ограничения рождаемости проводят также , и ряд других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Причем в последнем регионе демографическая политика отличается наименьшей эффективностью (особенно в слаборазвитых странах Африки). Неграмотность взрослого населения является одним из существенных препятствий для успешного проведения этой политики. В современном мире около 1 млрд человек среди населения старше 15 лет - неграмотны.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «kingad.ru» — УЗИ исследование органов человека